Рабство в халифате Омейядов
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |



Рабство в Халифате Омейядов относится к рабству движимого имущества, имевшему место в Халифате Омейядов (661–750 гг.), который включал большую часть Ближнего Востока с центром в столице Дамаске в Сирии.
Работорговля в халифате Омейядов была массовой и расширялась параллельно с имперскими завоеваниями Омейядов, когда немусульманские военные пленники, а также мирные жители были порабощены, а с людей требовали дань и налоги с порабощенных людей. Работорговля была продолжением работорговли предыдущего Халифата Рашидун, за исключением размера, который сопровождался массовыми имперскими завоеваниями.
Когда правящая элита Халифата основала постоянное урбанизированное место жительства, институт рабства расширился параллельно с растущим доступом и потребностями нового урбанизированного и более сложного государственного аппарата. Система гаремного сексуального рабства, а также военного рабства рабов-мужчин расширилась в этот период, хотя они не получили полного развития до следующего Аббасидского халифата .
Работорговля
[ редактировать ]Работорговля в халифате Омейядов была основана на наследии работорговли во время предыдущего халифата Рашидун. Это было основано на сочетании порабощения военнопленных во время ранних мусульманских завоеваний Халифата; рабы, подлежащие дани и налогообложению, а также коммерческая работорговля со стороны работорговцев.
Военные пленники
[ редактировать ]Во время халифата Омейядов продолжались имперские мусульманские завоевания предыдущего халифата Рашидун. Империя Халифата распространилась на Северную Африку, Испанию и Южную Францию на западе, а также на Среднюю Азию и Индию на востоке. Военная экспансия Империи происходила параллельно с работорговлей военнопленными, которая расширялась параллельно с завоеваниями, когда в рабство попадали пленники покоренных немусульманских народов.
Во время мусульманского завоевания Трансоксианы против царицы Бухары в Средней Азии в 670-х годах 80 тюркских военных пленников были взяты армией Омейядов, которая нарушила свое обещание вернуть их и вместо этого депортировала в рабство в Аравию, где они восстали и убили своих поработителей, после чего они покончили жизнь самоубийством. [1]
Ибн Абд аль-Хакам вспоминает, что арабский генерал Хасан ибн ан-Нуман часто похищал «молодых берберских рабынь беспрецедентной красоты, некоторые из которых стоили тысячу динаров». Аль-Хакам подтверждает, что во время завоевания Северной Африки Муса, его сын и племянник захватили в плен до ста тысяч рабов. В Танжере Муса поработил всех жителей-берберов. Муса разграбил крепость близ Кайруана и взял с собой в рабство всех детей. [2] Число порабощенных берберов «составило такое количество, о котором до того времени никогда не слышали ни в одной из стран, находящихся под властью ислама». В результате «большая часть африканских городов обезлюдела, [и] поля остались необработанными». Несмотря на это, Муса «никогда не прекращал продвигать свои завоевания, пока не прибыл к Танжеру , цитадели их [берберской] страны и матери их городов, который он также осадил и взял, заставив его жителей принять ислам». [3]
Историк Паскуаль де Гаянгос заметил: «Благодаря системе ведения войны, принятой арабами, вполне вероятно, что указанное здесь количество пленников попало в руки Мусы. Как следует из христианских и арабских властей, густонаселенные города нередко стирались с лица земли, а их жители, насчитывавшие несколько тысяч человек, уводились в плен». [4] [5]
Последующие мусульманские правители Северной Африки продолжали массово порабощать берберов. Историк Хью Н. Кеннеди заметил, что «Исламский джихад неприятно напоминает гигантскую работорговлю». [6] В арабских хрониках зафиксировано огромное количество захваченных рабов-берберов, особенно в рассказах Мусы ибн Нусайра , который стал правителем Африки в 698 году и который «был жесток и безжалостен по отношению к любому племени, выступавшему против догматов мусульманской веры, но щедр и снисходителен к тем, кто обратился». [7] Мусульманский историк Ибн Кутайба вспоминает, как Муса ибн Нусайр вел «истребительные битвы» против берберов и как он «убил их мириады и взял удивительное количество пленных». [8]
По словам историка Ас-садфи, количество рабов, захваченных Мусой ибн Нусайром, было больше, чем при любом из предыдущих исламских завоеваний. [9]
Муса выступил против берберов и преследовал их далеко до их родных пустынь, оставляя повсюду следы своего пути, убивая множество из них, взяв тысячи пленных и продолжая работу по опустошению и разрушению. Когда народы, населявшие мрачные равнины Африки, увидели, что случилось с берберами на побережье и во внутренних районах, они поспешили попросить мира и подчиниться Мусе, которого они упросили завербовать их в ряды своей армии.
