Jump to content

Работорговля в Бухаре

Мечеть в Бухаре.
Монеты Саманидов, найденные в кладе Спиллингса
Карта, показывающая основные торговые пути варягов: Волжский торговый путь (красный цвет) и Торговый путь из варяг в греки (фиолетовый цвет). Другие торговые пути восьмого-одиннадцатого веков показаны оранжевым цветом.
Викинги захватывали людей во время своих набегов на Европу.
Торговые переговоры в стране восточных славян. Картины русской истории. (1909). Викинги продавали людей, которых они захватили в Европе, мусульманским купцам в современной России.
Русская Средняя Азия – Бухара
Русская фотография, Бухара, 19 век.
Бухара, 19 век.
Музаффар бин Насрулла отменил работорговлю в Бухаре в 1873 году.
Абд аль-Ахад отменил рабство в Бухаре в 1885 году.
Сайид Мир Мухаммад Алим Хан , как известно, наполнял свой королевский гарем рабами до распада Эмирата в 1920 году.

Работорговля в Бухаре относится к исторической работорговле, которая проводилась в городе Бухара в Центральной Азии (современный Узбекистан ) с древности до 19 века. Бухара и близлежащая Хива были известны как крупные центры работорговли в Центральной Азии на протяжении веков до завершения российского завоевания Средней Азии в конце 19 века.

Город Бухара был важным торговым центром на древнем Шелковом пути , через который осуществлялась торговля рабами между Европой и Азией. В средние века Бухара оказалась в зоне религиозной границы между мусульманским и немусульманским миром, которая рассматривалась мусульманами как законная цель рабства и называлась «Восточным куполом ислама». Он стал центром массовой работорговли Империи Саманидов , которая покупала рабов -сакалиба (европейцев) у Киевской Руси и продавала их на Ближний Восток , и как таковая представляла собой один из основных торговых путей рабов-сакалиба в Европу. Мусульманский мир. Бухара также была центром торговли турецкими рабами-немусульманами из Центральной Азии на Ближний Восток и в Индию, где они на протяжении веков составляли основную этническую группу гильманов ( военных рабов ).

В начале Нового времени современный Бухарский эмират встретил конкуренцию в работорговле с соседним Хивинским ханством , но продолжал функционировать как крупный центр работорговли для рабов-немусульман в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В этот период основной продаваемой демографической группой были восточноевропейцы-христиане, которые были приобретены в результате торговых связей с крымской работорговлей на Черном море, иранцы- шииты , которых считали язычниками и поэтому рабство считалось законным местными суннитскими властями. Древняя работорговля в Бухаре не была закрыта до тех пор, пока ее закрытие не было навязано эмиру Бухары русскими в 1873 году.

Бухара с древних времен была городом на Шелковом пути и, таким образом, была центром торговли. Бухара известна как минимум с VI века до нашей эры. В древности город входил в состав Персии и Первого Тюркского каганата.

В средние века город пал после исламского завоевания Персии и был частью халифата Аббасидов, прежде чем обрел независимость во время империи Саманидов. Бухару называют центром ислама в Центральной Азии или «Восточным куполом ислама». [1]

Античность

[ редактировать ]

Древний Шелковый путь, соединяющий Средиземноморский мир и Китай в Восточной Азии, возможно, существовал еще в III веке до нашей эры, поскольку китайский шелк, найденный в Риме, датируется примерно 200 годом до нашей эры. [2] Шелковый путь соединялся со Средиземноморьем двумя маршрутами, которые пересекались в Бухаре, который, таким образом, служил важным центром торговли на Шелковом пути.

Из Китая Шелковый путь продолжался через Тянь -Шань , Хами , Турфан , Алмалык, Ташкент , Самарканд и, наконец, через Бухару , где он разделялся на две основные дороги: южный маршрут из Бухары в Мерв и оттуда в Антиохию , Трапезунд или Алеппо ; или северный маршрут из Бухары через пустыню Каракумы к Каспийскому морю , Астрахани и Казани вблизи Черного моря. [2]

Шелковый путь продавал не только ткани, драгоценности, металлы и косметику, но и рабов. [2] соединение работорговли на Шелковом пути с работорговлей в Бухаре, а также с работорговлей на Черном море .

