Национальное примирение (Судан)

После попытки государственного переворота 1976 года , где Нимейри и аль - было достигнуто национальное примирение (араб. المصالحة الوطنية) 7 июля 1977 года в Судане Махди подписали соглашение, по которому реадмиссировали оппозицию в обмен на роспуск Национального фронта. Гражданские свободы были восстановлены, а политические заключенные были освобождены. Примирение также повлекло за собой изменения в суданской политике с принятием исламского закона, известного как « Сентябрьские законы» , в 1983 году. Нимейри столкнулся с противодействием со стороны различных групп, включая секуляризованных мусульман и южан-немусульман. Этот шаг способствовал возобновлению гражданской войны на юге, что привело к конфликтам и политическим сдвигам.
В последующие годы наблюдалось дальнейшее политическое недовольство Нимейри, в первую очередь из-за введения шариата и мер жесткой экономии. Кульминацией этого недовольства стала революция 1985 года , когда массовые протесты и всеобщая забастовка привели к бескровному военному перевороту , отстранившему Нимейри от власти.
Фон
[ редактировать ]В начале 1972 года Гаафар Нимейри посетил Саудовскую Аравию и вступил в диалог с Шарифом Хусейном аль-Хинди , лидером оппозиции, по просьбе короля Саудовской Аравии Фейсала . Диалог вращался вокруг рассмотрения прошлых обид и политического ландшафта. Нимейри приписал прошлые массовые убийства коммунистам , а Шариф раскритиковал режим Нимейри. Состоялся обмен предложениями и предложениями, в том числе Нимейри предложил пост вице-президента Шарифу , но соглашения достигнуто не было. Разочарованный результатом, Шариф спланировал нападение на Хартум при поддержке Ливии. [1]
Садик аль-Махди присоединился к оппозиции и организовал попытку государственного переворота в 1976 году , штурмовав Хартум силами диссидентов во главе с Мухаммадом Нуром Саадом 2 июля. Их попытка арестовать Нимейри встретила сопротивление, и последовавший бой привел к значительным жертвам среди гражданского населения. Несмотря на то, что повстанческие силы первоначально взяли под свой контроль, они столкнулись с нехваткой снабжения и в конечном итоге уступили лоялистским войскам, положив конец перевороту через неделю. Последствиями стали обыски, аресты и казни подозреваемых в заговоре. [2] [3]
Примирение
[ редактировать ]После попытки государственного переворота 1976 года Гаафар Нимейри и его оппоненты стали проводить более примирительную политику. В начале 1977 года правительственные чиновники встретились с представителями Национального фронта в Лондоне и организовали конференцию между Нимейри и Садиком аль-Махди в Порт-Судане . [4] [5] В рамках так называемого «национального примирения» два лидера подписали 7 июля 1977 года [6] соглашение из восьми пунктов, которое вновь допускало оппозицию к национальной жизни в обмен на роспуск Национального фронта. Соглашение также восстановило гражданские свободы, освободило политических заключенных, подтвердило внешнюю политику неприсоединения Судана и пообещало реформировать местное самоуправление. [7] [8]
Последствия
[ редактировать ]В результате примирения правительство освободило около 1000 задержанных и амнистировало Садика аль-Махди, заочно приговоренного к смертной казни. Суданский социалистический союз (ССС) также принял в свои ряды бывших сторонников Национального фронта. Садик отказался от многопартийной политики и призвал своих последователей работать в рамках однопартийной системы режима. [7] [9] Хасан аль-Тураби , лидер партии «Братья-мусульмане» , декан юридического факультета Хартумского университета , который был заключен в тюрьму, а затем сослан после Майской революции , [9] также был освобожден и в 1979 году стал министром юстиции и генеральным прокурором . [7] Шариф Хусейн аль-Хинди , бывший министр финансов, возглавлявший Национальную юнионистскую партию , выступил против мирного предложения президента. Однако в конечном итоге он поддержал соглашение о примирении в Лондоне. [9] Хотя лидеры вернулись, 5000 повстанцев, находящихся в Ливии и Эфиопии, по-прежнему отсутствуют. Правительство намерено направить делегатов для посещения лагерей с целью убедить их вернуться. Кроме того, были предприняты усилия по улучшению ранее напряженных отношений с Аддис-Абебой и Триполи . [9] [4]
