Боже, Мали
Да | |
---|---|
Город | |
Координаты: 14 ° 21'7" с.ш. 4 ° 57'25" з.д. / 14,35194 ° с.ш. 4,95694 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Область | Многие регионы |
Круг | Тененкоу Серкль |
Муниципалитет | Диака |
Часовой пояс | UTC+0 ( GMT ) |
День ( Jà [1] ) — небольшой город и административный центр коммуны Диака в округе Тененкоу в регионе Мопти на юге и центральной части Мали . [2] Он расположен на западном краю поймы внутренней дельты и орошается рекой Диака, одним из основных притоков реки Нигер и единственным постоянным водотоком в регионе. [3]
На Тигемаксо , а также на некоторых Фульфульде говорят на Диа. [1]
Комплекс курганов Диа, состоящий из трех поселений, расположенный на западной окраине внутренней дельты Нигера в Мали, известен богатыми устными и письменными ресурсами и возник раньше гораздо более известных городов близлежащих Дженне и Тимбукту . [3] По словам Левциона, диаханке «помнит Диа в Массине как город своего предка Суваре, великого марабу и святого». [4] Таким образом, этот обширный участок дает возможность изучить начало урбанизации в этой части Африки и структуру раннего западноафриканского города. [5]
Благоприятный климат и водоснабжение на протяжении веков благоприятствовали поселению людей, а история региона связана с историей бывшего западного Судана с сменявшими друг друга империями Ганы , Мали и Сонгая . Водная система обеспечивала благоприятный маршрут для торговли между южной и северной Сахарой , что сделало Диа одним из ключевых торговых объектов в регионе. [6]
География и раскопки
[ редактировать ]С 1980 года предпринимаются попытки провести инвентаризацию археологических памятников во внутренней дельте Нигера, чтобы лучше понять их размер и сохранность. Одним из них стали крупномасштабные раскопки, инициированные Рейксмузеумом Фолькенкунде в Лейдене в рамках долгосрочной малийско-голландской программы культурного наследия. Первоначальные разведочные работы были проведены в 1998 году во внутренней дельте, и окрестности Диа были выбраны в качестве основной исследовательской зоны для проекта.
Поселенческий комплекс в Диа представляет собой совокупность трех отдельных крупных археологических памятников: Диа-Шома, Диа и Диа-Мара. Диа-Шома, занимающий площадь 49 га, является крупнейшим и старейшим, построенным в 9 веке до нашей эры. [3] Это единственный из трех, который был навсегда заброшен. Диа, площадью 23 га, до сих пор заселен, а Диа-Мара, площадью 28 га, в значительной степени заброшен, но все еще частично используется как место захоронения. [7] Эти места датируются шестым веком до нашей эры, а высота поселения в этом комплексе достигла примерно 10 века до нашей эры. Между тем, оккупация соседнего кургана Диа-Мара началась только в шестом веке нашей эры. [3]
Единственная попытка детального геоморфологического изучения Диа была предпринята Хаскеллом и др. (1988) в результате исследовательского полевого сезона, состоящего из текстовых раскопок в Шоме и Маре, а также исследования внутренних районов Диа. [5] Исследование выявило Диа и прилегающие к нему районы , где во время ежегодного наводнения в Нигере широко выращивают рис. Кроме того, Хаскелл и др. выявили еще около 37 участков, которые находятся в радиусе 5 км вокруг основных курганов поселений. [5]
Материальные артефакты
[ редактировать ]Веретенообразные мутовки
[ редактировать ]
Веретено , которое представляет собой предмет , используемый для прядения как шерстяных, так и хлопчатобумажных нитей, было обнаружено в Шоме и Маре в различных контекстах. Среди них наблюдается большое разнообразие форм и размеров, большинство из них искусно украшены резными линиями, треугольниками, кругами и точками. Это распространенные виды черной терракоты, встречающиеся во многих регионах Западной Африки. [3]