Империя Саманидов (9–10 вв.)

[ редактировать ]

Бухара была столицей империи Саманидов. Во времена империи Саманидов Бухара была крупным центром работорговли в Средней Азии. Империя Саманидов имела стратегически выгодное географическое положение, позволяющее действовать в качестве ключевого поставщика рабов в исламский мир, поскольку она находилась в религиозной пограничной зоне между Дар аль-Исламом (Мусульманским миром) и Дар аль-Харбом , миром нерелигиозных народов. - Неверные мусульмане, которые по исламским законам были законной мишенью для рабов мусульманского мира. [3]

Рабы были импортированы в Бухару из разных немусульманских стран и через Бухару в мусульманский мир, через Персию на Ближний Восток и через Гиндукуш (на территории современного Афганистана) в Индию. Ситуация была аналогична другим религиозным пограничным зонам в мусульманских землях, которые также были центрами работорговли: например, Аль-Андалус в Испании, который был центром работорговли Аль-Андалус ; Мусульманская Северная Африка, которая была центром транссахарской работорговли и работорговли в Красном море ; а также мусульманская Восточная Африка, которая была центром работорговли в Индийском океане .

Работорговля Саманидов была одним из двух крупнейших поставщиков рабов на мусульманский рынок Аббасидского халифата ; другой - хазарская работорговля , которая снабжала ее пленными славянами и соплеменниками с северных земель Евразии. [4] Работорговля Саманидов была одним из основных маршрутов европейских сакалиба- рабов на исламский Ближний Восток, наряду с пражской работорговлей и балканской работорговлей .

Саманиды регулировали транзитную работорговлю через свою территорию, требуя плату в размере 70–100 дирхамов и лицензию (джаваз) за каждого мальчика-раба; та же плата, но без лицензии для каждой рабыни; и меньшая плата - 20–30 дирхамов за каждую взрослую женщину. [5]

Индийский народ

[ редактировать ]

Политика ведения войны и налоговых поступлений стала причиной порабощения индийцев на невольничьем рынке Центральной Азии уже во время завоевания Синда Омейядами в 8 веке, когда армии командующего Омейядов Мухаммада бин Касима поработили десятки тысяч индийских мирных жителей, а также солдаты. [6]

Во время походов Газневидов в Индию в XI веке сотни тысяч индейцев были схвачены и проданы на невольничьих рынках Средней Азии; в 1014 году «армия ислама привела в Газну около 200 000 пленников (кариб до сит хазар банда) и большое богатство, так что столица выглядела как индийский город, где ни один солдат лагеря не был без богатства или без большого количества рабов», а во время экспедиции правителя Газневидов султана Ибрагима в район Мултана на северо-западе Индии 100 000 пленников были доставлены обратно в Среднюю Азию, и, как сообщается, Газневиды захватили «пятьсот тысяч рабов, красивых мужчин и женщин». [6] Во время его двенадцатой экспедиции в Индию в 1018–1019 годах армии Махмуда Газни захватили так много индийских рабов, что цены упали, и, по словам аль-Утби, «торговцы приезжали из отдаленных городов, чтобы купить их, так что страны Ма вара3 ан-нар (Средняя Азия): «Ими наполнились Ирак и Хорасан, и светлые и темные, богатые и бедные смешались в одном общем рабстве». [6]

Работорговля викингов

[ редактировать ]

Империя Саманидов имела важные торговые контакты со Скандинавией и Прибалтикой, где было найдено множество монет Саманидов. В эпоху раннего средневековья империя Саманидов была одним из двух основных пунктов викингов Волжского торгового пути , по которому викинги вывозили захваченных в Европе рабов в халифат Аббасидов на Ближнем Востоке через Каспийское море и империю Саманидов в Иран. (другой путь лежал в Византийскую империю и Средиземноморье через Днепр и черноморскую работорговлю ). [7] [8]

