Челла
Сла / Калла (Шалла) | |
Альтернативное название | Сала Колония (название римской колонии) |
---|---|
Расположение | Рабат , Рабат-Сале-Кенитра , Марокко |
Координаты | 34 ° 00'24 "N 06 ° 49'13" W / 34,00667 ° N 6,82028 ° W |
Тип | Некрополь |
История | |
Заброшенный | начало 15 века |
Челла : или Шалла ( берберские языки ; Сла или Калла : арабский ) شالة , [1] — средневековый укрепленный мусульманский некрополь и древний археологический памятник в Рабате , Марокко , расположенный на южной (левой) стороне устья реки Бу-Регрег . Самые ранние свидетельства оккупации этого места позволяют предположить, что финикийцы основали здесь торговый центр в первом тысячелетии до нашей эры. [2] [3] Позже здесь располагалась Сала Колония , древняя римская колония в провинции Мавретания Тингитана . [4] прежде чем он был заброшен в поздней античности . [5] В конце 13 века это место стало использоваться в качестве династического некрополя династии Маринидов . К середине XIV века султаны Маринидов оградили часть территории новыми стенами и построили внутри нее религиозный комплекс, дополняющий свои мавзолеи. [6] В 15 веке некрополь начал приходить в упадок и на протяжении веков подвергался разрушениям из-за землетрясений и грабежей. Археологические раскопки 20 века обнаружили остатки древнеримского города. Сегодня это место является туристической достопримечательностью, а с 2012 года оно является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО . [7]
История
[ редактировать ]Финикийская Сала
[ редактировать ]Финикийцы основали несколько торговых колоний вдоль атлантического побережья территории современного Марокко, но существование финикийского поселения на месте Челла оспаривается археологами. [2] Жан Бубе, который руководил некоторыми современными раскопками на этом месте, обнаружил нео- пунические артефакты, датируемые еще III веком до нашей эры, что позволяет предположить, что примерно в то время здесь должен был быть небольшой торговый пост. [2] Более поздние раскопки Бубе также обнаружили фрагменты финикийских или пунических чаш, датируемых VII и началом VI веков до нашей эры. [3] [8] но возможно, что такие ранние предметы были импортированы в результате торговли, а не являлись свидетельством оккупации. [2] Поселение на берегу Бу-Регрега было известно как Шалат ( пунический : 𐤔𐤏𐤋𐤕 , šʿlt ; сравните еврейское סלע , камень ), которое, по-видимому, происходит от пунического слова, означающего «скала». [9] [10] [3] [2]
Римский Сала Колония
[ редактировать ]К первому веку до нашей эры местные жители все еще писали на нео-пуническом языке, но регион попал под влияние Рима . [11] В это время эта территория была оккупирована древним берберским Мавританским королевством . При двух последних правителях, Джубе II и Птолемее , Мавританское королевство стало государством-клиентом Рима. Некоторые реликвии времен этих двух королей были обнаружены в Челле. После смерти Птолемея в 40 году нашей эры регион был аннексирован Римом и стал провинцией Мавретания Тингитана . [12]
На этом месте римляне построили свой город Сала Колония. Римский город назывался «Сала» Птолемеем , писателем 2-го века. [13] Раскопки показали, что более старые мавританские постройки существовали на этом месте еще до того, как над ними были построены римские постройки. [12] Для римского периода они изображают крупный портовый город с разрушенными римскими архитектурными элементами, включая decumanus maximus или главную дорогу, форум и триумфальную арку . [14] Территория вокруг форума, раскопанная и видимая сегодня, с течением времени претерпела множество преобразований, и точная хронология этих событий до сих пор обсуждается. [12] город имел статус муниципалитета . Надписи, найденные на месте, показывают, что примерно в середине II века нашей эры [12] : 170
Одна из двух главных римских дорог в Мавретании Тингитана выходила к Атлантике через Юлию Констанцию Зилил (Асила), Ликсус (Лараш) и Сала Колония. Другой, возможно, был построен южнее, от Салы до современной Касабланки , тогда называвшейся Анфа . У римлян было два основных военно-морских аванпоста на атлантическом побережье провинции: Сала Колония и Ликсус. Порт Сала (ныне исчезнувший) использовался торговыми римскими судами в качестве промежуточной станции на пути на юго-запад к Анфе и острову Пурпурария ( остров Могадор ). [15]
