Работорговля в Бухаре
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (март 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Работорговля в Бухаре относится к исторической работорговле, которая проводилась в городе Бухара в Центральной Азии (современный Узбекистан ) с древности до 19 века. Бухара и близлежащая Хива были известны как крупные центры работорговли в Центральной Азии на протяжении веков до завершения российского завоевания Средней Азии в конце 19 века.
Город Бухара был важным торговым центром на древнем Шелковом пути , через который осуществлялась торговля рабами между Европой и Азией. В средние века Бухара оказалась в зоне религиозной границы между мусульманским и немусульманским миром, которая рассматривалась мусульманами как законная цель рабства и называлась «Восточным куполом ислама». Он стал центром массовой работорговли Империи Саманидов , которая покупала рабов -сакалиба (европейцев) у Киевской Руси и продавала их на Ближний Восток , и как таковая представляла собой один из основных торговых путей рабов-сакалиба в Европу. Мусульманский мир. Бухара также была центром торговли турецкими рабами-немусульманами из Центральной Азии на Ближний Восток и в Индию, где они на протяжении веков составляли основную этническую группу гильманов ( военных рабов ).
В начале Нового времени современный Бухарский эмират встретил конкуренцию в работорговле с соседним Хивинским ханством , но продолжал функционировать как крупный центр работорговли для рабов-немусульман в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В этот период основной продаваемой демографической группой были восточноевропейцы-христиане, которые были приобретены в результате торговых связей с крымской работорговлей на Черном море, иранцы- шииты , которых считали язычниками и поэтому рабство считалось законным местными суннитскими властями. Древняя работорговля в Бухаре не была закрыта до тех пор, пока ее закрытие не было навязано эмиру Бухары русскими в 1873 году.
Фон
[ редактировать ]Бухара с древних времен была городом на Шелковом пути и, таким образом, была центром торговли. Бухара известна как минимум с VI века до нашей эры. В древности город входил в состав Персии и Первого Тюркского каганата.
В средние века город пал после исламского завоевания Персии и был частью халифата Аббасидов, прежде чем обрел независимость во время империи Саманидов. Бухару называют центром ислама в Центральной Азии или «Восточным куполом ислама». [1]
Античность
[ редактировать ]Древний Шелковый путь, соединяющий Средиземноморский мир и Китай в Восточной Азии, возможно, существовал еще в III веке до нашей эры, поскольку китайский шелк, найденный в Риме, датируется примерно 200 годом до нашей эры. [2] Шелковый путь соединялся со Средиземноморьем двумя маршрутами, которые пересекались в Бухаре, который, таким образом, служил важным центром торговли на Шелковом пути.
Из Китая Шелковый путь продолжался через Тянь -Шань , Хами , Турфан , Алмалык, Ташкент , Самарканд и, наконец, через Бухару , где он разделялся на две основные дороги: южный маршрут из Бухары в Мерв и оттуда в Антиохию , Трапезунд или Алеппо ; или северный маршрут из Бухары через пустыню Каракумы к Каспийскому морю , Астрахани и Казани вблизи Черного моря. [2]
Шелковый путь продавал не только ткани, драгоценности, металлы и косметику, но и рабов. [2] соединение работорговли на Шелковом пути с работорговлей в Бухаре, а также с работорговлей на Черном море .
Империя Саманидов (9–10 вв.)
