Паньярринг
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Паньярринг — это практика захвата и удержания людей до погашения долга или разрешения спора, которая стала обычным явлением на атлантическом побережье Африки в 18 и 19 веках. [1] Эта практика возникла из залога, распространенной практики в Западной Африке , когда члены семьи, занимающие деньги, передавались в качестве залога семье, предоставляющей кредит до погашения долга. Паньярринг, однако, отличается от этой практики, поскольку предполагает принудительное задержание людей, если долг не был погашен.
Когда атлантическая работорговля стала заметной экономической силой на атлантическом побережье, паньярринг стал средством привлечения дополнительных людей к торговле, нарушения торговли конкурентов, а в некоторых случаях защиты членов семьи человека от взятия в рабство. торговля, а также политический и экономический инструмент, используемый европейскими силами.
Эта практика была запрещена рядом африканских королевств, в частности, Империей Ашанти в 1838 году. Британцы заняли решительную позицию против паньяринга, когда они установили свою администрацию на побережье, и запретили эту практику в 1903 году. Известность этой деятельности уменьшилась, и она С тех пор он не получил широкого распространения в Западной Африке. Залог был формой рабства.
Происхождение
[ редактировать ]Залог
[ редактировать ]Залог был распространенной формой залога в Западной Африке, которая предполагала залог лица (или члена его семьи) за услуги лицу, предоставляющему кредит . Залог был связан с рабством, но отличался от него тем, что соглашение могло включать ограниченные, конкретные условия предоставления услуг, а также потому, что родственные узы защищали человека от продажи в рабство. Залог был распространенной практикой до контактов с европейцами по всей Западной Африке, в том числе среди народа акан , народа эве , народа га , народа йоруба и народа Эдо (в модифицированных формах он также существовал среди народа эфик , игбо) . люди , люди иджау и люди фон ). [2]
Упражняться
[ редактировать ]Паньярринг — это термин, используемый для обозначения воровства людей по всему побережью. Здесь его используют и для кражи чего-либо еще; и по обычаю (их закону) каждый человек имеет право захватить другого при любой удобности, если он может впоследствии доказать, что он был обманут в том же месте, где он находился, в суде Палавера. был обманут... Если какой-либо из наших кораблей Ливерпуля или Бристоля проделывает трюки... Друзья и родственники никогда не подведут, имея первую возможность отомстить за это. Они... паньярр - лодочная команда, которая по глупости доверяет себе берег; и время от времени, притворяясь дружбой, приходили на борт, удивляли и убивали целую корабельную компанию.
Джон Аткинс , Путешествие в Гвинею, Бразилию и Вест-Индию 1737 года.
В отличие от залога, паньярринг подразумевал произвольный захват людей с целью добиться погашения долга или возмещения убытков путем продажи человека в рабство. [3] Паньярринг был одной из многих форм погашения долга в регионе, но и одной из самых крайних форм принуждения к погашению. Паньярринг мог включать человека, которому был предоставлен кредит, члена семьи этого человека или даже члена общества или торгового партнера этого человека (в результате веры в коллективную ответственность за долги). [2] Помимо принуждения к выплате долга, паньярринг также может использоваться для принуждения человека к беседе или беседе - судебному процессу возмещения убытков. [3] Свидетельства паньяринга до контакта с европейцами скудны и недостаточно документированы, и обычно считается, что они использовались редко. [4]
Этимология
[ редактировать ]Корень слова основан на португальских словах penhóràr (ограничивать или захватывать) и penhór ( поручительство или пешка ). Когда португальцы пришли на Золотой Берег в 16 веке, они использовали слово пенхорар для описания местной практики среди народа акан . залога [3] Постепенно это слово стало широко использоваться европейцами для описания практики ареста человека для погашения долга или возмещения ущерба на всем побережье Африки. [2]
История
[ редактировать ]Паньярринг стал широкомасштабной деятельностью в Западной Африке, главным образом, с ростом работорговли в Атлантике . Длинные торговые сети на сотни миль от материка до побережья требовали столь же сложных форм кредитных отношений, а залог широко использовался как африканцами, так и европейскими торговцами. [2] Однако в каждом районе Атлантического побережья у него была разная система и структура.
