Религия в Судане
Часть серии о |
Культура Судана |
---|
Языки |
Кухня |
Спорт |
Доминирующей религией в Судане является ислам , который исповедуют около 90,7% населения страны. Христианство - крупнейшее религиозное меньшинство в стране, составляющее около 5,4% населения. [2] значительная часть приверженцев традиционных вероисповеданий Также присутствует .
Древние нубийские королевства в современном Судане были бастионами коптского христианства , но начиная с 7 века им все больше угрожала исламская экспансия , причем самое южное из этих королевств, Алодия , просуществовало до 1504 года. [3] [4] [5] Тем не менее, коренные нубийские коптские христиане продолжали составлять значительную часть населения региона вплоть до девятнадцатого века, когда почти все они были насильственно обращены в ислам при махдистском государстве . [6] Христианство было вновь введено в страну через европейских миссионеров в начале 20 века. [7]
Ислам [ править ]
Вплоть до 2010 года (до отделения Южного Судана в 2011 году) страна была на 80% мусульманской; по состоянию на 2015 год эта доля выросла до 97%. [8] Большинство суданских мусульман являются приверженцами суннитской ветви ислама , причем подавляющее большинство следует за школой Малики , хотя школы Шафиит и Ханафи также присутствуют.
Однако суннитский ислам в Судане не отличается единообразием верований и практик. Некоторые мусульмане выступали против некоторых аспектов суннитской ортодоксальности, а обряды, имеющие неисламское происхождение, были широко распространены и воспринимались как неотъемлемая часть ислама, а иногда и как отдельные. Подавляющее большинство мусульман в Судане исповедуют суфизм или находятся под его сильным влиянием, что делает Судан одной из самых толерантных стран с мусульманским большинством в мире. [9]
Пять столпов [ править ]
Суннитский ислам требует от верующих пяти основных обязательств, составляющих Пять столпов ислама . Первым столпом, шахадой или исповеданием веры, является утверждение: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — Его посланник». Это первый шаг к тому, чтобы стать мусульманином. Вторая обязанность – это молитва в пять определенных часов дня . Третий предписывает раздавать милостыню . Четвертый требует поста в светлое время суток в месяце Рамадан . Пятый требует паломничества в Мекку для тех, кто способен его совершить, для участия в особых обрядах, происходящих в двенадцатый месяц лунного календаря .
Большинство суданских мусульман рождены с верой и отвечают первому требованию. Многим мужчинам в городах и крупных поселках удается молиться пять раз в день: на рассвете, в полдень, в полдень, на закате и вечером. Состоятельные люди мало работают во время Рамадана, и многие предприятия закрываются или работают по сокращенному графику. В начале 1990-х годов его соблюдение, казалось, было широко распространено, особенно в городских районах и среди оседлых суданских мусульман.
Паломничество в Мекку обходится суданцам менее затратно и трудно, чем многим мусульманам. Тем не менее, это требует времени (или денег, если путешествие осуществляется по воздуху), и обычному суданскому мусульманину, как правило, это трудно осуществить, и он редко предпринимает это до достижения среднего возраста. Некоторые вступили в паломнические общества, члены которых ежемесячно платят небольшую сумму и выбирают одного из своего числа, когда накопится достаточно средств, чтобы отправить кого-то в паломничество. Вернувшийся паломник имеет право использовать почетный титул хадж или хаджих для женщины.
Другая обычно соблюдаемая церемония - это великий праздник Ид аль-Адха (также известный как Ид аль-Кабир), представляющий жертвоприношение, приносимое в последние дни паломничества. Центральным событием дня является забой овцы, которую раздают бедным, родственникам, соседям и друзьям, а также ближайшим родственникам.
Ислам устанавливает стандарты поведения, поощряющие щедрость, справедливость и честность по отношению к другим мусульманам. Суданские арабы, особенно богатые, ожидают от своих единоверцев щедрости.