Однако отношения между Хартумом и руководством Южного Судана ухудшились после Национального примирения из-за перехода к законам шариата . [10] и принятие арабского языка в качестве официального языка страны. [11]
законы шариата
[ редактировать ]Попытка Нимейри реализовать «исламский путь» в Судане с 1977 по 1985 год, включая объединение с религиозными группировками, в конечном итоге провалилась. Его переход от националистических левых идеологий к строгому исламу был подробно описан в его книгах «Ан-Нахдж аль-Ислами лимадха?» и «Ан-Нахдж аль-Ислами кайфа?» Связь между исламским возрождением и примирением с противниками революции 1969 года совпала с ростом воинствующего ислама в других частях мира. Связь Нимейри с суфийским орденом Абу Курун повлияла на его переход к исламу, что привело к тому, что он назначил последователей ордена на важные роли. Процесс законодательного оформления «исламского пути» начался в 1983 году и завершился принятием различных приказов и актов по реализации законов шариата и других исламских принципов. [11]
В сентябре 1983 года президент Джаафар Нимейри ввел в Судане закон шариата, известный как сентябрьские законы , символически запрещающий употребление алкоголя и применяющий наказания худуд, такие как публичные ампутации. Аль-Тураби поддержал этот шаг, в отличие от особого мнения Аль-Садика аль-Махди. Аль-Тураби и его союзники внутри режима также выступали против самоуправления на юге, светской конституции и признания неисламской культуры. Исламская экономика последовала этому примеру в начале 1984 года, отменив проценты и введя закят . Нимейри объявил себя имамом суданской уммы в 1984 году. [11] Оппозиция исламизации Нимейри исходила с разных сторон. Южане, светские и религиозные деятели севера и даже судебные органы выразили обеспокоенность по поводу недемократического исполнения и отсутствия консультаций. Садик аль-Махди, лидер партии «Умма», первоначально был заключен в тюрьму за свою оппозицию. [12]
Переход к демократии
[ редактировать ]Первое испытание национального примирения произошло во время выборов в Народное собрание в феврале 1978 года . Нимейри разрешил вернувшимся изгнанникам, которые были связаны со старой партией Умма , Национальной юнионистской партией и Братьями-мусульманами, баллотироваться на выборах в качестве независимых кандидатов. Эти независимые кандидаты получили 140 из 304 мест, что побудило многих наблюдателей аплодировать усилиям Нимейри по демократизации политической системы Судана. [9] [7] Однако выборы в Народное собрание положили начало дальнейшему политическому упадку. Неспособность СБУ спонсировать официальных кандидатов ослабила партийную дисциплину и побудила многих депутатов собрания, которые также были членами СБУ, заявить, что партия их предала. В результате все большее число депутатов собрания использовали свои должности для продвижения личных, а не национальных интересов. [7]
Конец политической монополии СБУ в сочетании с безудержной коррупцией на всех уровнях власти поставили под сомнение способность Нимейри управлять Суданом. Чтобы сохранить свой режим, Нимейри принял более диктаторский стиль руководства. Он приказал Организации государственной безопасности заключить в тюрьму без суда тысячи оппонентов и диссидентов. Нимейри также уволил или перевел любого министра или старшего военного офицера, который, по всей видимости, развивал свою собственную базу власти. Нимейри выбирал замену, основываясь на их лояльности к нему, а не на их способностях. Эта стратегия привела к тому, что президент потерял связь с народными настроениями и ухудшил политическую ситуацию в стране. [7]
Ливийско-суданский кризис
[ редактировать ]В 1980 и 1981 годах Судан столкнулся с серьезными проблемами из-за вмешательства Ливии в дела Чада и ее сложных отношений с ливийским лидером Муаммаром Каддафи . Напряженность еще больше усугубилась историей недоверия и последствиями неудавшейся попытки государственного переворота в Хартуме в июле 1976 года, в которой свою роль сыграли ливийские элементы. Это событие обострило отношения между Суданом и Ливией, но со временем некоторые из заговорщиков, в том числе Садик аль-Махди и Хусейн аль-Хинди, вернулись в Судан, что привело к временному улучшению отношений. [13]
