Jump to content

Тель Дор

Координаты : 32 ° 37'03 "N 34 ° 55'03" E  /  32,61750 ° N 34,91750 ° E  / 32,61750; 34.91750
Тель Дор
Тель Дор с высоты
Тель-Дор расположен в Хайфе, Израиль.
Тель Дор
Показано в Хайфском регионе Израиля.
Альтернативное название Телль эль-Бурдж, Хирбет эль-Бурдж (арабский)
Расположение Хайфский округ , Израиль
Область Левант
Координаты 32 ° 37'03 "N 34 ° 55'03" E  /  32,61750 ° N 34,91750 ° E  / 32,61750; 34.91750
Тип Урегулирование
История
Заброшенный 630-е
Примечания к сайту
Состояние В руинах
Tulipa agenensis sharonensis , пляж Дор-Хабоним

Тель Дор ( иврит : דוֹר или דאר ‎, что означает «поколение», «жилище») или Телль эль-Бурдж , также Хирбет эль-Бурдж по -арабски (букв. Телль, или Руины Башни), представляет собой археологический памятник , расположенный на израильской прибрежной равнине Средиземное море рядом с современным мошавом Дор , примерно в 30 км (19 миль) к югу от Хайфы и в 2,5 км (1,6 мили) к западу от Хадеры . Расположенный на небольшом мысе на северной стороне защищенного залива, он отождествляется с D-младшим египетских источников, библейским Дором и Дором/Дорой греческих и римских источников. [1]

Документированная история этого места начинается в позднем бронзовом веке (хотя сам город был основан в среднем бронзовом веке , около 2000 г. до н.э.) и заканчивается в период крестоносцев . [ нужна ссылка ] Городом последовательно управляли хананеи , народы моря , финикийцы , ассирийцы , персы , греки , евреи , римляне и византийцы . Порт доминировал в судьбе города на протяжении всей его 3000-летней истории. Его основная роль во всех этих разнообразных культурах заключалась в том, что он служил торговым перевалочным пунктом и воротами между Востоком и Западом. Остатки палестинской арабской деревни Тантура, существовавшей до 1948 года , лежат в нескольких сотнях метров к югу от места археологических раскопок. и кибуц курорт Нахшолим На месте деревни были построены .

Этимология

[ редактировать ]
Д46Z4Д21Z1Т14N25О49
диджей [2]
в иероглифах
Эра : Поздний период
(664–332 до н. э.)

Дор ( иврит : דוֹר или דאר, что означает «поколение», «жилище»), был известен как Дора ( греческий : τὰ Δῶρα ) [3] для греков и римлян, а также как Дир в позднеегипетской истории Венамуна . [2]

Город был известен как Дор еще до того, как греки прибыли или вступили в контакт с народами Израиля. Когда греки пришли в город и узнали, что его зовут Дор, они назвали его Дорой, возможно, в честь Дора, которого считали сыном Посейдона . [4] [5]

Местоположение и идентификация

[ редактировать ]

Дора классического периода была помещена в девятой миле от Кесарии , на пути к Птолемаиде (Акре). Как раз в указанном месте находилась небольшая деревня Тантура, вероятно, арабская версия Доры . [6]

Еврейская Библия

[ редактировать ]
Карта Святой Земли и 12 колен 1759 года, на которой Дор является частью Манассии.

Многие ученые сомневаются в исторической точности библейских текстов, относящихся к временам, предшествовавшим IX веку до нашей эры. Они предполагают, что библейский контекст таких мест, как ранний Дор, представляет собой скорее мифологию, чем историю. [7]

В еврейской Библии Дор изображен как древний царственный город хананеев ( Иисус Навин 12:23 ), правитель которого был союзником Иавина, царя Асора , против Иисуса Навина ( Иисус Навин 11:1,2 ). Судя по всему, он находился на территории колена Манассии , хотя им так и не удалось его завоевать ( Иисус Навин 17:11 ; Судей 1:27 ). Это был один из Судьи интендантских округов Соломона ( 1:27 ; 3 Царств 4:11 ). [6] [ нужны разъяснения ]