в суданском законодательстве Ислам
В соответствии с исламским законом суданские мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь . Ростовщичество также запрещено исламским законодательством, но исламские банки разработали другие способы сделать деньги доступными для населения.
В Судане (до 1983 г.) в целом преобладало современное уголовное и гражданское, в том числе торговое, право. Однако на севере предполагалось, что шариат будет регулировать то, что обычно называют семейным и личным правом, то есть такие вопросы, как брак, развод и наследование. В городах и некоторых оседлых общинах был принят шариат, но в других оседлых общинах и среди кочевников, вероятно, преобладали местные обычаи, особенно в отношении наследования.
В сентябре 1983 года Нимейри ввел на всей территории шариат, отменив гражданский и уголовный кодексы, согласно которым страна управлялась в двадцатом веке. Традиционные исламские наказания вводились за кражу, прелюбодеяние, убийство и другие преступления. Рвение, с которым осуществлялись эти наказания, способствовало падению Нимейри. Права меньшинств строго ограничены шариатом. [ нужна ссылка ]
В июле 2020 года ряд этих законов был отменен, [10] в том числе и тот, который предусматривал смертный приговор за вероотступничество , [11] отказ мусульманина от ислама.
Другие влияния
Ислам является монотеистической религией и утверждает, что между человеком и Богом не может быть посредников. Тем не менее, суданский ислам включает веру в духов как в источники болезней и других недугов, а также в магические способы борьбы с ними. Имам . мечети является молитвенным руководителем и проповедником проповедей Он также может быть учителем, а в небольших сообществах совмещает обе функции. В последней роли его называют факихом (мн. ч. факих), хотя факих не обязательно должен быть имамом. Ожидается, что помимо преподавания в местной коранической школе (халва) факих будет писать тексты (из Корана) или магические стихи, которые будут использоваться в качестве амулетов и лекарств. Его благословения можно просить при рождении, бракосочетании, смерти и других важных событиях, и он может участвовать в совершенно неисламских обрядах сбора урожая в некоторых отдаленных местах. Все эти функции и способности делают факиха наиболее важной фигурой в популярном исламе. Но он не священник. Его религиозный авторитет основан на его предполагаемом знании Корана, шариата и методов борьбы с оккультные угрозы здоровью и благополучию. Представление о том, что слова Корана защитят от действий злых духов или сглаза , глубоко укоренилось в популярном исламе, и амулеты, изготавливаемые факихами, предназначены для защиты своих владельцев от этих опасностей.
В Судане, как и во многих странах африканского ислама, культ святого имеет большое значение, хотя некоторые мусульмане его отвергают. Развитие культа тесно связано с наличием религиозных орденов; многие из тех, кого после смерти стали считать святыми, были основателями или лидерами религиозных орденов, которые, как считалось, при жизни обладали баракатом , состоянием блаженства, подразумевающим духовную силу, присущую религиозному служению. Барака усиливается после смерти, когда умерший становится вали (буквально другом Бога, но в данном контексте переводится как святой). Могила и другие места, связанные со святым, становятся локусами бараки человека, а в некоторых представлениях он или она становится духом-хранителем местности. К заступничеству вали обращаются в самых разных случаях, особенно те, кто ищет лекарства, или бесплодные женщины, желающие иметь детей. Ежегодный святой день святого — это повод для местного фестиваля, который может собрать большое количество людей.
Более образованные мусульмане в Судане могут участвовать в молитве у могилы святого, но утверждают, что молитва направлена только к Богу. Многие другие, однако, рассматривают святого не просто как заступника и агента Бога, но также как почти автономный источник благословения и силы, тем самым приближаясь к «популярному», а не к ортодоксальному исламу.
Движения и религиозные ордена [ править ]
Ислам оказал свое самое глубокое и продолжительное влияние в Судане благодаря деятельности исламских религиозных братств или орденов. Эти ордена возникли на Ближнем Востоке в двенадцатом веке в связи с развитием суфизма — реакции, основанной на мистицизме, на строго законническую ориентацию основного течения ислама. Эти ордена впервые появились в Судане в шестнадцатом веке и приобрели большое значение в восемнадцатом. Суфизм стремится к своим приверженцам более тесных личных отношений с Богом посредством специальных духовных дисциплин. Упражнения (или зикр ) включают в себя чтение молитв и отрывков Корана и повторение имен или атрибутов Бога при выполнении физических движений по формуле, установленной основателем конкретного ордена. Можно познакомить с пением и танцами. Результатом упражнения, которое длится гораздо дольше, чем обычная ежедневная молитва, часто является состояние экстатической отрешенности.
- Дервиш
- Танцующий дервиш
- Дервиш из 1920-х годов.
- Суфии совершают ритуал в Хартуме
Мистический или религиозный путь (синг. тарика ; мн. турук ) является основой формирования определенных орденов, каждый из которых также называется тарика. Специалисты в области религиозного права и образования поначалу косо смотрели на суфизм и суфийские ордена, но лидеры суфийских орденов в Судане добились признания, признав значение шариата и не заявляя, что суфизм его заменяет.
Основные туруки значительно различаются по своей практике и внутренней организации. Некоторые приказы жестко организованы иерархически; другие предоставили своим местным отделениям значительную автономию. В Судане может быть до дюжины Туруков. Некоторые ограничены этой страной; другие широко распространены в Африке или на Ближнем Востоке . Некоторые Туруки, практически независимые, являются ответвлениями более старых орденов и были основаны людьми, которые в значительной или незначительной степени изменили тарикат орденов, к которым они ранее были прикреплены.
Самым старым и наиболее распространенным из туруков является Кадирия, основанная Абдул Кадиром Джилани в Багдаде в двенадцатом веке и введенная в Судан в шестнадцатом. Главным соперником Кадирии и крупнейшим тарикатом в западной части страны была Тиджания , секта, основанная Сиди Ахмедом ат-Тиджани в Тиджани в Марокко , которая в конечном итоге проникла в Судан примерно в 1810 году через западный Сахель (узкую полосу саванны). граничащий с южной Сахарой, простирающийся через Африку). Многие Тиджани приобрели влияние в Дарфуре , а другие сторонники поселились в северном Курдуфане . Позже по мере роста рынков в городах и расширения торговли возник класс торговцев Тиджани, что сделало их менее озабоченными обеспечением религиозного руководства. Большую важность для Судана имел тарикат, установленный последователями Сайида Ахмада ибн Идриса , известного как Аль Фаси , который умер в 1837 году. Хотя он жил в Аравии и никогда не посещал Судан, его ученики распространились по долине Нила, основав коренные суданские ордена, которые включают Мадждубию, Идрисию, Исмаилию и Хатмию.
По своей организации сильно отличается от других братств Хатмия ( или Миргания по имени основателя ордена). Основанная в начале девятнадцатого века Мухаммадом Усманом аль-Миргани , она стала наиболее организованной, наиболее политически ориентированной и могущественной из туруков в восточном Судане (см. Турция ). Миргани был учеником Сайида Ахмада ибн Идриса и присоединился к нескольким важным орденам, называя свой собственный орден печатью путей (Хатим в Туруке - отсюда Хатмия). Характерными особенностями Хатмии являются исключительный статус семьи Миргани, только члены которой могут возглавлять орден; верность порядку, гарантирующему рай; и централизованный контроль над филиалами ордена.
Центр Хатмии находился в южной части штата Аш-Шарки , а наибольшее количество последователей - в восточном Судане и в некоторых частях прибрежной зоны. Семья Миргани смогла превратить Хатмию в опору политической власти, несмотря на ее широкое географическое распространение, благодаря жесткому контролю, который они осуществляли над своими последователями. Более того, подарки от последователей на протяжении многих лет давали семье и ордену богатство для политической организации. Однако эта сила не равнялась силе главного соперника Миргани, ансаров , или последователей Махди, нынешним лидером которых был Садик аль-Махди , правнук Мухаммада Ахмада , который изгнал египетскую администрацию из страны. Судан в 1885 году.
