Гаэтули
Гаэтули — романизированное название древнего берберского племени, населявшего Гетулию . Последний район охватывал большую пустынную область к югу от Атласских гор , граничащую с Сахарой . Другие документы [ который? ] поместите Гетулию в доримские времена вдоль средиземноморского побережья нынешних Алжира и Туниса и к северу от Атласа. Согласно Плинию Старшему, в римский период автололы Гаэтули обосновались к югу от провинции Мавретания Тингитана , на территории современного Марокко . [ 1 ] Имя Годалы [ 2 ] Предполагается, что слово «люди» произошло от слова Gaetuli.
Область
[ редактировать ]Гетулия — название древнего региона в Магрибе , который, по мнению римских писателей, включал в себя кочевые берберские племена южных склонов гор Аурес и Атласских гор , вплоть до Атлантического океана , а также оазисы в северной части. Сахары . [ 3 ] Гетулийцы были одними из старейших жителей северо-западной Африки, описанных в классических трудах. [ 4 ] В основном они занимали территорию современного Алжира на севере до Гигтиса в юго-западном регионе Туниса. [ 5 ] и Южная Триполитания . [ 6 ] они граничили с народом гарамантов и находились под властью прибрежных ливийцев. На востоке [ 7 ] [ 8 ] Прибрежный регион Мавритании находился над ними и, хотя они имели много схожих характеристик, отличались от населявшего его народа маури. [ 5 ] Гетулийцы столкнулись с условиями суровых внутренних районов Африки недалеко от Сахары и произвели на свет умелых и закаленных воинов. [ 8 ] Они были известны выращиванием лошадей, и, по словам Страбона, за год у них было 100 000 жеребят. Они были одеты в шкуры, питались мясом и молоком, и единственное производство, связанное с их именем, — это производство пурпурной краски, прославившейся со времен Августа , и изготавливавшейся из пурпурного моллюска Murex Brandaris, найденного на побережье, по-видимому, как в Сиртах, так и в Атлантике. [ 3 ]
Римские представления
[ редактировать ]В сочинениях нескольких древнеримских историков, в первую очередь Саллюстия , различные коренные североафриканские племена изображаются как единое государство и вместе называются ливийцами и гетули. [ 9 ] Дезинформация частично вызвана языковыми и культурными барьерами. Саллюстий пишет, что в начале римской колонизации Северной Африки гетулы были ignarum nominis Romani ( Юг. 80.1), не знавшие римского имени. [ 10 ] Саллюстий также описывает ливийцев и гетули как «грубый и нецивилизованный народ», который «не управлялся ни институтами, ни законом и не подчинялся чьему-либо правлению». [ 11 ]
Более поздние отчеты противоречат этому описанию. Плиний Старший утверждает, что гэтули существенно отличались от других коренных нумидийских племен Северной Африки, несмотря на то, что говорили на одном и том же языке. [ 5 ] Современные историки признают значительные этнические различия между берберскими племенами, а также существование отдельных королей и отдельных политических сфер. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Эта статья или раздел, кажется, противоречат сами себе . ( июнь 2022 г. ) |
Римские записи о гаэтулях впервые появляются во время Югуртинской войны , когда группа племен служила вспомогательной силой в армии Югурты против римлян. Это был первый зарегистрированный контакт между римлянами и гэтулями и самое раннее римское упоминание об этих племенах. Во время Югуртинской войны гаэтули атаковали и преследовали римские войска и владели кавалерийскими полками, которые представляли собой серьезный вызов римским легионам. [ 13 ] После того, как перемирие, заключенное между нумидийцами и римлянами, привело к окончанию войны, силы Гаэтули были расформированы.
