Дейр-эль-Медина
Коптский : ⲡⲧⲟⲡⲟⲥ ⲙ̄ⲫⲁⲅⲓⲟⲥ ⲁⲡⲁ ⲓⲥⲓⲇⲱⲣⲟⲥ | |
Расположение | Луксор |
---|---|
Область | Верхний Египет |
Координаты | 25 ° 43'44 "N 32 ° 36'05" E / 25,72889 ° N 32,60139 ° E |
Часть | Фиванский некрополь |
История | |
Строитель | Тутмос I |
Примечания к сайту | |
Археологи | Эрнесто Скиапарелли (1905–09) Бернар Брюйер (1922–51) |
Критерии | я, iii, vi |
Назначен | 1979 |
Часть | Древние Фивы с некрополем |
Справочный номер. | 87 |
Область | Египет |
Дейр-эль-Медина ( египетский арабский : دير المدينة ), или Дайр аль-Мадина , представляет собой древнюю египетскую рабочую деревню , которая была домом для ремесленников, работавших над гробницами в Долине царей во время 18-20 династий Нового времени . Королевство Египет (ок. 1550–1080 до н.э.) [1] Древнее название поселения было Сет маат («Место Истины»), а живших там рабочих называли «Слугами Места Истины». [2] В христианскую эпоху храм Хатор был преобразован в монастырь Святого Исидора Мученика ( коптский : ⲡⲧⲟⲡⲟⲥ ⲙ̄ⲫⲁⲅⲓⲟⲥ ⲁⲡⲁ ⲓⲥⲓⲇⲱⲣⲟⲥ ⲡⲙⲁⲣⲧ ⲉⲣⲟⲥ ) [3] от которого произошло египетское арабское название Дейр-эль-Медина («Монастырь города»). [4]
В то время, когда мировая пресса была сосредоточена на Говардом Картером открытии гробницы Тутанхамона в 1922 году, группа под руководством Бернара Брюйера начала раскопки на этом месте. [5] Результатом этой работы стал один из наиболее тщательно задокументированных отчетов об общественной жизни древнего мира, охватывающей почти четыреста лет. Не существует сопоставимого сайта, на котором можно было бы так подробно изучить организацию, социальные взаимодействия, условия труда и жизни сообщества. [6]
Участок расположен на западном берегу Нила , через реку от современного Луксора . [7] Деревня расположена в небольшом природном амфитеатре, в нескольких минутах ходьбы от Долины царей на севере, погребальных храмов на востоке и юго-востоке и Долины цариц на западе. [8] Деревня, возможно, была построена отдельно от более широкого населения, чтобы сохранить секретность ввиду деликатного характера работ, проводимых в гробницах. [9] Это ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . [10]
История раскопок
[ редактировать ]Значительная находка папирусов была сделана в 1840-х годах в окрестностях деревни, а многие предметы были найдены и в течение 19 века. Впервые на этом археологическом объекте были проведены серьезные раскопки Эрнесто Скиапарелли в период с 1905 по 1909 год, в ходе которых было обнаружено большое количество острак . Французская группа под руководством Бернара Брюйера в период с 1922 по 1951 год раскопала весь участок, включая деревню, свалку и кладбище. К сожалению, сейчас считается, что из-за отсутствия контроля около половины найденных папирусов были удалены без ведома и разрешения руководителя группы. [11]
Около пяти тысяч остраков различных произведений торговли и литературы были найдены в колодце недалеко от деревни. [12] Ярослав Черный , входивший в команду Брюйера, изучал деревню почти пятьдесят лет до своей смерти в 1970 году и смог назвать и описать жизнь многих жителей. [13] Вершина с видом на деревню была переименована в «Мон Чернабрю» в знак признания работы Черного и Брюйера над деревней. [14]
Деревня
[ редактировать ]Первые датируемые остатки деревни относятся ко времени правления Тутмоса I (ок. 1506–1493 до н.э.), а ее окончательный облик сформировался в период Рамессидов . [15] На пике своего развития в поселке насчитывалось около шестидесяти восьми домов, расположенных на общей площади 5600 м². 2 с узкой дорогой, проходящей через всю деревню. [16] Главная дорога через деревню, возможно, была закрыта, чтобы защитить жителей от яркого света и солнечного тепла. [5] Размер жилищ различался: средняя площадь жилых помещений составляла 70 м². 2 , но по всей деревне использовались одни и те же методы строительства. Стены были сделаны из сырцового кирпича, построенного на каменном фундаменте. Стены были покрыты грязью, а затем внешние поверхности были выкрашены в белый цвет, а некоторые внутренние поверхности были побелены на высоту около одного метра. На деревянной входной двери могли быть написаны имена жильцов. [17] Дома состояли из четырех-пяти комнат, состоящих из прихожей, главной комнаты, двух комнат поменьше, кухни с подвалом и лестницы, ведущей на крышу. Яркого солнечного света удалось избежать, расположив окна высоко на стенах. [1] В главной комнате находилась платформа из сырцового кирпича со ступенями, которая могла использоваться как святилище или кровать для родов. [1] Почти во всех домах были ниши для статуй и небольшие алтари. [18] Гробницы, построенные общиной для собственного использования, включают небольшие часовни, высеченные в скалах, и подстройки, украшенные небольшими пирамидами . [19]
