Jump to content

Аббасидский гарем

Карта империи Аббасидов, ее вассалов и других мировых империй в 9 веке.
Золотой динар , отчеканенный во время правления аль-Амина (809–813 гг.).
Карта, показывающая основные торговые пути варягов: Волжский торговый путь (красный цвет) и Торговый путь из варяг в греки (фиолетовый цвет). Другие торговые пути восьмого-одиннадцатого веков показаны оранжевым цветом.
Русь торгует рабами с хазарами : Торговля в восточнославянском стане Сергея Иванова (1913). Многие рабыни -сакалибы пришли из Европы в гарем Аббасидов по Волжскому торговому пути из Восточной Европы через Хазарию и Каспийское море.
Настенное украшение из гипса из Искафа Бани Джунаида, Ирак, III век хиджры . Музей Ирака
IX века гарема найдены фрагменты настенной росписи В Самарре

Гарем халифов состоял из его матери, жен, рабынь-наложниц, родственниц и Багдаде Аббасидского халифата в (750–1258 ) рабынь (женщин и евнухов ), занимавших уединенную часть дома Аббасидов. Это учреждение играло важную социальную функцию при дворе Аббасидов и играло роль в заключении и изоляции женщин. Старшей по рангу женщиной в гареме была мать халифа. Гарем Аббасидов служил образцом для подражания для гаремов других исламских династий, поскольку именно во времена халифата Аббасидов система гаремов была полностью внедрена в мусульманском мире. [1]

Предыстория и происхождение

[ редактировать ]

Система гаремов впервые стала полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов . [1] Хотя термин «гарем» не обозначает в Коране женские помещения , ряд коранических стихов, обсуждающих скромность и уединение, рассматривались комментаторами Корана как религиозное обоснование отделения женщин от мужчин, включая так называемый о хиджабе стих (33:53). ). [1] [2] В современном обиходе хиджаб в просторечии относится к религиозному одеянию, которое носят мусульманки , но в этом стихе он означает «завесу» или «занавес», который физически отделяет женское от мужского пространства. [3] [4] Хотя классические комментаторы согласились, что в этом стихе говорится о занавесе, отделяющем жилые помещения жен Мухаммеда от посетителей его дома, они обычно рассматривали эту практику как образец для всех мусульманских женщин. [1] [5]

В отличие от более ранней эпохи исламского пророка Мухаммеда и халифата Рашидун , женщины в обществе Омейядов и Аббасидов в идеале содержались в изоляции и отсутствовали на всех аренах центральных дел общества. [6]

Растущая изоляция женщин была проиллюстрирована борьбой за власть между халифом Аль-Хади и его матерью Аль-Хайзуран , которая отказалась жить в уединении, но вместо этого бросила вызов власти халифа, предоставив свои аудиенции просителям-мужчинам и чиновникам и, таким образом, бросив вызов власти халифа. общение с мужчинами. [7] Ее сын посчитал это неправильным, публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил их:

— Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
«Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
— А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
— Твоя мать лучше, командующий правоверными.
«Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
«Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
— Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [7]

Завоевания принесли мусульманской элите огромное богатство и большое количество рабов. Большую часть рабов составляли женщины и дети. [8] многие из которых были иждивенцами или членами гаремов побежденных сасанидских высших классов. [9] После завоеваний элитный человек потенциально мог владеть тысячей рабов, а обычные солдаты могли иметь при себе десять человек, обслуживающих их. [8]

Набия Эбботт , выдающийся историк элитных женщин Аббасидского халифата, описывает жизнь женщин гарема следующим образом.

Отборных женщин заключали в тюрьму за тяжелыми занавесями и запертыми дверями, веревки и ключи от которых вверялись в руки этого жалкого существа – евнуха . По мере того как размеры гарема росли, мужчины предавались пресыщению. Пресыщение отдельным гаремом означало скуку для одного мужчины и пренебрежение для многих женщин. В этих условиях... удовлетворение извращенными и противоестественными способами проникло в общество, особенно в его высшие классы. [9]

Маркетинг людей, особенно женщин, в качестве объектов для сексуального использования означал, что элитные мужчины владели подавляющим большинством женщин, с которыми они общались, и относились к ним так же, как хозяева к рабам. [10]

Иерархия и организация

[ редактировать ]

Гарем Аббасидов установил модель иерархии и организации, которая на протяжении веков стала стандартом для мусульманских гаремов. Это было большое учреждение; во время правления аль-Муктадира гарем состоял из 4000 порабощенных женщин и 11 000 порабощенных слуг. [11]

На вершине иерархии не было жены правителя. Будучи мусульманином, правитель мог иметь несколько жен, и, поскольку формально он должен был обращаться с ними одинаково, он не мог дать одной жене более высокий статус, чем другой, и дать ей роль, подобную роли христианской королевы-консорта. Вместо этого именно мать халифа имела самый высокий ранг и положение в гареме и, следовательно, среди всех женщин при дворе.

