Рабство в Иране
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
История рабства в Иране (Персии) в различные древние , средневековые и современные периоды скудно каталогизирована.
Институт рабства, работорговля, условия и использование порабощенных людей в древности различались из-за разных обычаев, культурных предписаний и правил. Империя Ахеменидов известна в истории низким значением рабства и приоритетом свободных рабочих над рабами.
После введения ислама в результате исламского завоевания рабство стало регулироваться в соответствии с исламским правом. Таким образом, оно стало похоже на рабство в остальном исламском мире, включая сексуальное рабство рабынь в гаремах, охраняемых порабощенными евнухами, а также военное рабство рабов-мужчин. С древних времен регион Ирана и Персии был местом назначения рабов из Средней Азии и Востока.
Рабство было отменено в Иране в 1929 году.
Рабство в доахеменидском Иране
[ редактировать ]Рабы сертифицированы [1] в клинописных записях древних эламитов — неперсидского народа, населявшего современный юго-западный Иран, включая древние города Аншан и Сузы , и в конечном итоге вошедшего в состав империи Ахеменидов . Из-за своего участия в клинописной культуре эламиты являются одной из немногих доахеменидских цивилизаций Ирана, оставивших письменные свидетельства рабства и подробности рабства среди кутиев , касситов , мидян , маннеев и других дописьменных народов Ирана бронзового века. в основном не зафиксированы.
Классическая античность
[ редактировать ]Рабство в империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.)
[ редактировать ]Рабство существовало в Египте , Мидии и Вавилонии до возникновения империи Ахеменидов.
Самым распространенным словом для обозначения раба у Ахеменидов было бандака- , которое также использовалось для выражения общей зависимости. В своих произведениях Дарий I использует это слово для обозначения своих сатрапов и генералов. Греческие писатели того времени утверждали, что все персы были рабами своего царя. Другие термины, используемые для описания рабов в империи, также могли иметь другие значения; такие как «курташ» и «мания-» , которые в некоторых контекстах могут означать наемных или наемных работников. [2]
Геродот упомянул о порабощении повстанцев лидийцев , которые восстали против Ахеменидов правления и захватили Сарды . [3] Он также упомянул рабство после восстания Египта в городе Барсе. [4] во времена Камбиза и убийства персидского сатрапа в Египте. Он также упоминает поражение ионийцев и их союзников Эретрии , которые поддерживали ионийцев , и последующее порабощение повстанцев и поддерживающего населения. [5]
Ксенофонт в своем произведении «Анабасис» упоминает рабов в Персидской империи. Например, о рабах Асидата он пишет, описывая ночной набег. [6]
Персидские аристократы в Вавилонии и других завоеванных государствах были крупными рабовладельцами при династии Ахеменидов. [2] Эти побежденные народы поставляли им значительную часть своих домашних рабов. [2] Ежегодно вавилонянам приходилось предоставлять дань в пятьсот мальчиков. [2] Информации о рабах, находящихся в частной собственности, мало, но сохранились клинописные документы из Вавилонии и административных архивов Персеполя , в которых фиксируются продажи рабов и контракты. [2]
По словам Мухаммада А. Дандамаева : [2]
В целом в империи [[Ахеменидов]] число рабов было лишь небольшим по отношению к числу свободных людей, и рабский труд не мог заменить свободный труд. Основой земледелия был труд свободных земледельцев и арендаторов, а в ремеслах также преобладал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно передавалось по наследству внутри семьи. В этих странах империи рабство уже к моменту возникновения Персидского государства претерпело важные изменения. Долговое рабство больше не было обычным явлением. Практика залога в долг, не говоря уже о самопродаже, к персидскому периоду полностью исчезла. В случае неуплаты долга в назначенный срок кредитор мог превратить детей должника в рабов. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и посадить его в долговую тюрьму. Однако кредитор не мог продать должника в рабство третьему лицу. Обычно должник погашал ссуду бесплатной работой на кредитора, сохраняя тем самым свою свободу.
