Jump to content

Боже, Мали

Координаты : 14 ° 21'7" с.ш. 4 ° 57'25" з.д.  /  14,35194 ° с.ш. 4,95694 ° з.д.  / 14,35194; -4,95694
Да
Город
Диа находится в Мали.
Да
Да
Расположение в Мали
Координаты: 14 ° 21'7" с.ш. 4 ° 57'25" з.д.  /  14,35194 ° с.ш. 4,95694 ° з.д.  / 14,35194; -4,95694
Страна  У них было
Область Многие регионы
Круг Тененкоу Серкль
Муниципалитет Диака
Часовой пояс UTC+0 ( GMT )

День ( [1] ) — небольшой город и административный центр коммуны Диака в округе Тененкоу в регионе Мопти на юге и центральной части Мали . [2] Он расположен на западном краю поймы внутренней дельты и орошается рекой Диака, одним из основных притоков реки Нигер и единственным постоянным водотоком в регионе. [3]

На Тигемаксо , а также на некоторых Фульфульде говорят на Диа. [1]

Комплекс курганов Диа, состоящий из трех поселений, расположенный на западной окраине внутренней дельты Нигера в Мали, известен богатыми устными и письменными ресурсами и возник раньше гораздо более известных городов близлежащих Дженне и Тимбукту . [3] По словам Левциона, диаханке «помнит Диа в Массине как город своего предка Суваре, великого марабу и святого». [4] Таким образом, этот обширный участок дает возможность изучить начало урбанизации в этой части Африки и структуру раннего западноафриканского города. [5]

Благоприятный климат и водоснабжение на протяжении веков благоприятствовали поселению людей, а история региона связана с историей бывшего западного Судана с сменявшими друг друга империями Ганы , Мали и Сонгая . Водная система обеспечивала благоприятный маршрут для торговли между южной и северной Сахарой , что сделало Диа одним из ключевых торговых объектов в регионе. [6]

География и раскопки

[ редактировать ]

С 1980 года предпринимаются попытки провести инвентаризацию археологических памятников во внутренней дельте Нигера, чтобы лучше понять их размер и сохранность. Одним из них стали крупномасштабные раскопки, инициированные Рейксмузеумом Фолькенкунде в Лейдене в рамках долгосрочной малийско-голландской программы культурного наследия. Первоначальные разведочные работы были проведены в 1998 году во внутренней дельте, и окрестности Диа были выбраны в качестве основной исследовательской зоны для проекта.

Поселенческий комплекс в Диа представляет собой совокупность трех отдельных крупных археологических памятников: Диа-Шома, Диа и Диа-Мара. Диа-Шома, занимающий площадь 49 га, является крупнейшим и старейшим, построенным в 9 веке до нашей эры. [3] Это единственный из трех, который был навсегда заброшен. Диа, площадью 23 га, до сих пор заселен, а Диа-Мара, площадью 28 га, в значительной степени заброшен, но все еще частично используется как место захоронения. [7] Эти места датируются шестым веком до нашей эры, а высота поселения в этом комплексе достигла примерно 10 века до нашей эры. Между тем, оккупация соседнего кургана Диа-Мара началась только в шестом веке нашей эры. [3]

Единственная попытка детального геоморфологического изучения Диа была предпринята Хаскеллом и др. (1988) в результате исследовательского полевого сезона, состоящего из текстовых раскопок в Шоме и Маре, а также исследования внутренних районов Диа. [5] Исследование выявило Диа и прилегающие к нему районы , где во время ежегодного наводнения в Нигере широко выращивают рис. Кроме того, Хаскелл и др. выявили еще около 37 участков, которые находятся в радиусе 5 км вокруг основных курганов поселений. [5]

Материальные артефакты

[ редактировать ]

Веретенообразные мутовки

[ редактировать ]
Средневековое свинцовое веретено

Веретено , которое представляет собой предмет , используемый для прядения как шерстяных, так и хлопчатобумажных нитей, было обнаружено в Шоме и Маре в различных контекстах. Среди них наблюдается большое разнообразие форм и размеров, большинство из них искусно украшены резными линиями, треугольниками, кругами и точками. Это распространенные виды черной терракоты, встречающиеся во многих регионах Западной Африки. [3]

