Рабство в Мали
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Мали существует и сегодня: около 200 000 человек находятся в прямом рабстве у хозяина. С 2006 года в Мали активно действует движение под названием «Темедт», борющееся против сохранения рабства и дискриминации, связанной с бывшими рабами. Поступали сообщения о том, что во время восстания туарегов в 2012 году бывшие рабы были возвращены своим бывшим хозяевам. Более того, явление рабства по родовому признаку все еще сохраняется в различных этнических группах.
Рабство в Мали существовало среди различных этнических групп доимперского Мали до мусульманского завоевания . Значение рабства возросло благодаря транссахарской работорговле через Сахару в средние века, особенно во времена Малийской империи, которая торговала западноафриканскими рабами берберским и арабским государствам Северной Африки . После распада Империи Мали (ок. 1600 г. н.э.) набеги рабов усилились, и работорговля стала ключевой частью экономики общин туарегов , манде и фула , которые в конечном итоге стали основными этническими группами в стране Мали. .
Когда в 1898 году эта территория перешла под французский колониальный контроль, как Французский Судан , французские власти официально отменили рабство в 1905 году. Несмотря на это заявление, традиционные модели рабства сохранились. Хотя некоторые рабы покинули свои позиции после Декларации 1905 года, многие остались, и на большей части страны рабство продолжалось более или менее беспрепятственно. С политическим открытием создания Четвертой французской республики в 1946 году большое количество рабов покинули свои позиции, и проблема рабства стала ключевым политическим вопросом для партии Суданский союз – Африканское демократическое объединение (US-RDA).
Когда Республика Мали обрела независимость в 1960 году, правительство попыталось еще больше подорвать институт рабства, но усилия были в значительной степени застопорены, когда военная диктатура Муссы Траоре захватила страну с 1968 по 1991 год.
История и практика
[ редактировать ]Рабство до колонизации
[ редактировать ]Внутри границ современного Мали рабство существовало на протяжении многих веков в Малийской империи и окружающих общинах и королевствах. Рабство продолжало существовать после падения Малийской империи, составляя значительную часть экономики общин туарегов , манде и фула . После хаоса падения Малийской империи набеги рабов и работорговля значительно возросли по всему региону. [1]
Продажа и торговля рабами в 19 веке часто регулировались исламскими правовыми кодексами, разрешавшими торговлю между различными общинами в этом районе. [2] Рабство не практиковалось единообразным образом, и существовало множество форм подневольного труда, при этом часто делались различия между разными типами рабов: например, между людьми, купленными или захваченными в плен, и теми, кто родился в домашнем хозяйстве, а также различие между теми, кто пас стада, и теми, кто который занимался домашними делами. [3]
Рабство не имело такого значения в некоторых общинах, а в некоторых общинах в южной части современного Мали рабов было мало или вообще не было. [4] Однако во многих частях современного Мали рабский труд был ключевым столпом экономической системы и широко использовался. [5] Эта зависимость от рабского труда была отмечена первыми французскими администраторами территории, когда французы взяли под свой контроль территорию в 1890-х годах, как критическую проблему. [6]
Французский контроль
[ редактировать ]Французы взяли под свой контроль регион в 1890-х годах и установили ограниченную администрацию как часть Французской Западной Африки . В конечном итоге этот район будет организован и назван колонией Французского Судана , но на протяжении большей части начала 1900-х годов администрация часто была связана с другими колониями в регионе. В 1903 году французским администраторам было приказано больше не использовать раба в качестве административной категории: функционально статус раба больше не мог использоваться для решения юридических или имущественных вопросов. [7]
Отмена рабства во Франции (1905 г.)