Исламский закон запрещал мусульманам порабощать других мусульман, и, таким образом, на исламской территории существовал большой рынок рабов-немусульман. Викинги продавали мусульманам пленников-христиан и язычников-европейцев, которые называли их сакалиба ; эти рабы, вероятно, были как языческими славянами, финнами, так и балтийскими восточноевропейцами. [9] а также христиане Западной Европы. [10]

Людей, взятых в плен во время набегов викингов в Западную Европу, например, в Ирландию, можно было продать в мавританской Испании через работорговлю в Дублине. [11] или переправлялись в Хедебю или Бреннё в Скандинавии, а оттуда по Волжскому торговому пути в современную Россию, где рабов и меха продавали мусульманским купцам в обмен на арабские серебряные дирхамы и шелк, которые были найдены в Бирке , Волине и Дублине. ; [12] первоначально этот торговый путь между Европой и Аббасидским халифатом проходил через Хазарский каганат , [13] но с начала 10 века он шел через Волжскую Булгарию , а оттуда караваном в Хорезм , на невольничий рынок Саманидов в Средней Азии и, наконец, через Иран в Аббасидский халифат . [14] Также славян-язычников порабощали викинги, маджары и волжские булгары, которые переправляли их в Волжскую Булгарию, где они продавались мусульманским работорговцам и далее в Хорезм и Саманидам, причем незначительная часть вывозилась в Византийскую империю . [15] Это была крупная сделка; Саманиды были основным источником арабского серебра в Европу по этому маршруту. [14] а Ибн Фадлан называл правителя Волжского Булгара «царем сакалибы » из-за его важности для этой торговли. [14]

Известно, что работорговля между викингами и мусульманами в Центральной Азии действовала, по крайней мере, между 786 и 1009 годами, поскольку в эти годы в Скандинавии было найдено большое количество серебряных монет империи Саманидов, а люди были взяты в плен Викинги во время их набегов на Западную Европу, вероятно, были проданы в исламскую Среднюю Азию, работорговля, которая была настолько прибыльной, что, возможно, способствовала набегам викингов в Западную Европу, которые использовались викингами в качестве источника рабского снабжения для их работорговли с исламскими странами. мир. [16]

Работорговля между викингами и Бухарой ​​через территорию современной России закончилась, когда викинги обратились в христианство в 11 веке. Однако восточноевропейцев по-прежнему экспортировали для работорговли в Среднюю Азию. Во время войны между русскими княжествами в XII веке русские князья позволяли своим половцам ( кипчакам ) союзникам порабощать крестьян с территории противоборствующих русских княжеств и продавать их работорговцам в Средней Азии. [17]

тюркские народы

[ редактировать ]

Основным источником рабов в Империи Саманидов были немусульманские тюркские народы среднеазиатских степей , которых тысячами покупали, а также регулярно похищали в ходе набегов рабов для обеспечения работорговли в Бухаре. [3]

Работорговля с турками была крупнейшим источником рабства в Империи Саманидов. До 13 века большинство тюркских народов не были мусульманами, а были приверженцами тенгрианства , буддизма и различных форм анимизма и шаманизма , что делало их неверными и как таковыми законными целями для порабощения исламским законом. Многие рабы в средневековом исламском мире, которых называли «белыми», имели турецкое происхождение.

Начиная с VII века, когда были проведены первые исламские военные кампании на турецкие земли на Кавказе и в Центральной Азии, турецкие люди были порабощены в качестве военных пленников, а затем проданы в качестве рабов посредством набегов рабов через южную Россию и Кавказ в Азербайджан и через Каразм. и Трансоксания в Хорасан и Иран; [5] в 706 г. арабский правитель Котайба б. Мусульмане убили всех мужчин в Байканде в Согдиане и увезли всех женщин и детей в рабство в Империю Омейядов. [18] [5] а в 676 году восемьдесят турецких дворян, захваченных у царицы Бухары, были похищены правителю Саиду б. Оммана из Хорасана отправили в Медину в качестве сельскохозяйственных рабов, где они убили своего работорговца, а затем покончили жизнь самоубийством. [19] [5]