Наличие веретена указывает на местную традицию ткачества и может служить свидетельством производства веревок или пряжи . Действительно, идентификация семян хлопка и их фрагментов указывает на то, что хлопок выращивался на месте, а в нескольких исламских хрониках говорится, что в Сахеле существовали процветающие рынки хлопчатобумажной ткани, и ткань считалась основным товаром торговли. Однако археологических свидетельств производства хлопчатобумажных тканей в Диа нет, поскольку не было обнаружено ткацких материалов, таких как ткацкие станки и другое оборудование. [3]
Стеклянные бусины
[ редактировать ]Стеклянные бусины , найденные в этом регионе, имеют разнообразную форму: черные или бледно-желтые, с гладкой недекорированной поверхностью. Они были обнаружены в небольшом количестве в отложениях всех памятников Диа, но, по-видимому, в Шоме они встречаются в гораздо больших количествах, поскольку в одном экземпляре обнаружено семь глиняных бусинок. [3]
Каменный материал бус также может указывать на торговлю на дальние расстояния, имевшую место в Диа. В состав каменного материала входят монохромное стекло, красный сердолик и кварц . Одна из монохромных стеклянных бусин, найденных в этом регионе, была идентифицирована как складчатая стеклянная бусина, которая обычно известна с Ближнего Востока. Эти бусины соотносятся с исламским миром Северной Африки и Ближнего Востока, где производство бус процветало в период с 7 по 14 века.
Кроме того, красные бусины из сердолика также используются как свидетельство торговых связей на дальние расстояния. Археологи предполагают возможность импорта этих бус из Египта , который является наиболее цитируемым источником сердолика в Африке. Некоторые указывают в качестве источника на Индию, которая была еще одним крупным поставщиком бус из красного сердолика.
Таким образом, стеклянные бусины свидетельствуют о том, что транссахарская торговля существовала уже в начале первого тысячелетия нашей эры и что Диа участвовал в этой торговле. Судя по всему, Диа участвовал не только в межрегиональной торговле, но и в торговле на дальние расстояния с такими далекими местами, как Египет или, возможно, даже Индия. [3]
Керамика
[ редактировать ]
Было показано, что во внутренней дельте реки Нигер в Мали все различные этнические группы имели свои отличительные керамические традиции, которые характеризуются своими методами изготовления сосудов и декоративными стилями. Среди мандеязычных народов Западной Африки гончары принадлежат к крупному профессиональному классу ремесленников. Известные как « ньямакалау », они отличались от класса бывшей знати и от класса рабов. Также в Диа гончары обычно принадлежали к касте кузнецов Сомоно и на начальном этапе строительства обычно использовали комбинацию вогнутой формы и техники намотки.
Было высказано предположение, что занятия Шомы и Мары и наборы керамики являются синонимами Дженне-Дженно . [8] Керамические комплексы из Дженне-Йено и Диа имеют схожие формы кромок и применение красной накладки и использовались в качестве доказательства, подтверждающего некоторые виды родства между людьми в Диа и Дженне-Йено. Однако недавние исследования приводят другой аргумент: хотя керамика, обнаруженная в двух регионах, схожа по форме, она демонстрирует разные стили украшения. Кроме того, некоторые типы судов широко обнаружены в одном регионе, но не обнаружены в другом. Например, погребальные кувшины или погребальные урны Дженне-Дженно полностью отсутствуют в Диа Шоме и Маре, что свидетельствует о различных погребальных практиках, вероятно, указывающих на присутствие разных групп населения. В Шоме всего было обнаружено 86 погребений, что позволяет предположить, что отбор проб не является причиной кажущегося отсутствия погребальных урн в Диа. [3]
Группа населения Диа, Мали
[ редактировать ]Профессиональная история Диа характеризуется узурпацией местной власти рядом новых групп; в который входят Бозо (Сомоно), Марка ( Сонинке ) и Пеуль (Фулани). [3] Возможно, это связано с крайне нерегулярным характером годовых осадков и наводнений в Среднем Нигере, и, таким образом, каждая группа населения выработала легко адаптируемые привычки эксплуатации. Климат региона не только привел к распаду устойчивых культурных систем, но также привел к возникновению культурного богатства и появлению различных древних городов.
