Jump to content

нубийцы

нубийцы
Ноби
нубийцы
Современные нубийские мужчины в Асуане
Регионы со значительной численностью населения
 Судан 167 831 (перепись 1956 г.) [1] 812,000 [2] [3] [4]
 Египет 99 000 (1960-е) [5]
300,000 [6] –5,000,000 [7]
Языки
Нубийские языки [а]
Арабский ( суданский арабский , арабский Саиди , египетский арабский )
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Суданские арабы , [8] Бежа , египтяне , кушиты , нилотские народы

Нубийцы ( / ˈ n b i ən z , ˈ n j -/ ) ( Nobiin : Nobī, [9] Арабский : النوبيون ) — нило-сахароязычная этническая группа, проживающая в регионе, который сейчас является северным Суданом и южным Египтом . Они происходят от первых жителей центральной долины Нила , которая считается одной из самых ранних колыбелей цивилизации . [10] В южной долине Египта нубийцы культурно и этнически отличаются от египтян , хотя и вступали в брак с представителями других этнических групп, особенно с арабами . [11] Они говорят на нубийских языках как на родном, на части северо-восточных суданских языков и на арабском как на втором языке. [12]

Неолитические поселения были обнаружены в центральном Нубийском регионе, датируемые 7000 г. до н. э., при этом Вади-Хальфа считается старейшим поселением в центральной долине Нила. [13] Части Нубии, особенно Нижняя Нубия , временами были частью древнего Египта фараонов, а иногда – конкурирующим государством, представляющим части Мероэ или Королевства Куш . При Двадцать пятой династии (744 г. до н.э. – 656 г. до н.э.) весь Египет был объединен с Нубией, простираясь вплоть до нынешнего Хартума . [14] Однако в 656 г. до н.э. местная Двадцать шестая династия восстановила контроль над Египтом. Как воины, древние нубийцы славились своим умением и точностью обращения с луком и стрелами . [15] В средние века нубийцы приняли христианство и основали три королевства: Нобатия на севере, Мукурия в центре и Алодия на юге. Затем они приняли ислам во время исламизации Судана .

Сегодня нубийцы в Египте в основном живут на юге Египта , особенно в Ком-Омбо и Наср-ан-Нубе ( араб . نصر النوبة ) к северу от Асуана . [16] [17] [18] и крупные города, такие как Каир , в то время как суданские нубийцы живут в северном Судане, особенно в регионе между городом Вади-Хальфа на границе Египта и Судана и Аль-Даббой . Некоторые нубийцы были насильственно переселены в Хашм-эль-Гирбу и Новую Халфу после строительства Высокой плотины в Египте, которая затопила земли их предков. Кроме того, группа, известная как мидоб, живет в северном Дарфуре , группа по имени Биргид в Центральном Дарфуре и несколько групп, известных как горные нубийцы , которые живут в Северном Кордофане в Харазе и нескольких деревнях в северных горах Нуба в штате Южный Кордофан . [19]

Основными группами нильских нубийцев с севера на юг являются кензи ( говорящие на кензи/маттокки ), фаддикка ( говорящие на нобиинском языке ), Халфави ( говорящие на нобиинском языке ), суккот ( говорящие на нобиинском языке ), маха ( говорящие на нобиинском языке ) и данагла. ( говорит на андаанди ). [20]

Этимология

[ редактировать ]

На протяжении всей истории различные части Нубии были известны под разными названиями, в том числе древнеегипетскими : tꜣ stj «Земля лука», tꜣ nḥsj , jꜣm « Керма », jrṯt , sṯjw , wꜣwꜣt , меройский : akin(e) «Нижняя «Нубия». и греческая Эфиопия . [21] Происхождение названий Нубия и Нубийский оспаривается. Основываясь на культурных особенностях, некоторые ученые полагают, что Нубия произошла от древнеегипетского слова nbw « золото», [22] хотя в известных египетских текстах нет такого использования этого термина как этнонима или топонима; Египтяне называли людей из этой nḥsj.w. области Римская империя использовала термин «Нубия» для описания территории Верхнего Египта и северного Судана. [21]

Кушитский царь Сенкаманискен ок. 643–623 гг. до н.э. Музей Кермы
Мраморный портрет жителя Нубии ок. 120–100 гг. до н. э.

Предыстория Нубии относится к палеолиту около 300 000 лет назад. Примерно к 6000 г. до н. э. народы региона развили сельскохозяйственную экономику. В их истории [ когда? ] они приняли египетскую иероглифическую систему. Древняя история Нубии делится на следующие периоды: [23] Культура группы А (3700–2800 до н. э.), культура группы С (2300–1600), культура Керма (2500–1500), нубийские современники Нового царства (1550–1069), Двадцать пятая династия (1000–653). ), Напата (1000–275), Мероэ (275 г. до н.э. – 300/350 г. н. э.), Макурия (340–1317 гг.), Нобатия (350–650 гг.) И Алодия (600–1504 гг.).

Археологические данные свидетельствуют о том, что поселения населения возникли в Нубии еще в эпоху позднего плейстоцена и начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры, тогда как «нет или скудные свидетельства» присутствия человека в египетской долине Нила в эти периоды, что может быть связано с проблемам в сохранении сайта. [24]

Некоторые ученые утверждают, что африканское происхождение египетской цивилизации произошло от скотоводческих общин, возникших как в египетском, так и в суданском регионах долины Нила в пятом тысячелетии до нашей эры. [25]

Различные биологические антропологические исследования показали близкое биологическое родство между додинастическим южным, египетским и ранненубийским населением. [26] [27] [28] [29] [30] [31]

