нубийцы
Ноби нубийцы | |
---|---|
![]() Современные нубийские мужчины в Асуане | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 167 831 (перепись 1956 г.) [1] 812,000 [2] [3] [4] |
![]() | 99 000 (1960-е) [5] 300,000 [6] –5,000,000 [7] |
Языки | |
Нубийские языки [а] Арабский ( суданский арабский , арабский Саиди , египетский арабский ) | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Суданские арабы , [8] Бежа , египтяне , кушиты , нилотские народы |
Нубийцы ( / ˈ n uː b i ən z , ˈ n j uː -/ ) ( Nobiin : Nobī, [9] Арабский : النوبيون ) — нило-сахароязычная этническая группа, проживающая в регионе, который сейчас является северным Суданом и южным Египтом . Они происходят от первых жителей центральной долины Нила , которая считается одной из самых ранних колыбелей цивилизации . [10] В южной долине Египта нубийцы культурно и этнически отличаются от египтян , хотя и вступали в брак с представителями других этнических групп, особенно с арабами . [11] Они говорят на нубийских языках как на родном, на части северо-восточных суданских языков и на арабском как на втором языке. [12]
Неолитические поселения были обнаружены в центральном Нубийском регионе, датируемые 7000 г. до н. э., при этом Вади-Хальфа считается старейшим поселением в центральной долине Нила. [13] Части Нубии, особенно Нижняя Нубия , временами были частью древнего Египта фараонов, а иногда – конкурирующим государством, представляющим части Мероэ или Королевства Куш . При Двадцать пятой династии (744 г. до н.э. – 656 г. до н.э.) весь Египет был объединен с Нубией, простираясь вплоть до нынешнего Хартума . [14] Однако в 656 г. до н.э. местная Двадцать шестая династия восстановила контроль над Египтом. Как воины, древние нубийцы славились своим умением и точностью обращения с луком и стрелами . [15] В средние века нубийцы приняли христианство и основали три королевства: Нобатия на севере, Мукурия в центре и Алодия на юге. Затем они приняли ислам во время исламизации Судана .
Сегодня нубийцы в Египте в основном живут на юге Египта , особенно в Ком-Омбо и Наср-ан-Нубе ( араб . نصر النوبة ) к северу от Асуана . [16] [17] [18] и крупные города, такие как Каир , в то время как суданские нубийцы живут в северном Судане, особенно в регионе между городом Вади-Хальфа на границе Египта и Судана и Аль-Даббой . Некоторые нубийцы были насильственно переселены в Хашм-эль-Гирбу и Новую Халфу после строительства Высокой плотины в Египте, которая затопила земли их предков. Кроме того, группа, известная как мидоб, живет в северном Дарфуре , группа по имени Биргид в Центральном Дарфуре и несколько групп, известных как горные нубийцы , которые живут в Северном Кордофане в Харазе и нескольких деревнях в северных горах Нуба в штате Южный Кордофан . [19]
Основными группами нильских нубийцев с севера на юг являются кензи ( говорящие на кензи/маттокки ), фаддикка ( говорящие на нобиинском языке ), Халфави ( говорящие на нобиинском языке ), суккот ( говорящие на нобиинском языке ), маха ( говорящие на нобиинском языке ) и данагла. ( говорит на андаанди ). [20]
Этимология
[ редактировать ]На протяжении всей истории различные части Нубии были известны под разными названиями, в том числе древнеегипетскими : tꜣ stj «Земля лука», tꜣ nḥsj , jꜣm « Керма », jrṯt , sṯjw , wꜣwꜣt , меройский : akin(e) «Нижняя «Нубия». и греческая Эфиопия . [21] Происхождение названий Нубия и Нубийский оспаривается. Основываясь на культурных особенностях, некоторые ученые полагают, что Нубия произошла от древнеегипетского слова nbw « золото», [22] хотя в известных египетских текстах нет такого использования этого термина как этнонима или топонима; Египтяне называли людей из этой nḥsj.w. области Римская империя использовала термин «Нубия» для описания территории Верхнего Египта и северного Судана. [21]
История
[ редактировать ]
Предыстория Нубии относится к палеолиту около 300 000 лет назад. Примерно к 6000 г. до н. э. народы региона развили сельскохозяйственную экономику. В их истории [ когда? ] они приняли египетскую иероглифическую систему. Древняя история Нубии делится на следующие периоды: [23] Культура группы А (3700–2800 до н. э.), культура группы С (2300–1600), культура Керма (2500–1500), нубийские современники Нового царства (1550–1069), Двадцать пятая династия (1000–653). ), Напата (1000–275), Мероэ (275 г. до н.э. – 300/350 г. н. э.), Макурия (340–1317 гг.), Нобатия (350–650 гг.) И Алодия (600–1504 гг.).