[ редактировать ]За этим последовало в 1905 году, когда французы издали официальный указ о прекращении рабства на всей территории Французской Западной Африки, включая территорию, которая стала страной Мали. [8] По всей Французской Западной Африке почти миллион рабов отреагировали на это, уехав от своих хозяев и поселившись в другом месте. [7] французы поддержали эти усилия, создав поселения вокруг реки Нигер и выкопав колодцы для общин в других местах, чтобы они могли заниматься сельским хозяйством вдали от своих бывших хозяев. [9]
Этот процесс оказал наиболее существенное влияние или влияние на южную и западную части современного Мали, но в северной и восточной частях колонии большое количество рабов оставалось в рабстве по отношению к своим хозяевам. [8] По приблизительным оценкам, на всей территории современного Мали около одной трети уехали и прекратили отношения рабства, а две трети остались со своими хозяевами. [10] В 1920-х годах в большинстве семей туарегов все еще были рабы, которые ухаживали за домом и животными. [11]
Хотя рабство сохранялось, некоторые аспекты отношений изменились с приходом французской администрации. Рабы, сбежавшие от своих хозяев, могли найти официальную защиту французских властей в городах на ограниченное время. [11] Рабам иногда удавалось пересмотреть условия своего рабства в изменившейся политической ситуации. Некоторые были готовы согласиться сохранить статус подневольного состояния, если они получат контроль над своей семейной жизнью и получат немного земли для передачи своим детям. [10] Кроме того, французская администрация активно работала над прекращением набегов рабов и наиболее ярких проявлений работорговли, значительно сокращая эти способы приобретения рабов. [12]
Усилия французской администрации по вопросам рабства во многом были связаны с политикой в отношении территорий туарегов. Туареги активно сопротивлялись французскому правлению в этом районе до 1903 года и были причиной частых восстаний на протяжении многих первых десятилетий 1900-х годов (а именно, Каоценского восстания 1916–1917 годов). Французская администрация в основном стремилась заменить политическую власть общества туарегов, подрывая то, что они считали жесткой иерархией и кастовой системой . [13]
Французы увидели, что общество туарегов разделено на группы дворян, вассалов и рабов, и решили в значительной степени поддерживать вассалов, чтобы подорвать власть дворян. В этих усилиях рабы не считались решающим аспектом. [13] Кастовая система аналогичным образом считалась расовой: вассалы и знать определялись как белые, а рабы определялись как черные. [14]
В результате продолжающегося существования большого количества рабов в обществах туарегов и сосредоточения внимания на вассалах, а не на рабском населении, французские администраторы во Французском Судане неверно сообщили, что рабство не существовало в обществе туарегов, поэтому декларация 1905 года о прекращении рабства была в основном соблюдается. [15] Таким образом, в течение многих десятилетий после отмены рабства в 1905 году эта практика продолжала существовать на большей части территории Французского Судана. [16]
Ситуация изменилась, когда большое количество рабов изменило свой статус, начиная с 1946 года. В этом году была основана Четвертая французская республика , и ключевой частью новой конституции были прямые выборы на должности в колониях. [17] [18] Наряду с этими усилиями во Французском Судане приобрела известность политическая партия под названием « Суданский союз – Африканское демократическое объединение» (US-RDA), имевшая сильную политическую базу на юге колонии. В результате своей социалистической идеологии и стремления получить политическую базу на севере, RDA США поощряло рабов сопротивляться своим хозяевам и становиться свободными. [19] В результате большое количество рабов в стране начало требовать права собственности на свои стада и землю или просто переезжать в другие районы, где были доступны возможности трудоустройства (например , в другие колонии, такие как Золотой Берег ). [17]
По всей колонии произошло крупномасштабное освобождение и множество восстаний рабов. [20] [21] иногда создавая новые деревни. [22] Яркий пример восстания рабов в 1955 году в городе Норбен в округе Гурма-Рарус . При поддержке RDA США рабы в этом районе забрали все стада, о которых они заботились, и ушли с земли своего хозяина. Затем хозяин организовал жестокий набег на рабов, чтобы попытаться забрать животных. Дело дошло до французского администратора региона, который постановил, что рабам будет предоставлен независимый статус от их хозяина и что они получат более половины стада. [23]
Несмотря на эти усилия французской администрации, институт рабства сохранялся на большей части колонии, и в 1958 году все еще можно было купить раба в Тимбукту . [20]
Независимый Мали по настоящее время (1960–)
[ редактировать ]С момента обретения независимости в 1960 году рабство в Мали продолжает сохраняться. В последние годы возникло движение, пытающееся бороться с продолжающейся практикой рабства и дискриминации бывших рабов. Хотя рабство является незаконным, рабские отношения продолжают сохраняться по всей Мали во всех этнических группах страны, хотя в основном это касается общин туарегов. [24] [25]