Фрэнк Юрко (1996) заметил, что изображения фароновской иконографии, такие как царские короны, соколы Гора и сцены победы, были сконцентрированы в культуре Верхнего Египта Накада и группы А. Нижней Нубии Далее он уточнил, что «египетская письменность возникла в Накадане, Верхнем Египте и Нижней Нубии группы А, а не в культурах Дельты, где был установлен прямой контакт с Западной Азией , [что] еще больше опровергает аргумент о месопотамском влиянии». [32]

В 2023 году Кристофер Эрет сообщил, что существующие археологические , лингвистические , биологические, антропологические и генетические данные определили, что местами основания Древнего Египта были потомки давних популяций Северо-Восточной Африки , включая Египет, Нубию и северный Африканский Рог. [33]

Лингвистическое родство ранних нубийских культур сомнительно. Некоторые исследования показали, что ранние жители Нубийского региона во времена культур C-группы и Кермы были носителями языков, принадлежащих берберской и кушитской соответственно ветвям афроазиатской семьи . Вместо этого более поздние исследования показывают, что люди культуры Кермы говорили на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви, а народы культуры группы C к северу от них говорили на кушитских языках. [34] [35] [36] [37] На смену им пришли первые нубийские носители языка, чьи языки принадлежали к другой ветви восточно-суданских языков нило-сахарского типа. [38] [39] победы IV века, Стела посвященная аксумскому царю Эзане, содержит надписи, описывающие две отдельные группы населения, проживавшие в древней Нубии: «красное» население и «черное» население. [40]

Хотя Египет и Нубия имеют общую додинастическую и фараонскую историю, эти две истории расходятся с падением Древнего Египта и завоеванием Египта Александром Великим в 332 году до нашей эры. [14] С этого момента территория между 1-м и 6-м порогами Нила стала называться Нубией.

Вид нубийцев, 1683 г. (обрезанный)

Египет был завоеван сначала персами и назван сатрапией (провинцией) Мудрия, а два столетия спустя — греками, а затем римлянами. Однако в последний период кушиты сформировали королевство Мероэ , которым управляла серия легендарных Кандаков или цариц. Мифически Кандас Мероэ смог запугать Александра Великого и заставить его отступить с помощью огромной армии слонов, в то время как исторические документы предполагают, что нубийцы победили римского императора Августа Цезаря , что привело к заключению благоприятного мирного договора для Мероэ. [41] Королевство Мероэ также победило персов, а позже христианская Нубия трижды разгромила вторгшиеся арабские армии, в результате чего был заключен 600-летний мирный договор в Бакте , самый продолжительный договор в истории. [42] Падение королевства христианской Нубии произошло в начале 1500-х годов, что привело к полной исламизации и воссоединению Египта под властью Османской империи, династии Мухаммеда Али и британского колониального правления. После обретения Суданом независимости от Египта в 1956 году Нубия и нубийский народ оказались разделены между Южным Египтом и Северным Суданом.

Нубийская женщина около 1900 года.

Современные нубийцы говорят на нубийских языках , восточно-суданских языках , входящих в нило-сахарскую семью . Древненубийский язык датируется VIII веком и является старейшим зарегистрированным языком Африки за пределами афроазиатской семьи.

Нубия состояла из четырех регионов с разнообразным сельским хозяйством и ландшафтом. Река Нил и ее долина были обнаружены в северной и центральной частях Нубии, что позволяло вести сельское хозяйство с использованием орошения. Западный Судан представлял собой смесь крестьянского земледелия и кочевничества. Восточный Судан имел преимущественно кочевой образ жизни с несколькими районами ирригации и сельского хозяйства. Наконец, был плодородный пасторальный регион на юге, где располагались крупные сельскохозяйственные поселения Нубии. [43]

В Нубии доминировали короли из кланов, контролировавших золотые прииски. Торговля экзотическими товарами из других частей Африки (слоновая кость, шкуры животных) проходила в Египет через Нубию.

Современные нубийцы говорят на нубийских языках . Они принадлежат к восточно-суданской ветви нило -сахарского типа . Но существует некоторая неопределенность относительно классификации языков, на которых говорили в Нубии в древности. Есть некоторые свидетельства того, что на кушитских языках говорили в некоторых частях Нижней (северной) Нубии , древнего региона, который охватывает современный Южный Египет и Северный Судан , и что на восточно-суданских языках говорили в Верхней и Центральной Нубии до распространения восточных языков. Суданские языки даже дальше на север, в Нижнюю Нубию. [37]

Питер Беренс (1981) и Марианна Беххаус-Герст (2000) предполагают, что древние народы цивилизаций C-группы и Кермы говорили на афроазиатских языках берберской и кушитской ветвей соответственно. [38] [39] Они предполагают, что нило-сахарский язык нобиин сегодня содержит ряд ключевых заимствований, связанных с скотоводством , которые имеют берберское или протогорное восточно-кушитское происхождение, включая термины, обозначающие овцу / козью шкуру, курицу / петуха, загон для скота, масло и молоко. Это, в свою очередь, интерпретируется как предположение о том, что население группы C и кермы, населявшее долину Нила непосредственно перед прибытием первых нубийских носителей, говорило на афроазиатских языках. [38]

