Jump to content

Саадские гробницы

Координаты : 31 ° 37'02 "N 7 ° 59'19" W  /  31,6173 ° N 7,988702 ° W  / 31,6173; -7,988702  ( Гробницы Саади )
Саадские гробницы
Палата Двенадцати Колонн, мавзолей султана Ахмада аль-Мансура.
Тип некрополь, кладбище
Расположение Марракеш , Марокко
Координаты 31 ° 37'02 "N 7 ° 59'19" W  /  31,6173 ° N 7,988702 ° W  / 31,6173; -7,988702  ( Гробницы Саади )
Построен конец 16 века
Восстановлен после 1917 года
Текущее использование историческое место и туристическая достопримечательность
Архитектурный стиль (ы) Мавританский ( марокканский )

Гробницы Саади [а] — исторический королевский некрополь в Марракеше , Марокко , расположенный на южной стороне мечети Касба , внутри королевского района Касба (цитадель) города. Они датируются временем правления династии Саадитов и, в частности, периодом правления Ахмада аль-Мансура (1578–1603), хотя члены марокканской монархии продолжали хорониться здесь некоторое время после этого. Многие историки искусства считают комплекс высшим достижением марокканской архитектуры периода Саадов благодаря его роскошному убранству и тщательному дизайну интерьера. [3] [4] [1] [5] Сегодня это место является главной туристической достопримечательностью Марракеша. [6] [7]

Сегодня некрополь широко известен как гробницы Саади. В исторических арабских текстах они упоминались как « куббы шарифов » или «гробницы шарифов» (арабский: قبر أشراف , латинизированный: qubur al-ashrāf ). [3] : 393 

Вид на старый восточный мавзолей (справа), построенный у внешних стен мечети Касба.

До Саадитов

[ редактировать ]

Ранняя история некрополя малоизвестна. Некрополь расположен прямо за стеной киблы (в данном случае юго-восточной стеной) мечети Касба , которая была построена вместе с окружающей королевской касбой (цитаделью) правителем Абу Альмохадов Юсуфом Якубом аль-Мансуром в конец 12 века. Соответственно, считается, что это было место некрополя даже во времена Альмохадов, хотя нет никаких свидетельств того, что в то время здесь были похоронены какие-либо важные фигуры (вместо этого правители Альмохадов были похоронены в Тинмале ). [4] [5] [3] : 393 

Однако известно, что в 14 веке, в период правления династии Маринидов , здесь в 1351 году временно был похоронен султан Абу аль-Хасан. Он умер в изгнании в горах Высокого Атласа , и Марракеш, таким образом, был ближайшим городом для захоронения ( что, согласно исламской традиции , должно быть выполнено быстро). Несколько месяцев спустя его тело было перевезено и перезахоронено в королевском некрополе Маринидов в Челле (недалеко от Рабата ). [5] Мраморное . надгробие с длинной надписью свидетельствует о его первом захоронении в некрополе Марракеш-Касба, и это надгробие до сих пор находится в Зале Трех Ниш в гробницах Саади (предположительно, перенесенное туда во время или после строительства Саади) [5] : 184  Погребение султана Маринидов здесь позволяет предположить, что в то время это уже было кладбище. [5] Впоследствии некрополь также стал местом захоронения эмиров Хинтати , контролировавших регион Марракеш с середины 15 века до 1520-х годов. Некоторые из их эпитафий можно увидеть и сегодня. [5] [8]

Саадийский некрополь

[ редактировать ]

Нынешний некрополь в целом датируется периодом Саадов , но все еще остаются некоторые вопросы о хронологии и атрибуции различных построек, которые не решены вне всякого сомнения. [5] Наиболее часто цитируемая временная шкала и наиболее полный анализ были изложены Девердуном в 1959 году на основе ряда аргументов и доказательств. [8] [5]

Начало правления Абдаллы аль-Галиба

[ редактировать ]
Вид через арку на гробницы Мухаммеда аль-Шейха и Лаллы Масуда.

