Jump to content

Исламизация Суданского региона

Географическое разделение между большинством религий ислама и христианства в современной Африке.
Королевства Западного Сахеля в 17 веке
Королевства центрального и восточного Сахеля в 18 веке.

Исламизация Суданского региона ( Сахеля ) [1] включает в себя длительный период религиозного обращения, посредством военных завоеваний и торговых отношений, охватывающий 8-16 века.

в VII веке После мусульманского завоевания Египта в VIII веке и мусульманского завоевания Северной Африки , арабские мусульмане начали возглавлять торговые экспедиции в страны Африки к югу от Сахары сначала в сторону Нубии , а затем через Сахару в Западную Африку . Большая часть этих контактов была мотивирована интересом к транссахарской торговле , особенно к работорговле.

Распространение исламского влияния было в основном постепенным процессом. Христианские королевства Нубии первыми подверглись арабскому вторжению, начиная с VII века. Они продержались в средние века, пока королевства Макурия и Старая Донгола в начале 14 века не рухнули . Суфийские ордена сыграли значительную роль в распространении ислама с IX по XIV века и занимались прозелитизмом на торговых путях между Северной Африкой и , расположенным к югу от Сахары королевством Мали . Они также отвечали за создание завий на берегах реки Нигер .

Империя Мали пережила период внутреннего преобразования после паломничества Мусы I из Мали в 1324 году . Впоследствии Тимбукту стал одним из важнейших исламских культурных центров в Сахаре. Алодия , последний оплот христианской Нубии, была разрушена султанатом Фундж в 1504 году. В 19 веке орден Сануси активно участвовал в миссионерской работе, а их миссии были сосредоточены на распространении как ислама , так и текстовой грамотности на юге, вплоть до озера Чад. . [2] [3]

Следовательно, большая часть современного региона Судана является мусульманской . Сюда входят Республика Судан (после отделения Южного Судана с христианским большинством ), северные части Чада и Нигера , большая часть Мали , Мавритании и Сенегала . Проблема рабства в современной Африке остается особенно острой в этих странах, причем серьезные различия между арабизированным населением севера и темнокожими африканцами на юге являются причиной большей части конфликта, поскольку эти страны поддерживают многовековую модель наследственного рабства. возникший после ранних мусульманских завоеваний. [4] Этнические распри между арабизированным и неарабским чернокожим населением привели к различным внутренним конфликтам в Суданском регионе, в первую очередь к войне в Дарфуре , конфликту в Северном Мали и исламистскому мятежу в Северной Нигерии .

Контакты между нубийцами и арабами задолго до прихода ислама. [5] но арабизация долины Нила была постепенным процессом, продолжавшимся почти тысячу лет. Арабские кочевники постоянно кочевали в этот регион в поисках свежих пастбищ, а арабские мореплаватели и купцы торговали в портах Красного моря специями и рабами. Смешанные браки и ассимиляция также способствовали арабизации. После того, как первоначальные попытки военного завоевания потерпели неудачу, арабский командующий в Египте . Абдаллах ибн Саад заключил первый из серии регулярно возобновляемых договоров с нубийцами , которые регулировали отношения между двумя народами на протяжении более шестисот лет с лишь краткими перерывами . [6] Этот договор был известен как Бакт . Отношения между Египтом и Нубией были мирными, пока Египет находился под контролем Аравии, и напряженность возникала, пока мамлюки находились у власти в Египте.

Арабы осознали коммерческие преимущества мирных отношений с Нубией и использовали Бакт, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение и торговлю через границу. В Бакте также содержались меры безопасности, согласно которым обе стороны согласились, что ни одна из них не будет защищать другую в случае нападения третьей стороны. Бакт обязывал обоих обменивать ежегодную дань как символ доброй воли: нубийцы присылали рабов, а арабы — зерно. Эта формальность была лишь знаком торговли, которая развивалась между ними. Это была не только торговля рабами и зерном, но также лошадьми и промышленными товарами, привезенными в Нубию арабами, а также слоновой костью, золотом, драгоценными камнями, гуммиарабиком и скотом, вывезенными ими в Египет или отправленными в Аравию.

Принятие Бакта не означало подчинения Нубии арабам; однако договор действительно налагал условия на арабскую дружбу, что в конечном итоге позволило арабам добиться привилегированного положения в Нубии. Арабские купцы открыли рынки в нубийских городах, чтобы облегчить обмен зерном и рабами. Арабские инженеры руководили работой рудников к востоку от Нила, на которых они использовали рабский труд для добычи золота и изумрудов. Мусульманские паломники по пути в Мекку путешествовали через Красное море на паромах из Айдаба и Суакина , портов, которые также принимали грузы, направлявшиеся из Индии в Египет.