[ редактировать ]Бухара была столицей империи Саманидов. Во времена империи Саманидов Бухара была крупным центром работорговли в Средней Азии. Империя Саманидов имела стратегически выгодное географическое положение, позволяющее действовать в качестве ключевого поставщика рабов в исламский мир, поскольку она находилась в религиозной пограничной зоне между Дар аль-Исламом (Мусульманским миром) и Дар аль-Харбом , миром нерелигиозных народов. - Неверные мусульмане, которые по исламским законам были законной мишенью для рабов мусульманского мира. [3]
Рабы были импортированы в Бухару из разных немусульманских стран и через Бухару в мусульманский мир, через Персию на Ближний Восток и через Гиндукуш (на территории современного Афганистана) в Индию. Ситуация была аналогична другим религиозным пограничным зонам в мусульманских землях, которые также были центрами работорговли: например, Аль-Андалус в Испании, который был центром работорговли Аль-Андалус ; Мусульманская Северная Африка, которая была центром транссахарской работорговли и работорговли в Красном море ; а также мусульманская Восточная Африка, которая была центром работорговли в Индийском океане .
Работорговля Саманидов была одним из двух крупнейших поставщиков рабов на мусульманский рынок Аббасидского халифата ; другой - хазарская работорговля , которая снабжала ее пленными славянами и соплеменниками с северных земель Евразии. [4] Работорговля Саманидов была одним из основных маршрутов европейских сакалиба- рабов на исламский Ближний Восток, наряду с пражской работорговлей и балканской работорговлей .
Саманиды регулировали транзитную работорговлю через свою территорию, требуя плату в размере 70–100 дирхамов и лицензию (джаваз) за каждого мальчика-раба; та же плата, но без лицензии для каждой рабыни; и меньшая плата - 20–30 дирхамов за каждую взрослую женщину. [5]
Индийский народ
[ редактировать ]Политика ведения войны и налоговых поступлений стала причиной порабощения индийцев на невольничьем рынке Центральной Азии уже во время завоевания Синда Омейядами в 8 веке, когда армии командующего Омейядов Мухаммада бин Касима поработили десятки тысяч индийских мирных жителей, а также солдаты. [6]
Во время походов Газневидов в Индию в XI веке сотни тысяч индейцев были схвачены и проданы на невольничьих рынках Средней Азии; в 1014 году «армия ислама привела в Газну около 200 000 пленников (кариб до сит хазар банда) и большое богатство, так что столица выглядела как индийский город, где ни один солдат лагеря не был без богатства или без большого количества рабов», а во время экспедиции правителя Газневидов султана Ибрагима в район Мултана на северо-западе Индии 100 000 пленников были доставлены обратно в Среднюю Азию, и, как сообщается, Газневиды захватили «пятьсот тысяч рабов, красивых мужчин и женщин». [6] Во время его двенадцатой экспедиции в Индию в 1018–1019 годах армии Махмуда Газни захватили так много индийских рабов, что цены упали, и, по словам аль-Утби, «торговцы приезжали из отдаленных городов, чтобы купить их, так что страны Ма вара3 ан-нар (Средняя Азия): «Ими наполнились Ирак и Хорасан, и светлые и темные, богатые и бедные смешались в одном общем рабстве». [6]
Работорговля викингов
[ редактировать ]Империя Саманидов имела важные торговые контакты со Скандинавией и Прибалтикой, где было найдено множество монет Саманидов. В эпоху раннего средневековья империя Саманидов была одним из двух основных пунктов викингов Волжского торгового пути , по которому викинги вывозили захваченных в Европе рабов в халифат Аббасидов на Ближнем Востоке через Каспийское море и империю Саманидов в Иран. (другой путь лежал в Византийскую империю и Средиземноморье через Днепр и черноморскую работорговлю ). [7] [8]
Исламский закон запрещал мусульманам порабощать других мусульман, и, таким образом, на исламской территории существовал большой рынок рабов-немусульман. Викинги продавали мусульманам пленников-христиан и язычников-европейцев, которые называли их сакалиба ; эти рабы, вероятно, были как языческими славянами, финнами, так и балтийскими восточноевропейцами. [9] а также христиане Западной Европы. [10]
Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, например, в Ирландию, можно было продать в мавританской Испании через работорговлю в Дублине. [11] или переправлялись в Хедебю или Бреннё в Скандинавии, а оттуда по Волжскому торговому пути в современную Россию, где рабов и меха продавали мусульманским купцам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелк, которые были найдены в Бирке , Волине и Дублине. ; [12] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [13] но с начала 10 века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат . [14] Также славян-язычников порабощали викинги, маджары и волжские булгары, которые переправляли их в Волжскую Булгарию, где они продавались мусульманским работорговцам и далее в Хорезм и Саманидам, причем незначительная часть вывозилась в Византийскую империю . [15] Это была крупная сделка; Саманиды были основным источником арабского серебра в Европу по этому маршруту. [14] а Ибн Фадлан называл правителя Волжского Булгара «царем сакалибы » из-за его важности для этой торговли. [14]
Известно, что работорговля между викингами и мусульманами в Центральной Азии действовала, по крайней мере, между 786 и 1009 годами, поскольку в эти годы в Скандинавии было найдено большое количество серебряных монет империи Саманидов, а люди были взяты в плен Викинги во время их набегов на Западную Европу, вероятно, были проданы в исламскую Среднюю Азию, работорговля, которая была настолько прибыльной, что, возможно, способствовала набегам викингов в Западную Европу, которые использовались викингами в качестве источника рабского снабжения для их работорговли с исламскими странами. мир. [16]
Работорговля между викингами и Бухарой через территорию современной России закончилась, когда викинги обратились в христианство в 11 веке. Однако восточноевропейцев по-прежнему экспортировали для работорговли в Среднюю Азию. Во время войны между русскими княжествами в XII веке русские князья позволяли своим половцам ( кипчакам ) союзникам порабощать крестьян с территории противоборствующих русских княжеств и продавать их работорговцам в Средней Азии. [17]
тюркские народы
[ редактировать ]Основным источником рабов в Империи Саманидов были немусульманские тюркские народы среднеазиатских степей , которых тысячами покупали, а также регулярно похищали в ходе набегов рабов для обеспечения работорговли в Бухаре. [3]
Работорговля с турками была крупнейшим источником рабства в Империи Саманидов. До 13 века большинство тюркских народов не были мусульманами, а были приверженцами тенгрианства , буддизма и различных форм анимизма и шаманизма , что делало их неверными и как таковыми законными целями для порабощения исламским законом. Многие рабы в средневековом исламском мире, которых называли «белыми», имели турецкое происхождение.
Начиная с VII века, когда были проведены первые исламские военные кампании на турецкие земли на Кавказе и в Центральной Азии, турецкие люди были порабощены в качестве военных пленников, а затем проданы в качестве рабов посредством набегов рабов через южную Россию и Кавказ в Азербайджан и через Каразм. и Трансоксания в Хорасан и Иран; [5] в 706 г. арабский правитель Котайба б. Мусульмане убили всех мужчин в Байканде в Согдиане и увезли всех женщин и детей в рабство в Империю Омейядов. [18] [5] а в 676 году восемьдесят турецких дворян, захваченных у царицы Бухары, были похищены правителю Саиду б. Оммана из Хорасана отправили в Медину в качестве сельскохозяйственных рабов, где они убили своего работорговца, а затем покончили жизнь самоубийством. [19] [5]
Военные кампании постепенно сменялись чисто коммерческими набегами мусульманских рабов против турок-немусульман на «территорию неверных» (дар аль-харб) в среднеазиатских степях, что привело к устойчивому притоку турок на мусульманские невольничьи рынки в Бухаре и Дарбенде. , Самарканд, Киш и Насаф. [5] Помимо набегов мусульманских работорговцев, турецкие пленники также подвергались работорговле в качестве военных пленников после войн среди самих турецких народов в степях (как это было в случае с Себуктигином ), а в некоторых случаях продавались их собственными семьями. [5]
аль-Баладхури описал, как халиф аль-Мамун писал своим губернаторам в Хорасане с просьбой совершить набег на те народы Трансоксианы, которые не подчинились исламу:
- «Когда аль-Мутасим стал халифом, он сделал то же самое до такой степени, что большинство его военачальников были выходцами из Трансоксианы: согдийцы, фарханцы, ушрусанцы, народы Шаша и другие, [даже] их цари пришли к нему. Ислам распространился среди тех, кто жили там, поэтому они начали набеги на живших там турок». [20]
Турецкие рабы были основным поставщиком рабов в работорговле Саманидов и регулярно составляли часть земельного налога, отправляемого в столицу Аббасидов Багдад; географ Аль-Макдиси (ок. 375/985) отмечал, что в его время в ежегодный сбор (харадж) входили 1020 рабов. [5] Средняя цена турецкого раба в 9 веке составляла 300 дирхамов, но турецкого раба можно было продать за 3000 динаров. [5]
Торговля турецкими рабами через Бухару продолжалась на протяжении веков после распада империи Саманидов.
