Тель Дор
Тель Дор с высоты | |
Альтернативное название | Телль эль-Бурдж, Хирбет эль-Бурдж (арабский) |
---|---|
Расположение | Хайфский округ , Израиль |
Область | Левант |
Координаты | 32 ° 37'03 "N 34 ° 55'03" E / 32,61750 ° N 34,91750 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Заброшенный | 630-е |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |

Тель Дор ( иврит : דוֹר или דאר , что означает «поколение», «жилище») или Телль эль-Бурдж , также Хирбет эль-Бурдж по -арабски (букв. Телль, или Руины Башни), представляет собой археологический памятник , расположенный на израильской прибрежной равнине Средиземное море рядом с современным мошавом Дор , примерно в 30 км (19 миль) к югу от Хайфы и в 2,5 км (1,6 мили) к западу от Хадеры . Расположенный на небольшом мысе на северной стороне защищенного залива, он отождествляется с D-младшим египетских источников, библейским Дором и Дором/Дорой греческих и римских источников. [1]
Документированная история этого места начинается в позднем бронзовом веке (хотя сам город был основан в среднем бронзовом веке , около 2000 г. до н.э.) и заканчивается в период крестоносцев . [ нужна ссылка ] Городом последовательно управляли хананеи , народы моря , финикийцы , ассирийцы , персы , греки , евреи , римляне и византийцы . Порт доминировал в судьбе города на протяжении всей его 3000-летней истории. Его основная роль во всех этих разнообразных культурах заключалась в том, что он служил торговым перевалочным пунктом и воротами между Востоком и Западом. Остатки палестинской арабской деревни Тантура, существовавшей до 1948 года , лежат в нескольких сотнях метров к югу от места археологических раскопок. и кибуц курорт Нахшолим На месте деревни были построены .
Этимология
[ редактировать ]
| ||||||||
диджей [2] в иероглифах | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : Поздний период (664–332 до н. э.) | ||||||||
Дор ( иврит : דוֹר или דאר, что означает «поколение», «жилище»), был известен как Дора ( греческий : τὰ Δῶρα ) [3] для греков и римлян, а также как Дир в позднеегипетской истории Венамуна . [2]
Город был известен как Дор еще до того, как греки прибыли или вступили в контакт с народами Израиля. Когда греки пришли в город и узнали, что его зовут Дор, они назвали его Дорой, возможно, в честь Дора, которого считали сыном Посейдона . [4] [5]
Местоположение и идентификация
[ редактировать ]Дора классического периода была помещена в девятой миле от Кесарии , на пути к Птолемаиде (Акре). Как раз в указанном месте находилась небольшая деревня Тантура, вероятно, арабская версия Доры . [6]
Еврейская Библия
[ редактировать ]
Многие ученые сомневаются в исторической точности библейских текстов, относящихся к временам, предшествовавшим IX веку до нашей эры. Они предполагают, что библейский контекст таких мест, как ранний Дор, представляет собой скорее мифологию, чем историю. [7]
В еврейской Библии Дор изображен как древний царственный город хананеев ( Иисус Навин 12:23 ), правитель которого был союзником Иавина, царя Асора , против Иисуса Навина ( Иисус Навин 11:1,2 ). Судя по всему, он находился на территории колена Манассии , хотя им так и не удалось его завоевать ( Иисус Навин 17:11 ; Судей 1:27 ). Это был один из Судьи интендантских округов Соломона ( 1:27 ; 3 Царств 4:11 ). [6] [ нужны разъяснения ]
История и археология
[ редактировать ]По мнению археологов IAA , важность Дора заключается в том, что это единственная естественная гавань на побережье Леванта к югу от Тирской лестницы , и поэтому она постоянно была оккупирована с финикийских времен до конца 18 века. [8] Однако, по словам Иосифа Флавия , его гавань уступала гавани Кесарии . [9]
Дор упоминается в мозаике Рехова III века как место, освобожденное от десятины, поскольку оно не было заселено евреями, вернувшимися из вавилонского изгнания в IV веке до нашей эры. Шюрер предполагает, что Дор, наряду с Кесарией , возможно, изначально был построен ближе к концу персидского периода. [10]
Ранний железный век
[ редактировать ]После краха позднего бронзового века город, судя по всему, был заселен группой мигрантов под названием Тьеккер . В египетском литературном тексте, известном как « История Венамуна» , главный герой посещает Дор и принимается теккерским принцем по имени Бедер. Этот слой поселения археологически известен как Дор XII и датируется ок. 1150–1050 гг. до н.э.