Золотой Берег
[ редактировать ]На Золотом Берегу , в современной Гане , паньярринг стал инструментом, используемым в работорговле и в соперничестве между голландцами, британцами и другими европейскими державами за торговлю вдоль побережья. В политическом отношении в 18 веке эта территория Африки была населена рядом фрагментированных государств Акан без организованной центральной власти. [5] С ростом работорговли паньярринг стал средством захвата людей, иногда независимо от того, существовало ли ранее соглашение о займе, и удержания их в заложниках, продажи их в рабство или просто захвата их имущества. Он также регулировал отношения между различными общинами, привлекая людей в суды для урегулирования споров перед судьей. [3]
Паньярринг стал средством обеспечения людей для продажи в атлантической работорговле . Долги могли быть реальными или вымышленными, людей конфисковывали, быстро продавали европейским работорговцам и переправляли до того, как семьи арестованных могли ответить. Кроме того, работорговцев, действовавших вдали от побережья, иногда подвергали паньяру еще до того, как они добирались до портовых городов, и все рабы, которых они привозили в порты, конфисковывались и быстро продавались. [3]
В одном случае в 1773 году сыновья вождя Обутонга , которые были пешками в сделке, были проданы европейскому невольничьему кораблю. Вождю Робину Джону Эфраиму не оставалось иного выбора, кроме как паньярить корабли и освободить своих сыновей и других членов своего племени, захваченных для работорговли. [6]
И европейцы, и африканцы начали использовать паньярринг как продолжение политической и экономической политики в регионе, а также для совершения ряда предполагаемых преступлений. Например, в 1709 году британские работорговцы были недовольны африканским работорговцем, который якобы продал им «безумного» раба. Когда спор усилился, африканские работорговцы арестовали британского капитана и удерживали его, пока обе стороны не договорились о результате. Точно так же в 1797 году Арчибальд Далзель , британский губернатор Золотого Берега, напал на священника Фанте в Аномабо, когда жители деревни отказались выплатить долги британским офицерам, потому что те офицеры умерли. Далзел продержал священника в замке Кейп-Кост неделю, пока вождь Аномабо не согласился выплатить долги. [3]
Европейцы использовали паньярринг, чтобы обеспечить себе еду или товары, когда это казалось подходящим. Один британский командир заметил, что всякий раз, когда англичанам требовалась коза, овца или курица, они просто шли в город и брали животное. Затем владелец приезжал в британский форт и получал за животное плату, не всегда по справедливой рыночной цене. [7]
Британцы и голландцы включили паньярринг в свои стратегии конкуренции друг с другом. Африканские торговцы и торговцы, связанные с другой державой, подвергались паньяру, чтобы сорвать торговлю или попытаться изменить лояльность торговца. [3] Например, в 1688 году в порту Коменда голландцы схватили Джона Кабесса , влиятельного африканского торговца, лояльного британцам, и хотя его быстро отпустили, они сохранили все товары, которые он вез с собой. [8] Это оскорбление Кабесса, возможно, сыграло важную роль в нападках, которые он предпринял против голландцев, начав Комендские войны (1694–1700 гг.), конфликт, в котором британские, голландские и африканские стороны регулярно использовали паньярринг как продолжение нападений на другие страны. вечеринки. [9]
Активные паньярги на Золотом Берегу в 17 и 18 веках в конечном итоге привели к ситуации, когда общины были чрезвычайно уязвимы для того, чтобы их членов захватывали и продавали в рамках работорговли или удерживали за плату. Передвижение между сообществами стало очень опасным, и даже работа в одиночку вдали от сообществ могла сделать человека уязвимым для захвата. Первоначально общины приняли практику, чтобы попытаться защитить себя от практики паньяринга, создав Асафо , военные подразделения, которые могли обеспечить защиту при поездках или защиту общин. [3]
Когда Империя Ашанти приобрела известность и начала консолидировать власть, она попыталась положить конец практике паньярринга. Король Кваку Дуа I Паньин запретил практику паньярринга примерно в 1838 году. [5] Этот запрет требовал использования военных и административных функций Ашанти и продолжался до 1883 года, до свержения Менса Бонсу и последовавшего за этим хаоса. Затем Паньярринг снова стал активным средством обеспечения погашения долга, а также достижения политических и экономических целей. [5] В 1902 году британцы захватили территорию Ашанти и превратили территорию современной Ганы в формальный протекторат . Одним из первых достижений новой администрации стало прекращение практики паньяринга в колонии. Они привлекали к суду лиц, занимавшихся паньяризмом, и наказывали их, что привело к массовому прекращению этой практики к 1903 году. [5]
Йорубаленд
[ редактировать ]Свидетельства паньярринга в Йорубаланде , на территории современной Нигерии , до 1830-х годов довольно ограничены. Европейским торговцам угрожали паньяррингом в тех случаях, когда возникали споры, но он не достигал того уровня, который был на Золотом Берегу. Однако в середине XIX века документы показывают ряд примеров паньяринга, возникавшего как форма политической борьбы между различными племенами. Вожди могли разрешить паньярринг на своей территории, решить использовать паньярринг в соперничестве с другими вождями или согласиться на паньярринг в обмен на деньги. Историк Олатунджи Оджо обнаружил ряд случаев такой деятельности в Йорубаленде, в том числе в 1879 году заместитель короля города Итебу, который паньярнул мужчину махи в обмен на небольшую плату от другого человека махи, который обвинил первого в прелюбодеянии с одна из его жен. Точно так же вождь Эгба однажды паньярировал членов племени Авори , которое паньярировало молодую девушку в его деревне. [4]
Таким образом, Паньярринг стал основной причиной ухудшения отношений между различными вождями йоруба, вызвав значительные периоды напряженности между различными группами и напрямую вызвав войну Ондо-Икале 1891 года. [4] С британской экспансией в 1880-х и 1890-х годах значение паньярринга во всем Йорубаленде уменьшилось.