Сала оставалась связанной с Римской империей даже после вывода в IV веке оккупационных римских легионов в Тингис (Танжер) и Септем (Сеута) на севере Мавритании Тингитана. Римская воинская часть оставалась здесь до конца V века. [16] [ нужна проверка ] Примерно в это же время некоторые из основных памятников города были заброшены. Например, в IV веке место большого капитолийского храма было превращено в кладбище и свалку. [17] Археологические объекты вестготского и византийского происхождения, найденные в этом районе, свидетельствуют о сохранении коммерческих или политических контактов между Салой и римской Европой вплоть до установления византийского присутствия в Северной Африке в VII веке. [16] фрагменты керамики с христианскими мотивами и граффити. Среди предметов IV-VI веков также обнаружены [17]
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]Сала начала заброшена в V веке и практически лежала в руинах, когда в VII веке прибыли арабы-мусульмане. [5] Византийский губернатор этой области граф Юлиан сдался Сеутский Укбе ибн Нафи в 683 году. [18]
Этот район был снова оккупирован только в 10 веке, когда в исторических источниках упоминается о существовании в этом районе рибата . [19] [5] был основан новый город под названием Сала (современный Сале Около 1030 года на противоположном берегу реки (северная сторона) семьей Бану Ашара ) . [20] [21] После падения халифата Омейядов в Аль-Андалусе в начале 11 века Альморавиды взяли на себя контроль над регионом и построили новый рибат в устье реки. [22] [23] Этот рибат, в свою очередь, был разрушен, а затем восстановлен их преемниками Альмохадами в середине XII века, став тем, что сейчас известно как Касба Удайя . [24] [22] Халиф Альмохадов Абу Юсуф Якуб аль-Мансур (годы правления 1184–1199) также начал строительство огромного нового королевского города с новыми стенами на месте рядом с древней Салой, что соответствует тому, что сейчас является историческим центром Рабата , но оно так и не было закончено. [22] Город Сала на правом (северном) берегу реки продолжал развиваться и в течение следующего периода династии Маринидов (13-15 века) стал более важным, чем поселения на левобережье. [19]
Период Маринидов
[ редактировать ]В период Маринидов место древней Салы было вновь присвоено и превращено в королевский некрополь правящей династии, ныне известной как Челла ( арабский : شالة , латинизированный : Шаллах ). Из-за его сегодняшнего разрушенного состояния точная хронология его развития неизвестна. [6] Первые постройки Маринидов и первые королевские захоронения были в 1284–1285 годах, когда султан Абу Юсуф Якуб выбрал место для похорон своей жены Умм аль-Изз. Он построил небольшую мечеть (сохранившуюся до сих пор) рядом с ее могилой. Сама гробница представляла собой куббу , небольшую камеру-мавзолей, покрытую куполом или пирамидальной крышей. Сам султан был похоронен рядом с ней после своей смерти в Альхесирасе в 1286 году. [6] [5] [25] Его сын и преемник Абу Якуб Юсуф был похоронен на этом месте после его смерти в 1307 году, а его преемник Абу Сабит Амир был похоронен недалеко от Абу Якуба Юсуфа в 1308 году. [5]
Наиболее важные постройки Маринидов, по-видимому, произошли во время правления Абу Саида Усмана II (годы правления 1310–1331) и его сына Абу аль-Хасана (годы правления 1331–1348; также известного как Черный султан). Абу Саид обнес территорию стенами и начал строительство главных ворот. [6] По некоторым данным, он был похоронен в этом некрополе и после своей смерти в 1331 году, хотя Ибн Халдун писал, что он был похоронен в Фесе . [5] Строительство главных ворот было завершено Абу аль-Хасаном, о чем свидетельствует надпись на них, которая датирует их завершение июлем 1339 года ( Зу аль-Када 739 года хиджры ) и называет комплекс «рибатом». [5] [6] При жизни Абу аль-Хасана одна из его жен, Шамс аль-Хуха (мать Абу Инана ), была похоронена здесь в 1349 году. Один из его сыновей, Абу Малик, возможно, также был похоронен в некрополе в 1339 году. [5] После смерти в изгнании в 1351 году тело Абу аль-Хасана было похоронено в мавзолее здесь же, рядом с его женой. [а] Этот мавзолей, возможно, был закончен его сыном и преемником Абу Инаном (годы правления 1348–1358). Абу Инан, возможно, также отвечал за строительство или завершение строительства медресе (исламского колледжа) и выдающегося минарета, примыкающего к мечети и мавзолеям. Он учредил благотворительный фонд ( вакф ) для финансирования деятельности религиозного комплекса. [6] [25] Сегодняшние останки на этом месте также показывают, что к северу от некрополя располагался жилой квартал с системой водоснабжения. [6] Сохранившийся хаммам (баня) этого периода также стоит недалеко от дальнего восточного угла обнесенной стеной ограды. [6] [27]
Абу аль-Хасан был последним султаном, похороненным здесь. Считается, что Абу Инан был похоронен в Великой мечети Фес-эль-Дждида , а другие султаны Маринидов после него в основном были похоронены в гробницах Маринидов в Фесе или других местах. [6] [28] Других членов семьи Маринидов, таких как сестра Абу Инана и другие принцы, все еще время от времени хоронили в Челле. Между 1360 и 1363 годами Ибн аль-Хатиб , визирь насридского Мухаммеда султана V , посетил это место во время изгнания своего хозяина из Гранады и упомянул его в своих трудах. Он описал роскошное убранство гробниц и отметил, что большой фрагмент кисвы (ткани, покрывающей Каабу в Мекке ). над могилой Абу аль-Хасана был накинут [5]
Постмаринидский период и современная эпоха
[ редактировать ]После периода Маринидов некрополь пришел в упадок. Впервые он был разграблен Ахмадом аль-Лихьяни, претендентом на трон Маринидов, жившим в Мекнесе между 1417 и 1437 годами. Хотя он и другие претенденты в конечном итоге были подавлены Абу Закарией Яхьей , регентом и фактическим правителем Ваттасидов между 1420 и 1420 годами. В 1448 году Ваттасиды решили не пытаться восстановить некрополь. [25] [5] Многие из сохранившихся построек в Челле были повреждены лиссабонским землетрясением 1755 года и превратились в руины. [6] Султаны Алави впоследствии разместили здесь солдат, чтобы предотвратить дальнейшие грабежи, но в конце 18 века арабское племя Шаббах завладело оградой, пока в 1790 году султан Мулай Язид не предъявил обвинения губернатору Сале Абу Язе аль-Кастали. , с их удалением. Во время этого эпизода некрополь снова был разграблен. [5]
Несмотря на этот упадок, со временем это место приобрело местное религиозное значение. В какой-то момент это место начали заселять суфии , и медресе было повторно использовано как завия (суфийский религиозно-образовательный центр). [6] [25] Завия также стала объектом местного паломничества, причем местные жители считали, что посещение здесь может заменить паломничество хаджа в Мекку для тех, кто не может позволить себе такое долгое путешествие. В рамках своего визита паломники совершили обход ( таваф медресе ) михраба . [25] [6] Вокруг гробниц также росли популярные легенды. Могила Шамса аль-Хухи стала широко известна как могила девушки по имени Лалла Челла, которой в народе приписывалось название этого места. [25] Некоторые местные верования, особенно среди женщин, связывали благотворную марабутическую силу с некоторыми животными, такими как угри и черепахи , которые жили в здешних бассейнах. [25] Например, считалось, что кормление угрей может способствовать фертильности и родам. [29] Легенды о зарытых сокровищах также иногда приводили к незаконным раскопкам и подталкивали власти в 20 веке переместить некоторые из наиболее важных объектов некрополя в музеи Рабата. [25]
Остатки древнего римского города впервые были обнаружены в конце 19 века французским географом Шарлем Тиссо. [30] Первое исследование останков исламской эпохи было проведено Анри Бассетом и Эваристом Леви-Провансалем в 1922 году. [25] Первые раскопки римского города были проведены в 1929–30 годах под руководством Жюля Борели, главы Службы изящных искусств , агентства французского протектората в Марокко в то время. В ходе этих первоначальных работ была очищена растительность от разрушенной мечети и обнаружена большая часть «монументального» римского квартала, видимого сегодня. [30] Раскопки не возобновлялись до 1958 года, после обретения Марокко независимости, когда глава Службы антиквариата Марокко Морис Эзеннат поручил Жану Бубе начать новую кампанию раскопок. Раскопки продолжались до 1996 года, в результате чего были обнаружены остальные структуры, видимые сейчас. [30]
Сегодня территория Челлы превращена в сад и туристическую достопримечательность. Это часть агломерации Рабат. Это место, являющееся частью исторического Рабата, было внесено в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 2012 году. [7] Он также примечателен тем, что здесь находится большая колония аистов , которые гнездятся на деревьях, а также на минарете разрушенной Завии. [31] [32] [29]
3 ноября 2023 года группа марокканских археологов и исследователей обнаружила первый портовый район римской эпохи в Марокко, датируемый первым-вторым веком нашей эры, а также первую обезглавленную статую женщины-богини в натуральную величину, найденную в Марокко. с 1960 года. [33] [34] [35]
Римлянин остается
[ редактировать ]Раскопанная часть римского города занимает площадь около 1,2 гектара и соответствует «монументальному» району вокруг форума, где стояли наиболее важные общественные здания. [12] Город был построен на склоне, и, следовательно, его здания были построены на ряде искусственных террас, из которых сегодня видны как минимум три террасы. [12] [5] Улицы были расположены в виде регулярной сетки, и двумя наиболее важными улицами были decumanus maximus и cardo maximus . [5]