Некрополь состоит из двух основных построек: одна на востоке, окруженная садами с обеих сторон, и одна на западе, рядом с сегодняшним входом для посетителей. Восточный мавзолей был построен первым и начинался как простая квадратная камера, примыкающая к южной стене мечети Касба. Считается, что этот первый мавзолей был построен вторым саадским султаном Марракеша Мулаем Абдаллахом аль-Галибом между 1557 и 1574 годами. [8] Аль-Галиб уже был плодовитым строителем на протяжении всего своего правления и, похоже, он хотел построить мавзолей в честь своего отца Мухаммада аль-Шейха , основателя династии, который был убит в 1557 году и похоронен здесь, вероятно, в простой могиле. . [8] [5] До Мухаммеда аль-Шейха некоторые саадцы - в первую очередь аль-Каим , основатель династии, а также Ахмад аль-Арадж и его сыновья - были похоронены в Завии аль-Джазули и прилегающем к нему городском кладбище. [5] : 170–173 

Сам Аль-Галиб был похоронен рядом со своим отцом в 1574 году в построенном им новом мавзолее. Посвятительная мраморная панель с надписью была помещена на стену у изголовья его гробницы, но позже эта панель была перенесена (в неизвестную дату и по неизвестным причинам) в Палату Трех Ниш в более позднем западном здании. [8] Вероятно (но неподтверждено), что четвертый саадийский султан, Абд аль-Малик , также был похоронен рядом с Мухаммадом аль-Шейхом (также его отцом), на южной стороне могилы последнего, в 1578 году или позже. [8] : 410–411 

Расширение при Ахмаде аль-Мансуре

[ редактировать ]
Палата двенадцати колонн в 1927 году.

Следующий этап строительства произошел во время правления Ахмада аль-Мансура , еще одного сына Мухаммада аль-Шейха и самого могущественного и богатого из султанов Саади, между 1578 и 1603 годами. Когда мать аль-Мансура, Лалла Масуда , жена Мухаммада аль-Шейха, умершего в 1591 году, он решил похоронить ее в той же камере мавзолея, что и мавзолей его отца. [8] Скорее всего, именно в этот раз или немного позже аль-Мансур решил изменить и расширить этот мавзолей. Он якобы переделал убранство существующей палаты и пристроил две прямоугольные лоджии . с восточной и западной ее стороны [8] Он также создал гораздо большую прямоугольную камеру (так называемую Большую палату) на южной стороне, соединенную напрямую с тремя другими комнатами. Возможно, аль-Мансур предназначал эту большую камеру для своей собственной гробницы. [8] В какой-то момент он, вероятно, также заказал еще две мраморные панели с посвятительными надписями для размещения у изголовий гробниц своего отца (Мухаммеда аль-Шейха) и его матери (Лаллы Масуда). [8] И снова по неизвестным причинам и в неопределенную дату посвятительная панель Мухаммеда аль-Шейха была перенесена в западное здание и размещена на задней стене Зала Двенадцати Колонн, где она видна до сих пор. [8] Рядом с ее могилой сохранилось панно, посвященное Лалле Масуде (хотя, возможно, его тоже перемещали). [5]

Палата двенадцати колонн. Из трех больших надгробий в центре то, что посередине, принадлежит Ахмаду аль-Мансуру , то, что справа, принадлежит султану Мулаю Зидану , а то, что слева, принадлежит султану Мухаммаду аль-Шейху ас-Сагиру .