Наличие веретена указывает на местную традицию ткачества и может служить свидетельством производства веревок или пряжи . Действительно, идентификация семян хлопка и их фрагментов указывает на то, что хлопок выращивался на месте, а в нескольких исламских хрониках говорится, что в Сахеле существовали процветающие рынки хлопчатобумажной ткани, и ткань считалась основным товаром торговли. Однако археологических свидетельств производства хлопчатобумажных тканей в Диа нет, поскольку не было обнаружено ткацких материалов, таких как ткацкие станки и другое оборудование. [3]

Стеклянные бусины

[ редактировать ]

Стеклянные бусины , найденные в этом регионе, имеют разнообразную форму: черные или бледно-желтые, с гладкой недекорированной поверхностью. Они были обнаружены в небольшом количестве в отложениях всех памятников Диа, но, по-видимому, в Шоме они встречаются в гораздо больших количествах, поскольку в одном экземпляре обнаружено семь глиняных бусинок. [3]

Каменный материал бус также может указывать на торговлю на дальние расстояния, имевшую место в Диа. В состав каменного материала входят монохромное стекло, красный сердолик и кварц . Одна из монохромных стеклянных бусин, найденных в этом регионе, была идентифицирована как складчатая стеклянная бусина, которая обычно известна с Ближнего Востока. Эти бусины соотносятся с исламским миром Северной Африки и Ближнего Востока, где производство бус процветало в период с 7 по 14 века.

Кроме того, красные бусины из сердолика также используются как свидетельство торговых связей на дальние расстояния. Археологи предполагают возможность импорта этих бус из Египта , который является наиболее цитируемым источником сердолика в Африке. Некоторые указывают в качестве источника на Индию, которая была еще одним крупным поставщиком бус из красного сердолика.

Таким образом, стеклянные бусины свидетельствуют о том, что транссахарская торговля существовала уже в начале первого тысячелетия нашей эры и что Диа участвовал в этой торговле. Судя по всему, Диа участвовал не только в межрегиональной торговле, но и в торговле на дальние расстояния с такими далекими местами, как Египет или, возможно, даже Индия. [3]

Керамика

[ редактировать ]
Банка Бозо-Сомоно - Musée des Confluences

Было показано, что во внутренней дельте реки Нигер в Мали все различные этнические группы имели свои отличительные керамические традиции, которые характеризуются своими методами изготовления сосудов и декоративными стилями. Среди мандеязычных народов Западной Африки гончары принадлежат к крупному профессиональному классу ремесленников. Известные как « ньямакалау », они отличались от класса бывшей знати и от класса рабов. Также в Диа гончары обычно принадлежали к касте кузнецов Сомоно и на начальном этапе строительства обычно использовали комбинацию вогнутой формы и техники намотки.

Было высказано предположение, что занятия Шомы и Мары и наборы керамики являются синонимами Дженне-Дженно . [8] Керамические комплексы из Дженне-Йено и Диа имеют схожие формы кромок и применение красной накладки и использовались в качестве доказательства, подтверждающего некоторые виды родства между людьми в Диа и Дженне-Йено. Однако недавние исследования приводят другой аргумент: хотя керамика, обнаруженная в двух регионах, схожа по форме, она демонстрирует разные стили украшения. Кроме того, некоторые типы судов широко обнаружены в одном регионе, но не обнаружены в другом. Например, погребальные кувшины или погребальные урны Дженне-Дженно полностью отсутствуют в Диа Шоме и Маре, что свидетельствует о различных погребальных практиках, вероятно, указывающих на присутствие разных групп населения. В Шоме всего было обнаружено 86 погребений, что позволяет предположить, что отбор проб не является причиной кажущегося отсутствия погребальных урн в Диа. [3]

Группа населения Диа, Мали

[ редактировать ]

Профессиональная история Диа характеризуется узурпацией местной власти рядом новых групп; в который входят Бозо (Сомоно), Марка ( Сонинке ) и Пеуль (Фулани). [3] Возможно, это связано с крайне нерегулярным характером годовых осадков и наводнений в Среднем Нигере, и, таким образом, каждая группа населения выработала легко адаптируемые привычки эксплуатации. Климат региона не только привел к распаду устойчивых культурных систем, но также привел к возникновению культурного богатства и появлению различных древних городов.