Политика войн и налоговых поступлений стала причиной порабощения индийцев на невольничьем рынке Центральной Азии, которое началось во время завоевания Синда Омейядами в 8-м веке, когда армии командующего Омейядов Мухаммада бин Касима поработили десятки тысяч индийских мирных жителей. и как солдаты. [10] Работорговля индийцами-немусульманами, переправляемыми в исламский мир через Гиндукуш и невольничьи рынки Центральной Азии, такая как работорговля в Бухаре , началась в период Омейядов и продолжалась тысячу лет. [10] Во время завоевания Синда Омейядами в 710-х годах вдова побежденного индуистского короля, согласно традиционному описанию, была взята в рабство полководцем Омейядов, а ее дочь Сурья Деви была взята в качестве военной добычи и отдана в качестве наложницы царю Омейядов. Халиф в Дамаске. [11]
После восстания губернатора Мунузы Сердании в 730-х годах его вдова-христианка Лампегия была отправлена победоносным полководцем Омейядов в качестве подарка халифу в Дамаск. [12]
Приточные рабы
[ редактировать ]время
[ редактировать ]Рабов также предоставляли за счет человеческой дани и налогов. Постоянный источник поставок африканских рабов был предоставлен Халифату посредством бактного договора, заключенного между Рашидунским халифатом и суданским христианским королевством Донгола в 650 году, по которому христианское королевство было обязано ежегодно предоставлять 400 рабов Халифат через Египет. [13]
Коммерческая работорговля
[ редактировать ]Работорговля в Красном море
[ редактировать ]Работорговля из Африки в Аравию через Красное море имела древние доисламские корни, и коммерческая работорговля не была прервана исламом. В то время как в доисламской Аравии арабские военнопленные были обычным объектом рабства, также имел место ввоз рабов из Эфиопии через Красное море. [14]
Работорговля в Красном море, судя по всему, началась, по крайней мере, с I века , когда порабощенных африканцев переправляли через Красное море в Аравию и Йемен. [15] Рабство Красного моря между Африкой и Аравийским полуостровом продолжалось на протяжении веков до его окончательной отмены в 1960-х годах, когда рабство в Саудовской Аравии было отменено в 1962 году.
Невольничий рынок
[ редактировать ]Расширение Исламской империи во время халифата Омейядов включало в себя большие площади урбанизированных земель, чем предыдущие завоевания. Правящая элита Халифата пришла обосноваться на постоянном месте жительства в урбанизированной среде, отказавшись от традиционного кочевнического бедуинского образа жизни. Урбанизация правящей элиты привела к усложнению судебной жизни и государственного аппарата, что привело к расширению института рабства. Однако работорговля и рабство возникли на базе предыдущего Рашидунского халифата и в основном изменились в результате расширения, а не характера.
Женщины-рабыни
[ редактировать ]Рабынь можно было разделить на несколько категорий: джария или джавари (также называемые ама и хадима ), которые работали домашней прислугой и могли использоваться сексуально как их поработителем, так и другими мужчинами; махзия , которая представляла собой наложницу, использовавшуюся исключительно в сексуальном рабстве только ее поработителем и могла быть продана за тысячи дирхамов ; ум валад , наложница, родившая ребенка, признанного ее поработителем своим, которого больше нельзя было продать и который стал бы свободным после смерти ее поработителя; и цина или киян , которая представляла собой рабыню, получившую образование артистки в пении, музыке, поэзии, танцах и декламации, и стала очень дорогой категорией рабынь. [16]
В конце VII века династия Омейядов поселилась в Дамаске, где они основали крупный дворцовый комплекс и развили сложную придворную жизнь и государственный аппарат параллельно со своим постоянным городским поселением в столице. Халифат также стал монархией с наследственной преемственностью. Гаремный институт гендерной сегрегации и порабощенных наложниц не был новым институтом, но постоянное городское поселение сделало возможным более эффективную гендерную сегрегацию и большее количество рабынь.
