Работорговля в Монгольской империи
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Работорговля в Монгольской империи относится к работорговле, проводимой Монгольской империей (1206–1368). Монголии Сюда входят вассальные ханства , входившие в состав Монгольской империи, такие как Чагатайское ханство (1227–1347), династия Юань (1271–1368), Ильханство (1256–1335) и Золотая Орда (1242–1368).
В доимперской Монголии рабство не играло большой роли, но монгольские нашествия и завоевания 13 века создали большой приток военнопленных, порабощение которых по обычаю считалось законным, и вызвали значительное расширение рабства и рабства. торговля. Монгольская империя установила массовую международную работорговлю, основанную на военных пленниках, порабощенных во время монгольских завоеваний, которые распределялись по рыночному спросу по всей империи через сеть невольничьих рынков, соединенных через города империи.
Сеть работорговли, созданная на протяжении всей Монгольской империи, частично основывалась на прежних невольничьих рынках, а частично на новых. Многие центры работорговли пережили падение Монгольской империи, особенно крупная работорговля в Бухаре , которая просуществовала до 1870-х годов.
Предыстория и предложение
[ редактировать ]Монгольская работорговля была основана на военных пленниках и человеческой дани, а постоянные войны и завоевания Монгольской империи и их вассальных ханств обеспечивали постоянный приток порабощенных людей в сеть работорговли Империи. Это способствовало постоянным войнам внутри Монгольской империи.
В ходе монгольской войны были разработаны методы захвата рабов. Когда монголы захватили город, обычным делом было порабощение людей, которые считались подходящими для невольничьего рынка, например ремесленников и других квалифицированных ремесленников. [1]
Была система, ради которой были порабощены. Одна из практик заключалась в том, чтобы пересчитать мальчиков захваченного города и выбрать одного из десяти пленником, а затем сделать то же самое с девочками. [2] Если у мужчины было три сына, одного из них отбирали в рабство. [2] Все взрослые мужчины и женщины, не состоящие в браке, считались законными для порабощения. [2]
Установленным стандартом для военнопленных было требовать выкуп за военнопленных и, если выкуп не предлагался, продавать их в рабство. [2]
Другим способом приобретения рабов было налогообложение в виде человеческой дани с завоеванных государств. Монголы часто просили дань в виде людей; этот обычай не прекратился в завоеванной России до тех пор, пока монголы не ввели в 1257–1259 гг. регулируемую дань в виде серебра и меха из России. [3]
Порабощение также могло использоваться против порабощенных людей, неспособных платить налоги или дань. Например, вплоть до Русского восстания 1262 года монголы продавали русских крестьян, которые не могли платить дань итальянским работорговцам в Крыму. [4]
Работорговля подпитывалась набегами и покупками работорговцев; системой данников, при которой покоренные государства были вынуждены отдавать рабов в качестве дани; и военнопленными во время военных кампаний во время Монгольской империи и последующих ханств.
Торговля
[ редактировать ]Попав в плен, порабощенные люди были распределены по различным невольничьим рынкам по всей Империи. [2]
Монгольская империя установила массовую международную работорговлю с военными пленниками на основе монгольских вторжений и завоеваний и использовала сеть городов для перевозки рабов через разные части империи в соответствии с рыночным спросом на отдельные категории рабов; например, христианские рабы на мусульманском невольничьем рынке и мусульманские рабы в христианском мире. [5]
Сеть работорговли Монгольской империи была организована по маршруту из северного Китая в северную Индию; из северной Индии на Ближний Восток через Иран и Среднюю Азию; и из Средней Азии в Европу через степь кыпчакской территории между Каспийским и Черным морями и Кавказом. [5] Этот маршрут работорговли был связан через ряд городов, используемых для перевозки рабов, с периферией империи, состоящей из столиц монгольских ханств (со столицей Каракорума в качестве главного центра) и уже существовавших центров работорговли, в частности старый центр работорговли Бухары. [5] Сеть была новой, но уже использованной и включала в себя множество старых центров работорговли, в частности древний среднеазиатский центр работорговли в Бухаре . [5]
Различные центры работорговли использовались империей для обслуживания конкретных невольничьих рынков в разных частях мира, каждый из которых имел разные потребности и имел рынок для разных категорий рабов, что в совокупности позволяло империи распоряжаться всеми рабов ради максимально возможной прибыли.