Считается, что из-за своего местоположения в деревне нет приятной обстановки. Обнесенная стеной деревня отражает форму узкой долины, в которой она расположена, с бесплодными окружающими холмами, отражающими солнце пустыни, и холмом Гурнет-Мурай, отсекающим северный бриз, а также любой вид на зеленую речную долину. [20] Деревня была заброшена ок. 1110–1080 гг. До н.э., во время правления Рамсеса XI (чья гробница была последней из царских гробниц, построенных в Долине царей) из-за растущей угрозы ограбления гробниц, ливийских набегов и нестабильности гражданской войны. [21] Позже Птолемиды . построили храм Хатхор на месте древнего святилища, посвященного ей [22]
Исторические тексты Дейр-эль-Медины
[ редактировать ]Сохранившиеся тексты фиксируют события повседневной жизни, а не крупные исторические происшествия. [23] Личные письма многое рассказывают об общественных отношениях и семейной жизни жителей села.Древняя экономика документирована записями о торговых операциях, которые дают информацию о ценах и обмене. Записи молитв и заклинаний иллюстрируют обычные популярные представления о божественном, в то время как исследователи древнего права и практики находят богатый источник информации, записанный в текстах из деревни. [11] множество образцов самых известных произведений древнеегипетской литературы . Также было обнаружено [24] Тысячи папирусов и остраков все еще ждут публикации. [25]
Деревенская жизнь
[ редактировать ]В поселении проживало смешанное население, состоящее из египтян, нубийцев и азиатов, которые работали в качестве чернорабочих (камнерезы, штукатуры, водоносы), а также тех, кто участвовал в управлении и украшении царских гробниц и храмов. [26] Ремесленники и деревня были организованы в две группы: левую и правую, которые работали по разные стороны стен гробницы, подобно команде корабля, и в каждой из них был бригадир, который руководил деревней и ее работой. [1]
Поскольку главный колодец находился в тридцати минутах ходьбы от деревни, перевозчики работали над тем, чтобы деревня регулярно снабжалась водой. Работая над гробницами, ремесленники ночевали в лагере с видом на заупокойный храм Хатшепсут (ок. 1479–1458 гг. до н.э.), который можно увидеть и сегодня. Сохранившиеся записи свидетельствуют о том, что рабочие готовили еду, доставленную им из деревни. [5]
Если судить по анализу доходов и цен, деревенских рабочих можно было бы, говоря современным языком, считать средним классом . Как наемным государственным служащим им платили пайками, в три раза превышающими зарплату полевых рабочих, но широко практиковалась и неофициальная подработка. [27] На больших праздниках, таких как Хеб-Сед, рабочим выдавались дополнительные запасы еды и питья, чтобы они могли стильно отпраздновать. [28]
Рабочая неделя состояла из восьми дней, за которыми следовал двухдневный отпуск, хотя шесть выходных в месяц могли часто дополняться из-за болезни, семейных обстоятельств и, как записано писцом гробницы, ссор с женой или похмелья. [29] более трети года было для жителей деревни нерабочим . С учетом дней, отведенных для фестивалей, во время правления Мернептаха (ок. 1213–1203 гг. до н.э.) [30]
В выходные рабочие могли работать над своими гробницами, а поскольку они были одними из лучших мастеров Древнего Египта, раскапывавших и украшавших царские гробницы, их собственные гробницы считаются одними из самых красивых на западном берегу. [29]
Большая часть населения, включая женщин, умела, по крайней мере, читать и, возможно, писать. [31]
Должности рабочих считались бы желанными и ценными, и эти должности передавались по наследству. [32]