В какой-то момент, во время расширения и украшения восточного мавзолея аль-Мансура, между 1591 и 1598 годами (или самое позднее до 1603 года), он решил отказаться от этой работы и приступил к строительству совершенно нового здания на западе. [8] Этот новый мавзолей явно предназначался для его собственного захоронения. Здание было разделено на три помещения, с юга на север: Зал Михраба ( молитвенная комната, изначально не предназначенная для размещения каких-либо гробниц), Зал Двенадцати Колонн (царственная гробница для него самого) и Зал Двенадцати Колонн (царственная гробница для него самого) Трех Ниш (пристройка к главной палате). Первым человеком, похороненным в этом здании, вероятно, была одна из жен аль-Мансура, Махалля бинт Омар аль-Марин. [9] в 1598 году, недалеко от будущей могилы ее мужа в Палате Двенадцати колонн. [8] Сам Ахмад аль-Мансур был похоронен в центре этой палаты после своей смерти в 1603 году. Некоторые украшения палаты Михраба, возможно, остались незавершенными после его смерти. [8] После аль-Мансура вместе с ним в этой камере был похоронен ряд других членов семьи, в том числе его преемники. Среди наиболее важных из них первой была еще одна из его жен, Лалла Айша ас-Шабания, в 1623 году. Затем в 1627 году был их сын, султан Мулай Зидан , за ним в 1631 году следовали султан Абд аль-Малик II и султан Мухаммад аль- Шабания. -Шейх аль-Сагир в 1653–1654 гг. [5] : 192  Сегодня эпитафия Мулая Зидана находится справа от эпитафии его отца, а слева — Мухаммеда аль-Шейха аль-Сагира. [5] : 194–195  Богато украшенные надгробия (типа мкабрия ) над этими пятью важными членами королевской семьи (то есть аль-Мансур, Лалла Аиша ас-Шабания, Зидан, Абд аль-Малик II и аль-Шейх аль-Сагир) также являются самыми большими и лучший в мавзолее, вырезанный из каррарского мрамора . [8] [5] Их сильное сходство в стиле и мастерстве рассматривалось как свидетельство того, что они были созданы одним и тем же ремесленником или мастерской ремесленников между 1603 и 1655 годами, причем мкабрии первых двух (аль-Мансур и Лалла Айша ас-Шабания), вероятно, были по заказу их сына Мулая Зидана, а затем послужили моделями для трех других надгробий, сделанных позже. [8] По залу разбросано несколько других младших членов королевской семьи.

После Саадитов

[ редактировать ]
Типичное надгробие в садах некрополя.

Некрополь продолжал использоваться как место захоронения в течение некоторого времени после смерти аль-Мансура. Алавийский (правил в 1672–1727 гг.), Разграбивший саадские дворцы, позже ограничил доступ к саадскому некрополю , султан Мулай Исмаил изолировав его от большинства окружающих зданий. [4] Тем не менее, его продолжали использовать даже в период алавитов, о чем свидетельствует обилие могил и надгробий, разбросанных сегодня по кладбищу. Большая прямоугольная камера (или Большая палата) на южной стороне мавзолея Мухаммеда аль-Шейха и Лаллы Масуда была заполнена другими гробницами. Палата Михраба, южная палата постройки Ахмада аль-Мансура, которая предназначалась для использования просто как молитвенная комната, использовалась в качестве мавзолея династией Алави, по крайней мере, до конца 18 века. Сейчас оно полностью заполнено могилами членов семьи Алави. [8] По общему мнению, одной из этих могил является могила алавитского султана Мулая аль-Язида (умер в 1792 г.), которая ранее была отмечена деревянной балюстрадой и которую иногда посещали местные паломники. [8] Имя Мулая аль-Язида теперь также ассоциируется с мечетью Касба и площадью перед ней. [10] [11] Всего в некрополе сейчас находится 56 надгробий, отмеченных мкабриями (богато украшенными мраморными эпитафиями), и еще около сотни гробниц, отмеченных просто разноцветными плитками. [5] : 192 

Новое время

[ редактировать ]
Вид на гробницы Саадитов около 1925 года.