Кроме того, имеются сообщения о том, что статус бывших рабов и ограничения на их поведение существует в малийской диаспоре, проживающей в других странах. [23] Некоторые в правительстве утверждают, что, поскольку существует свобода выезда, такие ситуации нельзя правильно определить как рабство. [25] Малийская организация по борьбе с рабством «Темедт» подготовила доклад, в котором утверждается, что до двух миллионов человек по-прежнему находятся в пассивных и активных рабских отношениях. [26] около 200 000 человек были насильственно удержаны в рабстве. [27]
Сохранение рабства
[ редактировать ]В начале 1960-х годов первый президент Мали и Модибо Кейта партия США-РДА сделали прекращение рабства главным вопросом для партии. [19] Рабство было формально объявлено вне закона в стране, и были предприняты некоторые усилия для продолжения усилий Франции по переселению бывших рабов. [28] RDA США призывало каждого раба в стране покинуть своих хозяев, и многие так и сделали. Однако многие вернулись в течение года или двух из-за ограниченных экономических возможностей, предоставляемых бывшим рабам в стране. [29] Даже эти ограниченные усилия были в значительной степени остановлены диктатурой Муссы Траоре с 1968 по 1991 год. [28]
Несмотря на то, что по закону им разрешено уезжать, экономические и социальные проблемы удерживают многих людей в ситуациях, которые определяются как рабство. [25] Кроме того, даже после освобождения бывшие рабы во многих случаях подвергаются дискриминации и политической власти. [24] Демократизация 1990-х годов не обязательно влекла за собой эмансипацию, и есть примеры того, как бывшие хозяева оказывали давление и заставляли бывших рабов голосовать за кандидатов, которых они предпочитают; однако были и примеры сопротивления этому давлению. [30]
Некоторые люди, которые раньше были рабами или чьи родители, бабушки и дедушки были такими, добились политической известности в Мали после диктатуры (в том числе Амаду Тумани Туре, который был президентом Мали с 2002 по 2012 год). Обсуждение их рабского происхождения в значительной степени подавляется и хранится в государственной тайне, чтобы избежать стигмы, связанной с этой историей. [31]
Социальные движения предпринимают усилия по криминализации рабства и борьбе со стигматизацией бывших рабов. [31] Сообщения в новостях о том, что молодежь из Мали привлекается к принудительным работам в соседних странах, заставили правительство ввести миграционные ограничения для всех малийцев-подростков. [32]
В 2002 году писатель New York Times Майкл Финкель был уволен с работы за создание составного вымышленного персонажа в репортажах о ребёнке-рабе в Мали. [33]
Во время восстания туарегов 2012 года организация по борьбе с рабством Темедт сообщила, что первыми людьми, наказанными в соответствии с введенной системой шариата , были бывшие рабы, а некоторые семьи туарегов использовали хаос для возвращения рабов, которые сопротивлялись в последние годы. [27] [34]
Темедт
[ редактировать ]Темедт — общественное движение, которое пытается положить конец рабству на всей территории Мали и бороться с негативными стереотипами и дискриминацией бывших рабов. Он возник в результате двух усилий, предпринятых в 1990-х годах, и сегодня насчитывает более 30 000 членов. [27]
В 1990-х годах Ибрагим Аг Идбалтанант (нынешний президент Темедта) основал Groupement des Artisans Ruraux d'Intadeyni (GARI), деятельность которой заключалась в предоставлении образования и микрокредитовании людям рабского происхождения в районах туарегов. [31] Аналогичным образом в 1994 году Мохаммед Аг Акератане (бывший президент Темедта) основал движение, известное как Тазолт, отсылка к черной краске, которую иногда наносят под глаза туареги. Эти движения привели к созданию Темедта, что означает генеалогия или солидарность, в 2006 году в городе Эссакане . [35]
Организация объединяет интеллектуалов рабского происхождения, чтобы публично бросить вызов практике и стигматизации рабства. [35] Чтобы обезопасить себя на своих встречах, они приглашают на мероприятия представителей власти, других неправительственных организаций и лидеров туарегов. [35]
Темедт участвует в кампаниях по повышению осведомленности общественности, содействует юридическим оспариваниям рабства и оказывает политическое давление на правительство с целью привлечь больше внимания к этой проблеме. Кампании по информированию общественности включают парады и фольклорные представления, а также другие усилия, направленные на прекращение дискриминации бывших рабов. [31] Организация также предоставляет ключевых юристов для помощи в судебном преследовании по делам о рабах и при содействии Американской ассоциации адвокатов предоставила ключевые юридические услуги по ряду дел. [36]
Один известный случай произошел в октябре 2011 года, когда первый человек в Мали был привлечен к ответственности по обвинению в рабстве за эксплуатацию Иддара Аг Огазида. Темедт оказал давление на это дело и оказал финансовую помощь семье Аг Огазиде в трудный период. После первого слушания, на котором обвиняемый утверждал, что он заплатил Аг Огазиду за свою работу, суд был отложен, поскольку судье пришлось бежать из Гао ради его безопасности. Из-за восстания туарегов и военного переворота рассмотрение дела еще больше отодвинулось. [36] Организация также подталкивает правительство к дальнейшей криминализации рабства и введению дополнительных санкций против этой практики, а также работает с организациями по борьбе с рабством в других странах и с Anti-Slavery International для координации усилий. [31]
В 2012 году организация получила ежегодную премию от Anti-Slavery International за усилия по борьбе с рабством. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лион 2005 , с. 119.
