Яхмос-Нефертари
Яхмос-Нефертари | |||||
---|---|---|---|---|---|
консорт Египта Королева - Великая королевская жена Божья жена Амона Регент | |||||
![]() Яхмос Нефертари в обожествленном виде в гробнице TT359 | |||||
Супруг | Яхмос I | ||||
Проблема | Аменхотеп I Яхмос-анк Сиамун Рамос ? Яхмос-Меритамун Мутнофрет ? Яхмос-Ситамун | ||||
| |||||
Династия | 18-я династия | ||||
Отец | Секененре Тао | ||||
Мать | Аххотеп I | ||||
Религия | Древняя египетская религия |
Яхмос-Нефертари в иероглифах | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яхмос Нефертари Jꜥḥ мс Nfr trj Рожденный Яхом , прекрасным спутником |
Яхмос-Нефертари (древнеегипетский: Jꜥḥ ms Nfr trj ) была первой великой королевской женой династии 18-й Древнего Египта . Она была дочерью Секененре Тао и Аххотепа I также царственной сестрой и женой Яхмоса I. , а Ее сын Аменхотеп I стал фараоном, и, возможно, она была его регентом, когда он был молод. Яхмос-Нефертари был обожествлен после ее смерти.
Семья
[ редактировать ]Яхмос-Нефертари была дочерью Секененре Тао и Аххотепа I и внучкой Сенахтенра и царицы Тетишери . [1] Яхмос-Нефертари родился в Фивах, вероятно, во времена правления Сенахтенре Яхмоса . [2] [3] У Яхмоса-Нефертари было немало братьев и сестер, а также сводных братьев и сестер, в том числе ее будущий муж Яхмос и царский сын Яхмос Сапаир , а также ее многочисленные сестры: Яхмос-Хенутемипет , Яхмос-Тумериси , Яхмос-Небетта , Яхмос-Меритамон , Яхмос-Хенуттамеху , Яхмос и Яхмос-Ситкамос . [1]
Яхмос-Нефертари, возможно, женился на фараоне Камосе , но если это так, то записей о таком браке нет. [2] Она действительно стала великой царственной женой Яхмоса I, от которого у нее было как минимум трое сыновей. Она изображена на стеле из Карнака с сыном по имени Яхмос-анкх и сыном по имени Сиамун, перезахороненным в царском тайнике DB320 . Но именно ее сын Аменхотеп I в конечном итоге унаследовал трон от своего отца. Она также была матерью двух дочерей, которые стали королевскими женами, Яхмоса-Меритамуна и Яхмоса-Ситамуна . Возможно, она также была матерью Мутнофрета , жены Тутмоса I. Принц по имени Рамос, включенный в число Лордов Запада и известный по статуе, ныне находящейся в Ливерпуле, может быть еще одним сыном Яхмоса-Нефертари. [1]
Жизнь
[ редактировать ]
Яхмос-Нефертари родилась во второй половине 17-й династии , во время правления ее деда Сенахтенре Яхмоса . [2] Ее отец Секененре Тао сражался против гиксосов и, возможно, погиб во время битвы. Его сменил Камос. [1] Возможно, Яхмос-Нефертари женился на Камосе, но свидетельств такого брака не существует. [2]
После смерти Камоса трон перешел к Яхмосу I. Фараон Яхмос был очень молод, и царица-мать Аххотеп I служила регентом в первые годы его правления. Аххотеп имела бы преимущество при дворе перед своей дочерью Яхмос-Нефертари, которая была великой царской женой. Яхмос I стал первым царем 18-й династии и фараоном, правившим воссоединенной страной. [2]
Царица Яхмос-Нефертари носила множество титулов, в том числе титулы потомственной принцессы (iryt-pꜥt), великой благодати (wrt-imꜣt), великой похвалы (wrt-ḥswt), матери царя (mwt-niswt), жены великого царя (ḥmt -niswt-wrt), жена бога (hmt-ntr), объединенная с белой короной (ẖnmt-nfr-ḥḏjt), дочь короля (sꜣt-niswt) и сестра короля (snt-niswt). [4] Царица почиталась как «Богиня Воскресения» и, возможно, была самой почитаемой женщиной в истории Египта. [5] древние правящие семьи Нубии Говорят, что отличались сильными матриархальными наклонностями - характеристика, описанная как неоспоримая в случае 17-й династии. Было высказано предположение, что, как и среди других цариц того периода, матриархальные качества правления и линии Яхмоса-Нефертари произошли из Нубии. [6] : 66–69 [7] : 135