Невольничий рынок
[ редактировать ]Рабы продавались на невольничьем рынке в Бухаре для внутреннего использования в Империи Саманидов, а также продавались работорговцам и экспортировались в другие страны Ближнего Востока, особенно в Аббасидский халифат. [3]
На невольничьем рынке в мусульманском мире приоритет отдавался использованию женщин в качестве домашней прислуги и наложниц (секс-рабынь), а мужчин – в качестве евнухов , чернорабочих и солдат-рабов.
На рынке сексуального рабства светлокожие девушки считались более эксклюзивными для рабского сожительства в гаремах мусульманского мира, чем африканские женщины из через Сахару и работорговли Красное море , а европейские женщины были популярны, но турецкие девушки были более популярными. общая этническая принадлежность.
Турецкие рабы-мужчины считались в высшей степени подходящими в качестве рабов-солдат из-за их происхождения в тяжелом образе жизни в степи - стереотип, аль-Джахизом описанный в его «Ресала фи манакеб аль-Торк ва Аммат джонд аль-Хелафа» («послание о превосходстве степных рабов»). турки»), которые характеризовались как лояльные и «целеустремлённо преданные своим хозяевам», будучи рабами и, как таковые, без какой-либо лояльности к своим собственным семьям. [5] Турецким мужчинам особенно предпочитали снабжать армию гильманов- рабов Аббасидской армии в Багдаде. [3] Солдаты-мамлюки были введены в Йемен во времена династии Зиядидов (818–981). [21] и турецкие солдаты-рабы с самого начала должны были стать популярной этнической принадлежностью, что в конечном итоге стало предпочтительным выбором этнической принадлежности для этой категории рабов. [22]
Помимо солдат-рабов, турецкие рабы-мужчины также были популярны в качестве дворцовых рабов, а турецкие рабы служили виночерпиями таких правителей, как султан Махмуд Газни , чей турецкий виночерпий и фаворит Аяз б. Аймак играл политическую роль при дворе Газневидов . [5]
Работорговля была основным торговым доходом империи Саманидов. [3] и наряду с сельским хозяйством и другой торговлей работорговля была экономической основой государства. [3]
Чагатайское ханство и империя Тимуридов (13–15 вв.)
[ редактировать ]Ко времени походов монголов в Среднюю Азию Бухара принадлежала Хорезмийской империи . Город по-прежнему процветал как торговый центр работорговли в Средней Азии. Во время монгольского нашествия на Хорезмийскую империю Бухара была разграблена после осады Бухары в феврале 1220 года. После завоевания Монгольской империи Бухара принадлежала Чагатайскому ханству (1266–1347), а затем империи Тимуридов (1370–1501). .