Группы населения региона в основном идентифицируются по их специализированным экономикам, таким как рыбаки бозо и сомоно, выращиватели и торговцы рисом сонинке, а также скотоводы пеуль.

Бозо (сомоно) — рыбацкое население внутренней дельты Нигера, говорящее на языке манде. Хотя язык бозо и сомоно разный, у них могут быть одни и те же фамилии, поскольку обе группы сегодня заявляют о своем происхождении сонинке из древней Ганы. Фундаментальное различие между ними состоит в том, что бозо — это этническая группа, а сомоно — профессиональная группа. Так, было сказано: «Бозо надо родиться, но сомоно может стать каждый». [9] Устная история описывает местных охотников и рыбаков бозо как первых жителей Диа, которые вошли в регион Среднего Нигера около 2000 г. до н.э. Сомоно изображали как намакалау, термин, который описывает ремесленников с определенными профессиями, которые охраняют свои профессиональные секреты посредством эндогамии и эзотерических ритуальных процедур. Прибытие сомоно остается спорным вопросом, особенно из-за податливого характера их идентичности. Предполагается, что у них образовалась узнаваемая профессиональная группа где-то до появления государства Сегу в 17 веке. [3]

Марка , также известная как Сонинке или Сараколе, обычно обитает дальше на запад между рекой Сенегал и Ниоро в Мали. Они рассматриваются как культурно и исторически произошедшая группа, главным образом, из более ранних этнических образований сонинке. После распада Малийской империи термин «Сонинке» сохранил религиозное значение, то есть мусульманское .
Они выращивают рис, имеют права землевладельцев на обширных территориях и выполняют важные ритуальные функции. Марка современного Диа часто называют марабутами , последователями тиджианской ветви ислама. Они преподают в исламских школах и известны изготовлением мощных исламских талисманов, известных как « гри-гри ». [3] Марка подчеркнула оригинальность Диа, отменив все виды светской деятельности, включая еженедельный рынок, и даже французы, создавшие административный пост в Диа, были быстро подавлены, что было провозглашено религиозной победой. [10]

Пеуль (фулани) — основная группа населения Макины, которая сейчас доминирует во всем регионе, за исключением Диа, которым управляет Сонинке. Из-за их относительно светлой кожи многие теории связывают их с североафриканскими берберами, но их язык является частью нигерско-конголезской семьи , а не афро-азиатского, как у берберов. Скорее, это указывает на то, что их происхождение можно проследить до территории современного Сенегала . Однако генетические данные указывают на афро-азиатскую связь современных носителей фульфульде. Это различие должно было бы постулировать существование целостного пасторального субстрата в Сахеле до распространения языка фульфульде на восток. [3] Их пастушеский образ жизни считается причиной их миграции во внутреннюю дельту Нигера, которая известна своими обширными и богатыми пастбищами . [11] Однако за последние два столетия почти все они перешли на оседлый образ жизни. Пеуль из Макины на 95% составляют мусульмане. [3]
Несмотря на сложную историю оккупации, материальные и культурные данные Диа, включая керамику, на удивление стабильны, особенно в течение последних 800 лет. Это можно объяснить в свете соответствия более широкой идентичности «государственного уровня» в тот период. [3] Действительно, широко признано, что идентичность каждой группы крайне аморфна, о чем свидетельствуют сомоно.
Устная и письменная история Диа, Мали
[ редактировать ]Устные и письменные источники Диа описывают противоречивое прошлое, поскольку многоэтнические сообщества поддерживают множество версий своей культурной истории и прихода ислама. Последний вопрос особенно сложен, поскольку Диа гордится своими исламскими традициями, а археологические раскопки выявили относительно недавние свидетельства неисламских религиозных практик, диеты и ритуалов. Важно понимать, что исторические записи Диа подвергались постоянному процессу изменений, чтобы оправдать нынешние институты, структуры власти и религиозные власти. [3]
Письменные записи
[ редактировать ]Большинство публичных и официальных архивов, касающихся Диа, основаны на рукописях арабских летописцев. Эти записи способствуют пониманию относительно недавней истории Диа.
