Jump to content

Тимбукту

Координаты : 16 ° 46'33 "N 3 ° 00'34" W  /  16,77583 ° N 3,00944 ° W  / 16,77583; -3,00944

Тимбукту
Тумбуту   ( койра китайская сонгай )
Тин Букт   ( Тамашек )
Химба
Город
Транскрипция(и) имен
Тамашек ТнХт
تِينْ بُكْتْОлово Бакут
Койра Киини تُمْبُتُ.
Слева направо: мечеть Джингеребер , медресе Санкоре , вид с воздуха на Тимбукту, рынок Тимбукту, Феннек в аэропорту Тимбукту .
Карта, показывающая основные караванные маршруты через Сахару c. 1400 г. Также показаны империя Гана (до 13 века) и империя Мали 13–15 веков, западный маршрут которой проходит от Дженне через Тимбукту до Сиджилмассы. Современный Нигер в желтом цвете.
Карта, показывающая основные караванные маршруты через Сахару c. 1400 . Также показаны Империя Гана 13-15 веков (до 13 века) и Империя Мали , западный маршрут которой проходит от Дженне через Тимбукту до Сиджилмассы . Современный Нигер в желтом цвете.
Тимбукту находится в Мали.
Тимбукту
Тимбукту
Расположение Тимбукту в Мали
Координаты: 16 ° 46'33 "N 3 ° 00'34" W  /  16,77583 ° N 3,00944 ° W  / 16,77583; -3,00944
Страна  У них было
Область Регион Тимбукту
Круг Круг Тимбукту
Поселенный V век до нашей эры
Основан Джаггер Винникомб
Область
• Земля 21 км 2 (8 квадратных миль)
Высота
261 м (856 футов)
Население
 (2009) [2] [1]
• Общий 54,453
Климат БВтч
Критерии Культурный: ii, iv, v
Ссылка 119
Надпись 1988 г. (12-я сессия )
Находящийся под угрозой исчезновения 1990–2005 гг.; 2012 – настоящее время

Тимбукту ( / ˌ t ɪ m b ʌ k ˈ t / TIM -buk- TOO ; франц .: Tombouctou ; Койра Киини : Тумбуту ; Туареги : ⵜⵏⵀⵗⵜ , латинизированное: Тин Букт ) — древний город в Мали , расположенный в 20 километрах (12 милях) к северу от реки Нигер . Это столица региона Томбукту , одного из восьми административных регионов Мали , с населением 54 453 человека по данным переписи 2009 года.

Археологические данные свидетельствуют о том, что в этом регионе существовали доисторические поселения, существовавшие еще до исламской научной и торговой известности города в средневековый период. Тимбукту возник как сезонное поселение и стал постоянным в начале 12 века. После изменения торговых путей, особенно после визита Мансы Мусы около 1325 года, Тимбукту процветал благодаря своему стратегическому расположению за счет торговли солью, золотом и слоновой костью . Постепенно он превратился в важный исламский город на торговом пути Сахары стал частью Малийской империи и привлекал множество ученых и торговцев, прежде чем в начале 14 века . В первой половине 15 века туареги взяли под свой контроль на короткий период, пока расширяющаяся империя Сонгай не поглотила его в 1468 году.

Марокканская и армия разгромила сонгайцев в 1591 году сделала Тимбукту своей столицей. Захватчики создали новый правящий класс Арма , который после 1612 года стал практически независимым от Марокко. города В свой золотой век исламские ученые и обширная торговая сеть поддерживали важную книжную торговлю. Вместе с кампусами медресе Санкоре , исламского университета , это сделало Тимбукту научным центром в Африке. известные исторические писатели, такие как Шабени и Лев Африканский О городе писали . Эти истории породили спекуляции в Европе, где репутация города изменилась с богатой на загадочную. За золотым веком города как крупного образовательного и культурного центра Малийской империи последовал длительный период упадка. Различные племена правили страной до тех пор, пока французы не захватили Мали в 1893 году , и этот режим продлился до тех пор, пока страна не стала Республикой Мали в 1960 году.

В недавней истории Тимбукту столкнулся с угрозами со стороны экстремистских группировок, которые привели к разрушению культурных объектов; усилия местного и международного сообщества были направлены на сохранение его наследия. В результате недавних проблем население города сократилось.

Топонимия

[ редактировать ]
Тимбукту смотрит на запад, Рене Кайе (1830)
Вид на Тимбукту, Генрих Барт (1858 г.)

На протяжении веков написание Тимбукту сильно менялось: от Тенбуха в Каталонском Атласе (1375 г.) до » путешественника Антонио Мальфанте , «Тамбета использованного в письме, которое он написал в 1447 году, а также принятого Альвизе Кадамосто в его «Путешествиях по миру». Кадамосто , к Генриха Барта «Тимбукту и Тимбукту» . Французское написание часто упоминается в международных справочниках как «Томбукту». Немецкое написание «Тимбукту» и его вариант «Тимбукту» перешли в английский язык, и первое в последние годы стало широко использоваться. В основных англоязычных работах использовалось написание «Тимбукту», и ученые считают его правильной английской формой; Иногда также используются «Тимбукту» и «Тимбукту».

Французы продолжают использовать написание «Томбукту», как они это делают уже более века; варианты включают «Тембокту» (используемый исследователем Рене Кайе) и «Томбукту», но их редко можно увидеть. Варианты написания существуют и для других мест, таких как Дженне (Дженне) и Сегу (Сегу). [3] Как и написание, топонимия Тимбукту все еще открыта для обсуждения. [а] Было описано как минимум четыре возможных происхождения названия Тимбукту:

  • Сонгайское происхождение: и Лео Африканский , и Генрих Барт считали, что название произошло от двух сонгайских слов : [4] Лев Африканский пишет, что Королевство Томбуто было названо в честь одноименного города, основанного в 1213 или 1214 году Мансой Сулейманом . [5] Само слово состояло из двух частей: тин (стена) и буту (Стена Буту). Африканский не объяснил значения этого Буту . [4] Генрих Барт писал: «Город, вероятно, назывался так, потому что первоначально он был построен в впадине или впадине среди песчаных холмов. Томбуту на языке сонгай означает дыра или чрево: если бы это было слово Темашит ( Тамашек ), оно было бы Европейцы обычно интерпретируют это имя как Букту (также то же слово на персидском языке - bâkhtàr باختر = место, где садится солнце, Запад), но олово не имеет ничего общего с добром . [6]
  • Берберское происхождение: малийский историк Секене Сиссоко предлагает другую этимологию : туареги-основатели города дали ему берберское имя , слово, состоящее из двух частей: олово , женская форма слова « ин » (место) и «букту» , небольшая дюна. Следовательно, Тимбукту будет означать «место, покрытое небольшими дюнами». [7]
  • Абд аль-Сади предлагает третье объяснение в своей книге «Тарих аль-Судан» 17-го века : «Туареги превратили это место в склад для своих вещей и провизии, и оно превратилось в перекресток для приходящих и уходящих путешественников. За их имуществом следил раб. их женщина по имени Тимбукту, что на их языке означает «тот, у кого есть шишка». Благословенное место, где она расположилась лагерем, было названо в ее честь». [8]
  • Французский востоковед Рене Бассет выдвинул другую теорию: название происходит от зенагского корня bkt , означающего «быть далеким» или «скрытым», и притяжательной частицы женского рода олово . Значение «скрытый» могло указывать на расположение города в небольшой впадине. [9]

Обоснованность этих теорий зависит от личности первоначальных основателей города: даже в 2000 году археологические исследования не обнаружили останков, датируемых 11-12 веками, в пределах современного города, учитывая сложность раскопок на глубине нескольких метров. песок , который похоронил останки на протяжении последних столетий. [10] [11] Без единого мнения этимология Тимбукту остается неясной.

Предыстория

[ редактировать ]

Как и другие важные средневековые западноафриканские города, такие как Дженне ( Дженне-Йено ), Гао и Диа , поселения железного века были обнаружены недалеко от Тимбукту, которые появились еще до традиционной даты основания города. Хотя скопление толстых слоев песка помешало археологическим раскопкам в самом городе, [12] [11] часть окружающего ландшафта сдувается и обнажает на поверхности черепки керамики. Обследование местности, проведенное Сьюзен и Родериком Макинтошами в 1984 году, выявило несколько памятников железного века вдоль Эль-Ахмара, древней системы вади , которая проходит в нескольких километрах к востоку от современного города. [13]

железного века Комплекс тел расположен Девять километров ( 5 + 1 2 миль) к юго-востоку от Тимбукту возле Вади-эль-Ахмара были раскопаны в период с 2008 по 2010 год археологами из Йельского университета и Культурной миссии Томбукту. Результаты показывают, что это место было впервые заселено в 5 веке до нашей эры, процветало на протяжении второй половины 1 тысячелетия нашей эры и в конечном итоге разрушилось где-то в конце 10 или начале 11 века нашей эры. [14] [15]

Тимбукту стал нарицательным как далекое и загадочное место, но сам город когда-то был всемирно известным торговым центром, а также академической горячей точкой средневекового мира. Тимбукту уникален тем, что видел много правителей, но своего золотого периода город достиг при Малийской империи в 13 и 14 веках. Выдающийся малиец Манса Муса принес большую известность городу Тимбукту, основав там университет исламского образования. Однако в университете преподавали гораздо больше, чем просто исламоведение, включая темы истории, риторики, права, науки и, в первую очередь, медицины. Манса Муса также познакомил Тимбукту и Малийскую империю в целом с остальным средневековым миром посредством своего хаджа, поскольку его пребывание в Мекке вскоре вдохновило арабских путешественников посетить Северную Африку. Однако европейцы добрались до города гораздо позже из-за трудного и долгого путешествия, что придало городу ауру таинственности.

