Законы сентября 1983 г.
В сентябре 1983 года президент Судана Гаафар Нимейри ввел исламского шариата в Судане законы , известные как «Сентябрьские законы» ( арабский : قوانين سبتمبر , латинизированный : Каванин Сибтамбир ), запрещающие употребление алкоголя и применяющие худуд наказания , такие как публичная порка за употребление алкоголя и ампутации за кражу. Нимейри объявил себя имамом «суданской уммы», что вызвало опасения по поводу недемократического исполнения этих законов. Хасан аль-Тураби (тогдашний генеральный прокурор ) помогал в разработке закона, а затем поддержал его, в отличие от лидера оппозиции Садика аль-Махди особого мнения .
Альянс Нимейри с суданскими «Братьями-мусульманами» был направлен на то, чтобы положить конец межрелигиозным разногласиям и консолидировать исламское управление. Несмотря на утверждение Нимейри о том, что законы шариата снижают уровень преступности, его экономическая политика, включая исламское банковское дело , привела к серьезным экономическим проблемам в Судане, включая высокую инфляцию и значительный внешний долг . Это привело к его смещению в 1985 году , а закон был заморожен во время перехода к демократии между 1985 и 1989 годами.
В конечном итоге исламская политика Нимейри способствовала Второй суданской гражданской войне на юге Судана в 1983 году, положив конец Аддис-Абебскому соглашению 1972 года , которое предоставило Южному Судану региональную автономию и признало разнообразие суданского общества. Этот сдвиг в сторону исламского управления сыграл решающую роль в политическом ландшафте Судана: множество партий, включая Национальный исламский фронт, выступали за исламские законы в эпоху Омара аль-Башира в период с 1989 по 2019 год.
Фон
[ редактировать ]В рамках условий национального примирения между президентом Судана Гаафаром Нимейри и Садиком аль-Махди , лидером Национального фронта , требованием была переоценка суданского законодательства и пересмотр Аддис-Абебского соглашения 1972 года , которое санкционировало самоуправление. для южного региона . [1]
К 1977 году комитет работал над приведением суданского законодательства в соответствие с шариатом , а « Братья-мусульмане» , возглавляемые Хасаном аль-Тураби , приобретали влияние в политических группах университетских студентов. Комитет аль-Тураби пришел к выводу, что только 10% законов соответствуют шариату. [2] В то время как законодательные попытки исламизировать закон через Народное собрание встретили сопротивление. давний спор между суданскими «Братьями-мусульманами» и основной организацией «Братья-мусульмане» В 1979 году возобновился . В то время ат-Тураби, занимавший пост генерального прокурора , [3] отказались присягнуть на верность Международному «Братьям-мусульманам», что привело к расколу. Шейх Садик аль-Махди и его сторонники встали на сторону аль-Тураби, что вызвало раскол внутри организации. Хотя Юсеф Нур ад-Даим взял на себя руководство Суданским братством в 1969 году, оно оставалось меньшей фракцией с ограниченным влиянием. Аль-Тураби назвал свою фракцию « Суданским исламским движением ». [1]
В период с 1977 по 1985 год усилия Нимейри по реализации «исламского подхода» в Судане, который включал объединение с религиозными группами и был направлен на прекращение сектантских разногласий, особенно соперничества аль-Миргани и аль-Махди. [4] и консолидировать исламское управление. [5] Его переход от националистических левых идеологий к более строгой исламской позиции был задокументирован в его книгах «Исламский подход, почему?» и «Исламский подход, как?». Связь между возрождением ислама и его усилиями по примирению с противниками переворота 1976 года. Эта попытка совпала с появлением воинствующего ислама в других регионах мира. Связь Нимейри с суфийским орденом Абу Курун также сыграла роль в его повороте к исламу, что побудило его назначить последователей этого ордена на важные посты. [5]
Закон и его последствия
[ редактировать ]
Начало принятия законодательства об «исламском пути» началось в 1983 году, что привело к введению нескольких директив и законов, обеспечивающих соблюдение законов шариата и других фундаментальных исламских доктрин. [5]