Клод Рилли (2010, 2016) и Жюльен Купер (2017), с другой стороны, предполагают, что народы Кермы (Верхней Нубии) говорили на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви, возможно, являющихся предками более позднего меройского языка , который Рилли также предполагает, что это был Нило-Сахарский. [34] [35] Рилли также считает доказательства значительного раннего афро-азиатского влияния, особенно берберского, на Нобиин слабыми (а там, где они присутствуют, скорее из-за заимствованных слов, чем субстратов), и считает доказательства субстратного влияния на Нобиин со стороны ранее вымершего восточносуданского языка. язык, чтобы быть сильнее. [36] Жюльен Купер (2017) предполагает, что на нило-сахарских языках восточно-суданской ветви говорили жители Кермы, жители, расположенные южнее вдоль Нила, на западе, и жители Саи (острова к северу от Кермы), но что на афроазиатских (скорее всего, кушитских) языках говорили другие народы в Нижней Нубии (такие как меджаи и культура группы C), живущие в нубийских регионах к северу от Сай в сторону Египта и народы к юго-востоку от Нила в Пунте в Восточной десерт. Основываясь частично на анализе фонологии топонимов и личных имен из соответствующих регионов, сохранившихся в древних текстах, он утверждает, что термины из «Куш» и «Ирем» (древние названия Кермы и региона к югу от нее соответственно) в Египетские тексты демонстрируют черты, типичные для восточно-суданских языков, в то время как тексты с севера (в Нижней Нубии) и востока более типичны для афро-азиатской семьи, отмечая: «Иремский список также предоставляет список, аналогичный Кушу, твердо устанавливая это в восточно-суданской зоне Эти списки Ирем/Куш отличаются от списков Вават, Меджай, Пунт и Ветенет, которые содержат звуки, типичные для афроазиатских языков». [37]

Также неясно, к какой языковой семье относится древний меройский язык. Кирсти Роуэн предполагает, что меройский язык, как и египетский язык , принадлежит к афроазиатской семье. Она основывает это на его звуковом инвентаре и фонотактике , которые, по ее мнению, подобны таковым в афроазиатских языках и отличаются от таковых в нило-сахарских языках. [44] [45] Клод Рилли, основываясь на его синтаксисе, морфологии и известном словарном запасе, предполагает, что меройский язык, как и язык нобиин, принадлежит к восточно-суданской ветви нило-сахарской семьи. [46] [47]

Нубийские греки

[ редактировать ]

Аксумское подчинение Нубии

[ редактировать ]
Нубийская греческая фреска в Фарасе.

Аксумская империя Эфиопии . участвовала в серии вторжений, кульминацией которых стал захват нубийской столицы Мероэ в середине 4-го века нашей эры, что ознаменовало конец независимых нубийских языческих королевств Затем аксумиты отправили миссионеров в Нубию, чтобы установить такое же христианство на сирийской основе, как и в Эфиопии, но конкурировали с христианством на египетской основе, которое в конечном итоге установило власть Коптской церкви в этом районе и основало новые нубийские христианские королевства, такие как Нобатия , Алодия и Макурия . [48] [49] [50] [51]

Племенным кочевникам, таким как беджа , афар и сахо, удавалось оставаться автономными благодаря своей нецентрализованной кочевой природе. Эти племенные народы время от времени совершали нападения и набеги на аксумские общины. Кочевники беджа в конечном итоге эллинизировались и интегрировались в нубийское греческое общество, которое уже присутствовало в Нижней Нубии в течение трех столетий. [48] [49] [50]

Нубийское греческое общество

[ редактировать ]
Царь Моисей Георгиос Макурийский

Нубийская греческая культура следовала образцу египетской греческой и византийской греческой цивилизации, выраженной в нубийском греческом искусстве и нубийской греческой литературе. Самые ранние свидетельства нубийской греческой литературы относятся к V веку ; нубийский греческий язык напоминает египетский и византийский греческий ; он служил лингва-франка во всех Нубийских королевствах и имел креолизованную форму для торговли между различными народами Нубии. [52]

Нубийский греческий язык был уникален тем, что в него было заимствовано много слов как из коптско-египетского, так и из нубийского языка ; Синтаксис нубийского греческого языка также эволюционировал, чтобы установить фиксированный порядок слов. [53]

Ниже приводится пример нубийского греческого языка:

ⲟⲩⲧⲟⲥ ⲉⲥⲧⲓⲛ ⲁⲇⲁⲩⲉⲗ ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲙⲱⲥⲉⲥ ⲅⲉⲱⲣⲅⲓⲟⲩ, ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲛⲟⲩⲃⲇⲏⲥ, ⲁⲣⲟⲩⲁ, ⲙⲁⲕⲣⲟ

Это Адауэль Васильев Мозес Георгиу, Васильев Нубдис, Аруа, Макрос.

Это великий царь Моисей Георгиос, царь Нобатии, Алодии, Макурии. [54]

Множество фресок, созданных между 800–1200 годами   нашей эры в нубийских городах, таких как Фарас, изображали религиозную жизнь при дворах Нубийских королевств; они были выполнены в стиле византийского искусства . [55]

Нубийские греческие титулы и стили правления в Нубийских королевствах были основаны на византийских моделях; даже несмотря на исламские посягательства и влияние на территорию Нубии, нубийские греки считали Константинополь своим духовным домом. [55] Нубийская греческая культура исчезла после завоевания Нубии мусульманами около 1450 года   нашей эры. [55]

Современные нубийцы

[ редактировать ]
Нубийская свадьба недалеко от Асуана

Потомки древних нубийцев до сих пор населяют территорию древней Нубии. В настоящее время они живут в так называемой Старой Нубии, расположенной в основном на территории современного Египта и Судана. Нубийцы были переселены в больших количествах (около 50 000 человек) из Вади-Хальфа Северного Судана в Хашм-эль-Гирбу ( Судан) , а некоторые переехали в Южный Египет с 1960-х годов, когда Асуанская плотина на Ниле была построена , затопившая исконные земли. . [56] Большинство нубийцев сегодня работают в городах Египта и Судана. Если когда-то арабский язык изучали только нубийские мужчины, которые путешествовали по работе, то теперь его все чаще изучают нубийские женщины, имеющие доступ к школе, радио и телевидению. Все больше нубийских женщин работают вне дома. [56]

Во время войны Судного дня 1973 года Египет нанимал нубийцев в качестве говорящих по Кодексу . [57] [58] [59]

Культура

[ редактировать ]
Старая нубийская рукопись

Нубийцы выработали общую идентичность, которая прославляется в поэзии, романах, музыке и повествованиях. [60]