Стела пожертвований из Карнака описывает, как царь Яхмос приобрел должность Второго Пророка Амона и наделил эту должность землей, товарами и администраторами. Дар был дан Яхмосе-Нефертари и ее потомкам, хотя она была самой выдающейся Божьей женой Амона. Отдельно должность Божественной поклонницы была отведена также Яхмосу-Нефертари. [8] Записи более позднего периода указывают на то, что на этой должности она отвечала за всю собственность храма, управление поместьями, мастерскими, казначействами и всем соответствующим административным персоналом. [9]
Аменхотеп I пришел к власти еще будучи молодым. Будучи его матерью, Яхмос-Нефертари, возможно, служила регентом , пока он не достиг зрелости. ему [8] [10] Некоторые предполагают, что из-за ее положения регента своего сына она основала Долину Царей . [11]
что Яхмос-Нефертари жив в первые годы правления Тутмоса I. Показано , Она изображена в Нубии рядом с наместником Куша Яхмосом по имени Туро в компании недавно коронованного короля и царицы Яхмос. На фрагменте вазы, найденном в KV20, был написан двойной картуш царя Тутмоса I и Яхмоса-Нефертари, и этот эпитет указывает на то, что царица была жива. Большая статуя царицы Яхмос-Нефертари из Карнака, возможно, одна из последних статуй, созданных в ее честь перед ее смертью. [12]
Смерть и обожествление
[ редактировать ]Яхмос-Нефертари, вероятно, умер примерно на пятом или шестом году правления Тутмоса I. Ее смерть записана на стеле ваб-жреца по имени Нефер. В тексте упоминается, что «божественная супруга Яхмос-Нефертари, оправданная великим богом-повелителем Запада, полетела на небеса». Хельк предположил, что ежегодный культовый праздник (II Шему 14), посвященный Яхмосу-Нефертари в Дейр-эль-Медине, возможно, ознаменовал день ее смерти. Ее похоронами руководил отец Нефера, который, вероятно, был надзирателем царских работ Инени . [12] Вероятно, она была похоронена в Дра-Абу-эль-Наге , и там был заупокойный храм. Когда Яхмос-Нефертари умерла, она была обожествлена и стала «Хозяйкой Неба» и «Леди Запада». [8] [13]
Мумия
[ редактировать ]Предполагается, что мумия Яхмоса-Нефертари была извлечена из ее гробницы в конце Нового царства и перенесена в королевский тайник в DB320 . Ее предполагаемое тело без опознавательных знаков было обнаружено в 19 веке и развернуто в 1885 году Эмилем Бругшем . В гробу были найдены две мумии, одна из которых была завернута более тщательно, чем другая. Руководство музея предположило, что первая принадлежала царице Яхмосу Нефертари, в то время как другая хранилась во влажной комнате, из-за чего мумия настолько разложилась, что ее похоронили в саду музея. Позже Масперо пришел к выводу, что мумия, похороненная в саду, принадлежала Яхмосу Нефертари. [14] [а] Первоначальное право собственности на гробницу было оспорено. [16] Яхмос-Нефертари умерла в возрасте 70 лет. Как и у Тетишери , ее бабушки, ее волосы редели, и ей пришлось сплести косы из накладных волос, чтобы скрыть это. [7] : 38 Ее тело было повреждено в древности, и у нее отсутствовала правая рука. [8]
Согласно описанию Графтона Эллиота Смита в 1912 году, кожа мумии почернела так же, как и у большинства других современных мумий. Он также связывает пряди, привязанные к ее собственным волосам, с волосами нубийских женщин на момент написания. Он добавляет, что форма черепа твердо подтверждает ее иностранное происхождение. [17] : 13–14 Некоторые авторы подчеркивают значительную выступаемость передних зубов Яхмоса-Нефертари, выявленную на рентгеновских снимках, а также характеризующуюся тяжелым верхнечелюстным или зубо-альвеолярным прогнатизмом . [18] : 17 [7] : 31 [19] : 331–332, 341 Те же авторы обращают внимание на наличие такого же признака у бабушки Яхмоса-Нефертари Тетишери , предполагая, что он генетически детерминирован и наследуется. Харрис и Венте добавляют, что на момент написания этой статьи зубоальвеолярный прогнатизм является общей чертой как у древних, так и у современных нубийцев. Утверждается, что Яхмос-Нефертари имеет ту же чистую генеалогию, что и ее мать Аххотеп I. [20] : 229