Рабство в эллинистическом Иране (ок. 330–150 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении : источником информации о рабстве в эллинистическом Иране. Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2020 г. ) |
Рабство в парфянском Иране (ок. 150-е гг. до н.э. – 224 г. н.э.)
[ редактировать ]По словам Плутарха , в армии парфянского полководца Сурены было много рабов . [7] Значение термина «рабы» ( doûloi , servi ), упомянутого в этом контексте, оспаривается, поскольку оно может быть скорее уничижительным, чем буквальным. [8]
Плутарх также упоминает, что после римлян поражения в битве при Каррах все выжившие римские легионеры были порабощены парфянами.
Рабство в Сасанидском Иране (ок. 224–642 гг. Н.э.)
[ редактировать ]В этот период римские военнопленные использовались в сельском хозяйстве в Вавилонии, Шуше и Персиде . [9]
Сасанидские законы рабства
[ редактировать ]Некоторые законы, регулирующие владение рабами и обращение с ними, можно найти в юридическом сборнике под названием « Матиган-и Хазар Датистан» , сборнике постановлений сасанидских судей. [10] К принципам, которые можно вывести из законов, относятся:
- Источники рабов были как иностранными (например, незороастрийские пленники в результате войн или набегов, или рабы, импортированные торговцами из-за пределов Империи), так и внутренними (например, потомственные рабы, дети, проданные в рабство своими отцами, или преступники, порабощенные в качестве наказания). Некоторые случаи позволяют предположить, что семья преступника также может быть приговорена к каторжным работам. На момент составления рукописи иранское рабство было наследственным по материнской линии (так что ребенок свободного мужчины и рабыни был бы рабом), хотя автор сообщает, что в более ранней персидской истории могло быть наоборот , унаследованный по отцовской линии.
- Рабовладельцы имели право на доходы рабов.
- Хотя рабы формально были движимым имуществом (собственностью) и подлежали такому же правовому обращению, как и нечеловеческая собственность (например, их можно было продавать по желанию, сдавать в аренду, совместно владеть, унаследовать, давать в качестве обеспечения ссуды и т. д.), сасанидские суды не относился к ним полностью как к объектам; например, рабам разрешалось давать показания в суде по делам, касающимся их, а не только разрешалось быть представленным их владельцами.
- Рабов часто отдавали в зороастрийские храмы огня в качестве благочестивого подношения, и в этом случае они и их потомки становились храмовыми рабами.
- Чрезмерная жестокость по отношению к рабам могла привести к привлечению владельцев к суду; Записано судебное дело с участием раба, хозяин которого пытался утопить его в реке Тигр , но без указания исхода дела.
- Если незороастрийский раб, например раб -христианин , обратился в зороастризм , он или она мог заплатить свою цену и обрести свободу; т.е. до тех пор, пока владелец получал компенсацию, освобождение от должности . требовалось
- Владельцы также могли добровольно освободить своих рабов, и в этом случае бывший раб становился подданным Сасанидского Царя Царей и не мог быть снова порабощен по закону позже. Были зарегистрированы увольнения, что позволяет предположить, что вольноотпущенник, которому бросили вызов, сможет документально подтвердить свой свободный статус.
- В отличие от западных рабовладельческих систем, сасанидское рабство признавало частичное освобождение (актуально в случае раба, находящегося в совместной собственности, только некоторые из владельцев которого были готовы освободить раба). В случае раба, который был, например, наполовину освобожден, раб служил попеременно годами.
Освободить раба (независимо от его веры) считалось добрым делом. [11] Рабы имели некоторые права, в том числе право хранить подарки от владельца и не менее трех дней отдыха в месяц. [11]
Средневековый Иран
[ редактировать ]Рабство при Омейядах, Аббасидах и персидских мусульманских династиях (ок. 642–1220 гг. Н.э.)
[ редактировать ]После исламского завоевания Ирана рабство и работорговля стали аналогичны тем, которые проводились в других мусульманских регионах, и были направлены на немусульман. Рабы поставлялись в Иран и из Ирана в рабство в Аббасидский халифат с четырех направлений; внутренняя работорговля немусульманами в Иране; работорговля из Центральной Азии; работорговля по Волжскому торговому пути через работорговлю Саманидов ; и Кавказ через работорговлю на Черном море ; и работорговля в Индийском океане .