Нубийцы в современном Судане включают Данагла вокруг Донголы, Маха от Третьего порога до Вади-Хальфа и Сикурта вокруг Асуана. Эти нубийцы пишут своим письмом. Они также практикуют шрамирование : мужчины и женщины Махаса имеют по три шрама на каждой щеке, а Данакла носят эти шрамы на висках. Молодое поколение, похоже, отказывается от этого обычая. [61]

На древнее культурное развитие Нубии повлияла ее география. Иногда ее делят на Верхнюю и Нижнюю Нубию. Верхняя Нубия была местом расположения древнего королевства Напата (Куш). Нижнюю Нубию называли «коридором в Африку» , где происходили контакты и культурный обмен между нубийцами, египтянами, греками, ассирийцами, римлянами и арабами. Нижняя Нубия также была местом процветания королевства Мероэ . [43] Языки, на которых говорят современные нубийцы, основаны на древних суданских диалектах. С севера на юг это: Кенуз, Фадича (Матоки), Суккот, Махас, Данагла. [62]

Керма, Непата и Мероэ были крупнейшими населенными пунктами Нубии. Богатые сельскохозяйственные угодья Нубии поддерживали эти города. Правители Древнего Египта стремились контролировать богатства Нубии, включая золото, и важные торговые пути на ее территории. [63] Торговые связи Нубии с Египтом привели к доминированию Египта над Нубией в период Нового царства. Возникновение Королевства Мероэ в 8 веке до нашей эры привело к тому, что Египет на протяжении столетия находился под контролем нубийских правителей, хотя они сохранили многие египетские культурные традиции. [64] Нубийские короли считались благочестивыми учеными и покровителями искусств, копируя древнеегипетские тексты и даже восстанавливая некоторые египетские культурные обычаи. [65] После этого влияние Египта сильно снизилось. Мероэ стал центром власти Нубии, а культурные связи с другими частями Африки приобрели большее влияние. [64]

Сегодня нубийцы исповедуют ислам . В определенной степени нубийские религиозные практики включают синкретизм ислама и традиционных народных верований. [66] В древние времена нубийцы исповедовали смесь традиционной религии и египетской религии. До распространения ислама многие нубийцы исповедовали христианство. [61]

Начиная с восьмого века, ислам пришел в Нубию. Хотя христиане и мусульмане (в основном арабские купцы в тот период), возможно, жили мирно вместе, арабские армии часто вторгались в христианские нубийские королевства. Примером этого является Мукурия, куда в 651 году вторглась арабская армия, но была отбита, и был подписан договор, известный как Бакт , предотвращающий дальнейшие арабские вторжения в обмен на 360 рабов каждый год. Примечательно, что Бакт требовал от нубийцев содержать мечеть для мусульманских посетителей и жителей. Это, а также последующая османская оккупация Нижней Нубии в 1560-х годах привели к исчезновению королевства и христианского нубийского общества. Бывшие макурские территории к югу от 3-го порога, включая бывшую столицу Донголу, были аннексированы исламским султанатом Фундж к началу 16 века. [67] Со временем нубийцы постепенно приняли ислам, начиная с нубийской элиты. Ислам распространялся в основном через суфийских проповедников, поселившихся в Нубии в конце 14 века. [68] К шестнадцатому веку большинство нубийцев были мусульманами. [69]

Древняя Непата была важным религиозным центром Нубии. Здесь находился Гебель Баркал , массивный холм из песчаника, напоминающий вздыбившуюся кобру в глазах древних жителей. Египетские жрецы объявили его домом древнего божества Амона , что еще больше повысило статус Непаты как древнего религиозного объекта. Так было и с египтянами, и с нубийцами. В Нубии на протяжении 2500 лет поклонялись как египетским, так и нубийским божествам, даже когда Нубия находилась под контролем Нового Египетского царства. [65] Нубийские короли и королевы были похоронены недалеко от Гебель-Баркала, в пирамидах, как египетские фараоны. Нубийские пирамиды были построены в Гебель-Баркале, в Нури (через Нил от Гебель-Баркала), в Эль-Керру и в Мероэ , к югу от Гебель-Баркала. [65]

Архитектура

[ редактировать ]
Богато украшенные нубийские ворота

Современная нубийская архитектура в Судане уникальна и обычно представляет собой большой внутренний двор, окруженный высокой стеной. Доминируют большие, богато украшенные ворота, преимущественно обращенные к Нилу. Яркая лепнина часто украшается символами, связанными с семьей внутри, или популярными мотивами, такими как геометрические узоры, пальмы или сглаз, отгоняющий неудачу. [61]

Нубийцы изобрели нубийский свод — тип изогнутой поверхности, образующей сводчатую структуру. [70]

Генетика

[ редактировать ]

В последние годы аутосомная ДНК широко изучалась, и некоторые результаты заключаются в следующем:

