Jump to content

Гаэтули

(Перенаправлено с Гетули )

Гаэтули — романизированное название древнего берберского племени, населявшего Гетулию . Последний район охватывал большую пустынную область к югу от Атласских гор , граничащую с Сахарой . Другие документы [ который? ] поместите Гетулию в доримские времена вдоль средиземноморского побережья нынешних Алжира и Туниса и к северу от Атласа. Согласно Плинию Старшему, в римский период автололы Гаэтули обосновались к югу от провинции Мавретания Тингитана , на территории современного Марокко . [ 1 ] Имя Годалы [ 2 ] Предполагается, что слово «люди» произошло от слова Gaetuli.

Карта расположения Гетулии к югу от Мавритании

Гетулия — название древнего региона в Магрибе , который, по мнению римских писателей, включал в себя кочевые берберские племена южных склонов гор Аурес и Атласских гор , вплоть до Атлантического океана , а также оазисы в северной части. Сахары . [ 3 ] Гетулийцы были одними из старейших жителей северо-западной Африки, описанных в классических трудах. [ 4 ] В основном они занимали территорию современного Алжира на севере до Гигтиса в юго-западном регионе Туниса. [ 5 ] и Южная Триполитания . [ 6 ] они граничили с народом гарамантов и находились под властью прибрежных ливийцев. На востоке [ 7 ] [ 8 ] Прибрежный регион Мавритании находился над ними и, хотя они имели много схожих характеристик, отличались от населявшего его народа маури. [ 5 ] Гетулийцы столкнулись с условиями суровых внутренних районов Африки недалеко от Сахары и произвели на свет умелых и закаленных воинов. [ 8 ] Они были известны выращиванием лошадей, и, по словам Страбона, за год у них было 100 000 жеребят. Они были одеты в шкуры, питались мясом и молоком, и единственное производство, связанное с их именем, — это производство пурпурной краски, прославившейся со времен Августа , и изготавливавшейся из пурпурного моллюска Murex Brandaris, найденного на побережье, по-видимому, как в Сиртах, так и в Атлантике. [ 3 ]

Римские представления

[ редактировать ]
Плиний Старший

В сочинениях нескольких древнеримских историков, в первую очередь Саллюстия , различные коренные североафриканские племена изображаются как единое государство и вместе называются ливийцами и гетули. [ 9 ] Дезинформация частично вызвана языковыми и культурными барьерами. Саллюстий пишет, что в начале римской колонизации Северной Африки гетулы были ignarum nominis Romani ( Юг. 80.1), не знавшие римского имени. [ 10 ] Саллюстий также описывает ливийцев и гетули как «грубый и нецивилизованный народ», который «не управлялся ни институтами, ни законом и не подчинялся чьему-либо правлению». [ 11 ]

Более поздние отчеты противоречат этому описанию. Плиний Старший утверждает, что гэтули существенно отличались от других коренных нумидийских племен Северной Африки, несмотря на то, что говорили на одном и том же языке. [ 5 ] Современные историки признают значительные этнические различия между берберскими племенами, а также существование отдельных королей и отдельных политических сфер. [ 12 ]

Римские записи о гаэтулях впервые появляются во время Югуртинской войны , когда группа племен служила вспомогательной силой в армии Югурты против римлян. Это был первый зарегистрированный контакт между римлянами и гэтулями и самое раннее римское упоминание об этих племенах. Во время Югуртинской войны гаэтули атаковали и преследовали римские войска и владели кавалерийскими полками, которые представляли собой серьезный вызов римским легионам. [ 13 ] После того, как перемирие, заключенное между нумидийцами и римлянами, привело к окончанию войны, силы Гаэтули были расформированы.

