Jump to content

Суданские арабы

Страница полузащищена

Суданские арабы
Суданские арабы
Суданский араб из племени Манасир
Общая численность населения
в. 40 000 000
Регионы со значительной численностью населения
 Судан
30,000,000 [1]
 Египет 4,635,000 [2]
 Йемен 440,000 [2]
 Южный Судан 348,000 [2]
 Ливия 230,000 [2]
 Саудовская Аравия 179,000 [2]
 Объединенные Арабские Эмираты 75,000 [2]
 Катар 60,000 [2]
 Мой собственный 19,000 [2]
 Турция 9,600 [2]
Языки
Суданский арабский
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
арабы , нубийцы , [3] Бежа , кушиты , нило-сахарцы

Суданские арабы ( араб . عرب سودانيون , латинизированный : ʿarab sūdāniyyūn ) — жители Судана , которые идентифицируют себя как арабы и говорят на арабском как на родном языке. [4] Некоторые из них являются потомками арабов , мигрировавших в Судан с Аравийского полуострова . [5] хотя остальные были описаны как арабизированные коренные народы Судана , в основном нубийцы , [6] Нило-Сахарский и Кушитский [7] По происхождению они являются арабами в культурном и языковом отношении с различными случаями примеси полуостровных арабов . [8] Считается, что эта примесь возникла в основном в результате миграции арабских племен полуострова в 12 веке, которые вступали в брак с нубийцами и другим коренным населением, а также распространения ислама . [9] [10] Суданских арабов описывали как «гибрид арабской и местной крови». [11] а арабский язык, на котором они говорили, был описан как «чистый, но архаичный арабский язык». [12] Буркхардт отмечал, что джаалины в Восточной пустыни точности подобны бедуинам Восточной Аравии . [13]

Суданские арабы составляют 70% населения Судана . [14] однако до обретения Южного Судана независимости в 2011 году суданские арабы составляли лишь 40% населения. [15] Они мусульмане-сунниты и говорят на суданском арабском языке . Подавляющее большинство племен суданских арабов являются частью более крупных племенных конфедераций: Джаалины , которые в основном живут вдоль бассейна реки Нил между Хартумом и Абу Хамадом ; Шайгия ; , живущие вдоль Нила между Корти и Джебель-эд-Даджером, а также в некоторых частях Баюда пустыни Джухайна , которые живут к востоку и западу от Нила и включают народ Руфаа , клан Шукриа и Кабабиш ; народ Бану Фазара или Фезара, живущий в Северном Кордофане ; кавала ; , населяющие восточный Судан, Северный Кордофан и штат Белый Нил и баггара , населяющие Южный Кордофан и простирающиеся до озера Чад . Существует множество более мелких племенных единиц, которые не соответствуют вышеуказанным группам, такие как месселемия, рикабия, народ хававир , магхарба, племена авадия и фадния , керриат, народ кенана, керрариш, хамран и т.д. другие. [16]

В Судане также проживает несуданское арабское население, такое как Рашайда , которое совсем недавно поселилось в Судане в 1846 году после миграции из региона Хиджаз на Аравийском полуострове . [17] Кроме того, другие более мелкие суданские группы, которые также были арабизированы или частично арабизированы, но сохранили отдельную, неарабскую идентичность , включают нубийцев , коптов и беджа .

Региональные вариации

Арабские племена прибыли в Судан тремя основными волнами, начиная с Джаалинов в 12 веке. Джаалины ведут свою родословную от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба , и их культура была тесно связана с культурой бедуинов в Аравии . Второй основной волной была миграция Джухайны до 17 века в виде двух основных подгрупп: Баггара и Каббабиш . Последней основной волной стала миграция Бани Рашида в середине 19 века. [4]

Большинство суданских арабов говорят на современном суданском арабском языке , при этом западные суданские племена, граничащие с Чадом, как и дарфурцы, обычно говорят на чадском арабском языке . Суданские арабы имеют большие различия в культуре и генеалогии из-за своего происхождения от различных групп населения. [18] В Судане существует и другое арабское население, не являющееся суданскими арабами, то есть те, которые недавно прибыли в регион, и большинство из них, такие как племена Авадия и Фадния , племена Бани Хасан , Аль-Ашраф и Рашайда, обычно говорят на арабском языке хиджази вместо более распространенный суданский арабский язык .