Невольничий рынок
[ редактировать ]Обширная сеть работорговли в империи позволяла распределять различные категории рабов в те части мира, где они могли принести наибольшую прибыль. Невольничьи рынки в разных регионах предъявляли разные требования, что требовало гибкого подхода к работорговле для максимизации прибыли.
Три основных фактора повлияли на распределение рабов на наиболее прибыльные рынки:
1. Религиозный фактор. Чтобы обеспечить максимальный потенциал продаж, необходимо было пересекать религиозные границы, поскольку ни христиане, ни мусульмане не покупали рабов своей веры. Это привело к тому, что христианских рабов продавали мусульманам, а мусульманских рабов христианам. [5]
2. Военное рабство. Это был значительный рынок, особенно для рабов-мужчин в мусульманском мире, который обеспечивал высокий спрос на военный персонал. [5]
3. Этнические или расовые предпочтения. В разных регионах предпочтение отдавалось разным этническим группам на разных ролях; например, турецких мужчин часто использовали в качестве рабов-солдат на Ближнем Востоке, татар в качестве домашних рабов в Италии, а корейских девушек в качестве наложниц в Китае. [5]
Китай
[ редактировать ]Невольничий рынок в Китае традиционно был ограничен, там рабство не играло большой роли. Поскольку большое количество свободных китайских крестьян было обязано выполнять тяжелую трудовую работу, которой командовала правящая элита, в Китае было меньше необходимости в крупномасштабном рабстве.
Тем не менее, в Китае существовал рынок квалифицированных рабов и роскошных рабов, помимо рабов, принадлежащих правительству, выполняющих задачи в государственных учреждениях. Это были искусные ремесленники и мастера, а девушек использовали в качестве сексуальных рабынь наложниц; в монгольском юаньском Китае отдавалось предпочтение наложницам корейской национальности. [6]
Монголы захватили государственных рабов династии Цзинь после завоевания северного Китая. Большая часть рабов, которые действительно существовали в Китае, были государственными рабами, разделенными на военные, гражданские и правительственные категории, которые использовались для ряда задач, таких как заселение государственных военных колоний ( тунтян ), в качестве сельскохозяйственных рабочих и в государственных учреждениях, таких как пивоварни, и в качестве государственных ремесленников. [7] Кидани, мужчины и женщины, принадлежали чжурчжэням в династии Цзинь в качестве рабов, и они упоминались чиновниками Цзинь во время правления 11-го месяца 29-го года императора Цзинь Чжанцзуна : «Трудно сказать, настоящие ли киданьские рабы или нет. Те, кто жив, будут хорошими, а те, которые найдутся, не будут проданы, таким образом, через тридцать лет все рабы будут хорошими, и народ не будет болеть». [8]
Меньшая часть иностранных рабов, проданных на китайском невольничьем рынке, составляли в основном турки-кипчаки, европейские русы и корейцы, а кипчаки и русы уже находились внутри Юаня. [9]
Китайские покупатели в основном покупали китайских рабов. [9] В Китае существовал обычай порабощать преступников и мятежников. [10] а также обедневшие или имеющие долги люди, продающие себя или своих детей в рабство. [11]
Биран утверждает, что хитайцы (северные китайцы) были экспортированы в качестве рабов в Монголию и в мусульманский мир после завоевания Цзинь Китая в 1211–1234 годах, на основании того, что мусульмане Джувайни утверждали, что мусульмане владели китаянскими рабами. Хитаян упомянул несколько этнических групп из северного Китая в династии Цзинь, включая тангутов, киданей, чжурчжэней, помимо северной Хань. До монголов, в Средней Азии и мусульманском Иране, этнические кидани, которых считали красивыми, ценились как рабы. [12] а активный вывоз рабов из Юаня продолжался до 1330-х годов. В начале 14 века монголы правили Ираном и импортировали рабов-мужчин (гуламов) из монгольской Средней Азии и юаньского Китая. [9] Джувайни утверждает, что мусульмане под предводительством Шуджа ад-дина Абул Касима в Кермане, Иран, воевали против киданей Бурака Хаджиба из Кара-Хитая и пытались захватить китаян (киданей) в рабство, но потерпели поражение от китаев. [13]