Археологические данные свидетельствуют о том, что поселения населения возникли в Нубии еще в эпоху позднего плейстоцена и начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры, тогда как «нет или скудные свидетельства» присутствия человека в египетской долине Нила в эти периоды, что может быть связано с проблемам в сохранении сайта. [24]
Некоторые ученые утверждают, что африканское происхождение египетской цивилизации произошло от скотоводческих общин, возникших как в египетском, так и в суданском регионах долины Нила в пятом тысячелетии до нашей эры. [25]
Различные биологические антропологические исследования показали близкое биологическое родство между додинастическим южным, египетским и ранненубийским населением. [26] [27] [28] [29] [30] [31]
Фрэнк Юрко (1996) заметил, что изображения фароновской иконографии, такие как царские короны, соколы Гора и сцены победы, были сконцентрированы в культуре Верхнего Египта Накада и группы А. Нижней Нубии Далее он уточнил, что «египетская письменность возникла в Накадане, Верхнем Египте и Нижней Нубии группы А, а не в культурах Дельты, где был установлен прямой контакт с Западной Азией , [что] еще больше опровергает аргумент о месопотамском влиянии». [32]
В 2023 году Кристофер Эрет сообщил, что существующие археологические , лингвистические , биологические, антропологические и генетические данные определили, что местами основания Древнего Египта были потомки давних популяций Северо-Восточной Африки , включая Египет, Нубию и северный Африканский Рог. [33]
Лингвистическое родство ранних нубийских культур сомнительно. Некоторые исследования показали, что ранние жители Нубийского региона во времена культур C-группы и Кермы были носителями языков, принадлежащих берберской и кушитской соответственно ветвям афроазиатской семьи . Вместо этого более поздние исследования показывают, что люди культуры Кермы говорили на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви, а народы культуры группы C к северу от них говорили на кушитских языках. [34] [35] [36] [37] На смену им пришли первые нубийские носители языка, чьи языки принадлежали к другой ветви восточно-суданских языков нило-сахарского типа. [38] [39] победы IV века, Стела посвященная аксумскому царю Эзане, содержит надписи, описывающие две отдельные группы населения, проживавшие в древней Нубии: «красное» население и «черное» население. [40]
Хотя Египет и Нубия имеют общую додинастическую и фараонскую историю, эти две истории расходятся с падением Древнего Египта и завоеванием Египта Александром Великим в 332 году до нашей эры. [14] С этого момента территория между 1-м и 6-м порогами Нила стала называться Нубией.

Египет был завоеван сначала персами и назван сатрапией (провинцией) Мудрия, а два столетия спустя — греками, а затем римлянами. Однако в последний период кушиты сформировали королевство Мероэ , которым управляла серия легендарных Кандаков или цариц. Мифически Кандас Мероэ смог запугать Александра Великого и заставить его отступить с помощью огромной армии слонов, в то время как исторические документы предполагают, что нубийцы победили римского императора Августа Цезаря , что привело к заключению благоприятного мирного договора для Мероэ. [41] Королевство Мероэ также победило персов, а позже христианская Нубия трижды разгромила вторгшиеся арабские армии, в результате чего был заключен 600-летний мирный договор в Бакте , самый продолжительный договор в истории. [42] Падение королевства христианской Нубии произошло в начале 1500-х годов, что привело к полной исламизации и воссоединению Египта под властью Османской империи, династии Мухаммеда Али и британского колониального правления. После обретения Суданом независимости от Египта в 1956 году Нубия и нубийский народ оказались разделены между Южным Египтом и Северным Суданом.

Современные нубийцы говорят на нубийских языках , восточно-суданских языках , входящих в нило-сахарскую семью . Древненубийский язык датируется VIII веком и является старейшим зарегистрированным языком Африки за пределами афроазиатской семьи.
Нубия состояла из четырех регионов с разнообразным сельским хозяйством и ландшафтом. Река Нил и ее долина были обнаружены в северной и центральной частях Нубии, что позволяло вести сельское хозяйство с использованием орошения. Западный Судан представлял собой смесь крестьянского земледелия и кочевничества. Восточный Судан имел преимущественно кочевой образ жизни с несколькими районами ирригации и сельского хозяйства. Наконец, был плодородный пасторальный регион на юге, где располагались крупные сельскохозяйственные поселения Нубии. [43]
В Нубии доминировали короли из кланов, контролировавших золотые прииски. Торговля экзотическими товарами из других частей Африки (слоновая кость, шкуры животных) проходила в Египет через Нубию.
Язык
[ редактировать ]Современные нубийцы говорят на нубийских языках . Они принадлежат к восточно-суданской ветви нило -сахарского типа . Но существует некоторая неопределенность относительно классификации языков, на которых говорили в Нубии в древности. Есть некоторые свидетельства того, что на кушитских языках говорили в некоторых частях Нижней (северной) Нубии , древнего региона, который охватывает современный Южный Египет и Северный Судан , и что на восточно-суданских языках говорили в Верхней и Центральной Нубии до распространения восточных языков. Суданские языки даже дальше на север, в Нижнюю Нубию. [37]
Питер Беренс (1981) и Марианна Беххаус-Герст (2000) предполагают, что древние народы цивилизаций C-группы и Кермы говорили на афроазиатских языках берберской и кушитской ветвей соответственно. [38] [39] Они предполагают, что нило-сахарский язык нобиин сегодня содержит ряд ключевых заимствований, связанных с скотоводством , которые имеют берберское или протогорное восточно-кушитское происхождение, включая термины, обозначающие овцу / козью шкуру, курицу / петуха, загон для скота, масло и молоко. Это, в свою очередь, интерпретируется как предположение о том, что население группы C и кермы, населявшее долину Нила непосредственно перед прибытием первых нубийских носителей, говорило на афроазиатских языках. [38]
