Jump to content

Кельтский крест

Символ кельтского креста

Кельтский крест — это форма христианского креста с нимбом или кольцом, появившаяся в Ирландии, Франции и Великобритании в раннем средневековье . Тип креста с кольцом каменных , он получил широкое распространение благодаря использованию его в высоких крестах, воздвигнутых на островах, особенно в регионах, евангелизированных ирландскими миссионерами , с IX по XII века.

являющийся основным продуктом островного искусства Кельтский крест, , по сути представляет собой латинский крест с нимбом, окружающим пересечение плеч и стебля. Ученые спорят о его точном происхождении, но он связан с более ранними крестами с кольцами. Форма приобрела новую популярность во время Кельтского возрождения 19 века; название «Кельтский крест» — это условность, датируемая тем временем. Форма, обычно украшенная переплетением и другими мотивами островного искусства, стала популярной для погребальных памятников и других целей и осталась таковой, распространившись далеко за пределы Ирландии.

Ранняя история [ править ]

Ранние формы: крестовая плита, Сент-Мадоэс, Пертшир , Шотландия.
Ранние формы: каменный столб, Ораторий Галларус , графство Керри , Ирландия.

Кресты с кольцами, похожие на более старые континентальные формы, появились в Ирландии и Шотландии в резных каменных плитах и ​​таких артефактах, как чаша Арда . Однако наибольшую популярность эта форма достигла благодаря использованию в монументальных каменных высоких крестах , отличительной и широко распространенной форме островного искусства . [1] Эти памятники, впервые появившиеся в девятом веке, обычно (хотя и не всегда) имеют форму кольцевидного креста на ступенчатом или пирамидальном основании. [2] Форма имеет очевидные конструктивные преимущества, уменьшая длину неподдерживаемых боковых орудий. [3] Существует ряд теорий относительно его происхождения в Ирландии и Великобритании. Некоторые ученые считают кольцо пережитком более ранних деревянных крестов, которым, возможно, требовались стойки для поддержки перекладины. Другие считают, что это происходит от местного искусства бронзового века с изображением колеса или диска вокруг головы или от ранних коптских крестов , основанных на анк . Однако Майкл В. Херрен, Ширли Энн Браун и другие полагают, что это происходит от более ранних крестов с кольцами в христианском искусстве . Кресты с кольцом, изображающим небесную сферу, возникли из сочинений отцов церкви . «Космологический крест» — важный мотив в Целия Седулия поэме «Кармен Паскаль» , известной в Ирландии к седьмому веку. [4]

Непонятно, где возникли первые высокие кресты. Первые примеры датируются примерно девятым веком и встречаются в двух группах: в Эхенни в Ирландии и в Ионе , ирландском монастыре у шотландского побережья. Группа Эхенни вообще более ранняя. Однако возможно, что Крест Святого Иоанна на Ионе был первым высоким крестом; Влияние Ионы как центра паломничества, возможно, привело к тому, что этот крест вдохновил группу Ахенни, а также другие кресты с кольцами на пиктских камнях . [3]

На различных крестах имеются надписи огамом , раннесредневековым ирландским алфавитом. Стоящие кресты в Ирландии и регионах, находящихся под ирландским влиянием, как правило, короче и массивнее, чем их англосаксонские эквиваленты, которые по большей части утратили свои головные уборы. крест Ирландские примеры с головой в форме креста включают Келлский , Высокий крест Ардбо , кресты в Монастербойсе , Крест Священного Писания, Клонмакнойз, а также кресты в Шотландии в Ионе и Килдалтонский крест , которые, возможно, являются самыми ранними из сохранившихся в хорошем состоянии. состояние. Сохранившиеся отдельно стоящие кресты находятся в Корнуолле , в том числе Святого Пирана крест в Перранпорте и Уэльсе. [5] [ нужна страница ] Другие каменные кресты встречаются в бывшей Нортумбрии и Шотландии, а также южнее в Англии, где они сливаются с аналогичной англосаксонской традицией изготовления крестов, с крестом Рутвелла например, . Большинство экземпляров в Британии было уничтожено во время протестантской Реформации . Примерно к 1200 году нашей эры первая волна строительства крестов в Ирландии подошла к концу.

Популярная легенда в Ирландии гласит, что христианский крест был введен Святым Патриком или, возможно, Святым Деклана , хотя примеров из этого раннего периода нет. Часто утверждалось, что Патрик объединил символ христианства с солнечным крестом , чтобы дать последователям-язычникам представление о важности креста. Связав это с идеей о животворящих свойствах Солнца, эти две идеи привлекли язычников. Другие интерпретации утверждают, что размещение креста на вершине круга символизирует превосходство Христа над языческим солнцем.