История и археология

[ редактировать ]
Древности в Тель Доре

По мнению археологов IAA , важность Дора заключается в том, что это единственная естественная гавань на побережье Леванта к югу от Тирской лестницы , и поэтому она постоянно была оккупирована с финикийских времен до конца 18 века. [8] Однако, по словам Иосифа Флавия , его гавань уступала гавани Кесарии . [9]

Дор упоминается в мозаике Рехова III века как место, освобожденное от десятины, поскольку оно не было заселено евреями, вернувшимися из вавилонского изгнания в IV веке до нашей эры. Шюрер предполагает, что Дор, наряду с Кесарией , возможно, изначально был построен ближе к концу персидского периода. [10]

Ранний железный век

[ редактировать ]

После краха позднего бронзового века город, судя по всему, был заселен группой мигрантов под названием Тьеккер . В египетском литературном тексте, известном как « История Венамуна» , главный герой посещает Дор и принимается теккерским принцем по имени Бедер. Этот слой поселения археологически известен как Дор XII и датируется ок. 1150–1050 гг. до н.э.

Персидский период

[ редактировать ]

Примерно в В 460 году до нашей эры афиняне заключили союз с египетским лидером Инаром против персов . [11] [12] Чтобы достичь дельты Нила и поддержать египтян, афинскому флоту пришлось плыть на юг. Афины обеспечили посадочные площадки для своих триер даже на юге Кипра , но им нужна была промежуточная станция между Кипром и Египтом. Им нужна была военно-морская база на побережье Ливана или Палестины , но финикийские города Сидон и Тир владели большей частью материкового побережья, и эти города были лояльны Персии. Однако в пятидесяти милях к югу от этих городов афиняне нашли изолированную и заманчивую цель для создания промежуточной станции. [13]

Афиняне захватили Дор у Сидона. Дор имел множество стратегических преимуществ для афинян, начиная с удаленности от Сидона. У афинян была морская империя, построенная на весельных кораблях. Им не нужны были большие участки земли, а нужны были стратегически расположенные прибрежные участки, где была пресная вода, продовольствие и защита от непогоды и нападения противника. У Дора был неиссякаемый пресноводный источник у края моря, а к югу от него располагалась лагуна и песчаный пляж, окруженный цепью островков. Это было именно то, что было нужно афинскому флоту для высадки кораблей и отдыха экипажей. Сам Дор был стратегически расположен. Он стоял на вершине скалистого мыса и был защищен со стороны суши болотистой топью, образующей естественный ров. За прибрежной низменностью находилась гора Кармель . В городе были укрепления, построенные персами. Вдобавок к этому в городе были прямые улицы и финикийские красильные ямы для пурпурной ткани. По этим причинам Дор стал самым отдаленным форпостом афинского флота.

Эллинистический период

[ редактировать ]

В эллинистический период Дор стал стратегическим объектом, который часто оспаривался Королевством Птолемеев и Империей Селевкидов , которые соперничали за контроль над регионом. В 219 г. до н.э. город, находившийся тогда под властью Птолемеев, выдержал нападение царя Селевкидов Антиоха III . [14] На рубеже веков Дор вместе с областями Иудеи и Финикии вошел в состав правления Селевкидов. [15] В 138 году до нашей эры царь Селевкидов Антиох VII Сидет и еврейский лидер Симон Тасси осадили Дор, который был оккупирован узурпатором Диодотом Трифоном . Эта осада привела к бегству Трифона и его возможной смерти. [3] [14] [15] Факт боя подтверждается обнаружением рядом с этим местом пуль из свинцовой пращи и других снарядов. [14]

В начале правления хасмонейского царя Александра Яннея Дор находился под контролем тирана Зоила, который также правил Башней Стратона и Газой . Александр Янней в конце концов взял под свой контроль город и включил его в состав Еврейского королевства. [14] [15] В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей завоевал Иудею и впоследствии присоединил Дор к провинции Сирии . [14]

