Рабство в Судане
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |
Рабство в Судане зародилось в древние времена и возродилось во время Второй гражданской войны в Судане (1983–2005 гг.). Во время транссахарской работорговли многие нилотские народы долины нижнего Нила были куплены в качестве рабов и привезены на работу в другие места Северной Африки и Востока нубийцами египтянами , из , берберами и арабами . [ нужна ссылка ]
Начиная с 1995 года многие правозащитные организации сообщали о современной практике, особенно в контексте Второй гражданской войны в Судане. По сообщениям Хьюман Райтс Вотч и других, во время войны правительство Судана участвовало в поддержке и вооружении многочисленных ополченцев-рабовладельцев в стране в рамках войны против Народно-освободительной армии Судана (НОАС). [1] Было также установлено, что правительство не смогло обеспечить соблюдение суданских законов против похищений людей, нападений и принудительного труда , а также не помогло семьям жертв найти их детей. [1]
В другом отчете (Международной группы видных деятелей) как поддерживаемые правительством ополченцы, так и повстанцы (во главе с НОАС) были признаны виновными в похищении гражданских лиц, хотя похищение гражданских лиц проправительственными ополченцами вызывало «особое беспокойство» и «в значительное число случаев», привело к рабству «по определению рабства в Международной конвенции о рабстве 1926 года ». [2] [3] Правительство Судана утверждало, что рабство является результатом межплеменной войны, над которой оно не имеет контроля. [1]
По данным Института Рифт-Валли , набеги и похищения рабов «фактически прекратились» в 2002 году, хотя «неизвестное количество» рабов оставалось в плену. [4] [5] «Раб» — это расовый эпитет , адресованный темнокожим суданцам. [6]
История рабства в Судане
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Рабство в регионе Судана имеет долгую историю, начавшуюся еще в древние нубийские и древнеегипетские времена и продолжающуюся до настоящего времени.
Военнопленные были обычным явлением в древней долине Нила и других частях Африки. Во времена завоеваний и после побед в сражениях древние нубийцы брали египтян в рабство. [7] В свою очередь, древние нубийцы брали рабов после победы в битвах с ливийцами, хананеями и египтянами. [8]
Средний возраст
[ редактировать ]Вскоре после арабского завоевания Египта пытались завоевать королевства христианской Нубии арабы неоднократно , но, используя стратегическую войну, значительно меньшая христианская Нубия победила более крупные арабские силы. В конце концов, учитывая их безуспешные усилия, арабы подписали 600-летний Бактский договор с христианским нубийским королевством Макурия . В рамках договора нубийцы, уже вовлеченные в растущую работорговлю в Восточной Африке, согласились ежегодно продавать 360 рабов своим северным соседям в обмен на специи и зерно. [ нужна ссылка ]
16-19 века
[ редактировать ]

После падения нубийских королевств в 1504 году мусульмане завоевали большую часть Нубии, а Фундж завоевал большую часть современного Судана от Дарфура до Хартума; Фунджи начали использовать рабов в армии в правление Бади III ( годы правления 1692–1711 ). [9] [10] Позже египетские работорговцы начали совершать набеги на территорию южного Судана. В частности, правитель Египта Мухаммед Али пытался создать армию южносуданских рабов с помощью нубийских работорговцев. Попытки запретить рабство были позже предприняты британскими колониальными властями в 1899 году, после их победы в Войне Махди .