- Ибн Баттута топонимы Загари и Зага : Путешествуя через западный Судан в столицу Королевства Мали в 14 веке, он упоминает в своей хронике . Загахари , который считается регионом в Диа, описывается как «большая деревня, населенная суданскими торговцами по имени Ванджарата, с которыми живет компания белых людей, хариджитов из секты Ибади по имени Саганагу». Он также описывает Загху , которая идентифицируется как Диа, как имеющую «султана, который обязан подчиняться королю Мали и что его народ стар в исламе». Таким образом, это является свидетельством присутствия белого торгового сообщества, а также истории ислама в регионе. [3]
- Хроники Тимбукту : ас-Саади и Ибн аль-Мухтар , местные историки Тимбукту, соответственно, писали об империи Сонгай , существовавшей в 15-16 веках, и Зааги в 17 веке. Согласно их хроникам, аль-Хадж Аскья Мухаммад взял Заагу в 1494 или 1495 году. В нем упоминается Диа в связи с его древней историей ислама, утверждая, что в Диа доминировали факихи , а население Диа организовало собственный теократический режим во время 15 век. С тех пор султан Мали никогда не осмелился войти в город, и любой, кто прибыл в Диа, больше не считался подданным Мали. Он был известен как город Бога или «Балад Аллах». [3]
Научная литература о Диа представляет собой труды историков, антропологов и географов.
- Жан Галле: В своей книге « Le Delta intérieur du Niger: étude de géographie régionale » (1967) он в основном реконструирует доисламский период, применяя устные традиции, которые включают в себя основные истории различных этнических групп, таких как бозо. , Марка и Пеуль. Он считал, что бозо были коренными жителями внутренней дельты Нигера, за ними следовала группа возделывающих рис. Выращиватели риса позже присоединились к этнической группе марка, которая, как полагают, возникла вместе с образованием империи Мали . Диа снова упоминается с приходом пеулов, поскольку первым регионом, который они заселили, был Диа. Когда в 1818 году было создано теократическое государство Дина, купцы Марка оказали сопротивление. Таким образом, государь распорядился правлением семьи Марка, сохранившей анимистические ритуалы бозо, и передал власть Корейси, марабутическому роду с Севера. Галле также иллюстрирует коммерческую жизнь Диа, хотя скептически относится к репутации Диа как коммерческого центра. По словам Галле, марабуты в регионе запретили любую непристойную деятельность, включая интенсивную торговлю, а также административные вопросы. [3]
- Жермен Дитерлен : В своей статье « Миф и социальная организация в Западной Африке » (1959) она описывает доисламскую материальную культуру Диа, видимую на кладбище Мары. Эта статья часто используется для подтверждения утверждения о том, что доисламские традиции Диа, возможно, сохранялись гораздо дольше, чем утверждают официальные источники.
- Синдзо Сакаи: Как японский историк, он провел наиболее полный синтез письменных и устных источников Диа. В его послужном списке есть история основания Дайи, которая начинается с договора между автохтонами и пришельцами. [3]
- Ба, Амаду Хампате и Даге, Жак: < L'empire peul du Macina > (1962) упоминают, что Диа оставался под властью неисламской династии воинов, известной как Диавара, до ее окончательного подчинения Дине . После покорения Диа стал по-настоящему исламизированным городом. [3]
- Клод Мейясу : Согласно его книге «L'ltineraire d'Ibn Battuta de Walata a Malli» (1972), Диа не был особенно известен своей торговлей или исламским центром. Подобно Ба и Дагету, он утверждает, что Диа управлял Диавара , принявший имя Траоре. Траоре не исповедовали ислам и тиранически правили населением Диа. По словам семьи Корейси, которая является одной из последних семей, обосновавшихся в Диа в 18 или 19 веке, город не был полностью исламизирован к их прибытии, что произошло во время правления Секу Амаду над империей Массина , которая захватила отобрал власть у Траоре и передал ее Корейси. [3]
Хотя большинство хроник, написанных арабскими учеными, подчеркивают древнюю историю ислама в регионе, научная литература часто отвергает это утверждение.