В сентябре 1983 года президент Гаафар Нимейри ввел в Судане закон шариата, известный как « Сентябрьские законы» . [6] В разработке законов ему помогала группа исламистов, в том числе аль-Нил Абу Карун, Авад аль-Джейд и Бадрия Сулейман, которые были учениками ат-Тураби. [7] [8] [9] Законы привели к отказу от алкоголя и применению худуд наказаний , таких как публичные ампутации ног за кражу и порка за употребление алкоголя. [10]
Согласно отчету Хьюман Райтс Вотч о Судане за 1994 год: « Преступления худуд — это особые преступления, за которые Коран предусматривает конкретные наказания. Они включают воровство, грабеж на шоссе, блуд, распитие алкоголя, бездоказательное обвинение в блуде и вероотступничество. Например, грабеж на шоссе должен быть наказан ампутацией тела или смертью через распятие ». [11]
Хасан аль-Тураби поддержал это решение, в отличие от противоположной позиции Садика аль-Махди. аль-Тураби вместе со своими сторонниками в правительстве также возражал против автономии южного региона, нерелигиозной конституции и принятия неисламских культурных практик. Исламская экономика была введена в начале 1984 года, отменив проценты и введя закят . Нимейри провозгласил себя лидером (имамом) «Суданской уммы» в 1984 году. [5]
Оппозиция исламизации Нимейри исходила с разных сторон. Южане, северные светские и религиозные деятели, а также представители судебной власти выразили обеспокоенность по поводу недемократического осуществления и отсутствия консультаций. Садик аль-Махди, лидер партии «Умма», первоначально был заключен в тюрьму за свою оппозицию. [12]
Нимейри приказал эффектно сбросить все алкогольные напитки в Хартуме в Голубой Нил . [13] [14] [15] До этого запрета в торговле такими товарами, а также во владении ночными клубами и барами традиционно доминировали греческие купцы, контролировавшие около 80% рынка. [16] С тех пор в Судане запрещена доставка, употребление и покупка алкоголя. За нарушение запрета на употребление алкоголя предусмотрено наказание в виде 40 ударов плетью. [17]
Нимейри был в союзе с «Братьями-мусульманами» во главе с ат-Тураби и позволил группе работать свободно, что они использовали, чтобы расширить свои возможности и взять под контроль. Они публично поддержали введение законов в сентябре 1983 года, проводя большие марши, и предложили значительную политическую поддержку, используя свои сети и влиятельных членов, таких как судьи Мухаммад Махджуб Хадж Нур и Аль-Макашфи Таха Аль-Кабаши. [18] В 1984 году Нимейри сформулировал свое видение создания исламского государства в Судане на исламской конференции. [5] Судана Он инициировал предложения о внесении значительных поправок в Конституцию 1973 года , чтобы объявить страну «исламской республикой». Эти поправки были направлены на то, чтобы назначить президента «лидером верующих, а также главой и имамом государства» и утвердить шариат в качестве основного источника права, исключая немусульман из определенных аспектов общественной жизни. [19] Принадлежность Нимейри к суфийскому ордену Абу Курун повлияла на его веру в то, что он является единственным авторитетом в толковании законов, основанных на принципах шариата. [5]
Нимейри защищал принятие закона шариата, ссылаясь на рост уровня преступности. Он утверждал, что внедрение шариата привело к значительному снижению преступности, сообщив о снижении более чем на 40% в течение года, объяснив это введением новых наказаний. Однако историк Габриэль Варбург утверждал, что проверка обоснованности утверждения Нимейри о снижении уровня преступности в Судане в 1985 году является сложной задачей, поскольку, похоже, отсутствуют независимые статистические данные, которые могут либо опровергнуть, либо поддержать это утверждение. [5] Нимейри приписывал экономическое процветание Судана закяту и закону о налогообложении, подчеркивая его преимущества как для бедных, так и для немусульман. Тем не менее, его экономическая стратегия, включающая исламский банкинг, привела к серьезным финансовым проблемам, которые ухудшили экономическое положение Судана: инфляция выросла до 41%, а внешний долг составил девять миллиардов долларов. [5]
Ампутация