Большинство других орденов были либо меньше, либо менее хорошо организованы, чем Хатмия. Более того, в отличие от многих других африканских мусульман, суданские мусульмане, похоже, не все чувствовали необходимость идентифицировать себя с тем или иным тарикатом, даже если эта принадлежность была номинальной. Многие суданские мусульмане предпочитали больше политических движений, которые стремились изменить исламское общество и управление, чтобы они соответствовали их собственным представлениям об истинной природе ислама.
Одно из этих движений, махдизм , было основано в конце девятнадцатого века. Его сравнивают с религиозным орденом, но это не тарикат в традиционном смысле. Махдизм и его приверженцы, ансары, стремились к возрождению ислама и в целом критиковали турук. Мухаммад Ахмад ибн в роли факиха Сайида Абдаллаха провозгласил себя аль-Махди аль-Мунтазаром («ожидаемым проводником на правильном пути»), посланником Бога и представителем Пророка Мухаммеда, и это утверждение стало статьей . веры среди ансаров. Он был послан, по его словам, чтобы подготовить путь ко второму пришествию Пророка Исы (Иисуса) и надвигающемуся концу света. В ожидании Судного Дня было важно, чтобы люди вернулись к простому и строгому, даже пуританскому исламу (см. Махдия ). Идея прихода Махди имеет корни в суннитских исламских традициях. Вопрос для суданцев и других мусульман заключался в том, был ли Мухаммад Ахмад на самом деле Махди.
За столетие, прошедшие после восстания махдистов, неомахдистское движение и Ансар, сторонники махдизма с запада, сохранились в качестве политической силы в Судане. Многие группы, от кочевников-скотоводов Баккара до в основном оседлых племен на Белом Ниле , поддержали это движение. Ансары были иерархически организованы под контролем преемников Мухаммеда Ахмада, которые все были членами семьи Махди (известной как ашраф ). Амбиции и различные политические взгляды разных членов семьи привели к внутренним конфликтам, и оказалось, что Садик аль-Махди, предполагаемый лидер Ансара с начала 1970-х годов, не пользовался единодушной поддержкой всех махдистов. Политические цели и амбиции семьи махдистов, похоже, взяли верх над первоначальной религиозной миссией движения. Таким образом, современные ансары были больше лояльны к политическим потомкам Махди, чем к религиозному посланию махдизма.
Движением, которое широко распространилось в Судане в 1960-е годы в ответ на усилия по секуляризации исламского общества, было « Братья-мусульмане» (Аль Ихван аль Муслимин). Первоначально «Братья-мусульмане», часто известные просто как «Братья», задумывались как религиозное возрожденческое движение, стремившееся вернуться к основам ислама таким образом, чтобы это было совместимо с технологическими инновациями, привнесенными с Запада. Дисциплинированное, высокомотивированное и хорошо финансируемое «Братство» стало мощной политической силой в 1970-х и 1980-х годах, хотя оно представляло лишь незначительное меньшинство суданцев. В правительстве, сформированном в июне 1989 года после бескровного государственного переворота, «Братья» оказывали влияние через свое политическое крыло — партию «Национальный исламский фронт» (НИФ), среди сторонников которой было несколько членов кабинета министров.