Во времена Чингиса монголы отправили киданей, тангутов и северных ханьцев заниматься сельским хозяйством в Среднюю Азию, а во времена Хубилая они переместили южных ханьцев на север. Ученый Юань Сун Цзычэнь подсчитал, что рабы, переданные в собственность военачальникам, сановникам и монгольским князьям в северном Китае, составляли половину населения северного Китая после завоевания династии Цзинь, но он, скорее всего, включал в себя и нерабов. население территориальных уделов, по его оценке, и уделы также были переданы монгольским женщинам. [14] Ханьские военачальники, известные как потомственные вассалы, перешедшие на сторону монголов, также получали феодальные владения (уделы). [15] [16]
Монголы привезли с собой в Китай мусульман в качестве рабов. [17]
Семьи монгольских военных в Китае во времена династии Юань сами стали «жертвами нищенского порабощения» и продали своих дочерей и сыновей в рабство своим ханьским китайским подданным из-за того, что многие монголы стали бедными со времен Хубилай-хана в 1290 году Шиедебале в 1323 году. [18] [19] [20]
Европа
[ редактировать ]Черноморская работорговля на Северо-Западе использовалась Монгольской империей для избавления от рабов, которые считались подходящими для использования в христианской Европе. Генуэзская и была наводнена рабами , и венецианская работорговля установилась в черноморских портах параллельно с монгольским вторжением в Киевскую Русь когда монголы использовали итальянских работорговцев в черноморских портах для избавления от военных пленников из русской кампании. и монголы установили долгосрочное сотрудничество с итальянскими работорговцами на Черном море. [21]
Монгольская империя использовала европейский рынок для избавления в основном от татарских мусульманских военнопленных , которые были взяты в плен во время завоеваний, внутренних войн и восстаний Империи. Пленников-мусульман было невозможно продать в мусульманском мире, но их можно было продать в христианскую Европу, и в период 1351–1408 годов от 80 до 90 процентов всех рабов, переправленных Генуей и Венецией в Южную Европу из Черного моря, были проданы. татарской национальности. [22]
Большинство рабов, проданных монголами в Европу через работорговлю на Черном море, были татарскими или монгольскими, хотя известно, что также было продано несколько китайских и индийских рабов. [23]
Работорговля в Европу в основном касалась домашних татарских рабов. [24] в Италию, Испанию и Португалию и был небольшим рынком по сравнению с экспортом в мусульманский мир. [22]
Индия
[ редактировать ]Одним из важнейших рынков Монгольской империи был мусульманский Делийский султанат на севере Индии. Делийский султанат импортировал рабов с центральноазиатского невольничьего рынка еще до появления Монгольской империи, и эта торговля не была прервана, когда монголы захватили среднеазиатский невольничий рынок в Бухаре , который был просто включен в сеть работорговли империи.
Делийский султанат зависел от постоянных поставок турецких рабов-мужчин из Центральной Азии в качестве рабов-солдат, которые регулярно поставлялись в Индию через Гиндукуш из Центральной Азии. [24]
Средний Восток
[ редактировать ]Мусульманский мир Ближнего Востока был крупнейшим рынком работорговли Империи. [22] В мусульманском мире традиционно существовал устоявшийся рынок для девочек-рабынь для сексуального рабства в качестве наложниц и для мальчиков-рабынь для военного рабства в качестве солдат-рабов.