Римский период

[ редактировать ]

В начале 40-х годов нашей эры молодые люди из Дора установили статую императора Клавдия внутри еврейской синагоги, поставив под вопрос право собственности евреев на это пространство. В ответ Агриппа обратился к Петронию , легату сирийскому . , который приказал снести статую и подтвердил права евреев свободно исповедовать свои обычаи в соответствии с императорским указом [16] [14] На ранних этапах Великого еврейского восстания против Рима (66–73 гг. Н. Э.) Цестий Галл держал еврейских заложников в Доре, которая описывалась как город Финикии . [14]

Упадок Дора, судя по всему, начался в первом веке, несмотря на свидетельства, свидетельствующие об обратном. [14] Раскопки выявили многочисленные постройки римского периода, в том числе театр, общественное здание, бани и храмы. Подводные исследования показывают артефакты, охватывающие период от периода Ирода до середины седьмого века. Эпиграфические свидетельства указывают на процветающую городскую жизнь в римскую эпоху с посвящением императорам и местным чиновникам. [14] Город появляется на Tabula Peutingeriana , что указывает на его значение как прибрежной станции в римский период. Об этом также упоминается в папирусе второго века. [14] Монеты, отчеканенные в Доре, использовались по календарю, начиная с момента ее отделения от еврейского королевства Помпеем в 63 г. до н.э., а деятельность по чеканке продолжалась до 212 г. н.э. [14] [17] Сообщается, что ко времени Иеронима (340–420 гг. Н. Э.) город опустел. [14]

Византийский период

[ редактировать ]

В византийский период Дор оставался активным поселением. Археологические находки указывают на активное сообщество со свидетельствами экономической, религиозной и административной деятельности. Город служил епископством , епископы которого задокументированы в 449 году (всего через несколько десятилетий после того, как Иероним описал его как заброшенный), а также в 518 и 553 годах. Это место упоминается в двух списках VI века. Кроме того, было обнаружено, что византийская церковь, обнаруженная в этот период, продолжала использоваться и в исламский период. [14]

Государство Израиль

[ редактировать ]

Мошав к югу от Тель-Дора назван « Дор » в честь древнего города.

Жертвы резни в Тантуре 1948 года похоронены в братской могиле под автостоянкой на близлежащем пляже Тель-Дор. [18] [19]

История раскопок

[ редактировать ]
Раскопки в Тель Доре
Пляж в Тель Доре

Тель-Дор («Руины Дора») был впервые исследован в 1920-х годах Джоном Гарстангом от имени Британской школы археологии в Иерусалиме. Дж. Лейбовиц проводил раскопки в нижнем городе вокруг телла в 1950-х годах. С 1979 по 1983 год Клодин Дофин раскапывала церковь к востоку от Телля. Авнер Рабан раскапывал портовые сооружения и другие сооружения в основном к югу и западу от кургана в 1979–1984 годах. Подводные исследования вокруг этого места проводили Курт Раве, Шелли Ваксман и Саен Кингсли. Эфраим Штерн из Института археологии Еврейского университета руководил двадцатью сезонами раскопок на этом месте в период с 1980 по 2000 год в сотрудничестве с Израильским исследовательским обществом . [20] Одиннадцать открытых участков раскопок предоставили богатую информацию о железном веке , персидском, эллинистическом и раннеримском периодах.

