Мечеть Кутубия
Мечеть Кутубия | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Округ | Марракеш |
Область | Марокко |
Год освящен | 1158 (нынешняя мечеть) |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Марракеш , Марокко |
Географические координаты | 31 ° 37'27" с.ш. 7 ° 59'37" з.д. / 31,624124 ° с.ш. 7,993541 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Мавританский ( Альмохад ) |
Основатель | Абд аль-Мумин |
Новаторский | 1147 г. (первая мечеть) |
Завершенный | Между 1158 и 1195 годами (нынешняя мечеть) |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | Один |
Высота минарета | 77 м |
Материалы | Кирпич, песчаник, дерево |
Мечеть Кутубия или мечеть Кутубия ( арабский : Мечеть Кутубия Арабское произношение: [jaːmiʕu‿lkutubijːa(h)] ) [а] Самая большая мечеть в Марракеше , Марокко . [2] Он расположен в юго-западном квартале Медина Марракеша, недалеко от рынка Джемаа-эль-Фнаа , в окружении больших садов.
Мечеть была основана в 1147 году халифом Абд Альмохадов аль-Мумином сразу после того, как он отвоевал Марракеш у Альморавидов . Вторая версия мечети была полностью перестроена Абд аль-Мумином около 1158 года, а Якуб аль-Мансур, возможно, завершил строительство минарета около 1195 года. [3] Эта вторая мечеть представляет собой строение, которое стоит сегодня. Это важный пример архитектуры Альмохадов и архитектуры марокканских мечетей в целом. [3] Башня - минарет высотой 77 метров (253 фута) украшена различными геометрическими арочными мотивами и увенчана шпилем и металлическими шарами. Вероятно, это вдохновило на создание других зданий, таких как Хиральда в Севильи и Башня Хасана в Рабате , которые были построены вскоре после этого в ту же эпоху. [4] [5] [6] [7] Минарет также считается важной достопримечательностью и символом Марракеша. [8] [9]
Этимология
[ редактировать ]Название мечети происходит от арабского слова кутубийин ( كُتُبيين ), что означает «книготорговцы». [10] Мечеть Кутубия, или Мечеть книготорговца, отражает торговлю книгами, практикуемую на близлежащем базаре. [10] В одно время [ когда? ] около 100 продавцов книг работали на улицах у подножия мечети. [11] [12] [13]
География
[ редактировать ]

Мечеть расположена примерно в 200 метрах (660 футов) к западу от городского Джемаа-эль-Фна базара , известного рынка, существующего с момента основания города. [12] Он расположен на авеню Мухаммеда V, напротив площади Фуко. Во время французской оккупации сеть дорог в Вилле Нувель была развита, и мечеть стала центральной достопримечательностью . [10] К западу и югу от мечети находится примечательный розарий, а напротив авеню Хумман-эль-Фетуаки находится небольшой мавзолей эмира Юсуфа Альморавидов ибн Ташфина , одного из великих строителей Марракеша, состоящий из простой зубчатой конструкции. [12]
На эспланаде мечети, выходящей на Джемаа-эль-Фна, можно увидеть руины первой мечети Кутубия. [13] Часть периметра Ксар аль-Хаджара, оригинальной каменной крепости, построенной в 1070 году Абу Бакром ибн Умаром , основателем города Альморавидов, также была обнаружена на северной стороне первоначальной мечети. Сегодня в северо-восточном углу этих руин и в других местах вокруг прилегающей площади также видны различные останки, приписываемые дворцу Али ибн Юсуфа , построенному рядом с крепостью и завершенному в 1126 году, прежде чем он был снесен Альмохадами, чтобы освободить место для их новая мечеть. [14] [15] Прямо к востоку от нынешней мечети находится обнесенная стеной резиденция 19-го века, известная как Дар Мулай Али , которая сейчас служит французским консульством. [16]
Также на той же эспланаде находится небольшое белое куполообразное здание Кубба (или Кубба) Лаллы Зохры . Это могила Фатимы Зохры бинт аль-Куш (также называемой Лалла Зохра), женщины-мистика, которая умерла в начале 17 века и была похоронена здесь недалеко от мечети. [17]
История
[ редактировать ]Завоевание Альмохадов и реформа Марракеша
[ редактировать ]Город Марракеш был основан около 1070 года династией Альморавидов в качестве своей столицы, но был захвачен в 1147 году под Альмохадами предводительством Абд аль-Мумина . [18] Хотя Альмохады решили сделать своей столицей и Марракеш, они не хотели никаких следов религиозных памятников, построенных Альморавидами, их стойкими врагами, поскольку считали их еретиками . [6] Сообщается, что они снесли все мечети в городе, включая главную мечеть, мечеть Бен Юсефа , утверждая, что мечети Альморавидов не соответствуют надлежащему кыбле (направлению молитвы). [6]
Поскольку бывшая большая мечеть Альморавидов (то есть первоначальная мечеть Бен-Юсефа) уже была тесно интегрирована в окружающую городскую структуру, для Альмохадов было нецелесообразно восстанавливать на том же месте совершенно новую мечеть со значительно иной ориентацией. [4] Возможно, мечеть даже не снесли, а просто оставили ее заброшенной. [6] Альмохады, возможно, также хотели, чтобы главная мечеть города располагалась ближе к касбе и королевским дворцам, как это было принято в других исламских городах. [6] В результате Абд аль-Мумин решил построить новую мечеть рядом с бывшей касбой Альморавидов, Ксар эль-Хаджар, которая стала местом расположения нового королевского дворца Альмохадов, расположенного к западу от главной площади города (что сегодня это Джемаа эль-Фна ). [19]
Альмохадов и Альморавидов киблы Выравнивание