Согласно исламской практике рабства и работорговли, немусульмане могли быть порабощены, и поскольку многие части Ирана оставались зороастрийскими в первые столетия после завоевания, некоторые немусульманские «территории неверных» подвергались набегам мусульманских рабов, особенно Дайлам. на северо-западе Ирана и в языческом горном районе Шур в центральном Афганистане. [8] Персидско-зороастрийские рабы стали обычным явлением в халифате Омейядов и Аббасидов, и многие из матерей, наложниц и рабов -музыкантов- киян идентифицируются как изначально персидские зороастрийцы. [8]
Работорговля Империи Саманидов в Центральной Азии, работорговля Саманидов , была основным поставщиком рабов в Иран и на Ближний Восток через северо-восточный Иран. [8] Большая часть рабов из Средней Азии были тюрками, захваченными в результате набегов или проданными своими семьями или в качестве военнопленных другими тюркскими племенами, и тюркские рабы стали самой популярной этнической принадлежностью рабов в Иране. [8]
Третий невольничий путь через северо-запад через Азербайджан и Кавказ проходил через казаров, состоящих из турецких рабов, а также нетюркских народов Кавказа и восточноевропейцев, таких как аланы, русы и сакалибы ( европейцы), в свою очередь. в том числе славяне и финно-угорские народы, такие как бурты или мордва; [12] работорговля с Кавказа (и работорговля на Черном море ) также охватывала бы греков, армян и грузин. [8] Мусульманское вторжение в северную Индию также привело к тому, что индусы-индуисты стали рабами в результате войн и набегов рабов. [8] [13]
Рабы использовались в самом Иране, особенно в домах мусульманских правителей, но Иран также был большой зоной передачи работорговли Аббасидскому халифату. [8] Использование домашних рабов было обычным явлением в исламских регионах. Порабощенных женщин использовали в качестве наложниц в гаремах или рабынь для их обслуживания, рабов-мужчин кастрировали, чтобы они становились евнухами, которые их охраняли, а чернокожим мужчинам отдавалось предпочтение в качестве евнухов, потому что они считались непривлекательными. [8] Рабов также использовали в качестве артистов, для выполнения секретарских и финансовых обязанностей, в качестве музыкантов, солдат, пастухов на сельскохозяйственных животных и лошадей, а также в качестве прислуги и поваров. В Иране также были сельскохозяйственные рабы, но информации о них недостаточно. [8]
Рабство под властью монголов и туркмен (ок. 1220–1502 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Рабов добывали в ходе войны, набегов рабов, путем покупки или в качестве подарков.
Как мужчины, так и женщины-рабы использовались для домашней работы и сексуальных целей. Использование рабов для военной службы, гильман , первоначально исчезло в монгольский период, но возродилось и снова стало важным во время правления Газана (годы правления 1295–1304). [8] У Тимура Ленка «было до тысячи пленников, которые были искусными мастерами и круглый год трудились над изготовлением головных уборов, луков и стрел». [14]
Ранний современный Иран
[ редактировать ]Рабство в Сефевидском Иране (ок. 1502–1736 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении : источником информации о рабстве в Сефевидском Иране. Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2020 г. ) |
Рабство было обычным институтом в Сефевидском Иране, где рабы использовались на многих уровнях общества. Африканские рабы были импортированы в результате работорговли в Восточной Африке через Индийский океан, а белые рабы в основном доставлялись из региона Кавказа или Каспийского моря посредством войн и работорговли. [14]
Работорговля
[ редактировать ]Рабов добывали в ходе войны, набегов рабов, путем покупки или в качестве подарков. Военнопленных (асир) можно было выкупить, но в противном случае они были порабощены, а восстания и волнения, такие как афганская оккупация (1722–1730 гг.), привели к порабощению тысяч людей; в этих случаях игнорировался обычный обычай порабощения только людей иной религии. [14] Проводились набеги рабов, в результате которых люди порабощались, и они часто были направлены на христиан в Кавказском регионе. [14] Рабы были импортированы из Восточной Африки, а также из Индии через работорговлю в Индийском океане . [14] Наконец, в дар давались рабы: до 1780 года армяне-христиане были вынуждены регулярно приносить девушек и юношей в качестве дани правителю Сефевидов; Шах также раздавал рабов в качестве дипломатических подарков иностранным послам и улемам . [14]