Со временем некрополь был изолирован от окружающих улиц и вышел из строя. В 1917 году они были «заново открыты» Службой изящных искусств, антиквариата и исторических памятников («Служба изящных искусств, древностей и исторических памятников») Марокко, официальной организации, созданной в 1912 году с началом французского протектората над Францией. Марокко . [4] [12] [6] [5] К тому времени гробницы находились в тяжелом состоянии, и с 1917 года Служба провела тщательный процесс реставрации. [5] : 194  Недостающие части декора были восстановлены по уцелевшим деталям в качестве модели. [5] Эта работа также впервые открыла сайт для широкой публики. [5] [6] С 1920-х годов гробницы стали объектом изучения ученых. [5] Сегодня они стали главной туристической достопримечательностью Марракеша. [6]

Во время землетрясения в сентябре 2023 года , произошедшего на юге Марокко, гробницы были повреждены. Наиболее серьезные повреждения были обнаружены в постройках, примыкающих к этому месту и мечети Касба, а не в самих гробницах. [13] Предварительная оценка выявила значительные трещины в стенах и башнях, окружающих ограждение, частичные обрушения вокруг входа на территорию, некоторые повреждения черепицы восточного мавзолея (Лаллы Масуда) и повреждения лепного декора западного мавзолея. (Зал Михраба и Зал Двенадцати Колонн). [14] Впоследствии объект был закрыт на ремонт и вновь открыт для посетителей в октябре 2023 года. [15] [16]

Архитектура и планировка

[ редактировать ]
Общий план гробниц Саади сегодня. Восточное здание представляет собой более старый мавзолей, состоящий из центральной квадратной камеры, Палаты Лаллы Масуда (1), и более крупной прямоугольной гробницы, так называемой Большой палаты (2). По обе стороны от него расположены две лоджии. Более крупное западное здание (слева) состоит из Зала Михраба (3), Зала Двенадцати Колонн (4) и Зала Трех Ниш (5). Между этими зданиями находятся сады, полные других гробниц (6). Сегодня посетители входят через узкий проход с запада (7).

Некрополь представляет собой большое садовое кладбище, окруженное валом с юга и стеной мечети Касба с севера. Внутри находятся два основных здания: одно на западном краю кладбища (слева от входа посетителей), а другое восточнее, в окружении кладбищенских садов. Сады заполнены могилами, покрытыми разноцветной плиткой. [5]

Мавзолеи построены в мавританском или западно-исламском стиле , который развился в этом регионе на протяжении предыдущих столетий. Декоративные приемы, использованные в зданиях предшествующих династий Маринидов и Насридов , правивших в Марокко и Аль-Андалусе (юг Испании) соответственно, здесь повторяются. [4]

Восточный мавзолей

[ редактировать ]
Вид на восточный мавзолей (Кубба Лаллы Масуда)
Декоративная ниша на внешней стене сада

Восточное здание некрополя — старшее из двух главных зданий некрополя. Его часто называют Куббой Лаллы Масуда ( кубба арабское слово, обозначающее мавзолей, обычно купольный ). [8] [5] [12] Он состоит из небольшой центральной квадратной камеры (так называемая Палата Лаллы Масуда), двух прямоугольных лоджий по обе стороны с востока и запада и большой прямоугольной камеры на юге (так называемая Большая палата). который напрямую связан со всеми тремя. Помимо двух лоджий, выходящих в сад, на южной стороне большой южной палаты есть проем (дверь или бывшее окно). Считается, что эта необычная и почти симметричная планировка является результатом как минимум двух разных этапов строительства: квадратного мавзолея, первоначально возведенного над могилой Мухаммада аль-Шейха Мулаем Абдаллой аль-Галибом, и расширения Ахмада аль-Мансура, в результате которого был добавлен другие камеры вокруг него (см. раздел истории выше). Основная часть здания построена из кирпича. [5] Украшение, которое также предположительно относится ко времени аль-Мансура, во всем отличается высоким качеством, хотя некоторые ученые полагают, что украшение осталось незавершенным, когда Ахмад аль-Мансур прекратил работу над этим зданием и начал строительство западного мавзолея. [8]

Палата Лаллы Масуда

[ редактировать ]