Суданский арабский

В 1889 году журнал Королевского антропологического института Великобритании заявил, что арабский язык, на котором говорят в Судане, является «чистым, но архаичным арабским языком». Произношение некоторых букв было похоже на хиджази, а не на египетское, например, g — произношение арабской буквы Каф, а J — произношение Джима. [12]

Религия

Религия в Судане [19]
религия процент
ислам
97%
Африканская традиционная религия
1.5%
христианство
1.5%

ислам

Большинство суданских мусульман принадлежат к суннитской ветви ислама. [20] Однако суннитский ислам в Судане не отличается единообразием верований и практик. Некоторые мусульмане выступали против некоторых аспектов суннитской ортодоксальности, а обряды, имеющие неисламское происхождение, были широко распространены и воспринимались как неотъемлемая часть ислама, а иногда и как отдельные. Более того, для суннитского ислама в Судане (как и в большей части Африки) характерно формирование религиозных орденов или братств, каждое из которых предъявляло особые требования к своим приверженцам.

Пять столпов

Омдурмана в 1936 году. Главная мечеть

Суннитский ислам требует от своих приверженцев следовать Пяти столпам ислама . Первым столпом, шахадой или исповеданием веры, является утверждение: «Нет бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед — его пророк». Это первый шаг на пути к становлению мусульманином и важная часть молитвы. Вторая обязанность – это молитва в пять определенных часов дня . Третий предписывает раздавать милостыню . Четвертый требует поста в светлое время суток в месяце Рамадан . Пятый требует паломничества в Мекку для тех, кто способен его совершить, для участия в особых обрядах, происходящих в двенадцатый месяц лунного календаря .Большинство суданских мусульман рождены с верой и отвечают первому требованию. Соответствие второму требованию более вариативно. Многим мужчинам в городах и крупных поселках удается молиться пять раз в день: на рассвете, в полдень, в полдень, на закате и вечером. Состоятельные люди мало работают во время Рамадана, и многие предприятия закрываются или работают по сокращенному графику. В начале 1990-х годов его соблюдение, казалось, было широко распространено, особенно в городских районах и среди оседлых суданских мусульман.

Минарет Порт в -Судане .

Паломничество в Мекку обходится суданцам менее затратно и трудно, чем многим мусульманам. Тем не менее, это требует времени (или денег, если путешествие осуществляется по воздуху), и обычному суданскому мусульманину, как правило, это трудно осуществить, и он редко предпринимает это до достижения среднего возраста. Некоторые из них присоединились к паломническим обществам, члены которых ежемесячно платят небольшую сумму и выбирают одного из своего числа, когда накопится достаточно средств, чтобы отправить кого-то в паломничество. Вернувшийся паломник имеет право использовать почетный титул хадж или хаджих для женщины.

Другая обычно соблюдаемая церемония - это великий праздник Ид аль-Адха (также известный как Ид аль-Кабир), представляющий жертвоприношение, приносимое в последние дни паломничества. Центральным событием дня является забой овцы, которую раздают бедным, родственникам, соседям и друзьям, а также ближайшим родственникам.

Ислам устанавливает стандарты поведения, поощряющие щедрость, справедливость и честность по отношению к другим мусульманам. Суданские арабы, особенно богатые, ожидают от своих единоверцев щедрости.

Ислам в суданском законодательстве

В соответствии с исламским законом суданские мусульмане не едят свинину .

В Судане (до 1983 г.) в целом преобладало современное уголовное и гражданское, в том числе торговое, право. Однако на севере предполагалось, что шариат будет регулировать то, что обычно называют семейным и личным правом, то есть такие вопросы, как брак, развод и наследование. В городах и некоторых оседлых общинах был принят шариат, но в других оседлых общинах и среди кочевников, вероятно, преобладали местные обычаи, особенно в отношении наследования.