[ редактировать ]Вопрос о выравнивании киблы Кутубии и других мечетей Альмохадов (и средневековых исламских мечетей в целом) является сложным и часто неправильно понимается. [20] [21] Альмохады оправдывали разрушение существующих мечетей Альморавидов тем, что их кыбла была направлена слишком далеко на восток, что Альмохады сочли неправильным, поскольку они предпочитали традицию, существовавшую в западном исламском мире ( Магрибе и Альмохаде). Андалус ), согласно которому кибла должна быть ориентирована на юг. [22] На самом деле это выравнивание было дальше от «истинной» киблы, используемой сегодня в современных мечетях повсюду. [20] который указывает прямо на Мекку (т.е. на кратчайший путь по поверхности Земли между мечетью и Меккой). [23] [24] Ориентация киблы менялась на протяжении средневекового периода в Марокко, но Альмохады обычно следовали ориентации между 154° и 159° (числа выражаются как азимут от истинного севера ), тогда как «истинная» кибла в Марракеше составляет 91° (почти точно на восток). ). [25] [20] Эта истинная кыбла в конечном итоге была принята в наше время и проявляется в более поздних мечетях, включая нынешнюю мечеть Бен-Юсефа, перестроенную в 1819 году с углом кыблы 88° (немного слишком далеко на север, но очень близко к 91°). [20]
Средневековые мусульмане обладали достаточными математическими знаниями, чтобы рассчитать достаточно точную «истинную» киблу . [25] [20] Более восточная ориентация киблы (приблизительно в сторону Мекки) уже была очевидна в королевской мечети Мадинат аль-Захра (недалеко от Кордовы), построенной позже в 10 веке, а также в ориентации первоначальной мечети Альморавида Бен Юсефа (основанной в 1126 г.), оценивается в 103°. [26]
Альмохады, пришедшие к власти после этих периодов, очевидно, выбрали ориентацию киблы , которую они считали более древней и традиционной. Ученые до сих пор подвергают сомнению, была ли их интерпретация киблы истинной и строго соблюдаемой директивой или в основном символическим аргументом, позволяющим отличить себя от Альморавидов. [22] [20] [27] Альмохадов Кибла была похожа на ориентацию киблы престижной Великой мечети Кордовы и мечети Каравийин в Фесе , основанных в ранний период, в конце 8-9 веков. [4] [9] Эта традиционная кыбла была основана на высказывании ( хадисе ) Мухаммеда , в котором говорилось: «То, что находится между востоком и западом, является киблой » (скорее всего, в отношении его времени в Медине , к северу от Мекки), что, таким образом, узаконило южные выравнивания. [28] [29] Эта практика, возможно, также была направлена на имитацию ориентации стен прямоугольной конструкции Каабы внутри Великой мечети Мекки , основываясь на другой традиции, которая считала разные стороны Каабы связанными с разными частями мусульманского мира. В этой традиции северо-западный фасад Каабы ассоциировался с Аль-Андалусом, и, соответственно, Великая мечеть Кордовы была ориентирована на юго-восток, как если бы она была обращена к северо-западному фасаду Каабы, причем ее главная ось параллельна главной оси Каабы. Структура Каабы (ориентирована с юго-востока на северо-запад). [21] Это архитектурное выравнивание обычно достигалось с помощью астрономических выравниваний, чтобы воспроизвести соответствующую ориентацию самой Каабы, чья малая ось совпадает с направлением восхода солнца во время летнего солнцестояния . [21] [4] [20]
Первая мечеть Кутубия
[ редактировать ]
Наиболее общепринятая хронология строительства мечети - это та, которая первоначально была предложена французскими учеными Анри Террасом и Анри Бассетом во время изучения памятников Альмохадов в первой половине 20-го века, с дальнейшими уточнениями Гастоном Девердуном в его книге 1959 года о Марракеше. [30] Согласно этой точке зрения, Абд аль-Мумин начал строительство первой мечети Кутубия в 1147 году, в том же году, когда он завоевал город. [9] [6] [4] [31] Дата завершения строительства первой мечети не подтверждена, но, по оценкам, это был около 1157 года, когда с некоторой уверенностью известно, что в мечети проводились молитвы, поскольку именно в 1157 году знаменитый экземпляр Корана , приписываемый Сюда была перенесена рука халифа Усмана , ранее хранившаяся в Великой мечети Кордовы. [32] [33]
Более недавнее (2022 г.) исследование ученых Антонио Альмагро и Альфонсо Хименеса выступило за переосмысление арабских исторических источников и предложило альтернативную хронологию. [30] Они утверждают, что строительство новой мечети Абд аль-Мумином не было связано с завоеванием города, а могло быть вызвано передачей Корана Усмана в 1157 году. По их мнению, строительство мечети началось в мае 1158 года. и было завершено позже в том же году. Это быстрое строительство стало возможным благодаря использованным методам строительства (кирпич и утрамбованная земля) и повторному использованию имеющихся поблизости материалов. [30]

Хотя сегодня первая мечеть уже не существует, ее планировка хорошо известна благодаря современным раскопкам, начавшимся в 1923 году. [3] Раскопанный фундамент мечети, а также очертания ее михраба и стены киблы все еще видны сегодня на северо-западной стороне второй мечети. [4] [9]
Примыкающая к стенам бывшей касбы Альморавидов, мечеть, возможно, была построена на вершине некоторых пристроек бывшего дворца Альморавидов и, возможно, даже над королевским кладбищем или мавзолеем. [34] Новая мечеть, вероятно, была соединена с соседним королевским дворцом переходом ( сабат Альмохадов ), который позволял халифу входить в молитвенный зал прямо из своего дворца, минуя общественные входы (мало чем отличаясь от аналогичного прохода, существовавшего между Великим Мечеть Кордовы и близлежащий дворец Омейядов ). [3] [6] Этот проход, вероятно, проходил через комнату имама за юго-восточной стеной киблы и, следовательно, мог исчезнуть, когда на этом участке была построена вторая мечеть. [3]

В какой-то момент Абд аль-Мумин также перенес в свою новую мечеть минбар Альморавида мечети Бен Юсефа, первоначально заказанный Али ибн Юсуфом из мастерской в Кордове. [35] Современные археологические раскопки также подтвердили существование в первой мечети Кутубия почти легендарного механизма, который позволял деревянной максуре (ширме, отделяющей халифа и его окружение от остальной толпы во время молитв) подниматься из траншеи в земле. казалось бы, само по себе, а затем таким же образом отреклись, когда халиф ушел. [4] [35] Другой полуавтоматический механизм также позволял минбару выходить и двигаться вперед из камеры хранения (рядом с михрабом ) , по-видимому, сам по себе. Точное функционирование механизма неизвестно, но, возможно, он опирался на скрытую систему противовесов. [35]