По словам британского исследователя и аболициониста Сэмюэля Бейкера , посетившего Хартум в 1862 году, через шесть десятилетий после того, как британские власти объявили работорговлю незаконной, рабство было отраслью, «которая поддерживала Хартум как шумный город». [11] Бейкер описал практику набегов рабов на деревни на юге суданскими работорговцами из Хартума: Вооруженная группа плыла вверх по Нилу, находила удобную африканскую деревню, окружала ее ночью и атаковала незадолго до рассвета, сжигая хижины и стреляя. Женщин и молодых людей захватывали и связывали «раздвоенными шестами на плечах», привязывая руки к столбу спереди, а детей привязывали к матерям. Чтобы сделать «деревню настолько бедной, что выжившие жители будут вынуждены сотрудничать с работорговцами в их следующей вылазке против соседних деревень», из деревни будут разграблены крупный рогатый скот, зерно, слоновая кость, а все остальное уничтожено. [11]
20 век
[ редактировать ]Перед расследованием рабства, проведенным Лигой Наций в 1923 году, англо-египетский Судан (1899–1956) распустил Департамент по подавлению рабства, заявив, что рабство стало маргинальным явлением. [12] В отчете о Судане Временной комиссии по рабству (1923–1925) описывается порабощение нилотских немусульман Юго-Запада арабами-мусульманами на Севере, где в 1923 году большая часть сельского хозяйства все еще управлялась рабским трудом. [13]
Британские колониальные власти активно боролись с работорговлей в Судане, но избегали решения проблемы самого рабства, опасаясь вызвать беспорядки. Британцы разрешили рассматривать все случаи рабства шариатским судам, которые контролировались рабовладельческой элитой, которая использовала исламские законы для контроля над женщинами, детьми и рабами. Набеги рабов проводились из Эфиопии и Экваториальной Африки, а похищенные люди вывозились в рабство в Аравию. [14]
В 1920-х годах британский офицер сельского хозяйства П. У. Диггл провел личную кампанию по освобождению рабов в Судане. Он был возмущен, увидев, как избивают рабов, детей отбирают у родителей, а девушек-рабынь используют для проституции. Диггл был важным информатором TSC о рабстве в Судане, что оказывало давление на британцев по отношению к TSC. [15]
Британцы заявили Лугарду из TSC, что отменить рабство в Судане невозможно из-за огромного риска беспорядков в «столь легко удерживаемой и взрывоопасной стране, как Судан», где рабство разрешено исламскими законами. Британцы также представили циркуляр от 6 мая 1925 года, в котором говорилось, что все рабы, родившиеся после 1898 года, свободны по закону и что рабы имеют право покинуть своих владельцев и не будут возвращены, если они это сделают, что создало у TSC впечатление, что действие было принятые британцами против рабства в Судане. [16]
Вскоре выяснилось, что циркуляр от 6 мая 1925 года на самом деле был выпущен только британским чиновникам и неизвестен суданцам. Однако, когда этот факт был поднят в Палате лордов, колониальной администрации было приказано опубликовать и обеспечить соблюдение положений, запрещающих рабство в Судане. [17] Кроме того, были приняты меры против работорговли в Красном море через Судан путем усиления контроля над паломничеством в хадж и создания в Порт-Судане центра обмена информацией для рабов, репатриированных британцами из рабства в Королевстве Хиджаз, в результате чего в период с 1925 года было переселено более 800 рабов. и 1935 год. [18]
Во время работы Комиссии по временному рабству (TSC) между Суданом и Эфиопией была обнаружена процветающая работорговля: набеги рабов проводились из Эфиопии в провинции Фундж и Белый Нил в Южном Судане, захватывая немусульман Берта, Гумуз и Бурун, которые были куплены от эфиопских работорговцев арабскими суданскими мусульманами в Судане или через границу в независимой Эфиопской империи. [19]