  • Бабикер Х.М., Шлебуш К.М., Хассан Х.Ю. и др. (2011) показали, что люди из северного Судана группировались с людьми из Египта, а люди из Южного Судана группировались с людьми из Карамоджи (Уганда). Они приходят к выводу, что «сходство нубийского и египетского населения позволяет предположить, что миграция, потенциально двусторонняя, происходила вдоль долины реки Нил, что согласуется с историческими свидетельствами долгосрочного взаимодействия между Египтом и Нубией. [71]
  • Добон и др. (2015) выявили наследственный аутосомный компонент западно-евразийского происхождения, который является общим для многих суданских арабов, нубийцев и афроазиатскоязычного населения в регионе. Было обнаружено, что нубийцы генетически смоделированы так же, как и их кушитские и семитские (афроазиатские) соседи (такие как беджа , суданские арабы и эфиопы), а не другие нило-сахарские говорящие, у которых отсутствует влияние Ближнего Востока/Северной Африки. Исследование показало, что эти группы населения образовали «Северо-Восточный кластер», в который вошли жители Северного Судана. Это можно объяснить тем, что вышеупомянутые группы представляют собой смесь населения, подобного современным коптским египтянам, и исконного южноафриканского населения. [72]
  • Холлфельдер и др. (2017) проанализировали различные популяции в Судане и обнаружили близкое аутосомное родство между их выборками нубийцев и суданских арабов. Авторы пришли к выводу, что «нубийцев можно рассматривать как группу со значительным генетическим материалом, относящимся к нилотам, которая позже получила большой поток генов от евразийцев и восточноафриканцев. Самая сильная примесь произошла от евразийских популяций и, вероятно, была довольно обширной: 39,41–47,73%. %." [73]
  • Сирак и др. (2015) проанализировали ДНК жителя христианского периода Кулубнарти в северной Нубии недалеко от границы с Египтом. Они обнаружили, что этот человек был наиболее тесно связан с населением Ближнего Востока. [74] Дальнейшие раскопки двух кладбищ раннехристианского периода (550–800 гг. Н.э.) в Кулубнарти, одного из которых расположено на материке, а другое на острове, выявили существование двух местных народов, отличающихся по происхождению и социально-экономическому признаку. Предварительные результаты, включая анализ митохондриальных гаплогрупп, предполагают, что могут существовать существенные различия в генетическом составе между двумя сообществами: 70% людей с островного кладбища демонстрируют гаплогруппы африканского происхождения (L2, L1 и L5) по сравнению только с 36,4. % жителей материка, у которых вместо этого наблюдается повышенная распространенность европейских и ближневосточных гаплогрупп (включая K1, H, I5 и U1). [75]
  • В 2018 году Карина М. Шлебуш и Маттиас Якобссон в «Ежегодном обзоре геномики и генетики человека» обнаружили, что нилотские популяции из Южного Судана (например, динка, нуэр и шиллук) оставались изолированными и практически не получали генного потока от евразийцев, западноафриканских банту- говорящие фермеры и другие окружающие группы. Напротив, нубийцы и арабы на севере имели примесь популяций Западной Евразии. Анализ структуры населения и предполагаемое происхождение показали, что «нубийские, арабские и беджийские популяции северо-восточной Африки демонстрируют примерно равные доли примеси местного генофонда северо-восточной Африки (аналогично нилотскому компоненту) и прибывающего евразийского мигрантского компонента». [76]

Результаты анализа современных суданцев, проведенного Хасаном в 2008 году под названием « Хромосомные вариации среди суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории». [77] включало 39 нубийцев, у которых были обнаружены следующие гаплогруппы Y-хромосомы:

  • Дж1 41%
  • Дж2 2%
  • E3b1 (E-M78) 15,3%
  • Е3 (Э-М215) 7,6%
  • Р1б 10,3%
  • Б-М60 7,7%
  • Ж 10,2%
  • Я 5,1%

ДНК христианской эпохи

[ редактировать ]

Сирак и др. 2021 получил и проанализировал полные геномы 66 человек с городища Кулубнарти, расположенного между 2-м и 3-м порогами и датированного христианским периодом между 650 и 1000 годами нашей эры. Образцы были получены с двух кладбищ, R и S. Материалы могил на двух кладбищах не различались, но физический анализ останков обнаружил различия в заболеваемости и смертности, что указывает на то, что люди на кладбище R принадлежали к более высокому социальному классу, чем на кладбище S. лица. В ходе исследования были проанализированы полученные данные вместе с другими опубликованными древними и современными образцами из Африки и Западной Евразии. Было обнаружено, что генетический профиль отобранных нубийцев христианской эпохи представляет собой смесь предков, связанных с западноевразийскими и южнее Сахары динка . По оценкам, образцы примерно на 60% имеют предков, связанных с Западной Евразией, которые, вероятно, произошли от древних египтян, но в конечном итоге напоминают образцы, обнаруженные у левантийцев бронзового или железного века. Они также имели примерно 40% предков, связанных с динка. В исследовании отмечается, что результаты отражают глубокие биологические связи между населением долины Нила и дополнительно подтверждают присутствие западноевразийских предков в долине Нила до арабских миграций.

Эти два кладбища продемонстрировали минимальные различия в пропорциях предков Западной Евразии и динка, образовали генетическую кладу друг с другом по отношению к другим популяциям и имели небольшое значение FST, равное 0,0013, что отражает небольшую генетическую дистанцию. Эти находки в дополнение к многочисленным родственникам крестовых кладбищ, выявленным в ходе анализа, указывают на то, что люди с кладбищ R и S были частью одного и того же населения, несмотря на археологические и антропологические различия между двумя захоронениями, свидетельствующие о социальной стратификации.

Исследование выявило некоторую разницу в профилях гаплогрупп Y между двумя кладбищами, причем на кладбище S больше западноазиатских клад. разница оказалась незначительной, и исследование показало, что это, скорее всего, статистическое колебание, а не свидетельство гетерогенности среди мужчин с двух кладбищ.