Затем силы Гаэтула появляются как силы, верные Гаю Мариусу во время Октавианской войны , гражданской войны в 87 г. до н.э. Возможно, в обмен на землю войска Гаэтула сражались за Мариуса против Гнея Октавия . [ 14 ] После почти 90 лет документально подтвержденного мира между гэтулами и Римом племена вторглись на оккупированную римлянами территорию в ходе так называемой «Гэтулийской войны» в 3 году нашей эры. Некоторые историки описывают войну скорее как восстание, произошедшее в результате возможных вторжений на земли и установления римского контроля над движением полукочевых гетули. В ответ на нападение силы под предводительством Косса Корнелия Лентула были отправлены для подавления вторжения, которое они успешно осуществили в 6 году нашей эры. [ 15 ] За успешную кампанию Косс Корнелий Лентул получил фамилию Гетулик. [ 16 ]
В 17 году нашей эры мусульманское племя, подплемя Гаэтулов, дало отпор римлянам из-за строительства дороги через мусульманскую территорию Легио III Августа . присоединились К мусульманам в конфликте против римлян гэтули и гараманты. соседние Это была крупнейшая война в Алжирском регионе Римской Африки за всю историю римской оккупации. [ 17 ] После поражения Мусуламиев Гаэтулы перестали фигурировать в римских военных отчетах. Дальнейшие записи Гаэтулов указывают на то, что солдаты этих племен служили вспомогательными силами в римской армии, в то время как сами племена через торговлю поставляли Империи ряд экзотических животных и пурпурную краску, среди других товаров. Записи показывают, что многие животные, использовавшиеся в римских играх, были приобретены благодаря торговым связям с гаэтули. [ 18 ]
Культура
[ редактировать ]Образ жизни
[ редактировать ]В регионе Гетулия существовало множество климатических условий, что вынудило гэтулийские племена принять несколько различных способов проживания. Задокументировано, что они жили в хижинах, предположительно в более гористых, внутренних частях Гетулии, а также под корпусами перевернутых кораблей в прибрежных районах. [ 11 ] [ 19 ] Мобильность и разнообразный образ жизни, вероятно, способствовали тому, что римским историкам было трудно точно определить гэтулов как в политическом, так и в культурном смысле.
И Саллюстий , и Плиний Старший упоминают воинственные наклонности Гаэтулов, что подтверждается частыми сообщениями о вторжениях Гаэтулов. Эти отчеты, по-видимому, демонстрируют, что гаэтули не различали своих целей, поскольку зафиксировано их вторжение как на римские территории, так и на другие нумидийские племена. [ 20 ]
Гаэтули часто вступали в брак с другими племенами. Апулей упоминает о своем полугаэтульском, полунумидийском наследии в латинском романе « Золотой осел» (ок. 170 г. н.э.). Саллюстий также упоминает, что гэтулы породнились с персами и постепенно слились с ними, став кочевниками . [ 21 ]
Экономика
[ редактировать ]Учитывая свой кочевой характер, гэтули были в значительной степени самодостаточными. По словам Саллюстия, гаэтулы питались «мясом диких животных и плодами земли». [ 22 ] После битвы при Карфагене (ок. 149 г. до н.э.) римские купцы смогли расширить контакты с коренными берберскими племенами и наладить торговлю. [ 23 ]
В «Deipnosophistae» Афиней упоминает несколько желаемых культур, произрастающих в регионах Нумидия и Гетулия. Гаэтули выращивали и торговали спаржей , которая была «толщиной с кипрский тростник и длиной двенадцать футов». [ 24 ]
Римские колонии в Гетулии в основном обменивали товары с гаэтули на мурексов , местных моллюсков на побережье Гаэтулии (используемых для создания пурпурной краски), а также на экзотическую фауну, обитающую в этом регионе, особенно на львов, газелей и тигров. [ 25 ] [ 26 ] Горация В одах образ гетуловского льва используется как символ великой угрозы. [ 27 ] Свирепость и большие размеры гетулийских львов способствовали их статусу предмета роскоши, и, как сообщается, Рим импортировал многих львов в Италию. [ 28 ]
Религия
[ редактировать ]В мифологии римской Ярбас был сыном североафриканского бога Юпитера Хаммона и гарамантийской нимфы . Ярбас стал первым королем Гаэтули. В » Вергилия « Энеиде Ярбас влюбляется в карфагенскую царицу Дидону , но получает отказ, поскольку Дидона предпочитает поклонника Энея . [ 29 ]
с периода поздней античности до исламских завоеваний Можно предположить, что по крайней мере часть гетули обратилась в никейское христианство или его ереси, такие как донатизм , как и другие христианские берберские племена.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дезанж, Ж. (1990). «Автолаты/Автололы/Автотелесы» . Берберская энциклопедия (на французском языке). Полет. 8.стр. 1175–1176. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.154 .