Клод Рилли (2010, 2016) и Жюльен Купер (2017), с другой стороны, предполагают, что народы Кермы (Верхней Нубии) говорили на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви, возможно, являющихся предками более позднего меройского языка , который Рилли также предполагает, что это был Нило-Сахарский. [34] [35] Рилли также считает доказательства значительного раннего афро-азиатского влияния, особенно берберского, на Нобиин слабыми (а там, где они присутствуют, скорее из-за заимствованных слов, чем субстратов), и считает доказательства субстратного влияния на Нобиин со стороны ранее вымершего восточносуданского языка. язык, чтобы быть сильнее. [36] Жюльен Купер (2017) предполагает, что на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви говорили жители Кермы, жители, расположенные южнее вдоль Нила, на западе, и жители Саи (острова к северу от Кермы), но что на афроазиатских (скорее всего, кушитских) языках говорили другие народы в Нижней Нубии (такие как меджаи и культура группы C), живущие в нубийских регионах к северу от Сай в сторону Египта и народы к юго-востоку от Нила в Пунте в Восточной десерт. Основываясь частично на анализе фонологии топонимов и личных имен из соответствующих регионов, сохранившихся в древних текстах, он утверждает, что термины из «Куш» и «Ирем» (древние названия Кермы и региона к югу от нее соответственно) в Египетские тексты демонстрируют черты, типичные для восточно-суданских языков, в то время как тексты с севера (в Нижней Нубии) и востока более типичны для афро-азиатской семьи, отмечая: «Иремский список также предоставляет список, аналогичный Кушу, твердо устанавливая это в восточно-суданской зоне Эти списки Ирем/Куш отличаются от списков Вават, Меджай, Пунт и Ветенет, которые содержат звуки, типичные для афроазиатских языков». [37]
Также неясно, к какой языковой семье относится древний меройский язык. Кирсти Роуэн предполагает, что меройский язык, как и египетский язык , принадлежит к афроазиатской семье. Она основывает это на его звуковом инвентаре и фонотактике , которые, по ее мнению, подобны таковым в афроазиатских языках и отличаются от таковых в нило-сахарских языках. [44] [45] Клод Рилли, основываясь на его синтаксисе, морфологии и известном словарном запасе, предполагает, что меройский язык, как и язык нобиин, принадлежит к восточно-суданской ветви нило-сахарской семьи. [46] [47]
Нубийские греки
[ редактировать ]Аксумское подчинение Нубии
[ редактировать ]
Аксумская империя Эфиопии . участвовала в серии вторжений, кульминацией которых стал захват нубийской столицы Мероэ в середине 4-го века нашей эры, что ознаменовало конец независимых нубийских языческих королевств Затем аксумиты отправили миссионеров в Нубию, чтобы установить такое же христианство на сирийской основе, как и в Эфиопии, но конкурировали с христианством на египетской основе, которое в конечном итоге установило власть Коптской церкви в этом районе и основало новые нубийские христианские королевства, такие как Нобатия , Алодия и Макурия . [48] [49] [50] [51]
Племенным кочевникам, таким как беджа , афар и сахо, удавалось оставаться автономными благодаря своей нецентрализованной кочевой природе. Эти племенные народы время от времени совершали нападения и набеги на аксумские общины. Кочевники беджа в конечном итоге эллинизировались и интегрировались в нубийское греческое общество, которое уже присутствовало в Нижней Нубии в течение трех столетий. [48] [49] [50]
Нубийское греческое общество
[ редактировать ]
Нубийская греческая культура следовала образцу египетской греческой и византийской греческой цивилизации, выраженной в нубийском греческом искусстве и нубийской греческой литературе. Самые ранние свидетельства нубийской греческой литературы относятся к V веку ; нубийский греческий язык напоминает египетский и византийский греческий ; он служил лингва-франка во всех Нубийских королевствах и имел креолизованную форму для торговли между различными народами Нубии. [52]
Нубийский греческий язык был уникален тем, что в него было заимствовано много слов как из коптско-египетского, так и из нубийского языка ; Синтаксис нубийского греческого языка также эволюционировал, чтобы установить фиксированный порядок слов. [53]
Ниже приводится пример нубийского греческого языка:
ⲟⲩⲧⲟⲥ ⲉⲥⲧⲓⲛ ⲁⲇⲁⲩⲉⲗ ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲙⲱⲥⲉⲥ ⲅⲉⲱⲣⲅⲓⲟⲩ, ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲛⲟⲩⲃⲇⲏⲥ, ⲁⲣⲟⲩⲁ, ⲙⲁⲕⲣⲟ
Это Адауэль Васильев Мозес Георгиу, Васильев Нубдис, Аруа, Макрос.
Это великий царь Моисей Георгиос, царь Нобатии, Алодии, Макурии. [54]
Множество фресок, созданных между 800–1200 годами нашей эры в нубийских городах, таких как Фарас, изображали религиозную жизнь при дворах Нубийских королевств; они были выполнены в стиле византийского искусства . [55]
Нубийские греческие титулы и стили правления в Нубийских королевствах были основаны на византийских моделях; даже несмотря на исламские посягательства и влияние на территорию Нубии, нубийские греки считали Константинополь своим духовным домом. [55] Нубийская греческая культура исчезла после завоевания Нубии мусульманами около 1450 года нашей эры. [55]
Современные нубийцы
[ редактировать ]
Потомки древних нубийцев до сих пор населяют территорию древней Нубии. В настоящее время они живут в так называемой Старой Нубии, расположенной в основном на территории современного Египта и Судана. Нубийцы были переселены в больших количествах (около 50 000 человек) из Вади-Хальфа Северного Судана в Хашм-эль-Гирбу ( Судан) , а некоторые переехали в Южный Египет с 1960-х годов, когда Асуанская плотина на Ниле была построена , затопившая исконные земли. . [56] Большинство нубийцев сегодня работают в городах Египта и Судана. Если когда-то арабский язык изучали только нубийские мужчины, которые путешествовали по работе, то теперь его все чаще изучают нубийские женщины, имеющие доступ к школе, радио и телевидению. Все больше нубийских женщин работают вне дома. [56]
Во время войны Судного дня 1973 года Египет нанимал нубийцев в качестве говорящих по Кодексу . [57] [58] [59]
Культура
[ редактировать ]
Нубийцы выработали общую идентичность, которая прославляется в поэзии, романах, музыке и повествованиях. [60]
Нубийцы в современном Судане включают Данагла вокруг Донголы, Маха от Третьего порога до Вади-Хальфа и Сикурта вокруг Асуана. Эти нубийцы пишут своим письмом. Они также практикуют шрамирование : мужчины и женщины Махаса имеют по три шрама на каждой щеке, а Данакла носят эти шрамы на висках. Молодое поколение, похоже, отказывается от этого обычая. [61]
На древнее культурное развитие Нубии повлияла ее география. Иногда ее делят на Верхнюю и Нижнюю Нубию. Верхняя Нубия была местом расположения древнего королевства Напата (Куш). Нижнюю Нубию называли «коридором в Африку» , где происходили контакты и культурный обмен между нубийцами, египтянами, греками, ассирийцами, римлянами и арабами. Нижняя Нубия также была местом процветания королевства Мероэ . [43] Языки, на которых говорят современные нубийцы, основаны на древних суданских диалектах. С севера на юг это: Кенуз, Фадича (Матоки), Суккот, Махас, Данагла. [62]
Керма, Непата и Мероэ были крупнейшими населенными пунктами Нубии. Богатые сельскохозяйственные угодья Нубии поддерживали эти города. Правители Древнего Египта стремились контролировать богатства Нубии, включая золото, и важные торговые пути на ее территории. [63] Торговые связи Нубии с Египтом привели к доминированию Египта над Нубией в период Нового царства. Возникновение Королевства Мероэ в 8 веке до нашей эры привело к тому, что Египет на протяжении столетия находился под контролем нубийских правителей, хотя они сохранили многие египетские культурные традиции. [64] Нубийские короли считались благочестивыми учеными и покровителями искусств, копируя древнеегипетские тексты и даже восстанавливая некоторые египетские культурные обычаи. [65] После этого влияние Египта сильно снизилось. Мероэ стал центром власти Нубии, а культурные связи с другими частями Африки приобрели большее влияние. [64]
Религия
[ редактировать ]Сегодня нубийцы исповедуют ислам . В определенной степени нубийские религиозные практики включают синкретизм ислама и традиционных народных верований. [66] В древние времена нубийцы исповедовали смесь традиционной религии и египетской религии. До распространения ислама многие нубийцы исповедовали христианство. [61]
Начиная с восьмого века, ислам пришел в Нубию. Хотя христиане и мусульмане (в основном арабские купцы в тот период), возможно, жили мирно вместе, арабские армии часто вторгались в христианские нубийские королевства. Примером этого является Мукурия, куда в 651 году вторглась арабская армия, но была отбита, и был подписан договор, известный как Бакт , предотвращающий дальнейшие арабские вторжения в обмен на 360 рабов каждый год. Примечательно, что Бакт требовал от нубийцев содержать мечеть для мусульманских посетителей и жителей. Это, а также последующая османская оккупация Нижней Нубии в 1560-х годах привели к исчезновению королевства и христианского нубийского общества. Бывшие макурские территории к югу от 3-го порога, включая бывшую столицу Донголу, были аннексированы исламским султанатом Фундж к началу 16 века. [67] Со временем нубийцы постепенно приняли ислам, начиная с нубийской элиты. Ислам распространялся в основном через суфийских проповедников, поселившихся в Нубии в конце 14 века. [68] К шестнадцатому веку большинство нубийцев были мусульманами. [69]
Древняя Непата была важным религиозным центром Нубии. Здесь находился Гебель Баркал , массивный холм из песчаника, напоминающий вздыбившуюся кобру в глазах древних жителей. Египетские жрецы объявили его домом древнего божества Амона , что еще больше повысило статус Непаты как древнего религиозного объекта. Так было и с египтянами, и с нубийцами. В Нубии на протяжении 2500 лет поклонялись как египетским, так и нубийским божествам, даже когда Нубия находилась под контролем Нового Египетского царства. [65] Нубийские короли и королевы были похоронены недалеко от Гебель-Баркала, в пирамидах, как египетские фараоны. Нубийские пирамиды были построены в Гебель-Баркале, в Нури (через Нил от Гебель-Баркала), в Эль-Керру и в Мероэ , к югу от Гебель-Баркала. [65]
Архитектура
[ редактировать ]
Современная нубийская архитектура в Судане уникальна и обычно представляет собой большой внутренний двор, окруженный высокой стеной. Доминируют большие, богато украшенные ворота, преимущественно обращенные к Нилу. Яркая лепнина часто украшается символами, связанными с семьей внутри, или популярными мотивами, такими как геометрические узоры, пальмы или сглаз, отгоняющий неудачу. [61]
Нубийцы изобрели нубийский свод — тип изогнутой поверхности, образующей сводчатую структуру. [70]
Генетика
[ редактировать ]В последние годы аутосомная ДНК широко изучалась, и некоторые результаты заключаются в следующем:
- Бабикер Х.М., Шлебуш К.М., Хассан Х.Ю. и др. (2011) показали, что люди из северного Судана группировались с людьми из Египта, а люди из Южного Судана группировались с людьми из Карамоджи (Уганда). Они приходят к выводу, что «сходство нубийского и египетского населения позволяет предположить, что миграция, потенциально двусторонняя, происходила вдоль долины реки Нил, что согласуется с историческими свидетельствами долгосрочного взаимодействия между Египтом и Нубией. [71]
- Добон и др. (2015) выявили наследственный аутосомный компонент западно-евразийского происхождения, который является общим для многих суданских арабов, нубийцев и афроазиатскоязычного населения в регионе. Было обнаружено, что нубийцы генетически смоделированы так же, как и их кушитские и семитские (афроазиатские) соседи (такие как беджа , суданские арабы и эфиопы), а не другие нило-сахарские говорящие, у которых отсутствует влияние Ближнего Востока/Северной Африки. Исследование показало, что эти группы населения образовали «Северо-Восточный кластер», в который вошли жители Северного Судана. Это можно объяснить тем, что вышеупомянутые группы представляют собой смесь населения, подобного современным коптским египтянам, и исконного южноафриканского населения. [72]
- Холлфельдер и др. (2017) проанализировали различные популяции в Судане и обнаружили близкое аутосомное родство между их выборками нубийцев и суданских арабов. Авторы пришли к выводу, что «нубийцев можно рассматривать как группу со значительным генетическим материалом, относящимся к нилотам, которая позже получила большой поток генов от евразийцев и восточноафриканцев. Самая сильная примесь произошла от евразийских популяций и, вероятно, была довольно обширной: 39,41–47,73%. %." [73]