Невольничий рынок
[ редактировать ]Рабов-мужчин называли холам (по-арабски букв. юноша) или зар-харид (букв. купленные за золото), а если они были черными, то кака сиах , а рабынь-женщин называли каниз (ак) . [14] Рабы-мужчин использовались для военной службы в качестве гильманов или кастрировались и использовались в качестве слуг-евнухов, а рабыни-женщины использовались в качестве прислуги или наложниц для сексуальных услуг . [14] Хозяева нанимали как рабов, так и женщин в качестве развлечений, танцев, музицирования, служения. [15] и предоставлением сексуальных услуг путем проституции на частных вечеринках. [16]
Сефевидский гарем
[ редактировать ]Одним из крупнейших учреждений рабства в Сефевидском Иране был королевский гарем и двор Сефевидов . По оценкам, при дворе шаха Султана Хоссейна (годы правления 1694–1722) насчитывалось пять тысяч рабов; мужчины и женщины, черные и белые, из них сто были черные евнухи. [17] Монархи династии Сефевидов предпочитали производить потомство через наложниц-рабынь, что нейтрализовало бы потенциальные амбиции родственников и других родственников мужа и защитило наследие. [18] Наложницы-рабыни (а позже и матери) шаха в основном состояли из порабощенных кавказских, грузинских и армянских женщин, захваченных в качестве военной добычи, купленных на невольничьем рынке или полученных в дар от местных властителей. [18] Рабынь-наложниц иногда заставляли принять шиитский ислам при входе в гарем, и это называли каниз . [19] [20] Рабы-евнухи выполняли различные задачи на многих уровнях гарема, а также при общем дворе. Евнухи имели должности при общем дворе, например, в королевской казне, а также в качестве наставников и приемных отцов некастрированных рабов, выбранных в качестве рабов-солдат ( гильман ), а также внутри гарема и служили каналом между уединенными женщины гарема и внешний двор и мир. [18]
Рабство при Надер-шахе и его преемниках (ок. 1736–1796 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: источником информации о рабстве в Иране при Надир-шахе и других. Вы можете помочь, добавив в него . ( октябрь 2020 г. ) |
Рабство в Каджаре, Иран (ок. 1796–1925 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Работорговля и снабжение
[ редактировать ]В начале XIX века в Иране торговали рабами как белыми, так и черными, а также коренными. Рабов в основном добывали либо путем продажи, либо в ходе войны. Детей иногда продавали в рабство их бедные семьи, часто в Армении, Южном Иране и Курдистане.
Белых рабов в основном доставляли из региона Кавказа или Каспийского моря посредством войны и работорговли (в основном черкесской работорговли ). Белых рабов часто предоставляли в ходе войн, таких как русско-иранские войны, племенные вторжения, набеги рабов и карательные экспедиции на Кавказ и Северный Иран, которые обеспечивали захват армян-христиан, грузин и черкесов, а также иранцев-мусульман в ходе набегов рабов туркменами. . [14]
Внутри Ирана немусульмане, часто еврейские женщины, были похищены из своих домов, а представители мусульманских племен были похищены или взяты в плен во время межплеменных войн, часто туркменскими работорговцами. [21] Обычно рабыни с белой и светлой кожей использовались для сожительства, а чернокожие рабыни использовались в качестве домашней прислуги (горничные, няни и евнухи). [21] На юго-востоке Ирана набеги рабов совершались работорговцами, часто местными вождями, еще примерно в 1900 году. [14] Как говорили, иранских рабов-мусульман продавали в основном в Аравию и Афганистан; «Большинство рабынь, нанятых прислугой в домах дворян Кандагара, были привезены из окраин Гайна». [14]