[ редактировать ]Период с 1983 по 1985 год принес сильную засуху и опустынивание в Судане, которые оказали значительное влияние на производительность сельского хозяйства и наличие продовольствия в регионе, что привело к голоду, объявленному 29 ноября 1984 года Агентством США по международному развитию . [20] внедрению сентябрьских законов и наказанию худуд. Однако голод не помешал [21]
300 суданцам были ампутированы конечности в качестве наказания за кражу имущества на сумму более 40 долларов США. Эти люди с ампутированными конечностями постоянно сталкивались с социальной стигмой, изо всех сил пытались найти работу из-за того, что их отрубленные конечности воспринимались как символы преступности, и часто подвергались неправомерным арестам. Процедуры ампутации, публично выполняемые неподготовленными людьми, усугубляли их страдания, приводя к серьезным социальным и семейным последствиям, включая позор в их семьях и длительное публичное унижение. [22] [23] Мусульманам и христианам грозило наказание по шариату, в том числе восемь человек были повешены. [23]
Чтобы справиться с физической и эмоциональной болью, некоторые люди с ампутированными конечностями прибегали к преступлениям или наркозависимости. Однако они объединились и создали ассоциацию самопомощи, целью которой было создание малого бизнеса и получение медицинской и юридической помощи. Они добивались признания в качестве благотворительной организации, но столкнулись с противодействием со стороны правительства, ссылаясь на опасения, что она может быть использована в качестве прикрытия для преступников и разрушить форму исламского правосудия в Судане. [22]
По словам суданского историка аль-Махбоба Абдул Салама, ат-Тураби потерял сознание, наблюдая за применением наказания худуд в виде ампутации в тюрьме Кобер . [2] В 1985 году аль-Тураби процитировал слова: «В конечном итоге вы не сможете отказаться от ампутаций, потому что это есть в книге [Коране]». [23]
Казнь Махмуда Мухаммада Тахи
[ редактировать ]
Республиканское Братство , основанное Махмудом Мохаммедом Таха , представляло еще одно исламское движение в Судане. Это движение поддержало идею о том, что ислам имеет два послания, и отвергло различные исламские традиции. Он продвигал мирные отношения с Израилем, гендерное равенство, критиковал ваххабизм , выступал за свободы, выступал против соблюдения исламских уголовных кодексов и поддерживал федеральную социал-демократическую систему управления. Таха яростно выступал против запрета Суданской коммунистической партии , осуждая ее как подрыв демократии, несмотря на то, что она не связана с коммунизмом. [1] Он был признан виновным в вероотступничестве в 1968 году и снова получил аналогичный приговор в 1984 году. [5]
Таха был казнен 18 января 1985 года по сентябрьским законам . [24] [25] Он был приговорен к смертной казни за отступничество и подстрекательство к мятежу. Казнь Тахи вызвала международное возмущение и осуждение: многие правозащитные организации и отдельные лица осудили нарушение его права на свободу мысли и выражения. [26] [23]
Южный Судан
[ редактировать ]5 июня 1983 года Нимейри попытался противостоять растущей политической мощи юга, разделив Южный регион на три старые провинции: Бахр-эль-Газаль , Аль-Истивай и Аали-ан-Нил ; почти два года назад он приостановил работу Южной региональной ассамблеи . Расположенное на юге Суданское народно-освободительное движение (НОДС) и его военное крыло, Суданская народно-освободительная армия (НОАС), возникшая в середине 1983 года, безуспешно выступили против этого перераспределения и призвали к созданию нового объединенного Судана. [27]
Исламская фаза Нимейри ознаменовала конец Аддис-Абебского соглашения 1972 года, вызвав новую напряженность в Южном Судане в 1983 году. Первоначальное соглашение предусматривало региональную автономию и признавало разнообразный социальный состав Судана. Он гарантировал равенство независимо от расы или веры, допуская различные личные законы для немусульман. Однако конфликты обострились из-за открытия нефти, роспуска Южной региональной ассамблеи и попыток децентрализации. [12] На юге сентябрьские законы вызвали резкое негодование как со стороны секуляризованных мусульман, так и со стороны преимущественно немусульманских южан. НОДС осудило шариат, а также казни и ампутации, назначенные религиозными судами. Тем временем ситуация с безопасностью на юге ухудшилась настолько, что к концу 1983 года это было равносильно возобновлению гражданской войны. [27] [12]