Центральную палату также иногда называют Палатой Лаллы Масуда. [5] Считается, что это самое старое сооружение в некрополе, относительно небольшой мавзолей, воздвигнутый Мулаем Абдаллой аль-Галибом между 1557 и 1574 годами над могилой его отца, Мухаммада аль-Шейха, основателя династии. Сегодня здесь находятся могила Мухаммеда аль-Шейха, Лаллы Масуда (жены аль-Шейха и матери Ахмада аль-Мансура), самого аль-Галиба и, возможно, также султана Абд аль-Малика (еще одного сына аль-Мансура). Шейх, правивший между 1576 и 1578 годами). [8] [5]

Камера квадратная, со стороной 4 метра. [5] : 196  Помещение покрыто сводом, украшенным очень тонкими и замысловатыми мукарнами (сотовыми или сталактитовыми скульптурами), выполненными из лепнины , которая сохранила часть полихромной живописи синего и золотого цвета (среди других цветов). [5] Поверхности крошечных ниш в композиции мукарнас чередуются между простыми поверхностями и поверхностями, украшенными марокканскими/андалузскими арабесками . Верхние стены камеры также покрыты сложным лепным декором в виде арабесок и геометрических композиций, а нижние стены покрыты мозаикой из плиток зелли с геометрическими звездчатыми узорами. Между этими двумя частями находятся полосы арабских надписей как на лепнине, так и на плитке. Пол также покрыт брусчаткой зеллидж (хотя, как правило, с более простыми мотивами). На северной стороне камеры находится ниша, напоминающая михраб , покрытая собственным навесом из мукарна . В этой нише находится могила Лаллы Масуда. [5] На нижней западной стене ниши находится резное мраморное панно с дарственным текстом Лалле Масуда. Панель является наиболее хорошо сохранившимся объектом такого рода во всем некрополе, отчасти благодаря тому, что изначально она была защищена деревянными ставнями. [5] Помимо богатой резьбы, он сохранил следы прежней красной краски. [5]

Большая Палата

[ редактировать ]

Помещение Лаллы Масуда соединяется с большим прямоугольным помещением на юге через дверной проем, увенчанный замысловатой лепной аркой с мукарнас интрадос (внутренними поверхностями арки), которая, в свою очередь, окружена лепниной резьбой высочайшего качества. [5] Верхние стены этой камеры в основном голые, но нижние стены покрыты плиткой зеллидж с еще более сложными 16-сторонними звездными узорами. [5] Помещение покрыто крышей из берхлы (марокканский деревянный каркасный потолок с особым стилистическим геометрическим расположением) с остатками прежних цветов. [5] Пол снова покрыт плиткой вместе с различными гробницами. Размеры камеры 10 на 6 метров. [5] : 196 

Одна из лоджий.

По обе стороны мавзолея расположены небольшие прямоугольные помещения (4 на 2 метра), открывающиеся наружу через богато украшенные лоджии . [5] : 196  В восточной лоджии есть дверные проемы, ведущие как в центральную камеру мавзолея (через еще одну сложную арку), так и в южную Большую палату, тогда как западная лоджия соединяется только с южной комнатой. Лоджии имеют тройную арку: навес из кедрового дерева образует арку, опирающуюся на резные лепные колонны, которые, в свою очередь, опираются на мраморные колонны, с меньшими мукарнами - резными арками, пересекающими пространство между колоннами и основными стенами сооружения. [5] Деревянные навесы украшены полосой, на которой вырезаны картуши арабской каллиграфии с кораническим стихом из суры аль-Ахзаб . [5] : 198  Лепная резьба также очень тонкая и имеет множество мотивов. Полоса лепнины со звездообразным узором окружает остальную часть здания снаружи, чуть ниже деревянной крыши. [5]

Западный мавзолей

[ редактировать ]

Западное здание мавзолея разделено на три камеры: палату Михраба, палату двенадцати колонн и палату трех ниш. Считается, что он полностью датируется периодом правления Ахмада аль-Мансура, хотя здесь есть много гробниц и после его времени. [5]

Палата Михраба

[ редактировать ]