Группы населения региона в основном идентифицируются по их специализированным экономикам, таким как рыбаки бозо и сомоно, выращиватели и торговцы рисом сонинке, а также скотоводы пеуль.

Рыбацкая деревня Бозо недалеко от Какалодаги, Мали, Западная Африка

Бозо (сомоно) — рыбацкое население внутренней дельты Нигера, говорящее на языке манде. Хотя язык бозо и сомоно разный, у них могут быть одни и те же фамилии, поскольку обе группы сегодня заявляют о своем происхождении сонинке из древней Ганы. Фундаментальное различие между ними состоит в том, что бозо — это этническая группа, а сомоно — профессиональная группа. Так, было сказано: «Бозо надо родиться, но сомоно может стать каждый». [9] Устная история описывает местных охотников и рыбаков бозо как первых жителей Диа, которые вошли в регион Среднего Нигера около 2000 г. до н.э. Сомоно изображали как намакалау, термин, который описывает ремесленников с определенными профессиями, которые охраняют свои профессиональные секреты посредством эндогамии и эзотерических ритуальных процедур. Прибытие сомоно остается спорным вопросом, особенно из-за податливого характера их идентичности. Предполагается, что у них образовалась узнаваемая профессиональная группа где-то до появления государства Сегу в 17 веке. [3]

Женщина и девушка Марка (Сонинке)

Марка , также известная как Сонинке или Сараколе, обычно обитает дальше на запад между рекой Сенегал и Ниоро в Мали. Они рассматриваются как культурно и исторически произошедшая группа, главным образом, из более ранних этнических образований сонинке. После распада Малийской империи термин «Сонинке» сохранил религиозное значение, то есть мусульманское .

Они выращивают рис, имеют права землевладельцев на обширных территориях и выполняют важные ритуальные функции. Марка современного Диа часто называют марабутами , последователями тиджианской ветви ислама. Они преподают в исламских школах и известны изготовлением мощных исламских талисманов, известных как « гри-гри ». [3] Марка подчеркнула оригинальность Диа, отменив все виды светской деятельности, включая еженедельный рынок, и даже французы, создавшие административный пост в Диа, были быстро подавлены, что было провозглашено религиозной победой. [10]

Народ фулани, Мали

Пеуль (фулани) — основная группа населения Макины, которая сейчас доминирует во всем регионе, за исключением Диа, которым управляет Сонинке. Из-за их относительно светлой кожи многие теории связывают их с североафриканскими берберами, но их язык является частью нигерско-конголезской семьи , а не афро-азиатского, как у берберов. Скорее, это указывает на то, что их происхождение можно проследить до территории современного Сенегала . Однако генетические данные указывают на афро-азиатскую связь современных носителей фульфульде. Это различие должно было бы постулировать существование целостного пасторального субстрата в Сахеле до распространения языка фульфульде на восток. [3] Их пастушеский образ жизни считается причиной их миграции во внутреннюю дельту Нигера, которая известна своими обширными и богатыми пастбищами . [11] Однако за последние два столетия почти все они перешли на оседлый образ жизни. Пеуль из Макины на 95% составляют мусульмане. [3]

Несмотря на сложную историю оккупации, материальные и культурные данные Диа, включая керамику, на удивление стабильны, особенно в течение последних 800 лет. Это можно объяснить в свете соответствия более широкой идентичности «государственного уровня» в тот период. [3] Действительно, широко признано, что идентичность каждой группы крайне аморфна, о чем свидетельствуют сомоно.