- Сирак и др. (2015) проанализировали ДНК жителя христианского периода Кулубнарти в северной Нубии недалеко от границы с Египтом. Они обнаружили, что этот человек был наиболее тесно связан с населением Ближнего Востока. [74] Дальнейшие раскопки двух кладбищ раннехристианского периода (550–800 гг. Н.э.) в Кулубнарти, одного из которых расположено на материке, а другое на острове, выявили существование двух местных народов, отличающихся по происхождению и социально-экономическому признаку. Предварительные результаты, включая анализ митохондриальных гаплогрупп, предполагают, что могут существовать существенные различия в генетическом составе между двумя сообществами: 70% людей с островного кладбища демонстрируют гаплогруппы африканского происхождения (L2, L1 и L5) по сравнению только с 36,4. % жителей материка, у которых вместо этого наблюдается повышенная распространенность европейских и ближневосточных гаплогрупп (включая K1, H, I5 и U1). [75]
- В 2018 году Карина М. Шлебуш и Маттиас Якобссон в «Ежегодном обзоре геномики и генетики человека» обнаружили, что нилотские популяции из Южного Судана (например, динка, нуэр и шиллук) оставались изолированными и практически не получали генного потока от евразийцев, западноафриканских банту- говорящие фермеры и другие окружающие группы. Напротив, нубийцы и арабы на севере имели примесь популяций Западной Евразии. Анализ структуры населения и предполагаемое происхождение показали, что «нубийские, арабские и беджийские популяции северо-восточной Африки демонстрируют примерно равные доли примеси местного генофонда северо-восточной Африки (аналогично нилотскому компоненту) и прибывающего евразийского мигрантского компонента». [76]
Y-ДНК
[ редактировать ]Результаты анализа современных суданцев, проведенного Хасаном в 2008 году под названием « Хромосомные вариации среди суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории». [77] включало 39 нубийцев, у которых были обнаружены следующие гаплогруппы Y-хромосомы:
- Дж1 41%
- Дж2 2%
- E3b1 (E-M78) 15,3%
- Е3 (Э-М215) 7,6%
- Р1б 10,3%
- Б-М60 7,7%
- Ж 10,2%
- Я 5,1%
ДНК христианской эпохи
[ редактировать ]Сирак и др. 2021 получил и проанализировал полные геномы 66 человек с городища Кулубнарти, расположенного между 2-м и 3-м порогами и датированного христианским периодом между 650 и 1000 годами нашей эры. Образцы были получены с двух кладбищ, R и S. Материалы могил на двух кладбищах не различались, но физический анализ останков обнаружил различия в заболеваемости и смертности, что указывает на то, что люди на кладбище R принадлежали к более высокому социальному классу, чем на кладбище S. лица. В ходе исследования были проанализированы полученные данные вместе с другими опубликованными древними и современными образцами из Африки и Западной Евразии. Было обнаружено, что генетический профиль отобранных нубийцев христианской эпохи представляет собой смесь предков, связанных с западноевразийскими и южнее Сахары динка . По оценкам, образцы примерно на 60% имеют предков, связанных с Западной Евразией, которые, вероятно, произошли от древних египтян, но в конечном итоге напоминают образцы, обнаруженные у левантийцев бронзового или железного века. Они также имели примерно 40% предков, связанных с динка. В исследовании отмечается, что результаты отражают глубокие биологические связи между населением долины Нила и дополнительно подтверждают присутствие западноевразийских предков в долине Нила до арабских миграций.
Эти два кладбища продемонстрировали минимальные различия в пропорциях предков Западной Евразии и динка, образовали генетическую кладу друг с другом по отношению к другим популяциям и имели небольшое значение FST, равное 0,0013, что отражает небольшую генетическую дистанцию. Эти находки в дополнение к многочисленным родственникам крестовых кладбищ, выявленным в ходе анализа, указывают на то, что люди с кладбищ R и S были частью одного и того же населения, несмотря на археологические и антропологические различия между двумя захоронениями, свидетельствующие о социальной стратификации.
Исследование выявило некоторую разницу в профилях гаплогрупп Y между двумя кладбищами, причем на кладбище S больше западноазиатских клад. разница оказалась незначительной, и исследование показало, что это, скорее всего, статистическое колебание, а не свидетельство гетерогенности среди мужчин с двух кладбищ.
Что касается современных нубийцев, то, несмотря на их внешнее сходство с нубийцами Кулубнарти на PCA, не было обнаружено, что они произошли от нубийцев Кулубнарти без дополнительных более поздних примесей. Было обнаружено, что современные нубийцы имеют увеличение происхождения из стран южнее Сахары, а также изменение их западно-евразийского происхождения по сравнению с тем, которое обнаружено в древних образцах. [78]
Известные нубийцы
[ редактировать ]- Лукман , древний мудрец исламской традиции.
- Алара Кушский , основатель Двадцать пятой династии Египта.
- Ментухотеп II (возможно), шестой правитель Одиннадцатой династии . Объединенный Египет и создание Среднего Египетского царства.
- Аменемхет I , основатель Двенадцатой династии . Многие ученые в последние годы утверждали, что его мать имела нубийское происхождение.
- Тахарка , фараон двадцать пятой династии.
- Аманиторе , Кандаке (королева) Королевства Куш с центром в Мероэ.
- Силко , царь нубадов и всех эфиопов VI века, связанный с христианизацией Нубии .
- Калидурут , король Макурии в 7-м веке , разбил вторжение арабских мусульман в Первой битве при Донголе и Второй битве при Донголе , подписал Бакт.
- Меркуриос , король Дотаво в 8-м веке , объединитель Нобатии и Макурии называл Новым Константином. , которого Иоанн Дьякон
- Кириак Макурийский в VIII веке , царь Макурии . Вторглись в Египет, чтобы спасти папу Михаила I Александрийского.
- Рафаэль Макурийский в X веке , нубийский король Макурии . Построил знаменитый «Красный дворец» в Донголе.
- Саломо из Макурии в 11 веке , король Дотаво . Объединенное королевство Донгола и Соба
- Моисей Георгиос из Макурии , «король Алодии , Макурии , Нобадии , Далмации [г] и Аксиомы» XII века, в основном известный своим конфликтом с Айюбидами.