Таким образом, новая мечеть Альмохадов с ее предметами из Кордовы и ее близость к дворцу была наполнена великим политическим и религиозным символизмом. Он был тесно связан с правящей династией Альмохадов, а также содержал тонкие отсылки к древнему халифату Омейядов в Кордове , чья великая мечеть была образцом для большей части последующей марокканской и мавританской архитектуры . [36] [9] [37]

Неясно, был ли у первой мечети Кутубия минарет , хотя некоторые историки предполагают, что бывший бастион или ворота касбы Альморавид мог быть повторно использован для первого минарета мечети. [38] Фрагменты такого сооружения сегодня можно увидеть в северо-восточном углу первой мечети. Они были идентифицированы французским археологом Жаком Менье как остатки ворот (называемых Баб Али или Баб Али ибн Юсуф ), принадлежащих к дворцовому расширению касбы Альморавид Али ибн Юсуфом. [14] [39] [30] Это сооружение могло быть преобразовано в первый минарет мечети или служить основанием минарета. [38] [39] Остатки этого минарета, возможно, были видны даже в начале XIX века, когда на рисунке Али-бея эль-Аббасси , похоже, изображена вторая башня, стоящая к северу от современного минарета Кутубия. [38] Альмагро и Хименес утверждали, что видимые сегодня остатки принадлежат первому минарету Альмохадов и что он был построен над угловой башней крепости Альморавидов, а не над дворцовыми воротами. [30]
Вторая (действующая) мечеть Кутубия
[ редактировать ]В какой-то момент Абд аль-Мумин решил построить вторую мечеть, непосредственно примыкающую к юго-восточной ( кибле ) стороне первой мечети. Причины такого необычного решения до сих пор до конца не изучены. [3] [9] Самая популярная историческая версия утверждает, что Абд аль-Мумин обнаружил, возможно, во время ее строительства, что первоначальная мечеть не соответствовала кибле (предположительно в соответствии с критериями Альмохада). [9] Вторая мечеть действительно ориентирована немного южнее, под азимутом 159° или 161° от истинного севера, по сравнению с выравниванием первой мечети под углом 154°, что фактически делает вторую мечеть на 5–7 градусов дальше от истинного севера. выравнивание по отношению к «истинной» или современной кибле . [9] [4] Почему было отдано предпочтение этому несколько иному раскладу, неясно; Возможно, первая мечеть была совмещена со стенами Ксар-эль-Хаджара, и в то время это было сочтено достаточным, но расположение второй мечети более точно соответствовало выравниванию мечети Тинмал (важного религиозного объекта Альмохадов). ), который был построен в то же время. [9] [4] Другими возможными мотивами строительства второй мечети могли быть приспособления к растущему населению. [9] [3] [30] чтобы сделать его более впечатляющим, увеличив его размер вдвое, [40] или даже как предлог для того, чтобы сделать одну из мечетей исключительной для правящей элиты, в то время как другая использовалась населением в целом. [40]

Даты строительства второй мечети также точно не установлены. Один исторический источник, первоначально написанный Ибн Туфайлом и переданный аль-Маккари , утверждает, что Абд аль-Мумин начал строительство мечети в мае 1158 года ( Раби аль-Тани, 553 г. хиджры ) и что оно было завершено с открытием мечети. первые пятничные молитвы в сентябре ( Шаабан ) того же года. [3] [4] Поскольку этот период строительства кажется невероятно коротким, вполне вероятно, что строительство либо началось до мая 1158 года, либо (что более вероятно) продолжалось после сентября 1158 года. [3] [4] [б]
Минарет мечети, который можно увидеть сегодня, также не датирован окончательно. Некоторые исторические источники приписывают его Абд аль-Мумину (правившему до 1163 года), в то время как другие приписывают его Якубу аль-Мансуру (правившему между 1184 и 1199 годами). [3] По мнению французского ученого Гастона Девердуна и некоторых более поздних историков, наиболее вероятный сценарий заключается в том, что строительство минарета было начато до 1158 года и в основном построено Абд аль-Мумином или, по крайней мере, спроектировано по его заказу. [3] [4] [6] Однако вполне вероятно, что Якуб аль-Мансур либо завершил работу во время своего правления, либо добавил небольшую вторичную башню-фонарь на ее вершине в 1195 году. [4] [3]
Вторая мечеть Кутубия была построена почти идентично первой, за исключением измененной ориентации. Планировка, архитектурные решения, размеры и материалы, использованные при строительстве, были практически одинаковыми. [1] Единственные архитектурные различия заключаются в нескольких деталях и в том, что вторая мечеть была немного шире первой. [3] План этажа мечети также немного неровный из-за того, что ее северная стена по-прежнему представляет собой старую южную стену первой мечети, которая находится под немного другим углом (из-за другой ориентации киблы ). [4]
Мечеть Кутубия, а точнее ее минарет, была предшественником двух других сооружений, построенных по тому же образцу: Башни Хасана в Рабате (монументальной мечети, начатой Якубом аль-Мансуром, но так и не законченной) и Великой мечети Севильи. , Испания, чей минарет сохранился как Хиральда . Таким образом, он стал одной из моделей последующей мароккано-андалузской архитектуры. [41] [42]
Заброшенная первая мечеть
[ редактировать ]