Устная и письменная история Диа, Мали

[ редактировать ]

Устные и письменные источники Диа описывают противоречивое прошлое, поскольку многоэтнические сообщества поддерживают множество версий своей культурной истории и прихода ислама. Последний вопрос особенно сложен, поскольку Диа гордится своими исламскими традициями, а археологические раскопки выявили относительно недавние свидетельства неисламских религиозных практик, диеты и ритуалов. Важно понимать, что исторические записи Диа подвергались постоянному процессу изменений, чтобы оправдать нынешние институты, структуры власти и религиозные власти. [3]

Письменные записи

[ редактировать ]

Большинство публичных и официальных архивов, касающихся Диа, основаны на рукописях арабских летописцев. Эти записи способствуют пониманию относительно недавней истории Диа.

  • Ибн Баттута топонимы Загари и Зага : Путешествуя через западный Судан в столицу Королевства Мали в 14 веке, он упоминает в своей хронике . Загахари , который считается регионом в Диа, описывается как «большая деревня, населенная суданскими торговцами по имени Ванджарата, с которыми живет компания белых людей, хариджитов из секты Ибади по имени Саганагу». Он также описывает Загху , которая идентифицируется как Диа, как имеющую «султана, который обязан подчиняться королю Мали и что его народ стар в исламе». Таким образом, это является свидетельством присутствия белого торгового сообщества, а также истории ислама в регионе. [3]
  • Хроники Тимбукту : ас-Саади и Ибн аль-Мухтар , местные историки Тимбукту, соответственно, писали об империи Сонгай , существовавшей в 15-16 веках, и Зааги в 17 веке. Согласно их хроникам, аль-Хадж Аскья Мухаммад взял Заагу в 1494 или 1495 году. В нем упоминается Диа в связи с его древней историей ислама, утверждая, что в Диа доминировали факихи , а население Диа организовало собственный теократический режим во время 15 век. С тех пор султан Мали никогда не осмелился войти в город, и любой, кто прибыл в Диа, больше не считался подданным Мали. Он был известен как город Бога или «Балад Аллах». [3]

Научная литература о Диа представляет собой труды историков, антропологов и географов.

  • Жан Галле: В своей книге « Le Delta intérieur du Niger: étude de géographie régionale » (1967) он в основном реконструирует доисламский период, применяя устные традиции, которые включают в себя основные истории различных этнических групп, таких как бозо. , Марка и Пеуль. Он считал, что бозо были коренными жителями внутренней дельты Нигера, за ними следовала группа возделывающих рис. Выращиватели риса позже присоединились к этнической группе марка, которая, как полагают, возникла вместе с образованием империи Мали . Диа снова упоминается с приходом пеулов, поскольку первым регионом, который они заселили, был Диа. Когда в 1818 году было создано теократическое государство Дина, купцы Марка оказали сопротивление. Таким образом, государь распорядился правлением семьи Марка, сохранившей анимистические ритуалы бозо, и передал власть Корейси, марабутическому роду с Севера. Галле также иллюстрирует коммерческую жизнь Диа, хотя скептически относится к репутации Диа как коммерческого центра. По словам Галле, марабуты в регионе запретили любую непристойную деятельность, включая интенсивную торговлю, а также административные вопросы. [3]
  • Жермен Дитерлен : В своей статье « Миф и социальная организация в Западной Африке » (1959) она описывает доисламскую материальную культуру Диа, видимую на кладбище Мары. Эта статья часто используется для подтверждения утверждения о том, что доисламские традиции Диа, возможно, сохранялись гораздо дольше, чем утверждают официальные источники.
  • Синдзо Сакаи: Как японский историк, он провел наиболее полный синтез письменных и устных источников Диа. В его послужном списке есть история основания Дайи, которая начинается с договора между автохтонами и пришельцами. [3]
  • Ба, Амаду Хампате и Даге, Жак: < L'empire peul du Macina > (1962) упоминают, что Диа оставался под властью неисламской династии воинов, известной как Диавара, до ее окончательного подчинения Дине . После покорения Диа стал по-настоящему исламизированным городом. [3]
  • Клод Мейясу : Согласно его книге «L'ltineraire d'Ibn Battuta de Walata a Malli» (1972), Диа не был особенно известен своей торговлей или исламским центром. Подобно Ба и Дагету, он утверждает, что Диа управлял Диавара , принявший имя Траоре. Траоре не исповедовали ислам и тиранически правили населением Диа. По словам семьи Корейси, которая является одной из последних семей, обосновавшихся в Диа в 18 или 19 веке, город не был полностью исламизирован к их прибытии, что произошло во время правления Секу Амаду над империей Массина , которая захватила отобрал власть у Траоре и передал ее Корейси. [3]