Самым известным работорговцем был Ходжали аль-Хасан , «ватавитский» шейх Бела Шангула в Валлаги, и его главная жена Ситт Амна, которая была признана британцами главой административной единицы в Судане в 1905 году. Хасан собирал рабов – обычно девочек-подростков, мальчиков или детей – путем похищения, долгового рабства или в качестве дани от своих феодальных подданных, и отправлял их через границу своей жене, которая продавала их покупателям в Судане. [20]
Британский консул Ходсон в Эфиопии сообщил, что указ 1925 года не оказал практического влияния на рабство и работорговлю, проводимую через судано-эфиопскую границу до Тишаны: эфиопы требовали налогов, забирали детей людей, которые не могли платить, и порабощали их; набеги рабов на деревни по-прежнему совершались в ночное время: бандиты сжигали хижины, убивали стариков и порабощали молодых. Однажды в марте 1925 года, когда бандиты были арестованы, правительственные солдаты конфисковали 300 захваченных рабов и вместо этого передали их в качестве рабов своим солдатам; женщин и детей продавали в Эфиопии по цене 15 миллионов долларов, а официальный указ о борьбе с рабством 1925 года был простой формальностью. [21] Сообщалось, что в 1927 году работорговец Ходжали аль-Хасан, шейх «Ватавит» Бела Шангула в Валлаги, переправил 13 000 рабов из Эфиопии в Судан через свою жену Ситт Амна. [22]
В 1929 году набеги рабов проводились Эфиопией в Британскую Кению, а работорговля продолжалась в Судане, что способствовало британской поддержке основания Комитета экспертов по рабству Лиги Наций. [23]
Современное рабство
[ редактировать ]Сообщается, что «современная волна» рабства в Судане началась в 1983 году со Второй гражданской войны в Судане между Севером и Югом. В нем участвовало большое количество суданцев из южных и центральных регионов, «в первую очередь динка , нуэр и нубийцы центрального Судана», которые были захвачены и проданы «(или эксплуатировались другими способами)» северными суданцами, считающими себя арабами. [24] [25] Сообщается, что проблема рабства усугубилась после того, как Национальным исламским фронтом военное правительство, поддерживаемое в 1989 году к власти пришло , и правительство Хартума объявило джихад против немусульманской оппозиции на юге страны. [26] Баггара также получила свободу «убивать эти группы, грабить их богатства, захватывать рабов, изгонять остальных с территорий и насильственно заселять их земли». [27]
В Уголовном кодексе Судана 1991 года рабство не квалифицировалось как преступление, но Республика Судан ратифицировала Конвенцию о рабстве , Дополнительную конвенцию об отмене рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством , и является участником Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП). [1] Тем не менее, по словам имама движения «Ансар» и бывшего премьер-министра Садика аль-Махди , джихад
требует начала военных действий в религиозных целях. [...] Это правда, что режим [НИФ] не принял закона о реализации рабства в Судане. Но традиционная концепция джихада допускает рабство как побочный продукт [ джихада ]. [28]
Хьюман Райтс Вотч [29] и Международная амнистия [30] впервые сообщил о рабстве в Судане в 1995 году в контексте Второй гражданской войны в Судане . В 1996 году появились еще два отчета, один от представителя ООН, а другой от репортеров газеты « Балтимор Сан» , что было лишь одним из многих «обширных отчетов о набегах рабов» в Судане, предоставленных западными СМИ с 1995 года. [Примечание 1]