Тимбукту в первую очередь получил свое богатство за счет местной добычи золота и соли, а также за счет транссахарской работорговли. Золото было очень ценным товаром в Средиземноморском регионе, а соль была наиболее популярна к югу от города, хотя, возможно, самым большим преимуществом Тимбукту было его местоположение. Город расположен в девяти милях от реки Нигер, что обеспечивает хорошие сельскохозяйственные угодья, и находится недалеко от пустыни Сахара, обеспечивающей легкодоступные торговые пути. Тимбукту также выступает в качестве промежуточной точки между регионами Северной, Западной и Центральной Африки. Из-за этого Тимбукту превратился в культурный плавильный котел.

В середине 1400-х годов империя Мали достигла устойчивого упадка, что привело к возникновению Империи Сонгай. Однако город Тимбукту некоторое время находился под властью туарегов, прежде чем перешел к народу сонгай. Несмотря на серьезные изменения во власти, Тимбукту в целом процветал до тех пор, пока марокканцы не вторглись в империю Сонгай в 1590 году и не начали оккупировать Тимбукту в 1591 году, после битвы при Тондиби . В 1593 году большая часть профессорско-преподавательского состава университета была казнена или сослана за нелояльность новым правителям, и это, наряду с упадком торговли в результате возросшей конкуренции со стороны новых доступных трансатлантических морских маршрутов, привело к тому, что город потерял свою значимость. Лишь в 1890-х годах Тимбукту был официально включен в состав французской колонии Мали, а в 1960 году был объявлен частью независимого государства Мали.

Сегодня население Тимбукту существенно сократилось по сравнению с его предполагаемым пиком в 250 000 человек в средневековый период. Город уже несколько лет страдает от массовой бедности, полагаясь на государственное финансирование как на средство выживания. [16] [17] [18]

Осада Тимбукту

[ редактировать ]

8 августа 2023 года Тимбукту был взят под полную блокаду Джамаат Наср аль-Ислам валь Муслимин (ДНИМ). [19] усугубляя бедность и приводя к нехватке продовольствия. С момента начала осады 33 000 человек покинули город и его окрестности, а 1 000 человек бежали в Мавританию. [20] Осада началась после вывода МИНУСМА , миссии ООН в Мали во время войны в Мали . [21]

География

[ редактировать ]
Поездка на верблюде по пустыне Сахара , недалеко от Тимбукту.

Тимбукту расположен на южной окраине Сахары . В 15 км ( 9 + 1 / 2 миль) к северу от главного русла реки Нигер . Город окружен песчаными дюнами, а улицы покрыты песком. Порт Кабара находится в 8 км (5 миль) к югу от города и соединен с рукавом реки каналом длиной 3 км (2 мили). Канал сильно заилен, но в 2007 году его углубили в рамках проекта, финансируемого Ливией. [22]

Ежегодное разлив реки Нигер является результатом обильных дождей в верховьях рек Нигер и Бани в Гвинее и на севере Кот-д'Ивуара . Пик осадков в этих районах приходится на август, но паводковым водам требуется время, чтобы пройти по речной системе и через внутреннюю дельту Нигера . В Куликоро , в 60 км (37 миль) ниже по течению от Бамако , пик паводка приходится на сентябрь. [23] тогда как в Тимбукту паводок длится дольше и обычно достигает максимума в конце декабря. [24]

В прошлом территория, затопленная рекой, была более обширной, и в годы с большим количеством осадков паводковые воды достигали западной окраины самого Тимбукту. [25] Небольшой судоходный ручей к западу от города изображен на картах, опубликованных Генрихом Бартом в 1857 году. [26] и Феликс Дюбуа в 1896 году. [27] Между 1917 и 1921 годами, в колониальный период, французы использовали рабский труд для рытья узкого канала, соединяющего Тимбукту с Кабарой. [28] В последующие десятилетия он заилился и заполнился песком, но в 2007 году в рамках проекта дноуглубительных работ канал был повторно раскопан, так что теперь, когда река Нигер разливается, Тимбукту снова соединяется с Кабарой. [22] [29] Правительство Мали пообещало решить проблемы с проектированием канала, поскольку в настоящее время на нем отсутствуют пешеходные мосты, а крутые и неустойчивые берега затрудняют доступ к воде. [30]

Кабара может функционировать как порт только в декабре-январе, когда река полноводна. Когда уровень воды ниже, лодки пришвартовываются в Кориуме, который связан с Тимбукту асфальтированной дорогой длиной 18 км (11 миль).

, в Тимбукту жаркий пустынный климат ( BWh Согласно климатической классификации Кеппена ) . Большую часть года погода очень жаркая и сухая, при этом большая часть осадков в городе выпадает в период с июня по сентябрь из-за влияния Зоны внутритропической конвергенции (ITCZ). Степень суточных колебаний температуры в сухой сезон выше, чем в сезон дождей. Среднедневные максимальные температуры в самые жаркие месяцы года — апрель, май и июнь — превышают 40 °C (104 °F). Самые низкие температуры наблюдаются в самые мягкие месяцы года – декабрь, январь и февраль. Однако средняя максимальная температура не опускается ниже 30 ° C (86 ° F). Эти зимние месяцы характеризуются сухим и пыльным пассатом , дующим из региона Сахары- Тибести на юг к Гвинейскому заливу . Подбирая на своем пути частицы пыли, эти ветры ограничивают видимость, создавая явление, получившее название « Харматтанская дымка». [31] Кроме того, когда пыль оседает в городе, накапливается песок и надвигается опустынивание. [32]

Климатические данные для Тимбукту (1950–2000 гг., крайности с 1897 г. по настоящее время)
Месяц Ян февраль Мар апрель Может июнь июль август Сентябрь октябрь ноябрь декабрь Год
Рекордно высокий °C (°F) 41.6
(106.9)
43.5
(110.3)
46.1
(115.0)
48.9
(120.0)
49.0
(120.2)
49.0
(120.2)
46.0
(114.8)
46.5
(115.7)
45.0
(113.0)
48.0
(118.4)
42.5
(108.5)
40.0
(104.0)
49.0
(120.2)
Среднесуточный максимум °C (°F) 30.0
(86.0)
33.2
(91.8)
36.6
(97.9)
40.0
(104.0)
42.2
(108.0)
41.6
(106.9)
38.5
(101.3)
36.5
(97.7)
38.3
(100.9)
39.1
(102.4)
35.2
(95.4)
30.4
(86.7)
36.8
(98.2)
Среднесуточное значение °C (°F) 21.5
(70.7)
24.2
(75.6)
27.6
(81.7)
31.3
(88.3)
34.1
(93.4)
34.5
(94.1)
32.2
(90.0)
30.7
(87.3)
31.6
(88.9)
30.9
(87.6)
26.5
(79.7)
22.0
(71.6)
28.9
(84.0)
Среднесуточный минимум °C (°F) 13.0
(55.4)
15.2
(59.4)
18.5
(65.3)
22.5
(72.5)
26.0
(78.8)
27.3
(81.1)
25.8
(78.4)
24.8
(76.6)
24.8
(76.6)
22.7
(72.9)
17.7
(63.9)
13.5
(56.3)
21.0
(69.8)
Рекордно низкий °C (°F) 1.7
(35.1)
7.5
(45.5)
7.0
(44.6)
8.0
(46.4)
18.5
(65.3)
17.4
(63.3)
18.0
(64.4)
20.0
(68.0)
18.9
(66.0)
13.0
(55.4)
11.0
(51.8)
3.5
(38.3)
1.7
(35.1)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 0.6
(0.02)
0.1
(0.00)
0.1
(0.00)
1.0
(0.04)
4.0
(0.16)
16.4
(0.65)
53.5
(2.11)
73.6
(2.90)
29.4
(1.16)
3.8
(0.15)
0.1
(0.00)
0.2
(0.01)
182.8
(7.20)
Среднее количество дождливых дней (≥ 0,1 мм) 0.1 0.1 0.1 0.6 0.9 3.2 6.6 8.1 4.7 0.8 0.0 0.1 25.3
Среднемесячное количество солнечных часов 263.9 249.6 269.9 254.6 275.3 234.7 248.6 255.3 248.9 273.0 274.0 258.7 3,106.5
Источник 1: Всемирная Метеорологическая Организация , [33] НОАА (вс. 1961–1990 гг.) [34]
Источник 2: Meteo Climat (рекордные максимумы и минимумы). [35]

Экономика

[ редактировать ]

Торговля солью

[ редактировать ]
Караван соли Азалай, середина декабря 1985 года.