Бухара в Центральной Азии с древних времен была поставщиком рабов на мусульманский Ближний Восток и использовалась Империей для перевозки рабов, подходящих для мусульманского невольничьего рынка; из Средней Азии путь работорговли продолжался через Тебриз в Алеппо . [24]
Рабы-мужчины для военного рабства ( Гилман ) переправлялись из Китая на Ближний Восток через Среднюю Азию и Иран. [24] Когда тюрки-кыпчаки были порабощены монголами после похода 1237-1241 годов, многие из кыпчаков были вывезены монголами в рабство в Египет . [24] Турецких солдат-рабов переправляли из Золотой Орды в Средней Азии в Мамлюкский султанат в Египте через Черное море. [24]
Невольничий рынок мусульманского мира использовался империей для свержения христианских рабов. После осады Акры жители города, будучи франкскими христианами, были депортированы на невольничий рынок Багдада . [23]
Сообщается, что в Ильханстве в Иране монгольские солдаты часто владели рабами, которые обрабатывали отведенную им землю. [25]
Монголия
[ редактировать ]В кочевой культуре Монголии широкомасштабный рабский труд использовался меньше, и рабов содержали в основном как маргинальный символ богатства и престижа; рабы-мужчины использовались для выпаса скота, в то время как рабыни-женщины больше ценились за их широкий диапазон использования в качестве скотоводства, домашней работы и сексуального рабства в качестве жен и наложниц. [26]
Рабство также увеличилось на внутреннем рынке Монголии во время расширения Империи. Таким образом, сама Монголия также стала местом назначения рабов. Главная столица Каракорума была главной базой городов, образующих сеть работорговли Империи, и присутствие рабов всех национальностей, таких как русские или арабы, отмечается современными очевидцами в Монголии.
Столица Империи принимала большое количество военнопленных на собственный рынок. Примером может служить осада Багдада 1258 года, после которой тысячи арабов завоеванного города были увезены в рабство в Азербайджан или Монголию. [24]
Чингисхан был среди многих известных военачальников, которые часто прибегали к массовым и неизбирательным убийствам мужчин и мальчиков, независимо от того, были ли они солдатами, гражданскими лицами или просто мешали им. В 1202 году, после того как он и Онг-хан объединились для завоевания татар, он приказал казнить каждого татарского мужчину и мальчика ростом выше стержня и поработил татарских женщин в сексуальных целях. Этот приказ был отдан в качестве коллективного наказания за смертельное отравление отца Чингисхана, Есугэя , в котором монголы обвиняли татар, согласно «Сокровенной истории монголов» . [27]
Последствия
[ редактировать ]Монгольская империя постепенно разделялась с 1294 года до ее окончательного разделения в 1368 году. Сеть городов работорговли, созданная Империей, во многих случаях продолжалась как отдельная работорговля после 1368 года. Например, работорговля в Древней Бухаре продолжалась еще пять столетий. до 1873 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бюзан, Б. (nd). Создание глобального общества: исследование человечества в три эпохи. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 99
- ^ Jump up to: а б с д и Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200-1860 гг. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. п. 150
- ^ Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200-1860. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. п. 151
- ^ Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200-1860. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. стр 151-152
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 88
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 88
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 93
- ^ Туо То (ред.). «46». История Цзинь .
- ^ Jump up to: а б с Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 90
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 86
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 87
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 86-89
- ^ Джувейни, Ата Малик (1958). Бойл, Джон Эндрю (ред.). История покорителя мира, том II . Издательство Гарвардского университета. п. 477.
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 82
- ^ Сяо, CC (1993). На службе хану: выдающиеся личности раннего монголо-юаньского периода (1200-1300) . Издательство Отто Харрасовица. п. 34. ISBN 3447033398 .
- ^ Ван, Цзиньпин (2020). По следам монголов: создание нового социального порядка в Северном Китае, 1200–1600 гг . БРИЛЛ. п. 19. ISBN 978-1684171002 .
- ^ Лю, Иншэн (2008). Восточноазиатское Средиземноморье: морской перекресток культуры, торговли и миграции людей . Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447058094 .
- ^ Вятт, Дон Дж. (2021). Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН 978-1009158985 .
- ^ Биран, Михал (2021). Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 87. ИСБН 978-1009158985 .
- ^ Вятт, Дон Дж. (2021). Рабство и подневольный труд в Азии, 1250–1900 гг . БРИЛЛ. п. 121. ИСБН 978-9004469655 .
- ^ Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200-1860. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. п. 150-154
- ^ Jump up to: а б с Евразийское рабство, выкуп и отмена в мировой истории, 1200-1860 гг. (2016). Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис. п. 154
- ^ Jump up to: а б Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 90
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 89
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 93
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 78
- ^ Тайная история монголов: перевод, аннотации и введение Ургунге Онона (2001). стр. 53-54, 57, 61, 111-135, 205.