Последствия
[ редактировать ]Партнерство Нимейри с « Братьями-мусульманами» и Ансаром было направлено на объединение религиозных фракций и введение законов шариата. Однако, несмотря на первоначальное сотрудничество, Ансар раскритиковал применение Нимейри этих законов как неисламское и коррумпированное. После смещения Нимейри в 1985 году политический ландшафт Судана изменился, что привело к появлению множества политических партий. Национальный исламский фронт (НИФ), Ансар и Суфийский орден Хатмия (DUP) стали важными игроками в суданской политике. Хасан аль-Тураби и НИФ последовательно выступали за исламские законы и выступали против внесения изменений в существующие рамки. [5]
Закон был заморожен во время перехода Судана к демократии после государственного переворота 1985 года, но был восстановлен в эпоху Омара аль-Башира между 1989 и 2019 годами, после государственного переворота 1989 года . [28] [29]
Шариат оставался источником законодательства в 15 штатах Севера. Суданский уголовный закон 1991 года . [30] В соответствии с шариатом разрешены наказания худуд на севере. [31] Употребление алкоголя каралось 40 ударами плетью для мусульманина и 20 ударами плетью для христианина. Исламское семейное право применялось к мусульманам в Судане, в то время как некоторые положения исламского законодательства дискриминировали женщин , особенно в отношении наследования , брака и развода . Женщинам было приказано одеваться скромно в соответствии с исламскими стандартами, в том числе носить головной убор, за соблюдением которого следила полиция общественного порядка . Кроме того, переход из ислама в другую религию считался отступничеством по шариату и на Севере карался смертью. [32]
Например, в 2009 году группу женщин, за исключением журналистки Лубны аль-Хусейн , избили за ношение джинсов. [33] В 2022 году женщину должны были побить камнями за супружескую измену [34] прежде чем попасть в тюрьму на 6 месяцев. [35] В 1991 году [36] 2013, [10] 2015, [37] 2021, [37] и 2023 год, [29] были зафиксированы случаи, когда мужчин приговаривали к ампутации руки за кражу. [29] трое мужчин были приговорены к ампутации ног за кражу растительного масла В 2013 году в Северном Дарфуре по статье 173 Уголовного кодекса Судана 1991 года. [38] но позже приговор был отменен. [39] 14 февраля 2013 года в больнице Аль-Рибат мужчине ампутировали правую руку и ногу после того, как он был признан виновным в вооруженном ограблении. [40] [41] известный как «Хараба» в статье 168 Суданского уголовного закона 1991 года . [42] Аналогичный приговор о перекрестной ампутации был вынесен в 2021 году. [37]
Национальное правительство действительно одобряло некоторые дискриминационные действия в отношении христиан, живущих на Севере. Кроме того, правительство потребовало, например, чтобы все учащиеся на Севере изучали ислам в школе, даже если они не являются мусульманами. [32]
17 марта 2000 года Кертис Фрэнсис Добблер, адвокат и защитник прав человека, возбудил иск против Судана, известный как Кертис Фрэнсис Добблер против Судана . [37] перед Комиссией Африканского союза . Добблер утверждал, что Судан нарушил различные положения Африканской хартии прав человека и народов , произвольным арестом, задержанием и пытками отдельных лиц, включая его самого, во время его работы в качестве адвоката. [43] 29 мая 2003 года Комиссия Африканского союза установила, что Судан нарушил статью 5 Африканской хартии, и потребовала от правительства Судана внести поправки в Уголовный кодекс 1991 года, отменить наказание плетьми и выплатить компенсацию выжившим. [43]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Варбург, Габриэль Р. (1990). «Шариат в Судане: применение и последствия, 1983–1989 годы» (PDF) . Ближневосточный журнал . 44 (4): 624–637. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328194 .
