Кельтский крест

Кельтский крест — это форма христианского креста с нимбом или кольцом, появившаяся в Ирландии, Франции и Великобритании в раннем средневековье . Тип креста с кольцом каменных , он получил широкое распространение благодаря использованию его в высоких крестах, воздвигнутых на островах, особенно в регионах, евангелизированных ирландскими миссионерами , с IX по XII века.
являющийся основным продуктом островного искусства Кельтский крест, , по сути представляет собой латинский крест с нимбом, окружающим пересечение плеч и стебля. Ученые спорят о его точном происхождении, но он связан с более ранними крестами с кольцами. Форма приобрела новую популярность во время Кельтского возрождения 19 века; название «Кельтский крест» — это условность, датируемая тем временем. Форма, обычно украшенная переплетением и другими мотивами островного искусства, стала популярной для погребальных памятников и других целей и осталась таковой, распространившись далеко за пределы Ирландии.
- Кельтский крест из Лугассона , Франция.
- Ранние кресты в Клонмакнойзе , Ирландия.
- Военный мемориал Кингсвуда в Суррее , Англия
- в Высокий крест Монастербойсе , Ирландия.
- Современный кельтский крест военного памятника в Лимбург-Диткирхене , Германия
- Современный кельтский крест на кладбище Пер-Лашез в Париже
Ранняя история [ править ]

Кресты с кольцами, похожие на более старые континентальные формы, появились в Ирландии и Шотландии в резных каменных плитах и таких артефактах, как чаша Арда . Однако наибольшую популярность эта форма достигла благодаря использованию в монументальных каменных высоких крестах , отличительной и широко распространенной форме островного искусства . [1] Эти памятники, впервые появившиеся в девятом веке, обычно (хотя и не всегда) имеют форму кольцевидного креста на ступенчатом или пирамидальном основании. [2] Форма имеет очевидные конструктивные преимущества, уменьшая длину неподдерживаемых боковых орудий. [3] Существует ряд теорий относительно его происхождения в Ирландии и Великобритании. Некоторые ученые считают кольцо пережитком более ранних деревянных крестов, которым, возможно, требовались стойки для поддержки перекладины. Другие считают, что это происходит от местного искусства бронзового века с изображением колеса или диска вокруг головы или от ранних коптских крестов , основанных на анк . Однако Майкл В. Херрен, Ширли Энн Браун и другие полагают, что это происходит от более ранних крестов с кольцами в христианском искусстве . Кресты с кольцом, изображающим небесную сферу, возникли из сочинений отцов церкви . «Космологический крест» — важный мотив в Целия Седулия поэме «Кармен Паскаль» , известной в Ирландии к седьмому веку. [4]
Непонятно, где возникли первые высокие кресты. Первые примеры датируются примерно девятым веком и встречаются в двух группах: в Эхенни в Ирландии и в Ионе , ирландском монастыре у шотландского побережья. Группа Эхенни вообще более ранняя. Однако возможно, что Крест Святого Иоанна на Ионе был первым высоким крестом; Влияние Ионы как центра паломничества, возможно, привело к тому, что этот крест вдохновил группу Ахенни, а также другие кресты с кольцами на пиктских камнях . [3]
На различных крестах имеются надписи огамом , раннесредневековым ирландским алфавитом. Стоящие кресты в Ирландии и регионах, находящихся под ирландским влиянием, как правило, короче и массивнее, чем их англосаксонские эквиваленты, которые по большей части утратили свои головные уборы. крест Ирландские примеры с головой в форме креста включают Келлский , Высокий крест Ардбо , кресты в Монастербойсе , Крест Священного Писания, Клонмакнойз, а также кресты в Шотландии в Ионе и Килдалтонский крест , которые, возможно, являются самыми ранними из сохранившихся в хорошем состоянии. состояние. Сохранившиеся отдельно стоящие кресты находятся в Корнуолле , в том числе Святого Пирана крест в Перранпорте и Уэльсе. [5] [ нужна страница ] Другие каменные кресты встречаются в бывшей Нортумбрии и Шотландии, а также южнее в Англии, где они сливаются с аналогичной англосаксонской традицией изготовления крестов, с крестом Рутвелла например, . Большинство экземпляров в Британии было уничтожено во время протестантской Реформации . Примерно к 1200 году нашей эры первая волна строительства крестов в Ирландии подошла к концу.