Найденные примеры песен о любви показывают, как практиковалась дружба между полами, а также пьянство в обществе как мужчин, так и женщин. [33] Египетские браки среди простолюдинов были моногамными , но из сохранившихся записей мало что известно о браке или его организации. [34] Для пар не было ничего необычного в том, чтобы иметь шесть или семь детей, а у некоторых было десять. [35]
Произошло расставание, развод и повторный брак. Записано, что Меримаат желает развода из-за поведения своей свекрови. Рабыни могли стать суррогатными матерями в тех случаях, когда жена была бесплодна, и тем самым повысить свой статус и обеспечить свободу. [36]
Сообщество могло свободно входить и выходить из окруженной стеной деревни, но по соображениям безопасности единственными посторонними, которым разрешалось входить на территорию, были те, у кого были веские причины, связанные с работой. [5]
Женщины и деревенская жизнь
[ редактировать ]Записи из этой деревни предоставляют большую часть известной нам информации о том, как жили женщины в эпоху Нового Царства. [37] Правительство предоставило женщинам прислугу для помощи в измельчении зерна и стирке белья. [38] Жены рабочих заботились о детях и пекли хлеб, основной источник пищи в этом обществе. Подавляющее большинство женщин, имевших определенный религиозный статус, заложенный в их именах, были замужем за мастерами или писцами и могли носить титулы певицы или певицы, занимая официальные должности в местных святилищах или храмах, возможно, даже в главных храмах Фив. [37] По египетским законам они имели права собственности. Они имели право собственности на свое имущество и треть всего семейного имущества. В случае развода или смерти мужа оно будет принадлежать исключительно жене. Если бы она умерла первой, деньги достались бы ее наследникам, а не ее супругу. [39] [40] За приготовлением пива обычно следила хозяйка дома , хотя рабочие считали наблюдение за этой деятельностью законным предлогом для того, чтобы взять отпуск. [41]
Закон и порядок
[ редактировать ]Рабочие и их семьи были не рабами, а свободными гражданами, при необходимости обращавшимися к системе правосудия. В принципе, любой египтянин мог подать прошение визирю и потребовать суда со стороны своих коллег. [42] Община имела свой собственный суд, состоящий из мастера, депутатов, мастеров и судебного писца, и была уполномочена рассматривать все гражданские и некоторые уголовные дела, обычно связанные с неоплатой товаров или услуг. Жители деревни представляли сами себя, и дела могли продолжаться несколько лет, причем один спор с участием начальника полиции длился одиннадцать лет. [29] Местная полиция Меджай отвечала за сохранение правопорядка, а также за контроль доступа к гробницам в Долине царей. [29] Один из самых известных зарегистрированных случаев связан с Панебом , сыном надзирателя, которого обвиняли в грабеже королевских гробниц, прелюбодеянии и создании беспорядков в обществе. Результат неизвестен, но сохранившиеся записи указывают на казнь главы рабочих в это время. [43]
Жители Дейр-эль-Медины часто советовались с оракулами по многим аспектам своей жизни, включая правосудие. Вопросы могли задаваться письменно или устно перед изображением бога, когда жрецы несли его на носилках. Положительная реакция могла быть обозначена падением вниз, а отрицательная реакция - изъятием помета. [44] Когда возникал вопрос правосудия, который не был решен трибуналом, статую бога можно было отнести к обвиняемому и спросить: «Это он украл мое имущество?» и если бы статуя кивнула, обвиняемый был бы признан виновным. Однако иногда обвиняемый отрицал свою вину и требовал встречи с другим оракулом или, по крайней мере, в одном случае, когда это не удавалось, он просил встречи с третьим. Когда вина будет установлена, будет вынесено решение, и обвиняемый должен будет возместить ущерб и понести наказание. Египтяне также верили, что оракул может принести людям болезни или слепоту в качестве наказания или чудесные исцеления в качестве награды. [45]
Медицинская помощь