Неизвестно, когда первая мечеть на самом деле была заброшена, и неизвестно наверняка, была ли она в какой-то момент сознательно снесена или просто заброшена и позволила прийти в упадок. Многие ученые полагают, что две мечети, скорее всего, какое-то время сосуществовали как одна большая мечеть. [9] [27] [30] Если это правда, то старая стена киблы (южная) первой мечети, которая стала северной стеной второй мечети, вероятно, была открыта во многих местах, чтобы облегчить перемещение между старыми и новыми зданиями. Это было запечатано только позже, как и сегодня. [31] : 128 Кроме того, нынешний минарет мечети, по-видимому, был интегрирован в структуру обеих мечетей, о чем свидетельствуют остатки галереи, принадлежащей первой мечети и до сих пор прикрепленной к основанию минарета. [43]
Девердан в своем исследовании Марракеша в 1959 году предположил, что первая мечеть была заброшена только после того, как Якуб аль-Мансур построил новую Касбу , или королевскую цитадель, южнее. В рамках этой цитадели аль-Мансур воздвиг новую мечеть Касба , построенную в 1190 году, которая впоследствии служила главной мечетью халифа и правящей элиты. [3] Таким образом, это сделало бы старую Кутубию менее полезной, особенно первую мечеть, которая была пристроена к прежнему, ныне заброшенному, королевскому дворцу. Также возможно, что первая Кутубия была разобрана, чтобы повторно использовать ее материалы при строительстве новой касбы и ее мечети. [3] [4]
Альмагро и Хименес в своем исследовании 2022 года предполагают, что и первая, и вторая мечети продолжали действовать как одна мечеть до 17 века. [30] Они предполагают, что во второй половине 17 века, когда власть династии Саади пала и Марракеш переживал период упадка, мечеть находилась в запустении и пришла в запустение. Когда во второй четверти XVIII века в Марракеше началось возрождение, вторая часть мечети была восстановлена, а некоторые ее части перестроены, но старая часть, которая, вероятно, была более сильно разрушена, была заброшена, а не восстановлена. На этом этапе проходы, соединявшие две секции, были перекрыты, в результате чего вторая мечеть превратилась в отдельное здание, каким оно выглядит сегодня. [30]
Современный период
[ редактировать ]
О мечети раннего Нового времени сохранилось мало документации. [30] Основываясь на стилистических соображениях, Альмагро и Химнес утверждают, что богато украшенные деревянные потолки мечети (особенно над центральным нефом) датируются где-то периодом алави и после 17 века, скорее всего, во время реставрации 18 века. [30] Согласно записям XIX века, алавитские султаны Мухаммад IV (годы правления 1859–1873) и Хасан I (годы правления 1873–1894) восстановили верхнюю часть минарета. [30] Дальнейшая реставрация проводилась в течение 20 века. [30]
Минарет мечети изображен на Башне мечети Кутубия , картине Уинстона Черчилля, написанной после конференции в Касабланке 1943 года . [44] Мечеть и ее минарет были восстановлены в конце 1990-х годов. [11] [45] В 2016 году мечеть была оснащена солнечными батареями, солнечными водонагревателями и энергоэффективными светодиодными фонарями в рамках усилий по повышению зависимости государственных мечетей от возобновляемых источников энергии. [46]
Мечеть по-прежнему действующая, и немусульманам внутрь воспрещено. Тем не менее, можно посетить мечеть Тинмал , построенную по тому же принципу, которая не действует, но сохранилась как историческое место к югу от Марракеша. [47]
8 сентября 2023 года магнитудой 6,8 МБ землетрясение повредило мечеть. [48] [49] На видеозаписи во время землетрясения видно, как трясется конструкция мечети. [50] [51] Здание устояло после землетрясения. [51] но в минарете наблюдались трещины. [52] [53] В марте 2024 года мечеть вновь открылась после завершения ремонтных работ. [54]
Архитектура
[ редактировать ]
Архитектурные детали первой мечети и второй мечети практически идентичны, за исключением ориентации. [55] Следовательно, то, что верно для одного, верно и для другого, хотя первая мечеть сейчас видна только как археологические находки. [1] Мечеть представляет собой характерный дизайн Альмохадов, а ее различные элементы напоминают элементы многих других мечетей того же периода. План этажа мечети представляет собой слегка неправильный четырехугольник из-за того, что ее северная стена соответствует бывшей южной стене первой мечети и ее другой ориентации. Нынешняя мечеть имеет ширину примерно 90 метров (300 футов), длину 57 метров (187 футов) на западной стороне и длину 66 метров (217 футов) на восточной стороне. [56] Помимо минарета, мечеть обычно построена из кирпича, хотя из песчаника . для некоторых частей внешних стен также используется кладка [1] [57] [58] Те же материалы и методы строительства очевидны и в первой мечети. [59]
Экстерьер
[ редактировать ]
Мечеть расположена на большой площади с садами и ночью освещается прожекторами. [60] Стена на северной стороне первой мечети примыкала к старой крепостной стене Альморавидов ( Ксар эль-Хаджар ). В мечети восемь входов: четыре с западной стороны и четыре с восточной. Восточная сторона выходит на улицу, где располагались книжные магазины, отсюда и название «Мечеть книготорговцев». есть отдельный вход для имама На южной стороне мечети , ведущий к двери на левой стороне михраба . Исторически сложилось так, что первая мечеть Кутубия также имела отдельный вход рядом с михрабом, который правитель использовал для входа непосредственно в максуру . [1] [3]
Интерьер
[ редактировать ]Двор ( сан )
[ редактировать ]Прямоугольный сан или двор находится в северной части мечети. Его ширина 45 метров (148 футов), такая же ширина, как у девяти центральных нефов, и 23 метра (75 футов) в длину или глубину. В центре двора находится фонтан для омовения. [1] В настоящее время деревья также высажены в виде сетки по всему двору. В остальном декор ограничивается арками, идущими по краям двора, причем некоторые из арок выделены вырезанным вокруг них многодольным карнизом. [61]
Молитвенный зал
[ редактировать ]