Работорговля
[ редактировать ]Бухара была восстановлена после разграбления монголами в 1220 году. Будучи на протяжении веков крупным центром работорговли в Центральной Азии, Бухара была интегрирована в разветвленную сеть работорговли Монгольской империи. Монгольская империя вела массовую международную работорговлю с пленниками во время непрерывных монгольских вторжений и завоеваний и основала сеть городов для перевозки рабов из одного конца Империи в другой. [23] Эта сеть функционировала для перевозки различных категорий рабов на невольничьи рынки, где они были наиболее востребованы; такие как торговля рабами-мусульманами в христианские земли и рабами-христианами в мусульманские страны. [23]
Сеть работорговли Монгольской империи была организована по маршруту из Северного Китая в Северную Индию; из Северной Индии на Ближний Восток через Иран и Среднюю Азию; и из Средней Азии в Европу через степь кыпчакской территории между Каспийским и Черным морями и Кавказом. [23] Этот маршрут работорговли был связан через ряд городов, используемых для перевозки рабов, с периферией Империи, состоящей из столиц монгольских ханств – со столицей Каракорумом в качестве главного центра – и уже существовавших центров работорговли, в частности старый центр работорговли Бухары. [23]
Работорговля подпитывалась набегами и покупками работорговцев; системой данников, при которой покоренные государства были вынуждены отдавать рабов в качестве дани; и военнопленными во время военных кампаний во времена Монгольской империи и последующих ханств. Например, во время Тимуром разграбления Дели тысячи квалифицированных ремесленников были порабощены и проданы в Среднюю Азию и подарены Тимуром своей подчиненной элите. [6]
Индийские рабы
[ редактировать ]Во времена Делийского султаната (1206–1526 гг.) индусы были порабощены в таких больших количествах для экспорта на невольничий рынок Центральной Азии, что индийские рабы стали дешевыми, доступными и доступными рабами, что увеличило их спрос на международных рынках. [6] Помимо военнопленных, порабощенных в тот период, Делийский султанат получил большое количество индуистских рабов через свою систему доходов, в которой подчиненные икта'дары приказывали своим армиям похищать индуистов в больших количествах в качестве средства получения дохода. [6] Налоги часто взимались с общин, менее лояльных к султану, в виде рабов, а немусульмане, которые не были в состоянии платить налоги, могли быть определены как сопротивляющиеся власти султана и, таким образом, похищены в качестве рабов во время войны; Султан Ала ад-Дин Халджи (годы правления 1296–1316) узаконил порабощение немусульман, не выплачивавших доходы. [6]
Невольничий рынок
[ редактировать ]Невольничий рынок Бухары продолжал оставаться крупным центром экспорта рабов в мусульманский мир. На Ближнем Востоке по-прежнему существовал большой рынок рабских категорий девочек для сексуального рабства и мальчиков для евнухов и военного рабства.
С начала 14 века количество турецких рабов начало постепенно сокращаться параллельно с растущим обращением турецких народов в ислам, который защищал их от порабощения мусульманами. Однако спрос на турецких рабов по-прежнему оставался высоким.
Турецкие девушки по-прежнему оставались популярной мишенью сексуального рабства в качестве наложниц; Шаджар ад-Дурр, вероятно, изначально была наложницей-турецкой рабыней. [24]
Турецкие рабы-мужчины по-прежнему считались идеальными для военного рабства. Турецкие мужчины были популярны в качестве солдат-рабов на невольничьем рынке Делийского султаната (1206–1526 гг.) и династии Расулидов в Йемене (1229–1454 гг.). [22]
Например, в Бухарском дарственном акте 1326 года упоминаются девятнадцать рабов нескольких национальностей: монгольских, индийских, китайцев (китаев) и русских. [25]
Китанские рабы из Северного Китая были популярными рабами на мусульманском невольничьем рынке до монгольского завоевания и славились своей красотой в Центральной Азии, в Иране. [25]
На внутреннем рынке Средней Азии рабы использовались в частных хозяйствах для ухода за садом, обработки земли и содержания скота на плантациях богатых семей Средней Азии; их использовали в качестве военных рабов, в качестве чернорабочих для обслуживания ирригационных каналов, на кирпичных заводах, обучали работе в строительном деле. Частные лица могли владеть сотнями рабов: один Джуйбарский шейх (суфийский лидер Накшбанди) владел более чем 500 рабами, сорок из которых были производителями гончарных изделий, а другие - сельскохозяйственными рабочими, пасущими скот и плотниками. Индийские рабы особенно ценились как квалифицированные ремесленники из-за развитой индийской текстильной промышленности, сельскохозяйственного производства и архитектуры. Особой категорией было сексуальное рабство , и привлекательных рабынь продавали по более высокой цене, чем ремесленников, владеющих строительными навыками. [6]
Ханство и Бухарский эмират (16–19 вв.)