Персидский период
[ редактировать ]Примерно в В 460 году до нашей эры афиняне заключили союз с египетским лидером Инаром против персов . [11] [12] Чтобы достичь дельты Нила и поддержать египтян, афинскому флоту пришлось плыть на юг. Афины обеспечили посадочные площадки для своих триер даже на юге Кипра , но им нужна была промежуточная станция между Кипром и Египтом. Им нужна была военно-морская база на побережье Ливана или Палестины , но финикийские города Сидон и Тир владели большей частью материкового побережья, и эти города были лояльны Персии. Однако в пятидесяти милях к югу от этих городов афиняне нашли изолированную и заманчивую цель для создания промежуточной станции. [13]
Афиняне захватили Дор у Сидона. Дор имел множество стратегических преимуществ для афинян, начиная с удаленности от Сидона. У афинян была морская империя, построенная на весельных кораблях. Им не нужны были большие участки земли, а нужны были стратегически расположенные прибрежные участки, где была пресная вода, продовольствие и защита от непогоды и нападения противника. У Дора был неиссякаемый пресноводный источник у края моря, а к югу от него располагалась лагуна и песчаный пляж, окруженный цепью островков. Это было именно то, что было нужно афинскому флоту для высадки кораблей и отдыха экипажей. Сам Дор был стратегически расположен. Он стоял на вершине скалистого мыса и был защищен со стороны суши болотистой топью, образующей естественный ров. За прибрежной низменностью находилась гора Кармель . В городе были укрепления, построенные персами. Вдобавок к этому в городе были прямые улицы и финикийские красильные ямы для пурпурной ткани. По этим причинам Дор стал самым отдаленным форпостом афинского флота.
Эллинистический период
[ редактировать ]В эллинистический период Дор стал стратегическим объектом, который часто оспаривался Королевством Птолемеев и Империей Селевкидов , которые соперничали за контроль над регионом. В 219 г. до н.э. город, находившийся тогда под властью Птолемеев, выдержал нападение царя Селевкидов Антиоха III . [14] На рубеже веков Дор вместе с областями Иудеи и Финикии вошел в состав правления Селевкидов. [15] В 138 году до нашей эры царь Селевкидов Антиох VII Сидет и еврейский лидер Симон Тасси осадили Дор, который был оккупирован узурпатором Диодотом Трифоном . Эта осада привела к бегству Трифона и его возможной смерти. [3] [14] [15] Факт боя подтверждается обнаружением рядом с этим местом пуль из свинцовой пращи и других снарядов. [14]
В начале правления хасмонейского царя Александра Яннея Дор находился под контролем тирана Зоила, который также правил Башней Стратона и Газой . Александр Янней в конце концов взял под свой контроль город и включил его в состав Еврейского королевства. [14] [15] В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей завоевал Иудею и впоследствии присоединил Дор к провинции Сирии . [14]
Римский период
[ редактировать ]В начале 40-х годов нашей эры молодые люди из Дора установили статую императора Клавдия внутри еврейской синагоги, поставив под вопрос право собственности евреев на это пространство. В ответ Агриппа обратился к Петронию , легату сирийскому . , который приказал снести статую и подтвердил права евреев свободно исповедовать свои обычаи в соответствии с императорским указом [16] [14] На ранних этапах Великого еврейского восстания против Рима (66–73 гг. Н. Э.) Цестий Галл держал еврейских заложников в Доре, которая описывалась как город Финикии . [14]
Упадок Дора, судя по всему, начался в первом веке, несмотря на свидетельства, свидетельствующие об обратном. [14] Раскопки выявили многочисленные постройки римского периода, в том числе театр, общественное здание, бани и храмы. Подводные исследования показывают артефакты, охватывающие период от периода Ирода до середины седьмого века. Эпиграфические свидетельства указывают на процветающую городскую жизнь в римскую эпоху с посвящением императорам и местным чиновникам. [14] Город появляется на Tabula Peutingeriana , что указывает на его значение как прибрежной станции в римский период. Об этом также упоминается в папирусе второго века. [14] Монеты, отчеканенные в Доре, использовались по календарю, начиная с момента ее отделения от еврейского королевства Помпеем в 63 г. до н.э., а деятельность по чеканке продолжалась до 212 г. н.э. [14] [17] Сообщается, что ко времени Иеронима (340–420 гг. Н. Э.) город опустел. [14]
Византийский период
[ редактировать ]В византийский период Дор оставался активным поселением. Археологические находки указывают на активное сообщество со свидетельствами экономической, религиозной и административной деятельности. Город служил епископством , епископы которого задокументированы в 449 году (всего через несколько десятилетий после того, как Иероним описал его как заброшенный), а также в 518 и 553 годах. Это место упоминается в двух списках VI века. Кроме того, было обнаружено, что византийская церковь, обнаруженная в этот период, продолжала использоваться и в исламский период. [14]
Государство Израиль
[ редактировать ]Мошав к югу от Тель-Дора назван « Дор » в честь древнего города.
Жертвы резни в Тантуре 1948 года похоронены в братской могиле под автостоянкой на близлежащем пляже Тель-Дор. [18] [19]
История раскопок
[ редактировать ]

Тель-Дор («Руины Дора») был впервые исследован в 1920-х годах Джоном Гарстангом от имени Британской школы археологии в Иерусалиме. Дж. Лейбовиц проводил раскопки в нижнем городе вокруг телла в 1950-х годах. С 1979 по 1983 год Клодин Дофин раскапывала церковь к востоку от Телля. Авнер Рабан раскапывал портовые сооружения и другие сооружения в основном к югу и западу от кургана в 1979–1984 годах. Подводные исследования вокруг этого места проводили Курт Раве, Шелли Ваксман и Саен Кингсли. Эфраим Штерн из Института археологии Еврейского университета руководил двадцатью сезонами раскопок на этом месте в период с 1980 по 2000 год в сотрудничестве с Израильским исследовательским обществом . [20] Одиннадцать открытых участков раскопок предоставили богатую информацию о железном веке , персидском, эллинистическом и раннеримском периодах.
Археологические находки
[ редактировать ]Производство фиолетовых красителей
[ редактировать ]По состоянию на 2001 год в ходе раскопок на этом месте был обнаружен аппарат для производства раствора пурпурного красителя, датируемый персидским и эллинистическим периодами, в котором все еще находился толстый слой негашеной извести (оксида кальция), который, по мнению ученых, служил в помогая отделить краситель от моллюсков после того, как они были разбиты и удалены из раковин. [21] Эти моллюски были в основном импортированы в регион из других мест вдоль побережья Средиземного моря и включали в себя виды Phorcus turbinatus , Patella caerulea , Stramonita haemastoma , Hexaplex trunculus и другие виды. [22]
Неолитическое цунами
[ редактировать ]В 2020 году археологи обнаружили свидетельства цунами, разрушившего прибрежные поселения среднего докерамического неолита B в Тель-Доре , Израиль , пройдя на расстояние от 3,5 до 1,5 км вглубь страны. Высота цунами составила около 16 метров. Восстановление пострадавших районов шло медленно, но в целом оно не оказало существенного влияния на социальное развитие южного Леванта. [23] Хотя цунами не отождествляется с библейским потопом , считается, что оно способствовало возникновению мифов о потопе, существующих во многих культурах. [24]
Музей
[ редактировать ]
В историческом здании музея «Тепличный дом», расположенном в кибуце Нахшолим , примерно в 500 метрах к югу от самого места, сейчас размещается Центр морской и региональной археологии в Доре (КОНРАД), состоящий из рабочих помещений экспедиции и музея, демонстрирующего находки из Тела. Дор и его регион, например, документально подтверждают важность города в древнем мире как производителя престижных лазурных и малиновых цветов из морских улиток . [25] Дом представляет собой старую стекольную фабрику 19 века, построенную бароном Эдмондом Джеймсом де Ротшильдом . [26]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гибсон, С., Кингсли, С. и Дж. Кларк. 1999. «Город и деревня на юге Кармиля: отчет о проекте ландшафтной археологии в Доре», Левант 31:71-121.
- ^ Jump up to: а б Шиппер, Бернд (2005). История Венамуна: литературное произведение в области политики, истории и религии . Геттинген: Академическое издательство Фрибурга. п. 45. ИСБН 3525530676 .
- ^ Jump up to: а б Иосиф Флавий, Иудейская война (1:52).
- ^ Ваксманн, Шелли; Раве, Курт (август 1984 г.). «Краткая морская история Дора/Тантуры» . Международный журнал морской археологии . 13 (3): 223–241. Бибкод : 1984IJNAr..13..223W . дои : 10.1111/j.1095-9270.1984.tb01194.x . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Хантер, Ричард; Ренгакос, Антониос; Систаку, Эвина (3 марта 2015 г.). Эллинистические исследования на перепутье: изучение текстов, контекстов и метатекстов . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9783110368130 . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стерн, Э. 1994. Дор — властелин морей . Иерусалим: Израильское исследовательское общество.
- ^ Финкельштейн, Израиль и Нил Ашер Зильберман. 2002. Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Нью-Йорк: Пробный камень.
- ^ Фриман-Гринвилл, GSP (1994). «Рецензируемая работа: Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле Ефрема Штерна ». Журнал Азиатского общества . 4 (3). Издательство Кембриджского университета : 327. JSTOR 25182937 .
- ^ Джозефус (1981). Иосиф Флавий Полное собрание сочинений . Перевод Уильяма Уистона . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. п. 331. ИСБН 0-8254-2951-Х . , св Древности 15.9.6. (15.331)
- ^ Шюрер, Э. (1891). История еврейского народа во времена Иисуса Христа . Том 1. Перевод мисс Тейлор. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 84 (121 класс).