Внутренний молитвенный зал представляет собой гипостильный зал с более чем 100 колоннами, которые поддерживают ряды подковообразных арок , разделяющих зал на 17 параллельных нефов или проходов, которые проходят перпендикулярно южной стене или примерно с севера на юг. [1] [31] Колонны и арки выполнены из кирпича, покрытого белой штукатуркой. [58] Девять нефов в середине соответствуют ширине двора на севере и проходят по длине шести арок, а четыре крайних нефа непрерывно проходят вдоль восточной и западной сторон двора (что соответствует длине четырех дополнительных арок). , таким образом расширив молитвенный зал по обе стороны двора. Все нефы покрыты потолками из берхлы или марокканского деревянного каркаса внутри и наклонными крышами с зеленой черепицей снаружи. [1] [4]
Михраб киблу , ниша, символизирующая ( направление молитвы), расположена в середине стены киблы (южной стены) молитвенного зала и является центральным элементом его планировки. Молитвенный зал имеет Т-образную форму: центральный неф, совмещенный с михрабом, и другой поперечный (т. е. перпендикулярный) проход, идущий вдоль стены киблы, шире других проходов и пересекаются друг с другом (таким образом образуя букву «Т» внутри). план мечети). [4] [1] Эта планировка встречается в других мечетях Альмохадов и во всех крупных мечетях Магриба на протяжении большей части исламского периода; четкий Т-образный план присутствует в Великой мечети Кайруан 9-го века в Тунисе , а также в более поздних марокканских мечетях. , например, [31] Помимо большей ширины, центральный неф и южный поперечный придел архитектурно выделены и другими способами. В отличие от других нефов, центральный неф покрыт серией купольных потолков, а не длинной наклонной крышей. Центральный неф, а также прилегающие к нему нефы с обеих сторон разделены на пролеты пятью поперечными арками (т.е. арками, перпендикулярными другим аркам). Поперечная арка прямо перед михрабом, а также две параллельные арки по обе стороны от михраба имеют профиль ламбрекена вместо профиля подковы, а их интрадос украшен скульптурой мукарнас . Наконец, южный (или кыбла) поперечный придел мечети окаймлен с северной стороны дополнительным рядом поперечных арок с многодольным профилем , выделяющим его среди остальной части мечети. В других местах также используются поперечные многодольные арки или арки с ламбрекенами, чтобы разграничить пристройки молитвенного зала по обе стороны двора от остальной части мечети. [4] [1]
Южный проход киблы дополнительно украшен пятью тщательно продуманными куполами мукарнас: один перед михрабом, один в обоих южных углах молитвенного зала и еще два между ними (или, в частности, в южном конце крайних нефов, которые пересекаются со двором). Мукарнас состоит из сот или сталактитовых скульптур, состоящих из сотен небольших ниш, расположенных в трехмерной геометрической композиции. Хотя они выполнены в одной и той же технике, точная геометрическая композиция каждого купола мукарнаса в мечети немного отличается. Большинство составляющих ниш гладкие, но в верхних частях геометрических ниш вырезаны восьмиконечные звезды. [62]
Михраб имеет форму, заимствованную из стиля Великой мечети Кордовы , хотя и с некоторыми изменениями в декоративных элементах. [63] Он состоит из подковообразного арочного проема, ведущего в миниатюрную камеру, покрытую восьмиугольным куполом мукарнаса. Резной декор покрывает поверхности стен вокруг арки михраба. Арка окаймлена фестончатым или многодольным карнизом внутри прямоугольной рамы из альфиса с розетками в верхних углах. Над ним расположены пять ложных окон, образующих слепую аркаду , причем два окна заполнены резными арабесками . Все это в свою очередь окружено фризом с геометрическим декором . [4] [31] Стороны проема михраба украшены шестью мраморными колоннами ( по три с каждой стороны), чьи богато резные капители представляют собой сполии, происходящие из Кордовы в Аль-Андалусе и привезенные в Марракеш либо Альмохадами, либо Альморавидами до них. Две двери также обрамляют михраб с обеих сторон: дверь справа предназначена для складского помещения минбара, а дверь слева использовалась имамом для входа в мечеть. Обе двери также окружены соединенными колоннами с капителями из Аль-Андалуса. [64]
Все эти декоративные и архитектурные элементы – купола мукарнас, михрабный декор и иерархическое расположение арок – в схожей форме и расположении встречаются в мечети Тинмал, построенной в тот же период, что и Кутубия. [31] и во многих более поздних мечетях, таких как Саадианские мечети 16-го века Баб Дуккала и Муассин . [65]
Минарет
[ редактировать ]Общий дизайн
[ редактировать ]
Минарет спроектирован в стиле Альмохадов и построен из бутовой кладки с использованием песчаника . [66] [67] Исторически он был покрыт розовой штукатуркой Марракши , но в 1990-х годах эксперты решили обнажить оригинальную каменную кладку и удалили штукатурку. [11]
Конструкция представляет собой высокий квадратный или кубовидный вал, занимающий около четырех пятых его высоты. [1] На вершине этой главной шахты находится платформа под открытым небом, на которую можно попасть изнутри башни. На вершине находится вторая квадратная шахта меньшего размера, увенчанная рифленым куполом. Полная высота минарета от земли до вершины навершия составляет около 77 метров (253 фута). [68] Главный вал имеет высоту 55,68 метра (182,7 фута) и квадратное основание со стороной 12,81 метра (42,0 фута). [30] Вторая, верхняя шахта имеет квадратное основание размером 6,88 метра (22,6 фута) на сторону. [30] а его верхний край (не включая купол и навершие) достигает высоты около 69,5 метров (228 футов) над землей. [69]
Таким образом, соотношение высоты и ширины минарета составляет чуть более 5:1, что ознаменовало изменение конструкции минарета в Магрибе, поскольку эти пропорции сделали минарет Альмохадов выше и стройнее по сравнению с более ранними образцами в Северной Африке. [70] Минарет Кутубия впоследствии стал образцом для более поздних минаретов, построенных в регионах, перешедших под влияние Альмохадов. [71]