[ редактировать ]Работорговля в Хиве и Бухаре была описана английским путешественником Энтони Дженкинсоном в середине 16 века, в то время, когда они были крупными мировыми центрами работорговли и «рабовладельческими столицами мира». [26]
В XVI веке большинство рабов, перевозившихся через Хиву и Бухару, были либо персами, либо русскими. Ежегодно на невольничьем рынке Хивы и Бухары продавалось около 100 000 рабов, большинство из которых были персами или русскими. [26]
В 19 веке работорговля в Хиве стала больше, чем в Бухаре. [27] но оба сохранили много общего. Туркменские племенные группы совершали регулярные набеги рабов, называемые аламанами , к двум источникам рабов; Русские и немецкие поселенцы вдоль Урала и персидские паломники в Мешхед — две категории, которые как христиане и мусульмане-шииты соответственно считались религиозно законными людьми, которые могли стать целью порабощения. [27]
Индийский народ
[ редактировать ]Источником рабов были индусы- индийцы, импортированные через Гиндукуш в Афганистане, которые были популярны на внутреннем рынке Бухары. [6] Наряду с русскими-христианами, калмаками-буддистами, афганцами-несуннитами и иранцами-шиитами, индусы-индуисты были важной категорией рабов в работорговле в Центральной Азии, по крайней мере, со средневековья и раннего Нового времени. Из-за того, что индуисты-политеисты четко идентифицировались как кафиры , «неверующие» в ислам, индийцы, несомненно, рассматривались как законные цели для порабощения и были популярны в качестве рабов на невольничьем рынке Центральной Азии. [6]
Хотя мусульманское господство на севере Индии не привело к появлению рабства в Индии, где рабство известно с VI века до нашей эры, это учреждение расширилось во времена Делийского султаната (1206–1526 гг . ) торговля людьми между Центральной Азией и Индией. [6]
Индийские купцы перевозили индийских рабов на невольничий рынок Центральной Азии, а порабощенных индейцев покупали или обменивали на товары, такие как лошади, среднеазиатскими работорговцами, которые перевозили их в Среднюю Азию через Гиндукуш караваном; В 1581 году португальский миссионер-иезуит отец Антонио Монсеррат отметил, что племя «гаккарес» (гаккарс) в Пенджабе, которое выступало в качестве посредников в работорговле между Индией и Центральной Азией, до такой степени обменивало индийских рабов на среднеазиатских («тюрквских») лошадей. что они стали ассоциироваться с пословицей «рабы из Индии, лошади из Парфии». [6] Караванные дороги Средней Азии посещались бандитами, которые грабили купцов вдоль дорог, а в случае индийских купцов купцы и их свита могли быть не только ограблены, но и сами взяты в плен и проданы на невольничьем рынке. [6]
Индийских рабов также дарили правители; в 16 веке, например, император Великих Моголов Акбар подарил Абдаллаху II Бухарскому Абдаллаху-хану II четырех рабов, владеющих каменной кладкой . [6] В 1589 году здоровый тридцатитрехлетний индийский раб продавался в Самарканде за 225 танга, и индейцев называли «рабами-овцами». [6]
персы
[ редактировать ]Основным источником рабов для торговли славой в Хиве и Бухаре были персы; в то время как ислам запрещал мусульманам порабощать других мусульман, персы были мусульманами-шиитами, а Хива и Бухара были мусульманами-суннитами и поэтому рассматривались как законные цели для рабства. [26]
Персы-шииты рассматривались как законная цель туркменами-суннитами и узбекскими работорговцами. [6] Многие из них были взяты в плен во время войны между узбеками и Сефевидами , а также во время набегов туркменских рабов на деревни северо-западного Ирана. [6]
русские
[ редактировать ]В эпоху раннего Нового времени (16–18 века) Хива и Бухара импортировали большое количество рабов-европейцев, похищенных крымскими татарами (обычно русскими). [26]