Популярная легенда в Ирландии гласит, что христианский крест был введен Святым Патриком или, возможно, Святым Деклана , хотя примеров из этого раннего периода нет. Часто утверждалось, что Патрик объединил символ христианства с солнечным крестом , чтобы дать последователям-язычникам представление о важности креста. Связав это с идеей о животворящих свойствах Солнца, эти две идеи привлекли язычников. Другие интерпретации утверждают, что размещение креста на вершине круга символизирует превосходство Христа над языческим солнцем.
Известные высокие кресты кельтской формы в Ирландии:
- Ээнни , графство Типперэри
- Округ Ардбо, Тайрон
- Карндона , графство Донегол
- Драмклифф , графство Слайго
- Монастырь Дайсерт О'Ди , графство Клэр
- Округ Глендалох Уиклоу Сент-Кевинс-Кросс
- Килламери , графство Килкенни
- Клостер Фахан Фахан , графство Донегол
- Монастербойс , графство Лаут
- Клонмакнойс Крест Священного Писания, графство Оффали
- Клонмакнойс Норт Кросс, графство Оффали
- Клонмакнойс Саут-Кросс, графство Оффали
- Келлс, графство Мит
- Мун , графство Килдэр
- Известные высокие кресты кельтской формы в Шотландии.
- Кэмпбелтаун Кросс
- Иона Эбби Кроссс
- Инчбраох Крест
- Килдалтон Кросс
- Резня памятника Гленко
- Мейгле 1 Кросс
- Крест Святого Мартина в аббатстве Иона
- Крест Кирка Святого Гордиана
- Крест старой приходской церкви Гована
- Кого, Аберфелди
- Известные кельтские кресты в Индии
- Мемориальная церковь Матер , Керала, Индия
Новое время [ править ]
Кельтское возрождение [ править ]
Кельтское возрождение середины 19 века привело к более широкому использованию и созданию кельтских крестов в Ирландии. В 1853 году слепки нескольких исторических высоких крестов были выставлены на Дублинской промышленной выставке. В 1857 году Генри О'Нил опубликовал «Иллюстрации самых интересных скульптурных крестов Древней Ирландии» . Эти два события стимулировали интерес к кельтскому кресту как символу возрождения наследия Ирландии.
Новые версии высокого креста были разработаны для модных кладбищенских памятников в викторианском Дублине в 1860-х годах. Из Дублина пробуждение распространилось на остальную часть страны и за ее пределы. Со времен Кельтского Возрождения крест с кольцами стал эмблемой кельтской идентичности в дополнение к своей более традиционной религиозной символике. [6]
Современный интерес к символу возрос благодаря Александру и Юфимии Ричи . Они работали на острове Иона в Шотландии с 1899 по 1940 год и популяризировали использование кельтского креста в ювелирных изделиях. [7] Использование кельтского креста в моде популярно и сегодня.
- Орнаментальный кельтский крест с кельтскими узлами
- Декоративный кельтский крест с трикветрами.
- Оригинальный герб Ирландской футбольной ассоциации
- Флаг церкви в Уэльсе
- Флаг острова Скай
С момента своего возрождения в 1850-х годах кельтский крест широко использовался в качестве надгробий, в отличие от средневекового использования, когда этот символ обычно использовался для обозначения общественного памятника. Кельтский крест теперь появляется в различных розничных товарах. И Гэльская спортивная ассоциация , и национальная сборная Северной Ирландии по футболу использовали версии кельтского креста в своих логотипах и рекламе. Церковь в Уэльсе с 1954 года использует флаг с кельтским крестом в центре.

Кельтский крест часто используется для обозначения пресвитерианства , в том числе Министерством по делам ветеранов США .
Символика сторонников белой превосходства расы

Версия кельтского креста используется в качестве символа сторонниками превосходства белой расы . [8] Он использовался нацистами в Норвегии в 1930-х и 1940-х годах, а в последнее время его использовали неонацисты , клановцы и другие группы сторонников превосходства белой расы. В целом сторонники превосходства белой расы используют версию символа с квадратным крестом вместо традиционного вытянутого креста. Этот символ является частью логотипа Stormfront . [9]
Предполагается, что принятие символа в контексте правой политики связано с деятельностью священника-иезуита Поля Донкёра , видного деятеля межвоенного скаутского движения во Франции. [10] [11] В 1924 году победа антиклерикального Картеля де Гош на всеобщих выборах вызвала мобилизацию правых сил, при этом Донкёр сыграл важную роль в формировании Национальной католической федерации. [12] и Лига DRAC . [13] В том же году, под впечатлением от Quickborn , католической организации в рамках Немецкого молодежного движения , он основал ее местный аналог — Cadets. [14] [15] Донкёр, вдохновленный Г. К. Честертона романом «Бал и крест» , решил, что символ движения, croix cadet , должен состоять из круга, олицетворяющего материальный мир, поддерживаемого пересекающим его квадратным христианским крестом. [16] [17] [18]
После падения Франции опиралось правительство Виши на уже существовавшие организации для реализации своей молодежной политики в соответствии с принципами Национальной революции . В этой сфере доминировали католические скаутские движения, лидеры которых возглавили Генеральный секретариат по делам молодежи. [10] [19] [20] [21] [22] В 1941 году символ Донкёра, теперь называемый croix celtique , был принят в качестве эмблемы кадетов Легиона в Алжире , молодёжного движения в рамках Французского легиона боевых действий . [11] [23] ветеранская организация, которую, как надеялось правительство, можно было преобразовать, чтобы она функционировала как единая партия государства. [20] [24] Затем он использовался в качестве знака отличия Equipes nationales, молодежного учреждения гражданской службы , основанного в 1942 году. [11] [14] [19] После войны Пьер Сидос присвоил этот символ эмблеме крайне правого движения Jeune Nation , основанного им в 1949 году. [25]
Использование длинного и короткого кельтского креста сторонниками превосходства белой расы представляет лишь небольшую часть использования этого символа. [9] Символ в обеих формах используется неэкстремистами в таких контекстах, как христианство, неоязычество, [8] и ирландский патриотизм. Подавляющее большинство случаев использования кельтского креста не связано со сторонниками превосходства белой расы. [9]
- Флаг кельтского креста, используемый сторонниками превосходства белой расы.
- Неонацистский кельтский крестовый флаг
- Символ White Pride World Wide, логотип Stormfront
- Национал-анархистская звезда
Юникод [ править ]
В Юникоде кельтский крест представлен кодовой точкой U+1F548 🕈 КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ .
См. также [ править ]
- Армянский знак вечности – древний армянский национальный символ.
- Базальтовый крест - тип христианского каменного креста, найденный в Германии.
- Грузинский знак вечности – грузинский символ Солнца.
- Варианты христианского креста - вариации религиозного символа в христианской истории.
- Крест примирения - Каменный крест, установленный на месте убийства или несчастного случая.
- Коптский крест - Крест, связанный с коптскими христианами.
- Раздвоенный крест – Y-образные перекрестные
- Высокий крест - отдельно стоящий христианский крест из камня, часто богато украшенный.
- Ирминсул - священный столбообразный объект в саксонском язычестве.
- Мальтийский крест – Геральдический крест
- Майский шест - высокий деревянный шест, воздвигаемый в рамках различных европейских фольклорных фестивалей.
- Каменный рисунок – богато украшенная каменная плита из древней Северной Европы.
- Крест с кольцами - Крест, заключенный в кольцо или нимб.
- Руд — страницы распятия
- Крестовой вал
- Солнечный символ - Символ, обозначающий Солнце.
- Каменный крест - тип христианского памятника, найденный в Центральной Европе.
- Каменные кресты в Корнуолле
- Солнечный крест - круг, содержащий четыре или более спиц.
- Свастика – транскультурный религиозный символ.
Ссылки [ править ]
- ^ Херрен и Браун 2002 , стр. 193–195.
- ^ Херрен и Браун 2002 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вернер, Мартин (1990). «О происхождении формы ирландского Высокого креста». Геста . 29 (1): 98–110. дои : 10.2307/767104 . JSTOR 767104 . S2CID 192024681 .
- ^ Херрен и Браун 2002 , стр. 199–200.
- ^ Лэнгдон, Артур Г. (1896). Старые корнуоллские кресты . Дж. Поллард. OCLC 1008359745 .
- ↑ Стивен Уокер, «Кресты кельтского возрождения». Архивировано 1 октября 2016 г. на Wayback Machine , веб-сайт Celtic Arts, по состоянию на 22 ноября 2008 г.
- ^ «Краткая история Ричи» , веб-сайт Александра Ричи, по состоянию на 20 ноября 208 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Взгляд на расистские символы и татуировки скинхедов» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Кельтский крест» . Антидиффамационная лига . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеллман, Джон (1993). Рыцари-монахи Виши, Франция: Урьяж, 1940-1945 . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 978-0-7735-0973-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бузар, Тьерри (2006). Кельтский крест (на французском языке). Пардес. ISBN 978-2-86714-380-9 .
- ^ Лонг, Кэтлин Перри (25 марта 2006 г.). Религиозные различия во Франции: прошлое и настоящее . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-09083-2 .
- ^ Колон, Дэвид (2008). «Иезуиты и католическая молодежь во Франции между войнами» . Histoire@Politique: Revue du Centre d'histoire de Sciences Po (на французском языке). 4 (4): 7. дои : 10.3917/hp.004.0007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ланейри, Филипп (1985). Скауты Франции: эволюция движения от истоков до 1980-х годов (на французском языке). Издания дю Серф. ISBN 978-2-204-02318-4 .
- ^ Эйвон, Доминик (1997). «Паломничество в Пюи, 12-15 августа 1942 года» . Обзор истории Французской церкви . 83 (211): 395–434. дои : 10.3406/rhef.1997.1288 .
- ^ Донкер, Поль (1924). Кадеты . Париж: Католическое искусство.
- ^ Эйвон, Доминик (2001). Поль Донкер, sj (1880-1961): крестоносец века (на французском языке). Les Editions du Cerf. ISBN 978-2-204-06562-7 .
- ^ Эйвон, Доминик (1998). «Пеги, магистр отца Донкера и его кадетов» . Дружба Шарль Пеги . Поэтические и мистические прочтения произведений Пеги (84): 211–228.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джолитто, Пьер (1991). История молодежи под Виши . Пэрис: Перрен. ISBN 978-2-262-00800-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, Джулиан (2001). Франция: Темные годы, 1940-1944 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198207061 .
- ^ Раффин, Энн (2005). Мобилизация молодежи в Вишистском Индокитае и ее наследие, 1940–1970 гг . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-1146-8 .
- ^ Лакерштейн, Дебби (2007). Национальное возрождение в вишистской Франции: призывы к обновлению и сирены упадка (докторская диссертация).
- ^ Кадет и кадеты Легиона: молодежное движение гражданских и социальных действий / Jeunesse légionaire d'Algérie (на французском языке). Французский легион бойцов провинциального союза (Алжир).
- ^ Кантье, Жак (2002). Алжир при режиме Виши (на французском языке). Одиль Джейкоб. ISBN 9782738110572 .
- ^ «Антретьен: Пьер Сидос» . Ревю Шарля (на французском языке). 12 апреля 2013 года . Проверено 4 сентября 2023 г.
Библиография [ править ]
- Херрен, Майкл В.; Браун, Ширли Энн (2002). Христос в кельтском христианстве: Британия и Ирландия с пятого по десятый век . Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-889-1 .
- Х. Ричардсон: Знакомство с ирландскими высокими крестами. 1990, ISBN 0-85342-941-3 .
- Дж. Ромилли Аллен : Раннехристианский символизм в Великобритании и Ирландии до тринадцатого века. Уайтинг, Лондон, 1887. Neuauflage как Высокие кресты Ирландии. Фелинфах: Лланерх 1992, ISBN 0-7661-9262-8 .
- Питер Харбисон : Высокие кресты Ирландии. Хабельт, Бонн, 3 Баэнде, 1991 г.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с кельтскими крестами , на Викискладе?
- Дэвид Димблби. «Эпоха завоеваний» . Семь веков Британии . 29:16 минута. BBC 1.