Ее происхождение могло быть как свободной женой, так и порабощенной наложницей.

Родственницы женского пола

[ редактировать ]

В гареме проживали также незамужние или разведенные дочери, сестры и другие незамужние родственницы халифа.

Принцессы Аббасидов могли заявить о себе своей поэзией и другими достижениями, пока соблюдали уединение. Принцесса Улайя бинт аль-Махди выполняла только частные семейные функции под присмотром, чтобы избежать любых потенциальных нарушений, например, сравнения с рабыней- кианом , джаварисом или муганниятом , но ее называли кайной в знак уважения к ее музыкальным способностям. . [12]

Жены халифов Аббасидов были известны как хурра . [13] Халиф иногда заключал дипломатические браки. В последующие века Аббасидского халифата халифы часто женились на сельджукских принцессах, которые выступали в качестве благочестивых образцов для подражания, основывая или делая пожертвования благочестивым или благотворительным учреждениям. [14] Халифы обычно освобождали своих бывших рабынь-наложниц и женились на них. [15]

Наложницы

[ редактировать ]

Ниже законных жен стояли порабощенные наложницы халифа. В их число входили джария, также известные как ама и хадима , которых часто приобретали в результате войны или невольничьих рынков. Он мог использовать ее для сексуальных отношений, а также делиться ею с другими мужчинами для их удовольствия. Джария считалась собственностью и могла быть куплена, унаследована или освобождена по усмотрению ее владельца. [13]

Над джариями располагались махзият или хазайя . Этих наложниц, в отличие от джарий, нельзя было делить с другими мужчинами. Стоимость приобретения махзии может достигать сотен тысяч дирхамов. Она часто играла значительную антагонистическую роль по отношению к жене хозяина. [13]

Рабыня-наложница, которая была выбрана для секса с халифом и затем родила от него ребенка, достигала желанного положения умм аль-валада . [11] Это предотвратило ее продажу, гарантируя, что она останется рабыней под контролем своего хозяина. [13] и она стала освобожденной после смерти своего хозяина. Она также могла бы стать законной женой халифа, если бы он освободил ее и решил жениться на ней. [15]

Женщины-артисты

[ редактировать ]

Гарем также состоял из большого количества джавари ; порабощенные женщины-артистки. Они выступали перед халифом и остальными членами гарема.

Артисты Джавари не были синонимами наложниц, а джавари и наложницы принадлежали к двум разным категориям. [11] Однако халиф мог выбрать джавари для полового акта и, таким образом, стать наложницей. [13]

Джавари иногда были бывшими кианами . Одними из известных артистов гарема были наложница Инан и певец Шария .

Во время правления халифа аль-Амина (годы правления 809–813) в Багдаде существовала категория женщин-артисток, известная как гуламийат , девочек-рабынь, одетых как мальчики, которых обучали выступать в качестве певцов и музыкантов и которые посещали пьянки. вечеринки государя и его гостей-мужчин. [16]

Кахрамана . ( араб . قَهْرَمانَة qahramānah , «стюардесса») — рабыни, ответственные за различные задачи в гареме Они могли выступать в качестве гувернанток для детей, а также личных слуг и агентов женщин, выступая посредниками между женщинами гарема и внешним миром.

Кахраманы были единственными женщинами, которым разрешалось покидать гарем и входить в него, и они регулярно покидали гарем, чтобы делать покупки для уединенных женщин гарема и вести дела между женщинами и купцами и торговцами из внешнего мира. [11] Этой мобильности завидовали женщины гарема, и одна история описывает зависть женщины гарема, которая хотела стать кахраманой, чтобы иметь возможность покинуть гарем, и, наконец, сумела достичь своей цели и стать кахраманой. [11]

Мобильность кахраманов сделала их влиятельными фигурами в качестве личных агентов и посланников между женщинами гарема и миром за пределами гарема. Умм Муса , гахрамана матери аль-Муктадира , стала влиятельной фигурой как посланница просителей к матери халифа и халифу. Другим примером была Кахрамана Зайдан , которая выступала в роли надзирательницы высокопоставленных заключенных: после того, как она была надзирателем визиря Ибн аль-Фурата , впавшего в немилость, ей удалось вернуть его к власти через свои связи в гареме, и она была вознаграждена. от него с землями и богатством, и это сотрудничество продолжалось до конца их карьеры. [11] Пожалуй, самым известным из них был Тумал Кахраман .

Евнухи были кастрированными рабами-мужчинами, ответственными за охрану гарема, за предотвращение выхода женщин из гарема и за разрешение любого посетителя до того, как они войдут. [11]

Гаремное рабство

[ редактировать ]

За исключением законных жен и родственниц халифа, обитательницы гарема — наложницы, конферансье и евнухи — все были порабощенными людьми. Рабы были либо военными пленниками (называемыми сабая ), либо купленными на невольничьих рынках, а рабыни были разделены на категории джавари и киян (певицы), махзият (наложницы) и кахраманат (стюардессы). [13] Все мужчины, предназначенные для гарема, были евнухами; мужчины-неевнухи служили во дворце за пределами гарема.