Богатство и само существование Тимбукту зависело от его положения как южной конечной точки важного транссахарского торгового пути; в настоящее время единственным товаром, который регулярно перевозится через пустыню, являются куски каменной соли, привезенные из горнодобывающего центра Тауденни в центральной Сахаре, в 664 км (413 миль) к северу от Тимбукту. До второй половины 20 века большую часть плит перевозили большими соляными караванами или азалай , один из которых покидал Тимбукту в начале ноября, а другой — в конце марта. [36]

Караваны из нескольких тысяч верблюдов занимали три недели в каждом направлении, доставляя еду шахтерам и возвращаясь с каждым верблюдом, нагруженным четырьмя или пятью 30-килограммовыми (66 фунтов) кусками соли. Транспорт соли в основном контролировали пустынные кочевники арабоязычного племени Берабич (или Барабиш). [37] Хотя дорог нет, сейчас куски соли из Тауденни обычно перевозят на грузовиках. [38] Из Тимбукту соль перевозят на лодках в другие города Мали.

Между 12 и 14 веками население Тимбукту значительно выросло из-за притока боно , туарегов , фулани и сонгайцев , ищущих торговлю, безопасность или обучение. К 1300 году население увеличилось до 10 000 и продолжало увеличиваться, пока в 1500-х годах не достигло примерно 50 000 человек. [39] [40]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Женщины толкут зерно

В регионе Тимбукту выпадает недостаточно осадков для чисто богарного земледелия, поэтому посевы орошаются водой из реки Нигер. Основная сельскохозяйственная культура — рис. Африканский плавающий рис ( Oryza glaberrima ) традиционно выращивается в прибрежных регионах, которые затопляются во время ежегодных наводнений. Семена высевают в начале сезона дождей (июнь – июль) так, чтобы к моменту прихода паводковой воды растения уже имели высоту от 30 до 40 см (от 12 до 16 дюймов). [41]

Растения вырастают до трех метров (10 футов) в высоту по мере повышения уровня воды. Рис собирают на каноэ в декабре. Процедура очень ненадежна, а доходность низкая, но преимущество метода состоит в том, что он не требует больших капиталовложений. Успешный урожай во многом зависит от количества и времени дождя в сезон дождей, а также от высоты паводка. В ограниченной степени прибытие паводковых вод можно контролировать путем строительства небольших грязевых дамб, которые погружаются под воду по мере подъема воды.

Хотя плавающий рис по-прежнему выращивается в Тимбукту , большая часть риса в настоящее время выращивается на трех относительно крупных орошаемых территориях, расположенных к югу от города: Дайе (392 га), Кориоме (550 га) и Хамаджа (623 га). . [42] Вода из реки откачивается с помощью десяти больших винтов Архимеда , которые впервые были установлены в 1990-х годах. Орошаемые площади управляются кооперативами , в которых около 2100 семей обрабатывают небольшие участки. [43] Почти весь производимый рис потребляется самими семьями. Урожайность по-прежнему относительно низкая, и фермеров поощряют менять методы ведения сельского хозяйства. [44]

Большинство туристов посещают Тимбукту в период с ноября по февраль, когда температура воздуха ниже. В 1980-х годах размещение туристов предоставлял отель Hendrina Khan. [45] и еще два небольших отеля: Hotel Bouctou и Hotel Azalaï. [46] В последующие десятилетия число туристов увеличилось, и к 2006 году здесь было семь небольших отелей и гостевых домов. [42] Город получил выгоду от туристического налога в размере 5000 CFA. [42] продажа изделий ручной работы и найм местных гидов.

Начиная с 2008 года Аль-Каида в странах исламского Магриба начала похищать группы туристов в регионе Сахеля. [47] В январе 2009 года четверо туристов были похищены недалеко от границы Мали и Нигера после посещения культурного фестиваля в Андерамбукане . [48] Один из этих туристов впоследствии был убит. [49] В результате этого и ряда других инцидентов ряд государств, включая Францию, [50] Британия [51] и США, [52] начали советовать своим гражданам избегать поездок далеко от Бамако. Число туристов, посещающих Тимбукту, резко упало с примерно 6000 в 2009 году до всего лишь 492 за первые четыре месяца 2011 года. [46]

Из соображений безопасности правительство Мали перенесло Фестиваль 2010 года в пустыне из Эссакане на окраину Тимбукту. [53] [54] В ноябре 2011 года боевики напали на туристов, остановившихся в отеле в Тимбукту, убив одного из них и похитив троих других . [55] [56] Это был первый террористический инцидент в самом Тимбукту.

день после захвата Гао , Тимбукту был захвачен у малийских военных повстанцами-туарегами НДОА 1 апреля 2012 года, через и Ансар Дине . [57] Пять дней спустя НДОА объявило регион независимым от Мали как государство Азавад . [58] Заявленное политическое образование не было признано ни одной страной региона или международным сообществом и распалось три месяца спустя, 12 июля. [59]

28 января 2013 года французские и малийские правительственные войска начали отвоевывать Тимбукту у исламистских повстанцев. [60] Отряд из 1000 французских солдат и 200 малийских солдат без боя отвоевал Тимбукту. Исламистские группировки уже бежали на север несколькими днями ранее, подожгли Институт Ахмеда Бабы , в котором хранилось множество важных рукописей. Здание, в котором находится Институт Ахмеда Бабы, финансировалось Южной Африкой, и в нем хранилось 30 000 рукописей. В новостях радио Всемирной службы Би-би-си 29 января 2013 года сообщалось, что около 28 000 рукописей Института были вывезены в безопасное место из помещений перед нападением исламистских группировок, и что местонахождение около 2 000 рукописей осталось неизвестным. [61] Он был задуман как ресурс для исламских исследований. [62]

30 марта 2013 года повстанцы-джихадисты проникли в Тимбукту за девять дней до взрыва террориста-смертника на контрольно-пропускном пункте малийской армии в международном аэропорту, в результате чего погиб солдат. Бои продолжались до 1 апреля, когда французские военные самолеты помогли малийским сухопутным войскам выгнать оставшихся повстанцев из центра города.

Ранние отчеты на Западе

[ редактировать ]

Рассказы о сказочном богатстве Тимбукту способствовали исследованию европейцами западного побережья Африки. Среди самых известных описаний Тимбукту — описания Льва Африканского и Шабени.

Лев Африканский

[ редактировать ]

Пожалуй, самым известным среди рассказов, написанных о Тимбукту, является рассказ Лео Африкана , урожденного Эль Хасана бен Мухаммеда эль-Ваззан-эз-Зайяти, в Гранаде в 1485 году. Его семья была среди тысяч мусульман, изгнанных королем Фердинандом и королевой Изабель после их завоевания. Испании в 1492 году. Они поселились в Марокко , где учились в Фесе и сопровождали своего дядю в дипломатических миссиях по всей Северной Африке. Во время этих путешествий он посетил Тимбукту. В молодости он был схвачен пиратами и представлен как исключительно образованный раб папе Льву X , который освободил его, крестил под именем «Иоганнис Лео Медичи» и поручил ему написать на итальянском языке подробный обзор Африка. Его отчеты предоставили большую часть того, что европейцы знали о континенте в течение следующих нескольких столетий. [63] Описывая Тимбукту в период Империи Сонгай расцвета , английское издание его книги включает описание:

У богатого короля Томбуто много золотых пластин и скипетров, некоторые из которых весят 1300 фунтов. ... У него всегда есть 3000 всадников ... (и) большое количество врачей, судей, священников и других ученых людей, которые щедро содержатся за счет короля.

По словам Льва Африканского, здесь было много зерна, крупного рогатого скота, молока и масла местного производства, хотя вокруг города не было ни садов, ни огородов. [64] В другом отрывке, посвященном описанию богатства как окружающей среды, так и царя, Африканский затрагивает редкость одного из торговых товаров Тимбукту: соли.

Жители очень богаты, особенно чужеземцы, поселившиеся в стране[..] Но соли очень не хватает, потому что ее везут сюда из Тегазы , примерно в 500 милях [800 км] от Тимбукту. Мне довелось быть в этом городе в то время, когда груз соли продавался за восемьдесят червонцев . У короля богатый клад монет и золотых слитков .

- Лео Африканский , Descrittione dell' Africa в книге Пола Брайана « Чтение о мире» , том 2. [64]

Эти описания и отрывки привлекли внимание европейских исследователей. Африканский также описал более приземленные аспекты города, такие как «коттеджи, построенные из мела и покрытые соломой », хотя они остались практически без внимания. [11]

Численность уроженцев города Тимбукту составляет 40 000 человек, не считая рабов и иностранцев ... Все туземцы - чернокожие: почти каждый незнакомец женится на жительнице города, которая настолько красива, что путешественники часто влюбляются в нее первый взгляд.

- Шабени в Джеймса Грея Джексона [ fr ] «Очерке Тимбукту и Хауса» , 1820 г. [65]

Примерно через 250 лет после визита Льва Африканского в Тимбукту город повидал многих правителей. В конце 18 века власть марокканских правителей над городом ослабла, что привело к периоду нестабильного правления из-за быстрой смены племен. Во время правления одного из этих племен, хауса , 14-летний ребенок по имени Шабени (или Шабини) из Тетуана на северном побережье Марокко сопровождал своего отца во время визита в Тимбукту. [66]

Шабени прожил в Тимбукту три года, прежде чем переехать в крупный город Хоуса. [б] несколько дней пути на юго-восток. Два года спустя он вернулся в Тимбукту, чтобы прожить там еще семь лет. Его население, даже спустя столетия после своего пика, без учета рабов, вдвое превышало размер города XXI века.

К тому времени, когда Шабени исполнилось 27 лет, он уже был авторитетным торговцем в своем родном городе Тетуан. Он совершил двухлетнее паломничество в Мекку и, таким образом, стал хаджи Ассид Эль Хаге Абд Салам Шабини. Возвращаясь из торгового плавания в Гамбург , он был захвачен кораблем, укомплектованным англичанами, но плававшим под российским флагом, капитан которого утверждал, что его императорская любовница ( Екатерина Великая ) «воюет со всеми мусульманами» (см. Русско-турецкая война (1787–1792) ). Он и корабль, на котором он плыл, были доставлены в Остенде в Бельгии в декабре 1789 года, но британскому консулу удалось вызволить его и освободить корабль. Он снова отправился в путь на том же корабле, но капитан, который утверждал, что опасается повторного захвата его корабля, высадил его на берег в Дувре . В Англии его история была записана. Шабини дал представление о размерах города во второй половине XVIII века. В более раннем отрывке он описал окружающую среду, характеризующуюся лесом, в отличие от современной засушливой среды.

Искусство и культура

[ редактировать ]
Реконструкция библиотеки Бена Эссаюти, Тимбукту

Тимбукту расположен на северной окраине дельты Нигера, на пересечении торговых путей Сахары и реки Нигер. Этот культурный центр, основанный в 1100 году туарегами, может похвастаться значительными архитектурными достопримечательностями, в том числе тремя великими мечетями: Джингере Бер, Санкоре и Сиди Яхья. [69]

Мечеть Джингере-Бер, построенная в 1328 году под патронажем Мансы Мусы, богатого правителя Малийской империи, служила свидетельством процветания города в этот золотой век. Легендарное паломничество Мансы Мусы в Мекку, во время которого он раздал огромное количество золота, способствовало строительству мечети и укрепило репутацию Тимбукту как центра исламской культуры и образования. На протяжении веков мечеть Джингере Бер претерпевала различные реконструкции и расширения, отражая меняющиеся архитектурные стили и религиозные обычаи региона.

Мечеть Санкоре, построенная между 1325 и 1463 годами, играла центральную роль в интеллектуальном и образовательном ландшафте Тимбукту. По мере того как город процветал как центр исламского образования, мечеть Санкоре стала известным центром обучения, привлекающим ученых и студентов со всего мусульманского мира. В его библиотеках хранились тысячи рукописей по самым разным темам, от теологии до астрономии, что способствовало укреплению репутации Тимбукту как центра интеллектуального обмена и культурного разнообразия.

Мечеть Сиди Яхья, основанная в 1440 году почитаемым марабутом шейхом аль-Мухтаром Хамаллой, имела как религиозное, так и мистическое значение для жителей Тимбукту. Согласно местной легенде, мечеть ждала прибытия Сиди Яхья аль-Тадлисси, святого, присутствие которого освятило бы это место. Когда сорок лет спустя Сиди Яхья заявил права на мечеть, она стала центром духовного поклонения и паломничества. Со временем мечеть претерпела несколько реконструкций и реконструкций, отражающих меняющийся религиозный и культурный ландшафт Тимбукту.

Культурные мероприятия

[ редактировать ]

Самым известным культурным событием является Фестиваль в пустыне . [70] Когда в 1996 году при администрации Конаре закончилось восстание туарегов, 29 марта 2007 года на церемонии, получившей название «Пламя мира», было сожжено 3000 единиц оружия. В ознаменование этой церемонии был построен памятник. [71] Фестиваль в пустыне , посвященный заключению мирного договора , до 2010 года проводился каждый январь в пустыне, в 75 км от города. [70]

Недельный фестиваль Маулуд проводится каждый январь и отмечает день рождения Мухаммеда; «самые ценные рукописи города» читаются публично и являются центральной частью этого праздника. [72] Первоначально это был шиитский фестиваль из Персии, прибывший в Тимбукту около 1600 года. «Самое радостное событие в календаре Тимбукту», он сочетает в себе «ритуалы суфийского ислама с празднованием богатых литературных традиций Тимбукту». [73] Это «период пиршеств, пения и танцев… Кульминацией его стало вечернее собрание тысяч людей на большой песчаной площади перед мечетью Санкор и публичное чтение некоторых из самых ценных рукописей города. " [73]

Ежегодно зимой в Тимбукту с 2015 года проводится фестиваль «Жизнь вместе». [74] [75]

Объект всемирного наследия

[ редактировать ]
Мавзолеи, возведенные в 15 и 16 веках, реставрируются местными рабочими.

На своей двенадцатой сессии в декабре 1988 года Комитет всемирного наследия (КВН) выбрал части исторического центра Тимбукту для включения в свой список всемирного наследия . [76] Выбор основывался на трёх критериях : [77]

  • Критерий II: Святые места Тимбукту сыграли жизненно важную роль в ранней исламизации Африки.
  • Критерий IV: Мечети Тимбукту демонстрируют культурный и научный золотой век во времена империи Сонгай .
  • Критерий V: Строительство мечетей, по большей части оригинальное, демонстрирует использование традиционных строительных технологий.

Более ранняя номинация в 1979 году провалилась в следующем году, поскольку в ней не было надлежащего разграничения: [77] Правительство Мали включило город Тимбукту в целом в свое желание включить его. [78] Почти десять лет спустя три мечети и 16 мавзолеев или кладбищ были выбраны из Старого города для получения статуса всемирного наследия : с этим выводом последовал призыв к охране состояния зданий, исключению новых строительных работ вблизи этих объектов и мерам против надвигающийся песок .

Вскоре после этого памятники были внесены правительством Мали в наследия, находящегося под угрозой Список всемирного , как и отборочная комиссия на момент выдвижения. [76] Первый период в Списке опасности длился с 1990 по 2005 год, когда комплекс мер, включая восстановительные работы и составление описи, гарантировал «исключение его из Списка опасности». [79] В 2008 году WHC поставил охраняемую территорию под более пристальное внимание, получившее название «усиленный мониторинг». Эта мера стала возможной в 2007 году, поскольку влияние запланированных строительных работ было неясным. Особое внимание было уделено строительству культурного центра . [80]

На сессии в июне 2009 года ЮНЕСКО решила прекратить свою расширенную программу мониторинга, поскольку считала, что был достигнут достаточный прогресс для решения первоначальных проблем. [81] После захвата Тимбукту НДОА и исламистской группировкой Ансар Дайн в 2012 году он был возвращен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. [82]

Многие из нынешних усилий по сохранению предпринимаются «традиционными участниками» сообщества. Некоторые из их усилий включают управление и восстановление исторических мечетей в городе. [83]

Нападения радикальных исламских группировок

[ редактировать ]

В мае 2012 года Ансар Дайн разрушила святыню в городе. [84] а в июне 2012 года, после битвы при Гао и Тимбукту , другие святыни, в том числе мавзолей Сиди Махмуда , были разрушены при нападении с лопатами и кирками со стороны членов той же группы. [82] Представитель «Ансар Дайн» заявил, что все святыни в городе, включая 13 оставшихся объектов Всемирного наследия, будут уничтожены, поскольку они считают их примерами идолопоклонства , греха в исламе . [82] [85] Эти действия были квалифицированы как преступления против человечности и военные преступления. [86] После разрушения гробниц ЮНЕСКО создала специальный фонд для защиты объектов всемирного наследия Мали, пообещав осуществить проекты реконструкции и реабилитации, как только позволит ситуация с безопасностью. [87]

Образование

[ редактировать ]

Если бы Университет Санкоре... пережил разрушительные действия иностранных вторжений, академическая и культурная история Африки могла бы отличаться от той, которая есть сегодня.