Самая южная палата задумывалась как небольшая мечеть или молитвенная комната, поэтому имеется михраб на южной/юго-восточной стене . В исламской архитектуре михраб киблу — это ниша или ниша, символизирующая ( направление молитвы). Михраб , здесь напоминает медресе Бен Юсефа (также саадийского происхождения): подковообразная арка окруженная сложным лепным декором и скрывающая внутри небольшой купол мукарнас . Однако украшение нижних частей михраба , по-видимому, осталось незавершенным: контуры узора прорисованы, но не заполнены и не вырезаны. [5] [8] Считается, что это произошло из-за того, что Ахмад аль-Мансур умер до того, как украшение было полностью завершено, а его преемникам не хватило воли или ресурсов для его завершения. [8] расположены восемь колонн из прожилкового мрамора Вокруг основания михраба . [5] Остальная часть камеры представляет собой большое прямоугольное пространство, отмеченное четырьмя колоннами, поддерживающими арки. Колонны и арки делят верхнее пространство камеры на 9 прямоугольных частей, каждая из которых имеет свой деревянный потолок со звездным узором. [5] Однако потолок перед михрабом отличается и вместо него представляет собой большой пирамидальный свод из замысловатых мукарн (по стилю похожий на потолок Палаты Лаллы Масуда). Поскольку свод имеет квадратный контур, он переходит в прямоугольное пространство с еще двумя наклонными поверхностями мукарн по обе стороны. [5]

Эта комната мечети изначально была единственным входом в здание. В центральный мавзолей аль-Мансура (Зал двенадцати колонн) можно попасть через еще одну богато украшенную мукарнас, арку расположенную прямо напротив михраба . Однако в настоящее время пол камеры покрыт гробницами членов семьи Алави, а также, по общему мнению, могилой алавитского султана Мулая аль-Язида. [8] В результате посетителям обычно не разрешается заходить внутрь.

Палата двенадцати колонн (мавзолей Ахмада аль-Мансура)

[ редактировать ]

Это грандиозный мавзолей Ахмада аль-Мансура и самый богато украшенный зал во всем некрополе, который обычно считается изюминкой комплекса. [12] Его планировка соответствует ранее установленному плану, который можно увидеть в мавзолее Сиди Юсуфа ибн Али в Марракеше (построенном Мулаем Абдаллахом аль-Галибом) и в остатках кладбища Рауда в Альгамбре в Гранаде . [8] [5] Камера квадратная, со стороной 10 метров и высотой 12 метров. [5] : 225  Квадрат чуть меньшего размера образован двенадцатью колоннами из каррарского мрамора, симметрично расположенными группами по три вокруг центра комнаты. [5] Капители мраморных колонн имеют простой профиль, но покрыты горельефной растительной резьбой или арабесками. [5] Еще более необычно то, что каждая группа из трех колонн поддерживает две небольшие арки мукарнас , которые также сделаны из мрамора (вместо обычного дерева или лепнины), но при этом кажутся столь же замысловато вырезанными, как и другие элементы в комнате. [5] Пространство между группами колонн перекрыто более широкими арками мукарнас, вырезанными из лепнины, но консоли или кронштейны, на которых опираются их основания, также сделаны из мрамора. [5] В целом мастера, построившие камеру, позаботились о том, чтобы переход от мрамора к лепнине был практически незаметным, так что два совершенно разных материала кажутся естественным образом сочетающимися друг с другом. [5] : 230  Использование красной краски для выделения лепных форм до сих пор заметно во многих местах. [5]

Искусно выполненные потолки из кедрового дерева также являются высшим достижением марокканского и саадского искусства. [5] Из-за планировки «квадрат в квадрате» и арок, исходящих из углов внутреннего квадрата, в центре есть один большой потолок и восемь меньших квадратных и прямоугольных потолков вокруг него. Центральный потолок с деревянным каркасом имеет форму квадратного купола или купола и покрыт звездным узором. И по форме, и по рисунку он похож на знаменитый потолок Посольского зала во дворце Альгамбра, но менее обширен. [5] Ниже самого купола находится переходная зона из резных мукарн , а ниже - две полосы расписного декора с арабесками и арабскими каллиграфическими надписями. Прямоугольные потолки по бокам камеры плоские, но имеют больше геометрических мотивов, а также миниатюрные купола из мукарна . Наконец, квадратные потолки меньшего размера в углах камеры представляют собой полные мукарнас . купола [5] Верхние деревянные полосы, идущие чуть ниже потолка, также украшены арочными мотивами, а также куфическими арабскими мотивами. Потолки окрашены преимущественно в красный и золотой цвета и сохранились до сих пор. [5]