В сентябре 1983 года Нимейри ввел на всей территории шариат, отменив гражданский и уголовный кодексы, согласно которым страна управлялась в двадцатом веке. Традиционные исламские наказания вводились за кражу, прелюбодеяние, убийство и другие преступления. [21]

Другие влияния

Ислам монотеистичен и настаивает на том, что между человеком и Богом не может быть посредников. Тем не менее, суданский ислам включает веру в духов как в источники болезней и других недугов, а также в магические способы борьбы с ними. Имам . мечети является молитвенным руководителем и проповедником проповедей Он также может быть учителем, а в небольших сообществах совмещает обе функции. В последней роли его называют факихом (мн. ч. факих), хотя факих не обязательно должен быть имамом. Ожидается , что помимо преподавания в местной коранической школе ( халва ) факих будет писать тексты (из Корана) или магические стихи, которые будут использоваться в качестве амулетов и лекарств. Его благословения можно просить при рождении, бракосочетании, смерти и других важных событиях, и он может участвовать в совершенно неисламских обрядах сбора урожая в некоторых отдаленных местах. Все эти функции и способности делают факиха наиболее важной фигурой в популярном исламе. Но он не священник. Его религиозный авторитет основан на его предполагаемом знании Корана, шариата и методов борьбы с оккультные угрозы здоровью и благополучию. Представление о том, что слова Корана защитят от действий злых духов или сглаза , глубоко укоренилось в популярном исламе, и амулеты, изготавливаемые факихами, предназначены для защиты своих владельцев от этих опасностей.

В Судане, как и во многих странах африканского ислама, культ святого имеет большое значение, хотя некоторые мусульмане его отвергают. Развитие культа тесно связано с наличием религиозных орденов; многие из тех, кого после смерти стали считать святыми, были основателями или лидерами религиозных орденов, которые, как считалось, при жизни имели барака - состояние блаженства, подразумевающее внутреннюю духовную силу, присущую религиозному служению. Барака усиливается после смерти, когда умерший становится вали (буквально другом Бога, но в данном контексте переводится как святой). Могила и другие места, связанные со святым, становятся локусами бараки человека, а в некоторых представлениях он или она становится духом-хранителем местности. К заступничеству вали обращаются в самых разных случаях, особенно те, кто ищет лекарства, или бесплодные женщины, желающие иметь детей. Ежегодный святой день святого — это повод для местного фестиваля, который может собрать большое количество людей.

Более образованные мусульмане в Судане могут участвовать в молитве у могилы святого, но утверждают, что молитва направлена ​​только к Богу. Многие другие, однако, рассматривают святого не просто как заступника и агента Бога, но также как почти автономный источник благословения и силы, тем самым приближаясь к «популярному», а не к ортодоксальному исламу.

Движения и религиозные ордена

Ислам оказал свое самое глубокое и продолжительное влияние в Судане благодаря деятельности исламских религиозных братств или орденов. Эти ордена возникли на Ближнем Востоке в двенадцатом веке в связи с развитием суфизма — реакции, основанной на мистицизме, на строго законническую ориентацию основного течения ислама. Эти ордена впервые появились в Судане в шестнадцатом веке и приобрели большое значение в восемнадцатом. Суфизм ищет для своих приверженцев более тесных личных отношений с Богом посредством специальных духовных дисциплин. Упражнения (или зикр ) включают в себя чтение молитв и отрывков Корана и повторение имен или атрибутов Бога при выполнении физических движений по формуле, установленной основателем конкретного ордена. Можно познакомить с пением и танцами. Результатом упражнения, которое длится гораздо дольше, чем обычная ежедневная молитва, часто является состояние экстатической отрешенности.

Мистический или религиозный путь (синг. тарика ; мн. турук ) является основой формирования определенных орденов, каждый из которых также называется тарика. Специалисты в области религиозного права и образования поначалу косо смотрели на суфизм и суфийские ордена, но лидеры суфийских орденов в Судане добились признания, признав значение шариата и не заявляя, что суфизм его заменяет.

Основные туруки значительно различаются по своей практике и внутренней организации. Некоторые приказы жестко организованы иерархически; другие предоставили своим местным отделениям значительную автономию. В Судане может быть до дюжины туруков. Некоторые ограничены этой страной; другие широко распространены в Африке или на Ближнем Востоке. Некоторые туруки, практически независимые, являются ответвлениями более старых орденов и были основаны людьми, которые в значительной или незначительной степени изменили тарикат орденов, к которым они ранее были прикреплены.