В восточной части раскопок находится форум. С северной стороны он окружен сооружением, стоящим на возвышенности, которое было идентифицировано как « храм » с пятью целлами . На южной стороне площади, на нижнем уровне, находится длинное здание с девятью комнатами, возможно, табернами (магазинами), выходящими на другую улицу. [12] Датировка храма и прилегающего к нему форума обсуждается. Жан Бубе датировал храм серединой первого века до нашей эры, что делает его мавританским сооружением (до того, как этот регион был присоединен к римской провинции). Здесь были найдены статуи мавританских царей-клиентов Джубы II и Птолемея, что наводит Бубе на мысль, что храм изначально был посвящен им. Другие археологи утверждали, что он принадлежит римскому периоду (после аннексии). Более поздние исследования снова предположили доримскую датировку, основанную на существующих методах строительства. [12] : 160–161
На западной стороне форума находится еще одно широкое мощеное пространство, которое могло быть дополнительным форумом ( forum adiectum ) или частью decumanus maximus . [12] Бубе датировал его правлением Траяна (годы правления 98–117) и Адриана (годы правления 117–138). Самым большим сооружением здесь, на северо-западной стороне, является капитолий или капитолийский храм. [12] Храм построен на двух уровнях и имеет прямоугольную форму размером примерно 48 на 26 метров с закругленными углами на западной стороне. [12] : 165 На нижнем уровне находились девять сводчатых палат- таверн , которые выходили на мощеную площадку рядом с храмом и составляли часть основания храма. Верхним уровнем был собственно храм, состоящий из единственной целлы и пронаоса (вестибюля), возведенного на подиум и окруженного с трех сторон портиком из 32 колонн. Части храма, построенные над скиниями, обрушились. Римские надписи, найденные на месте, подтверждают, что храм был построен во времена Адриана и, возможно, открыт около 120 г. н.э. Его строительство финансировал частный гражданин, военный чиновник по имени К. Хосидий Север, который подарил его жителям города. [12] : 165–166
Другое главное здание в этой западной части расположено прямо напротив Капитолия , к югу и недалеко от стены по периметру религиозного комплекса Маринидов. Это здание плохо сохранилось и предварительно было идентифицировано либо как курия ( Курия Ульпия ), либо как базилика . Его конструкция, вероятно, современна постройке близлежащего Капитолия . Он имеет прямоугольную форму размером примерно 32 на 19 метров. В его центре находится большое восьмиугольное отверстие с нишами вдоль внутренних стен, что соответствует подземному нимфею , который когда-то простирался до уровня земли здания. [12] : 169–170
Между Капитолием и курией /базиликой находятся остатки триумфальной арки. Сохранилось только основание арки, поэтому о ней мало что известно. Он может датироваться временем Адриана, как и окружающие его здания, но другая гипотеза датирует его примерно временем Антонина Пия (годы правления 138–161). [12] : 172–173 Вокруг разбросаны различные другие постройки, в том числе еще две постройки, идентифицированные как храмы, расположенные к востоку от Капитолия . Остатки римской бани найдены в восточной части памятника, между медресе Маринидов и баней исламской эпохи. [12]
Некрополь Маринидов
[ редактировать ]Территория, окруженная стенами Маринидов, имеет примерно пятиугольную форму и меньше, чем бывший римский город. [5] Большинство построек Маринидов внутри находятся в религиозном комплексе в юго-восточной части ограждения, называемом халва ( араб . خلوة ). За пределами этого комплекса также есть хаммам в дальнем восточном углу ограждения и жилой комплекс, расположенный сразу за главными воротами. [25] [36] Халва состоит в основном из мечети, медресе , кладбища с множеством мавзолеев и нескольких дворов. Его планировка нерегулярна и сложна из-за добавления различных элементов в разные периоды. [37] На его юго-западной стороне находится бассейн, вода в который поступает из источника Айн ( аль-Джанна араб . عين ألجنّا , букв. «Родник/источник рая»). [38] Первоначально бассейн был туалетом и местом для омовения мечети 13-го века, но в какой-то момент он затонул из-за просачивающейся из-под земли воды, и теперь в нем обитают угри. [25] [39]
Стены и главные ворота
