Каролингский крест
Каролингский крест — это всего лишь один из вариантов обширного исторического образа христианских символических изображений Распятия Иисуса , восходящих, по крайней мере, к девятому веку. [1] Все кресты и христианские символы имеют внутреннее значение, возникающее из множества источников и отличительных особенностей, которые отличают их от других религий. [2] Как с точки зрения дизайна, так и с богословской точки зрения, Каролингский крест представляет собой смесь христианских и дохристианских концепций, построенных на протяжении долгой истории культурной адаптации, религиозной иконографии, литургических практик и богословских предпосылок. Немецкий графический дизайнер Рудольф Кох в 1932 году опубликовал сборник из 158 пластин с рисунками христианских символов .Под заголовком «Крест» сюда входят двенадцать рисунков вариантов христианского креста . Один из них, «Каролингский крест» ( Karolingisches Kreuz ), представляет собой крест из четырех трикветр . [3]
Каролингский крест Фульды | |
---|---|
![]() Рудольф Кох 1932 г. | |
Информация | |
Семья | Каролинги |
Область | Франция |
Художественное зарождение
[ редактировать ]
Что отличает Каролингский крест от других символических изображений креста, так это то, что его конструкция состоит из четырех трикветр, повернутых в форме креста. Использование трикетры для формирования символа креста является одновременно представлением христианских богословских концепций Святой Троицы, смешанных с дохристианскими или языческими идеями о древе жизни. [4] Самым известным из языческих «деревьев жизни» был Иггдрасиль, который стоял как центр мира между небом и землей. [5] Иггдрасиль для скандинавских народов принес вдохновение и знания всем, кто в него верил. [6] и станет главным мотивирующим символом связи между Христом и религиозной трансформацией язычников. [7] Таким образом, Каролингский крест служит двум концептуальным целям. В христианстве символ трикетра представляет собой абстрактную вариацию самого креста, символизирующего Святую Троицу, и образа креста как символического изображения жертвы Христа. [8] Вне христианства, символ трикетра встречается не только в древних кельтских системах религиозной мысли, но также в системах скандинавских викингов и многих других германских племен во франкском регионе. Разнообразное историческое использование трикетры использовалось в скандинавских резных рунах, скандинавских, германских и римских монетах, а также было обнаружено в христианских иллюминированных рукописях и произведениях искусства в стиле кельтских узлов . [9] Таким образом, Каролингский крест представляет собой смешение или слияние христианских и дохристианских культурных верований в одном репрезентативном символе.
Иконографические концепции и получение Каролингского креста
[ редактировать ]Иконография [10] является неотъемлемой частью всех основных мировых религий, хотя ни одна из них не представляет собой средневековое христианство в большей степени, чем знак креста. [11] Что определяет эту конкретную версию христианского креста как отчетливо каролингскую, так это ее привязанность к франкской королевской семье, происходящей от Карла Мартела , роль, которую франкские священнослужители сыграли в своей теологической концепции или интерпретации креста, а также распространение христианства среди растущего франкского населения. Империя. [11]
Концепция
[ редактировать ]Каролингский крест — один из менее известных вариантов креста, хотя его зарождение в христианской религии можно датировать уже 813–814 гг. anno domini в рукописных трудах Грабана Мавра « In Honorem Sanctae Crus» и «Liber de laudibus Sanctae». Круцис» . [12] Абстрактные концепции креста, созданные Грабаном в монастыре Фульда , сыграли бы решающую роль в поддержке аргументов франкского духовенства, которые будут обсуждаться на Парижском синоде 825 года, где римское духовенство решило, что настоящий образ Христа (Христа повешенный на кресте) по-прежнему считалось богохульством, хотя абстрактное или метафорическое представление о символе спасения и жертвы Христа таковым не считалось. [13] Папство допускало , чтобы все концепции или фигуральные изображения изготовления символического креста были подходящими символами благочестия до тех пор, пока образ Христа не был очевиден. [14] Каролингский крест был создан не просто для того, чтобы представлять собой визуальное изображение для поддержания благочестия, поскольку простой вид креста должен был вдохновлять, но и для того, чтобы воссоздать присущую католической вере метафору «многовременности», которую представляет Христос. всем христианам -католикам . [15]
Прием
[ редактировать ]Каролингский крест символизирует не только распятие Христа, но и активное присутствие духа Христа и его пророческое второе пришествие; прошлое, настоящее и будущее — все связано или переплетено. [16] Профессор Китцингер, ведущий мировой эксперт по истории Каролингов, отмечает, что крест для Каролингов «ссылался на фундаментальные вопросы, касающиеся силы репрезентации и материального присутствия, которые выходят за рамки самих перекрестных объектов и перекрестных изображений». [17] Opus Caroli Regis еще больше продвинул идею о том, что идейные перекрестные объекты, как в рукописной, так и в физической форме, уже содержат святость Бога, и в дальнейшем способствовал созданию различных перекрестных концепций . [18] Однако символ креста имеет множество различных значений как для христиан, так и для нехристиан. Это многогранный репрезентативный объект веры. [19] Большую часть истории и концепций этого знакового символа можно найти в теоретических работах многих средневековых рукописей.