- ^ Фукидид . История Пелопоннесской войны . Ричард Кроули (пер.). 1.104 . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Диодор Сицилийский (1946). Библиотека истории . Том. 4. Ч. Олдфатер (пер.). Классическая библиотека Леба. 11.71.3-6 . ISBN 978-0-674-99413-3 . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Хейл, Джон (2009). Владыки моря: эпическая история афинского флота и зарождения демократии . Нью-Йорк: Викинг. стр. 102–103 . ISBN 978-0-670-02080-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Амелинг, Уолтер; Коттон, Ханна М.; Эк, Вернер; Исаак, Бенджамин, ред. (15 сентября 2011 г.), «Введение: Дор и граница между Иудеей и Сирией-Финикией» , Кесария и Среднее побережье: 1121–2160 , Де Грюйтер, стр. 831–836, doi : 10.1515/9783110222180.831 , ISBN 978-3-11-022218-0 , получено 24 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт А. и Мартин С.Р. (2003). Эллинистические открытия в Тель-Доре, Израиль. Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах , 72 (2), с. 131
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 93, 536. ISBN. 978-0-300-24813-5 .
- ^ Оливейра, Габриэла Р. Маркес де (15 июля 2021 г.). «Монета и идентичность: провинциальная римская чеканка, краткое исследование монет Тель Дора» . Глобальный журнал гуманитарно-социальных наук . 21 (D3): 42. ISSN 2249-460X .
- ^ Раз, Адам (20 января 2022 г.). «На популярном израильском пляже есть братская могила палестинцев, - признаются ветераны» . Гаарец . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ МакКернан, Бетан; корреспондент Бетан МакКернан Иерусалим (25 мая 2023 г.). «Исследование Великобритании о резне Израилем в палестинской деревне в 1948 году выявило места массовых захоронений» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ СТЕРН, ЭФРАИМ. «РАСКОПКИ В ДОРЕ, ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ: ТОМ IA — ОБЛАСТИ А И С: ВВЕДЕНИЕ И СТРАТИГРАФИЯ». Отчеты Qedem, том. 1, 1995, стр. 1–369.
- ^ Спанье, Йоси; Сассон, Ави (2001). Печи для обжига извести в Земле Израиля (печи для обжига извести в Израиле) (на иврите). Ариэль: Иерусалим: Музей Земли Израиля . п. 8 (Предисловие). OCLC 48108956 .
- ^ Гильбоа, Айелет; Шэрон, Илан; Зорн, Джеффри Р.; Мацкевич, Света (2018). «Раскопки в Доре, Заключительный отчет: Том IIB, зона G, Поздний бронзовый и железный века: керамика, артефакты, экофакты и другие исследования». Отчеты Кедема . 11 . Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме: III–340. JSTOR 26493565 .
- ^ Штиенберг, Гилад; Ясур-Ландау, Асаф; Норрис, Ричард Д.; Лазарь, Майкл; Риттенур, Тэмми М.; Тамберино, Энтони; Гадоль, Омир; Канту, Катрина; Аркин-Шалев, Эхуд; Уорд, Стивен Н.; Леви, Томас Э. (2020). «Неолитическое мега-цунами в восточном Средиземноморье: уязвимость доисторических поселений вдоль побережья Кармель, Израиль» . ПЛОС ОДИН . 15 (12): e0243619. Бибкод : 2020PLoSO..1543619S . дои : 10.1371/journal.pone.0243619 . ПМИД 33362214 .
- ^ Кидерра, Инга (23 декабря 2020 г.). «Массивное цунами обрушилось на неолитический Ближний Восток более 9000 лет назад» . Калифорнийский университет в Сан-Диего сегодня . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
- ↑ Музей ХаМизгага. Архивировано 29 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ История семьи Башан. Архивировано 22 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Олами Ю., Сендер С. и Орен Э. Карта Дора (30) (Иерусалим, Управление древностей Израиля, 2005 г.).
- Полная библиография Тель Дор http://dor.huji.ac.il/bibliography.html
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект Tel Dor Еврейский университет Иерусалима, Университет Хайфы и Бостонский университет.
- Открытые данные раскопок в зоне G в Тель-Доре.
- Гилад Штиенберг и др. : Неолитическое мега-цунами в восточном Средиземноморье: уязвимость доисторических поселений вдоль побережья Кармель, Израиль . В: ПЛОС ОДИН. 23 декабря 2020 г. doi:10.1371/journal.pone.0243619 . — Дор палеоцунами:
- Доказательства массивного палеоцунами в древнем Тель-Доре, Израиль . Включено: EurekAlert! 23 декабря 2020 г.
- Археологи нашли свидетельства неолитического мегацунами в Израиле . Вкл.: научные новости. 24 декабря 2020 г.