Грис-гри (талисман)
Грис-гри ( / ˈ ɡ r iː ˌ ɡ r iː / , также пишется grigri , а иногда также «грегори» или «геррегери») [1] это Вуду амулет , происходящий из Западной Африки , который, как полагают, защищает владельца от зла или приносит удачу. [2] а в некоторых странах Западной Африки используется как предполагаемый метод контроля над рождаемостью . Он состоит из небольшого тканевого мешочка , на котором обычно написаны стихи предка, и ритуального набора мелких предметов, надеваемых на человека.

Этимология
[ редактировать ]Хотя точное происхождение этого слова неизвестно, некоторые историки прослеживают его происхождение от йоруба джуджу слова , означающего фетиш . [3] Альтернативная теория состоит в том, что это слово происходит от французского jojou, означающего куклу или игрушку. [3] В других научных источниках его приписывают слову мандинго, означающему «магия». [1]
История
[ редактировать ]Гри-гри был заимствован у народа Дагомба и изначально был связан с исламскими традициями. Народ дагомба возглавлял Королевство Дагбон и несколько соседних штатов, которые охватывают современную северную Гану и части соседних стран. Короли Дагбонов были мусульманами с 17 века. [4] [5] Первоначально гри-гри было украшено исламскими писаниями и использовалось для защиты от злых джиннов , злых духов или невезения. Историки того времени отмечали, что их часто носили как неверующие, так и верующие, а также их находили прикрепленными к зданиям. [4]
Распространение
[ редактировать ]Практика использования гри-гри, хотя и зародилась в Западной Африке, пришла в Соединенные Штаты вместе с порабощенными африканцами и была быстро принята практикующими вуду . [6]
Однако вскоре практика изменилась, и считалось, что гри-гри навлекают на свою «жертву» черную магию. Рабы часто использовали гри-гри против своих владельцев, и некоторых из них до сих пор можно увидеть украшающими их гробницы. [6] В этот период также поступали сообщения о том, что рабы резали, топили или иным образом манипулировали гри-гри других людей, чтобы причинить им вред. [7] Хотя на Гаити гри-гри считают хорошим амулетом. [8] и используются как часть широко распространенной религии; В каджунских общинах Луизианы гри-гри считаются символом черной магии и несчастья. [9]
Несмотря на негативный оттенок слова «гри-гри», так называемые врачи «гри-гри» работали в креольских общинах Луизианы на протяжении нескольких столетий и пользовались благосклонностью сообщества. [10] В 1800-х годах в Луизиане слово «гри-гри» использовалось как взаимозаменяемое слово как в значении «заколдовывать» , так и в отношении традиционного амулета. [11]
Дальнейшее использование
[ редактировать ]Гри-гри также используются в Нео- Худу , берущем свое начало в Вуду. В этом контексте гри-гри предназначен для обозначения личности. [12]
Современное использование
[ редактировать ]Согласно опросу 1982 года, гри-гри входили в тройку лучших методов контрацепции, известных женщинам Сенегала . Все три метода были традиционными («воздержание, корни и травы, амулеты [гри-гри»]»). Более 60% женщин сообщили, что знают такие традиционные методы; современные средства контрацепции не были хорошо известны, причем таблетки были самыми известными из них: чуть более 40% женщин сообщили о том, что знают о них. [13] Гри-гри носят широкие слои общества, все «от борцов до солдат и домохозяек, и на нем может быть что угодно: от обезьяны до змеи и мыши». [14]
См. также
[ редактировать ]- Гаитянский Воду
- Луизиана Вуду
- Моджо (афроамериканская культура)
- Худу (народная магия)
- Колдовство
- Аптечка
- Священный сверток
- Омамори
- Волшебника
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Элтон Андерсон, Джеффри (2002). Колдовство в афроамериканском обществе (кандидатская диссертация). Университет Флориды.
- ^ Найт, Ян (1980). АЗ призраков и сверхъестественного . Перцовый Пресс. п. 46. ИСБН 0-560-74509-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Гри-гри». Энциклопедия элементов психического мира . Элемент Харпер. 2006. с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Хэндлофф, Роберт Э. (июнь – сентябрь 1982 г.). «Молитвы, амулеты и обереги: здоровье и социальный контроль». Обзор африканских исследований . 25 (2/3). Ассоциация африканских исследований: 185–194. дои : 10.2307/524216 . JSTOR 524216 . ПМИД 11614145 . S2CID 45641515 .
- ^ Африканские мусульмане в рабстве: реальность, воспоминания и наследие, в «Памятниках Черной Атлантики: история, память и политика», Мария Дидрих, Джоан М. Брэкстон, ред. Гамбург: Лит Верлаг, 2004: с. 83
- ^ Перейти обратно: а б «Народные деятели». Западный фольклор . 7 (4). Фольклорное общество западных штатов: 392. Октябрь 1948 г. doi : 10.2307/1497852 . JSTOR 1497852 .
- ^ Пробный камень, Блейк (осень 1972 г.). «Вуду в Новом Орлеане». История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы . 13 (4). Историческая ассоциация Луизианы: 371–381. JSTOR 4231284 .
- ^ Фомбрун, Одетт Рой, изд. (2009). «История флага независимости Гаити» (PDF) . Публикация монографии и серии переводов Фонда «Наследие флага» № 3. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Секстон, Рокки (октябрь 1992 г.). «Каджунские и креольские лекари: магико-религиозное народное целительство во французской Луизиане». Западный фольклор . 51 (3/4). Фольклорное общество западных штатов: 240–243. дои : 10.2307/1499774 . JSTOR 1499774 .
- ^ Дойч, Леонард; Дэйв Пейтон (весна 1979 г.). «Каджунская культура: Интервью». МЕЛУС . 6 (1). Общество изучения многоэтнической литературы США (MELUS): 86. doi : 10.2307/467522 . JSTOR 467522 .
- ^ Ньюэлл, WW (1889 г.). «Сообщения о поклонении вуду на Гаити и в Луизиане». Журнал американского фольклора . 2 (4). Американское фольклорное общество: 44. doi : 10.2307/533700 . JSTOR 533700 .
- ^ Лок, Хелен (весна 1993 г.). « История человека - его грис-гри»: эстетика Neo-HooDoo Ишмаэля Рида и афроамериканская традиция». Южно-Центральный обзор . 10 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 67–77. дои : 10.2307/3190283 . JSTOR 3190283 .
- ^ Гольдберг, Ховард И.; Фара Г. М'Боджи; Джей С. Фридман (декабрь 1986 г.). «Рождаемость и планирование семьи в одном регионе Сенегала». Международные перспективы планирования семьи . 12 (4). Институт Гутмахера: 119–120. JSTOR 2947982 .
- ^ «Традиционные мистики уходят в Интернет» . Журнал BBC News . Би-би-си. 15 марта 2015 года . Проверено 8 апреля 2024 г.