[ редактировать ]Записи и остраки из Дейр-эль-Медины дают убедительное представление о медицинской работе Нового Королевства. Как и в других египетских общинах, рабочие и жители Дейр-эль-Медины лечили свои проблемы со здоровьем посредством лечения , молитв и магии . [46] Тем не менее, записи в Дейр-эль-Медине указывают на некоторый уровень разделения, поскольку записи из деревни упоминают как « врача », который принимал пациентов и назначал лечение, так и «заклинателя скорпионов», который специализировался на магическом лечении укусов скорпионов. [47]
Тексты о здоровье из Дейр-эль-Медины также различались по распространению. Среди рабочих были широко распространены магические заклинания и средства; есть даже несколько случаев, когда заклинания пересылались от одного работника к другому без «обученного» посредника. [48] [49] Письменные медицинские тексты, по-видимому, встречаются гораздо реже: лишь несколько остраков содержат рецепты , что указывает на то, что обученный врач сам смешивал более сложные лекарства. Есть также несколько документов, в которых показано, что автор отправлял медицинские ингредиенты, но неизвестно, были ли они отправлены по рецепту врача или для домашнего лечения . [50]
Народное благочестие
[ редактировать ]Раскопки королевской общины ремесленников в Дейр-эль-Медине выявили множество свидетельств личной религиозной практики и культов. [44] Государственным богам свободно поклонялись наряду с личными богами без какого-либо конфликта между национальными и местными способами религиозного выражения. [51]
В общине было от шестнадцати до восемнадцати часовен, самые большие из которых были посвящены Хатхор , Птаху и Рамсесу II . Рабочие, по-видимому, почитали Птаха и Решефа , писцов Тота и Сешата как божеств-покровителей своей конкретной деятельности. Женщины во время беременности особенно преданно относились к Хатхор, Таверет и Бес , обращаясь к Рененутет и Мерецегер за едой и безопасностью. [52] Мерецегер («Та, кто любит тишину») была, возможно, в местном масштабе не менее важной, чем Осирис , великий бог мертвых. [52]
Жители деревни пользовались большим уважением к Аменхотепу I (ок. 1526–1506 гг. До н. э.) и его матери, царице Яхмос-Нефертари , на протяжении многих поколений, возможно, как божественные покровители общины. [53] Когда Аменхотеп умер, он стал центром деревенского погребального культа как «Аменхотеп города». Когда королева умерла, она также была обожествлена и стала «Хозяйкой Неба» и «Леди Запада». [54] Каждый год жители деревни отмечали Фестиваль Аменхотепа I, где старейшины выступали в роли жрецов на церемониях, прославлявших их местных богов, которым не поклонялись больше нигде в Египте. [55]
Молитвы совершались и посвящались конкретному божеству в виде вотивных подношений, похожих по стилю на покаянные псалмы в Танахе , в которых выражается раскаяние и благодарность за милосердие. [56] Стелы выражают сожаление по поводу человеческих ошибок и смиренно взывают к богу о прощении и милосердии. В одном случае к Мерецегеру обращаются с просьбой облегчить боль тому, кто страдает. Она отвечает на молитву, принося «сладкий ветерок». [57] На другой стеле рабочий пишет: «Я был человеком, который ложно поклялся Птахом, Господом Истины, и он заставил меня видеть тьму днем. Теперь я буду рассказывать о его могуществе как невежественным, так и знающим». [5] Амон считался особым покровителем бедных и милостивым к кающимся. На стеле записано:
[Амун], который приходит на голос бедного в беде, который дает дыхание тому, кто несчастен.. Ты Амон, Господь безмолвных, который приходит на голос бедного, когда я взываю к тебе в моем бедствие Ты приди и спаси меня... Хоть раб и был расположен на зло, но Господь расположен простить. Владыка Фив не проводит в гневе целого дня, Его гнев проходит в один миг, его не остается. Его дыхание возвращается к нам с милостью... Пусть твоя ка будет добра, пусть ты простишь, Этого больше не повторится. [58]
Сонники были очень распространены. [59] В библиотеке писца Кенхирхопешефа была найдена книга сновидений, старая даже для его времени. Эта книга использовалась для толкования различных типов снов. Этим толкованиям не хватало точности, и похожие сны часто имели разное значение. Во многих случаях интерпретация была противоположной тому, что было изображено во сне, например, счастливый сон часто означал печаль, сон об изобилии часто означал дефицит и т. д.
