Аббасидский гарем
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Гарем халифов состоял из его матери, жен, рабынь-наложниц, родственниц и Багдаде Аббасидского халифата в (750–1258 ) рабынь (женщин и евнухов ), занимавших уединенную часть дома Аббасидов. Это учреждение играло важную социальную функцию при дворе Аббасидов и играло роль в заключении и изоляции женщин. Старшей по рангу женщиной в гареме была мать халифа. Гарем Аббасидов служил образцом для подражания для гаремов других исламских династий, поскольку именно во времена халифата Аббасидов система гаремов была полностью внедрена в мусульманском мире. [1]
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Система гаремов впервые стала полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов . [1] Хотя термин «гарем» не обозначает в Коране женские помещения , ряд коранических стихов, обсуждающих скромность и уединение, рассматривались комментаторами Корана как религиозное обоснование отделения женщин от мужчин, включая так называемый о хиджабе стих (33:53). ). [1] [2] В современном обиходе хиджаб в просторечии относится к религиозному одеянию, которое носят мусульманки , но в этом стихе он означает «завесу» или «занавес», который физически отделяет женское от мужского пространства. [3] [4] Хотя классические комментаторы согласились, что в этом стихе говорится о занавесе, отделяющем жилые помещения жен Мухаммеда от посетителей его дома, они обычно рассматривали эту практику как образец для всех мусульманских женщин. [1] [5]
В отличие от более ранней эпохи исламского пророка Мухаммеда и халифата Рашидун , женщины в обществе Омейядов и Аббасидов в идеале содержались в изоляции и отсутствовали на всех аренах центральных дел общества. [6]
Растущая изоляция женщин была проиллюстрирована борьбой за власть между халифом Аль-Хади и его матерью Аль-Хайзуран , которая отказалась жить в уединении, но вместо этого бросила вызов власти халифа, предоставив свои аудиенции просителям-мужчинам и чиновникам и, таким образом, бросив вызов власти халифа. общение с мужчинами. [7] Ее сын посчитал это неправильным, публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил их:
- — Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
- «Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
- — А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
- — Твоя мать лучше, командующий правоверными.
- «Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
- «Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
- — Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [7]
Завоевания принесли мусульманской элите огромное богатство и большое количество рабов. Большую часть рабов составляли женщины и дети. [8] многие из которых были иждивенцами или членами гаремов побежденных сасанидских высших классов. [9] После завоеваний элитный человек потенциально мог владеть тысячей рабов, а обычные солдаты могли иметь при себе десять человек, обслуживающих их. [8]
Набия Эбботт , выдающийся историк элитных женщин Аббасидского халифата, описывает жизнь женщин гарема следующим образом.
Отборных женщин заключали в тюрьму за тяжелыми занавесями и запертыми дверями, веревки и ключи от которых вверялись в руки этого жалкого существа – евнуха . По мере того как размеры гарема росли, мужчины предавались пресыщению. Пресыщение отдельным гаремом означало скуку для одного мужчины и пренебрежение для многих женщин. В этих условиях... удовлетворение извращенными и противоестественными способами проникло в общество, особенно в его высшие классы. [9]
Маркетинг людей, особенно женщин, в качестве объектов для сексуального использования означал, что элитные мужчины владели подавляющим большинством женщин, с которыми они общались, и относились к ним так же, как хозяева к рабам. [10]
Иерархия и организация
[ редактировать ]Гарем Аббасидов установил модель иерархии и организации, которая на протяжении веков стала стандартом для мусульманских гаремов. Это было большое учреждение; во время правления аль-Муктадира гарем состоял из 4000 порабощенных женщин и 11 000 порабощенных слуг. [11]
Мать
[ редактировать ]На вершине иерархии не было жены правителя. Будучи мусульманином, правитель мог иметь несколько жен, и, поскольку формально он должен был обращаться с ними одинаково, он не мог дать одной жене более высокий статус, чем другой, и дать ей роль, подобную роли христианской королевы-консорта. Вместо этого именно мать халифа имела самый высокий ранг и положение в гареме и, следовательно, среди всех женщин при дворе.
Ее происхождение могло быть как свободной женой, так и порабощенной наложницей.
Родственницы женского пола
[ редактировать ]В гареме проживали также незамужние или разведенные дочери, сестры и другие незамужние родственницы халифа.