[ редактировать ]Валовые стены, окружающие участок, построены из утрамбованной земли (или писанины). Они пронизаны тремя воротами и перемежаются оборонительными башнями. [5] [6] Башни обычно имеют квадратное основание и содержат три уровня внутри. [5] Самые монументальные ворота находятся в северо-западной части ограды и построены из кирпича и тесаного камня с резным орнаментом. Это одни из самых исключительных ворот, построенных Маринидами, демонстрирующие влияние более ранних монументальных ворот, построенных Альмохадами (например, Баб-эр-Руа и Баб-Удайя ). [5] [6] Фасад ворот украшен двумя многодольными арочными мотивами вокруг остроконечной арки в форме подковы . Перемычки арабесковым арки заполнены лиственным мотивом с резной ракушкой в центре. Вся композиция обрамлена прямоугольным фризом (альфизом ) , содержащим куфическую арабскую надпись, подробно описывающую конструкцию ворот. Ворота окружены двумя башнями с призматическими или полувосьмиугольными основаниями, но увенчанными квадратными башенками. Переход от полувосьмиугольного корпуса башни к квадратной башенке наверху осуществлен с помощью мукарн по углам. [6] Внутри ворот есть изогнутый проход , поворачивающийся на 90 градусов. Внутренний фасад ворот, обращенный к религиозному комплексу, украшен более простой версией мотивов, видимых на внешней стороне ворот. [38]
Халва (религиозно- погребальный комплекс)
[ редактировать ]Мечеть, расположенная в центре юго-западной половины комплекса, представляет собой гипостильный зал. Он разделен на три нефа двумя рядами подковообразных арок. Еще два ряда арок, перпендикулярных остальным, ограничивают центральный проход, идущий к михрабу на юго-восточной стене. В юго-западном углу мечети находится небольшой, частично разрушенный минарет с квадратным основанием и окнами с многодольными арками. [6] [38] За пределами мечети, рядом с минаретом, находится небольшой бассейн с водой или колодец , который использовался для омовений из местного источника. [37] [36] За стеной киблы мечети, на ее юго-восточной стороне, находится равда ( араб . الروضة ) или садовое кладбище. Он состоит из длинного ограждения с как минимум четырьмя разрушенными мавзолеями и множеством других могил, разбросанных по открытому пространству. [38] По данным Бассета и Леви-Провансала, три мавзолея, примыкающие к задней стене мечети, включают гробницу султана Абу Саида (ум. 1331) и гробницу Шамса аль-Хухи (ум. 1349). [36] Каждая гробница представляет собой куббу или квадратную камеру, которая, вероятно, когда-то была покрыта куполом или пирамидальной черепичной крышей, подобно другим мавзолеям в Марокко. Эти гробницы в значительной степени разрушены и содержат лишь небольшие фрагменты своего прежнего убранства. [38]
Разрушенная кубба южнее, расположенная у стены по периметру комплекса, принадлежит султану Абу аль-Хасану (ум. 1351). Это самая богато украшенная гробница комплекса, сохранившаяся лучше других гробниц. Остальные стены покрыты искусным барельефным декором, вырезанным из камня. [6] [38] Задняя стена внутри мавзолея имеет центральную двухарочную нишу, обрамленную эпиграфическим фризом, содержащим аяты 30 и 31 суры XVI из Корана . Он, в свою очередь, окружен геометрическим декором и эпиграфическим декором. Зеллидж (мозаика ) украшала нижние части стены. [38] Над ним пробиты три окна. На внешней стороне этой стены, обращенной из комплекса, вырезаны два прямоугольных фриза, один из которых заполнен богато украшенной куфической надписью, а другой - надписью Насхи (скоропись). Куфическая надпись включает в себя 185-й стих Суры III , а надпись Насхи представляет собой посвящение Абу аль-Хасану. [38] Эти два фриза замыкают центральную прямоугольную зону, заполненную орнаментом себки , над тремя глухими многодольными арками с небольшими колоннетами . Негативные пространства внутри узора себки вырезаны с другим мотивом, включая ракушку или пальметту , а глухие арки внизу заполнены арабесками (для боковых арок) и повторяющейся каллиграммой в «узловом» куфическом стиле (для центральной арки). . Над ним проходит еще одна небольшая слепая аркада и мукарнас карниз над ней. [6] [38]