Затем силы Гаэтула появляются как силы, верные Гаю Мариусу во время Октавианской войны , гражданской войны в 87 г. до н.э. Возможно, в обмен на землю войска Гаэтула сражались за Мариуса против Гнея Октавия . [ 14 ] После почти 90 лет документально подтвержденного мира между гэтулами и Римом племена вторглись на оккупированную римлянами территорию в ходе так называемой «Гэтулийской войны» в 3 году нашей эры. Некоторые историки описывают войну скорее как восстание, произошедшее в результате возможных вторжений на земли и установления римского контроля над движением полукочевых гетули. В ответ на нападение силы под предводительством Косса Корнелия Лентула были отправлены для подавления вторжения, которое они успешно осуществили в 6 году нашей эры. [ 15 ] За успешную кампанию Косс Корнелий Лентул получил фамилию Гетулик. [ 16 ]

В 17 году нашей эры мусульманское племя, подплемя Гаэтулов, дало отпор римлянам из-за строительства дороги через мусульманскую территорию Легио III Августа . присоединились К мусульманам в конфликте против римлян гэтули и гараманты. соседние Это была крупнейшая война в Алжирском регионе Римской Африки за всю историю римской оккупации. [ 17 ] После поражения Мусуламиев Гаэтулы перестали фигурировать в римских военных отчетах. Дальнейшие записи Гаэтулов указывают на то, что солдаты этих племен служили вспомогательными силами в римской армии, в то время как сами племена через торговлю поставляли Империи ряд экзотических животных и пурпурную краску, среди других товаров. Записи показывают, что многие животные, использовавшиеся в римских играх, были приобретены благодаря торговым связям с гаэтули. [ 18 ]

Культура

[ редактировать ]

Образ жизни

[ редактировать ]

В регионе Гетулия существовало множество климатических условий, что вынудило гэтулийские племена принять несколько различных способов проживания. Задокументировано, что они жили в хижинах, предположительно в более гористых, внутренних частях Гетулии, а также под корпусами перевернутых кораблей в прибрежных районах. [ 11 ] [ 19 ] Мобильность и разнообразный образ жизни, вероятно, способствовали тому, что римским историкам было трудно точно определить гэтулов как в политическом, так и в культурном смысле.

И Саллюстий , и Плиний Старший упоминают воинственные наклонности Гаэтулов, что подтверждается частыми сообщениями о вторжениях Гаэтулов. Эти отчеты, по-видимому, демонстрируют, что гаэтули не различали своих целей, поскольку зафиксировано их вторжение как на римские территории, так и на другие нумидийские племена. [ 20 ]

Гаэтули часто вступали в брак с другими племенами. Апулей упоминает о своем полугаэтульском, полунумидийском наследии в латинском романе « Золотой осел» (ок. 170 г. н.э.). Саллюстий также упоминает, что гэтулы породнились с персами и постепенно слились с ними, став кочевниками . [ 21 ]

Экономика

[ редактировать ]

Учитывая свой кочевой характер, гэтули были в значительной степени самодостаточными. По словам Саллюстия, гаэтулы питались «мясом диких животных и плодами земли». [ 22 ] После битвы при Карфагене (ок. 149 г. до н.э.) римские купцы смогли расширить контакты с коренными берберскими племенами и наладить торговлю. [ 23 ]

В «Deipnosophistae» Афиней упоминает несколько желаемых культур, произрастающих в регионах Нумидия и Гетулия. Гаэтули выращивали и торговали спаржей , которая была «толщиной с кипрский тростник и длиной двенадцать футов». [ 24 ]

Римские колонии в Гетулии в основном обменивали товары с гаэтули на мурексов , местных моллюсков на побережье Гаэтулии (используемых для создания пурпурной краски), а также на экзотическую фауну, обитающую в этом регионе, особенно на львов, газелей и тигров. [ 25 ] [ 26 ] Горация В одах образ гетуловского льва используется как символ великой угрозы. [ 27 ] Свирепость и большие размеры гетулийских львов способствовали их статусу предмета роскоши, и, как сообщается, Рим импортировал многих львов в Италию. [ 28 ]

В мифологии римской Ярбас был сыном североафриканского бога Юпитера Хаммона и гарамантийской нимфы . Ярбас стал первым королем Гаэтули. В » Вергилия « Энеиде Ярбас влюбляется в карфагенскую царицу Дидону , но получает отказ, поскольку Дидона предпочитает поклонника Энея . [ 29 ]