Самым старым и наиболее распространенным из туруков является Кадирия, основанная Абдул Кадиром Джилани в Багдаде в двенадцатом веке и введенная в Судан в шестнадцатом. Главным соперником Кадирии и крупнейшим тарикатом в западной части страны была Тиджания , секта, основанная Сиди Ахмедом ат-Тиджани в Тиджани в Марокко, которая в конечном итоге проникла в Судан примерно в 1810 году через западный Сахель (узкую полосу саванны). граничащий с южной Сахарой, простирающийся через Африку). Многие Тиджани приобрели влияние в Дарфуре , а другие сторонники поселились в северном Курдуфане . Позже по мере роста рынков в городах и расширения торговли возник класс торговцев Тиджани, что сделало их менее озабоченными обеспечением религиозного руководства. Большую важность для Судана имел тарикат, установленный последователями Сайида Ахмада ибн Идриса , известного как Аль Фаси , который умер в 1837 году. Хотя он жил в Аравии и никогда не посещал Судан, его ученики распространились по долине Нила, основав коренные суданские ордена, которые включают Мадждубию, Идрисию, Исмаилию и Хатмию.

По своей организации организация сильно отличается от других братств Хатмия ( или Миргания по имени основателя ордена). Основанная в начале девятнадцатого века Мухаммадом Усманом аль-Миргани , она стала наиболее организованной, наиболее политически ориентированной и могущественной из туруков в восточном Судане (см. Турция ). Миргани был учеником Сайида Ахмада ибн Идриса и присоединился к нескольким важным орденам, называя свой собственный орден печатью путей (Хатим в Туруке - отсюда Хатмия). Отличительными особенностями Хатмии являются исключительный статус семьи Миргани, только члены которой могут возглавлять орден; верность порядку, гарантирующему рай; и централизованный контроль над филиалами ордена.

Мухаммад Ахмед

Центр Хатмии находился в южной части штата Аш-Шарки , а наибольшее количество последователей - в восточном Судане и в некоторых частях прибрежной территории. Семья Миргани смогла превратить Хатмию в опору политической власти, несмотря на ее широкое географическое распространение, благодаря жесткому контролю, который они осуществляли над своими последователями. Более того, подарки от последователей на протяжении многих лет давали семье и ордену богатство для политической организации. Однако эта сила не равнялась силе главного соперника Миргани, ансаров , или последователей Махди, нынешним лидером которых был Садик аль-Махди , правнук Мухаммада Ахмада , который изгнал египетскую администрацию из страны. Судан в 1885 году.

Большинство других орденов были либо меньше, либо менее хорошо организованы, чем Хатмия. Более того, в отличие от многих других африканских мусульман, суданские мусульмане, похоже, не все чувствовали необходимость идентифицировать себя с тем или иным тарикатом, даже если эта принадлежность была номинальной. Многие суданские мусульмане предпочитали больше политических движений, которые стремились изменить исламское общество и управление, чтобы они соответствовали их собственным представлениям об истинной природе ислама.

Одно из этих движений, махдизм , было основано в конце девятнадцатого века. Его сравнивают с религиозным орденом, но это не тарикат в традиционном смысле. Махдизм и его приверженцы, ансары, стремились к возрождению ислама и в целом критиковали турук. Мухаммад Ахмад ибн в роли факиха Сайида Абдаллаха провозгласил себя аль-Махди аль-Мунтазаром («ожидаемым проводником на правильном пути»), посланником Бога и представителем Пророка Мухаммеда, и это утверждение стало статьей . веры среди ансаров. Он был послан, по его словам, чтобы подготовить путь ко второму пришествию Пророка Исы (Иисуса) и надвигающемуся концу света. В ожидании Судного Дня было важно, чтобы люди вернулись к простому и строгому, даже пуританскому исламу (см. Махдия ). Идея прихода Махди имеет корни в суннитских исламских традициях. Вопрос для суданцев и других мусульман заключался в том, был ли Мухаммад Ахмад на самом деле Махди.