Военные кампании постепенно сменялись чисто коммерческими набегами мусульманских рабов против турок-немусульман на «территорию неверных» (дар аль-харб) в среднеазиатских степях, что привело к устойчивому притоку турок на мусульманские невольничьи рынки в Бухаре и Дарбенде. , Самарканд, Киш и Насаф. [5] Помимо набегов мусульманских работорговцев, турецкие пленники также подвергались работорговле в качестве военных пленников после войн среди самих турецких народов в степях (как это было в случае с Себуктигином ), а в некоторых случаях продавались их собственными семьями. [5]

аль-Баладхури описал, как халиф аль-Мамун писал своим губернаторам в Хорасане с просьбой совершить набег на те народы Трансоксианы, которые не подчинились исламу:

«Когда аль-Мутасим стал халифом, он сделал то же самое до такой степени, что большинство его военачальников были выходцами из Трансоксианы: согдийцы, фарханцы, ушрусанцы, народы Шаша и другие, [даже] их цари пришли к нему. Ислам распространился среди тех, кто жили там, поэтому они начали набеги на живших там турок». [20]

Турецкие рабы были основным поставщиком рабов в работорговле Саманидов и регулярно составляли часть земельного налога, отправляемого в столицу Аббасидов Багдад; географ Аль-Макдиси (ок. 375/985) отмечал, что в его время в ежегодный сбор (харадж) входили 1020 рабов. [5] Средняя цена турецкого раба в 9 веке составляла 300 дирхамов, но турецкого раба можно было продать за 3000 динаров. [5]

Торговля турецкими рабами через Бухару продолжалась на протяжении веков после распада империи Саманидов.

Невольничий рынок

[ редактировать ]

Рабы продавались на невольничьем рынке в Бухаре для внутреннего использования в Империи Саманидов, а также продавались работорговцам и экспортировались в другие страны Ближнего Востока, особенно в Аббасидский халифат. [3]

На невольничьем рынке в мусульманском мире приоритет отдавался использованию женщин в качестве домашней прислуги и наложниц (секс-рабынь), а мужчин – в качестве евнухов , чернорабочих и солдат-рабов.

На рынке сексуального рабства светлокожие девушки считались более эксклюзивными для рабского сожительства в гаремах мусульманского мира, чем африканские женщины из через Сахару и работорговли Красное море , а европейские женщины были популярны, но турецкие девушки были более популярными. общая этническая принадлежность.

Турецкие рабы-мужчины считались в высшей степени подходящими в качестве рабов-солдат из-за их происхождения в тяжелом образе жизни в степи - стереотип, аль-Джахизом описанный в его «Ресала фи манакеб аль-Торк ва Аммат джонд аль-Хелафа» («послание о превосходстве степных рабов»). турки»), которые характеризовались как лояльные и «целеустремлённо преданные своим хозяевам», будучи рабами и, как таковые, без какой-либо лояльности к своим собственным семьям. [5] Турецким мужчинам особенно предпочитали снабжать армию гильманов- рабов Аббасидской армии в Багдаде. [3] Солдаты-мамлюки были введены в Йемен во времена династии Зиядидов (818–981). [21] и турецкие солдаты-рабы с самого начала должны были стать популярной этнической принадлежностью, что в конечном итоге стало предпочтительным выбором этнической принадлежности для этой категории рабов. [22]

Помимо солдат-рабов, турецкие рабы-мужчины также были популярны в качестве дворцовых рабов, а турецкие рабы служили виночерпиями таких правителей, как султан Махмуд Газни , чей турецкий виночерпий и фаворит Аяз б. Аймак играл политическую роль при дворе Газневидов . [5]

Работорговля была основным торговым доходом империи Саманидов. [3] и наряду с сельским хозяйством и другой торговлей работорговля была экономической основой государства. [3]

Чагатайское ханство и империя Тимуридов (13–15 вв.)

[ редактировать ]

Ко времени походов монголов в Среднюю Азию Бухара принадлежала Хорезмийской империи . Город по-прежнему процветал как торговый центр работорговли в Средней Азии. Во время монгольского нашествия на Хорезмийскую империю Бухара была разграблена после осады Бухары в феврале 1220 года. После завоевания Монгольской империи Бухара принадлежала Чагатайскому ханству (1266–1347), а затем империи Тимуридов (1370–1501). .