- Георгиос I Макурийский , царь Макурии , сын Захарии III, пересмотрел Бакт с Абассидами.
- Джафар ан-Нимейри , бывший президент Судана
- Халил Фарах , суданский нубийский музыкант XX века.
- Мохамед Мунир , египетский нубийский певец, известный как «Король».
- Мохаммед Варди , суданский нубийский певец.
- Мо Ибрагим , суданско-британский предприниматель в области мобильной связи и миллиардер.
- Хамза Эль Дин , певец и музыковед
- Халил Калфат , литературный критик, политический и экономический мыслитель и писатель.
- Абдалла Халил , бывший премьер-министр Судана, соучредитель Лиги белого флага , соучредитель и бывший генеральный секретарь партии Умма
- Мохамед Хусейн Тантави Солиман , египетский фельдмаршал и государственный деятель, главнокомандующий Вооружёнными силами Египта , фактический глава государства Египет
- Мухаммад Ахмад XIX века , суфийский шейх и революционный лидер Ансара .
- Джамаль Мохаммед Ахмед , суданский писатель, историк и дипломат.
- Усама Абдул Латиф , суданский бизнесмен, председатель DAL Group.
- Идрис Али , египетский писатель и автор рассказов.
- Фатхи Хасан , художник
- Али Газаль — египетский футболист.
- Али Хасан Кубан , певец
- Это Абдельмагид
- Абдель Рауф
- Амджад Исмаил
- Хайтам Мустафа
- Мазин Мохамедейн
- Мусаб Ахмед
- Мохамед Хомос
См. также
[ редактировать ]- Барабра — старый этнографический термин, обозначающий нубийские народы Судана и южного Египта.
- Нубийский парик, который носили представители богатого общества Древнего Египта.
- Эфиопия — древнегреческий географический термин, обозначавший регионы Судана и районы к югу от пустыни Сахара.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Языковая и этническая статистика в суданских переписях и опросах 20-го века» . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Махас Нубиец в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Нубийцы Донголави в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Мидоби в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ «Расследование — нубийцы в Египте не видят в своем единственном парламентском месте надежды на возвращение на землю отцов » . Рейтер (на арабском языке). 18 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2020 г. Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Изменение Египта дает надежду давно маргинализированным нубийцам» . Национальные географические новости . 1 февраля 2014 года . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Молодые нубийцы Египта возрождают мечту о возвращении на родину» . Ассошиэйтед Пресс . 15 июля 2018 г.
- ^ Хейл, Сондра (1973). Нубийцы: исследование этнической идентичности . Институт африканских и азиатских исследований Хартумского университета. п. 24 . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Рейниш, Лео (1879). Нубийский язык . Вена: Вильгельм Браумюллер.
- ^ Чарльз Кейт Мейзелс (1993). Ближний Восток: археология в «колыбели цивилизации». Рутледж. ISBN 0-415-04742-0 .
- ^ «Египет – Люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Судан | История, карта, территория, население, религия и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Древний Судан ~ Нубия: Захоронения: Предыстория» . Ancientsudan.org . Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Нубия – древний регион Африки» . 16 июня 2023 г.
- ^ Брайер, Боб ; Хоббс, А. Хойт (2008). Повседневная жизнь древних египтян . Издательская группа Гринвуд. п. 249. ИСБН 978-0-313-35306-2 .
- ^ «Спустя 52 года после перемещения, для нубийцев остались шрамы утраты» . Египет сегодня . 25 октября 2016 г. Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ «Для египетских нубийцев годы терпения истощаются, а гнев растет» . Рейтер . 17 ноября 2015 года . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ «Группы нуба… изоляция от других и слияние с самим собой » . aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Сесана, Ренато Кизито; Боррусо, Сильвано (2006). Я нуба . Публикации Paulines Африка. п. 26. ISBN 978-9966-081-79-7 .
- ^ Лоббан-младший, Ричард А. (2003). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. 214. ИСБН 978-0-8108-6578-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «История древней Нубии – Восточный институт Чикагского университета» . oi.uchicago.edu .
- ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. стр. 2 , 5. ISBN 978-0-313-32501-4 .
- ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. стр. 2–3 . ISBN 978-0-313-32501-4 .
- ^ Гатто, Мария К. «Нубийская пасторальная культура как связь между Египтом и Африкой: взгляд из археологических данных» .
- ^ Венгроу, Дэвид; Ди, Майкл; Фостер, Сара; Стивенсон, Алиса; Рэмси, Кристофер Бронк (март 2014 г.). «Культурная конвергенция в эпоху неолита в долине Нила: доисторический взгляд на место Египта в Африке» . Античность . 88 (339): 95–111. дои : 10.1017/S0003598X00050249 . ISSN 0003-598X . S2CID 49229774 .
- ^ "Когда МахаланобисПри использовании D2 додинастические образцы Накадана и Бадария проявили большее сходство с нубийскими, тигрейскими и некоторыми более южными сериями, чем с некоторыми средне- и поздними династическими сериями из северного Египта (Mukherjee et al., 1955). Было обнаружено, что бадарианцы очень похожи на выборку Керма (суданские кушиты), используя как статистику Пенроуза (Nutter, 1958), так и DFA только для мужчин (Keita, 1990). Более того, Кейта считал, что бадарские самцы имели южный модальный фенотип и что вместе с образцом из Накады они вместе с образцом из Кермы образовали южно-египетский кластер как тропические варианты». Закшевский, Соня Р. (апрель 2007 г.). «Преемственность населения или его изменение: Формирование древнеегипетского государства» . Американский журнал физической антропологии . 132 (4): 501–509. дои : 10.1002/ajpa.20569 . ПМИД 17295300 .
- ^ Кейта, СОЙ (2005). «Ранние фермеры долины Нила из Эль-Бадари: аборигены или «европейские» агроностратические иммигранты? Краниометрическое сходство рассматривается с другими данными». Журнал исследований чернокожих . 36 (2): 191–208. дои : 10.1177/0021934704265912 . ISSN 0021-9347 . JSTOR 40034328 . S2CID 144482802 .