Христианство [ править ]
Судан был преимущественно коптским христианином Во время прихода ислама в седьмом и восьмом веках . Коренные коптские христиане продолжали составлять значительную часть населения регионов вплоть до девятнадцатого века, когда большинство из них были обращены в ислам при махдистском государстве (1881-1898). Влияние Коптской православной церкви Александрии все еще незначительно присутствует в Судане, у нее осталось несколько сотен тысяч приверженцев. [12] В 2011 году преимущественно христианские районы Южного Судана отделились и образовали новую страну. Христиане в Нубийских горах , которые суданское правительство сохранило за минеральные богатства региона, по-прежнему подвергаются особым преследованиям. [13] Военные действия суданского правительства против нубийцев были названы этническими чистками. [14] [15]
Римский католицизм [ править ]
В Судане (до раздела) проживало около 1,1 миллиона католиков, что составляло около 3,2 процента от общей численности населения. [16] Судан образует одну церковную провинцию, состоящую из одной архиепархии ( Архиепископия Хартума ) и одной епархии суфражисток ( епархия Эль-Обейд ). Подавляющее большинство католиков Судана после раздела оказалось в Южном Судане.
Религии народов коренных
Каждая религия коренных народов уникальна для конкретной этнической группы или части группы, хотя несколько групп могут иметь общие элементы верований и ритуалов из-за общего происхождения или взаимного влияния. Группа служит общиной, и человек обычно принадлежит к этой вере в силу членства в группе. Вера и религиозное поведение являются частью повседневной жизни и связаны с социальными, политическими и экономическими действиями и отношениями группы. Верования и практики коренных религий в Судане не систематизированы, поскольку люди обычно не пытаются соединить в единое целое доктрины, которых они придерживаются, и ритуалы, которые они практикуют.
Концепция высокого духа или божества, обычно рассматриваемого как творец, а иногда и как в конечном счете ответственный за действия меньших духов, является общей для большинства суданских групп. Часто высшее божество находится далеко, и верующие относятся к другим духам как к автономным, ориентируя свои ритуалы на этих духов, а не на высшего бога. Такие духи могут восприниматься как силы природы или проявления предков. Духи могут вмешиваться в жизнь людей либо потому, что отдельные лица или группы нарушают нормы общества, либо потому, что они не уделяют должного внимания ритуалу, который должен быть адресован духам.
Представления о колдовстве можно найти в различных формах у народов, в том числе у кочевников и других арабов, считающих себя мусульманами. Особым убеждением, широко распространенным среди арабов и других мусульманских народов, является представление о сглазе. Хотя физиологическая особенность глаза ( косоглазие или косоглазие ) может считаться признаком сглаза, любое лицо, проявляющее чрезмерный интерес к частным делам другого, может быть заподозрено в причинении умышленного вреда взглядом. В отличие от большинства видов колдовства, где преступник известен жертве и часто находится рядом с ней, сглаз обычно приписывают незнакомцам. Считается, что дети наиболее уязвимы.
Существуют способы защититься от колдовства или сглаза. многие магико-религиозные Этими вопросами в суданских обществах занимаются специалисты – прорицатели и колдуны. Прорицатель способен определить, является ли причиной недуга колдовство или колдовство, и обнаружить источник. Он также защищает и лечит, предоставляя за определенную плату амулеты и другие защитные устройства или помогая жертве наказать (оккультным образом) колдуна, чтобы излечиться от недуга. Если есть подозрение, что вселился человеком экзорциста злой дух, можно вызвать . В некоторых группах эти задачи может выполнять один и тот же человек; в других степень специализации может быть выше. В северном Судане среди мусульманских народов факих может проводить больше времени в качестве прорицателя, раздателя амулетов, целителя и экзорциста, чем в качестве учителя Корана, имама мечети или мистика.
Неверие [ править ]
Истинное количество атеистов и агностиков в Судане неизвестно из-за страха и предубеждений, от которых страдают немусульмане. [17] [18] До июля 2020 года, когда в Судане был отменен закон против вероотступничества, [10] атеистам грозила смертная казнь, если они родились от отца-мусульманина или в какой-то момент приняли ислам, а затем отказались от него. [19] [20] [21]
Индуизм [ править ]
По данным ARDA , в Судане проживало 864 индуиста . в 2020 году [22] [23]
Религиозная свобода [ править ]
Хотя Временная национальная конституция (ВНК) 2005 года обеспечивает свободу религии на всей территории Судана , ИНК закрепила шариат как источник законодательства на севере Судана. [24] а официальные законы и политика правительства отдают предпочтение исламу сегодня в Судане.