Хьюман Райтс Вотч и другие организации описывают современную форму рабства в Судане как, главным образом, дело рук вооруженных, поддерживаемых правительством ополчений племен баггара, которые совершают набеги на мирных жителей — в первую очередь этнической группы динка из южного региона Бахр-эль-Газаль . Баггара захватила детей и женщин, которых увезли в западный Судан и другие места. Их «заставляли бесплатно работать дома и на полях, наказывали за отказ и подвергали физическому, а иногда и сексуальному насилию». Правительство Судана «вооружает [ред] и санкционирует [ред] практику рабства со стороны этого племенного ополчения», известного как мурахелин , как недорогой способ ослабить своего врага во Второй гражданской войне в Судане , повстанческое Народно-освободительное движение Судана. /Армия (НОДС/А), которая, как считалось, имела базу поддержки среди племени динка на юге Судана. [1]
Согласно докладу 2002 года, опубликованному Международной группой выдающихся деятелей (действующей при поддержке Государственного департамента США ), как поддерживаемые правительством ополченцы, так и повстанцы (во главе с НОАС ) были признаны виновными в похищении гражданских лиц, но «в Особую озабоченность вызвали инциденты, произошедшие «в сочетании с нападениями проправительственных ополченцев, известных как мурахалины, на деревни в районах, контролируемых НОАС, недалеко от границы между северным и южным Суданом». Группа пришла к выводу, что «в значительном числе случаев» похищение является первой стадией «системы злоупотреблений, подпадающих под определение рабства в Международной конвенции о рабстве 1926 года и Дополнительной конвенции 1956 года». [2]
По оценкам, количество похищений во время войны колеблется от 14 000 до 200 000 человек. [32] По оценкам социального историка Джок Мадут Джок, в Судане «одновременно» находится 10–15 000 рабов, причем это число остается примерно постоянным по мере того, как отдельные рабы приходят и уходят - когда пленники убегают, покупают свободу или освобождаются как непригодные для труда. , больше захватывается. [33] До 1999 года количество рабов, удерживаемых рабовладельцами после распределения человеческой военной добычи, обычно составляло «от трех до шести и редко превышало десять на одного налетчика рабов». Хотя современная работорговля никогда не приближалась к масштабам нилотского рабства девятнадцатого века, некоторые баггара «действовали как брокеры по обращению военнопленных в рабов», продавая рабов «в разбросанных точках по всему Западному Судану» и «настолько на север, как Харум». Незаконная и крайне непопулярная на международном уровне торговля осуществляется «скрытно» и поддерживается на «минимальном уровне», так что «доказательства этого очень трудно получить». «Рабовладельцы просто отрицают, что работающие на них южные дети являются рабами». [34]
Согласно сообщению CBS news от 25 января 1999 года, рабов продавали по 50 долларов за штуку. [35]
В статье для The Wall Street Journal 12 декабря 2001 года Майкл Рубин сказал: [36]
Что представляет собой суданское рабство? Один 11-летний мальчик-христианин рассказал мне о своих первых днях в плену: «Мне несколько раз говорили быть мусульманином, и я отказывался, из-за чего мне отрезали палец». Двенадцатилетняя Алокор Нгор Денг была взята в рабство в 1993 году. Она не видела свою мать с тех пор, как похитители рабов продали их двоих разным хозяевам. Тринадцатилетняя Эйкон была схвачена суданскими военными пять лет назад, когда она находилась в своей деревне. Она подверглась групповому изнасилованию шестью правительственными солдатами и стала свидетельницей семи казней, прежде чем была продана суданскому арабу.
На многих освобожденных рабах были следы побоев, сожжений и других пыток. Более трех четвертей бывших порабощенных женщин и девочек сообщили об изнасилованиях.
Хотя неправительственные организации спорят о том, как положить конец рабству, мало кто отрицает существование этой практики. ...[E]оценки числа чернокожих, порабощенных сейчас в Судане, варьируются от десятков тысяч до сотен тысяч (не считая тех, кто продан в качестве принудительного труда в Ливии)...
Суданское правительство никогда не признавало существования «рабства» на своей территории. [37] [38] но в 1999 году под давлением международного сообщества был создан Комитет по искоренению похищения женщин и детей (CEAWC). В рамках этой программы в Южный Судан были возвращены 4000 «похищенных» южан, прежде чем она была закрыта в 2010 году. [39]
Конец торговли
[ редактировать ]По данным Института Рифт-Валли, набеги рабов и «похищения… фактически прекратились» в 2002 году. «Значительное количество» рабов было репатриировано после подписания в 2005 году Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 года, но «неизвестное количество» остается в плену. [4] Институт создал «Базу данных о суданских похищенных», содержащую «имена более 11 000 человек, похищенных за 20 лет рабовладельческих набегов» в штате Северный Бахр-эль-Газаль на юге Судана с 1983 по 2002 год. [4] [5] Мирный договор «Всеобъемлющее мирное соглашение между Севером и Югом» (ВМС) от января 2005 года, положивший конец гражданской войне в Судане. [40] положил конец набегам рабов, по данным Международной организации христианской солидарности, но не предоставил «пути домой тем, кто уже был порабощен». [41] Последний выпуск Хьюман Райтс Вотч «Справочная информация о рабстве в Судане» был обновлен в марте 2002 года. [1]
Усилия Международной организации христианской солидарности по выкупу рабов
[ редактировать ]Попытки «выкупить» или купить свободу рабов в Судане вызывают споры. [1] Начиная с 1995 года Международная организация христианской солидарности начала «выкупать» рабов через подпольную сеть торговцев, созданную в рамках местных мирных соглашений между арабскими и южными вождями. Группа утверждает, что с тех пор освободила таким образом более 80 000 человек. [42] Несколько других благотворительных организаций в конечном итоге последовали этому примеру.
В 1999 году ЮНИСЕФ назвал практику выкупа рабов «нетерпимой», утверждая, что эти благотворительные организации неявно признают, что людей можно покупать и продавать. [43]
ЮНИСЕФ также заявил, что покупка рабов у работорговцев дает им деньги на покупку оружия и боеприпасов. Но «Христианская солидарность» заявила, что они покупают рабов за суданские фунты, а не за доллары США, которые можно было бы использовать для покупки оружия. [43]
По состоянию на 2015 год Международная христианская солидарность заявила, что продолжает выкупать рабов. На своем сайте, [42] группа заявила, что использует меры защиты от мошенничества и что обвинения в мошенничестве «остаются сегодня необоснованными».
Наследие
[ редактировать ]
Расовые оскорбления являются обычным явлением в Судане, где отбеливание кожи является относительно распространенным явлением. [44] В 2020 году газета «Аль-Интибаха» назвала футбольного тренера-женщину рабыней. [45] Во время протестов Black Lives Matter в 2020 году ряд суданских пользователей социальных сетей оскорбляли на расовой почве известного чернокожего суданского футболиста Иссама Абдулрахима и светлокожего арабского визажиста Рима Хугли после их свадьбы. [45] Прославление бывших работорговцев распространено в Судане. Аль-Зубайр-паша Рахма , работорговец, назвал в столице улицу в его честь. [45]
См. также
[ редактировать ]- Рабство в современной Африке
- Менде Назер
- Фрэнсис Бук
- Права человека в Судане
- История рабства в мусульманском мире
Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам исследователя Джока Мадута Джока, обширные отчеты о набегах рабов с 1995 года можно найти в журналах и газетах США: The New Yorker , The Washington Post , The Washington Times , The New York Times , The Los Angeles Times , The Boston Globe , а также The South African Mail and Guardian и ряд европейских и канадских журналов и газет. «Многие из них также пытались разоблачить роль правительства в рабовладении». [31]
В самом Судане «систематические и инструментальные журналистские статьи» о рабстве исходили от Бона Малвала (суданского журналиста и бывшего правительственного министра), который в 1980-х годах был инициатором кампании по разоблачению этой практики в качестве редактора Sudan Times . [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Рабство и искупление рабов в Судане. Справочная информация Хьюман Райтс Вотч» . Обновлено. Хьюман Райтс Вотч. Март 2002 г. [март 1999 г.] . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рабство, похищения и принудительное рабство в Судане | Государственный департамент США | Международная группа выдающихся деятелей | 22 мая 2002 г. | страница 7 | по состоянию на 26 октября 2015 г.
- ^ «Отчет по установлению фактов подтверждает рабство в Судане» .
- ^ Перейти обратно: а б с Влассенрут, Коэн. «Проект похищений и рабства в Судане. Институт Рифт-Валли» . Riftvalley.net. Архивировано из оригинала 14 мая 2019 г. Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тысячи рабов в Судане» . Новости Би-би-си . 28 мая 2003 г. Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «Точка зрения из Судана – где чернокожих называют рабами» . Новости Би-би-си . 26 июля 2020 г. Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Редфорд, Д.Б. От раба до фараона: Черный опыт Древнего Египта. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2004. Проект MUSE.
- ^ «Древний Египет: Рабство, его причины и практика» . Reshafim.org.il . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ «Африка и рабство 1500-1800 гг., Сандерсон Бек» . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Барнс, Шэрон (2013). Рабство в Судане: история, документы и комментарии . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Перейти обратно: а б Цитаты из Джок, Мадут Джок (2001). Война и рабство в Судане . Издательство Пенсильванского университета. п. 5. ISBN 0-8122-1762-4 .
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 101
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 153-154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 154
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 174
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 175
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. США: АльтаМира Пресс. п. 198
- ^ Джок 2001 , с. viii.
- ^ Джон Эйбнер , генеральный директор Международной организации христианской солидарности (США), также заявляет, что современное рабство было возрождено в Судане в середине 1980-х годов, когда арабо-мусульманское государство Судан начало возрождаться. Он утверждает, что это рабство является результатом джихада, проводимого государством против немусульманского населения.(источник: Джон Эйбнер (декабрь 1999 г.). «Моя карьера, искупающая рабов» . Ближневосточный форум . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Джон Эйбнер (декабрь 1999 г.). «Моя карьера, искупающая рабов» . Ближневосточный форум . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Джок 2001 , с. 144-5.
- ^ Ас-Садик Аль-Махди Мэри Робинсон, Верховному комиссару ООН по правам человека (Раздел III: Военные преступления), 24 марта 1999 г.
- ^ «Дети в Судане: рабы, беспризорные дети и дети-солдаты», Human Rights Watch, сентябрь 1995 г. [1]
- ^ «Судан:« Слезы сирот »: нет будущего без прав человека», Amnesty International , 1 января 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джок 2001 , с. х.
- ^ «Рабство, похищение и принудительное рабство в Судане» . Госдепартамент США. 22 мая 2002 года . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ Джок 2001 , с. 1.
- ^ Джок 2001 , с. 57.
- ^ «Проклятие рабства преследует Судан» . Новости CBS. 25 января 1999 г.
- ^ Рубин, Майкл (12 декабря 2001 г.). «Не «задействуйте» мошеннические режимы» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ «Рабство и искупление рабов в Судане» . hrw.org . Хьюман Райтс Вотч. Март 2002 года . Проверено 26 октября 2015 г.
Правительство Судана возражает против рабства, заявляя, что речь идет о соперничающих племенах, занимающихся захватом заложников, над которыми оно практически не имеет контроля. Это просто неправда, о чем совершенно ясно свидетельствуют многочисленные сообщения, поступающие из южного Судана.
- ^ Халид (2003). Война и мир в Судане . Рутледж. стр. 239–240. ISBN 9781136179174 . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Микаэла Альфред-Камара, « Приведет ли независимость к концу рабства в Судане? » Международный репортер по борьбе с рабством , зима 2011 г. PDF
- ^ «Профиль Южного Судана — Хронология» . Новости Би-би-си. 27 августа 2015 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ «Рабство в Судане. Предыстория» . Международная христианская солидарность . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Эйбнер, « Часто задаваемые вопросы о рабстве » | csi-usa.org | по состоянию на 26 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Пол (12 марта 1999 г.). «Критика ООН возмущает благотворительные организации, покупающие освобождение суданских рабов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Судан Трибьюн
- ^ Перейти обратно: а б с Салих, Зейнаб Мохаммед (25 июля 2020 г.). «Точка зрения из Судана – где чернокожих называют рабами» . Новости Би-би-си . Проверено 15 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Джок, Джок Мадут (2001). Война и рабство в Судане . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1762-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]