Хотя большинство хроник, написанных арабскими учеными, подчеркивают древнюю историю ислама в регионе, научная литература часто отвергает это утверждение.

Широко признано, что к рукописям, написанным мусульманскими летописцами, следует относиться с определенной долей скептицизма, поскольку они могут привести нас к ориенталистскому дискурсу об Африке к югу от Сахары, который рассматривает исламское влияние как движущую силу важных событий. Действительно, многие места были упомянуты исключительно из-за их сильной приверженности исламу, как в случае с Диа.

Устная традиция

[ редактировать ]

Устной традиции Диа не хватает единой связной традиции, которую можно было бы понять в свете ее многоэтнического сообщества. Одна из главных тем рассказа - автохтонная традиция первых жителей Диа, основание Диа и приход ислама.

  • Первые жители и основание: Согласно устной традиции, происхождение Диа связано с происхождением рыбаков Бозо, которых описывают как первых жителей внутренней дельты Нигера. За ней последовала вторая группа населения происхождения Марка, которая была охотниками, и как только они образовали союз, они предположительно поселились на Маре. Бозо и Марка жили без формального руководства, пока воины Сонинке из древней Ганы предположительно не ассимилировали их под своим руководством.
  • Приход ислама: устные традиции Диа связывают основание Мары с приходом марабутов и предполагают, что этот регион уже давно известен как один из марабутских центров Западной Африки. Это согласуется с хрониками Ибн Баттуты , которые служили подтверждением древней репутации Диа как исламского центра.