Поверхности стен камеры покрыты резной лепниной, а также более обычной плиткой «зелли» в их нижних частях. В самом центре комнаты находится надгробие Ахмада аль-Мансура. Справа от него (с точки зрения современных посетителей, видящих комнату) находится надгробие его сына, султана Мулая Зидана (умер в 1627 г.), а непосредственно слева от него находится надгробие султана Мухаммада аль-Шейха ас-Сагира ( умер в 1654–55). Также в этой комнате находятся гробницы жены аль-Мансура, Лаллы Аиши ас-Шабания (умерла в 1623 г.) и султана Абд аль-Малика II (умер в 1631 г.). [5] Все их надгробия типа мкабрия состоят из удлиненного мраморного блока, на котором вырезаны арабские эпитафии на арабском фоне. [5] [8] Мкабрии этих пяти саадцев особенно велики и богато украшены и, как полагают , были изготовлены в одной и той же мастерской ремесленников. [8] Меньшие надгробия членов других династий разбросаны по комнате. Любопытно, что мраморная табличка с надписью, встроенная в заднюю стену камеры, посвящена Мухаммаду аль-Шейху (который похоронен в другом мавзолее через сады на востоке) и, по-видимому, была перенесена сюда с его надгробия в восточном мавзолее. Почему и когда его перенесли сюда, неизвестно. [8] [5]

Сегодня, поскольку первоначальный вход через камеру Михраба закрыт, посетители попадают на край камеры через отверстие в восточной стене мавзолея прямо снаружи. Первоначально это отверстие было всего лишь окном, похожим на окна, найденные во внешних стенах других святынь в Марокко, где пешеходы-мусульмане на улице могут возносить молитвы или дары умершему, не заходя в святилище. [8]

Палата Трех Ниш

[ редактировать ]
Загляните в Зал Трех Ниш из главного мавзолея. (Сама камера сегодня недоступна для посетителей.)

Камера Трех Ниш является пристройкой к главной камере мавзолея и содержит больше гробниц, в том числе эпитафию, свидетельствующую о первом (временном) захоронении маринидского султана Абу аль-Хасана в 1341 году (предположительно перенесенного сюда после строительства Саади). [5] Еще одна мраморная доска с надписью, на этот раз принадлежащая Мулаю Абдалле аль-Галибу, встроена в одну из стен камеры. Опять же неизвестно, почему и когда эта мемориальная доска была перенесена с ее первоначального места (у изголовья гробницы Абдаллы в восточном мавзолее) сюда. [8] [5]

Доступ в камеру осуществляется из Зала Двенадцати Колонн через два боковых отверстия в северной стене последней. Планировка камеры проще, а потолки менее сложны. Тем не менее, его стены покрыты одной из самых сложных лепных работ комплекса с разнообразными арабесками, геометрическими и эпиграфическими/каллиграфическими мотивами. [5]

Известные захоронения

[ редактировать ]

В некрополе похоронены следующие лица. [8] [5] Поскольку в некрополе находится более сотни могил разной важности, этот список является лишь неполным. Согласно некоторым историческим свидетельствам, здесь похоронены некоторые люди, но их могилы не всегда были четко идентифицированы (ниже отмечены как «неподтвержденные»).