Археологические находки

[ редактировать ]

Производство фиолетовых красителей

[ редактировать ]

По состоянию на 2001 год в ходе раскопок на этом месте был обнаружен аппарат для производства раствора пурпурного красителя, датируемый персидским и эллинистическим периодами, в котором все еще находился толстый слой негашеной извести (оксида кальция), который, по мнению ученых, служил в помогая отделить краситель от моллюсков после того, как они были разбиты и удалены из раковин. [21] Эти моллюски были в основном импортированы в регион из других мест вдоль побережья Средиземного моря и включали в себя виды Phorcus turbinatus , Patella caerulea , Stramonita haemastoma , Hexaplex trunculus и другие виды. [22]

Неолитическое цунами

[ редактировать ]

В 2020 году археологи обнаружили свидетельства цунами, разрушившего прибрежные поселения среднего докерамического неолита B в Тель-Доре , Израиль , пройдя на расстояние от 3,5 до 1,5 км вглубь страны. Высота цунами составила около 16 метров. Восстановление пострадавших районов шло медленно, но в целом оно не оказало существенного влияния на социальное развитие южного Леванта. [23] Хотя цунами не отождествляется с библейским потопом , считается, что оно способствовало возникновению мифов о потопе, существующих во многих культурах. [24]

Бывший стекольный завод в Нахшолиме, ныне музей.