Широко признано, что к рукописям, написанным мусульманскими летописцами, следует относиться с определенной долей скептицизма, поскольку они могут привести нас к ориенталистскому дискурсу об Африке к югу от Сахары, который рассматривает исламское влияние как движущую силу важных событий. Действительно, многие места были упомянуты исключительно из-за их сильной приверженности исламу, как в случае с Диа.
Устная традиция
[ редактировать ]Устной традиции Диа не хватает единой связной традиции, которую можно было бы понять в свете ее многоэтнического сообщества. Одна из главных тем рассказа - автохтонная традиция первых жителей Диа, основание Диа и приход ислама.
- Первые жители и основание: Согласно устной традиции, происхождение Диа связано с происхождением рыбаков Бозо, которых описывают как первых жителей внутренней дельты Нигера. За ней последовала вторая группа населения происхождения Марка, которая была охотниками, и как только они образовали союз, они предположительно поселились на Маре. Бозо и Марка жили без формального руководства, пока воины Сонинке из древней Ганы предположительно не ассимилировали их под своим руководством.
- Приход ислама: устные традиции Диа связывают основание Мары с приходом марабутов и предполагают, что этот регион уже давно известен как один из марабутских центров Западной Африки. Это согласуется с хрониками Ибн Баттуты , которые служили подтверждением древней репутации Диа как исламского центра.
Сопоставление изображения с археологическими свидетельствами
[ редактировать ]- Первые жители и основание: Что касается Бозо, археоботанические и фаунистические данные показали, что первые жители Диа характеризовались смешанной экономикой, включая выращивание риса, скотоводство и эксплуатацию водных ресурсов. Можно утверждать, что с самого начала в регионе сосуществовали различные социально-экономические группы или проживала одна экономически разнообразная группа населения. Различные типы захоронений, сосуществующие в Диа Шоме, датируемом 800 и 1000 годами нашей эры, указывают на регион культурного разнообразия. [6] Многие данные указывают на то, что Диа был заселен несколькими группами населения, прибывшими с северо-запада, из региона, известного как Мема , а не только одной оккупационной группой. Эти поселенцы, по-видимому, произошли из Дхар Тичитт -Валата, поскольку самая ранняя керамика в Шоме была идентифицирована как производная от Фаиты Фации из Мемы. [3]
- Приход ислама. Похоже, что институционализация ислама могла способствовать уничтожению доисламского прошлого Диа. В отличие от идеи древней традиции ислама и консолидации власти, большая часть населения Диа, вероятно, практиковала синкретическую форму ислама до подчинения региона теократическому государству Дина в 19 веке. [12] Основные доказательства получены с кладбища Шомы, на котором было раскопано в общей сложности 93 захоронения . Большинство из них были похоронены в положениях, которые ясно указывали на неисламские погребальные ритуалы, в то время как несколько захоронений, которые были описаны как захоронения исламского типа, были идентифицированы только на поверхности места и датировались периодом 18-19 веков. Более того, наличие голов терракотовых фигурок Мары позволяет предположить, что это могла быть реакция традиционалистов против навязчивой, исключающей религии, которая запрещала бы почитание предков. [13] Многочисленные терракоты из неизвестного контекста привели к единому мнению историков искусства о том, что эти предметы датируются в основном периодом с 15 по 18 века. [13] Похоже, что терракотовая традиция Внутренней Дельты продолжалась примерно до появления джихада и обращения правителя Мали в ислам. Однако, по крайней мере, с начала XIX века в регионе Среднего Нигера произошла институализация ислама в таких строгих масштабах, что стало предпочтительно стирать любые воспоминания, относящиеся к неисламским традициям. В Диа исламская приверженность была особенно активной, поскольку ее население чтит память о своих предках-мусульманах, и это, возможно, привело к изменению устной истории. Таким образом, случай с Диа хорошо показывает политический аспект устной истории.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Моран, Стивен; Форкель, Роберт; Хит, Джеффри, ред. (2016). «Диа» . dogonlanguages.org . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Коммуны региона Мопти (PDF) (на французском языке), Министерство территориального управления и местных властей, Республика Мали-Ифульде]] заархивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
- ^ Левцион, Неемия (1973). Древняя Гана и Мали . Нью-Йорк: Methuen & Co Ltd. п. 168. ИСБН 0841904316 .