Известные высокие кресты кельтской формы в Ирландии:

Известные высокие кресты кельтской формы в Шотландии.
Известные кельтские кресты в Индии

Новое время [ править ]

Кельтское возрождение [ править ]

Кельтское возрождение середины 19 века привело к более широкому использованию и созданию кельтских крестов в Ирландии. В 1853 году слепки нескольких исторических высоких крестов были выставлены на Дублинской промышленной выставке. В 1857 году Генри О'Нил опубликовал «Иллюстрации самых интересных скульптурных крестов Древней Ирландии» . Эти два события стимулировали интерес к кельтскому кресту как символу возрождения наследия Ирландии.

Новые версии высокого креста были разработаны для модных кладбищенских памятников в викторианском Дублине в 1860-х годах. Из Дублина пробуждение распространилось на остальную часть страны и за ее пределы. Со времен Кельтского Возрождения крест с кольцами стал эмблемой кельтской идентичности в дополнение к своей более традиционной религиозной символике. [6]

Современный интерес к символу возрос благодаря Александру и Юфимии Ричи . Они работали на острове Иона в Шотландии с 1899 по 1940 год и популяризировали использование кельтского креста в ювелирных изделиях. [7] Использование кельтского креста в моде популярно и сегодня.

С момента своего возрождения в 1850-х годах кельтский крест широко использовался в качестве надгробий, в отличие от средневекового использования, когда этот символ обычно использовался для обозначения общественного памятника. Кельтский крест теперь появляется в различных розничных товарах. И Гэльская спортивная ассоциация , и национальная сборная Северной Ирландии по футболу использовали версии кельтского креста в своих логотипах и рекламе. Церковь в Уэльсе с 1954 года использует флаг с кельтским крестом в центре.

Заснеженный кельтский крест в пресвитерианском мемориальном саду

Кельтский крест часто используется для обозначения пресвитерианства , в том числе Министерством по делам ветеранов США .

Символика сторонников белой превосходства расы

Белый националистический кельтский крест

Версия кельтского креста используется в качестве символа сторонниками превосходства белой расы . [8] Он использовался нацистами в Норвегии в 1930-х и 1940-х годах, а в последнее время его использовали неонацисты , клановцы и другие группы сторонников превосходства белой расы. В целом сторонники превосходства белой расы используют версию символа с квадратным крестом вместо традиционного вытянутого креста. Этот символ является частью логотипа Stormfront . [9]

Предполагается, что принятие символа в контексте правой политики связано с деятельностью священника-иезуита Поля Донкёра [ фр ] , видного деятеля межвоенного скаутского движения во Франции. [10] [11] В 1924 году победа антиклерикального Картеля де Гош на всеобщих выборах вызвала мобилизацию правых сил, при этом Донкёр сыграл важную роль в формировании Национальной католической федерации. [12] и Лига DRAC [ fr ] . [13] В том же году, под впечатлением от Quickborn [ de ] , католической организации в рамках Немецкого молодежного движения , он основал ее местный аналог — Cadets. [14] [15] Донкёр, вдохновленный Г. К. Честертона романом «Бал и крест» , решил, что символ движения, croix cadet , должен состоять из круга, олицетворяющего материальный мир, поддерживаемого пересекающим его квадратным христианским крестом. [16] [17] [18]

После падения Франции опиралось правительство Виши на уже существовавшие организации для реализации своей молодежной политики в соответствии с принципами Национальной революции . В этой сфере доминировали католические скаутские движения, лидеры которых возглавили Генеральный секретариат по делам молодежи. [10] [19] [20] [21] [22] В 1941 году символ Донкёра, теперь называемый croix celtique , был принят в качестве эмблемы кадетов Легиона в Алжире , молодёжного движения в рамках Французского легиона боевых действий . [11] [23] ветеранская организация, которую, как надеялось правительство, можно было преобразовать, чтобы она функционировала как единая партия государства. [20] [24] Затем он использовался в качестве знака отличия Equipes nationales, молодежного учреждения гражданской службы , основанного в 1942 году. [11] [14] [19] После войны Пьер Сидос присвоил этот символ эмблеме крайне правого движения Jeune Nation , основанного им в 1949 году. [25]

Использование длинного и короткого кельтского креста сторонниками превосходства белой расы представляет лишь небольшую часть использования этого символа. [9] Символ в обеих формах используется неэкстремистами в таких контекстах, как христианство, неоязычество, [8] и ирландский патриотизм. Подавляющее большинство случаев использования кельтского креста не связано со сторонниками превосходства белой расы. [9]

Юникод [ править ]