Ситуация в Чаде, стране, разделенной по религиозному признаку, еще больше усложнила ситуацию. Участие Судана в достижении прекращения огня в феврале 1978 года было недолгим, а претензии Ливии на богатый ресурсами сектор Аозу только усилили региональную напряженность. В декабре 1980 года ливийские войска оккупировали столицу Чада Нджамену , что вызвало опасения по поводу возможности создания чадо-ливийского союза , что вызвало тревогу в Хартуме и Каире. [13] Судан обнаружил, что поддерживает чадских повстанцев, в основном из региона Дарфур , что усилило напряженность. Ливийские авиаудары по приграничным деревням Дарфура побудили США предложить Судану дополнительную поддержку. Хотя полномасштабное вторжение в Ливию было маловероятным, Судан оставался осторожным из-за прошлых попыток государственного переворота, поддержанных Ливией, и принял такие меры, как задержания и военное развертывание, для защиты своей стабильности. [13]
Возможный вывод ливийских войск из Чада и последовавшие за ним события не были полностью раскрыты. Президент Чада Гукуни Уэддей , похоже, потребовал их вывода, что Каддафи выполнил, и они были заменены миротворческими силами ОАЕ, частично финансируемыми Францией. Поступали неподтвержденные сообщения о попытке государственного переворота, предпринятой в последнюю минуту ливийскими элементами в Чаде, но это казалось преувеличением. [13]
Напряженность в отношениях между Суданом и Чадом, вызванная в первую очередь ливийским присутствием в Чаде, ослабла после вывода ливийских войск. Судан и Чад восстановили нормальные дипломатические отношения, а президент Нимейри и президент Уэддей установили рабочие отношения, включая соглашение о создании «министерского комитета», чтобы помешать чадским повстанцам использовать Судан в качестве базы. [13] Однако враждебность Каддафи по отношению к режиму Нимейри в Судане сохранялась. Были опасения, что Ливия может продолжить свои усилия по подрыву правительства Хартума. Каддафи поддерживал связи с суданскими группами, выступающими против Нимейри, в Ливии и Эфиопии, а трехсторонний пакт между Ливией, Южным Йеменом и Эфиопией оставался потенциальным вызовом для Нимейри. Эта ситуация продолжала представлять угрозу для Дарфура и оставалась проблемой для политики США в регионе. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аль-Шаклини, Абдулла (27 июля 2018 г.). « Взгляд аппарата безопасности на движение 2 июля 1976 года ». Суданил (на арабском языке) . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Мансур, Ахмед (04.10.2015). «Отрывки из эпизода Аль-Садика Аль-Махди » .
- ^ Бакри, Алсаайиг (2 июня 2020 г.). «К 44-й годовщине: Аль-Сенусси: «Садик аль-Махди — причина провала движения 2 июля 1976 года » . Альракоба .
- ^ Jump up to: а б «1977-78 Попытки национального примирения - Мохамед Бешир Хамид» . 1 января 1978 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Волл, Джон О. (1981). «Примирение в Судане» . Текущая история . 80 (470): 422–448. ISSN 0011-3530 . JSTOR 45315054 .
- ^ Аль-Хусейн, Ясир Махджуб. «Ат-Тураби… Сценарий военного окружения » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Судан – национальное примирение» . Countrystudies.us . Проверено 28 августа 2023 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Башир, Закария (1981). Национальное примирение в Судане и его последствия . Исламский фонд. ISBN 978-0-86037-092-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дарнтон, Джон (2 июня 1978 г.). «Правитель Судана возвращает множество изгнанных политических врагов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Варбург, Габриэль (2003). Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Херст и компания. ISBN 978-1-85065-588-6 .
- ^ Jump up to: а б с Варбург, Габриэль Р. (1990). «Шариат в Судане: применение и последствия, 1983–1989 годы» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 624–637. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328194 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 г. Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Флер-Лоббан, Кэролайн (1990). «Исламизация в Судане: критическая оценка» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 610–623. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328193 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брюэр, Уильям Д. (1982). «Ливийско-суданский «кризис» 1981 года: опасность для Дарфура и дилемма для Соединенных Штатов» . Ближневосточный журнал . 36 (2): 205–216. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4326390 .