сетка
Мешвеш в иероглифах | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Mšwš.w / Mꜥ-šꜣ-wꜣ-šꜣ.w сетка |
Мешвеш Ма (часто сокращенно в древнем Египте как племенем ) было древним ливийским берберского происхождения . [2] наряду с другими группами, такими как Либу и Техену/Тджемеху. [3] также из народов моря [4]
Ранние записи о Мешвеше относятся к Восемнадцатой династии Египта, во времена правления Аменхотепа III (ок. 1390–1350 до н.э.). Во времена 19-й и 20-й династий (ок. 1295–1075 до н. э.) Мешвеши находились в почти постоянном конфликте с египетским государством. В конце 21-й династии все большее число ливийцев-месвешей начало селиться в районе Западной Дельты Египта. В конечном итоге они взяли под свой контроль страну в конце 21-й династии, сначала при Осорконе Старшем . После 38-летнего междуцарствия, в течение которого на трон вступили коренные египетские цари Сиамун и Псусеннес II , Мешвеш правил Египтом на протяжении 22-й и 23-й династий при многих фараонах, таких как Шошенк I , Осоркон I , Осоркон II , Шошенк III и Осоркон III .
Ливийское происхождение
[ редактировать ]
То, что мешвеши имели ливийское происхождение, прямо указано в генеалогии, содержащейся на стеле Пасенхора (датированной правлением Шошенка V ), где великие вожди мешвешей (включая царей 22-й династии) называются потомки «Буювавы Ливийца». На ливийско-берберское происхождение мешвешей указывают также их личные имена (такие как Осоркон, Такелот, Нимлот, Шошенк и т. д.) и несколько неегипетских титулов, используемых этими народами и имеющих отношение к берберским языкам . После египтян греки, римляне и византийцы упоминали и другие племена в Ливии. Поздние племенные названия отличаются от египетских, но, вероятно, некоторые племена назывались и в египетских источниках, и в более поздних. Племя Мешвеш представляет это предположение. это было бы то же самое племя, которое Мазиес назвал Гекатей Милетский и Максий Геродот Некоторые ученые утверждают, что это племя называлось Мазики и Мазакс , тогда как в латинских источниках .
История
[ редактировать ]
Мешвеши известны из древнеегипетских текстов еще во времена XVIII династии , где они упоминаются как источник скота, поставляемого во царя Аменхотепа III дворец в Малкате . Это указывает на то, что в то время между Мешвешем и египтянами могли существовать некоторые торговые отношения. По крайней мере, можно сказать, что египтяне были знакомы с Мешвешем. До конца XVIII династии сведения о Мешвеше или ливийцах в целом отрывочны. Однако существуют изображения ливийцев (возможно, Мешвеша) времен правления Эхнатона , в том числе замечательный папирус, изображающий группу ливийцев, убивающих египтянина. Однако папирус фрагментарен, поэтому неизвестно, каков был исторический контекст. Мешвеш или Ма были кочевниками-охотниками-скотоводами, жившими за счет своих коз, верблюдов и другого домашнего скота, одновременно охотясь и собирая. Молоко, мясо, шкуры и шерсть собирали у их скота для еды, палаток и одежды.
Первые древнеегипетские источники описывали мужчин-мешвешей с татуировками и длинными волосами с более длинными боковыми прядями спереди, тогда как столетия спустя они появляются с более короткими волосами египетского влияния, но заплетенными и украшенными бисером, аккуратно разделенными с обеих сторон от висков и украшенными одной или два пера, прикрепленные к кожаным ремням вокруг макушки головы. Они по-прежнему носили те же мантии, что и раньше: тонкую мантию из шкуры антилопы, окрашенную и напечатанную, пересекающую одно плечо и спускающуюся до середины икры, образующую открытую мантию поверх набедренной повязки с украшенными фаллическими ножнами, что было единственным исключением. о новом добавлении килта выше колен и звериного хвоста на египетский манер царя Нармера и украшения в виде фаллоса над ним. Мужчины подстригали волосы на лице, за исключением подбородка, а пожилые мужчины заплетали длинные пучки подбородка. Женщины носили те же одежды, что и мужчины, заплетали и украшали волосы, а представители обоих полов носили тяжелые украшения. Более поздние изображения показали, что они приняли и адаптировали некоторые греческие или македонские языки. туники . Оружие включало луки и стрелы, топоры, копья и кинжалы.
Отношения между ливийцами и египтянами в период Рамессидов обычно были постоянными конфликтами. Боевые рельефы в Карнаке времен правления Сети I изображают короля в бою с ливийскими массами; однако в тексте ливийцы описываются только как Tjehenu , один из общих терминов для слова «ливийец» на египетском языке , а не как конкретное племенное обозначение. Во время следующего правления Рамсеса II египтяне построили ряд прибрежных крепостей, идущих на запад к региону Марса-Матрух , в том числе в аль-Аламайне и Завайат Умм ар-Ракхаме . Наличие этих крепостей указывает на серьезную угрозу с запада, и Рамсес в различных риторических текстах действительно утверждает, что сверг ливийцев. Однако, как и в случае с Сети I, он не уточняет, был ли в этом замешан Мешвеш или нет.