Работорговля

[ редактировать ]

Бухара была восстановлена ​​после разграбления монголами в 1220 году. Будучи на протяжении веков крупным центром работорговли в Центральной Азии, Бухара была интегрирована в разветвленную сеть работорговли Монгольской империи. Монгольская империя вела массовую международную работорговлю с пленниками во время непрерывных монгольских вторжений и завоеваний и основала сеть городов для перевозки рабов из одного конца Империи в другой. [23] Эта сеть функционировала для перевозки различных категорий рабов на невольничьи рынки, где они были наиболее востребованы; такие как торговля рабами-мусульманами в христианские земли и рабами-христианами в мусульманские страны. [23]

Сеть работорговли Монгольской империи была организована по маршруту из Северного Китая в Северную Индию; из Северной Индии на Ближний Восток через Иран и Среднюю Азию; и из Средней Азии в Европу через степь кыпчакской территории между Каспийским и Черным морями и Кавказом. [23] Этот маршрут работорговли был связан через ряд городов, используемых для перевозки рабов, с периферией Империи, состоящей из столиц монгольских ханств – со столицей Каракорумом в качестве главного центра – и уже существовавших центров работорговли, в частности старый центр работорговли Бухары. [23]

Работорговля подпитывалась набегами и покупками работорговцев; системой данников, при которой покоренные государства были вынуждены отдавать рабов в качестве дани; и военнопленными во время военных кампаний во времена Монгольской империи и последующих ханств. Например, во время Тимуром разграбления Дели тысячи квалифицированных ремесленников были порабощены и проданы в Среднюю Азию и подарены Тимуром своей подчиненной элите. [6]

Индийские рабы

[ редактировать ]

Во времена Делийского султаната (1206–1526 гг.) индусы были порабощены в таких больших количествах для экспорта на невольничий рынок Центральной Азии, что индийские рабы стали дешевыми, доступными и доступными рабами, что увеличило их спрос на международных рынках. [6] Помимо военнопленных, порабощенных в тот период, Делийский султанат получил большое количество индуистских рабов через свою систему доходов, в которой подчиненные икта'дары приказывали своим армиям похищать индуистов в больших количествах в качестве средства получения дохода. [6] Налоги часто взимались с общин, менее лояльных к султану, в виде рабов, а немусульмане, которые не были в состоянии платить налоги, могли быть определены как сопротивляющиеся власти султана и, таким образом, похищены в качестве рабов во время войны; Султан Ала ад-Дин Халджи (годы правления 1296–1316) узаконил порабощение немусульман, не выплачивавших доходы. [6]

Невольничий рынок

[ редактировать ]

Невольничий рынок Бухары продолжал оставаться крупным центром экспорта рабов в мусульманский мир. На Ближнем Востоке по-прежнему существовал большой рынок рабских категорий девочек для сексуального рабства и мальчиков для евнухов и военного рабства.

С начала 14 века количество турецких рабов начало постепенно сокращаться параллельно с растущим обращением турецких народов в ислам, который защищал их от порабощения мусульманами. Однако спрос на турецких рабов по-прежнему оставался высоким.

Турецкие девушки по-прежнему оставались популярной мишенью сексуального рабства в качестве наложниц; Шаджар ад-Дурр, вероятно, изначально была наложницей-турецкой рабыней. [24]

Турецкие рабы-мужчины по-прежнему считались идеальными для военного рабства. Турецкие мужчины были популярны в качестве солдат-рабов на невольничьем рынке Делийского султаната (1206–1526 гг.) и династии Расулидов в Йемене (1229–1454 гг.). [22]

Например, в Бухарском дарственном акте 1326 года упоминаются девятнадцать рабов нескольких национальностей: монгольских, индийских, китайцев (китаев) и русских. [25]

Китанские рабы из Северного Китая были популярными рабами на мусульманском невольничьем рынке до монгольского завоевания и славились своей красотой в Центральной Азии, в Иране. [25]