- Кваме Нкрума на открытии Университета Ганы , 1961 г. [71]

Центр обучения

[ редактировать ]
Страницы рукописей Тимбукту , демонстрирующие как математику , так и наследие астрономии в средневековом исламе.

Тимбукту был мировым центром исламского образования с 13 по 17 века, особенно во время правления Малийской империи и правления Аскии Мохаммеда I. Правительство Мали и неправительственные организации работают над каталогизацией и восстановлением остатков этого научного наследия: рукописей Тимбукту. [88]

Быстрый экономический рост Тимбукту в 13 и 14 веках привлек многих ученых из близлежащей Валаты (сегодня в Мавритании ), [89] что привело к золотому веку города в 15 и 16 веках, который оказался благодатной почвой для изучения религий, искусства и науки. Для жителей Тимбукту грамотность и книги были символами богатства, власти и благословений, а приобретение книг стало главной заботой ученых. [90] Активная торговля книгами между Тимбукту и другими частями исламского мира и сильная поддержка императора Аскии Мухаммеда привели к написанию тысяч рукописей . [91]

Знания собирались аналогично ранней неформальной модели европейских средневековых университетов . [89] Лекции проводились через ряд неформальных учреждений, называемых медресе . [92] В настоящее время известное как Университет Тимбукту , в трех медресе обучаются 25 000 студентов: Джингеребер , Сиди Яхья и Санкоре . [93]

Эти учреждения были явно религиозными, в отличие от более светских учебных программ современных европейских университетов и более похожими на модель средневековой Европы. Однако там, где университеты в европейском смысле начинались как ассоциации студентов и преподавателей, западноафриканское образование находилось под покровительством семей или родословных, причем семьи Акит и Буну аль-Кади аль-Хадж были двумя из самых известных в Тимбукту - эти семьи также помогал студентам размещаться в отдельных комнатах в их общежитиях. [94] Хотя основы исламского права и его учение были привезены в Тимбукту из Северной Африки с распространением ислама, западноафриканская наука развивалась: Ахмад Баба аль-Масуфи считается величайшим ученым города. [95]

Тимбукту служил в этом процессе центром распределения ученых и стипендий. Его зависимость от торговли означала интенсивное перемещение ученых между городом и его обширной сетью торговых партнеров. Однако в 1468–1469 годах многие ученые уехали в Валату, когда суннитского Али поглотила Тимбукту. империя Сонгай [89] Затем, во время марокканского вторжения в Тимбукту в 1591 году, ученым пришлось снова бежать, иначе им грозило тюремное заключение или убийство. [96]

Эта система образования просуществовала до конца 19 века, в то время как в 18 веке учреждение странствующих коранических школ рассматривалось как форма всеобщего образования, когда ученые путешествовали по региону со своими учениками, часть дня выпрашивая еду. [88] Исламское образование оказалось под давлением после французской оккупации, засухи 1970-х и 1980-х годов и гражданской войны в Мали в начале 1990-х годов. [88]

Рукописи и библиотеки

[ редактировать ]
Мавританский марабут из племени Кунтуа , этнического клана Кунта , от которого получила свое название коллекция рукописей Аль-Кунти. Датировано 1898 годом.

Сотни тысяч рукописей были собраны в Тимбукту на протяжении веков: некоторые были написаны в самом городе, другие – в том числе эксклюзивные экземпляры Корана для богатых семей – импортировались посредством оживленной книготорговли.

Многие из этих рукописей, спрятанные в подвалах или закопанные между глинобитными стенами мечети и охраняемые покровителями, пережили упадок города. Сейчас они составляют коллекцию нескольких библиотек Тимбукту, в которой по состоянию на 2003 год хранится до 700 000 рукописей: [97] В конце января 2013 года сообщалось, что повстанческие силы уничтожили многие рукописи перед тем, как покинуть город. [98] [99] «Утром в пятницу, 25 января 2013 года, пятнадцать джихадистов вошли в помещения для реставрации и консервации на первом этаже Института Ахмеда Бабы в Санкоре... Мужчины сгребли 4202 рукописи с лабораторных столов и полок и вынесли их в выложенный плиткой двор. ...Они облили рукописи бензином... и бросили зажжённую спичку. Ломкие страницы и их сухие кожаные обложки... сгорели в аду". [100] Однако злонамеренного уничтожения какой-либо библиотеки или коллекции не произошло, поскольку большая часть рукописей была надежно спрятана. [101] [102] [103] [ ненадежный источник? ] [104] 90% этих рукописей спас библиотекарь Адбель Кадер Хайдара. [105] [106] и население, организованное вокруг НПО «Охрана и повышение ценности рукописей в целях защиты исламской культуры» (SAVAMA-DCI). [107] [108] Около 350 000 рукописей были перевезены в безопасное место, и в 2022 году 300 000 из них все еще находились в Бамако . [109] [110]

Рукописи Центра Ахмеда Бабы

Эти библиотеки являются крупнейшими среди 60 частных или публичных библиотек, которые, по оценкам, существуют сегодня в Тимбукту, хотя некоторые из них представляют собой немногим больше, чем ряд книг на полке или книжном сундуке. [111] В этих обстоятельствах рукописи уязвимы для повреждения и кражи, а также для долгосрочного климатического ущерба, несмотря на засушливый климат Тимбукту. Два проекта рукописей Тимбукту, финансируемые независимыми университетами, направлены на их сохранение.

Во время оккупации исламскими экстремистами жители города предприняли попытку спасти «лучшие письменные отчеты по истории Африки». В интервью журналу Time местные жители заявили, что на протяжении поколений сохраняли триста тысяч рукописей. Многие из этих документов до сих пор хранятся у местных жителей, которые не хотят передавать их государственному Институту Ахмеда Бабы, расположенному в современном здании цифровизации, построенном правительством ЮАР в 2009 году. В институте размещаются только 10% рукописей. [112] Позже Жан-Мишель Джиан подтвердил журналу The New Yorker, что «подавляющее большинство рукописей, около пятидесяти тысяч, на самом деле хранится в тридцати двух семейных библиотеках «Города 333 святых » ». Он добавил: «Они по сей день находятся под защитой». Он также добавил, что благодаря огромным усилиям одного человека двести тысяч других рукописей были успешно перевезены в безопасное место. [113] Эту работу организовал Абдель Кадер Хайдара, тогдашний директор библиотеки Мамы Хайдара, на свои собственные средства. Хайдара приобрел металлические сундуки, в которых можно было надежно хранить до 300 рукописей. Около 2500 таких шкафчиков были распределены по убежищам по всему городу. Многие позже были переведены в Дризен. [114]

Хотя бамбара является лингва-франка Мали, сегодня подавляющее большинство жителей Тимбукту говорит на койра-чиини , языке сонгай , который также функционирует как лингва-франка . До восстания туарегов 1990–1994 годов и арабский язык Хасания , и Тамашек были представлены по 10% каждый, а язык Койра Чиини доминировал на 80%. Поскольку на тамашеке говорят как икеланцы , так и этнические туареги, его использование сократилось из-за изгнания многих туарегов после восстания, что увеличило доминирование койра-чиини. [115]

Туарег . в традиционной одежде в Тимбукту

Арабский язык , появившийся вместе с исламом в 11 веке, в основном был языком ученых и религии, сравнимым с латынью в западном христианстве . [116] Хотя на языке бамбара говорит самая многочисленная этническая группа Мали — народ бамбара , он в основном обитает на юге страны. Благодаря улучшению инфраструктуры, предоставляющей Тимбукту доступ к более крупным городам на юге Мали, использование Бамбары в городе увеличивалось, по крайней мере, до обретения независимости Азавадом. [115]

Инфраструктура

[ редактировать ]

Поскольку в Мали нет железных дорог, за исключением железной дороги Дакар-Нигер до Куликоро , добраться до Тимбукту можно по дороге, на лодке или, с 1961 года, на самолете. [117] Из-за высокого уровня воды в Нигере с августа по декабрь пассажирские паромы Compagnie Malienne de Navigation (COMANAV) курсируют между Куликоро и Гао, расположенным ниже по течению , примерно еженедельно. Также паводков требуют пинасы (большие моторизованные пироги ), чартерные или общественные, которые курсируют вверх и вниз по реке. [118]

И паромы, и пинасы прибывают в Кориуме, порт Тимбукту, который связан с центром города асфальтированной дорогой длиной 18 км (11 миль), проходящей через Кабару. В 2007 году доступ к традиционному порту Тимбукту, Кабаре, был восстановлен в рамках финансируемого Ливией проекта, в рамках которого была углублена 3-километровый (2 мили) заиленный канал, соединяющий Кабару с рукавом реки Нигер. Паромы и лодки COMANAV теперь могут добраться до порта, когда река находится в полном разливе. [22] [119]