Большую часть северо-восточной половины комплекса занимает здание, которое, по мнению ученых, скорее всего, было медресе. [6] хотя в двух сохранившихся надписях это называется «завия». [38] Подобно другим медресе той эпохи, оно состоит из вытянутого прямоугольного двора с прямоугольным бассейном в центре. На каждом конце бассейна расположены два небольших круглых бассейна с фонтанами, снабжающими бассейн водой. [6] Двор когда-то был окружен портиком-перистилем, поддерживаемым уже не сохранившимися мраморными колоннами. За портиком, по двум длинным сторонам двора, расположен ряд небольших комнат, служивших спальными помещениями для студентов. Две лестницы вели на верхний этаж, вероятно, с аналогичной планировкой. Двор был вымощен и украшен замысловатыми зеллиджами (мозаичной плиткой), части которой сохранились. [6] [38] В юго-восточном конце двора дверной проем ведет в прямоугольный зал, служивший молитвенной комнатой. . михраб Здесь в задней стене был установлен Необычно то, что михраб окружен узким проходом, идущим вокруг него и позади него. Этот проход, возможно, использовался паломниками, обходившими его. [6] В северо-восточном углу медресе находится сохранившийся минарет высотой около 15 метров, хорошо видимый с большей части территории. Его главный вал имеет традиционное квадратное основание, а каждый из четырех фасадов украшен композицией себки над двумя глухими многодольными арками (каждая из которых включает небольшие окна). Негативные пространства внутри этих мотивов заполнены орнаментом из плитки zellij . [6] [38]
Помимо мавзолея Абу аль-Хасана, одним из наиболее исключительных примеров убранства комплекса являются ворота, ведущие к медресе со стороны привокзальной площади на северной стороне мечети. Ворота, представляющие собой подковообразную арку, обрамлены прямоугольным фризом или альфизом, заполненным геометрическими звездчатыми узорами, выложенными плиткой зеллидж . Перемычки арки заполнены арабесками и мотивом многодольной арки, похожим на монументальные главные ворота комплекса, но вместо резного камня они выполнены очень красочной плиткой зеллий. Убранство этих ворот также имеет сходство с воротами комплекса Сиди Бумедиен в Тлемсене (современный Алжир ), что позволяет предположить, что в обоих проектах могла участвовать одна и та же команда ремесленников. [6]
Хаммам
[ редактировать ]Хаммам (исламская баня) Челла имеет примерно прямоугольную форму размером 28,5 на 10,4 метра. [27] Анри Террас подсчитал, что его строительство было современником других крупных построек Маринидов в Челле и имело место между 1339 и 1358 годами. Он был восстановлен в 20 веке. [27] Он имеет общие черты с другими историческими хаммамами в этой части исламского мира. [27] [40] Он состоит из раздевалки возле входа (эквивалент римского аподитерия ), за которой следуют холодная комната (эквивалент фригидария ), теплая комната (эквивалент тепидария ) и горячая комната (эквивалент кальдария ). В другой камере позади парной находилась печь, которая нагревала ванны и воду с помощью традиционной системы гипокауста . В небольшой камере рядом с раздевалкой, вероятно, находились туалеты. [27] В хаммам можно было попасть через ворота в его западном углу. Раздевалка представляла собой центральное квадратное пространство, окруженное двумя небольшими прямоугольными галереями, отделенными от него рядом арок, поддерживаемых колоннами. Эта комната была, вероятно, самым украшенным помещением в здании, хотя сегодня никаких украшений не сохранилось. Центральное квадратное пространство, вероятно, было перекрыто богато украшенным деревянным сводом, а галереи - паховыми сводами . Холодная и горячая комнаты покрыты паховыми сводами, а теплая комната между ними больше и покрыта двумя монастырскими сводами . [27]
Святыни суфийских мистиков
[ редактировать ]Несколько святынь, посвященных суфийским мистикам, также присутствуют в некрополе, расположенном в южной части территории. Эти святыни были построены позднее и, по-видимому, сгруппированы вместе. [41] Одним из таких зданий является храм, в котором находится могила Сиди Яхьи ибн Юнуса, мистика, предположительно жившего в VII веке. [42]
Археологические артефакты
[ редактировать ]В Музее истории и цивилизаций в Рабате хранятся некоторые артефакты римской эпохи из Сала Колония. [43] [44] В музее также хранится несколько экспонатов периода Маринидов из некрополя. Одним из них является надгробие Абу Якуба Юсуфа, прямоугольная мраморная плита, которая была сполией римской эпохи из Hispania Baetica , как видно из римской надписи на обратной стороне, в которой упоминается римский губернатор этой провинции по имени Авл Цецина Тацит. со второй половины III века н.э. Первоначально камень был повторно использован для фонтана Омейядов в Кордове , вероятно, в конце 10-го или начале 11-го века, прежде чем он, по-видимому, был перенесен в Северную Африку и в конечном итоге повторно использован Маринидами, которые вырезали на другой стороне его погребальную надпись султана. [5] [25] В том же музее также хранятся надгробия Абу аль-Хасана и его жены Шамс аль-Хуха. Эти надгробия представляли собой макабрии : мраморные надгробия, имеющие форму примерно треугольной призмы и лежащие горизонтально над могилой. Оба богато украшены тщательно продуманными арабскими надписями, в которых записаны их имена, титулы и подробности их захоронений. [5] [25] В музее также хранится несколько мраморных капителей периода Маринидов. [25]