- ^ Годде, Каня. «Биологическая перспектива отношений между Египтом, Нубией и Ближним Востоком в додинастический период» . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Итак, Кейта; Эй, Бойс (2008). «Временные вариации фенетического родства ранних мужских краниальных серий Верхнего Египта». Биология человека . 80 (2): 141–159. doi : 10.3378/1534-6617(2008)80[141:TVIPAO]2.0.CO;2 . ISSN 0018-7143 . ПМИД 18720900 . S2CID 25207756 .
- ^ «Кейта (1992), используя краниометрию, обнаружил, что серия Бадари заметно отличается от более поздних египетских серий, и этот вывод в основном подтверждается здесь. В текущем анализе образец Бадари более тесно кластеризуется с образцом Накада и Кермой. образец". Годде, К. (2009). «Изучение биологических расстояний Нубии и Египта: поддержка биологического распространения или развития in situ?». Гомо: Международный журнал сравнительных исследований человека . 60 (5): 389–404. дои : 10.1016/j.jchb.2009.08.003 . ISSN 1618-1301 . ПМИД 19766993 .
- ^ Эрет, Кристофер (20 июня 2023 г.). Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 84–85. ISBN 978-0-691-24409-9 .
- ^ Фрэнк Дж. Юрко (1996). «Происхождение и развитие древней письменности долины Нила» в Египте в Африке, Теодор Целенко (редактор) . Индианаполис, Индиана: Художественный музей Индианаполиса. стр. 34–35. ISBN 0-936260-64-5 .
- ^ Эрет, Кристофер (20 июня 2023 г.). Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 83–86, 97, 167–169. ISBN 978-0-691-24409-9 . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рилли С. (2010). «Недавние исследования меройского языка, древнего языка Судана» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б Рилли С. (январь 2016 г.). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Faits de Langues . 47 : 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID 134352296 .
- ^ Перейти обратно: а б Рилли, Клод (2008). «Братья-враги. Родство и взаимоотношения мероитов и нубийцев (ноба)». Между катарактами. Материалы 11-й Международной конференции по нубийским исследованиям Варшавского университета 27 августа-2 сентября 2006 г. Часть 1. Основные доклады . дои : 10.31338/uw.9788323533269.pp.211-226 . ISBN 978-83-235-3326-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Купер Дж (2017). «Топонимические пласты в Древней Нубии до нашей эры» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 . дои : 10.5070/d64110028 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беххаус-Герст, Марианна (27 января 2006 г.). «Лингвистические свидетельства предыстории скота в Судане». В Бленче, Роджер; Макдональд, Кевин (ред.). Происхождение и развитие африканского животноводства: археология, генетика, лингвистика и этнография . Рутледж. стр. 469–481. doi : 10.4324/9780203984239-37 (неактивен с 5 апреля 2024 г.). ISBN 978-1-135-43416-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Беренс, Питер (1986). Ливия Antiqua: Отчет и документы симпозиума, организованного ЮНЕСКО в Париже, 16-18 января 1984 г. - «Язык и миграции ранних сахарских скотоводов: формирование берберской ветви» . ЮНЕСКО. п. 30. ISBN 92-3-102376-4 . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Серия монографий Азиатского общества, том 15 . Азиатское общество. 1968. с. 43 . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ «Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Якобельски, С. 1992. Глава 8: «Христианская Нубия на пике своей цивилизации». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том III. Пресса Калифорнийского университета
- ^ Перейти обратно: а б Лоббан, Ричард (2004). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. лиии. ISBN 978-0-8108-4784-2 .
- ^ Роуэн, Кирсти (2011). «Мероитские согласные и гласные». Лингва Эгития , 19.
- ^ Роуэн, Кирсти (2006), «Мероитский язык - афроазиатский язык?» Архивировано 27 декабря 2015 г. в Wayback Machine. Рабочие документы SOAS по лингвистике 14: 169–206.
- ^ Рилли, Клод; де Фугт, Алекс (2012). Мероитский язык и письменность . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00866-3 .
- ^ Рилли, Клод (2004). «Лингвистическая позиция меройского языка» (PDF) . Суданский электронный журнал археологии и антропологии . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мохаммед Али (1996). Этническая принадлежность, политика и общество в конфликтах и социальных изменениях Северо-Восточной Африки . Университетское издательство Америки. п. 119.
- ^ Перейти обратно: а б М. Онеггер (2018). Нубийская археология в XXI веке. Материалы тринадцатой Международной конференции по нубийским исследованиям, Невшатель, 1–6 сентября 2014 г. Издательство Питерс. п. 586.
- ^ Перейти обратно: а б Гавдат Габра; Хани Такла (2013). Христианство и монашество в Асуане и Нубии . Американский университет в Каире Press. п. 352.
- ^ Гарт Фауден (2020). Империя и Содружество. Последствия монотеизма в поздней античности . Американский университет в Каире Press. п. 116.
- ^ GHR Хорсли (1989). Лингвистические очерки . Университет Маккуори. Центр документальных исследований древней истории. стр. 10, 11.
- ^ Джефф Эмберлинг; Брюс Уильямс (2020). Оксфордский справочник по древней Нубии . Издательство Оксфордского университета. п. 801.
- ^ Жак ван дер Влит (2018). Христианская эпиграфика Египта и Нубии . Тейлор и Фрэнсис. п. 464.
- ^ Перейти обратно: а б с WHC Френд (1984). Возвышение христианства . п. 847.
- ^ Перейти обратно: а б Фернеа, Роберт А. (2005). Нубийская церемониальная жизнь: исследования исламского синкретизма и культурных изменений . Американский университет в Каире Press. стр. ix – xi. ISBN 978-977-424-955-6 .