Тимбукту плохо связан с дорожной сетью Мали: в соседние города ведут только грунтовые дороги. Хотя реку Нигер можно пересечь на пароме в Кориуме, дороги к югу от реки не лучше. и Тимбукту строится новая дорога с твердым покрытием, Однако между Нионо идущая к северу от внутренней дельты Нигера . Дорога длиной 565 км (351 миль) пройдет через Нампалу , Лере , Ниафунке , Тонку , Дире и Гундам . [120] [121] Завершенный участок длиной 81 км (50 миль) между Нионо и небольшой деревней Гома Кура был профинансирован Корпорацией « Вызовы тысячелетия» . [122] Этот новый участок будет обслуживать развитие ирригационной системы Алатона Управления Нигера . [123] Участок длиной 484 км (301 миль) между Гома Курой и Тимбукту финансируется Европейским фондом развития . [120]

Аэропорт Тимбукту обслуживался авиакомпанией Air Mali и обратно , принимающей рейсы в Бамако, Гао и Мопти . [118] пока авиакомпания не приостановила свою деятельность в 2014 году. Ее взлетно-посадочная полоса длиной 6 923 фута (2 110 м) с ориентацией взлетно-посадочной полосы 25 июля освещена и заасфальтирована. [124]

В настоящее время (июль 2023 г.) аэропорт Тимбукту обслуживает авиакомпанию Sky Mali в Бамако и обратно на самолетах Boeing 737.

Известные люди

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Поскольку большая часть золота в Европе в семнадцатом и восемнадцатом веках поступала из Тимбукту, город долгое время считался загадочным, скрытым местом. [32] Эта ассоциация сохраняется у современных европейцев и североамериканцев: опрос 150 молодых британцев, проведенный в 2006 году, показал, что 34% не верили в существование города, а остальные 66% считали его «мифическим местом». [125] Это восприятие было признано в литературе, описывающей историю Африки и афро-европейские отношения. В популярной западной культуре Тимбукту также часто считают идиоматическим заменителем любого далекого места. [4] [126] [127]

Происхождение этой мистификации лежит в волнении, вызванном в Европе легендарными рассказами, особенно рассказами Льва Африканского в его «Описании Африки» . Арабские источники сосредоточены в основном на более богатых городах региона Тимбукту, таких как Гао и Валата . [11] В Западной Африке этот город имеет имидж, который сравнивают с видом Афин в Европе . [126] Таким образом, образ города как воплощения дали и тайны является европейским. [4]

Истории о огромных богатствах послужили катализатором для путешественников, желающих посетить недоступный город, а выдающийся французский исследователь Рене Кайе охарактеризовал Тимбукту как «массу уродливых домов, построенных из земли ». [128] Это событие изменило репутацию города, превратив его из легендарного из-за его золота в легендарного из-за его местоположения и тайны. В этом смысле Тимбукту используется по крайней мере с 1863 года. Теперь английские словари используют его как метафору любого далекого места. [129]

Тимбукту играет жизненно важную роль в серии исторических романов Дороти Даннетт « Дом Никколо» , как физическое место действия в «Золотых весах» . [130] и как духовное и интеллектуальное влияние повсюду, через характер Умара, человека из этого города, порабощенного в Европе под именем Лоппе, и его дружбу с Николасом, центральным персонажем сериала.

Мюзикл Тимбукту! Премьера состоялась на Бродвее 1 марта 1978 года. Со стихами Джорджа Форреста и Роберта Райта , положенными на музыку Бородина , Форреста и Райта и книгой Лютера Дэвиса , это пересказ мюзикла Форреста и Райта « Кисмет » с изменением сеттинга на середину. - Тимбукту 14 века. В главных ролях снялись Эрта Китт , Уильям Маршалл , Гилберт Прайс , Мельба Мур и Джордж Белл. Джеффри Холдер был режиссером, хореографом и художником по костюмам.

Города-побратимы – города-побратимы

[ редактировать ]

