Jump to content

Грис-гри (талисман)

Западноафриканский туарег гри-гри.

Грис-гри ( / ˈ ɡ r ˌ ɡ r / , также пишется grigri , а иногда также «грегори» или «геррегери») [1] это Вуду амулет , происходящий из Западной Африки , который, как полагают, защищает владельца от зла ​​или приносит удачу. [2] а в некоторых странах Западной Африки используется как предполагаемый метод контроля над рождаемостью . Он состоит из небольшого тканевого мешочка , на котором обычно написаны стихи предка, и ритуального набора мелких предметов, надеваемых на человека.

Содержимое Фула-гри-гри.

Этимология

[ редактировать ]

Хотя точное происхождение этого слова неизвестно, некоторые историки прослеживают его происхождение от йоруба джуджу слова , означающего фетиш . [3] Альтернативная теория состоит в том, что это слово происходит от французского jojou, означающего куклу или игрушку. [3] В других научных источниках его приписывают слову мандинго, означающему «магия». [1]

Гри-гри был заимствован у народа Дагомба и изначально был связан с исламскими традициями. Народ дагомба возглавлял Королевство Дагбон и несколько соседних штатов, которые охватывают современную северную Гану и части соседних стран. Короли Дагбонов были мусульманами с 17 века. [4] [5] Первоначально гри-гри было украшено исламскими писаниями и использовалось для защиты от злых джиннов , злых духов или невезения. Историки того времени отмечали, что их часто носили как неверующие, так и верующие, а также их находили прикрепленными к зданиям. [4]

Распространение

[ редактировать ]

Практика использования гри-гри, хотя и зародилась в Западной Африке, пришла в Соединенные Штаты вместе с порабощенными африканцами и была быстро принята практикующими вуду . [6]

Однако вскоре практика изменилась, и считалось, что гри-гри навлекают на свою «жертву» черную магию. Рабы часто использовали гри-гри против своих владельцев, и некоторых из них до сих пор можно увидеть украшающими их гробницы. [6] В этот период также поступали сообщения о том, что рабы резали, топили или иным образом манипулировали гри-гри других людей, чтобы причинить им вред. [7] Хотя на Гаити гри-гри считают хорошим амулетом. [8] и используются как часть широко распространенной религии; В каджунских общинах Луизианы гри-гри считаются символом черной магии и несчастья. [9]

Несмотря на негативный оттенок слова «гри-гри», так называемые врачи «гри-гри» работали в креольских общинах Луизианы на протяжении нескольких столетий и пользовались благосклонностью сообщества. [10] В 1800-х годах в Луизиане слово «гри-гри» использовалось как взаимозаменяемое слово как в значении «заколдовывать» , так и в отношении традиционного амулета. [11]

Дальнейшее использование

[ редактировать ]

Гри-гри также используются в Нео- Худу , берущем свое начало в Вуду. В этом контексте гри-гри предназначен для обозначения личности. [12]

Современное использование

[ редактировать ]

Согласно опросу 1982 года, гри-гри входили в тройку лучших методов контрацепции, известных женщинам Сенегала . Все три метода были традиционными («воздержание, корни и травы, амулеты [гри-гри»]»). Более 60% женщин сообщили, что знают такие традиционные методы; современные средства контрацепции не были хорошо известны, причем таблетки были самыми известными из них: чуть более 40% женщин сообщили о том, что знают о них. [13] Гри-гри носят широкие слои общества, все «от борцов до солдат и домохозяек, и на нем может быть что угодно: от обезьяны до змеи и мыши». [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Элтон Андерсон, Джеффри (2002). Колдовство в афроамериканском обществе (кандидатская диссертация). Университет Флориды.
  2. ^ Найт, Ян (1980). АЗ призраков и сверхъестественного . Перцовый Пресс. п. 46. ​​ИСБН  0-560-74509-5 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Гри-гри». Энциклопедия элементов психического мира . Элемент Харпер. 2006. с. 265.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хэндлофф, Роберт Э. (июнь – сентябрь 1982 г.). «Молитвы, амулеты и обереги: здоровье и социальный контроль». Обзор африканских исследований . 25 (2/3). Ассоциация африканских исследований: 185–194. дои : 10.2307/524216 . JSTOR   524216 . ПМИД   11614145 . S2CID   45641515 .
  5. ^ Африканские мусульмане в рабстве: реальность, воспоминания и наследие, в «Памятниках Черной Атлантики: история, память и политика», Мария Дидрих, Джоан М. Брэкстон, ред. Гамбург: Лит Верлаг, 2004: с. 83
  6. ^ Перейти обратно: а б «Народные деятели». Западный фольклор . 7 (4). Фольклорное общество западных штатов: 392. Октябрь 1948 г. doi : 10.2307/1497852 . JSTOR   1497852 .
  7. ^ Пробный камень, Блейк (осень 1972 г.). «Вуду в Новом Орлеане». История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы . 13 (4). Историческая ассоциация Луизианы: 371–381. JSTOR   4231284 .
  8. ^ Фомбрун, Одетт Рой, изд. (2009). «История флага независимости Гаити» (PDF) . Публикация монографии и серии переводов Фонда «Наследие флага» № 3. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
  9. ^ Секстон, Рокки (октябрь 1992 г.). «Каджунские и креольские лекари: магико-религиозное народное целительство во французской Луизиане». Западный фольклор . 51 (3/4). Фольклорное общество западных штатов: 240–243. дои : 10.2307/1499774 . JSTOR   1499774 .
  10. ^ Дойч, Леонард; Дэйв Пейтон (весна 1979 г.). «Каджунская культура: Интервью». МЕЛУС . 6 (1). Общество изучения многоэтнической литературы США (MELUS): 86. doi : 10.2307/467522 . JSTOR   467522 .
  11. ^ Ньюэлл, WW (1889 г.). «Сообщения о поклонении вуду на Гаити и в Луизиане». Журнал американского фольклора . 2 (4). Американское фольклорное общество: 44. doi : 10.2307/533700 . JSTOR   533700 .
  12. ^ Лок, Хелен (весна 1993 г.). « История человека - его грис-гри»: эстетика Neo-HooDoo Ишмаэля Рида и афроамериканская традиция». Южно-Центральный обзор . 10 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 67–77. дои : 10.2307/3190283 . JSTOR   3190283 .
  13. ^ Гольдберг, Ховард И.; Фара Г. М'Боджи; Джей С. Фридман (декабрь 1986 г.). «Рождаемость и планирование семьи в одном регионе Сенегала». Международные перспективы планирования семьи . 12 (4). Институт Гутмахера: 119–120. JSTOR   2947982 .
  14. ^ «Традиционные мистики уходят в Интернет» . Журнал BBC News . Би-би-си. 15 марта 2015 года . Проверено 8 апреля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83e671cc756931816f0cc1b0e70bf276__1717156200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/76/83e671cc756931816f0cc1b0e70bf276.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gris-gris (talisman) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)