Африканские рабы поставлялись из Восточной Африки через работорговлю в Индийском океане , но также все чаще через Персидский залив арабскими и персидскими торговцами или по суше паломниками, возвращающимися из Мекки ( работорговля на Красном море ), из-за чего иранцы называли рабов хаджи. . [14] Существовали три категории черных рабов: «бамбасси, нуби и хабеши». Происхождение термина «Бамбасси» связано с неправильным произношением слова «Момбасса», порта, из которого прибыли многие из этих рабов. Нубийцы, или нубийцы, были рабами из Нубии и были известны своим более темным цветом кожи по сравнению с эфиопскими рабами. [22] [23] Хабеши были выходцами из южного абиссинского королевства Шоа, участвовавшего в конфликтах с народами галла вдоль его границ, что привело к захвату рабов. Торговые пути, возникшие в результате этих военных действий, простирались через Шоа, достигая побережья Красного моря в Рохейте на севере и Таджуре. Сомалийцы-мусульмане активно участвовали в набегах на группы Галла и Хабеша , внося значительный вклад в пополнение рабского населения. Для этих действий они использовали порты Зейла и Бербера. Напротив, рабы или припасы, полученные северным Абиссинским королевством Тигре, были получены в результате конфликтов или войн с соседними Гондаром и Шоа для поставок рабов и в основном велись экспортная торговля через порт Массова. [24]
Занятость рабов
[ редактировать ]Как и в прежние времена, рабынь использовались в качестве евнухов, домашней прислуги и наложниц в гаремах ; в качестве военных, административного персонала или полевых рабочих; Наличие рабов в доме считалось вопросом статуса. [14] Приезжие европейцы также могли иметь рабов в своем доме во время своего пребывания, однако их рабы могли уйти в любой момент, когда пожелают, заявив, что, будучи мусульманами, они не были вынуждены служить христианам. [14] Рабы, принадлежавшие туркменским племенам, использовались для выпаса стад и обработки земли, а на юго-востоке Ирана рабов почти исключительно использовали для сельскохозяйственных работ. [14] Британский консул сообщил, что «в Белуджистане есть несколько деревень, населенных рабами, которые обрабатывают правительственную собственность вокруг Бампура», а в Систане «возделывателями земли являются по большей части рабы, как черные, так и белые». [14]
Образец домашнего рабства был аналогичен королевскому гарему Каджаров . Жены и рабыни-наложницы шаха Фатх-Али Шаха Каджара происходили из гаремов побежденных домов Занда и Афшара; из грузинской и армянской кампаний; а также с невольничьих рынков и преподнесенных в качестве подарков шаху из провинций. [25] [8] Наложницами-рабынями гарема были в основном белые, преимущественно туркменские и курдские пленницы под присмотром женщины-вождя по имени Акал (Агул). [14] Мальчики-рабы, не достигшие половой зрелости (колам-бачча), служили слугами и товарищами по играм в гареме. [14] Евнухи были в основном африканскими рабами. [14] Во времена династии Каджаров солдаты-рабы, гильманы , и это были в основном белые рабы с Кавказа. для королевской гвардии использовались [14] Рабыни имели в некоторых аспектах больше свободы, чем свободные мусульманки, поскольку им разрешалось в одиночку передвигаться за пределами гарема без чадры и общаться с мужчинами, а также менее сурово наказывались за добровольные внебрачные сексуальные связи. [26] Рабы были хорошо интегрированы в иранское общество. Они вступили в брак с персами, говорили по-персидски и приняли ислам. Британская путешественница Элла Сайкс писала, что Иран был «раем» для рабов. [27]
Отклонить
[ редактировать ]Война 1828 года с Россией положила конец ввозу белых рабов из приграничных территорий Российской империи , поскольку она подорвала торговлю черкесами и грузинами , которую Иран и соседняя Турция практиковали уже довольно давно. Когда количество белых рабов уменьшилось, в королевскую гвардию стали нанимать свободных иранских мужчин, а не прежних белых гильманов . [14] В то же время и под различным давлением Британская империя решила ограничить работорговлю через Индийский океан . [14] «В 1848 году Мохаммад Шах Каджар запретил ввоз рабов по морю». [28] Следовательно, к 1870 году торговля африканскими рабами в Иран через Индийский океан значительно сократилась. Отмечается, что позиции некогда могущественных евнухов царского гарема в этот период уменьшились из-за уменьшения их численности. [14]
Хотя дипломатические усилия русских и британцев действительно привели к упадку торговли, рабство все еще было обычным явлением в Иране при династии Каджаров, и только в первой половине двадцатого века рабство было официально отменено в Иране при династии Каджаров. Реза Шах Пехлеви . [29] Отмечается, что бедные родители все еще продавали своих детей в рабство, а набеги на рабов со стороны вождей все еще проводились в начале 20 века. [14]
Современный период
[ редактировать ]Отмена рабства (1929 г. н.э.)