Женщины и девочки из побежденных немусульманских народов были разделены в качестве военной добычи в большем количестве и подвергнуты большей степени сегрегации. Некоторые военачальники Омейядов могли получить до 500 наложниц во время имперских кампаний. [16] Ибн Саад подсчитал, что до трети сыновей дворян Омейядов были сыновьями порабощенных женщин. [17]
Мужчины-рабы
[ редактировать ]Хотя рабыням в Халифате отдавалось большее предпочтение, чем рабам-мужчинам, институт военного рабства расширился во время Халифата Омейядов. Использование евнухов также расширялось параллельно с расширением гаремной сегрегации женщин.
Во время ранних мусульманских завоеваний в VII и VIII веках возникла система военного рабства, при которой немусульмане из завоеванных народов, таких как бербы и персы, были схвачены, порабощены, обращены в ислам, освобождены и затем зачислены в армию. Армия Халифата - обычай, который стирал границы между свободными рекрутами и солдатами-рабами. [18] Во время крупных имперских завоеваний халифата Омейядов количество солдат-рабов в халифской армии выросло до значительной численности и играло все более важную роль. [19] Институт военного рабства, развитый во время халифата Омейядов, должен был стать доминирующим во время следующего халифата Аббасидов.
Расовый аспект рабства
[ редактировать ]В рабстве халифата Омейядов присутствовал элемент расизма. Все немусульмане, не живущие под исламским правлением, считались законной целью порабощения мусульман исламским законом. Из-за этого религиозные пограничные земли вокруг мусульманского мира стали центрами источников рабов, а рабов-немусульман переправляли в Халифат из Европы на Севере, Азии на Востоке и Африки на Юге. Следовательно, рабы в халифате Омейядов могли принадлежать к разным расам. Однако это не предотвратило расистскую составляющую рабства. Рабы по-разному ценились на рынке в зависимости от их расы и считались обладателями разных способностей из-за их расовой принадлежности, а среди рабов разных рас в Халифате существовала расовая иерархия.
Во времена халифата Омейядов, когда Исламский халифат превратился в поистине международную империю, состоящую из множества различных этнических групп, а ислам стал универсальной цивилизацией, в которой люди разных рас совершали паломничество в хадж в Мекку, в мусульманском мире сложились разные стереотипные взгляды на разные расы. [20]
Доминирующая исламская точка зрения, выраженная современными арабскими писателями, заключалась в том, что рабство было доброжелательным, поскольку источником снабжения рабов был неисламский внешний мир многобожников-идолопоклонников и неверных-варваров, которые благодаря своему порабощению обращались в ислам и пользовались благами. исламской цивилизации. [21]
В первые два столетия ислама слово «мусульманин» рассматривалось как синоним арабской этнической принадлежности, а неарабские вольноотпущенники -маула (обращенные), которые были схвачены, порабощены, обращены и освобождены, считались низшими мусульманами и в финансовом, политическом, социальном и военном отношении. подвергались дискриминации также как вольноотпущенники. [22]
На хаджинов -полуарабов, сыновей арабов-мусульман, и их наложниц-рабынь смотрели по-разному в зависимости от этнической принадлежности их матерей. Абдух Бадави отметил, что «существовало согласие в том, что самыми несчастными из хаджинов и самым низким социальным статусом были те, кому чернота перешла от их матерей», поскольку в сыне африканской матери более явно можно было узнать неарабского происхождения, чем в сыне о белой матери-рабыне и, следовательно, «сын черной женщины» использовалось как оскорбление, а «сын белой женщины» использовалось как похвала и хвастовство. [23]
Расизм в отношении чернокожих африканцев в арабском мире усилился после ислама. Хотя торговля рабами из Африки велась как с эллинистическим миром, так и с Римской империей и доисламской Аравией, она была в относительно небольших масштабах; но массовое расширение работорговли из Африки после исламских завоеваний сделало африканцев наиболее распространенной этнической принадлежностью рабов, и большинство африканцев, с которыми общались арабы, были рабами, что усилило расизм в отношении африканцев. [24]
О низком статусе чернокожих говорится в ряде современных анекдотов, например, в комментарии араба, который выразил свою неприязнь к гражданской войне среди своих собратьев-арабов, ссылаясь на «эфиопа» (черного африканца), заявив, что он «Предпочел бы быть изуродованным эфиопским рабом, пасущим насиженных коз на вершине холма, пока его не настигнет смерть, чем пустить одну стрелу между двумя сторонами». [25] Абд аль-Хамид (ум. 750), секретарь последнего халифа Омейядов, писал губернатору, который подарил халифу черного раба: «Если бы вы смогли найти меньшее количество рабов, чем один, и цвета хуже, чем черный ты бы послал это в подарок». [26]