Выдающееся положение башни делает ее знаковым сооружением Марракеша, которое поддерживается постановлением, запрещающим строить вокруг нее любые высотные здания (выше высоты пальмы). [12] Муаззин азан традиционно произносил с четырех сторон света с платформы на вершине минарета , призывая верующих к молитве. [11]
Внешняя отделка
[ редактировать ]Многие декоративные элементы минарета также встречаются в других религиозных зданиях страны, например, широкая полоса керамической плитки наверху и чередование различных, но связанных между собой мотивов на каждом фасаде минарета. Главный вал отмечен панелями утопленной кладки, образующими глухие арки и глухие аркады различной конструкции, включая арки с ламбрекенами и пересекающиеся многодольные арки. Они заключены в прямоугольные рамы вокруг окон башни. Каждый из четырех фасадов имеет разные серии этих композиций глухих арок, но самый верхний ярус на каждом фасаде одинаков и представляет собой панель из четырех пересекающихся многодольных арок. [72] [1]
Поверхность башни когда-то имела полихромный декор, нанесенный на раствор или штукатурку, подчеркивающий некоторые глухие арки, ниши и перемычки. Хотя сегодня остались только следы, это один из немногих сохранившихся примеров такого украшения периода Альмохадов. [73] Украшение в основном выполнено в охристо -желтом цвете на охристо-красном фоне или в темном цвете на светлом фоне. Помимо некоторых простых геометрических мотивов, наиболее сложными примерами являются цветочные композиции, основанные на мотиве дерева жизни . Есть также медальоны, содержащие стилизованные куфические надписи со словами аль-Мулку Лиллах (араб. الملک للہ , букв. «Суверенитет принадлежит Богу») и аль-иззу Лиллах (араб. العز لله , букв. «Слава Богу»). . [73]
Белые и зеленые плитки на вершине минарета прикреплены гвоздями к деревянному каркасу, вмонтированному в каменную поверхность позади них. [74] Эта плитка, образующая мозаику с простым геометрическим узором, упоминается Джонатаном Блумом как самый ранний достоверно датированный образец зеллиджа в Марокко. [75]

Над этой полосой зеллиджа верхний край главной шахты минарета увенчан ступенчатыми зубцами . [1] Меньшая второстепенная шахта минарета, возвышающаяся здесь над платформой, украшена многодольными арками вокруг пары окон на каждом из четырех фасадов, которые затем увенчиваются панелями с отделкой себка . По углам шахты, между этими панелями, поверхности покрыты своеобразной известью, на которой нанесен геометрический узор на основе восьмиконечной звезды. [74]
Финал
[ редактировать ]Минарет увенчан традиционным навершием ( джамур ). [76] шест с тремя сферами, уменьшающимися в размерах к вершине, самая большая из которых имеет диаметр 2 метра (6,6 фута). Сферы изготовлены из медного покрытия, склепанного вместе. [77] Рядом с медными шарами, образующими шпиль, находится флагшток, который используется для поднятия религиозного зеленого флага Пророка , что муаззин делает каждую пятницу и по религиозным праздникам. [ нужна ссылка ]
Популярная легенда о шарах, имеющая различные вариации, утверждает, что они сделаны из чистого золота. Первоначально легенда была связана с минаретом мечети Касба, расположенной дальше на юге (у которого есть аналогичный навершие), но в наши дни вместо этого ее часто связывают с Кутубийей. [78] [76] Одна из версий легенды утверждает, что когда-то их было только три и что четвертая была подарена женой Якуба аль-Мансура в качестве покаяния за то, что однажды она прервала трехчасовой пост во время Рамадана . [45] Она расплавила свои золотые украшения, чтобы сформировать четвертый глобус. [12] [79] Другая версия легенды гласит, что изначально шары были полностью сделаны из золота и изготовлены из украшений жены Саади Султана Ахмада аль-Мансура. [80]
Он будет угрожать интерьеру
[ редактировать ]Внутри главной шахты последовательно расположены шесть комнат, одна над другой. На всю башню можно подняться по широкому внутреннему пандусу, который позволял муаззину подняться на вершину на лошади. [81] [12] Различное расположение внешнего фасада минарета соответствует положению оконных проемов, расположенных в разных точках восходящего пандуса внутри. Внутренние помещения также оживлены разной степенью отделки и сводчатыми потолками разной конструкции. Самая верхняя (шестая) камера особенно примечательна своим орнаментальным ребристым купольным потолком (похожим на купола Великой мечети Кордовы) с мукарна узорами и геометрическими узорами. [82] Некоторые поверхности стен внутри минарета также исписаны различными граффити в виде архитектурных и декоративных узоров, возможно, оставленных ремесленниками и архитекторами, работавшими над мечетью на протяжении многих лет. [83]
Кафедра мечети Кутубия
[ редактировать ]История
[ редактировать ]
(кафедра) мечети Кутубия Оригинальный минбар был заказан Али ибн Юсуфом , одним из последних правителей Альморавидов , и создан мастерской в Кордове , Испания ( Аль-Андалус ). [35] [84] Его производство началось в 1137 году и, по оценкам, заняло семь лет. [85] Его считают «одним из непревзойденных творений исламского искусства». [1] [80] Его художественный стиль и качество оказали огромное влияние и установили стандарт, которому неоднократно подражали, но так и не превзошли в последующих минбарах в Марокко и некоторых частях Алжира. [35] Считается, что минбар изначально был размещен в первой мечети Бен Юсефа (названной в честь Али ибн Юсуфа, но полностью перестроенной в последующие века). [35] перенес его Альмохадов Затем правитель Абд аль-Мумин в первую мечеть Кутубия, а позже перенес во второе воплощение этой мечети. Он оставался там до 1962 года, когда был перенесен во дворец Эль-Бади , где сейчас выставлен на обозрение посетителям. [1]