За столетие, прошедшие после восстания махдистов, неомахдистское движение и Ансар, сторонники махдизма с запада, сохранились в качестве политической силы в Судане. Многие группы, от кочевников-скотоводов Баккара до в основном оседлых племен на Белом Ниле , поддержали это движение. Ансары были иерархически организованы под контролем преемников Мухаммеда Ахмада, которые все были членами семьи Махди (известной как ашраф ). Амбиции и различные политические взгляды разных членов семьи привели к внутренним конфликтам, и оказалось, что Садик аль-Махди, предполагаемый лидер Ансара с начала 1970-х годов, не пользовался единодушной поддержкой всех махдистов. Политические цели и амбиции семьи махдистов, похоже, взяли верх над первоначальной религиозной миссией движения. Таким образом, современные ансары были больше лояльны к политическим потомкам Махди, чем к религиозному посланию махдизма.

Движением, получившим широкое распространение в Судане в 1960-е годы в ответ на усилия по секуляризации исламского общества, было «Братья-мусульмане» (Аль Ихван аль Муслимин). Первоначально «Братья-мусульмане», часто известные просто как «Братья», задумывались как религиозное возрожденческое движение, стремившееся вернуться к основам ислама таким образом, чтобы это было совместимо с технологическими инновациями, привнесенными с Запада. Дисциплинированное, высокомотивированное и хорошо финансируемое «Братство» стало мощной политической силой в 1970-х и 1980-х годах, хотя оно представляло лишь незначительное меньшинство суданцев. В правительстве, сформированном в июне 1989 года после бескровного государственного переворота, «Братья» оказывали влияние через свое политическое крыло — партию «Национальный исламский фронт» (НИФ), среди сторонников которой было несколько членов кабинета министров.

Генетика

В 2007 году было проанализировано разнообразие гаплотипов мтДНК 102 человек в Северном Судане. Распределение гаплогрупп составляло 22,5% евразийского происхождения, 4,9% восточноафриканской линии M1 и 72,5% принадлежности к югу от Сахары. [22]

Согласно анализу Y-ДНК , проведенному Hassan et al. (2008), среди суданских арабов 67% аракиенцев, 43% месерий и 40% галилеян несут J. гаплогруппу Остальные в основном принадлежат к кладе E1b1b , в которую входят 18% галилеян, 17% аракиенцев и 14% месерий. Следующими наиболее часто наблюдаемыми гаплогруппами среди суданских арабов являются ассоциированная с Европой клада R1 (25% Месерия, 16% Гаалиен, 8% Аракиены), за которой следует евразийская линия F (11% Месерия, 10% Галилеяне, 8% Аракиены). ассоциированная с Европой I клада (7% Meseria, 4% Galilean) и африканская гаплогруппа A3b2 (6% Gaalien). [23]

По материнской линии Хасан (2009) заметил, что более 90% образцов суданских арабов несли различные субклады L. макрогаплогруппы Из этих линий мтДНК наиболее часто встречающейся кладой была L3 (68% галилеян, 40% месерия, 24% аракиен), за ней следовала L2 (53% аракиен, 33% месерия, 9% галилеянка), L0a1 (13% месерия). , L1 (7% Месерия, 5% Галилеянка) и L5 (9% Галилеянка, 6% Аракиен) гаплогруппы. Остальные ~10% суданских арабов принадлежали к сублиниям евразийской макрогаплогруппы N (Arakien: 6% preHV1, 6% N1a , 6% N/ J1b ; галилеяне: 9% preHV1 ; Meseria: 7% N/J1b). [24]

Добон и др. (2015) выявили наследственный аутосомный компонент западно-евразийского происхождения, который является общим для многих современных суданских арабов (а также других популяций Северного Судана). Известный как коптский компонент, он достигает пика среди египетских коптов , поселившихся в Судане за последние два столетия. Ученые связывают коптский компонент с древнеегипетским происхождением без более позднего арабского влияния, которое присутствует у других египтян. [25] Холлфельдер и др. (2017) проанализировали различные популяции в Судане и наблюдали близкое аутосомное родство между их выборками нубийских и суданских арабов, при этом обе группы демонстрируют заметную примесь евразийских популяций. [26] Генетический дистанционный анализ в 1988 году показал, что племена беджа и галиен имеют более выраженные арабские генетические характеристики, чем хавазма и мессерия. [27]

Музыка

Судан пережила хроническую нестабильность и репрессии имеет богатую и уникальную музыкальную культуру, которая в современной истории Судана . Начиная с введения строгих законов шариата в 1989 году, многие из самых выдающихся поэтов страны, такие как Махджуб Шариф , были заключены в тюрьму, в то время как другие, такие как Мохаммед эль-Амин (вернулся в Судан в середине 1990-х годов) и Мохаммед Варди (вернулся в Судан в 2003 году) , бежал в Каир. Пострадала и традиционная музыка: традиционные церемонии Зара были прерваны, а барабаны конфискованы. [1] . Однако в то же время европейские военные внесли свой вклад в развитие суданской музыки, представив новые инструменты и стили; военные оркестры, особенно шотландские волынки , были известны и сочетали традиционную музыку с музыкой военного марша . Марш «Марш Шулкави № 1 » является примером, поставленным под звуки шиллука .

Одежда

Учитывая культурные различия внутри страны, суданская одежда различается у разных частей Судана и у разных народов. Однако большинство суданцев носят либо традиционную, либо западную одежду. Традиционной одеждой, которую широко носят в Судане, является джалабия , которая представляет собой свободную одежду длиной до щиколотки без воротника и с длинными рукавами, также распространенную в Египте , Эфиопии и Эритрее . Джалабия сопровождается большим шарфом, который носят мужчины. Одежда может быть белой, цветной, полосатой и сделанной из ткани разной толщины, в зависимости от времени года и личных предпочтений. Еще один традиционный предмет одежды — туб (произносится как тоб). Это большой кусок ткани длиной около 4,5 метров и шириной 100-120 сантиметров. [28] В зависимости от того, как его будут носить, традиционный или современный, по сути, вы просто обертываете тело определенным образом. Под него обычно что-то надевают, чтобы не обнажить интимные места. Эту одежду носят женщины.