В Юникоде кельтский крест представлен кодовой точкой U+1F548 🕈 КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Херрен и Браун 2002 , стр. 193–195.
  2. ^ Херрен и Браун 2002 , с. 199.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вернер, Мартин (1990). «О происхождении формы ирландского Высокого креста». Геста . 29 (1): 98–110. дои : 10.2307/767104 . JSTOR   767104 . S2CID   192024681 .
  4. ^ Херрен и Браун 2002 , стр. 199–200.
  5. ^ Лэнгдон, Артур Г. (1896). Старые корнуоллские кресты . Дж. Поллард. OCLC   1008359745 .
  6. Стивен Уокер, «Кресты кельтского возрождения». Архивировано 1 октября 2016 г. на Wayback Machine , веб-сайт Celtic Arts, по состоянию на 22 ноября 2008 г.
  7. ^ «Краткая история Ричи» , веб-сайт Александра Ричи, по состоянию на 20 ноября 208 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Взгляд на расистские символы и татуировки скинхедов» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Проверено 31 мая 2020 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Кельтский крест» . Антидиффамационная лига . Проверено 31 мая 2020 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеллман, Джон (1993). Рыцари-монахи Виши, Франция: Урьяж, 1940-1945 . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN  978-0-7735-0973-3 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бузар, Тьерри (2006). Кельтский крест (на французском языке). Пардес. ISBN  978-2-86714-380-9 .
  12. ^ Лонг, Кэтлин Перри (25 марта 2006 г.). Религиозные различия во Франции: прошлое и настоящее . Пенн Стейт Пресс. ISBN  978-0-271-09083-2 .
  13. ^ Колон, Дэвид (2008). «Иезуиты и католическая молодежь во Франции между войнами» . Histoire@Politique: Revue du Centre d'histoire de Sciences Po (на французском языке). 4 (4): 7. дои : 10.3917/hp.004.0007 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланейри, Филипп (1985). Скауты Франции: эволюция движения от истоков до 1980-х годов (на французском языке). Издания дю Серф. ISBN  978-2-204-02318-4 .
  15. ^ Эйвон, Доминик (1997). «Паломничество в Пюи, 12-15 августа 1942 года» . Обзор истории Французской церкви . 83 (211): 395–434. дои : 10.3406/rhef.1997.1288 .
  16. ^ Донкер, Поль (1924). Кадеты . Париж: Католическое искусство.
  17. ^ Эйвон, Доминик (2001). Поль Донкер, sj (1880-1961): крестоносец века (на французском языке). Les Editions du Cerf. ISBN  978-2-204-06562-7 .
  18. ^ Эйвон, Доминик (1998). «Пеги, магистр отца Донкера и его кадетов» . Дружба Шарль Пеги . Поэтические и мистические прочтения произведений Пеги (84): 211–228.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джолитто, Пьер (1991). История молодежи под Виши . Пэрис: Перрен. ISBN  978-2-262-00800-0 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, Джулиан (2001). Франция: Темные годы, 1940-1944 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198207061 .
  21. ^ Раффин, Энн (2005). Мобилизация молодежи в Вишистском Индокитае и ее наследие, 1940–1970 гг . Лексингтонские книги. ISBN  978-0-7391-1146-8 .
  22. ^ Лакерштейн, Дебби (2007). Национальное возрождение в вишистской Франции: призывы к обновлению и сирены упадка (докторская диссертация).
  23. ^ Кадет и кадеты Легиона: молодежное движение гражданских и социальных действий / Jeunesse légionaire d'Algérie (на французском языке). Французский легион бойцов провинциального союза (Алжир).
  24. ^ Кантье, Жак (2002). Алжир при режиме Виши (на французском языке). Одиль Джейкоб. ISBN  9782738110572 .
  25. ^ «Антретьен: Пьер Сидос» . Ревю Шарля (на французском языке). 12 апреля 2013 года . Проверено 4 сентября 2023 г.

Библиография [ править ]

  • Херрен, Майкл В.; Браун, Ширли Энн (2002). Христос в кельтском христианстве: Британия и Ирландия с пятого по десятый век . Бойделл Пресс. ISBN  978-0-85115-889-1 .
  • Х. Ричардсон: Знакомство с ирландскими высокими крестами. 1990, ISBN   0-85342-941-3 .
  • Дж. Ромилли Аллен : Раннехристианский символизм в Великобритании и Ирландии до тринадцатого века. Уайтинг, Лондон, 1887. Neuauflage как Высокие кресты Ирландии. Фелинфах: Лланерх 1992, ISBN   0-7661-9262-8 .
  • Питер Харбисон : Высокие кресты Ирландии. Хабельт, Бонн, 3 Баэнде, 1991 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20c7a7417047dcd46090e5f58e2c0edc__1719066480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/dc/20c7a7417047dcd46090e5f58e2c0edc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celtic cross - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)