- ^ Jump up to: а б с Бедо, Рожье; Макдональд, Кевин; Персона, Ален; Полет, Жан; Саного, Клена; Шмидт, Аннетт; Сидибе, Самуэль (2001). «Археологический проект Диа: спасение культурного наследия во внутренней дельте Нигера (Мали)» . Античность . 75 (290): 837–848. дои : 10.1017/s0003598x00089419 . ISSN 0003-598X .
- ^ Jump up to: а б Олив, В.; Гатто, Э.; Ружье, Х.; Сидибе, С. (2004). «Диа Шома (Мали), средневековое кладбище во внутренней дельте Нигера» . Международный журнал остеоархеологии . 14 (2): 112–125. дои : 10.1002/oa.716 . ISSN 1047-482X .
- ^ Шмидт, Аннет М. (2010). «До- и протоисторический тоге Нигерской аллювиальной равнины, Мали» . Труды Доисторического общества . 76 : 319–349. дои : 10.1017/s0079497x00000542 . ISSN 0079-497X .
- ^ ДиБлази, Майкл; Макинтош, Сьюзен Кич (1998). «Раскопки в Дженне-Йено, Хамбаркетоло и Каниане (внутренняя дельта Нигера, Мали), сезон 1981 года» . Журнал полевой археологии . 25 (1): 111. дои : 10.2307/530462 . ISSN 0093-4690 .
- ^ Дагет, Дж. (1949). «Рыбалка в центральной дельте Нигера» . Журнал Общества африканистов . 19 (1): 1–79. дои : 10.3406/jafr.1949.2595 . ISSN 0037-9166 .
- ^ Галле, Жан, «Вступительный доклад» , «Люди, столкнувшиеся с засухой» , Éditions de l'IHEAL, стр. 229–236 , получено 14 марта 2023 г.
- ^ Чарест, Пол (1990). «Жан ГАЛЛЕ: Люди Сахеля. Собрание географов, Париж, Фламмарион, 1984, 289 с., фотографии, рис., карты, указатель, библиогр» . Антропология и общества . 14 (3): 145. дои : 10.7202/015151ар . ISSN 0702-8997 .
- ^ Арази, Ноэми. Ислам и альтернативные религиозные практики во втором тысячелетии нашей эры во внутренней дельте Нигера в Мали . OCLC 60829746 .
- ^ Jump up to: а б Дж., Макинтош, Родерик. Просто скажите позор: искоренение гнили культурного геноцида . OCLC 610839386 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бедо, Рожье; Шмидт, Аннетт; Макдональд, Кевин; Персона, Ален; Полет, Жан; Саного, Клена; Сидибе, Самуэль (2001), «Археологический проект Диа: спасение культурного наследия во внутренней дельте Нигера (Мали)», Antiquity , 75 (290): 837–848 .
- Бедо, Р.; Полет, Дж.; Саного, К.; и др., ред. (2005), Археологические исследования в Диа во внутренней дельте Нигера (Мали): обзор сезонов раскопок 1998-2003 гг. (PDF) (на французском языке), Лейден: Публикации CNWS, ISBN 978-9057891076 .
- Макинтош, Р.Дж.; Макинтош, СК (1987), «Археологические исследования вокруг Диа, Мали, 1986/1987» (PDF) , Ньяме Акума (на французском языке), 29 : 42–45 .
- Олив, В.; Гатто, Э.; Ружье, Х.; Сидибе, С. (2004), «Диа Шома (Мали), средневековое кладбище во внутренней дельте Нигера» , Международный журнал остеоархеологии , 14 (2): 112–125, doi : 10.1002/oa.716 .