- Варбург, Габриэль (2003). Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Херст и компания. ISBN 978-1-85065-588-6 .
- Лаиш, Аарон; Варбург, Габриэль Р. (1 января 2002 г.). «Предпосылки исламизации» . Восстановление исламского права в Судане при Нумайри . Брилл. стр. 1–69. дои : 10.1163/9789004491168 . ISBN 978-90-04-49116-8 .
- «Уголовный закон Судана 1991 года» (PDF) . Международный комитет Красного Креста . 31 января 1991 года.
- Камали, Мохаммад Хашим (18 июля 2019 г.), «Шариатские наказания в Республике Судан» , Преступление и наказание в исламском праве , Oxford University Press, стр. 315–320, doi : 10.1093/oso/9780190910648.003.0031
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хадхуд, Махмуд (15 апреля 2019 г.). «История исламского движения в Судане » . Иллюминирование (на арабском языке) . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б аль-Арабия (8 марта 2023 г.). Применение шариата – часть первая [ Применение шариата – часть первая ] (на арабском языке).
- ^ Шинн, Дэвид Х. (2015). «Партия Народный конгресс» (PDF) . В Берри, ЛаВерль (ред.). Судан: страновое исследование (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 254–256. ISBN 978-0-8444-0750-0 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Соперничество между двумя Сайидами, аль-Мирргани и аль-Махди» (PDF) . Библиотека ЦРУ . 27 августа 1948 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Варбург, Габриэль Р. (1990). «Шариат в Судане: применение и последствия, 1983–1989 годы» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 624–637. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328194 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Суд в Судане приговорил троих мужчин к ампутации руки за кражу | Глобальное развитие | The Guardian» . amp.theguardian.com . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Наиболее заметные политические проблемы и кризисы, которые пережил Судан » . BBC News на арабском языке (на арабском языке) . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Бадрия, сторонник тирании ИГИЛ… Автор: Иссам Джазули » . Суданил (на арабском языке). 17 декабря 2015 года . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Огонь горит!» – Аль-Нилин . ан-Нилин (на арабском языке). 12 февраля 2014 года . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Судан отрезал руку и ногу осужденному за грабеж: активисты» . Рейтер . 27 февраля 2013 года . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «СУДАН» . www.hrw.org . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Флер-Лоббан, Кэролайн (1990). «Исламизация в Судане: критическая оценка» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 610–623. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328193 .
- ^ Декерт, Роман; Жорин, Джулия (2015). «Грексит Хартума». Зенит (на немецком языке). 4 .
- ^ Законы от сентября 1983 г. , 13 января 2015 г. , дата обращения 20 октября 2023 г.
- ^ Флеминг, Люси (29 апреля 2010 г.). «Суданские производители финикового джина процветают, несмотря на шариат» . Новости Би-би-си . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ Халдей, Антонис (2017). Греческая община в Судане (19-21 вв.) . Афины. стр. 138–158. ISBN 978-618-82334-5-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Флеминг, Люси (29 апреля 2010 г.). «Суданские производители финикового джина процветают, несмотря на шариат» . Новости Би-би-си . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ аль-Фейсал, Бабкир (3 ноября 2021 г.). «Злое кольцо искупления | Аль-Хурра » . www.alhurra.com (на арабском языке) . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Шаиб, Абдельхалиг (15 декабря 2020 г.). «Дуализм религии и государства в Судане: разрушили ли соглашения в Джубе и Аддис-Абебе талисман этих отношений?» . Арабская инициатива реформ (на арабском языке).