Согласно исламской практике рабства и работорговли, иностранные немусульмане имели право порабощать, и было предпочтительно, чтобы рабами были немусульмане из немусульманских регионов. В соответствии с Ма малакат айманукум , принципом сожительства , женщины могли по закону оставаться наложницами в гареме, если они были немусульманского происхождения. Четырьмя основными способами порабощения человека были похищение, набеги рабов, пиратство или покупка ребенка у бедных родителей.

Один из главных регионов экспорта рабов в Аббасидский халифат проходил через Персию (Иран), которая была транзитной зоной для нескольких маршрутов работорговли: работорговля европейцев сакалиба , поставляемая викингами Империи Саманидов в Центральной Азии через Волжский торговый путь ; работорговля преимущественно турками из Средней Азии , также через работорговлю Саманидов ; -христиане греки , армяне и грузины с Кавказа - мусульманские работорговцы; и рабский путь индусов-индуистов после исламского вторжения в Индию, начиная с 8-го века . [17] Поскольку многие части Персии оставались зороастрийскими в первые столетия после завоевания, некоторые немусульманские « территории неверных » в Персии также подвергались набегам мусульманских рабов, особенно Дайлам на северо-западе Ирана и языческий горный регион Хур в центральном Афганистане . [17] Две из двенадцати матерей халифов, национальности которых известны, были европейскими сакалиба; Аль-Мустаина Матерью Аль-Мутаза была Кабиха. была Мухарик, а матерью [18] Зороастрийско-персидское происхождение не было редкостью среди киян -развлекателей и рабынь-наложниц в Халифате, и некоторые из них оказались в самом гареме Аббасидов; Мараджель , наложница Харуна ар-Рашида и мать будущего халифа Аль-Мамуна , и Марида , рабыня Харуна ар-Рашида и мать будущего халифа Аль-Мутасима , оба были иранцами. [19] [17]

Гаремная система Аббасидов стала образцом для подражания для гаремов более поздних исламских правителей, и ту же модель можно найти в последующих исламских странах в средние века, таких как Кордовский халифат и гарем Фатимидского халифата , которые также состоял из модели выдающихся матерей; рабыни-наложницы, ставшие умм валад при родах; женщины-джаварии-артистки, кахраманы и евнухи. [13] Система гаремов была практически такой же во времена Османской империи, с лишь незначительными изменениями в модели Императорского гарема .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
  2. ^ Сиддики, Мона (2006). "Вуаль" . В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Брилл.
  3. ^ [ Коран   33:53 ( Перевод Юсуфа Али )]
  4. ^ Юшаа Патель (2013). «Уединение» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 7 сентября 2020 года.
  5. ^ Шик, Ирвин Джемиль (2009). «Космос: Гарем: Обзор». В Суаде Джозефе (ред.). Энциклопедия женщин и исламских культур . Брилл. doi : 10.1163/1872-5309_ewic_EWICCOM_0283 .
  6. ^ Ахмед 1992 , стр. 112–15.
  7. ^ Jump up to: а б Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-579868-5 .
  8. ^ Jump up to: а б Морони, Майкл Г. Ирак после мусульманского завоевания. ООО «Горгиас Пресс», 2005 г.
  9. ^ Jump up to: а б Эбботт, Набия. Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида. Издательство Чикагского университета, 1946.
  10. ^ Ахмед 1992 , с. 85.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эль Шейх, Надя Мария (2005). «Возвращение к гаремам Аббасидов». Журнал женских исследований Ближнего Востока . 1 (3): 1–19. дои : 10.2979/MEW.2005.1.3.1 . JSTOR   40326869 . S2CID   201770373 .
  12. ^ Мэтью Гордон, Кэтрин А. Хейн: Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эль-Ажари, Таиф (2019). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 59. ИСБН  978-1-4744-2318-2 .
  14. ^ ас-Саи, Ибн (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  978-1-4798-0477-1 . [ нужна страница ]
  15. ^ Jump up to: а б Пирс, LP (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Исследования по истории Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета. п. 30. ISBN  978-0-19-508677-5 .
  16. ^ Текстиль средневековой Иберии: ткань и одежда в мультикультурном контексте. (2022). Storbritannien: Boydell Press. п. 180-181
  17. ^ Jump up to: а б с БАРДА и БАРДА-ДАРИ iii. В исламский период до монгольского нашествия https://iranicaonline.org/articles/barda-iii
  18. ^ Фуад Мэтью Касвелл, Рабыни Багдада; Циян в эпоху ранних Аббасидов (Лондон: IBTauris, 2011), Приложение II, 274.
  19. ^ Н. Эбботт, Две королевы Багдада, Чикаго, 1946, стр. 141–42.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8d4a1a1d16ed2e72eebe0ba5fcd5492__1717391820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/92/d8d4a1a1d16ed2e72eebe0ba5fcd5492.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abbasid harem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)