Что касается современных нубийцев, то, несмотря на их внешнее сходство с нубийцами Кулубнарти на PCA, не было обнаружено, что они произошли от нубийцев Кулубнарти без дополнительных более поздних примесей. Было обнаружено, что современные нубийцы имеют увеличение происхождения из стран южнее Сахары, а также изменение их западно-евразийского происхождения по сравнению с тем, которое обнаружено в древних образцах. [78]

Известные нубийцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Барабра — старый этнографический термин, обозначающий нубийские народы Судана и южного Египта.
  • Нубийский парик, который носили представители богатого общества Древнего Египта.
  • Эфиопия — древнегреческий географический термин, обозначавший регионы Судана и районы к югу от пустыни Сахара.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Нубийские языки включают нобиин , кензи , донголави , биргид , мидоб и континуум горного нубийского диалекта . Большинство нубийцев говорят либо как единственные родные языки, либо как вариант арабского языка.
  1. ^ «Языковая и этническая статистика в суданских переписях и опросах 20-го века» . Проверено 13 сентября 2023 г.
  2. ^ Проект, Джошуа. «Махас Нубиец в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
  3. ^ Проект, Джошуа. «Нубийцы Донголави в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
  4. ^ Проект, Джошуа. «Мидоби в Судане» . Проверено 16 сентября 2023 г.
  5. ^ «Расследование — нубийцы в Египте не видят в своем единственном парламентском месте надежды на возвращение на землю отцов » . Рейтер (на арабском языке). 18 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2020 г. Проверено 13 июля 2020 г.
  6. ^ «Изменение Египта дает надежду давно маргинализированным нубийцам» . Национальные географические новости . 1 февраля 2014 года . Проверено 13 июля 2020 г.
  7. ^ «Молодые нубийцы Египта возрождают мечту о возвращении на родину» . Ассошиэйтед Пресс . 15 июля 2018 г.
  8. ^ Хейл, Сондра (1973). Нубийцы: исследование этнической идентичности . Институт африканских и азиатских исследований Хартумского университета. п. 24 . Проверено 14 ноября 2017 г.
  9. ^ Рейниш, Лео (1879). Нубийский язык . Вена: Вильгельм Браумюллер.
  10. ^ Чарльз Кейт Мейзелс (1993). Ближний Восток: археология в «колыбели цивилизации». Рутледж. ISBN   0-415-04742-0 .
  11. ^ «Египет – Люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
  12. ^ «Судан | История, карта, территория, население, религия и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
  13. ^ «Древний Судан ~ Нубия: Захоронения: Предыстория» . Ancientsudan.org . Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  14. ^ Перейти обратно: а б «Нубия – древний регион Африки» . 16 июня 2023 г.
  15. ^ Брайер, Боб ; Хоббс, А. Хойт (2008). Повседневная жизнь древних египтян . Издательская группа Гринвуд. п. 249. ИСБН  978-0-313-35306-2 .
  16. ^ «Спустя 52 года после перемещения, для нубийцев остались шрамы утраты» . Египет сегодня . 25 октября 2016 г. Проверено 18 июля 2020 г.
  17. ^ «Для египетских нубийцев годы терпения истощаются, а гнев растет» . Рейтер . 17 ноября 2015 года . Проверено 18 июля 2020 г.
  18. ^ «Группы нуба… изоляция от других и слияние с самим собой » . aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 18 июля 2020 г.
  19. ^ Сесана, Ренато Кизито; Боррусо, Сильвано (2006). Я нуба . Публикации Paulines Африка. п. 26. ISBN  978-9966-081-79-7 .
  20. ^ Лоббан-младший, Ричард А. (2003). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. 214. ИСБН  978-0-8108-6578-5 .
  21. ^ Перейти обратно: а б «История древней Нубии – Восточный институт Чикагского университета» . oi.uchicago.edu .
  22. ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. стр. 2 , 5. ISBN  978-0-313-32501-4 .
  23. ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. стр. 2–3 . ISBN  978-0-313-32501-4 .
  24. ^ Гатто, Мария К. «Нубийская пасторальная культура как связь между Египтом и Африкой: взгляд из археологических данных» .
  25. ^ Венгроу, Дэвид; Ди, Майкл; Фостер, Сара; Стивенсон, Алиса; Рэмси, Кристофер Бронк (март 2014 г.). «Культурная конвергенция в эпоху неолита в долине Нила: доисторический взгляд на место Египта в Африке» . Античность . 88 (339): 95–111. дои : 10.1017/S0003598X00050249 . ISSN   0003-598X . S2CID   49229774 .
  26. ^ "Когда МахаланобисПри использовании D2 додинастические образцы Накадана и Бадария проявили большее сходство с нубийскими, тигрейскими и некоторыми более южными сериями, чем с некоторыми средне- и поздними династическими сериями из северного Египта (Mukherjee et al., 1955). Было обнаружено, что бадарианцы очень похожи на выборку Керма (суданские кушиты), используя как статистику Пенроуза (Nutter, 1958), так и DFA только для мужчин (Keita, 1990). Более того, Кейта считал, что бадарские самцы имели южный модальный фенотип и что вместе с образцом из Накады они вместе с образцом из Кермы образовали южно-египетский кластер как тропические варианты». Закшевский, Соня Р. (апрель 2007 г.). «Преемственность населения или его изменение: Формирование древнеегипетского государства» . Американский журнал физической антропологии . 132 (4): 501–509. дои : 10.1002/ajpa.20569 . ПМИД   17295300 .
  27. ^ Кейта, СОЙ (2005). «Ранние фермеры долины Нила из Эль-Бадари: аборигены или «европейские» агроностратические иммигранты? Краниометрическое сходство рассматривается с другими данными». Журнал исследований чернокожих . 36 (2): 191–208. дои : 10.1177/0021934704265912 . ISSN   0021-9347 . JSTOR   40034328 . S2CID   144482802 .
  28. ^ Годде, Каня. «Биологическая перспектива отношений между Египтом, Нубией и Ближним Востоком в додинастический период» . Проверено 20 февраля 2022 г.