Описание
[ редактировать ]

Минбар представляет собой по существу треугольную структуру, на стороне гипотенузы которой находится лестница с девятью ступенями. [86] Его длина 3,46 метра (11,4 фута), ширина 0,87 метра (2 фута 10 дюймов) и высота 3,86 метра (12,7 фута). [87] [35] Основная конструкция выполнена из древесины североафриканского кедра , хотя ступени были сделаны из орехового дерева, а основание минбара - из елового дерева. [35] Поверхности декорированы сочетанием маркетри и инкрустации . Большие треугольные грани минбара с обеих сторон покрыты сложным и креативным мотивом, сосредоточенным вокруг восьмиконечных звезд, из которых затем переплетаются декоративные полосы с инкрустацией из слоновой кости и повторяют тот же узор на остальной поверхности. Пространства между этими полосами образуют другие геометрические формы, которые заполнены панелями с глубоко вырезанными арабесками , сделанными из древесины разного цвета ( самшит , мармелад и черное дерево ). [35] полоса Коранических надписей черном шириной 6 сантиметров (2,4 дюйма) куфическим письмом на дереве и кости. Вдоль верхнего края балюстрад проходит [35] Другие поверхности минбара украшены множеством других мотивов. Примечательно, что ступени минбара украшены изображениями аркады мавританских (подковообразных) арок , внутри которых расположены изогнутые растительные мотивы, полностью выполненные в технике маркетри из разноцветного дерева. [35]
Механизм перемещения минбара и максуры
[ редактировать ]Исторические источники описывают загадочный полуавтоматический механизм в мечети Кутубия, с помощью которого минбар выходил, по-видимому, сам по себе, из своего складского помещения рядом с михрабом и перемещался вперед на позицию для проповеди имама . Точно так же максура мечети (деревянная перегородка, которая отделяла халифа и его окружение от широкой публики во время молитвы) также убиралась таким же образом и поднималась из земли, когда халиф посещал молитвы в мечети, а затем убиралась. однажды он ушел. [35] Этот механизм, вызвавший большое любопытство и удивление у современных наблюдателей, был разработан инженером из Малаги по имени Хадж аль-Яиш, который также выполнил другие проекты для халифа. Современные археологические раскопки, проведенные в первой мечети Кутубия, нашли доказательства, подтверждающие существование такого механизма, хотя его точная работа до конца не установлена. Одна теория, которая кажется правдоподобной на основании вещественных доказательств, заключается в том, что он приводился в движение скрытой системой шкивов и противовесов. [35] [88]
См. также
[ редактировать ]- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Марокко
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
- Мавританская мечеть, Капуртала
Примечания
[ редактировать ]- ^ Название мечети также по-разному переводится как Джами аль-Кутубия, Мечеть Кутубия или Мечеть Кутубийин. [1]
- ↑ В своем исследовании 2022 года Альмагро и Хименес интерпретируют этот источник как относящийся к первой мечети, а не ко второй мечети. Они утверждают, что строительство второй мечети было начато где-то до 1163 года. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Университет письменности» . АрхНет . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 101. ИСБН 2747523888 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 172–194.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 90–169, 194–222.
- ^ Эверт, Кристиан (1992). «Архитектурное наследие исламской Испании в Северной Африке». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 85–95. ISBN 0870996371 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 306–314. ISBN 9780748646821 .
- ^ Хаттштейн, Маркус и Делиус, Питер (ред.) Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн.
- ^ Грегг, Гэри С. (15 февраля 2007 г.). Культура и идентичность в мусульманском обществе . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-19-531003-0 . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 101–102, 238–243. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: а б с «Мечеть Кутубия» . Нью-Йорк Таймс . 5 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2012 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кламмер, Пол (2009). Марокко . Одинокая планета. п. 299. ИСБН 9781741049718 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тайм-аут Марракеш: Эс-Сувейра и Высокий Атлас . Руководство по тайм-ауту. 2007. с. 69. ИСБН 9781846700194 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хамфрис, Даррен (2010). Марокко Фроммера . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470560228 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 91–98.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 212–213. ISBN 2747523888 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 291. ИСБН 2747523888 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 428–429.
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 337, 341. ISBN. 9780748646821 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 241–242. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 120–131. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: а б с Кинг, Дэвид А. (1995). «Ориентация средневековой исламской религиозной архитектуры и городов». Журнал истории астрономии . 26 (3): 253–274. Бибкод : 1995JHA....26..253K . дои : 10.1177/002182869502600305 . S2CID 117528323 .
- ^ Jump up to: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. п. 307. ИСБН 9780748646821 .
- ^ Кинг, Дэвид А. (2004). «Сакральная география ислама» . В Коэтсере, Теун; Бергманс, Люк (ред.). Математика и божественное: историческое исследование . Амстердам: Эльзевир . стр. 161–178. ISBN 978-0-08-045735-2 .