Принцессы Аббасидов могли заявить о себе своей поэзией и другими достижениями, пока соблюдали уединение. Принцесса Улайя бинт аль-Махди выполняла только частные семейные функции под присмотром, чтобы избежать любых потенциальных нарушений, например, сравнения с рабыней- кианом , джаварисом или муганниятом , но ее называли кайной в знак уважения к ее музыкальным способностям. . [12]
Жены
[ редактировать ]Жены халифов Аббасидов были известны как хурра . [13] Халиф иногда заключал дипломатические браки. В последующие века Аббасидского халифата халифы часто женились на сельджукских принцессах, которые выступали в качестве благочестивых образцов для подражания, основывая или делая пожертвования благочестивым или благотворительным учреждениям. [14] Халифы обычно освобождали своих бывших рабынь-наложниц и женились на них. [15]
Наложницы
[ редактировать ]Ниже законных жен стояли порабощенные наложницы халифа. В их число входили джария, также известные как ама и хадима , которых часто приобретали в результате войны или невольничьих рынков. Он мог использовать ее для сексуальных отношений, а также делиться ею с другими мужчинами для их удовольствия. Джария считалась собственностью и могла быть куплена, унаследована или освобождена по усмотрению ее владельца. [13]
Над джариями располагались махзият или хазайя . Этих наложниц, в отличие от джарий, нельзя было делить с другими мужчинами. Стоимость приобретения махзии может достигать сотен тысяч дирхамов. Она часто играла значительную антагонистическую роль по отношению к жене хозяина. [13]
Рабыня-наложница, которая была выбрана для секса с халифом и затем родила от него ребенка, достигала желанного положения умм аль-валада . [11] Это предотвратило ее продажу, гарантируя, что она останется рабыней под контролем своего хозяина. [13] и она стала освобожденной после смерти своего хозяина. Она также могла бы стать законной женой халифа, если бы он освободил ее и решил жениться на ней. [15]
Женщины-артисты
[ редактировать ]Гарем также состоял из большого количества джавари ; порабощенные женщины-артистки. Они выступали перед халифом и остальными членами гарема.
Артисты Джавари не были синонимами наложниц, а джавари и наложницы принадлежали к двум разным категориям. [11] Однако халиф мог выбрать джавари для полового акта и, таким образом, стать наложницей. [13]
Джавари иногда были бывшими кианами . Одними из известных артистов гарема были наложница Инан и певец Шария .
Во время правления халифа аль-Амина (годы правления 809–813) в Багдаде существовала категория женщин-артисток, известная как гуламийат , девочек-рабынь, одетых как мальчики, которых обучали выступать в качестве певцов и музыкантов и которые посещали пьянки. вечеринки государя и его гостей-мужчин. [16]
герой
[ редактировать ]Кахрамана . ( араб . قَهْرَمانَة qahramānah , «стюардесса») — рабыни, ответственные за различные задачи в гареме Они могли выступать в качестве гувернанток для детей, а также личных слуг и агентов женщин, выступая посредниками между женщинами гарема и внешним миром.
Кахраманы были единственными женщинами, которым разрешалось покидать гарем и входить в него, и они регулярно покидали гарем, чтобы делать покупки для уединенных женщин гарема и вести дела между женщинами и купцами и торговцами из внешнего мира. [11] Этой мобильности завидовали женщины гарема, и одна история описывает зависть женщины гарема, которая хотела стать кахраманой, чтобы иметь возможность покинуть гарем, и, наконец, сумела достичь своей цели и стать кахраманой. [11]
Мобильность кахраманов сделала их влиятельными фигурами в качестве личных агентов и посланников между женщинами гарема и миром за пределами гарема. Умм Муса , гахрамана матери аль-Муктадира , стала влиятельной фигурой как посланница просителей к матери халифа и халифу. Другим примером была Кахрамана Зайдан , которая выступала в роли надзирательницы высокопоставленных заключенных: после того, как она была надзирателем визиря Ибн аль-Фурата , впавшего в немилость, ей удалось вернуть его к власти через свои связи в гареме, и она была вознаграждена. от него с землями и богатством, и это сотрудничество продолжалось до конца их карьеры. [11] Пожалуй, самым известным из них был Тумал Кахраман .
Евнухи
[ редактировать ]Евнухи были кастрированными рабами-мужчинами, ответственными за охрану гарема, за предотвращение выхода женщин из гарема и за разрешение любого посетителя до того, как они войдут. [11]
Гаремное рабство
[ редактировать ]За исключением законных жен и родственниц халифа, обитательницы гарема — наложницы, конферансье и евнухи — все были порабощенными людьми. Рабы были либо военными пленниками (называемыми сабая ), либо купленными на невольничьих рынках, а рабыни были разделены на категории джавари и киян (певицы), махзият (наложницы) и кахраманат (стюардессы). [13] Все мужчины, предназначенные для гарема, были евнухами; мужчины-неевнухи служили во дворце за пределами гарема.
Согласно исламской практике рабства и работорговли, иностранные немусульмане имели право порабощать, и было предпочтительно, чтобы рабами были немусульмане из немусульманских регионов. В соответствии с Ма малакат айманукум , принципом сожительства , женщины могли по закону оставаться наложницами в гареме, если они были немусульманского происхождения. Четырьмя основными способами порабощения человека были похищение, набеги рабов, пиратство или покупка ребенка у бедных родителей.