На внутреннем рынке Средней Азии рабы использовались в частных хозяйствах для ухода за садом, обработки земли и содержания скота на плантациях богатых семей Средней Азии; их использовали в качестве военных рабов, в качестве чернорабочих для обслуживания ирригационных каналов, на кирпичных заводах, обучали работе в строительном деле. Частные лица могли владеть сотнями рабов: один Джуйбарский шейх (суфийский лидер Накшбанди) владел более чем 500 рабами, сорок из которых были производителями гончарных изделий, а другие - сельскохозяйственными рабочими, пасущими скот и плотниками. Индийские рабы особенно ценились как квалифицированные ремесленники из-за развитой индийской текстильной промышленности, сельскохозяйственного производства и архитектуры. Особой категорией было сексуальное рабство , и привлекательных рабынь продавали по более высокой цене, чем ремесленников, владеющих строительными навыками. [6]

Ханство и Бухарский эмират (16–19 вв.)

[ редактировать ]

Работорговля в Хиве и Бухаре была описана английским путешественником Энтони Дженкинсоном в середине 16 века, в то время, когда они были крупными мировыми центрами работорговли и «рабовладельческими столицами мира». [26]

В XVI веке большинство рабов, перевозившихся через Хиву и Бухару, были либо персами, либо русскими. Ежегодно на невольничьем рынке Хивы и Бухары продавалось около 100 000 рабов, большинство из которых были персами или русскими. [26]

В 19 веке работорговля в Хиве стала больше, чем в Бухаре. [27] но оба сохранили много общего. Туркменские племенные группы совершали регулярные набеги рабов, называемые аламанами , к двум источникам рабов; Русские и немецкие поселенцы вдоль Урала и персидские паломники в Мешхед — две категории, которые как христиане и мусульмане-шииты соответственно считались религиозно законными людьми, которые могли стать целью порабощения. [27]

Индийский народ

[ редактировать ]

Источником рабов были индусы- индийцы, импортированные через Гиндукуш в Афганистане, которые были популярны на внутреннем рынке Бухары. [6] Наряду с русскими-христианами, калмаками-буддистами, афганцами-несуннитами и иранцами-шиитами, индусы-индуисты были важной категорией рабов в работорговле в Центральной Азии, по крайней мере, со средневековья и раннего Нового времени. Из-за того, что индуисты-политеисты четко идентифицировались как кафиры , «неверующие» в ислам, индийцы, несомненно, рассматривались как законные цели для порабощения и были популярны в качестве рабов на невольничьем рынке Центральной Азии. [6]

Хотя мусульманское господство на севере Индии не привело к появлению рабства в Индии, где рабство известно с VI века до нашей эры, это учреждение расширилось во времена Делийского султаната (1206–1526 гг . ) торговля людьми между Центральной Азией и Индией. [6]

Индийские купцы перевозили индийских рабов на невольничий рынок Центральной Азии, а порабощенных индейцев покупали или обменивали на товары, такие как лошади, среднеазиатскими работорговцами, которые перевозили их в Среднюю Азию через Гиндукуш караваном; В 1581 году португальский миссионер-иезуит отец Антонио Монсеррат отметил, что племя «гаккарес» (гаккарс) в Пенджабе, которое выступало в качестве посредников в работорговле между Индией и Центральной Азией, до такой степени обменивало индийских рабов на среднеазиатских («тюрквских») лошадей. что они стали ассоциироваться с пословицей «рабы из Индии, лошади из Парфии». [6] Караванные дороги Средней Азии посещались бандитами, которые грабили купцов вдоль дорог, а в случае индийских купцов купцы и их свита могли быть не только ограблены, но и сами взяты в плен и проданы на невольничьем рынке. [6]

Индийских рабов также дарили правители; в 16 веке, например, император Великих Моголов Акбар подарил Абдаллаху II Бухарскому Абдаллаху-хану II четырех рабов, владеющих каменной кладкой . [6] В 1589 году здоровый тридцатитрехлетний индийский раб продавался в Самарканде за 225 танга, и индейцев называли «рабами-овцами». [6]

Основным источником рабов для торговли славой в Хиве и Бухаре были персы; в то время как ислам запрещал мусульманам порабощать других мусульман, персы были мусульманами-шиитами, а Хива и Бухара были мусульманами-суннитами и поэтому рассматривались как законные цели для рабства. [26]