Примеры толкования снов включают в себя следующее:
- Если человек видит себя мертвым, это хорошо; это означает, что впереди его ждет долгая жизнь.
- Если человек видит себя поедающим крокодиловое мясо, это хорошо; это означает действовать как должностное лицо среди своего народа. (т.е. стать сборщиком налогов)
- Если человек увидит себя в зеркале, это плохо; это означает новую жизнь.
- Если человек видит себя обнажающим свой зад, это плохо; значит, он потом осиротеет. [60]
Также в храме Хатхор несколько мастеров построили в ее честь стелы. Одной из таких стел является стела Неферсенут, на которой он и один из его сыновей преклоняют колени и приносят ей подношения в человеческом обличии. [61]
Забастовки
[ редактировать ]Королевская строительная служба обычно работала хорошо, учитывая важность выполняемых ею работ. Выплата надлежащей заработной платы была религиозной обязанностью, составлявшей неотъемлемую часть Маат . Когда эта система сломалась, это указывало на проблемы в более широком смысле. [62] Наступление железного века и распад империи привели к экономической нестабильности, примечательной особенностью которой стала инфляция. Высокие идеалы, выраженные в кодексе Маат, стали натянутыми, и это послужило основой для волнений рабочих. [63]
Примерно на 25-м году правления Рамсеса III (ок. 1170 г. до н.э.) работники гробниц были настолько раздражены задержками с поставками, что бросили свои инструменты и ушли с работы, что, возможно, было первой сидячей забастовкой. в записанной истории. письмо Они написали визирю с жалобами на недостаток пшеничного пайка. Руководители деревень пытались их урезонить, но они отказались вернуться на работу до тех пор, пока их жалобы не будут рассмотрены. Они ответили старейшинам «великими клятвами». «Мы голодны», - заявили экипажи; «В этом месяце прошло восемнадцать дней», а они все еще не получили пайки. Они были вынуждены покупать пшеницу самостоятельно. Они сказали лидерам послать к фараону или визирю, чтобы решить их проблемы. После того, как власти услышали их жалобы, они обратились к ним, и на следующий день рабочие вернулись на работу. Последовало несколько забастовок. После одного из них, когда лидер забастовки попросил рабочих следовать за ним, они сказали ему, что с них достаточно, и вернулись на работу. Это была не последняя забастовка, но вскоре они восстановили регулярные поставки пшеницы, и забастовки прекратились в оставшиеся годы правления Рамсеса III. Однако, поскольку начальники поддержали власть, рабочие перестали им доверять и выбрали своих представителей. [64] Дальнейшие жалобы ремесленников зафиксированы через сорок и пятьдесят лет после первоначального спора, во времена правления Рамсеса IX и Рамсеса X. [65]
Ограбление гробниц
[ редактировать ]После правления Рамзеса IV (ок. 1155–1149 до н.э.) условия в деревне становились все более нестабильными. Временами работы не было из-за страха перед врагом. Поставки зерна стали менее надежными, и за этим последовали новые забастовки. Банды грабителей гробниц увеличивались, часто прокладывая туннели в гробнице через ее заднюю часть, чтобы не сломать печать и не оказаться разоблаченными. заборы и Развилась культура ограбления гробниц, включавшая в себя даже некоторых чиновников, которые брали взятки. Когда визири проверяли гробницы, чтобы определить, были ли нарушены печати, они не сообщали, что гробница была открыта. Когда им, наконец, удалось поймать грабителей гробниц, они применили тактику выкручивания конечностей, чтобы допросить их и получить информацию о том, где была награблена и кто были их сообщниками.
В « Эбботт Папирусе» сообщается, что однажды, когда некоторые чиновники искали козла отпущения, они получили признание от рецидивиста после пыток. Однако визирь заподозрил, насколько легко удалось поймать подозреваемого, поэтому визирь попросил подозреваемого отвести их к гробнице, которую он ограбил. Он привел их к недостроенной гробнице, которая никогда не использовалась, и заявил, что это гробница Исиды . Когда они забрали добычу, они не вернули ее в гробницы; вместо этого они добавили его в казну. [66] [67]
Дейр-эль-Медина в художественной литературе
[ редактировать ]Французский египтолог и писатель Кристиан Жак написал тетралогию, посвященную Дейр-эль-Медине и ее ремесленникам, а также политической жизни Египта того времени.