Тимбукту является побратимом : [131]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Тимбукту» - независимо от написания, уже давно используется как метафора «посреди нигде». Например, «Отсюда в Тимбукту и обратно». [4]
  2. В документе 1995 года говорится, что это «вероятно, один из городов Мараки ». [67] В книге писем Томасу Джефферсону в связи с письмом 1798 года упоминается, что исследователь Мунго Парк безуспешно пытался найти Хоусу и Тимбукту (1795–1797 гг.). В более поздней экспедиции он прошёл недалеко от Тимбукту, спускаясь по реке Нигер . После того, как на него неоднократно нападали африканцы, он утонул в реке. [68]
  1. ^ Jump up to: а б «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ ТИМБУКТУ 2016 ОГМВ-МЕКСИКА ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 21 ПОБЕДИТЕЛЬ В КАТЕГОРИИ ГОРОД/МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 2016» (PDF) . Объединенные города и местные органы власти . Проверено 17 июля 2024 г.
  2. ^ «Путеводитель по Тимбукту» . Education.nationalgeographic.org .
  3. ^ Штамм, Андреа Л.; Бастиан, Дон Э.; Майерс, Роберт А. (1998). Мали, Всемирная библиографическая серия . Том. 207. АВС-КЛИО. п. 30.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Пелиццо, Риккардо (2001). «Тимбукту: урок слаборазвитости» . Журнал исследований мировых систем . 7 (2): 265–283. дои : 10.5195/JWSR.2001.166 .
  5. ^ Jump up to: а б Лео Африканский 1896 , с. 824 Том. 3 .
  6. ^ Барт 1857 , с. 284 сноска Том. 3 .
  7. ^ Сиссоко, С.М. (1996). Империя Сонгай (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN  978-2-7384-4384-7 .
  8. ^ Ханвик 2003 , с. 29.
  9. ^ Ханвик 2003 , с. 29 Примечание 4.
  10. ^ Инсолл 2002 , с. 9.
  11. ^ Jump up to: а б с д Инсолл 2004 .
  12. ^ Инсолл 2002 .
  13. ^ Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (1986). «Археологическая разведка в районе Тимбукту» . Национальное географическое исследование . 2 : 302–319.
  14. ^ Парк 2010 .
  15. ^ Парк 2011 .
  16. ^ «Тимбукту» . Энциклопедия всемирной истории . Марк Картрайт . Проверено 30 апреля 2023 г.
  17. ^ «Тимбукту (ок. 1100-)» . Черное прошлое . Джулианна Тесфу. 29 июня 2008 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  18. ^ «Тимбукту» . Всемирная история Гейла . Гейл . Проверено 30 апреля 2023 г.
  19. ^ «В Мали Тимбукту борется с возрождающейся угрозой джихада» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2023 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
  20. ^ «Древний город Мали Тимбукту снова в осаде» . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
  21. ^ «Исламистская блокада Тимбукту останавливает продовольствие и помощь из-за скачка цен» . 28 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2023 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Региональное развитие: река вернулась в Тимбукту , Президентство Республики Мали, 3 декабря 2007 г., заархивировано из оригинала 1 октября 2011 г. , получено 19 марта 2011 г.
  23. ^ Составные поля стока, версия 1.0: Куликоро , Университет Нью-Гэмпшира/Глобальный центр данных по стоку , данные получены 30 января 2011 г.
  24. ^ Составные поля стока, версия 1.0: Dire , Университет Нью-Гэмпшира/Глобальный центр данных по стоку , данные получены 30 января 2011 г. Дире — ближайшая гидрометрическая станция на реке Нигер, в 70 км (43 мили) вверх по течению от Тимбукту.
  25. ^ Хаккард 1900 , с. 12 .
  26. ^ Барт 1857 , Том. 3, с. 324 .
  27. ^ Дюбуа 1896 , с. 196 .
  28. ^ Джонс, Джим (1999), Экономические отчеты круга Тимбукту, 1922–1945: Национальный архив Мали, Последние фонды (серия 1Q362) , Университет Вест-Честера, Пенсильвания, заархивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. , получено 26 марта 2011 г.
  29. ^ Начало работ на канале Тимбукту: кормящая грудь дает жизнь и надежду «Таинственному городу» , Африбоне, 14 августа 2006 г.
  30. ^ Кулибали, Бе (12 января 2011 г.), Canal de Daye à Timbuktu: безопасность местных жителей , премьер-министр: Республика Мали, заархивировано из оригинала 24 июля 2011 г. , получено 26 марта 2011 г.
  31. ^ Адефолалу, DO (25 декабря 1984 г.). «О биоклиматологических аспектах пылевой дымки Харматтан в Нигерии». Метеорология и физика атмосферы . 33 (4): 387–404. Бибкод : 1984AMGBB..33..387A . дои : 10.1007/BF02274004 . S2CID   118906504 .
  32. ^ Jump up to: а б Бенджаминсен, Тор А; Берге, Ганнвор (2004). «Мифы Тимбукту: от африканского Эльдорадо до опустынивания» . Международный журнал политической экономии . 34 (1): 31–59. дои : 10.1080/08911916.2004.11042915 . S2CID   152301812 . Проверено 14 сентября 2010 г.
  33. ^ «Всемирная информационная служба погоды – Томбукту (1950–2000 гг.)» . Всемирная метеорологическая организация . Проверено 14 февраля 2011 г.
  34. ^ «Климатические нормы Могилы (Томбукту) 1961–1990 гг.» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 12 октября 2015 г.
  35. ^ «Станция Томбукту» (на французском языке). Метеоклимат . Проверено 10 июня 2016 г.
  36. ^ Майнер 1953 , с. 68 н27.
  37. ^ Менье, Д. (1980), «Торговля солью в Таудени», Journal des Africanistes (на французском языке), 50 (2): 133–144, doi : 10.3406/jafr.1980.2010.
  38. ^ Хардинг, Эндрю (3 декабря 2009 г.), Древние соляные караваны Тимбукту под угрозой , BBC News , получено 6 марта 2011 г.
  39. ^ Ханвик 2003 , с. [ нужна страница ] .
  40. ^ Мэйнс, Мэри Джо; Уолтнер, Энн (2012). Семья: Всемирная история . Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc., с. 45. ИСБН  9780195338140 .
  41. ^ Том, Деррик Дж.; Уэллс, Джон К. (1987), «Системы земледелия во внутренней дельте Нигера, Мали», Geographical Review , 77 (3): 328–342, Бибкод : 1987GeoRv..77..328T , doi : 10.2307/214124 , JSTOR   214124
  42. ^ Jump up to: а б с Генеральный план городского планирования города Тимбукту и его окрестностей (PDF) (на французском языке), Бамако, Мали: Министерство жилищного строительства и городского планирования, Республика Мали, 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 28 апреля 2011 г.
  43. ^ Краткое изложение Плана продовольственной безопасности коммун округа Тимбукту на 2006–2010 годы (PDF) (на французском языке), Комиссия по продовольственной безопасности, Республика Мали, USAID-Мали, 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2011 г. , получено 2 мая 2011 г.
  44. ^ Стайгер, Эрика (2010), Внедрение системы интенсификации рисоводства (SRI) в орошаемых системах в Гао, Мопти, Тимбукту и в богарных системах в Сикассо (PDF) , Бамако, Мали: USAID, Intégrées pour la Croissance Économique au Mali, Абт Ассошиэйтс
  45. ^ «Отель Хендрина Хан» . Tripadvisor .
  46. ^ Jump up to: а б Сая, Мулайе (3 октября 2011 г.), Тимбукту: туризм в пустыне (на французском языке), L'Essor , получено 28 ноября 2011 г.
  47. ^ Путешествие и проживание за границей: Сахель , Министерство иностранных дел и по делам Содружества Соединенного Королевства , данные получены 1 января 2012 г.
  48. ^ «Мали заявляет, что повстанцы-туареги похитили группу туристов» . Рейтер . 22 января 2009 года . Проверено 1 января 2012 г.
  49. ^ Аль-Каида «убивает британского заложника» , BBC News, 3 июня 2009 г. , дата обращения 1 января 2012 г.
  50. ^ Мали: Securite (на французском языке), Министерство иностранных и европейских дел , получено 28 ноября 2011 г.
  51. ^ Советы путешественникам в Мали , Министерство иностранных дел и по делам Содружества Соединенного Королевства, заархивировано из оригинала 4 октября 2009 г. , получено 28 ноября 2011 г.
  52. ^ Предупреждение о поездках Государственный департамент США, Бюро консульских дел: Мали , Государственный департамент США, 4 октября 2011 г., заархивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. , получено 28 ноября 2011 г.
  53. ^ Тогола, Диакаридия (11 января 2010 г.), Фестиваль пустыни: Эссакане вибрировал в ритме 10-го издания (на французском языке), Le Quotidien de Bamako, заархивировано из оригинала 15 апреля 2012 г. , получено 25 декабря 2011 г.
  54. ^ Тимбукту: Фестиваль пустыни состоится (на французском языке), Primature: Официальный портал правительства Мали, 28 октября 2010 г., заархивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. , получено 25 декабря 2011 г.
  55. ^ «Похищение в Мали: один погибший и трое задержаны в Тимбукту» . Новости Би-би-си. 25 ноября 2011 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  56. ^ Саяд, Мулайе (28 ноября 2011 г.), Тимбукту: Под шоком (на французском языке), L'Essor , получено 1 января 2012 г.
  57. ^ Каллимачи, Рукмини (1 апреля 2012 г.), «Лидер переворота в Мали восстанавливает старую конституцию» , The Atlanta Journal-Constitution , Associated Press , получено 31 марта 2012 г.
  58. ^ Повстанцы-туареги провозглашают независимость Азавада, к северу от Мали , 6 апреля 2012 г. , получено 6 апреля 2012 г. {{citation}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  59. ^ Мозли, Уолтер Г. (18 апреля 2012 г.), Азавад: последняя дилемма африканской границы , Аль-Джазира
  60. ^ Диарра, Адам (28 января 2013 г.), «Французская печать у Тимбукту в Мали, повстанцы подожгли библиотеку» , Reuters
  61. ^ Шамиль, Джеппи (29 января 2013 г.). «Проект рукописей Тимбукту» . Новости Би-би-си . Проверено 29 января 2013 г. Также транслировал новости Всемирной службы BBC 29 января 2013 года.
  62. ^ Персонал (28 января 2013 г.). «Мали - повстанцы-исламисты сжигают библиотеку рукописей, покидая Тимбукту» . Reuters (через Африку – новости и анализ) . Проверено 31 января 2013 г.
  63. ^ Лео Африканский 1896 .
  64. ^ Jump up to: а б Брайанс, Пол (1998). Чтение о мире . Том. II. Форт-Уэрт, Техас: Издательство Harcourt Brace College.
  65. ^ Джексон 1820 , с. 10 .
  66. ^ Джексон 1820 .