Похоже, что во время правления Мернептаха система раннего предупреждения времен его отца пришла в упадок, поскольку произошло неожиданное вторжение ливийцев в дельту Нила и западные оазисы на пятом году его правления . В отличие от своих предшественников, Меренптах заявляет на своих боевых рельефах в Карнаке, что в первую очередь либу конфликт возглавляло племя Мешвеш и народ моря , но в нем также участвовали союзники . Действительно, Меренптах утверждает, что было захвачено «9100 мечей Мешвеша». (Этот конфликт также описан на стеле Мернептаха , также известной как Стела Израиля .)
Примерно двадцать пять лет спустя, во время правления Рамсеса III , растущий конфликт между египтянами и ливийцами достиг апогея. На этот раз конфликт спровоцировали мешвеши, хотя другие ливийские племена и их союзники из народа моря участвовали в двух крупных кампаниях против египетского царя, в 5-й и 11-й годы правления Рамсеса III. Кампания 11-го года касалась почти исключительно однако с Мешвешем. Рамсес заявил о своей победе и поселил мешвеш в военных концентрационных лагерях в Среднем Египте, чтобы заставить их ассимилироваться с египетской культурой и заставить их пойти на военную службу египетскому государству. Согласно Папирусу Харрису I , Рамсес «поселил [их] в твердынях Царя-Победителя, они слышат язык [египетского] народа, служа Царю, он заставляет их язык исчезнуть».
В тексте Третьего промежуточного периода существует по крайней мере пять «Крепостей Мешвеша» упоминается, что в районе Гераклеополиса Великого ; вероятно, это были те, которые основал Рамсес. На протяжении XX династии в различных текстах на остраках и папирусах упоминаются нападения племен Мешвеш на юг до Фив , где рабочие Дейр-эль-Медины были вынуждены искать защиты внутри погребального храма Мединет Хабу .
В конце Третьего переходного периода в дельте Нила располагались четыре великих вождества Мешвеша, каждым из которых правил «Великий вождь Ма», чьи центры власти находились в городах Мендес , Себеннитос , Бусирис и Пер-Сопду соответственно. ; другие меньшие вождества, возглавляемые простым «вождем Ма», располагались в Саисе и Фарбаифосе . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тезаурус египетского языка , тема 76410.
- ^ Оенийи, Букола А. (22 марта 2019 г.). История Ливии . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-5607-5 .
- ^ Циммерманн, К. (1 января 2008 г.). «Лебу/Либу» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (28–29): 4361–4363. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.319 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Ваксманн, Шелли (2009). Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-080-6 .
- ^ Кухня (1996). Пересмотренная таблица 22а.
- ^ Кухня (1996). Таблицы 4, 22, 23.
Источники
[ редактировать ]- Бейтс, Орик. 1914. Восточные ливийцы: очерк . Библиотека африканских исследований Касса 87. Лондон: Фрэнк Касс и компания Limited. ISBN 0-7146-1634-6
- Додсон, Эйдан Марк. 1995. «Взлет и падение дома Шошенка: ливийские столетия египетской истории». Гоминьдан: Современный журнал Древнего Египта 6 (3): 52–67.
- Гомаа, Фарук. 1974. Ливийские княжества Дельты от смерти Осоркона II до воссоединения Египта через Псаметика I. Тюбингенский Атлас Ближнего Востока (Серия B [Гуманитарные науки]) 6. Висбаден: Dr. Людвиг Райхерт Верлаг.
- Харинг, Бернардус Йоханнес Йозеф. 1992. «Ливийцы в конце двадцатой династии». В Village Voices: материалы симпозиума «Тексты из Дейр-эль-Медины и их интерпретация», Лейден, 31 мая – 1 июня 1991 г. , под редакцией Роберта Йоханнеса Демаре и Арно Эгбертса. Публикации Центра незападных исследований 13. Лейден: Центр незападных исследований Лейденского университета. 71–80.
- Кухня, Кеннет Андерсон. [1996]. Третий переходный период в Египте (1100–650 гг. до н.э.) . 3-е изд. Уорминстер: Aris & Phillips Limited.
- Лихи, М. Энтони. 1985. «Ливийский период в Египте: очерк интерпретации». Ливийские исследования 16:51–65.
- ———, изд. 1990. Ливия и Египет около 1300–750 гг . до н.э. Лондон: Школа восточных и африканских исследований, Центр исследований Ближнего и Среднего Востока и Общество ливийских исследований.
- Снейп, Стивен. 2003. «Появление Ливии на горизонте Египта». В «Таинственных землях » под редакцией Дэвида Б. О'Коннора и Стивена Дж. Дж. Квирка. Встречи с Древним Египтом 5. Лондон: Институт археологии, Университетский колледж Лондона и UCL Press. 93–106.
- Уэйнрайт, Джеффри Эйвери. 1962. «Мешвеш». Журнал египетской археологии 48:89–99.
- Уайт, Дональд. 1994. «До прихода греков: обзор современных археологических свидетельств догреческих ливийцев». Ливийские исследования 25 (Киренаикская археология: Международный коллоквиум): 31–39, 43–44.
- Йойотт, Жан. 1961. «Княжества Дельты во времена ливийской анархии (Очерки по политической истории)». В смесях Масперо. Том 1: Древний Восток . Мемуары, опубликованные сотрудниками Французского института восточной археологии в Каире 66/1 (выпуск 4). Каир: Типография Французского института восточной археологии в Каире. 121–181.