[ редактировать ]Что в конечном итоге привело к отмене работорговли и освобождению рабов в Иране, так это внутреннее давление в пользу реформ. [29] 7 февраля 1929 года иранский национальный парламент ратифицировал закон о борьбе с рабством, который объявил вне закона работорговлю или любые другие претензии на владение людьми. Законопроект также уполномочил правительство принять немедленные меры по освобождению всех рабов. [30]
Оригинальный текст Закона об отмене рабства в Иране 1929 года выглядит следующим образом: [30]
«Единая статья» - В Иране никто не может быть признан рабом, и каждый раб будет освобожден по прибытии на территориальную землю или воды Ирана. Каждое лицо, приобретающее или продающее человека в рабство, обращающееся с человеком иным способом собственности либо выступающее посредником при торговле или транзите рабов, наказывается исправительным лишением свободы на срок от одного до трех лет. Указание: получив информацию или ссылку на кого-то, кто подвергся торговле или обращению в качестве раба, каждое должностное лицо обязано немедленно предоставить ему средства освобождения и сообщить об этом в окружной суд для привлечения к ответственности.
Рабство после отмены
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- История рабства в мусульманском мире
- Рабство в исламизме XXI века
- Рабство в современной Африке
- Рабство в древности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Садок, Ран (1994). «Эламиты и другие народы из Ирана и региона Персидского залива в ранних месопотамских источниках» . Иран . 32:39 и 43. дои : 10.2307/4299904 . JSTOR 4299904 . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж М.А. Дандамаев , БАРДА и БАРДАДАРИ в Энциклопедии Ирана
- ^ Пьер Бриан, От Кира до Александра , 1195 стр., Eisenbrauns Publishers, 2006, ISBN 1-57506-120-1 , ISBN 978-1-57506-120-7 , стр.37
- ^ Дж. Д. Фейдж , Р. А. Оливер , Кембриджская история Африки: от 500 г. до н. э. до 1050 г. н. э., 858 стр., Cambridge University Press, 1979, ISBN 0-521-21592-7 , ISBN 978-0-521-21592-3 (см. стр. 112)
- ^ Дэвид Сансоне, Древнегреческая цивилизация , 226 стр., Blackwell Publishing , 2004, ISBN 0-631-23236-2 , ISBN 978-0-631-23236-0 (см. стр. 85)
- ^ Ксенофонт, Анабасис, 7.8.