Восточный мавзолей:

Западный мавзолей:

Палата Михраба (пристроенная к западному мавзолею):

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Ученые обычно считают, что дизайн и украшение гробниц Саади прочно и явно укоренены в художественных традициях ранней андалузской и марокканской архитектуры (или «испано-мавританского» искусства). [5] [4] [12] Некоторые, такие как Жорж Марсе , даже называют саадское искусство в более общем смысле «ренессансом» этого стиля до его относительного упадка в последующие столетия. [3] : 422  Помимо использования и постоянного развития декоративных техник эпохи Маринидов в Марокко, гробницы Саади также предполагают влияние предшественников Насридов в Гранаде, Испания. [4] Планировка Палаты Двенадцати Колонн, например, аналогична планировке мавзолея Рауда в Альгамбре и позднее была повторена в мавзолее Мулая Исмаила в Мекнесе в период алавитов. [8] [5] Другие влияния Насридов на саадскую архитектуру включают два декоративных павильона для омовения , которые Ахмад аль-Мансур и Абдаллах аль-Галиб II добавили во двор мечети Каравийин в Фесе , которые сильно напоминают два павильона во Львином дворе в Альгамбре. [5] [17]

Гробницы Саади часто считаются высшим эталоном марокканского искусства и архитектуры в период Саади и в постсредневековый период в целом благодаря чрезвычайно богатому убранству и «рациональному» расположению внутреннего пространства. [5] : 194–196  [1] [4] [3] Вскоре после того, как они были «заново открыты» и сделаны доступными для публики французскими колониальными властями в 1917 году, они получили высокую оценку многих историков современного искусства и наблюдателей, которые их посещали. [5] : 194  В то же время многие ( западные ) ученые до сих пор рассматривают период Саадов как начало упадка или «консервативного» периода в марокканском искусстве и архитектуре, в течение которого существующие стили точно воспроизводились и имитировались, но было введено мало инноваций. [3] [8] [5] [4]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ На арабском языке : Гробница Саадитов , латинизированная : qubur as-sa'adiyyin ; [1] [2] Берберские языки : рекбар-н-исаадийин
  1. ^ Jump up to: а б с «Кубур аль-Саадийин» . Архнет . Проверено 8 июля 2020 г.
  2. ^ Лахдар, Камаль. «Гробницы Саадитов » . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 5 мая 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 255–256.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550–1650 гг . Париж: ЛиенАрт. стр. 184–238. ISBN  978-2359061826 .
  6. ^ Jump up to: а б с д «Гробницы Саади | Достопримечательности Марракеша, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 4 мая 2019 г.
  7. ^ «Гробницы Саади – династия Саади в Марракеше» . www.introducingmarrakech.com . Проверено 8 июля 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 360, 402–412.
  9. ^ Девердан, Гастон (1956). Арабские надписи из Марракеша (на французском языке). Технические издания для Северной Африки. п. 88.
  10. ^ «Масджид Маулай аль-Язид» . архнет . Проверено 16 января 2020 г.
  11. ^ «МарракешНовое туристическое место в Мулай Аль-Язиде» . Экономист (на французском языке). 16 августа 2011 г. Проверено 16 января 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Кантара – гробницы Саади» . www.qantara-med.org . Проверено 8 июля 2020 г.
  13. ^ Хамри, Сальма (2 октября 2023 г.). «Первая инвентаризация гробниц Саади и дворца Бахия после землетрясения (Амин Каббадж)» . Медиа24 . Проверено 15 октября 2023 г.
  14. ^ Хамри, Сальма (13 сентября 2023 г.). «Согласно первоначальному отчету, в результате землетрясения 8 сентября серьезно пострадали 27 исторических объектов» . Médias24 (на французском языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
  15. ^ «Марракеш: открытие для публики нескольких исторических памятников, пострадавших от землетрясения 8 сентября» . Le 360 ​​Français (на французском языке). 10 октября 2023 г. . Проверено 15 октября 2023 г.
  16. ^ Хабтемариам, Давит (10 октября 2023 г.). «Туристические объекты Марокко вновь открываются через месяц после землетрясения» . Скиф . Проверено 15 октября 2023 г.
  17. ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da3a37ae567e810c215ef80ec0f171c7__1717979340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/c7/da3a37ae567e810c215ef80ec0f171c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saadian Tombs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)