с периода поздней античности до исламских завоеваний Можно предположить, что по крайней мере часть гетули обратилась в никейское христианство или его ереси, такие как донатизм , как и другие христианские берберские племена.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дезанж, Ж. (1990). «Автолаты/Автололы/Автотелесы» . Берберская энциклопедия (на французском языке). Полет. 8.стр. 1175–1176. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.154 .
  2. ^ Кэмпс, Г. (1999). «Гудала/Гезула» . Берберская энциклопедия (на французском языке). Том. 21. С. 3223–3224. doi : 10.4000/encyclepedieberbere.1788 . Проверено 18 сентября 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 385.
  4. ^ Маклин, Гектор (1872). «О киммерийской и атлантической расах». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 1 : XL–Lxi. дои : 10.2307/2841286 . JSTOR   2841286 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Плиний Старший 1855 год .
  6. ^ Брюс Хитчнер, Р. (29 марта 2022 г.). Спутник Северной Африки в древности . Джон Уайли и сыновья. п. 75. ИСБН  9781444350012 .
  7. ^ Страбон. География . Том. Книга II, Глава V.
  8. ^ Перейти обратно: а б Морштейн-Маркс, Роберт (2001). «Миф о нумидийском происхождении в Африканском экскурсе Саллюстия ( Югурта 17.7-18.12)» Американский журнал филологии . 122 (2): 179–200. дои : 10.1353/ajp.2001.0026 . S2CID   162375634 .
  9. ^ Поле 1979 .
  10. ^ Саллюстий 1899 , гл. 80
  11. ^ Перейти обратно: а б Саллюстий 1899 , гл. 17.
  12. ^ Фадж 1979 , с. 184.
  13. ^ Ассо, Паоло (2010). Комментарий к Лукану, « De bella Civili » IV: Введение, издание и перевод . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3110203851 .
  14. ^ Фентресс, Элизабет (1982). «Племя фракция: случай Гаэтули». Смеси французской Римской школы: Античность . Полет. 94.стр. 325–6.
  15. ^ Вишня 1998 , с. 38.
  16. ^ Смит, Уильям (1880). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. Эаринус-Никс. Неизвестный.
  17. ^ Вишня 1998 , с. 39.
  18. ^ Ли, Финкельперл и Граверини 2014 .
  19. ^ Фадж 1979 , с. 143.
  20. ^ Фишвик и Шоу 1976 , с. 492.
  21. ^ Саллюстий 1899 , гл. 18.3.
  22. ^ Саллюстий 1899 , гл. 18..
  23. ^ Фадж 1979 , с. 200.
  24. ^ Афиней (1854 г.). Деипнософисты или Пир ученых Афинея . Лондон: Генри Г. Бон. гл. 2.62.
  25. ^ Плиний Старший 1855 , гл. 1.
  26. ^ Ли, Финкельперл и Граверини 2014 , стр. 298.
  27. ^ Гораций, Ода 1.23
  28. ^ Бейкер, Роберт Дж. (1971). «Шелест весны у Горация ( Карм. , I, 23)». Американский журнал филологии . 92 (1): 71–75. дои : 10.2307/293281 . JSTOR   293281 .
  29. ^ Вирджил (2006). Энеида . Перевод Роберта Фаглза. Соединенные Штаты Америки: Viking Press. ISBN  978-0-670-03803-9 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Черри, Дэвид (1998). Граница и общество в римской Северной Африке . Издательство Оксфордского университета. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гэтулия ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 385–386.
  • Фадж, JD, изд. (1979). Кембриджская история Африки . Том. 2 (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фишвик, Дункан; Шоу, Брент Д. (1976). «Птолемей Мавретания и заговор Гетулика». Historia: Журнал древней истории . 25 (4): 491–494. JSTOR   4435530 .
  • Ли, Бенджамин Тодд; Финкельперл, Эллен и Граверс, Лука, ред. (2014). Апулей и Африка Рутледж Пресс. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  • Плиний Старший (1855 г.). Естественная история . Перевод Джона Бостока; ХТ Райли. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, Ред Лайон Корт, Флит Стрит – через Персея.
  • Саллюстий (1899). Югуртинская война . Перевод преподобного Джона Селби Уотсона, магистратуры Нью-Йорка и Лондона: Harper & Brothers.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fee89e7a977d9d76c6f12c2c95df152b__1706308980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/2b/fee89e7a977d9d76c6f12c2c95df152b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaetuli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)