- ^ «Судан – засуха/голод» (PDF) . ЮСАИД .
- ^ Хогали, Мустафа М. (1991). «Голод, опустынивание и уязвимое население: пример района Умм Руваба, регион Кордофан, Судан» . Амбио . 20 (5): 204–206. ISSN 0044-7447 . JSTOR 4313823 .
- ^ Jump up to: а б Рул, Шейла (16 июля 1986 г.). «ЖИЗНЬ ПОЗОРА ИНВАЛИДОВ В СУДАНЕ» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Дики, Кристофер (22 апреля 1985 г.). «Суровый закон Судана» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Устад Мохамед Таха: 12 лет после казни» . Суданская правозащитная организация . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ О'Салливан, Д. (сентябрь 2001 г.). «Смертный приговор Махмуду Мухаммаду Тахе: злоупотребление суданской правовой системой и исламским законом шариата?» . Международный журнал по правам человека . 5 (3): 45–70. дои : 10.1080/714003729 . ISSN 1364-2987 . S2CID 144481416 .
- ^ Пакер, Джордж (3 сентября 2006 г.). «Умеренный мученик» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Судан – национальное примирение» . Countrystudies.us . Проверено 28 августа 2023 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Белай, Нетсанет (16 марта 2013 г.). «Мнение: Судан должен положить конец «жестокому» наказанию в виде ампутации» . CNN . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Салих, Зейнаб Мохаммед (14 февраля 2023 г.). «Суд Судана приговорил троих мужчин к ампутации руки за кражу» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Уголовный кодекс Судана 1991 года» . МККК . 31 января 1991 года . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Судан начинает реализацию мусульманского закона шариата - Архив UPI» . УПИ . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Шинн, Дэвид Х. (2015). «Правовая система» (PDF) . В Берри, ЛаВерль (ред.). Судан: страновое исследование (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 244–251. ISBN 978-0-8444-0750-0 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Хотя эта работа была опубликована в 2015 году, она охватывает события на всей территории Судана (включая современный Южный Судан) до отделения Южного Судана в 2011 году.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Суданских девушек пороли из-за брюк » BBC News на арабском языке (на арабском языке). 14 июля 2009 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «Судан: «Никто не вмешается» в дело женщины, приговоренной к забиванию камнями» . Новости Би-би-си . 26 октября 2022 г. Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Суданку посадили в тюрьму за поцелуй с мужчиной» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2022 г. Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Судан: Приговоры к ампутации: Адам Мохамед Адам, Хусейн Абдул Карим» (PDF) . Международная амнистия .
- ^ Jump up to: а б с д acjps. «Суданец приговорен к перекрестной ампутации за вооруженное ограбление – Африканский центр исследований справедливости и мира» . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ SudanTribune (6 апреля 2013 г.). «Суд Дарфура приговорил троих мужчин к ампутации ног за кражу растительного масла» . Судан Трибьюн . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Трое мужчин приговорены к ампутации ног после несправедливого суда в Дарфуре – Африканский центр исследований справедливости и мира» . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ АФП (27 февраля 2013 г.). «Суданцу ампутировали ногу и руку по решению суда» . Современная Гана .
- ^ Дабанга (28 февраля 2013 г.). «Союз суданских врачей осуждает возобновление отрезания рук и ног» . Радио Дабанга ТВ онлайн . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Судан: врачи проводят ампутации по поручению судов | Хьюман Райтс Вотч» . 27 февраля 2013 года . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Библиотека по правам человека Университета Миннесоты» . hrlibrary.umn.edu . Проверено 25 ноября 2023 г.