См. также [ править ]
- Ислам в Судане
- Суннитский ислам в Судане
- Христианство в Судане
- Православие в Судане
- Католическая церковь в Судане
- Протестантизм в Судане
Ссылки [ править ]
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- ^ «Религии в Судане | PEW-GRF» . Пью-Телмплтон: Проект глобального религиозного будущего . Исследовательский центр Пью . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Религии в Судане | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Судан положил конец 30-летнему действию исламского права, разделив религию и государство» . 6 сентября 2020 г.
- ^ «Судан отделяет религию от государства, положив конец 30-летнему исламскому правлению» . 7 сентября 2020 г.
- ^ «Исламский мир в решающий момент истории: пойдет ли он по пути Эмиратов или Турции?» . 6 сентября 2020 г.
- ^ Международная группа по правам меньшинств , Всемирный каталог меньшинств и коренных народов - Судан: Копты, 2008 г., доступно по адресу: http://www.unhcr.org/refworld/docid/49749ca6c.html. Архивировано 17 октября 2012 г. в Wayback Machine [доступ 21 декабря 2010 г.]
- ^ «Судан отменяет закон о вероотступничестве и запрет на алкоголь для немусульман» . Новости Би-би-си . 12 июля 2020 г.
- ^ «Судан — Всемирный справочник меньшинств и коренных народов» . 19 июня 2015 г.
- ^ «Салафиты против суфиев: тлеющий конфликт в Судане» . Аль Ахбар английский. 14 марта 2012 г. Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Судан реформирует строгие исламистские законы спустя 30 лет» . Новости Би-би-си . 12 июля 2020 г. Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Шин, Дж. (1997). Свобода религии и убеждений: Всемирный доклад. Рутледж, с. 76.
- ^ Шин, Дж. (1997). Свобода религии и убеждений: Всемирный доклад. Рутледж, с. 75.
- ^ Брок, Лори (16 мая 2013 г.). «Суданские мученики: вчера, сегодня, завтра | 50 сказочных дней» . 50days.org . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ «Кризис в Судане: обвинения в этнических чистках в Нубийских горах» . Нью-Йорк Таймс . 24 июня 2011 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Босуэлл, Алан (14 июня 2011 г.). «Darfur Redux: происходит ли «этническая чистка» в Нубийских горах Судана? - ВРЕМЯ» . Время . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Чейни, Дэвид М. «Структурированный взгляд на епархии в Африке [католическая иерархия]» . Catholic-hierarchy.org . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ «Президент Судана предупреждает об ужесточении исламского закона» . CNN . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Суданский центр констатирует рост случаев отступничества и атеизма в стране» . Судан Трибьюн . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Судан: ошибочное представление об отступничестве» . Аль Джазира . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Шариат в Судане против женщин и свободы вероисповедания | Сообщества Washington Times» . Сообщества.washingtontimes.com. 24 ноября 2013 г. Проверено 28 ноября 2013 г.
- ^ Фишер, Макс (10 декабря 2012 г.). «Семь стран, в которых государство может казнить вас за то, что вы атеист» . Вашингтон Пост . Проверено 16 декабря 2012 г.
Хотя в этот список входят некоторые диктатуры, страна, которая, судя по всему, чаще всего приговаривает атеистов к смерти за их убеждения, на самом деле является демократией, хотя и хрупкой: Пакистан. Другие включают Саудовскую Аравию, Иран, Афганистан, Судан, западноафриканское государство Мавритания и Мальдивы, островное государство в Индийском океане.
- ^ «Большинство индуистских наций (2010)» . Быстрые списки > Сравнить нации > Религии > . Ассоциация архивов религиозных данных. 2010 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 29 апреля 2024 г.
- ^ «20050316_Sudan_Draft_Constitutional_Text» . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 15 марта 2012 г.