  29. ^ Итак, Кейта; Эй, Бойс (2008). «Временные вариации фенетического родства ранних мужских краниальных серий Верхнего Египта». Биология человека . 80 (2): 141–159. doi : 10.3378/1534-6617(2008)80[141:TVIPAO]2.0.CO;2 . ISSN   0018-7143 . ПМИД   18720900 . S2CID   25207756 .
  30. ^ «Кейта (1992), используя краниометрию, обнаружил, что серия Бадари заметно отличается от более поздних египетских серий, и этот вывод в основном подтверждается здесь. В текущем анализе образец Бадари более тесно кластеризуется с образцом Накада и Кермой. образец". Годде, К. (2009). «Изучение биологических расстояний Нубии и Египта: поддержка биологического распространения или развития in situ?». Гомо: Международный журнал сравнительных исследований человека . 60 (5): 389–404. дои : 10.1016/j.jchb.2009.08.003 . ISSN   1618-1301 . ПМИД   19766993 .
  31. ^ Эрет, Кристофер (20 июня 2023 г.). Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 84–85. ISBN  978-0-691-24409-9 .
  32. ^ Фрэнк Дж. Юрко (1996). «Происхождение и развитие древней письменности долины Нила» в Египте в Африке, Теодор Целенко (редактор) . Индианаполис, Индиана: Художественный музей Индианаполиса. стр. 34–35. ISBN  0-936260-64-5 .
  33. ^ Эрет, Кристофер (20 июня 2023 г.). Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 83–86, 97, 167–169. ISBN  978-0-691-24409-9 . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Рилли С. (2010). «Недавние исследования меройского языка, древнего языка Судана» (PDF) .
  35. ^ Перейти обратно: а б Рилли С. (январь 2016 г.). «Диаспора Вади-Ховар и ее роль в распространении восточносуданских языков с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры». Faits de Langues . 47 : 151–163. дои : 10.1163/19589514-047-01-900000010 . S2CID   134352296 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Рилли, Клод (2008). «Братья-враги. Родство и взаимоотношения мероитов и нубийцев (ноба)». Между катарактами. Материалы 11-й Международной конференции по нубийским исследованиям Варшавского университета 27 августа-2 сентября 2006 г. Часть 1. Основные доклады . дои : 10.31338/uw.9788323533269.pp.211-226 . ISBN  978-83-235-3326-9 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Купер Дж (2017). «Топонимические пласты в Древней Нубии до нашей эры» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 . дои : 10.5070/d64110028 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Беххаус-Герст, Марианна (27 января 2006 г.). «Лингвистические свидетельства предыстории скота в Судане». В Бленче, Роджер; Макдональд, Кевин (ред.). Происхождение и развитие африканского животноводства: археология, генетика, лингвистика и этнография . Рутледж. стр. 469–481. doi : 10.4324/9780203984239-37 (неактивен с 5 апреля 2024 г.). ISBN  978-1-135-43416-8 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  39. ^ Перейти обратно: а б Беренс, Питер (1986). Ливия Antiqua: Отчет и документы симпозиума, организованного ЮНЕСКО в Париже, 16-18 января 1984 г. - «Язык и миграции ранних сахарских скотоводов: формирование берберской ветви» . ЮНЕСКО. п. 30. ISBN  92-3-102376-4 . Проверено 14 сентября 2014 г.
  40. ^ Серия монографий Азиатского общества, том 15 . Азиатское общество. 1968. с. 43 . Проверено 10 октября 2017 г.
  41. ^ «Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории .
  42. ^ Якобельски, С. 1992. Глава 8: «Христианская Нубия на пике своей цивилизации». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том III. Пресса Калифорнийского университета
  43. ^ Перейти обратно: а б Лоббан, Ричард (2004). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. лиии. ISBN  978-0-8108-4784-2 .
  44. ^ Роуэн, Кирсти (2011). «Мероитские согласные и гласные». Лингва Эгития , 19.
  45. ^ Роуэн, Кирсти (2006), «Мероитский язык - афроазиатский язык?» Архивировано 27 декабря 2015 г. в Wayback Machine. Рабочие документы SOAS по лингвистике 14: 169–206.
  46. ^ Рилли, Клод; де Фугт, Алекс (2012). Мероитский язык и письменность . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-00866-3 .
  47. ^ Рилли, Клод (2004). «Лингвистическая позиция меройского языка» (PDF) . Суданский электронный журнал археологии и антропологии . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 10 октября 2017 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Мохаммед Али (1996). Этническая принадлежность, политика и общество в конфликтах и ​​социальных изменениях Северо-Восточной Африки . Университетское издательство Америки. п. 119.
  49. ^ Перейти обратно: а б М. Онеггер (2018). Нубийская археология в XXI веке. Материалы тринадцатой Международной конференции по нубийским исследованиям, Невшатель, 1–6 сентября 2014 г. Издательство Питерс. п. 586.
  50. ^ Перейти обратно: а б Гавдат Габра; Хани Такла (2013). Христианство и монашество в Асуане и Нубии . Американский университет в Каире Press. п. 352.
  51. ^ Гарт Фауден (2020). Империя и Содружество. Последствия монотеизма в поздней античности . Американский университет в Каире Press. п. 116.
  52. ^ GHR Хорсли (1989). Лингвистические очерки . Университет Маккуори. Центр документальных исследований древней истории. стр. 10, 11.
  53. ^ Джефф Эмберлинг; Брюс Уильямс (2020). Оксфордский справочник по древней Нубии . Издательство Оксфордского университета. п. 801.
  54. ^ Жак ван дер Влит (2018). Христианская эпиграфика Египта и Нубии . Тейлор и Фрэнсис. п. 464.
  55. ^ Перейти обратно: а б с WHC Френд (1984). Возвышение христианства . п. 847.
  56. ^ Перейти обратно: а б Фернеа, Роберт А. (2005). Нубийская церемониальная жизнь: исследования исламского синкретизма и культурных изменений . Американский университет в Каире Press. стр. ix – xi. ISBN  978-977-424-955-6 .