Русские поселенцы-христиане считались законной целью порабощения и были похищены на границах крымскими татарами, ногайцами, калмаками и башкирами и отправлены на невольничьи рынки Хивы, Балха и Бухары. [6]
Невольничий рынок
[ редактировать ]В 16 веке Бухара экспортировала рабов в Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Индию. Бухарский невольничий рынок был местом назначения работорговцев из Индии и других стран «Востока», приезжавших в Бухару за рабами. [28] Рабов вывозили из Бухары в другие исламские ханства Средней Азии.
Бухара также использовала рабов на своем внутреннем рынке. Использование рабов в Бухаре соответствовало обычной модели рабства в исламском мире. Рабыни использовались в качестве домашней прислуги или наложниц (секс-рабынь). Барон Мейендорф сообщал в 1820-х годах, что квалифицированного ремесленника можно было продать примерно за 100 тилла , а привлекательных рабынь можно было продать за 150 тилла. [6]
Рабы-мужчины использовались в качестве гилманов рабов- . Бухара также использовала рабский труд в своем сельском хозяйстве, обычно индийских рабов. [29]
В 19 веке невольничьи рынки Хивы и Бухары все еще оставались одними из крупнейших невольничьих рынков в мире. Туркмены были настолько известны своими набегами рабов, что говорили, что туркмены «без колебаний продали бы в рабство самого Пророка, если бы он попал в их руки». [28] Постоянные набеги на путешественников представляли проблему для путешествий по региону.
По оценкам, в Бухаре в 1821 году проживало от 20 000 до 40 000 рабов, а в 1860-х годах - около 20 000. [29]
Королевский гарем
[ редактировать ]Царский гарем правителя Бухарского эмирата (1785–1920) в Средней Азии ( Узбекистан ) был аналогичен гарему Хивинского ханства. Сообщалось, что у последнего эмира Бухары был гарем из 100 женщин, а также отдельный «гарем» из « танцующих мальчиков с нектаровым цветом лица ». [30] Гарем был упразднен, когда Советский Союз завоевал эту территорию, и хан Сайид Мир Мухаммад Алим Хан был вынужден бежать; Сообщается, что он оставил женщин из гарема, но взял с собой некоторых из своих танцующих мальчиков. [30]
Отмена
[ редактировать ]Невольничий рынок в Бухаре, как и в Хиве, был запрещен в 1873 году после российского завоевания. Однако процесс был другим. Бухара стала российским протекторатом после российского завоевания Бухары в 1868 году. Русские не имели полного контроля над Бухарой, где формально все еще находился у власти эмир. Когда работорговля в соседней Хиве была отменена после российского завоевания Хивы в 1873 году, это заставило русских использовать свою власть для отмены рабства также и в Бухаре. Россия находилась под давлением западного общественного мнения как на национальном, так и на международном уровне с требованием отменить рабство и работорговлю. [31]
Русско-бухарский договор 1873 года отменил бухарскую работорговлю. [31] В отличие от соседней Хивы, рабство как таковое в Бухаре не было запрещено после запрета работорговли. [31] Российский генерал-губернатор поздравил эмира Музаффара бин Насруллу с отменой работорговли в Бухаре и выразил надежду, что само рабство будет постепенно отменено в течение десяти лет. [31]
Эмир обещал русским, что отменит рабство в 1883 году при условии, что бывшие рабы до тех пор останутся у своих работорговцев, после чего им будет предоставлено право выкупить себя бесплатно; после этого обещания русские воздержались от дальнейшего давления на эмира по этому вопросу, чтобы не повредить своим дипломатическим контактам с ним. [31]
Последствия
[ редактировать ]Однако, несмотря на официальную отмену в 1873 году, работорговля продолжалась незаконно с благословения эмира, который сам продолжал покупать персидских рабов у туркменских работорговцев для комплектования своего гарема солдатами-рабами, а своего гарема - наложницами-рабынями. [31] В 1878 году русский агент сообщил, что стал свидетелем работорговли в Бухаре. [31] а в 1882 году английский путешественник Генри Лансделл узнал о все еще продолжающейся работорговле. [31]