Традиционные генеалогии прослеживают происхождение смешанного населения долины Нила от арабских племен, которые мигрировали в регион в этот период. Даже многие группы, не говорящие по-арабски, заявляют о своем происхождении от арабских предков. Двумя наиболее важными арабоязычными группами, появившимися в Нубии, были Джаалин и Джухайна . Оба продемонстрировали физическую преемственность с коренным доисламским населением. Первые утверждали, что происходят от курайшитов , племени пророка Мухаммеда. Исторически Джаали были вовлечены в работорговлю, составляя важную часть кочевого, работорговческого джаллаба, наряду с другими племенами, такими как Данагла . [7] Кочевая Джухайна состояла из семьи племен, в которую входили кабабиш , баккара и шукрия . Они произошли от арабов, мигрировавших после 13 века на территорию, простиравшуюся от саванны и полупустыни к западу от Нила до абиссинских предгорий к востоку от Голубого Нила . Обе группы образовали серию племенных шейхов , пришедших на смену разваливающимся христианским нубийским королевствам, и находились в частых конфликтах друг с другом и с соседними неарабами. В некоторых случаях, например, в случае с беджами , коренные жители поглощали арабских мигрантов, поселившихся среди них. Правящие семьи беджа позже получили свою легитимность на основании заявлений об арабском происхождении.

Хотя не все мусульмане в регионе говорили по-арабски, принятие ислама облегчило процесс арабизации. не было Однако политики прозелитизма . Ислам проникал в этот регион в течение длительного периода времени через смешанные браки и контакты с арабскими купцами и поселенцами. [8]

В то же время, когда османы включили северную Нубию в свою орбиту, новая власть, Фундж , возникла в южной Нубии и вытеснила остатки старого христианского королевства Алодия. В 1504 году лидер Фунджей Амара Дункас основал королевство Сеннар . Этот султанат в конечном итоге стал краеугольным камнем Империи Фундж. К середине шестнадцатого века Сеннар контролировал Аль-Джазиру и подчинял себе вассальные государства и племенные округа на севере, вплоть до третьего порога Нила , и на юге, вплоть до тропических лесов .

Государство Фундж включало в себя свободную конфедерацию султанатов и зависимых вождей племен, объединенных под сюзеренитетом Сеннара мека (султана) . Как повелитель, мек получал дань, взимал налоги и призывал своих вассалов снабжать войска во время войны. Вассальные государства, в свою очередь, полагались на Мека для урегулирования местных беспорядков и разрешения внутренних споров. Фундж стабилизировал ситуацию в регионе и создал военный блок между арабами на севере, абиссинцами на востоке и чернокожими немусульманами на юге.

Простая деревенская мечеть в Верхней Нубии, середина XIX века.

Экономика султаната зависела от роли Фунджа в работорговле. Земледелие и скотоводство также процветали в Аль-Джазире и южных тропических лесах. Сеннар разделил притоки на родные земли племен, каждая из которых называлась дар (мн. д., дур ), где мек предоставил местному населению право использовать пахотную землю. Разнообразные группы, населявшие каждый дар, в конечном итоге стали считать себя единицами племен. Переход от одного дара к другому повлек за собой изменение племенной идентификации. (К этому периоду можно отнести племенные различия в этих областях современного Судана.) Мек назначал вождя ( назир ; мн., навазир ) для управления каждым даром. Навазир управлял дуром в соответствии с обычным правом, платил дань Меку и собирал налоги. Мек также получал доход от земель короны , отведенных для его использования в каждом даре.

На пике своего могущества в середине 17 века Сеннар отразил продвижение на север нилотского народа шиллук вверх по Белому Нилу и вынудил многих из них подчиниться власти Фунджа. После этой победы меки Бади II Абу Дукн (1642–1681 гг.) стремились централизовать правительство конфедерации Сеннар. Чтобы реализовать эту политику, Бади ввел постоянную армию солдат-рабов, которая освободила бы Сеннара от зависимости от вассальных султанов в военной помощи и предоставила бы Меку средства для осуществления своей воли. Этот шаг оттолкнул династию от воинской аристократии Фунджей, которая свергла правящего мека и поместила одного из своих членов на трон Сеннара в 1718 году. Середина 18 века стала свидетелем еще одного короткого периода экспансии, когда Фунджи отразили абиссинское вторжение. , победил фур и взял под свой контроль большую часть Курдуфана . Но гражданская война и требования защиты султаната чрезмерно истощили ресурсы воинского общества и истощили его силы.

Другой причиной упадка Сеннара, возможно, было растущее влияние его потомственных визирей (канцлеров), вождей племени, не являющегося данником Фунджа, которые управляли делами суда. В 1761 году визирь Мухаммад Абу аль-Кайлак, возглавлявший армию Фунджа в войнах, совершил дворцовый переворот , отведя султану номинальную роль. Власть Сеннара над своими вассалами уменьшилась, и к началу 19 века более отдаленные районы перестали признавать даже номинальную власть мек .