  57. ^ «Изменение Египта дает надежду давно маргинализированным нубийцам» . 1 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  58. ^ «Вспоминая Нубию: Земля золота – Политика – Египет – Ахрам Онлайн» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  59. ^ Запад, Каир (2 апреля 2014 г.). "Эль-Нуба - журнал Cairo West Magazine" . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  60. ^ Кемп, Грэм и Дуглас П. Фрай (2003). Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире . Психология Пресс. п. 99. ИСБН  978-0-415-94762-6 .
  61. ^ Перейти обратно: а б с Кламмер, Пол (2010). Судан: Путеводитель Брэдта . Брэдт Путеводители. п. 138. ИСБН  978-1-84162-206-4 .
  62. ^ Лоббан, Ричард (2004). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Пугало Пресс. п. лив. ISBN  978-0-8108-4784-2 .
  63. ^ Буллиет, Ричард В. и Памела Кайл Кроссли, Дэниел Р. Хедрик, Лайман Л. Джонсон, Стивен В. Хирш (2007). Земля и ее народы: глобальная история до 1550 года . Cengage Обучение. п. 82. ИСБН  978-0-618-77150-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  64. ^ Перейти обратно: а б Буллиет, Ричард В. и Памела Кайл Кроссли, Дэниел Р. Хедрик, Лайман Л. Джонсон, Стивен В. Хирш (2007). Земля и ее народы: глобальная история до 1550 года . Cengage Обучение. п. 83. ИСБН  978-0-618-77150-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  65. ^ Перейти обратно: а б с Ремьер, Пэт (2010). Египетская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. п. 135. ИСБН  978-1-4381-3180-1 .
  66. ^ Фернеа, Роберт А. (2005). Нубийская церемониальная жизнь: исследования исламского синкретизма и культурных изменений . Американский университет в Каире Press. стр. iv–ix. ISBN  978-977-424-955-6 .
  67. ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
  68. ^ Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии: история и форма африканской церкви (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 155–156. ISBN  978-3-643-12196-7 .
  69. ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 306. ИСБН  1-57958-468-3 .
  70. ^ «Нубийский свод – исторический шедевр» . Dreamivill.com . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  71. ^ Бабикер, Хиба, Массачусетс; Шлебуш, Карина М.; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (4 мая 2011 г.). «Генетические вариации и популяционная структура суданских популяций, на что указывают 15 локусов повторов, меченных последовательностями идентификаторов (STR)» . Исследовательская генетика . 2 (1): 12. дои : 10.1186/2041-2223-2-12 . ISSN   2041-2223 . ПМК   3118356 . ПМИД   21542921 .
  72. ^ Бегонья Добон; и др. (28 мая 2015 г.). «Генетика популяций Восточной Африки: нило-сахарский компонент в африканском генетическом ландшафте» . Научные отчеты . 5 : 9996. Бибкод : 2015NatSR...5E9996D . дои : 10.1038/srep09996 . ПМЦ   4446898 . ПМИД   26017457 .
  73. ^ Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ISSN   1553-7404 . ПМЦ   5587336 . ПМИД   28837655 .
  74. ^ «Оптимизация выхода древней ДНК из образцов Африки Сахары» . Сирак и др . Проверено 10 апреля 2016 г. .
  75. ^ Сирак, Кендра; Френандес, Даниэль; Новак, Марио; Ван Гервен, Деннис; Пинхаси, Рон (2016). «Реферат Межконгресса IUAES 2016 – Сообщество разделено? Выявление генома(ов) сообщества средневекового Кулубнарти с помощью секвенирования нового поколения» . Тезисы докладов Межконгресса IUAES 2016 . ИУАЭС: 115–116.
  76. ^ Шлебуш, Карина М.; Якобссон, Маттиас (31 августа 2018 г.). «Сказки о миграции, смешении и отборе людей в Африке» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 19 (1): 405–428. doi : 10.1146/annurev-genom-083117-021759 . ISSN   1527-8204 . ПМИД   29727585 . S2CID   19155657 .
  77. ^ Хасан, Хишам Ю. и др. 2008 год Вариации Y-хромосомы среди суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории , 2008 г.
  78. ^ Сирак, Кендра А.; Фернандес, Дэниел М.; Липсон, Марк; Маллик, Свапан; Ма, Мэтью; Олальде, Иньиго; Рингбауэр, Харальд; Роланд, Надин; Хадден, Карла С.; Харни, Эдаоин; Адамски, Николь; Бернардос, Ребекка; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Кимберли; Ферри, Мэтью; Лоусон, Энн Мари; Мишель, Меган; Оппенгеймер, Йонас; Стюардсон, Кристин; Залзала, Фатма; Паттерсон, Ник; Пинхаси, Рон; Томпсон, Джессика С.; Ван Гервен, Деннис; Райх, Дэвид (14 декабря 2021 г.). «Социальная стратификация без генетической дифференциации на месте Кулубнарти в Нубии христианского периода» . Природные коммуникации . 12 (1): 7283. Бибкод : 2021NatCo..12.7283S . дои : 10.1038/s41467-021-27356-8 . ПМЦ   8671435 . ПМИД   34907168 .

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Рушди, Алея (1991). Нубийцы и нубийский язык в современном Египте: пример культурного и языкового контакта . Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN  90-04-09197-1 .
  • Сполдинг, Джей (2006). «Скотоводство, рабство, торговля, культура и судьба нубийцев Северного и Центрального Кордофана под властью Дар-Фура, ок. 1750–1850 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 39 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета. ISSN   0361-7882 .
  • Вальбель, Доминик; Шарль Бонне (2007). Нубийские фараоны: Черные короли Нила . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN  978-977-416-010-3 .
  • Уорнок Фернеа, Элизабет; Роберт А. Фернеа (1990). Нубийские этнографии . Waveland Press Inc. Чикаго: ISBN  0-88133-480-4 .
  • Черные фараоны - National Geographic, февраль 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6db6c9c3fc98b214a543aa4e189e3adb__1720625880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/db/6db6c9c3fc98b214a543aa4e189e3adb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nubians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)