Дейр-эль-Медина также упоминается в некоторых из более поздних книг серии «Амелия Пибоди» Барбары Мерц (писавшей как Элизабет Питерс). Деревня является местом действия некоторых сцен, и в конце сериала вымышленному египтологу Рэдклиффу Эмерсону приписывают раскопки и документацию этого места.
См. также
[ редактировать ]- Слуга вместо истины
- Кристиан Жак , египтолог и автор исторических романов о Древнем Египте, тетралогии, посвященной Дейр-эль-Медине и ее мастерам.
- Воля Наунахте , воля свободной женщины из Дейр-эль-Медины.
- Джаана Тойвари-Виитала , египтолог, работавшая над ролью женщин в Дейр-эль-Медине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Оукс, с. 110
- ^ Леско, с. 7
- ^ «Монастырь святого мученика Исидора» . Археологический атлас коптской литературы .
- ^ Бирбриер, с. 125
- ^ Jump up to: а б с д и «Работники фараона: как израильтяне жили в Египте», Леонард и Барбара Леско, Biblical Archaeological Review, январь/февраль 1999 г.
- ^ Кембриджская древняя история, с. 380
- ^ Леско с. 2
- ^ Кембриджская древняя история, с. 379
- ^ «Археология: наиболее значимые места и культурные сокровища мира», Аедин Кремин, стр. 91, Фрэнсис Линкольн, 2007 г., ISBN 0-7112-2822-1
- ^ « Archeologica: наиболее значимые места и культурные сокровища мира» , Аедин Кремин , стр. 384, Фрэнсис Линкольн, 2007, ISBN 0-7112-2822-1
- ^ Jump up to: а б Леско, с. 8
- ^ « Археология: наиболее значимые места и культурные сокровища мира» , Аедин Кремин, стр. 91, Фрэнсис Линкольн, 2007 г., ISBN 0-7112-2822-1
- ^ «Жизнь древних египтян, Евгений Струхаль, Евжен Струхал, Вернер Форман , Редакция Galaxia, стр. 187, 1992, ISBN 0-8061-2475-X
- ^ Ромер, с. 209
- ^ Макдауэлл, стр. 18, 21.
- ^ Макдауэлл с. 9
- ^ Макдауэлл, стр. 11–12.
- ^ Пол Джонсон , « Цивилизация Древнего Египта », с. 131, Book Club Associates (паб Weidenfeld & Nicolson), 1978 г.
- ^ Дональд Б. Редфорд (редактор), « Оксфордский путеводитель по египетской мифологии », стр. 378, Справочник Беркли, 2003 г., ISBN 0-425-19096-X
- ^ Леско, с. 2
- ^ Бирбриер, стр. 119, 120.
- ^ Макдауэлл с. 4
- ^ Леско, с. 2
- ^ Леско стр. 132, 133
- ^ Макдауэлл с. 8
- ^ Кембриджская древняя история, стр. 379–380.
- ^ Леско, с. 12
- ^ Уилсон (1997), стр. 118, 222.
- ^ Jump up to: а б с д Оукс, с. 111
- ^ Ромер, с. 48
- ^ Уилсон (1997), с. 72
- ^ Леско, с. 22
- ^ Леско с. 34
- ^ Леско с. 35
- ^ Мескелл, с. 74
- ^ Мескелл, стр, 95–98.
- ^ Jump up to: а б Леско п. 28
- ^ Леско с. 36
- ^ Time Life (1992), стр. 134–142.
- ^ Ромер
- ^ Уилсон (1997) с. 69
- ^ Леско с. 38
- ^ « Археология: наиболее значимые места и культурные сокровища мира », Аедин Кремин, стр. 91, Фрэнсис Линкольн, 2007 г., ISBN 0-7112-2822-1
- ^ Jump up to: а б Дональд Б. Редфорд (редактор), « Оксфордский путеводитель по египетской мифологии », стр. 80, Справочник Беркли, 2003 г., ISBN 0-425-19096-X
- ^ Ромер, стр. 100–115, 178.
- ^ Макдауэлл, с. 53
- ^ Янссен, Жак. J. «Отсутствие на работе рабочих некрополя Фив» Studien zur Altägyptischen Kultur bd. 8 (1980): стр. 127–152.