- ^ «Изменение Египта дает надежду давно маргинализированным нубийцам» . 1 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ «Вспоминая Нубию: Земля золота – Политика – Египет – Ахрам Онлайн» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ Запад, Каир (2 апреля 2014 г.). "Эль-Нуба - журнал Cairo West Magazine" . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ Кемп, Грэм и Дуглас П. Фрай (2003). Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире . Психология Пресс. п. 99. ИСБН 978-0-415-94762-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кламмер, Пол (2010). Судан: Путеводитель Брэдта . Брэдт Путеводители. п. 138. ИСБН 978-1-84162-206-4 .
- ^ Лоббан, Ричард (2004). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. лив. ISBN 978-0-8108-4784-2 .
- ^ Буллиет, Ричард В. и Памела Кайл Кроссли, Дэниел Р. Хедрик, Лайман Л. Джонсон, Стивен В. Хирш (2007). Земля и ее народы: глобальная история до 1550 года . Cengage Обучение. п. 82. ИСБН 978-0-618-77150-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Буллиет, Ричард В. и Памела Кайл Кроссли, Дэниел Р. Хедрик, Лайман Л. Джонсон, Стивен В. Хирш (2007). Земля и ее народы: глобальная история до 1550 года . Cengage Обучение. п. 83. ИСБН 978-0-618-77150-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Ремьер, Пэт (2010). Египетская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. п. 135. ИСБН 978-1-4381-3180-1 .
- ^ Фернеа, Роберт А. (2005). Нубийская церемониальная жизнь: исследования исламского синкретизма и культурных изменений . Американский университет в Каире Press. стр. iv–ix. ISBN 978-977-424-955-6 .
- ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
- ^ Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии: история и форма африканской церкви (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 155–156. ISBN 978-3-643-12196-7 .
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 306. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ «Нубийский свод – исторический шедевр» . Dreamivill.com . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Бабикер, Хиба, Массачусетс; Шлебуш, Карина М.; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (4 мая 2011 г.). «Генетические вариации и популяционная структура суданских популяций, на что указывают 15 локусов повторов, меченных последовательностями идентификаторов (STR)» . Исследовательская генетика . 2 (1): 12. дои : 10.1186/2041-2223-2-12 . ISSN 2041-2223 . ПМК 3118356 . ПМИД 21542921 .
- ^ Бегонья Добон; и др. (28 мая 2015 г.). «Генетика популяций Восточной Африки: нило-сахарский компонент в африканском генетическом ландшафте» . Научные отчеты . 5 : 9996. Бибкод : 2015NatSR...5E9996D . дои : 10.1038/srep09996 . ПМЦ 4446898 . ПМИД 26017457 .
- ^ Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ISSN 1553-7404 . ПМЦ 5587336 . ПМИД 28837655 .
- ^ «Оптимизация выхода древней ДНК из образцов Африки Сахары» . Сирак и др . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ Сирак, Кендра; Френандес, Даниэль; Новак, Марио; Ван Гервен, Деннис; Пинхаси, Рон (2016). «Реферат Межконгресса IUAES 2016 – Сообщество разделено? Выявление генома(ов) сообщества средневекового Кулубнарти с помощью секвенирования нового поколения» . Тезисы докладов Межконгресса IUAES 2016 . ИУАЭС: 115–116.
- ^ Шлебуш, Карина М.; Якобссон, Маттиас (31 августа 2018 г.). «Сказки о миграции, смешении и отборе людей в Африке» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 19 (1): 405–428. doi : 10.1146/annurev-genom-083117-021759 . ISSN 1527-8204 . ПМИД 29727585 . S2CID 19155657 .
- ^ Хасан, Хишам Ю. и др. 2008 год Вариации Y-хромосомы среди суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории , 2008 г.
- ^ Сирак, Кендра А.; Фернандес, Дэниел М.; Липсон, Марк; Маллик, Свапан; Ма, Мэтью; Олальде, Иньиго; Рингбауэр, Харальд; Роланд, Надин; Хадден, Карла С.; Харни, Эдаоин; Адамски, Николь; Бернардос, Ребекка; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Кимберли; Ферри, Мэтью; Лоусон, Энн Мари; Мишель, Меган; Оппенгеймер, Йонас; Стюардсон, Кристин; Залзала, Фатма; Паттерсон, Ник; Пинхаси, Рон; Томпсон, Джессика С.; Ван Гервен, Деннис; Райх, Дэвид (14 декабря 2021 г.). «Социальная стратификация без генетической дифференциации на месте Кулубнарти в Нубии христианского периода» . Природные коммуникации . 12 (1): 7283. Бибкод : 2021NatCo..12.7283S . дои : 10.1038/s41467-021-27356-8 . ПМЦ 8671435 . ПМИД 34907168 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Рушди, Алея (1991). Нубийцы и нубийский язык в современном Египте: пример культурного и языкового контакта . Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN 90-04-09197-1 .
- Сполдинг, Джей (2006). «Скотоводство, рабство, торговля, культура и судьба нубийцев Северного и Центрального Кордофана под властью Дар-Фура, ок. 1750–1850 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 39 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета. ISSN 0361-7882 .
- Вальбель, Доминик; Шарль Бонне (2007). Нубийские фараоны: Черные короли Нила . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-010-3 .
- Уорнок Фернеа, Элизабет; Роберт А. Фернеа (1990). Нубийские этнографии . Waveland Press Inc. Чикаго: ISBN 0-88133-480-4 .
- Черные фараоны - National Geographic, февраль 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- AncientSudan.org [узурпировал]
- История нубийского народа
- Джоанна Гранвиль «Нубийцы Египта и Судана в прошлом и настоящем»
- Нубийцы. Архивировано 29 сентября 2008 года в Wayback Machine Абубакром Сидахмедом.
- Нубийцы используют хип-хоп для сохранения культуры - Sudan Tribune. Архивировано 6 декабря 2019 года в Wayback Machine.
- «Забытые меньшинства: нубийцы Египта и амазигги в измененной конституции»