Один из главных регионов экспорта рабов в Аббасидский халифат проходил через Персию (Иран), которая была транзитной зоной для нескольких маршрутов работорговли: работорговля европейцев сакалиба , поставляемая викингами Империи Саманидов в Центральной Азии через Волжский торговый путь ; работорговля преимущественно турками из Средней Азии , также через работорговлю Саманидов ; -христиане греки , армяне и грузины с Кавказа - мусульманские работорговцы; и рабский путь индусов-индуистов после исламского вторжения в Индию, начиная с 8-го века . [17] Поскольку многие части Персии оставались зороастрийскими в первые столетия после завоевания, некоторые немусульманские « территории неверных » в Персии также подвергались набегам мусульманских рабов, особенно Дайлам на северо-западе Ирана и языческий горный регион Хур в центральном Афганистане . [17] Две из двенадцати матерей халифов, национальности которых известны, были европейскими сакалиба; Аль-Мустаина Матерью Аль-Мутаза была Кабиха. была Мухарик, а матерью [18] Зороастрийско-персидское происхождение не было редкостью среди киян -развлекателей и рабынь-наложниц в Халифате, и некоторые из них оказались в самом гареме Аббасидов; Мараджель , наложница Харуна ар-Рашида и мать будущего халифа Аль-Мамуна , и Марида , рабыня Харуна ар-Рашида и мать будущего халифа Аль-Мутасима , оба были иранцами. [19] [17]
Влияние
[ редактировать ]Гаремная система Аббасидов стала образцом для подражания для гаремов более поздних исламских правителей, и ту же модель можно найти в последующих исламских странах в средние века, таких как Кордовский халифат и гарем Фатимидского халифата , которые также состоял из модели выдающихся матерей; рабыни-наложницы, ставшие умм валад при родах; женщины-джаварии-артистки, кахраманы и евнухи. [13] Система гаремов была практически такой же во времена Османской империи, с лишь незначительными изменениями в модели Императорского гарема .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Истории гарема Мэрилин Бут : предвидение мест и жилых помещений
- Маайке ван Беркель, Надя Мария Эль Шейх, Хью Кеннеди, Летиция Ости Кризис и преемственность при дворе Аббасидов: формальная и неформальная политика
- Йерун Дуиндам, Тюлай Артан, Метин Кунт Королевские дворы в династических государствах и империях: глобальная перспектива
- Ли К. Дженко, Мурад Идрис, Меган К. Томас, Меган Кристин Томас Оксфордский справочник по сравнительной политической теории
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
- ^ Сиддики, Мона (2006). "Вуаль" . В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Брилл.
- ^ [ Коран 33:53 ( Перевод Юсуфа Али )]
- ^ Юшаа Патель (2013). «Уединение» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 7 сентября 2020 года.
- ^ Шик, Ирвин Джемиль (2009). «Космос: Гарем: Обзор». В Суаде Джозефе (ред.). Энциклопедия женщин и исламских культур . Брилл. doi : 10.1163/1872-5309_ewic_EWICCOM_0283 .
- ^ Ахмед 1992 , стр. 112–15.
- ^ Jump up to: а б Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5 .
- ^ Jump up to: а б Морони, Майкл Г. Ирак после мусульманского завоевания. ООО «Горгиас Пресс», 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Эбботт, Набия. Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида. Издательство Чикагского университета, 1946.
- ^ Ахмед 1992 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эль Шейх, Надя Мария (2005). «Возвращение к гаремам Аббасидов». Журнал женских исследований Ближнего Востока . 1 (3): 1–19. дои : 10.2979/MEW.2005.1.3.1 . JSTOR 40326869 . S2CID 201770373 .
- ^ Мэтью Гордон, Кэтрин А. Хейн: Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эль-Ажари, Таиф (2019). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 59. ИСБН 978-1-4744-2318-2 .
- ^ ас-Саи, Ибн (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-1-4798-0477-1 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Пирс, LP (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Исследования по истории Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета. п. 30. ISBN 978-0-19-508677-5 .
- ^ Текстиль средневековой Иберии: ткань и одежда в мультикультурном контексте. (2022). Storbritannien: Boydell Press. п. 180-181
- ^ Jump up to: а б с БАРДА и БАРДА-ДАРИ iii. В исламский период до монгольского нашествия https://iranicaonline.org/articles/barda-iii
- ^ Фуад Мэтью Касвелл, Рабыни Багдада; Циян в эпоху ранних Аббасидов (Лондон: IBTauris, 2011), Приложение II, 274.
- ^ Н. Эбботт, Две королевы Багдада, Чикаго, 1946, стр. 141–42.
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Лейла (1992). Женщины и гендер в исламе: исторические корни современных дебатов . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05583-2 .