- ^ Леско, с. 68
- ^ Макдауэлл, с. 106
- ^ Макдауэлл, с. 57
- ^ « Религия и магия в Древнем Египте », Розали Дэвид, с. 277, Пингвин, 2002 г., ISBN 0-14-026252-0
- ^ Jump up to: а б Леско п. 90
- ^ Леско, с. 7, 111
- ^ Тилдесли (1996), с. 62
- ^ Уилсон, с. 118
- ^ Дональд Б. Редфорд (редактор), « Оксфордский путеводитель по египетской мифологии », стр. 313, Справочник Беркли, 2003 г., ISBN 0-425-19096-X
- ^ Египетские мифы , Джордж Харт, с. 46, Техасский университет Press, 1990 г., ISBN 0-292-72076-9
- ^ « Древнеегипетская литература », Мириам Лихтхайм, стр. 105–106, University of California Press, 1976, ISBN 0-520-03615-8
- ^ Джон Ромер, « Завещание », с. 50, Издательство Гильдии, 1988 г.
- ^ Ромер, стр. 68–72.
- ^ «Древний Египет», Лоарна Оукс и Люсия Галин, стр. 176–177, Anness Publishing, 2006 г.
- ^ Пол Джонсон , «Цивилизация Древнего Египта», с. 110, Book Club Associates (органический паб Weidenfeld & Nicolson), 1978 г.
- ^ « Бремя Египта », Джон А. Уилсон, стр. 278–279, University of Chicago Press, 1951, 4-й имп 1963 г.
- ^ Ромер, стр. 116–125.
- ^ « Бремя Египта », Джон А. Уилсон , с. 278, University of Chicago Press, 1951, 4-й имп. 1963 г.
- ^ Ромер, стр. 145–210.
- ^ Time Life (1992), стр. 134–142.
Библиография
[ редактировать ]- Ярослав Черны , « Сообщество рабочих в Фивах в период Рамессидов », Кайро, 1973.
- Леонард Х. Леско , изд. (1994). Работники фараона: жители деревни Дейр-эль-Медина . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8143-0 .
- Уилсон, Хилари (1997). Народы фараонов: от крестьянина до придворного . Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-900-3 .
- Ромер, Джон (1984). Древние жизни Повседневная жизнь в Египте фараонов . Держите, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-03-000733-Х .
- Серия Time Life Lost Civilizations: Египет: Земля фараонов . 1992.
- Тилдесли, Джойс (1996). Хатчеспут: женщина-фараон . Викинг. ISBN 0-670-85976-1 .
- А. Г. Макдауэлл, «Деревенская жизнь в Древнем Египте: списки белья и песни о любви» , Oxford University Press, 2002 г., ISBN 0-19-924753-6
- М. Л. Бирбриер, « Строители гробниц фараонов », Американский университет в Каире, стр. 125, 1989 г., ISBN 977-424-210-6
- Под редакцией IES Edwards – CJ Gadd – NGL Hammond- E.Sollberger, « Кембриджская древняя история: II, часть I, Ближний Восток и Эгейский регион, ок. 1800–13380 до н.э.» , Кембридж, University Press, 1973, ISBN 0-521-08230-7
- Лорна Оукс, «Иллюстрированная энциклопедия пирамид, храмов и гробниц Древнего Египта », ранее опубликованная как «Священные места Древнего Египта», Саутуотер, 2006 г., ISBN 978-1-84476-279-8
- Линн Мескелл, « Частная жизнь в Новом царстве Египта », Princeton University Press, 2002 г., ISBN 0-691-00448-X
- «Древний Египет», Лорна Оукс и Люсия Галин, стр. 176–177, Anness Publishing, 2006 г.
- Дэвис, Бенедикт (2018). Жизнь в пяти стенах. Справочник по Дейр-эль-Медине PDF . Аберкромби Пресс. ISBN 978-0-670-85976-4 .
- https://www.britannica.com/place/Dayr-al-Madinah
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дейр-эль-Мединой, на Викискладе?
- Образы Дейр-эль-Медины: прошлое и настоящее
- Видеоклип Дейр-эль-Медина на YouTube 1.
- Видеоклип на YouTube Дейр-эль-Медина 2.
- Фотографии Дейр-эль-Медины
- Обзор нелитературных текстов Нового Царства из Дейр-эль-Медины - Лейденский университет (база данных), заархивировано 5 ноября 2017 г. в Wayback Machine.