Сопоставление изображения с археологическими свидетельствами

[ редактировать ]
  • Первые жители и основание: Что касается Бозо, археоботанические и фаунистические данные показали, что первые жители Диа характеризовались смешанной экономикой, включая выращивание риса, скотоводство и эксплуатацию водных ресурсов. Можно утверждать, что с самого начала в регионе сосуществовали различные социально-экономические группы или проживала одна экономически разнообразная группа населения. Различные типы захоронений, сосуществующие в Диа Шоме, датируемом 800 и 1000 годами нашей эры, указывают на регион культурного разнообразия. [6] Многие данные указывают на то, что Диа был заселен несколькими группами населения, прибывшими с северо-запада, из региона, известного как Мема , а не только одной оккупационной группой. Эти поселенцы, по-видимому, произошли из Дхар Тичитт -Валата, поскольку самая ранняя керамика в Шоме была идентифицирована как производная от Фаиты Фации из Мемы. [3]
  • Приход ислама. Похоже, что институционализация ислама могла способствовать уничтожению доисламского прошлого Диа. В отличие от идеи древней традиции ислама и консолидации власти, большая часть населения Диа, вероятно, практиковала синкретическую форму ислама до подчинения региона теократическому государству Дина в 19 веке. [12] Основные доказательства получены с кладбища Шомы, на котором было раскопано в общей сложности 93 захоронения . Большинство из них были похоронены в положениях, которые ясно указывали на неисламские погребальные ритуалы, в то время как несколько захоронений, которые были описаны как захоронения исламского типа, были идентифицированы только на поверхности места и датировались периодом 18-19 веков. Более того, наличие голов терракотовых фигурок Мары позволяет предположить, что это могла быть реакция традиционалистов против навязчивой, исключающей религии, которая запрещала бы почитание предков. [13] Многочисленные терракоты из неизвестного контекста привели к единому мнению историков искусства о том, что эти предметы датируются в основном периодом с 15 по 18 века. [13] Похоже, что терракотовая традиция Внутренней Дельты продолжалась примерно до появления джихада и обращения правителя Мали в ислам. Однако, по крайней мере, с начала XIX века в регионе Среднего Нигера произошла институализация ислама в таких строгих масштабах, что стало предпочтительно стирать любые воспоминания, относящиеся к неисламским традициям. В Диа исламская приверженность была особенно активной, поскольку ее население чтит память о своих предках-мусульманах, и это, возможно, привело к изменению устной истории. Таким образом, случай с Диа хорошо показывает политический аспект устной истории.
  1. ^ Jump up to: а б Моран, Стивен; Форкель, Роберт; Хит, Джеффри, ред. (2016). «Диа» . dogonlanguages.org . Проверено 22 февраля 2021 г.
  2. ^ Коммуны региона Мопти (PDF) (на французском языке), Министерство территориального управления и местных властей, Республика Мали-Ифульде]] заархивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
  4. ^ Левцион, Неемия (1973). Древняя Гана и Мали . Нью-Йорк: Methuen & Co Ltd. п. 168. ИСБН  0841904316 .
  5. ^ Jump up to: а б с Бедо, Рожье; Макдональд, Кевин; Персона, Ален; Полет, Жан; Саного, Клена; Шмидт, Аннетт; Сидибе, Самуэль (2001). «Археологический проект Диа: спасение культурного наследия во внутренней дельте Нигера (Мали)» . Античность . 75 (290): 837–848. дои : 10.1017/s0003598x00089419 . ISSN   0003-598X .
  6. ^ Jump up to: а б Олив, В.; Гатто, Э.; Ружье, Х.; Сидибе, С. (2004). «Диа Шома (Мали), средневековое кладбище во внутренней дельте Нигера» . Международный журнал остеоархеологии . 14 (2): 112–125. дои : 10.1002/oa.716 . ISSN   1047-482X .
  7. ^ Шмидт, Аннет М. (2010). «До- и протоисторический тоге Нигерской аллювиальной равнины, Мали» . Труды Доисторического общества . 76 : 319–349. дои : 10.1017/s0079497x00000542 . ISSN   0079-497X .
  8. ^ ДиБлази, Майкл; Макинтош, Сьюзен Кич (1998). «Раскопки в Дженне-Йено, Хамбаркетоло и Каниане (внутренняя дельта Нигера, Мали), сезон 1981 года» . Журнал полевой археологии . 25 (1): 111. дои : 10.2307/530462 . ISSN   0093-4690 .
  9. ^ Дагет, Дж. (1949). «Рыбалка в центральной дельте Нигера» . Журнал Общества африканистов . 19 (1): 1–79. дои : 10.3406/jafr.1949.2595 . ISSN   0037-9166 .
  10. ^ Галле, Жан, «Вступительный доклад» , «Люди, столкнувшиеся с засухой» , Éditions de l'IHEAL, стр. 229–236 , получено 14 марта 2023 г.
  11. ^ Чарест, Пол (1990). «Жан ГАЛЛЕ: Люди Сахеля. Собрание географов, Париж, Фламмарион, 1984, 289 с., фотографии, рис., карты, указатель, библиогр» . Антропология и общества . 14 (3): 145. дои : 10.7202/015151ар . ISSN   0702-8997 .
  12. ^ Арази, Ноэми. Ислам и альтернативные религиозные практики во втором тысячелетии нашей эры во внутренней дельте Нигера в Мали . OCLC   60829746 .
  13. ^ Jump up to: а б Дж., Макинтош, Родерик. Просто скажите позор: искоренение гнили культурного геноцида . OCLC   610839386 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7c9d3b7401c85a87655509a5940c5ec__1721940900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/ec/c7c9d3b7401c85a87655509a5940c5ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dia, Mali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)