- ^ Кэмпс, Г. (1999). «Гудала/Гезула» . Берберская энциклопедия (на французском языке). Том. 21. С. 3223–3224. doi : 10.4000/encyclepedieberbere.1788 . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 385.
- ^ Маклин, Гектор (1872). «О киммерийской и атлантической расах». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 1 : XL–Lxi. дои : 10.2307/2841286 . JSTOR 2841286 .
- ^ Перейти обратно: а б с Плиний Старший 1855 год .
- ^ Брюс Хитчнер, Р. (29 марта 2022 г.). Спутник Северной Африки в древности . Джон Уайли и сыновья. п. 75. ИСБН 9781444350012 .
- ^ Страбон. География . Том. Книга II, Глава V.
- ^ Перейти обратно: а б Морштейн-Маркс, Роберт (2001). «Миф о нумидийском происхождении в Африканском экскурсе Саллюстия ( Югурта 17.7-18.12)» Американский журнал филологии . 122 (2): 179–200. дои : 10.1353/ajp.2001.0026 . S2CID 162375634 .
- ^ Поле 1979 .
- ^ Саллюстий 1899 , гл. 80
- ^ Перейти обратно: а б Саллюстий 1899 , гл. 17.
- ^ Фадж 1979 , с. 184.
- ^ Ассо, Паоло (2010). Комментарий к Лукану, « De bella Civili » IV: Введение, издание и перевод . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3110203851 .
- ^ Фентресс, Элизабет (1982). «Племя фракция: случай Гаэтули». Смеси французской Римской школы: Античность . Полет. 94.стр. 325–6.
- ^ Вишня 1998 , с. 38.
- ^ Смит, Уильям (1880). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. Эаринус-Никс. Неизвестный.
- ^ Вишня 1998 , с. 39.
- ^ Ли, Финкельперл и Граверини 2014 .
- ^ Фадж 1979 , с. 143.
- ^ Фишвик и Шоу 1976 , с. 492.
- ^ Саллюстий 1899 , гл. 18.3.
- ^ Саллюстий 1899 , гл. 18..
- ^ Фадж 1979 , с. 200.
- ^ Афиней (1854 г.). Деипнософисты или Пир ученых Афинея . Лондон: Генри Г. Бон. гл. 2.62.
- ^ Плиний Старший 1855 , гл. 1.
- ^ Ли, Финкельперл и Граверини 2014 , стр. 298.
- ^ Гораций, Ода 1.23
- ^ Бейкер, Роберт Дж. (1971). «Шелест весны у Горация ( Карм. , I, 23)». Американский журнал филологии . 92 (1): 71–75. дои : 10.2307/293281 . JSTOR 293281 .
- ^ Вирджил (2006). Энеида . Перевод Роберта Фаглза. Соединенные Штаты Америки: Viking Press. ISBN 978-0-670-03803-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Черри, Дэвид (1998). Граница и общество в римской Северной Африке . Издательство Оксфордского университета.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гэтулия ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 385–386. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Фадж, JD, изд. (1979). Кембриджская история Африки . Том. 2 (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фишвик, Дункан; Шоу, Брент Д. (1976). «Птолемей Мавретания и заговор Гетулика». Historia: Журнал древней истории . 25 (4): 491–494. JSTOR 4435530 .
- Ли, Бенджамин Тодд; Финкельперл, Эллен и Граверс, Лука, ред. (2014). Апулей и Африка Рутледж Пресс.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Плиний Старший (1855 г.). Естественная история . Перевод Джона Бостока; ХТ Райли. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, Ред Лайон Корт, Флит Стрит – через Персея.
- Саллюстий (1899). Югуртинская война . Перевод преподобного Джона Селби Уотсона, магистратуры Нью-Йорка и Лондона: Harper & Brothers.