Персы-шииты рассматривались как законная цель туркменами-суннитами и узбекскими работорговцами. [6] Многие из них были взяты в плен во время войны между узбеками и Сефевидами , а также во время набегов туркменских рабов на деревни северо-западного Ирана. [6]

В эпоху раннего Нового времени (16–18 века) Хива и Бухара импортировали большое количество рабов-европейцев, похищенных крымскими татарами (обычно русскими). [26]

Русские поселенцы-христиане считались законной целью порабощения и были похищены на границах крымскими татарами, ногайцами, калмаками и башкирами и отправлены на невольничьи рынки Хивы, Балха и Бухары. [6]

Невольничий рынок

[ редактировать ]

В 16 веке Бухара экспортировала рабов в Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Индию. Бухарский невольничий рынок был местом назначения работорговцев из Индии и других стран «Востока», приезжавших в Бухару за рабами. [28] Рабов вывозили из Бухары в другие исламские ханства Средней Азии.

Бухара также использовала рабов на своем внутреннем рынке. Использование рабов в Бухаре соответствовало обычной модели рабства в исламском мире. Рабыни использовались в качестве домашней прислуги или наложниц (секс-рабынь). Барон Мейендорф сообщал в 1820-х годах, что квалифицированного ремесленника можно было продать примерно за 100 тилла , а привлекательных рабынь можно было продать за 150 тилла. [6]

Рабы-мужчины использовались в качестве гилманов рабов- . Бухара также использовала рабский труд в своем сельском хозяйстве, обычно индийских рабов. [29]

В 19 веке невольничьи рынки Хивы и Бухары все еще оставались одними из крупнейших невольничьих рынков в мире. Туркмены были настолько известны своими набегами рабов, что говорили, что туркмены «без колебаний продали бы в рабство самого Пророка, если бы он попал в их руки». [28] Постоянные набеги на путешественников представляли проблему для путешествий по региону.

По оценкам, в Бухаре в 1821 году проживало от 20 000 до 40 000 рабов, а в 1860-х годах - около 20 000. [29]

Королевский гарем

[ редактировать ]

Царский гарем правителя Бухарского эмирата (1785–1920) в Средней Азии ( Узбекистан ) был аналогичен гарему Хивинского ханства. Сообщалось, что у последнего эмира Бухары был гарем из 100 женщин, а также отдельный «гарем» из « танцующих мальчиков с нектаровым цветом лица ». [30] Гарем был упразднен, когда Советский Союз завоевал эту территорию, и хан Сайид Мир Мухаммад Алим Хан был вынужден бежать; Сообщается, что он оставил женщин из гарема, но взял с собой некоторых из своих танцующих мальчиков. [30]

Невольничий рынок в Бухаре, как и в Хиве, был запрещен в 1873 году после российского завоевания. Однако процесс был другим. Бухара стала российским протекторатом после российского завоевания Бухары в 1868 году. Русские не имели полного контроля над Бухарой, где формально все еще находился у власти эмир. Когда работорговля в соседней Хиве была отменена после российского завоевания Хивы в 1873 году, это заставило русских использовать свою власть для отмены рабства также и в Бухаре. Россия находилась под давлением западного общественного мнения как на национальном, так и на международном уровне с требованием отменить рабство и работорговлю. [31]

Русско-бухарский договор 1873 года отменил бухарскую работорговлю. [31] В отличие от соседней Хивы, рабство как таковое в Бухаре не было запрещено после запрета работорговли. [31] Российский генерал-губернатор поздравил эмира Музаффара бин Насруллу с отменой работорговли в Бухаре и выразил надежду, что само рабство будет постепенно отменено в течение десяти лет. [31]

Эмир обещал русским, что отменит рабство в 1883 году при условии, что бывшие рабы до тех пор останутся у своих работорговцев, после чего им будет предоставлено право выкупить себя бесплатно; после этого обещания русские воздержались от дальнейшего давления на эмира по этому вопросу, чтобы не повредить своим дипломатическим контактам с ним. [31]

Последствия

[ редактировать ]