В историческом здании музея «Тепличный дом», расположенном в кибуце Нахшолим , примерно в 500 метрах к югу от самого места, сейчас размещается Центр морской и региональной археологии в Доре (КОНРАД), состоящий из рабочих помещений экспедиции и музея, демонстрирующего находки из Тела. Дор и его регион, например, документально подтверждают важность города в древнем мире как производителя престижных лазурных и малиновых цветов из морских улиток . [25] Дом представляет собой старую стекольную фабрику 19 века, построенную бароном Эдмондом Джеймсом де Ротшильдом . [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гибсон, С., Кингсли, С. и Дж. Кларк. 1999. «Город и деревня на юге Кармиля: отчет о проекте ландшафтной археологии в Доре», Левант 31:71-121.
  2. ^ Jump up to: а б Шиппер, Бернд (2005). История Венамуна: литературное произведение в области политики, истории и религии . Геттинген: Академическое издательство Фрибурга. п. 45. ИСБН  3525530676 .
  3. ^ Jump up to: а б Иосиф Флавий, Иудейская война (1:52).
  4. ^ Ваксманн, Шелли; Раве, Курт (август 1984 г.). «Краткая морская история Дора/Тантуры» . Международный журнал морской археологии . 13 (3): 223–241. Бибкод : 1984IJNAr..13..223W . дои : 10.1111/j.1095-9270.1984.tb01194.x . Проверено 22 августа 2022 г.
  5. ^ Хантер, Ричард; Ренгакос, Антониос; Систаку, Эвина (3 марта 2015 г.). Эллинистические исследования на перепутье: изучение текстов, контекстов и метатекстов . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN  9783110368130 . Проверено 22 августа 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Стерн, Э. 1994. Дор — властелин морей . Иерусалим: Израильское исследовательское общество.
  7. ^ Финкельштейн, Израиль и Нил Ашер Зильберман. 2002. Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Нью-Йорк: Пробный камень.
  8. ^ Фриман-Гринвилл, GSP (1994). «Рецензируемая работа: Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле Ефрема Штерна ». Журнал Азиатского общества . 4 (3). Издательство Кембриджского университета : 327. JSTOR   25182937 .
  9. ^ Джозефус (1981). Иосиф Флавий Полное собрание сочинений . Перевод Уильяма Уистона . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. п. 331. ИСБН  0-8254-2951-Х . , св Древности 15.9.6. (15.331)
  10. ^ Шюрер, Э. (1891). История еврейского народа во времена Иисуса Христа . Том 1. Перевод мисс Тейлор. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 84 (121 класс).
  11. ^ Фукидид . История Пелопоннесской войны . Ричард Кроули (пер.). 1.104 . Проверено 10 сентября 2010 г.
  12. ^ Диодор Сицилийский (1946). Библиотека истории . Том. 4. Ч. Олдфатер (пер.). Классическая библиотека Леба. 11.71.3-6 . ISBN  978-0-674-99413-3 . Проверено 10 сентября 2010 г.
  13. ^ Хейл, Джон (2009). Владыки моря: эпическая история афинского флота и зарождения демократии . Нью-Йорк: Викинг. стр. 102–103 . ISBN  978-0-670-02080-5 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Амелинг, Уолтер; Коттон, Ханна М.; Эк, Вернер; Исаак, Бенджамин, ред. (15 сентября 2011 г.), «Введение: Дор и граница между Иудеей и Сирией-Финикией» , Кесария и Среднее побережье: 1121–2160 , Де Грюйтер, стр. 831–836, doi : 10.1515/9783110222180.831 , ISBN  978-3-11-022218-0 , получено 24 июля 2024 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Стюарт А. и Мартин С.Р. (2003). Эллинистические открытия в Тель-Доре, Израиль. Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах , 72 (2), с. 131
  16. ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 93, 536. ISBN.  978-0-300-24813-5 .
  17. ^ Оливейра, Габриэла Р. Маркес де (15 июля 2021 г.). «Монета и идентичность: провинциальная римская чеканка, краткое исследование монет Тель Дора» . Глобальный журнал гуманитарно-социальных наук . 21 (D3): 42. ISSN   2249-460X .
  18. ^ Раз, Адам (20 января 2022 г.). «На популярном израильском пляже есть братская могила палестинцев, - признаются ветераны» . Гаарец . Проверено 14 апреля 2024 г.
  19. ^ МакКернан, Бетан; корреспондент Бетан МакКернан Иерусалим (25 мая 2023 г.). «Исследование Великобритании о резне Израилем в палестинской деревне в 1948 году выявило места массовых захоронений» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 14 апреля 2024 г.
  20. ^ СТЕРН, ЭФРАИМ. «РАСКОПКИ В ДОРЕ, ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ: ТОМ IA — ОБЛАСТИ А И С: ВВЕДЕНИЕ И СТРАТИГРАФИЯ». Отчеты Qedem, том. 1, 1995, стр. 1–369.
  21. ^ Спанье, Йоси; Сассон, Ави (2001). Печи для обжига извести в Земле Израиля (печи для обжига извести в Израиле) (на иврите). Ариэль: Иерусалим: Музей Земли Израиля . п. 8 (Предисловие). OCLC   48108956 .
  22. ^ Гильбоа, Айелет; Шэрон, Илан; Зорн, Джеффри Р.; Мацкевич, Света (2018). «Раскопки в Доре, Заключительный отчет: Том IIB, зона G, Поздний бронзовый и железный века: керамика, артефакты, экофакты и другие исследования». Отчеты Кедема . 11 . Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме: III–340. JSTOR   26493565 .
  23. ^ Штиенберг, Гилад; Ясур-Ландау, Асаф; Норрис, Ричард Д.; Лазарь, Майкл; Риттенур, Тэмми М.; Тамберино, Энтони; Гадоль, Омир; Канту, Катрина; Аркин-Шалев, Эхуд; Уорд, Стивен Н.; Леви, Томас Э. (2020). «Неолитическое мега-цунами в восточном Средиземноморье: уязвимость доисторических поселений вдоль побережья Кармель, Израиль» . ПЛОС ОДИН . 15 (12): e0243619. Бибкод : 2020PLoSO..1543619S . дои : 10.1371/journal.pone.0243619 . ПМИД   33362214 .
  24. ^ Кидерра, Инга (23 декабря 2020 г.). «Массивное цунами обрушилось на неолитический Ближний Восток более 9000 лет назад» . Калифорнийский университет в Сан-Диего сегодня . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
  25. Музей ХаМизгага. Архивировано 29 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  26. История семьи Башан. Архивировано 22 ноября 2008 г. в Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]
  • Олами Ю., Сендер С. и Орен Э. Карта Дора (30) (Иерусалим, Управление древностей Израиля, 2005 г.).
  • Полная библиография Тель Дор http://dor.huji.ac.il/bibliography.html
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 304e51ba8a0e821a3ce82cda50bd4d88__1721896380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/88/304e51ba8a0e821a3ce82cda50bd4d88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tel Dor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)