В то время как белые рабы часто были свободны от каких-либо ограничений после освобождения, черные рабы редко могли подняться выше самых низких слоев общества после освобождения, а во времена халифата Омейядов черные певцы и поэты жаловались на расистскую дискриминацию черных рабов и вольноотпущенников в их работа. [27]
В течение первого столетия ислама черные рабы и вольноотпущенники могли добиться славы и признания, но, начиная с халифата Омейядов, черные вольноотпущенники (в отличие от белых), за редкими исключениями, больше не достигают каких-либо более высоких позиций богатства, власти и привилегий. или успех, и современные арабские мусульманские писатели способствовали этому фактору отсутствия способностей. [28]
К VIII веку чернота ассоциировалась с уродством и низшим статусом, и об этом упоминали чернокожие арабские поэты в своих произведениях. [29] Черная кожа ассоциировалась со злом, дьявольством и проклятием, тогда как белая кожа вызывала противоположные ассоциации, расистский стереотип, описанный также в Коране (III: 102). [30]
Арабские расистские стереотипы в отношении чернокожих африканцев изображали чернокожих людей как людей с простым благочестием, но также с необузданной сексуальностью и огромной силой - стереотип, описанный в «Тысяче и одной ночи». [31] Стереотипный чернокожий мужчина описывался одновременно как соблазнитель или насильник белых женщин, но также и как жертва разочарованных белых жен и дочерей, в то время как арабские поэты приписывали чернокожей женщине как отталкивающее уродство, так и пылкую сексуальность. [32]
Тюркские мужчины считались храбрыми и подходящими для военного рабства. У халифа Мутасима было 70 000 тюркских солдат-рабов, и один из его губернаторов отметил, что «не было никого, подобного турку, для службы». [33] В то время как тюркские мужчины считались храбрыми солдатами, тюркские женщины считались идеальными для рождения храбрых сыновей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наршахи, стр. 54, 56-57, тр. стр. 40-41; ср. ХАР Гибб, Арабские завоевания в Центральной Азии, Лондон, 1923, стр. 19-20.
- ^ Миф об Андалузском рае . Открытые дорожные медиа. 9 февраля 2016. стр. 43–44. ISBN 9781504034692 .
- ^ История мусульманских династий в Испании . п. 252.
- ^ История мусульманских династий в Испании . п. 1:510н10.
- ^ Миф об Андалузском рае . Открытые дорожные медиа. 9 февраля 2016. с. 43. ИСБН 9781504034692 .
- ^ Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . п. 222.
- ^ Варвары, мародеры и неверные . Основные книги. 26 мая 2004 г. с. 116. ИСБН 9780813391533 .
- ^ Миф об Андалузском рае . Открытые дорожные медиа. 9 февраля 2016 г. стр. 42–44. ISBN 9781504034692 .
- ^ Миф об Андалузском рае . Открытые дорожные медиа. 9 февраля 2016. с. 100. ИСБН 9781504034692 .
- ^ Перейти обратно: а б Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
- ^ Конец Имад-уд-Дина Мухаммада ибн Касима. Арабский завоеватель Синда, С.М. Джаффар - Ежеквартальный журнал исламской культуры, Хайдарабад-Деккан, том 19 января 1945 г.
- ^ Филипп Сенак Каролинги и Аль-Андалус: 8-9 века, Maisonneuve & Larose, 2002 ( ISBN 978-2-7068-1659-8 ), фолиант, издание 2014 г.
- ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 144
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 143
- ^ Перейти обратно: а б Таеф Эль-Ажари, Э. (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Соединенное Королевство: Издательство Эдинбургского университета. п. 57-75
- ^ Урбан, Э. (2020). Завоеванное население в раннем исламе: неарабы, рабы и сыновья матерей-рабынь. Storbritannien: Издательство Эдинбургского университета. п. 131
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 62-63
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. с. 122
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 18-19
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 37
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 40
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 41
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 60
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 61
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 30
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 94
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 96
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 208
Справочный материал
[ редактировать ]- Сигал, Рональд (2001). Черные рабы ислама: другая черная диаспора . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374527976 .