Однако, несмотря на официальную отмену в 1873 году, работорговля продолжалась незаконно с благословения эмира, который сам продолжал покупать персидских рабов у туркменских работорговцев для комплектования своего гарема солдатами-рабами, а своего гарема - наложницами-рабынями. [31] В 1878 году русский агент сообщил, что стал свидетелем работорговли в Бухаре. [31] а в 1882 году английский путешественник Генри Лансделл узнал о все еще продолжающейся работорговле. [31]

Эмир Музаффар бин Насрулла не отменил рабство в 1883 году, как он обещал русским. Однако его сын Эмир Абд аль-Ахад Хан выполнил обещание своего отца, официально отменив рабство в Бухарском эмирате. [31] Однако рабство в Бухаре продолжалось, а царский двор и царский гарем продолжали комплектоваться рабами, тайно приобретенными у туркменских агентов работорговли; [31] когда Бухарский эмират был аннексирован коммунистическим Советским Союзом после Бухарской революции и Бухарской операции (1920 г.) , когда последний эмир Сайид Мир Мухаммад Алим Хан бежал от Красной Армии и оставил своих рабынь-наложниц. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ганглер, А., Гаубе, Х., Петруччиоли, А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Тыскланд: Ред. Аксель Менгес.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 122-123
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ганглер А., Гаубе Х., Петруччиоли А. (2004). Бухара, Восточный купол ислама: городское развитие, городское пространство, архитектура и население. Тыскланд: Ред. Аксель Менгес. п. 39
  4. ^ Голден, Питер Бенджамин (2011a). Центральная Азия в мировой истории. Новая всемирная история Оксфорда. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979317-4, с. 64
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж БАРДА и БАРДА-ДАРИ iii. В исламский период до монгольского нашествия в энциклопедии Ираника.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
  7. ^ Паргас и Шил, Дамиан А.; Джулиана (2023). Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. Германия: Springer International Publishing. п. 126
  8. ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 126
  9. ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 33-35
  10. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 . п. 256-257
  11. ^ «Невольничий рынок Дублина» . 23 апреля 2013 г.
  12. ^ Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 91
  13. ^ Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 г. (2007). Нидерланды: Брилл. п. 232
  14. ^ Перейти обратно: а б с Новая Кембриджская средневековая история: Том 3, C.900-C.1024. (1995). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 504
  15. ^ Корпела, Дж. (2018). Рабы с Севера: финны и карелы в восточноевропейской работорговле, 900–1600 гг. Нидерланды: Брилл. п. 62
  16. ^ Работорговля европейских женщин на Ближний Восток и в Азию с древности до девятого века. Кэтрин Энн Хейн. Исторический факультет Университета Юты. Декабрь 2016 г. © Кэтрин Энн Хейн, 2016 г. Все права защищены. https://collections.lib.utah.edu/ark:/87278/s6616pp7 .
  17. ^ Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200–1860. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. стр 143-152
  18. ^ ХАР Гибб, Арабские завоевания в Центральной Азии, Лондон, 1923, стр. 19–20.
  19. ^ Наршахи, стр. 54, 56–57, тр. стр. 40–41; ср. ХАР Гибб, Арабские завоевания в Центральной Азии, Лондон, 1923, стр. 19–20.
  20. ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 213
  21. ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 143
  22. ^ Перейти обратно: а б Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 149
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 88
  24. ^ Тайная история Ирана – стр. 127 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 89
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
  27. ^ Перейти обратно: а б Барисиц, С. (2017). Центральная Азия и Шелковый путь: экономический подъем и упадок на протяжении нескольких тысячелетий. Германия: Springer International Publishing., стр. 223
  28. ^ Перейти обратно: а б Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
  29. ^ Перейти обратно: а б Дампер М., Стэнли Б. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия. Storbritannien: Bloomsbury Publishing., стр. 97
  30. ^ Перейти обратно: а б с Хан-Урф, Р. (1936). Дневник раба. Storbritannien: С. Лоу. п. 41
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Беккер, С. (2004). Протектораты России в Средней Азии: Бухара и Хива, 1865–1924 гг. Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис., стр. 67-68
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29d15c08c1eb721353f91e0661c67d71__1721872500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/71/29d15c08c1eb721353f91e0661c67d71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bukhara slave trade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)