Ньямакара
Ньямакала Ньямакалау , или кастами , являются историческими профессиональными среди исламских обществ Западной Африки , особенно среди народа мандинка . [ 1 ] [ 2 ] Ньямакала Ньяксамало известны как среди народа Сонинке . [ 1 ] [ 3 ] и Ньеньо среди народа волоф . [ 4 ] Они встречаются по всему региону Сахеля, от Мали и Сенегала до Чада и некоторых других частей западноафриканского региона, исторически известного как « Западный Судан ». [ 5 ]
Термин Ньямакала первоначально подразумевал любых талантливых людей, но по мере того, как рабство, социальная дифференциация и расслоение усиливались с исламским религиозным насилием, называемым джихадом , а затем и с колониальным правлением, их статус упал до низкого уровня ниже знати и свободных людей. [ 1 ] Ньяма в традиционном обществе мандинка подразумевает «жизненную силу», тогда как Кала означает «рукоятку». Таким образом, любой вид занятий, который задействовал жизненную силу природы, был Ньямакалой. [ 1 ] В своем историческом контексте, как утверждают Чарльз Берд, Марта Кендалл и Калилоу Тера, Ньяма подразумевала разные значения. В одном оно ассоциируется с понятиями «злой или сатанинской силы, опасной, загрязняющей, заряжающей энергией, несовершенным самоконтролем», а в других оно «морально нейтрально или заряжает энергией». В другом контексте Ньяма подразумевает «отходы, мусор». [ 6 ] С приходом мусульман в их центре внимания оказались злые или оскверняющие контексты, в то время как сами кастовые люди предпочитали нейтральные или воодушевляющие коннотации. [ 7 ]
Среди мандинка профессиональные касты Ньямакала включали Джели или Джелию (музыканты, гриоты), Нуму (плотники, кузнецы), Гаранке (кожевники, ткачи) и Фуне или Финах (певцы, специализирующиеся на исламских восхвалениях). [ 1 ] В других этнических группах Западной Африки отдельные касты имели разные термины. Например, у народа сонинке гриотов называли гесере , кузнецов таге и касту плотников называли саке . [ 1 ]
Ньямакала . были эндогамными людьми, наследовавшими касты [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Среди людей манде, таких как мандинке, сонинке и другие, люди из касты ньямакала презирались и считались обладателями низкого статуса, в некоторых регионах как Джон (раб) и Волоса (потомки раба). [ 11 ] [ 12 ]
Некоторые ученые, такие как Вон, утверждают, что, хотя Ньямакала были кастами Западной Африки, это не обязательно означает наличие общей и единообразной «кастовой системы», поскольку социальная стратификация в Африке была очень сложной с включением рабов, расы и религиозных элементов. [ 13 ] [ 14 ] Другие считают Ньямакалу частью кастовой системы, признавая при этом наличие региональных различий. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лесли М Александр; Уолтер К. Ракер младший (2010). Энциклопедия афроамериканской истории . АВС-КЛИО. стр. 79–80. ISBN 978-1-85109-774-6 .
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 532. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета (CUP): 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID 162509491 .
- ^ Чарльз Берд; Марта Кендалл; Калилоу Тера (1995). Дэвид К. Конрад и Барбара Э. Франк (ред.). в Западной Африке Статус и идентичность Издательство Университета Индианы. п. 37. ИСБН 978-0253209290 .
- ^ Мамби Сидибе (1959), «Люди касты или ньямакала во Французском Судане». Африканские заметки, том 81 (1959), страницы 13–17.
- ^ Чарльз Берд; Марта Кендалл; Калилоу Тера (1995). Дэвид К. Конрад и Барбара Э. Франк (ред.). Статус и идентичность в Западной Африке: закон Манде Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 29–31. ISBN 978-0253209290 .
- ^ Чарльз Берд; Марта Кендалл; Калилоу Тера (1995). Дэвид К. Конрад и Барбара Э. Франк (ред.). Статус и идентичность в Западной Африке: закон Манде Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 28–29. ISBN 978-0253209290 .
- ^ Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета (CUP): 221–223. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID 162509491 .
- ^ Мелисса Такуэй (2003). Африка наносит ответный удар: альтернативные перспективы франкоязычного африканского кино стран к югу от Сахары . Издательство Университета Индианы. стр. 57 с подписью 25. ISBN. 0-253-34349-6 .
- ^ Кейт Картрайт (2015). Чтение Африки в американской литературе: эпопеи, басни и готические сказки . Университетское издательство Кентукки. п. 9. ISBN 978-0-8131-5833-4 .
- ^ Чарльз Берд; Марта Кендалл; Калилоу Тера (1995). Дэвид К. Конрад и Барбара Э. Франк (ред.). Статус и идентичность в Западной Африке: закон Манде Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 36–38. ISBN 978-0253209290 .
- ^ Маршан, Тревор Х.Дж. (2015). " 'ЭТО". Африка . 85 (2). Издательство Кембриджского университета: 356–364. дои : 10.1017/s0001972015000054 . S2CID 144653484 .
- ^ Дж. Х. Вон (197). «Кастовая система в Западном Судане» . В Артуре Тудене и Леонарде Плотникове (ред.). Социальная стратификация в Африке . Свободная пресса. стр. 59–92 . ISBN 978-0029327807 .
- ^ Маргарита Дюпир (1985), Кочевая каста: историческая справка и эволюция резчиков по дереву фулани, Anthropos, Bd. 80, кв. 1./3 (1985), стр. 85-100.
- ^ Кристофер Л. Миллер (1990). Теории африканцев: франкоязычная литература и антропология в Африке . Издательство Чикагского университета. стр. 78–80. ISBN 978-0-226-52802-1 .
- ^ Евгения В. Герберт (1994). Железо, гендер и власть: ритуалы трансформации в африканских обществах . Издательство Университета Индианы. стр. 177–180. ISBN 0-253-11596-5 .
- ^ Бетвелл А. Огот (1999). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-520-06700-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Дэвид К. Конрад; Барбара Э. Франк (1995). Статус и идентичность в Западной Африке: Ньямакалау из Манде . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-11264-8 .
- Барбара Г. Хоффман (2001). Гриоты на войне: конфликт, примирение и каста в Манде . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-10893-4 .
- Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 .
- Тодд, Дэвид М. (1977). «Каста в Африке?». Африка . 47 (4). Издательство Кембриджского университета: 398–412. дои : 10.2307/1158345 . JSTOR 1158345 . S2CID 144428371 .
- Эрик Чарри (2000). Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-10161-3 .
- Чарльз Г. Пресс (1995). Туареги: синие люди Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-313-6 .