В апреле 2021 года мумия Яхмоса-Нефертари была перевезена в Национальный музей египетской цивилизации вместе с мумиями трех других цариц и 18 царей в рамках мероприятия, получившего название « Золотой парад фараонов» . [21]
Иконография
[ редактировать ]



В Фиванском регионе – и особенно в деревне Дейр-эль-Медина – Яхмос-Нефертари упоминается или изображается как минимум в 50 частных гробницах и на большом количестве предметов, датируемых периодом правления Тутмоса III до конца 20-я династия . [10] [22] : 201–2
В гробнице Тетыки ( ТТ15 ) царица изображена с надбровным украшением с двумя ураями вместо двойной газели. [23] [24] : 11 По словам Итона-Краусса, это «самое раннее появление двойного урея , который с тех пор является стандартной частью королевских регалий». [25]
Мишель Гиттон признает оценку Нормана де Гарис Дэвиса о том, что Яхмос-Нефертари изображается с темной кожей ( черной ) в четыре раза чаще, чем со светлой кожей (красной и желтой). [24] : 74–5 Он указывает, что его собственное исследование предполагает гораздо меньшую цифру, хотя он не может предоставить общую цифру, поскольку не может самостоятельно проверить цвета на месте. Он также отметил, что есть и другие случаи, когда она показана с розовым, золотистым, темно-синим или темно-красным цветом кожи. [24] : 74–5 По наблюдениям Гардинера, в некоторых случаях кожа Яхмоса-Нефертари синего цвета. [26] популярный цвет, символизирующий плодородие, рождение, возрождение и жизнь и обычно используемый для изображения воды и небес. [27]
В 1981 году Гиттон назвал проблему черного цвета Яхмоса-Нефертари «серьезным пробелом в египтологических исследованиях, допускающим приближения или неправду». [24] : 2 Он указал, что не существует известных ее изображений, нарисованных при ее жизни (она изображена с такой же светлой кожей, как и другие изображенные лица в гробнице TT15, до ее обожествления); Самое раннее изображение черной кожи появляется в гробнице TT161, примерно через 150 лет после ее смерти. [24] : 11–12, 23, 74–5 [1] : 125 Барбара Леско писала в 1996 году, что Яхмос-Нефертари «иногда изображалась последующими поколениями чернокожей, хотя ее портрет в гробу придает ей типичную светло-желтую женскую кожу». [28]
Подчеркивая обожествление Яхмоса-Нефертари и ее сына как покровителей Дейр-эль-Медины, а также ее поклонение как «Хозяйке Неба», «Леди Запада» и богине воскресения, Джойс Тилдесли указывает в 2006 году, что часто в этой обстановке она изображен с черной кожей, которая символизирует «плодородие и возрождение, а не распад». [8] : 90 Сигрид Ходель-Хунес заявляет в 2000 году, что ее черный цвет кожи можно объяснить ее ролью обожествленной покровительницы Дейр-эль-Медины, причем черный цвет является отражением «плодородной земли, преисподней и смерти». [29] : 268 В 2011 году Грасиела Гестосо Сингер заявляет, что ее черный или синий цвет кожи является «отсылкой к ее положению матери Египта» и указывает на ее роль богини воскресения, поскольку черный - это цвет смерти, подземного мира, возрождения. и плодородия, а также плодородной земли Египта. [5] В 2003 году Бетси Брайан написала в «Оксфордской истории Древнего Египта» , что «факторы, связывающие Аменхотепа I и его мать с регионом некрополя, с обожествленными правителями и с омоложением в целом, визуально передавались