- ^ Алмакки, Гази; Снайдер, Джон (1996). «Расчет азимута от одного места к другому. Пример определения киблы на Мекку». Cartographica: Международный журнал географической информации и геовизуализации . 33 (2): 29–36. дои : 10.3138/C567-3003-1225-M204 . ISSN 0317-7173 .
- ^ Jump up to: а б Бонин, Майкл Э. (1990). «Священное направление и структура города: предварительный анализ исламских городов Марокко». Мукарнас . 7 : 50–72. дои : 10.2307/1523121 . JSTOR 1523121 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 122–129. ISBN 2747523888 .
- ^ Jump up to: а б Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 320–324. ISBN 9782350314907 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 124. ИСБН 2747523888 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 92.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Альмагро, Энтони; Хименес, Альфонсо (7 октября 2022 г.). «Возвращение к мечети Кутубия в Марракеше » Девушки онлайн 39 (1): 255–288. дои : 10.1163/22118993-00391P11 . ISSN 0732-2992 . S2CID 253138713 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 127–130. ISBN 9780300218701 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 183–184.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. п. 242. ИСБН 2747523888 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Блум, Джонатан ; Туфик, Ахмед ; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. ISBN 9780870998546 .
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 281–284, 306–308, 314. ISBN. 9780748646821 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 120–126.
- ^ Jump up to: а б с Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 179.
- ^ Jump up to: а б Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. п. 51.
- ^ Jump up to: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. п. 312. ИСБН 978-0-7486-4682-1 .
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 306–323. ISBN 978-0-7486-4682-1 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт.
- ^ Стокстилл, Эбби (2018). «Повесть о двух мечетях: Масджид аль-Джами аль-Кутубия в Марракеше » Девушки онлайн 35 (1): 65–82. дои : 10.1163/22118993_03501P004 . S2CID 188387747 .
- ^ «Анджелина Джоли продает картину Уинстона Черчилля за рекордные 7 миллионов фунтов» . Новости Би-би-си . 2 марта 2021 г. Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Грубые гиды — Кутубия» . Грубые гиды . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Хеккинг, Морган (20 мая 2020 г.). «Марокканская Кутубия, Ас-Сунна среди самых зеленых мечетей мира» . Мировые новости Марокко . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Кальмеджан, Кристиан Берес (20 апреля 2009 г.). Американские силуэты: история страданий . АвторДом. п. 87. ИСБН 978-1-4389-5996-2 . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Историческая мечеть Марракеша повреждена землетрясением в Марокко» . Аадж английское телевидение . 9 сентября 2023 г. Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Мусса, Ахмед Адель (9 сентября 2023 г.). «Минарет исторической мечети Кутубия был поврежден в результате землетрясения в Марокко... (Видео) » Родина (на арабском языке) . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Тьюсинг, Дэвид (10 сентября 2023 г.). «Историческая мечеть Кутубия в Марракеше повреждена смертоносным землетрясением» . Национальный . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Коттасова, Ивана (10 сентября 2023 г.). «Землетрясение повредило многовековые памятники Марракеша, но пощадило современный город» . CNN . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Раху, Джихане (9 сентября 2023 г.). «ЮНЕСКО выражает обеспокоенность по поводу культурного наследия Марракеша после землетрясения» . Мировые новости Марокко . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Землетрясение в Марокко: хаос и боль, поскольку пострадавшие от землетрясения районы сталкиваются с разрушениями» . Небесные новости . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Эрраджи, Абдалла. «Мечеть Кутубия в Марракеше вновь открывает свои двери после сентябрьского землетрясения» . Мировые новости Марокко . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 127. ИСБН 9780300218701 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 104.
- ^ Лахдар, Камаль. «Мечеть Кутубия» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Кантара – мечеть Кутубия» . www.qantara-med.org . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 202–205.
- ^ Фодор, 's (2007). Бедекер Марокко . Random House Digital, Inc. ISBN 9781400017263 . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 158.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 134–149.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 126. ИСБН 9780300218701 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 119–126.
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла. стр. 209–210.
- ^ «Кантара — минарет мечети Кутубия» . www.qantara-med.org . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 188.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 188.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 196.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 222.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 198–200.
- ^ Jump up to: а б Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 200–208.
- ^ Jump up to: а б Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 200.
- ^ Блум, Джонатан ; Туфик, Ахмед ; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. п. 26. ISBN 9780870998546 .
- ^ Jump up to: а б Сениваль, П. де (2012). «Марракуш». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 193.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. п. 240.
- ^ «Мечеть Кутубия, Марракеш» . Священные места назначения . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Леманн, Ингеборг; Хенс, Рита; Шерельми, Беате; Носберс, Хедвиг; Закшевский, Рейнхард (2012). Бедекер Марокко . Бедекер. стр. 292–293. ISBN 9783829766234 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 208–214.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 208–222.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. п. 210.
- ^ Киммельман, Майкл (25 августа 1998 г.). «От мечети к музею: восстановление поверхности предмета может окаменеть его сердце» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. п. 302. ИСБН 9780748646821 .
- ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 362–367. ISBN 0870996371 .
- ^ Эль-Хатиб-Буджибар, Найма. «Минбар» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. стр. 53–54.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись о мечети Кутобия в ArchNet (включает раздел изображений с планом мечети и фотографиями ее интерьера)
- Страница мечети Кутубия на сайте Discover исламского искусства (включает изображение верхней камеры внутри минарета)
- 360-градусный вид местности возле михраба размещен на Google Maps
- 3D-модель купола мукарнас перед михрабом работы Альменары Бланки.
- Архив цифровых изображений Манар аль-Атара (включая ряд внешних ракурсов)