Музыкальная площадка
[ редактировать ]С 2005 года на руинах Челлы ежегодно проводится международный «Фестиваль джаза» под названием Jazz au Chella . [45] [46] Кроме того, в настоящее время здесь проходит ежегодный музыкальный фестиваль Mawazine в Рабате, на котором демонстрируется популярная современная музыка со всего мира. [47] [48]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первоначально он был похоронен на месте нынешних гробниц Саади в Марракеше , а затем его тело было перевезено в Челлу. [5] [26]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шейла Блэр; Джонатан М. Блум (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 123. ИСБН 978-0300064650 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джанет Л. Абу-Лугход (2014). Рабат: Городской апартеид в Марокко . Издательство Принстонского университета. С. 35, 37–38 (прим. 2). ISBN 978-1400853038 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мартин, Альфредо Медерос (2019). «Северная Африка: от Атлантики до Алжира» . В Доаке, Брайан Р.; Лопес-Руис, Каролина (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. п. 630. ИСБН 978-0190499341 .
- ^ Кеннет Л. Браун (1976). Жители Сале: традиции и перемены в марокканском городе, 1830–1930 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 1. ISBN 978-0719006234 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 268–271. ISBN 978-2359063356 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 202–206. ISBN 978-0300218701 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Рабат, современная столица и исторический город: общее наследие» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Гленн Марко (2000). Финикийцы . Издательство Калифорнийского университета. п. 188. ИСБН 978-0520226142 .
- ^ Руководитель и др. (1911) , с. 889.
- ^ Гаки (2015) , с. 67.
- ^ Анна Галлина Цви; Рита Турчетти (2004). Древнее Западное Средиземноморье: les échanges. Материалы семинара (Марсель, 14–15 мая 2004 г.). Эд. Французский, итальянский и испанский . Руббеттино Редактор. п. 224. ИСБН 978-8849811162 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мугнаи, Никколо (2016). Архитектурное оформление и городская история в Мавритании Тингитана (Марокко) (кандидатская диссертация). Школа археологии и древней истории Лестерского университета. стр. 156–183.
- ^ Хадда, Ламия; Якобелли, Лусиана (2008). Археологический парк Челлы (PDF) (на французском языке). Остров мальчиков. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2014 г.
- ^ «Сайты антиквариата» . www.mincultural.gov.ma (на французском языке). Рабат, Марокко: Министерство культуры Королевства Марокко. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ Туфи, Серджио Ринальди (2005). «Римские провинции Африки в «Мире археологии» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бубе, Дж. «Элементы вестготских и византийских поясов, найденные в Марокко». Бюллетень марокканской археологии , том XV, 1983–84. стр. 281–297
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мугнаи, Никколо (2016). Архитектурное оформление и городская история в Мавритании Тингитана (Марокко) (кандидатская диссертация). Школа археологии и древней истории Лестерского университета. стр. 82–83.
- ^ Уильям Даррач Хэлси, изд. (1981). Энциклопедия Кольера с библиографией и указателем . Образовательная корпорация Макмиллан. п. 560.
(Оммиады) халифы Дамаска прибыли в 682 г. н.э. под командованием Укбы ибн-Нафи. Укба добился подчинения графа Джулиана и перешел в Су.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мулин, Саид (2008). «Рабат, Сале – священные города двух берегов» . В Джайюси, Сальма К. (ред.). Город в исламском мире . Брилл. стр. 643–662. ISBN 978-9047442653 .
- ^ Рашид Эль-Хур (1 января 2000 г.). «Андалузский Кади в период Альморавидов: политическая и судебная власть» . Студия Исламика (90). Maisonneuve & Larose: 80. Номер номера : 10.2307/1596165 . JSTOR 1596165 .
Что касается судебной администрации в Магрибе, Альморавиды передали судебные функции местным семьям. Например, в Сале семья Бану Ашара, очень богатая семья...
- ^ Бонин, Майкл Э. (1990). «Священное направление и структура города: предварительный анализ исламских городов Марокко» . Мукарнас . 7:65 . дои : 10.2307/1523121 . JSTOR 1523121 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. стр. 309–10, 322–25.
