Капса (римская колония)

Капса — римская колония, расположенная на юге современного Туниса . До римских времен Капса была центром капсийской культуры .
Римская колония имела большое значение при римских императорах и в конце второго века достигла 100 000 жителей.
После римских столетий он был центром последних христианских и романскоязычных народов Северной Африки . Соответствующий современный город — Гафса .
История
[ редактировать ]Современный город Гафса назывался Капса , когда был частью Римской Африки и был важным городом недалеко от Африканской ямки .
Римский город был завоеван вандалами , но вскоре стал независимым: Капса была столицей романо -берберского королевства (называемого Королевством Капсус ) в шестом веке до арабского вторжения.
«Римские бассейны» представляют собой три бассейна с высокими стенками из повторно использованного тесаного камня. Расположенные на открытом воздухе, вокруг источников, поднимающихся со дна бассейнов, они ориентированы на восток по направлению истечения воды и соединены подземными каналами. Бассейн W состоит из двух крытых комнат. Принстон Э. [ 1 ]
От римской Капсы остались два бассейна, римские бани Гафсы, посвященные Нептуну и нимфам (это единственные видимые памятники римских времен, которые на самом деле являются туристической достопримечательностью). Римские цистерны все еще можно увидеть в руинах города, и их все еще можно использовать. Действительно, бассейны состоят из двух бассейнов глубиной 4 метра, окруженных высокими стенами из тесаного камня, на которых имеются следы надписей. Два бассейна сообщаются друг с другом через свод с сухими стенами и укреплены небольшими арками: их питают источники, бьющие на дне резервуаров при температуре 31 °C.
От древней Гафсы мало что осталось, но все еще можно увидеть чудесные римские резервуары глубиной более восьми метров в ширину, семнадцать и двадцать три в длину. [ 2 ]
Однако ряд древних находок был сделан в районе «Касба» настоящей Гафсы; например, большая мозаика (4,7 х 3,4 м) была найдена в 300 м к восточной долготе в неопределенном римском памятнике Капса. Сейчас он находится в музее Бардо в Тунисе и изображает сцену цирка в амфитеатре. [ 3 ]
Такие историки, как Кэмпс, считают Капсу [ 4 ] и Лаверд, место в Северной Африке, где до тринадцатого века жили последние носители африканского романского языка . Разговорная латынь или романский язык наверняка засвидетельствована в Капсе и Монастире аль-Идриси в 12 веке. [ 5 ]
В римскую эпоху город был резиденцией древнего епископства. [ 6 ]
В документах указаны имена нескольких епископов Капсы. [ 7 ] Действительно, в III веке Донатул принял участие в совете, который святой Киприан созвал в Карфагене в 256 году для обсуждения проблемы « лапси ».
В IV веке на Карфагенском соборе (349 г. н. э.) присутствовал Фортунациан Капсский, упоминаемый как первый среди епископов Визацены. Донатистский епископ Капсы по имени Кинтасий присутствовал на соборе, состоявшемся в Кабарсуси в 393 году нашей эры отколовшейся группой донатистов во главе с Максимианом. В V веке на совместном Карфагенском соборе (411 г. н.э.), под председательством Марцеллина Карфагенского , на котором присутствовали католики и донатисты, Гамс и Морчелли говорят, что Капсу представлял донатист Донациан и что у нее не было католического епископа. Согласно более позднему Меснажу, Донатиан вместо этого был донатистским епископом Капса в Нумидии, а Капса в Бизацене был представлен католиком Фортунатом и донатистом Целером, которых более ранние источники приписывали Капсу. Все три источника сходятся во мнении, что Капса Виндемиалис был одним из католических епископов, которых Гунерих вызвал в Карфаген в 484 году нашей эры, а затем сослал. Однако в последних изданиях «Римского мартиролога», посвященных памяти Виндемиалиса 2 мая, он назван епископом Капса в Нумидии.