Ссылки

  1. ^ «Арабско-суданская народная группа встречается в 18 странах» . Проверено 9 января 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Арабско-суданская народная группа встречается в 18 странах» . Проект Джошуа . Проверено 9 января 2019 г.
  3. ^ Хейл, Сондра (1973). Нубийцы: исследование этнической идентичности . Институт африканских и азиатских исследований Хартумского университета. п. 24 . Проверено 14 ноября 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ибботсон, Софи; Ловелл-Хоар, Макс (26 ноября 2012 г.). Судан . Брэдт Путеводители. п. 28. ISBN  978-1-84162-413-6 .
  5. ^ Леви, Патрисия; Латиф, Завия Абдул; Янг-Браун, Фиона (15 апреля 2017 г.). Судан . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. п. 64. ИСБН  978-1-5026-2602-8 .
  6. ^ Ричард А. Лоббан младший (2004): «Исторический словарь древней и средневековой Нубии». Пугало Пресс. стр. 37
  7. ^ Якобссон, Маттиас; Хасан, Хишам Ю.; Бабикер, Хиба; Гюнтер, Торстен; Шлебуш, Карина М.; Холлфельдер, Нина (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями». ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. doi : 10.1371/journal.pgen.1006976. ISSN 1553-7404. ПМЦ 5587336. ПМИД 28837655.
  8. ^ «Знаменитости | Домашняя страница» . almshaheer.com . Проверено 12 октября 2014 г.
  9. ^ Inc, IBP (15 июня 2017 г.). Судан (Республика Судан) Путеводитель по стране, том 1 Стратегическая информация и события . Лулу.com. п. 33. ISBN  978-1-4387-8540-0 . {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  10. ^ Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, JSTOR (Организация) (1888 г.). Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, Том 17 . Институт. п. 16 . Проверено 8 мая 2011 г. Джаалин.
  11. ^ Кадода, Гада (28 марта 2022 г.). Суданские интеллектуалы в глобальной среде: захват культурного капитала . Роуман и Литтлфилд. п. 117. ИСБН  978-1-7936-2277-8 .
  12. ^ Jump up to: а б Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, JSTOR (Организация) (1888 г.). Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, Том 17. Институт. п. 11. Проверено 8 мая 2011 г.
  13. ^  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Джаалин ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 103. Цитата: Англо-египетский Судан , под редакцией графа Глейхена (Лондон, 1905).
  14. ^ «Судан» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 31 августа 2022 г. , дата обращения 4 сентября 2022 г.
  15. ^ Адебанви, Уэйл; Орок, Роджерс (24 мая 2021 г.). Элиты и политика подотчетности в Африке . Издательство Мичиганского университета. п. 368. ИСБН  978-0-472-05481-7 .
  16. ^ МакМайкл, Гарольд (1922). История арабов в Судане и некоторые сведения о людях, которые им предшествовали, и о племенах, населяющих Дарфур . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780511696947 .
  17. ^ История народа Рашайда , Нияз Муртаза Разграбление устойчивости в Эритрее 1998, стр.177
  18. ^ Конфликт в Дарфуре: география или институты? Осман Сулиман, Мохамед Осман Сулиман, P:115
  19. ^ Религия в Судане согласно Всемирной книге фактов ЦРУ.
  20. ^ Нахле, Э. (2008). Необходимое взаимодействие: переосмысление отношений Америки с мусульманским миром . Издательство Принстонского университета. п. 28. ISBN  9781400829989 . Проверено 12 октября 2014 г.
  21. ^ Варбург, Габриэль Р. (1990). «Нимейри и навязывание шариата». Ближневосточный журнал . 44 (4): 624–637. JSTOR   4328194 .
  22. ^ Афонсу, К.; Альшамали, Ф.; Перейра, Дж.Б.; Фернандес, В.; Коста, М.; Перейра, Л. (1 августа 2008 г.). «Разнообразие мтДНК в Судане (Восточная Африка)» . Forensic Science International: Серия дополнений по генетике . Прогресс в судебной генетике 12. 1 (1): 257–258. дои : 10.1016/j.fsigss.2007.10.118 . ISSN   1875-1768 .
  23. ^ Хасан, Хишам Ю.; и др. (2008). «Вариации Y-хромосомы у суданцев: ограниченный поток генов, соответствие языку, географии и истории» . Американский журнал физической антропологии . 137 (3): 316–323. дои : 10.1002/ajpa.20876 . ПМИД   18618658 .
  24. ^ Хасан, Хишам Ю. «Генетические закономерности вариаций Y-хромосомы и митохондриальной ДНК, имеющие значение для заселения Судана» . Хартумский университет. стр. 90–92 . Проверено 13 ноября 2017 г. .
  25. ^ Бегонья Добон; и др. (28 мая 2015 г.). «Генетика популяций Восточной Африки: нило-сахарский компонент в африканском генетическом ландшафте» . Научные отчеты . 5 : 9996. Бибкод : 2015NatSR...5E9996D . дои : 10.1038/srep09996 . ПМЦ   4446898 . ПМИД   26017457 .
  26. ^ Холлфельдер, Нина; Шлебуш, Карина М.; Гюнтер, Торстен; Бабикер, Хиба; Хасан, Хишам Ю.; Якобссон, Маттиас (24 августа 2017 г.). «Геномные вариации Северо-Восточной Африки, сформированные преемственностью коренных групп и евразийскими миграциями» . ПЛОС Генетика . 13 (8): e1006976. дои : 10.1371/journal.pgen.1006976 . ISSN   1553-7404 . ПМЦ   5587336 . ПМИД   28837655 .
  27. ^ Тай, Дж. С.; Саха, Н. (23 июня 1988 г.). «Генетическая гетерогенность среди негроидных и арабских племен Судана» . Американский журнал физической антропологии . 76 (2): 211–215. дои : 10.1002/ajpa.1330760209 . ISSN   0002-9483 . ПМИД   3414791 .
  28. ^ «(30) АЛЬ ТУБ – НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ДЛЯ СУДАНСКИХ ЖЕНЩИН» . Суданский национальный Ич . Проверено 8 июля 2023 г.

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 455bf188a0417edc5f362f108e02f415__1721520000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/15/455bf188a0417edc5f362f108e02f415.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sudanese Arabs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)