  67. ^ Лавджой, П.; Ричардсон, Д. (1995). «Конкурирующие рынки рабов-мужчин и женщин: цены во внутренних районах Западной Африки, 1780-1850 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 28 (2): 261–293. дои : 10.2307/221615 . JSTOR   221615 .
  68. ^ Оберг, Барбара Б., изд. (2003). Документы Томаса Джефферсона, том 30: с 1 января 1798 г. по 31 января 1799 г. Издательство Принстонского университета. п. 154. ИСБН  978-0-691-09498-4 .
  69. ^ Прадин, Стефан. Исторические мечети Африки к югу от Сахары: от Тимбукту до Занзибара. Том 163. Брилл, 2022.
  70. ^ Jump up to: а б Райзер, Мелисса Дайан (2007). Фестиваль в пустыне, Эссакане, Мали: постколониальный, послевоенный эксперимент туарегов . Мэдисон: Университет Висконсина – Мэдисон.
  71. ^ Jump up to: а б Йеппи 2008 .
  72. ^ Хаммер 2016 , с. 133.
  73. ^ Jump up to: а б Хаммер 2016 , с. 228.
  74. ^ «Тимбукту: древний город Мали бросает вызов джихадистской осаде и устраивает фестиваль» . Новости Би-би-си . 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
  75. ^ «Тимбукту: Фестиваль «Жизнь вместе» — это «наш вклад в мирный процесс» » . sahelien.com | RU . 2 февраля 2021 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
  76. ^ Jump up to: а б «Отчет двенадцатой сессии Комитета всемирного наследия» , Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия , Бразилиа: ЮНЕСКО, 1988 г.
  77. ^ Jump up to: а б ИКОМОС (14 мая 1979 г.). «Оценка консультативным органом номинации Тимбукту» (PDF) . ЮНЕСКО . Проверено 22 февраля 2011 г.
  78. ^ Правительство Мали (14 мая 1979 г.). «Номинация №119» (PDF) . Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия . ЮНЕСКО . Проверено 22 февраля 2011 г.
  79. ^ Амелан, Рони (13 июля 2005 г.). «Три объекта исключены из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой» . Новости и события Конвенции всемирного наследия . ЮНЕСКО . Проверено 22 февраля 2011 г.
  80. ^ «КВН требует пристального наблюдения за Бордо, Мачу-Пикчу, Тимбукту и Самаркандом» . Новости и события Конвенции всемирного наследия . ЮНЕСКО. 10 июля 2008 года . Проверено 22 февраля 2011 г.
  81. ^ Решение 33COM 7B.45 – Тимбукту (Мали) , Заключительные решения 33-й сессии WHC, Севилья, 2009 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  82. ^ Jump up to: а б с «Святыни Тимбукту повреждены исламистами Мали Ансар Дине» . Новости Би-би-си. 30 июня 2012 года . Проверено 1 июля 2012 года .
  83. ^ «Заповедный штат Тимбукту 2023» . ЮНЕСКО . Проверено 21 февраля 2024 г.
  84. ^ «Малийские исламистские боевики «разрушают» могилу святого Тимбукту» . Новости Би-би-си. 6 мая 2012 года . Проверено 1 июля 2012 года .
  85. ^ «Бойцы Ансар Дайн разрушают святыни Тимбукту» . Аль-Джазира (1 июня 2012 г.). Проверено 1 июля 2012 г.
  86. Гулед Юсуф и Лукас Бенто (31 июля 2012 г.). «Конец времен» для Тимбукту? Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 июля 2012 г.
  87. ^ «Создание Специального фонда для охраны объектов всемирного наследия Мали» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 25 июля 2012 года . Проверено 16 мая 2014 г.
  88. ^ Jump up to: а б с Хаддлстон, Александра (1 сентября 2009 г.). «Божественное обучение: традиционная исламская стипендия Тимбукту» . Четвертый жанр: Исследования в области научной литературы . 11 (2): 129–135. дои : 10.1353/fge.0.0080 . ISSN   1522-3868 .
  89. ^ Jump up to: а б с Кливленд, 2008 год .
  90. ^ Синглтон, Брент Д. (2004). «Африканские библиофилы: книги и библиотеки в средневековом Тимбукту» . Библиотеки и культура . 39 (1): 1–12. дои : 10.1353/lac.2004.0019 . JSTOR   25549150 . S2CID   161645561 .
  91. ^ Медупе и др. 2008 , с. 179.
  92. ^ Макдиси, Джордж (апрель – июнь 1989 г.), «Схоластика и гуманизм в классическом исламе и христианском Западе», Журнал Американского восточного общества , 109 (2): 175–182 [176], doi : 10.2307/604423 , JSTOR   604423
  93. ^ «Университет Тимбукту» . Образовательный фонд Тимбукту. Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  94. ^ Ханвик 2003 , стр. lvii.
  95. ^ Полгрин, Лидия (7 августа 2007 г.). «Тимбукту надеется, что древние тексты вызовут возрождение» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 марта 2011 г.
  96. ^ Синглтон, Брент Д. (зима 2004 г.). «Африканские библиофилы: книги и библиотеки в средневековом Тимбукту» . Библиотеки и культура . 39 (1): 2. doi : 10.1353/lac.2004.0019 . S2CID   161645561 .
  97. ^ Ренье, Крис (27 мая 2003 г.). «Восстановление древних рукописей Тимбукту» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 3 августа 2003 года . Проверено 13 июля 2010 г.
  98. ^ Хардинг, Люк (28 января 2013 г.), «Мэр Тимбукту: повстанцы Мали подожгли библиотеку исторических рукописей» , The Guardian , Лондон , получено 27 февраля 2013 г.
  99. ^ Диарра, Адама (28 января 2013 г.), «Французы и малийцы отвоевывают Тимбукту, повстанцы сжигают библиотеку» , Reuters , получено 27 февраля 2013 г.
  100. ^ Хаммер 2016 , стр. 235–236.
  101. ^ Обновление Тимбукту , Проект рукописей Томбукту, Кейптаунский университет, 30 января 2013 г., заархивировано из оригинала 3 февраля 2013 г. , получено 27 февраля 2013 г. {{citation}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  102. ^ Зангане, Лила Азам (29 января 2013 г.). «Пропала ли великая библиотека Тимбукту?» . Житель Нью-Йорка . Проверено 27 февраля 2013 г.
  103. ^ «Драгоценная история в библиотеке Тимбукту, спасенная от пожара» . Исторический блог . 2 февраля 2013 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
  104. ^ Хиншоу, Дрю (1 февраля 2013 г.). «Исторические тексты Тимбукту, спасенные от сожжения» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 февраля 2013 г.
  105. ^ Хаммер 2016 , с. [ нужна страница ] .
  106. ^ «Крутые библиотекари Тимбукту: проверка книг под носом Аль-Каиды» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  107. ^ Хардинг, Люк (28 января 2013 г.). «Мэр Тимбукту: повстанцы Мали подожгли библиотеку исторических рукописей» . Хранитель . Лондон . Проверено 28 января 2013 г.
  108. ^ «Судьба древних рукописей из Мали в центре международной конференции в Бамако» . Организация Объединенных Наций (на французском языке). 28 января 2015 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
  109. ^ «Мали: драгоценные рукописи Тимбукту – Jeune Afrique» . JeuneAfrique.com (на французском языке). 21 января 2022 г. . Проверено 25 сентября 2023 г.
  110. ^ «Храбрый мудрец Тимбукту: Абдель Кадер Хайдара | Новаторы» . Культура . 21 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2021 г. Проверено 25 сентября 2023 г.
  111. ^ Грант, Саймон (8 февраля 2007 г.). «За пределами Сахары» . Хранитель . Лондон . Проверено 19 июля 2010 г.
  112. ^ Уолт, Вивьен. «Древние библиотеки Тимбукту: спасенные местными жителями, находящиеся под угрозой со стороны правительства» . Время . ISSN   0040-781X . Проверено 23 апреля 2018 г.
  113. ^ Зангане, Лила Азам (29 января 2013 г.). «Была ли потеряна Великая библиотека Тимбукту?» . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 23 апреля 2018 г.
  114. ^ Комиссо, Корри (1 мая 2015 г.). «Литературные беженцы Тимбукту: как группа маловероятных союзников помешала Аль-Каиде и организовала одну из самых наглых эвакуаций культурного наследия, когда-либо предпринятых». Сохранение, цифровые технологии и культура . 44 (2): 69–77. дои : 10.1515/pdtc-2015-0012 . S2CID   133065754 .
  115. ^ Jump up to: а б Хит 1999 , стр. 4–5.
  116. ^ Форма, Аминатта (7 февраля 2009 г.). «Затерянные библиотеки Тимбукту» . Санди Таймс . Лондон . Проверено 15 февраля 2011 г.
  117. ^ Росберг, Карл Густав (1964), Политические партии и национальная интеграция в тропической Африке , Беркли, Калифорния: University of California Press, стр. 222, ISBN  9780520002531
  118. ^ Jump up to: а б Питчер, Джемма (2007). Африка . Мельбурн: Путеводители по Одинокой планете. стр. 403–418 . ISBN  9781741044829 . Тимбукту - одинокая планета.
  119. ^ Начало работ на канале Тимбукту: кормящая грудь дает жизнь и надежду «Таинственному городу» , Африбоне, 14 августа 2006 г.
  120. ^ Jump up to: а б Кулибали, Байе (24 ноября 2010 г.), маршрут Тимбукту-Гома Кура: открыта новая титаническая строительная площадка , L'Essor , получено 19 марта 2011 г.
  121. ^ Кулибали, Байе (19 января 2012 г.), маршрут Тимбукту-Гома Кура: строительная площадка продвигается вперед , L'Essor , данные получены 1 мая 2012 г.
  122. ^ Открытие дороги Нионо-Гома Кура , Посольство США, Мали, 7 февраля 2009 г., заархивировано из оригинала 14 мая 2011 г. , получено 19 марта 2011 г.
  123. ^ Mali Compact (PDF) , Millennium Challenge Corporation, 17 ноября 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 г.
  124. ^ Информация для пилотов аэропорта Тимбукту , Megginson Technologies, 2010 г. , получено 18 февраля 2011 г.
  125. ^ Поиск близнеца Тимбукту , BBC News, 18 октября 2006 г. , получено 22 ноября 2010 г.
  126. ^ Jump up to: а б Вы можете получить 1983 год .
  127. ^ Бэрроуз, Дэвид Прескотт (1927). Берберы и чернокожие: впечатления от Марокко, Тимбукту и Западного Судана . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. п. 10.
  128. ^ Кайе 1830 , с. 49 Том. 2 .
  129. ^ «Вступление на «Тимбукту» » . Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер. 2002 . Проверено 17 сентября 2010 г.
  130. ^ ЗОЛОТЫЕ ВЕСЫ | Обзоры Киркуса .
  131. ^ «Близнецы Тимбукту впервые посещают» . Новости Би-би-си. 24 октября 2007 года . Проверено 24 мая 2010 г.
  132. ^ «Хей-он-Уай отмечает тост за побратимство с Тимбукту» . Хранитель . 7 февраля 2007 г. Проверено 25 марта 2022 г.

Цитируемые и общие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cad7ae7f6c562030b323d66a4e307c8c__1722128580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/8c/cad7ae7f6c562030b323d66a4e307c8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timbuktu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)