В конце 9-го века в Капсе все еще были постоянные епископы, и они упоминались в «Notitia Episcopatuum» Льва VI Мудрого (886–912), но община, возможно, просуществовала до начала 12-го века (или даже начала 13-го века). 14 век [ 8 ] ).
Романизация Капсы
[ редактировать ]Капса во времена Римской империи имела такое же значение, как и близлежащий Тисдр на территории нынешнего центрально-южного Туниса , и как колония ветеранов из центральной Италии она была центром романского африканского языка (и, на незначительном уровне, христианства).
Другими словами, присутствие этих ветеранов и их семей создало в регионе своего рода « романизированный оплот», который сохранялся на протяжении многих столетий в период раннего средневековья.
Капса стала муниципалитетом ветеранов Легио III Августы (базировался в Ламбаесисе ) при Траяне , а затем колонией полностью романизированной . Похоже, что в начале IV века Диоклетиан лично перенес штаб-квартиру Легио III Августа из Ламбаэсиса на другую, неизвестную базу в регионе, которым, вероятно, была Капса.
Значение Капсы возросло при Адриане . Позже, во времена правления Септимия Севера, в городе проживало более 100 000 жителей, и он был ключевым важным торговым центром римских лаймов в Африке.

При византийцах это был их главный центр защиты от берберских кочевников пустыни региона, с фортом, построенным Юстиниана полководцем Соломоном . Византийцы назвали город Юстиниана , снабдили его огромными стенами в 540 году нашей эры и усилили свою работу по христианизации.
В следующем столетии город был столицей Королевства Капсус , которым правили романизированные берберы.
Впоследствии, когда в конце седьмого века прибыли арабы, город был частично разрушен, и многие из его жителей были отправлены в качестве рабов в Дамаск во время длительного марша через прибрежную пустыню Северной Африки, который уничтожил большинство из них. Историк Декре Франсуа [ 9 ] написал, что эта резня стала началом «истребления» христианской романизированной Африки, одной из первых этнических чисток в истории ( регион Магриба на самом деле полностью мусульманский и арабско-берберский).
построенная Тиберием в 14 г. до н Стратегическая римская дорога между Капсой и портом Габес, первоначально . гористая Нумидия и гараманты Ливийской пустыни — для нападения на римские города и виллы. Между Капсой и Габесом Легион остановился на отдых и создал пять станций.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коробка
- ^ Археологические находки в Капсе (на итальянском языке)
- ^ Мозаика Капса
- ^ [Габриэль Кэмпс: «Король мавров и римлян»]
- ^ Аль-Идриси, Абу Абдулла Мухаммад аль-Куртуби аль-Хасани ас-Сабти (1154). Нужат аль-муштак фихтирак аль-афак (Книга приятных путешествий в дальние страны). стр. 104–105
- ^ Карта христианских церквей в римские времена с изображением Капсы.
- ^ Ж. Меснаж, Христианская Африка, Париж, 1912, стр. 69–70
- ^ Последние христиане в берберской Африке.
- ^ Декре, Франсуа. «Раннее христианство в Северной Африке»; п. 80-86
Библиография
[ редактировать ]- Барадес, Дж. Fossatum Africae. Воздушные исследования организации границ Сахары в римский период . Графика и ремесла, Париж, 1949 г.
- Габриэль Кэмп. Rex gentium Maurorum et Romanorum. Исследование королевств Мавретании VI и VII веков . Африканские древности, 1984 год, 20 стр. 183-218 ( [1] )
- Левицкий, Тадеуш (1958). Забытый римский язык Северной Африки. Наблюдения арабиста (на французском языке). Полет. (1951–1952) 17. (Rocznik Orient. XVII-1958), с. 415–480
- Рашуорт, Алан. От периферии к ядру в позднеантичной Мавритании . Журнал теоретической римской археологии (1999): 90–103. doi: 10.16995/TRAC1999_90_103.
- Сомань, К. Капса: остатки латинского города Катун (1962) с. 519-31.