Эмир Музаффар бин Насрулла не отменил рабство в 1883 году, как он обещал русским. Однако его сын Эмир Абд аль-Ахад Хан выполнил обещание своего отца, официально отменив рабство в Бухарском эмирате. [31] Однако рабство в Бухаре продолжалось, а царский двор и царский гарем продолжали комплектоваться рабами, тайно приобретенными у туркменских агентов работорговли; [31] когда Бухарский эмират был аннексирован коммунистическим Советским Союзом после Бухарской революции и Бухарской операции (1920 г.) , когда последний эмир Сайид Мир Мухаммад Алим Хан бежал от Красной Армии и оставил своих рабынь-наложниц. [30]
См. также
[ редактировать ]- Рабство в Аль-Андалусе
- Русское завоевание Бухары
- Рабство в Средней Азии
- Крымская работорговля.
- Хивинская работорговля
- Турецкие рабы в Делийском султанате
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганглер, А., Гаубе, Х., Петруччиоли, А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Тыскланд: Ред. Аксель Менгес.
- ^ Перейти обратно: а б с Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 122-123
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ганглер А., Гаубе Х., Петруччиоли А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Тыскланд: Ред. Аксель Менгес. п. 39
- ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж БАРДА и БАРДА-ДАРИ iii. В исламский период до монгольского нашествия в энциклопедии Ираника.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
- ^ Паргас и Шил, Дамиан А.; Джулиана (2023). Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. Германия: Springer International Publishing. п. 126
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 126
- ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 33-35
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 256-257
- ^ «Невольничий рынок Дублина» . 23 апреля 2013 г.
- ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
- ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
- ^ Перейти обратно: а б с Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
- ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 62
- ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
- ^ Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200–1860. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. стр 143-152
- ^ ХАР Гибб, Арабские завоевания в Центральной Азии, Лондон, 1923, стр. 19–20.
- ^ Наршахи, стр. 54, 56–57, тр. стр. 40–41; ср. ХАР Гибб, Арабские завоевания в Центральной Азии, Лондон, 1923, стр. 19–20.
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 213
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 143
- ^ Перейти обратно: а б Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 149
- ^ Перейти обратно: а б с д Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 88
- ^ Тайная история Ирана – стр. 127 .
- ^ Перейти обратно: а б Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 89
- ^ Перейти обратно: а б с д Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
- ^ Перейти обратно: а б Барисиц, С. (2017). Центральная Азия и Шелковый путь: экономический подъем и упадок на протяжении нескольких тысячелетий. Германия: Springer International Publishing., стр. 223
- ^ Перейти обратно: а б Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
- ^ Перейти обратно: а б Дампер М., Стэнли Б. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия. Storbritannien: Bloomsbury Publishing., стр. 97
- ^ Перейти обратно: а б с Хан-Урф, Р. (1936). Дневник раба. Storbritannien: С. Лоу. п. 41
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Беккер, С. (2004). Протектораты России в Средней Азии: Бухара и Хива, 1865–1924 гг. Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис., стр. 67-68