Дагомея
[ редактировать ]Королевство Дагомея , расположенное вдоль побережья в современном Бенине , в 1720-х годах захватило королевства Аллада и Уайда , установило контроль над частью атлантического побережья и стало одним из главных участников работорговли. Аллада и Уайда активно использовали паньярринг на протяжении большей части своих контактов с европейцами. Было зарегистрировано, что король Аллады в конце 17 века угрожал местным торговцам, не выплатившим кредиты, что «будут отобраны все их жены». Точно так же Уайда был известен своей особенно строгостью по отношению к должникам, поскольку позволял паньяргу людей или товаров всякий раз, когда ссуды не выплачивались. [2] стр. 75
Дагомея запретила практику паньярринга в начале 17 века при короле Хуэгбадже , требуя, чтобы все долговые споры рассматривались в королевских судах. Когда Дагомея завоевала Алладу и Уайду, эта практика была запрещена. Хотя королевство было известно своим милитаризмом и набегами рабов, Дагомея не использовала паньярринг, и эта практика не была широко распространена на территории, известной как Невольничий берег в 18 и 19 веках. [10]
В другом месте
[ редактировать ]Паньярринг в той или иной форме был описан в XVIII и XIX веках от современной Сьерра-Леоне до Анголы вдоль побережья Африки. За исключением Золотого Берега или Йорубаленда, паньярринг никогда не достигал значительного уровня. Лавджой и Ричардсон утверждают, что распространенность паньяринга во многом связана со структурой и возможностью погашения долга через авторизованные каналы. Когда кредитные и долговые отношения лишены структуры, на первый план выходят залог и паньярма. [2]
Тем не менее, паньярринг по-прежнему влиял на торговые отношения по всему побережью в ряде моментов. Самым заметным было дело Бимбиа. В 1788 году британский торговец купил 30 человек, взятых в залог в Бимбии , на территории современного Камеруна , для перевозки в Америку. Среди них были сыновья и дочери короля Бимбии, которые собрали значительное количество рабов и слоновую кость, чтобы заплатить за их освобождение, но британский капитан не освободил их и уплыл. В результате местные жители в отместку атаковали еще два британских корабля, пока голландский корабль не захватил британский корабль и не вернулся в Бимбию с людьми, удерживавшимися на корабле. По всему побережью европейцы и африканцы реже участвовали в паньярге, пока в начале 20 века она не прекратилась. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спаркс, Рэнди (2014). Где негры — хозяева . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пол Э. Лавджой и Дэвид Ричардсон (2001). «Рабочий бизнес: залог в Западной Африке, ок. 1600–1810». Журнал африканской истории . 42 (1): 67–89.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шамуэй, Ребекка (2011). Фанте и трансатлантическая работорговля . Рочестер, Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета.
- ^ Jump up to: а б с Оджо, Олатунджи (2007). « Эму» (Амуя): Институт йоруба по паньяррингу или аресту долгов». Экономическая история Африки . 35 : 31–58.
- ^ Jump up to: а б с д Остин, Гарет (2005). Труд, земля и капитал в Гане: от рабства к свободному труду в Асанте, 1807–1956 гг . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета.
- ^ Диуфф, Сильвиан (2003). Борьба с работорговлей: стратегии Западной Африки . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо.
- ^ Фишер, Рут А. (1928). «Выдержки из отчетов африканских компаний [Часть 3]». Журнал истории негров . 13 (3): 343–367.
- ^ Хениге, Дэвид (1977). «Джон Кабес из Коменды: ранний африканский предприниматель и государственный строитель». Журнал африканской истории . 18 (1): 1–19. дои : 10.1017/s0021853700015206 .
- ^ Закон, Робин (2007). «Комендские войны, 1694–1700: исправленное повествование». История в Африке . 34 : 133–168. дои : 10.1353/hia.2007.0010 .
- ^ Закон, Робин (2004). Уида: Социальная история «рабовладельческого» порта Западной Африки, 1727–1892 гг . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо.