Оэа
Оеа ( / ˈ iː ə / ; древнегреческий : Ἐώα [1] ) — древний город на территории современного Триполи , Ливия . Он был основан финикийцами в VII веке до нашей эры и впоследствии стал римско - берберской колонией. [2] Будучи частью римской провинции Новая Африка , Оэа и окружающая ее Триполитания процветали. Он достиг своего расцвета во 2-м и 3-м веках нашей эры, когда город пережил золотой век при династии Северов в соседнем Лептис-Магне . [3] Город был завоеван халифатом Рашидун с распространением ислама в 7 веке стал известен как Триполи , а в 9 веке .
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Город был основан в VII веке нашей эры финикийцами до , которые дали ему либико-берберское название Оят ( пунический : 𐤅𐤉𐤏𐤕 , wyʿt ), [4] [5] [6] предполагая, что город мог быть построен на месте существующей берберской деревни. Финикийцев, вероятно, привлекла сюда естественная гавань, окруженная на западном берегу небольшим, легко защищаемым полуостровом , на котором они основали свою колонию. Затем город перешел в руки греческих правителей Киренаики как Оэа ( греч . Οἴα , Ия ). Кирена была колонией на берегу Северной Африки, немного восточнее Тамброли и на полпути к Египту . Позже карфагеняне снова отобрали его у греков . [ нужна ссылка ]
Ко второй половине II века до нашей эры Оэа была завоевана римлянами , которые включили ее в свою провинцию Африки и дали ей название Regio Syrtica . Примерно в начале III века нашей эры он стал известен как Regio Tripolitana , что означает «регион трех городов» (а именно Оэа (современный Триполи в Ливии ), Сабрата и Лептис Магна ). Вероятно, он был возведен в ранг отдельной провинции Септимием Севером , который был уроженцем Лептис-Магны.
Несмотря на столетия римского проживания, единственными видимыми римскими остатками, не считая разрозненных колонн и капителей (обычно встроенных в более поздние здания), является Арка Марка Аврелия II века нашей эры. [7] Есть также остатки небольшого храма под названием Genius Coloniae , хранящиеся в музее Триполи.
Главный сохранившийся памятник (Эи) представляет собой искусно украшенную четырехугольную арку, посвященную М. Аврелию и Л. Веру в 163 г. н. э., центральный каменный купол которой был перенесен на плоские плиты, уложенные по углам, и был скрыт снаружи внутри каменной кладки храма. чердак, ныне разрушенный. Ранние рисунки показывают, что этот чердак, в свою очередь, поддерживает круглый павильон, но, похоже, это было более позднее исламское дополнение. Арка стояла на пересечении двух главных улиц города, а прилегающие улицы и переулки постклассического города включают в себя множество элементов ортогонального плана улиц. Рядом с аркой находятся остатки храма, посвященного Гению Колонины (183–85 гг. н.э.), и форум, вероятно, находился неподалеку. На месте нынешнего замка или рядом с ним находилась монументальная баня. Городские стены, снесенные в 1913 году, включали в себя длинные участки позднеантичных оборонительных сооружений. Ричард Стиллвелл. Персей
Тот факт, что Триполи был постоянно заселен, в отличие от Сабраты и Лептис Магны, означает, что жители либо добывали материал из старых зданий (при этом разрушая их), либо строили их поверх, закапывая под улицами, где остаются практически не раскопанными.
Большинство жителей Оэа продолжали использовать финикийский язык (смешанный с автохтонными ливийско-берберскими словами) до конца III века, даже если латынь была официальным языком, которым пользовалась элита города. Действительно, в VI веке, когда городом управляли византийцы, лишь немногие умели говорить на латыни, а все остальные говорили на берберском языке, а финикийский язык исчез. Христианская религия сосуществовала с языческой религией берберов-финикийцев до середины III века. Историк Моммзен писал, что только в IV веке христианство было принято гражданами Эа в целом. Город процветал главным образом потому, что Рим не позволял бандитам грабить сельскую местность, а также потому, что Римская империя – при Траяне и Септимии Севере – обуздала волнения среди местных племенных групп, создав Лимы Триполитанские и основав такие города, как Гериса , форты, такие как Гарбия, и фермы центенариев вдоль южной окраины территории Оэа.
Имена трех епископов Эа записаны в дошедших до нас документах. На Карфагенском соборе (255 г.) , который Киприан созвал для обсуждения крещения, совершаемого еретиками, Наталий Эейский выступал от своего имени и от имени епископов Сабраты и Лептис-Магны . Мариниан, донатист , присутствовал на совместном собрании католических и донатистских епископов в Карфагене в 411 году , когда в Оэе не было католического епископа. Кресконий был одним из католических епископов, которых Гунерих вызвал на встречу в Карфагене в 484 году , а затем сослал. Виктор Витенсис говорит, что Кресконий уже был епископом Эи при короле Гензерихе (428–467). Он упоминается в Римском мартирологе под 28 ноября вместе с другими жертвами преследований вандалов. [8] [9] [10] [11] [12]
Томас К. Оден говорит, что епископ Эи, имя которого он не называет, присутствовал на Эфесском соборе 431 года. [13]
Средний возраст
[ редактировать ]Епархия упоминалась в Notitia Episcopatuum а также в Notitia Episcopatuum of Александрийского начала VIII века и в Notitia Episcopatuum of Alexandria, Alexandria и в издании византийского императора Льва VI Мудрого в конце IX века. [14] Оэа больше не является жилым епископством, сегодня он внесен в список Католической церкви как титульный престол . [15]
Есть свидетельства того, что регион Триполитания находился в относительном экономическом упадке в течение V и VI веков, отчасти из-за политических волнений, распространявшихся по всему Средиземноморскому миру после распада Западной Римской империи , а также давления со стороны вторгшихся Вандалы . Однако византийцы при императоре Юстиниане I придали городу некоторое процветание и, вероятно, создали христианские церкви для местного берберского населения города и его окрестностей. [16] Действительно, христианство оставалось в районе Эа/Триполиса до 11 века, как можно сделать из археологических исследований, проведенных в близлежащем оазисе Гефара (где христианской общиной управлял «иудекс»). [17]
По словам Аль-Баладхури , Триполи, в отличие от западной части Северной Африки, был захвачен мусульманами сразу после Александрии , в ноябре 643 года. Несколько лет спустя, вновь захваченный византийской армией, Оэа был окончательно завоеван около 680 года. Даже будучи частично разрушенным, город не исчез под песками в течение следующих двух столетий, как Сабрата и Лептис Магна, а превратился в столицу Триполитании . В 9 веке название «Оэа» было заменено нынешним названием «Триполи».
Современность
[ редактировать ]Сразу после итальянского завоевания итальянская администрация проводила (в основном с 1919 года) консервационные и реставрационные работы в городе, а итальянский архитектор Флорестано Ди Фаусто перестроил территорию вокруг Арки Марка Аврелия в 1930-х годах .
См. также
[ редактировать ]- Арка Марка Аврелия
- Кесария Мавретания
- Кудрявый
- Епархия Оэа
- Флорестано Ди Фаусто
- Ламбаэзис
- Лептис Магна
- Колония (римский)
- Сабрата
- Тамугади
- Тубактис
- Тисдр
- Волюбилис
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Oea
- ^ Подробная карта римской северо-западной Африки.
- ^ Теодор Моммзен. «Провинции Римской империи». Раздел:Африка
- ^ Энтони Р. Бирли, Септимус Северус Рутледж 2002, ISBN 978-1-13470746-1 , с. 2
- ^ Гаки (2015) , с. 67.
- ^ Руководитель и др. (1911) .
- ^ Эя и арка Марка Аврелия , livius.org. По состоянию на 31 августа 2022 г.
- ^ Стефано Антонио Морчелли, «Христианская Африка» , Том I, Брешия, 1816 г., стр. 249–250
- ^ Ж. Меснаж, Христианская Африка , Париж, 1912, с. 164
- ^ Пий Бонифаций Гамс, Серия епископов католической церкви , Лейпциг, 1931, с. 467
- ^ Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN 978-88-209-7210-3 ), с. 612
- ^ Клод Флери, Луи-Себастьян Ле Нэн де Тильмон, Церковная история г-на аббата Флери, Том 1 (электронная книга Google) (Напечатано Т. Вудом для Джеймса Крокатта, 1727 г.), стр. 437 .
- ^ Томас К. Оден Апостольность и этническая принадлежность в раннем ливийском христианстве Bibliotheca Sacra Том: 167: (апрель 2010 г.).
- ^ Иероклис Синекдем и данные греческих епископатов, признает Нили Доксапатриус, данные патриархатов и названия мест изменены, из редакции Густава Партея , Берлин, 1866, стр. 83 (№ 798).
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 944
- ^ Антонино Ди Вита: Христианские церкви в интерьере Триполитании
- ^ Ренато Барточчини. «Археологические исследования в Триполитании»
Библиография
[ редактировать ]- Барточчини, Ренато (1924), «Археологические исследования в Триполитании», Rivista della Tripolitania , vol. я, стр. 59–73 . (на итальянском языке)
- Ди Вита, Антонино (1967), «Распространение христианства во внутренних районах Триполитании», Quaderni di Archeologia della Lyvia , vol. V, Herm Бретшнайдера, ISBN 887062062X . (на итальянском языке)
- Гаки, Мансур (2015), «Toponymie et Onomastique Libyques: L'Apport de l'Écriture Punique/Néopunique» , Язык в жизни и жизнь языка: маршруты и пути берберских исследований , Африканистические исследования: тетради берберских исследований и ливийско-берберы, Неаполь: Unior, стр. 65–71, ISBN 978-88-6719-125-3 , ISSN 2283-5636 . (на французском языке)
- Руководитель, Барклай; и др. (1911), «Сиртика» , История чисел (2-е изд.), Оксфорд: Clarendon Press, стр. 875 .
- Моммзен, Теодор (2003), Провинции Римской империи , Нью-Йорк: Barnes & Noble .
- Робин, Дэниел (1993), Ранние церкви в Северной Африке , Честер: Публикации Тамариска, ISBN 978-0-9538565-3-4 .