Дарфур был родиной фур . Известные кавалеристы, [9] Кланы меха часто вступали в союз со своими родственниками канури из Борно или противостояли им в современной Нигерии . После периода беспорядков в шестнадцатом веке, в течение которого регион на короткое время находился под властью Империи Борну , лидер Кейра клана Сулейман Солонг (1596–1637) вытеснил конкурирующий клан и стал первым султаном Дарфура. Сулейман Солонг провозгласил ислам официальной религией султаната. Однако крупномасштабных религиозных преобразований не произошло до правления Ахмада Бакра (1682–1722), который привозил учителей, строил мечети и заставлял своих подданных становиться мусульманами. В восемнадцатом веке несколько султанов укрепили власть династии в Дарфуре, основали столицу в Аль-Фашире и оспорили Фундж за контроль над Курдуфаном .

Султаны управляли работорговлей как монополией. Они взимали налоги с торговцев и экспортные пошлины с рабов, отправляемых в Египет, а также забирали часть рабов, доставленных в Дарфур. Некоторые домашние рабы занимали видные должности при дворах султанов, и власть, которую осуществляли эти рабы, вызвала бурную реакцию среди традиционного класса чиновников фур в конце восемнадцатого века. Соперничество между рабами и традиционной элитой вызывало периодические волнения на протяжении всего следующего столетия.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Суданский регион» охватывает не только историю Республики Судан (чьи границы совпадают с границами англо-египетского Судана , нарисованных в 1899 году), но и более широкого Сахеля , по-арабски известного как билад ас-Судан, «земля Судана». чернокожие».
  2. ^ Холт, Питер М.; Дейли, Мартин В. (1971). История Судана: от прихода ислама до наших дней . Лондон : Вайденфельд и Николсон . ISBN  978-1138432192 .
  3. ^ Дута, Пол; Унгуряну, Роксолана (ноябрь 2016 г.). «Гражданская война в Судане – эффект арабизации и исламизации» . Исследования и наука сегодня . 2 (12): 50–59 . Проверено 5 августа 2020 г. Ислам был введен в Судане несколькими религиозными орденами, каждый со своими интерпретациями и догмами, способными говорить о разных сектах (тарикате), причем «Братья-мусульмане» соответствуют школам мусульманского мышления. Каждый мусульманский культ имеет свою структуру, лидера, пространство, а после обретения независимости от англо-египетского кондоминиума имеет собственную политическую партию. Множество сект и различия между ними не позволяют говорить о мусульманской общине; со временем различия между этими сектами породили конфликты, борьба друг с другом позволила британцам и египтянам успешно применить пословицу «разделяй в империи».
  4. ^ «Мобилизация местных идей о расовых различиях сыграла важную роль в возникновении и усилении гражданских войн, которые произошли после окончания колониального правления во всех странах, расположенных на южной окраине пустыни Сахара. [...] современные конфликты часто отсылают к более старой истории, в которой чернота могла быть приравнена к рабству, а нечернота — к хищническому и нецивилизованному бандитизму». (текст на обложке), Холл, Брюс С., История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета, 2011.
  5. ^ «ВВЕДЕНИЕ» , Аравия и арабы , Routledge, стр. 13–24, 11 сентября 2002 г., doi : 10.4324/9780203455685-4 , ISBN  978-0-203-45568-5 , получено 4 июля 2023 г.
  6. ^ Хойланд, Роберт (2015). На пути Бога: арабское завоевание и создание исламской империи . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 77.
  7. ^ Николл, Фергюс (2004). Меч Пророка . Саттон: Глостер. п. 55.
  8. ^ «Восток встречается с Западом» , Археология Мальты , Cambridge University Press, стр. 171–217, 25 августа 2015 г., doi : 10.1017/cbo9781139030465.007 , ISBN  978-1-139-03046-5 , получено 4 июля 2023 г.
  9. ^ Минахан, Джеймс Б. (30 мая 2002 г.). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру, AZ . АВС-КЛИО. п. 625. ИСБН  9780313076961 . Проверено 29 декабря 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Судан
  • Спенсер Тримингем, История ислама в Западной Африке . Издательство Оксфордского университета, 1962.
  • Неемия Левцион и Рэндалл Л. Пауэлс (редакторы). История ислама в Африке . Издательство Университета Огайо, 2000.
  • Дэвид Робинсон. Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Брюс С. Холл, История расы в мусульманской Западной Африке, 1600–1960 гг . Издательство Кембриджского университета, 2011, ISBN   9781107002876 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 160f4d0d5a677ddeb15cc2a3fb37d547__1716677940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/47/160f4d0d5a677ddeb15cc2a3fb37d547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamization of the Sudan region - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)