- ^ Лион, 2005 , стр. 137–139.
- ^ Кляйн 1998 , стр. 7–9.
- ^ Кляйн 1998 , с. 4.
- ^ де Брёйн и Пелкманс 2005 , стр. 74.
- ^ Кляйн 1998 , стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 2005 , с. 831.
- ^ Jump up to: а б Моксион 2012 , с. 197.
- ^ Моксион 2012 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 2005 , с. 833.
- ^ Jump up to: а б Седдон 2000 , с. 220.
- ^ де Брёйн и Пелкманс 2005 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Моксион 2012 , с. 199.
- ^ Лекок 2005 , с. 45.
- ^ Лекок 2005 , с. 48.
- ^ Моксион 2012 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Моксион 2012 , с. 206.
- ^ Лекок 2005 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Лекок 2005 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Седдон 2000 , с. 226.
- ^ Роде, Мари (2014). «Диамбуру» .
- ^ Роде, Мари (2014). «Буйяги, свободная деревня» .
- ^ Jump up to: а б Лекок 2005 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б де Брёйн и Пелкманс 2005 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с Хикс 2008 .
- ^ Хахоноу и Пелкманс 2011 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с д Тран 2012г .
- ^ Jump up to: а б Хахоноу и Пелкманс 2011 , с. 147.
- ^ Седдон 2000 , с. 231.
- ^ де Брёйн и Пелкманс 2005 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д и Хахоноу и Пелкманс 2011 , с. 143.
- ^ Доттридж 2005 , с. 703.
- ^ Снайдер 2002 .
- ^ Норрис 2012 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Хахоноу и Пелкманс 2011 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Норрис 2012 , с. 27.
Библиография
[ редактировать ]- де Брёйн, Мирьям; Пелкманс, Лотте (2005). «Перед лицом дилемм: бывшие рабы фульбе в современном Мали». Канадский журнал африканских исследований . 39 (1): 69–95.
- Доттридж, Майк (2005). «Типы принудительного труда и злоупотреблений, подобных рабству, происходящих сегодня в Африке: предварительная классификация» . Cahiers d'Etudes Africaines . 45 (179/180): 689–712. doi : 10.4000/etudesafricaines.5619 .
- Хахону, Эрик; Пелкманс, Лотте (2011). «Западноафриканские движения против рабства: борьба за гражданство и наследие рабства» (PDF) . Образцы. Венский журнал критических африканских исследований (20): 141–162. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 г.
- Хикс, Селеста (22 августа 2008 г.). «Раскрытие скрытого рабства Мали» . Новости Би-би-си . Проверено 24 ноября 2012 г.
- Кляйн, Мартин А. (2005). «Концепция чести и сохранение раболепия в Западном Судане» . Cahiers d'Etudes Africaines . 45 (179/180): 831–851. doi : 10.4000/etudesafricaines.5665 .
- Кляйн, Мартин А. (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Лекок, Баз (2005). «Вопрос Беллы: освобождение рабов, раса и социальные категории в Северном Мали конца двадцатого века». Канадский журнал африканских исследований . 39 (1): 42–68.
- Лион, Гислен (2005). «Рабство, обмен и исламское право: взгляд из архивов Мали и Мавритании» (PDF) . Экономическая история Африки . 33 : 117–148. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2010 г.
- Мосион, Орельен (2012). «Переезд, чтобы остаться: Пространственные стратегии Иклана на пути к социально-экономической эмансипации на севере Мали, 1898–1960». Журнал африканской истории . 53 (2): 195–213. дои : 10.1017/s0021853712000394 . S2CID 161662370 .
- Норрис, Кэролайн (2012). «Окончательная оценка проекта Фонда поддержки гражданского общества: борьба с рабством по происхождению в Западной Африке» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2014 г. Проверено 25 ноября 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Седдон, Дэвид (2000). «Незаконченное дело: рабство в Африке Сахары». Рабство и отмена . 20 (2): 208–236. дои : 10.1080/01440390008575313 . S2CID 144946807 .
- Снайдер, Габриэль (4 марта 2002 г.). «Фальшивая история о рабах вызвала большой скандал в журнале Times» . Нью-Йоркский обозреватель .
- Тран, Марк (23 октября 2012 г.). «Конфликт в Мали ставит под угрозу свободу «потомков рабов»» . Хранитель . Проверено 24 ноября 2012 г.
Внешние ресурсы
[ редактировать ]- «Рабство по происхождению в Мали» . Интернационал против рабства.