изображениями пары с черной или синей кожей – оба цвета воскресения». [30] В 2004 году Эйдан Додсон и Дайан Хилтон признали в более позднем изображении царицы «черную кожу божества воскресения» в связи с ее ролью богини-покровительницы фиванского некрополя. [1] : 125 В 2009 году Элени Василика, отметив, что на деревянной статуэтке королевы (сейчас находится в Museo Egizio ) лицо окрашено в черный цвет, но руки и ноги светлые, утверждала, что причина черной окраски в данном случае была религиозной и не генетический. [31] : 78–9 В 2014 году Маргарет Бансон написала, что «необычные изображения Яхмоса-Нефертари в иссиня-черных тонах обожения отражают ее статус и культ». [32] В деревянной вотивной статуе Яхмоса-Нефертари, которая в настоящее время находится в Лувре, ее кожа была окрашена в красный цвет. [33] цвет, который обычно символизирует жизнь, высшее существо или повышенный статус. [27]
Археологи начала 20-го века сделали наблюдения над вероятным фенотипом и генеалогией Яхмоса-Нефертари, а также над вероятным символическим значением ее наиболее частого изображения с черным или пурпурно-черным оттенком кожи. [б] В 1974 году шейх Анта Диоп описал ее как «типично негроида». [41] : 17 В скандальной книге «Черная Афина » Мартин Берналь намекнул, что члены королевской семьи, к которой принадлежал Яхмос-Нефертари, возможно, происходили из Нубии , и, по его мнению, фараонов 18-й династии вообще можно было назвать черными. [с] Работа Бернала была поддержана афроцентристами, но отвергнута ведущими египтологами. [д]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Когда Бругш и Гастон Масперо впервые развернули и исследовали предполагаемую мумию Яхмоса-Нефертари, они отнесли ее к « белой расе ». По словам Масперо, «не успел труп выйти на воздух, как он буквально начал гнить и начал сочиться черноватым гноем с невыносимым зловонием». [15]
- ↑ В начале 20 века Флиндерс Петри говорил о « черной королеве». [34] [35] : 9 Яхмос-Нефертари, которая была «божественной прародительницей XVIII династии ». Он описал ее физически как обладательницу « орлиного носа , длинного и тонкого, ни в малейшей степени не выдающегося ». Он также заявил, что «была высказано предположение о том, что черный цвет имеет символическое значение». [36] В 1925 году Норман де Гарис Дэвис заметил, что тон изображенной кожи королевы не всегда угольно-черный, но также «пурпурно-черный, достигаемый за счет нанесения черного поверх красного». Он добавил, что «это может указывать только на очень темный цвет лица, какой сейчас часто встречается в Египте». [37] : 33 В 1940 году Алан Роу считал, что черный оттенок кожи королевы на некоторых изображениях может быть связан с африканским происхождением. [38] : 39 Предполагая, что царица — дочь Камоса, Алан Гардинер в 1961 году писал о картинах Яхмоса-Нефертари, что она «по какой-то необъяснимой причине изображалась с черным лицом, но иногда и с синим лицом; если она была дочерью Камоса, она в ее жилах не будет черной крови». [26] На самом деле преобладает мнение, что Яхмос-Нефертари является дочерью Секененре Тао. [1] которого описывают как человека с «туго завитыми, курчавыми волосами», «худощавым телосложением и ярко выраженными нубийскими чертами лица». [39] включая необработанную темно-коричневую кожу, [40] : 1 и более похож на свою жену, своих потомков и их жен, чем на более поздних правителей. [7] : 122, 126, 128
- ^ Бернал заявил, что: «многие из самых могущественных египетских династий, базировавшихся в Верхнем Египте - 11-я , 12-я , 18-я - состояли из фараонов, которых можно с успехом назвать черными». В той же работе он добавил: «Сегодня общепринято и обоснованно считать, что если члены королевской семьи 18-й династии были иностранцами, то они были нубийцами ». По его словам, "по портретам они казались неграми". [42] : 384
- ^ Ссылаясь на неоднозначную работу Лефковица, [43] : 130 историк Кристина Риггс заявляет, что «Черная Афина была поддержана афроцентристами и постколониальными исследованиями, даже несмотря на то, что археология, египтология и классическая наука отвергли большую часть доказательств Бернала и, косвенно или явно, его центральный тезис». Она добавляет, что «дихотомия отражает отдельные сферы, которые эти предметы занимают в профессиональной жизни, поскольку афроцентризм и господствующая египтология редко встречаются». [44] : 130 Эта работа и афроцентризм широко обсуждаются в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта. Эдмунд С. Мельцер заявляет, что «заявления афроцентристов недавно были подробно и сочувственно рассмотрены Мартином Берналом в его противоречивой работе «Черная Афина», а в конце 1980-х и 1990-х годах афроцентристские проблемы рассматривались ведущими египтологами». [45] Рене ван Вансельм утверждает, что «афроцентризм является одним из наиболее влиятельных, но спорных ответвлений на растущем древе псевдоегиптологии, а также самым последним и манипулятивным в этом отношении тезисом Мартина Берналя о Черной Афине, в котором утверждается, что Греция была дважды «колонизированы» из Египта и что, следовательно, греческая цивилизация происходит от «черных» египтян». [46] Лефковиц и Роджерс писали, что из-за отсутствия у него научного метода «работа Бернала была почти повсеместно отвергнута египтологами, археологами, лингвистами, историками и другими учеными, лучше всего знакомыми с материальными свидетельствами. Большинство считают ее выходящей за рамки границ». законного научного исследования». [47] : 292 Их работа была охарактеризована как предпочтение спекуляциям, а не показаниям очевидцев. [48] : 340 и стипендия Лефковица, в частности, как этноцентрическая, прозаическая и представляющая особую точку зрения. [49] [50] : 130–131 Работа Лефковица обсуждается в OEAE Энн Мэйси Рот, где она описала эту работу как «неравномерный, но в совокупности разрушительный сборник критических анализов аргументов Бернала». [51]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Додсон, Эйдан ; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05128-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Форбс, Деннис К. Имперские жизни: иллюстрированные биографии выдающихся египтян Нового царства. КМТ Коммуникейшнс, Инк. 1998. ISBN 1-879388-08-1
- ^ Себастьен Бистон-Мулен, «Король Сенахт-ан-Ре Ахмес 17-й династии», ENIM 5, стр. 61–71, 22 марта 2012 г. [онлайн: [1]
- ^ Граецки, Древние египетские царицы: Иероглифический словарь, Golden House Publications, Лондон, 2005, ISBN 978-0-9547218-9-3
- ^ Перейти обратно: а б Грасиела Гестосо Сингер, « Яхмос-Нефертари, Женщина в черном ». Terrae Antiqvae , 17 января 2011 г.
- ^ Редфорд, Дональд Б. История и хронология восемнадцатой династии Египта: семь исследований . ISBN 978-1-4875-7491-8 . OCLC 1102218633 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвард., Харрис, Джеймс (1973). Рентгеновские снимки фараонов . Скрибнер. OCLC 602245173 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Тилдесли, Джойс. Хроника цариц Египта. Темза и Гудзон. 2006. ISBN 0-500-05145-3
- ^ « Великие богини Египта », Барбара С. Леско, с. 246, Университет Оклахомы Пресс, 1999 г., ISBN 0-8061-3202-7
- ^ Перейти обратно: а б Шоу, Ян. Оксфордская история Древнего Египта. Издательство Оксфордского университета. 2000. ISBN 0-19-280458-8
- ^ Флетчер, Джоанн (2014). Поиски Нефертити: подлинная история удивительного открытия . Завтра. ISBN 978-0-06-210636-0 . OCLC 877888764 .
- ^ Перейти обратно: а б Луиза Брэдбери, Надпись Нефера: в день смерти царицы Яхмоса-Нефертари и поступок, угодный королю, Журнал Американского исследовательского центра в Египте, Vol. 22 (1985), стр. 73-95.
- ^ Тилдесли, Джойс (1996). « Хатчепсут: Женщина-фараон» , стр.62, Викинг, ISBN 0-670-85976-1 .
- ^ История фараонов, т.2, с. 253, Артур Вейгалл
- ^ Масперо, Гастон (1889). Королевские мамы Дейр-эль-Бахари (на французском языке). Париж. п. 536.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Так называемая Royal Cachette TT 320 не была могилой Яхмоса Нефертари [2]
- ^ Смит, Графтон Эллиот (2000). Общий каталог египетских древностей из Каирского музея: №№. 61051-61100 . Дакворт. стр. 13–14. ISBN 0-7156-2959-Х . OCLC 611883032 .
- ^ Бансон, Маргарет (1999). Энциклопедия Древнего Египта . Грамерси. п. 17. ISBN 978-0517203804 .
- ^ Э., Харрис, Джеймс (1980). Эд. Джеймс Э. Харрис и Эдвард Ф. Венте. Рентгеновский атлас королевских мумий . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-31745-5 . OCLC 642059788 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шоу, Ян (2002). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфордские книги в мягкой обложке. п. 229. ИСБН 978-0192802934 .
- ^ Парисс, Эммануэль (5 апреля 2021 г.). «22 древних фараона провезли через Каир в ходе эпического «золотого парада» » . НаукаАлерт . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Оксфорд: Книги Блэквелла. ISBN 978-0-631-17472-1 .
- ^ Дилс, Питер (1989). «Обзор образцов королевской власти в древнеегипетских мифах и истории» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 26 : 242–244. дои : 10.2307/40000714 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000714 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гиттон, Мишель (1981). Жена бога Ахмеса Нефертари: документы о ее жизни и ее посмертном культе (2-е изд.). Безансон: Университет Франш-Конте. ISBN 978-2-251-60172-4 .
- ^ Итон-Краусс, М. (1998). «Четыре заметки о начале XVIII династии» . Журнал египетской археологии . 84 : 205–210. дои : 10.2307/3822217 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822217 .
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер, Алан Х. (1961). Египет фараонов: введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. , стр.175
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. Символ и магия в египетском искусстве . Нью-Йорк, ISBN штата Нью-Йорк 0-500-23663-1 . OCLC 30536926 .
- ^ Выдающиеся женщины Древнего Египта, Барбара С. Леско; стр. 14; Публикации BC Scribe, 1996; ISBN 978-0-930548-13-1
- ^ Ходель-Хоэнс, С. и Уорбертон, Д. (транс), Жизнь и смерть в Древнем Египте: сцены из частных гробниц в Фивах Нового царства , Cornell University Press, 2000, стр. 268.
- ^ Бетси Брайан; стр. 213; Оксфордская история Древнего Египта; под редакцией Яна Шоу; ОУП Оксфорд, 2003 г.; ISBN 978-0-19-280458-7
- ^ Василика, Элени (2009). Шедевры Египетского музея Турина (на итальянском языке). Флоренция: Фонд-музей египетских древностей Турина. ISBN 978-88-8117-950-3 .
- ^ Энциклопедия Древнего Египта; Маргарет Бансон; Стр. 17, Издательство «Информационная база», 2014 г.; ISBN 978-1-4381-0997-8
- ^ «Обожженная бывшая царица Яхмос Нефертари, покровительница царских гробниц» . www.louvre.fr .
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Новое царство. Фивы [Фивы]: Эль-Мединет [Место Дайр-эль-Мадина]: лепное изображение из могилы 10. [сейчас в Музее К. в Берлине.], (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Петри, Флиндерс (1896). История Египта Vol. II XVII и XVIII династии .
- ^ Создание Египта; Уильям Мэтью Флиндерс Петри; Шелдон Пресс; 1939 год; стр. 155
- ^ Дэвис, Норман де Гарис (1925). Могила двух скульпторов в Фивах .
- ^ Роу, Алан (1940). «Недавно обнаруженные памятники в Египетском музее, показывающие обожествление мертвых вместе с краткими подробностями подобных объектов в других местах». Анналы службы древностей Египта . 40:39 .
- ^ Юрко, Фрэнк Дж. (1989). «Были ли древние египтяне черными или белыми?» . Обзор библейской археологии . 15 : 24–29.
- ^ Смит, Графтон Эллиот (2000). Общий каталог египетских древностей из Каирского музея: №№. 61051-61100 . Дакворт. п. 1.ISBN 0-7156-2959-Х . OCLC 611883032 .
- ^ Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки II: Древние цивилизации Африки . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–118. ISBN 978-0-520-06697-7 .
- ^ Мартин Бернал (1987), Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации. Изготовление Древней Греции, 1785-1985, т. 1, с. Я. Нью-Джерси, Издательство Университета Рутгерса
- ^ Коньерс, Джеймс Л. (1996). «Рецензии на книги: Не из Африки: как афроцентризм стал поводом преподавать миф как историю», Мэри Лефковиц. Нью-Йорк: Новая республика книг, 1996». Журнал исследований чернокожих . 27 : 130–131. дои : 10.1177/002193479602700110 . S2CID 144731242 .
- ^ Риггс, Кристина (5 июня 2014 г.). Разворачивание Древнего Египта . Академик Блумсбери. п. 130. ИСБН 978-0-85785-507-7 . OCLC 900413753 .
- ^ Мельцер, Эдмунд (2001). "Египтология". Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Оксфорд: Оксфорд Пресс. стр. 448–458. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- ^ ван Вансельм, Рене (2001). «Интерпретация доказательств». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Оксфорд: Оксфорд Пресс. стр. 175–178. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- ^ «Возвращение к Черной Афине», под редакцией Мэри Р. Лефковиц и Гая Маклина Роджерса; стр. 292; Пресс-книги UNC, 2014; ISBN 978-1-4696-2032-9
- ^ Кейта, Маган (2000). «Политика критики: не из Африки и возвращение к Черной Афине» . Журнал всемирной истории . 11 (2): 340. doi : 10.1353/jwh.2000.0043 . ISSN 1527-8050 . S2CID 154649525 .
- ^ Герхарт, Гейл М.; Хау, Стивен (1999). «Афроцентризм: мифическое прошлое и воображаемые дома» . Иностранные дела . 78 (4): 149. дои : 10.2307/20049430 . ISSN 0015-7120 . JSTOR 20049430 .
- ^ Коньерс, Джеймс Л. (1996). «Рецензии на книги: Не из Африки: как афроцентризм стал поводом преподавать миф как историю», Мэри Лефковиц. Нью-Йорк: Новая республика книг, 1996». Журнал исследований чернокожих . 27 : 130–131. дои : 10.1177/002193479602700110 . S2CID 144731242 .
- ^ Рот, Энн Мэйси (2001). «Афроцентризм». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Оксфорд: Оксфорд Пресс. стр. 29–32. ISBN 978-0-19-510234-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яхмосом-Нефертари, на Викискладе?
- Яхмос Нефертари Изображение ее гроба и краткая биография.
- Мумия Яхмоса-Нефертари работы Макса Миллера.
- «Женщины в Древнем Египте»
- «Женщины у власти, 4500–1000 гг. до н.э.»
- «Королевские женщины»
- Хатшепсут: от царицы до фараона , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Яхмосе-Нефертари (см. Указатель)
- Египетский народ, 16 век до н.э.
- Египетские женщины XVI века до н.э.
- Женщины-регенты XVI века до нашей эры
- Супруга королевы восемнадцатой династии Египта
- Жены Яхмоса I
- Обожествленный древнеегипетский народ
- Обожествленные женщины
- Споры о расах в Древнем Египте
- Регенты Египта
- Люди из Фив, Египет
- Регенты 16 века до н.э.