- ^ Джанет Л. Абу-Лугход (2014). Рабат: Городской апартеид в Марокко . Издательство Принстонского университета. п. 35. ISBN 978-1400853038 .
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 306–308. ISBN 978-2350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Эттахири, Ахмед С.; Туиль Леонетти, Булле (2014). «Челла, от некрополя Маринидов до царства джиннов». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании (на французском языке). Париж: издания Лувра. стр. 502–514. ISBN 978-2350314907 .
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550–1650 гг . Париж: ЛиенАрт. п. 184. ИСБН 978-2359061826 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Терраса, Анри (1950). «Три меринидовые бани Марокко». Смеси, предложенные Уильяму Марсе Институтом исламских исследований Парижского университета . Париж: Издания Г.-П. Мезоннёв.
- ^ Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 264–271. ISBN 978-2359063356 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Челла | Достопримечательности Рабата, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мугнаи, Никколо (2016). «Архитектурное оформление в Сале (Челла) и в Мавретании Тингитана: пунически-эллинистическое наследие, римское официальное искусство и местные мотивы» . В Мугнаи, Никколо; Николаус, Юлия; Рэй, Ник (ред.). De Africa Romaque: Слияние культур Северной Африки (Материалы международной конференции, состоявшейся в Университете Лестера, 26–27 октября 2013 г.) . Общество ливийских исследований. стр. 215–230. ISBN 978-1900971362 .
- ^ Алмелинг, Энн (22 января 2015 г.). «Там, где праздник аистов» . Мировые новости Марокко . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Челла в Рабате – Аттракцион» . Фроммера . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Министерство культуры обнаружило крупную археологическую находку в Челле» . HESPRESS Английский - Новости Марокко . 03.11.2023 . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Симпара, Махамаду. «Крупные археологические открытия, обнаруженные в историческом месте Челла в Марокко» . Мировые новости Марокко . п. 1.
- ^ «Крупные археологические открытия, сделанные на месте Челла | MapNews» . www.mapnews.ma . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Надь, Питер Тамас (2014). «Рай султанов: Королевский некрополь Шала, Рабат» Аль- Масак 26 (2): 132–146. дои : 10.1080/09503110.2014.915103 . S2CID 162998554 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 282–283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 272–295. ISBN 978-2359063356 .
- ^ Le Bassin aux Anguilles (Информационная табличка). Размещено рядом с бассейном в Челле. Консультировалась в декабре 2014 года.
- ^ Фурнье, Кэролайн (24 августа 2018 г.), «Глава V. Различные модели Хаммамов в Аль-Андалусе» , Термы Аль-Андалуса: 8–15 века , История, Ренн: Presses universitaire de Rennes, стр. 153–182, ISBN 978-2753555457 , получено 21 апреля 2022 г.
- ^ Эннахид, Саид. «Добавление слоя: действующие мусульманские святыни на археологических объектах на северо-западе Марокко» . Берлинские исследования древнего мира, Том. 40 .
- ^ Блум, Джонатан М. (30 июня 2020 г.). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-21870-1 .
- ^ «Музей истории и цивилизации | Достопримечательности Рабата, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Путеводители, Грубые (2019). Приблизительный путеводитель по Марокко (электронная книга-путеводитель) . Apa Publications (UK) Limited. ISBN 978-1789195651 .
- ^ "Джаз в Челле (приобретение)" . Джаз о Челла (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года.
- ^ «Джазовый фестиваль в Челле: 25 выпусков музыкальных мостов между Европой и Марокко | Веб-сайт ЕСВД» . Европейская служба внешних связей . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Фестиваль Mawazine 2022 в Рабате, Марокко | Эверфест» . Everfest.com . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Фестиваль Мавазин: Челла прославит цыганскую музыку и танцы» . Менара (на французском языке). 10 мая 2019 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гаки, Мансур (2015), «Toponymie et Onomastique Libyques: L'Apport de l'Écriture Punique/Néopunique» (PDF) , Язык в жизни и жизнь языка: Маршруты и пути берберских исследований , Африканистические исследования: Записные книжки берберов и ливийско-берберские исследования, Неаполь: Unior, стр. 65–71, ISBN 978-8867191253 , ISSN 2283-5636 , заархивировано из оригинала (PDF) 28 апреля 2020 г. , получено 03 ноября 2018 г. (на французском языке) .
- Руководитель, Барклай; и др. (1911), «Мавритания» , Historia Numorum (2-е изд.), Оксфорд: Clarendon Press, стр. 887–890