- ^ Эхсан Яр-Шатер , В.Б. Фишер, Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , 1488 стр., Cambridge University Press, 1983, ISBN 0-521-24693-8 , ISBN 978-0-521-24693-4 (см. стр. 635)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
- ^ Евгений Александрович Белияев, Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье , 264 стр., Praeger Publishers , 1969 (см. стр.13)
- ^ К.Д. Ирани, Моррис Сильвер, Социальная справедливость в древнем мире , 224 стр., Greenwood Publishing Group , 1995, ISBN 0-313-29144-6 , ISBN 978-0-313-29144-9 (см. стр. 87)
- ^ Перейти обратно: а б К.Д. Ирани, Моррис Сильвер, Социальная справедливость в древнем мире , 224 стр., Greenwood Publishing Group, 1995, ISBN 0-313-29144-6 , ISBN 978-0-313-29144-9 (см. стр. 87)
- ^ АЗВ Тоган, «Мечи германцев по арабским источникам IX-XI веков. Jts.», ZDMG 90, 1936, с. 22
- ^ Леви, Скотт К. «Индусы за пределами Гиндукуша: индейцы в работорговле в Центральной Азии». Журнал Королевского азиатского общества, том. 12, нет. 3, 2002, стр. 277–88. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/25188289 . По состоянию на 15 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х БАРДА и БАРДА-ДАРИ iv. От монголов к отмене рабства
- ^ Фигероа, Дон Гарсия. 1984. Путеводитель дона Гарсиа де Сила Фигероа. Перевод Голамреза Самии. Тегеран: Нашре № (на фарси
- ^ Шерли, Энтони, Роберт Шерли и Томас Шерли. 1983. Путеводитель братьев Шерли . Перевод Аванса. Тегеран: Нега. (На фарси)
- ^ Рикс, Томас. 2001. Рабы и работорговля в шиитском Иране, 1500–1900 гг. н.э. Журнал азиатских и африканских исследований 36: 407–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Сьюзан Бабайе, Кэтрин Бабаян, Ина Багдиантц-Маккейб, Муссуме Фархад: Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана, Bloomsbury Academic, 2004 г.
- ^ Форан, Джон. «Долгое падение династии Сефевидов: выход за рамки стандартных взглядов». Международный журнал исследований Ближнего Востока, том. 24, нет. 2, 1992, стр. 281–304. JSTOR, www.jstor.org/stable/164299. По состоянию на 28 марта 2021 г.
- ^ Тахери, Аболгасем. 1970. Политическая и социальная история Ирана от смерти Теймура до смерти шаха Аббаса II. Тегеран: Хабиби. (На фарси)
- ^ Перейти обратно: а б Джанет Афари: Сексуальная политика в современном Иране
- ^ Шейл, леди (1856). Взгляд на жизнь и нравы в Персии . Лондон: Дж. Мюррей. п. 243.
- ^ Полак, Дж. Э. (1865). Персия, земля и ее жители (на немецком языке). Том 2. Лейпциг: Брокгауз. п. 248.
- ^ Келли, Дж. Б. (1968). Великобритания и Персидский залив . Лондон: Кларендон. п. 417. ИСБН 9780198213604 .
- ^ Солтан-Ахмад Мирза Ашод-ад-Даула, Тарих-е Азоди, изд. Абд-аль-Хосейн Наваи, Тегеран, 1376 г./1997.стр. 336
- ^ Афари, Джанет (9 апреля 2009 г.). Сексуальная политика в современном Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107394353 – через Google Книги.
- ^ Флор, Виллем (2000). «БАРДА и БАРДА-ДАРИ iv. От монголов к отмене рабства» . Энциклопедия Ираника . Том. III. стр. 768–774.
- ^ Мирзай, Бехназ А. (2017), История рабства и эмансипации в Иране, 1800-1929 , Остин: Техасский университет Press. стр. 145
- ^ Перейти обратно: а б Мирзай, Бехназ А. (2004). Рабство, отмена работорговли и освобождение рабов в Иране (1828-1928) (доктор философии). Йоркский университет. OCLC 66890745 .
- ^ Перейти обратно: а б Закон о запрете работорговли и освобождении рабов в пункте въезда , 1 Иранский национальный парламент 7 , стр. 156 (1929 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Последние цифры обозначают страницы:
- А. Периханян (1983). «Иранское общество и право». В Эхсан Яр-Шатер; Уильям Бейн Фишер; Илья Гершевич (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 5: Институты. Издательство Кембриджского университета. стр. 634–640. ISBN 9780521246934 .
- Энтони А. Ли, «Порабощенные африканские женщины в Иране девятнадцатого века: жизнь Феззе Ханома из Шираза», Иранские исследования (май 2012 г.).
- Мехриар, Амир Х; Мостафави, Ф; Ага, Хома (5 июля 2001 г.). «Мужчины и планирование семьи в Иране» (PDF) . XXIV Всеобщая конференция по народонаселению IUSSP в Сальвадоре-де-Баия, Бразилия, 18–24 августа 2001 г. п. 4.