Каролингские адаптации англосаксонского островного креста
[ редактировать ]

Произведения искусства и литургические образы Креста имели решающее значение для христиан-мирян раннего Средневековья, поскольку они могли соединиться не только с концепцией божественного провидения Христа и Его жертвы ради человечества, [20] но также служить функциональной полезностью в качестве визуального коммуникативного напоминания о том, что Христос активно присутствовал в мире через литургическое представление. [21]
Англосаксонское искусство
[ редактировать ]Дизайн каролингского креста во многом заимствован из композиционного стиля островного искусства, содержащегося в переплетении или узлах « ковровых страниц» англосаксонских Линдисфарнских Евангелий . [22] Теория сакральных чисел была одной из наиболее важных особенностей христианского искусства в средние века и одним из главных аргументов против того, чтобы изображения и скульптуры креста рассматривались как кощунственное идолопоклонство. [23] Августин Гиппонский создал одну из первых аргументов в защиту христианских образов, утверждая, что Вселенная действует согласно упорядоченному замыслу, что числовые геометрические представления составляют основу божественного провидения. [24] Позднее это было подтверждено ирландскими монахами в своих трудах, содержащихся в 628 г. н.э. « Liber de ordine creaturarum» (книга порядка творения) и содержащиеся в ней диалоги — computus (расчеты). [25] Ирландские монахи использовали логику идей Боэция об универсальной геометрии, отмечая, что: «все, что создано из первой природы вещей ( a prima rerum natura ), воспринимается как приданное форме соотношением чисел», ибо это было главный образец в сознании создателя. [26] Отсюда происходит множественность четырех элементов, смена времен года и понимание цикла движения звезд и небес. [26] Эта идея четырех элементов хорошо сочетается с изображениями крестов Каролингов: четыре элемента = четыре точки пересечения; что, в свою очередь, символически представляет четыре идеи божественного провидения; отец (Бог), сын (Христос), святой дух и божественный порядок или единство космоса, как это видно из Эссенских Евангелий. [26] Рукописи Евангелий были жизненно важным компонентом христианизации франкской средневековой Европы, поскольку большинство нехристианских обществ того времени имели скудные письменные записи о своих религиозных убеждениях и, как правило, были неграмотны на латыни. [27] Визуальные образы и устная поэзия Евангелий способствовали распространению креста, который был понят всеми мирянами и нехристианами как высшее изображение Христа. [28]
Адаптации
[ редактировать ]Написание евангельских книг было одним из наиболее важных средств концептуализации и передачи христианской идеи Креста как новообращенным людям, так и неверующим, и почти в каждой рукописи, написанной в период Каролингов, даже слова были написаны акростихом. формы, как можно видеть в работах Грабана Мавра. [29] Таким образом, крест для Каролингов был не только изображением Христа, но и преемственностью между символом и письменным словом. [30] Островная традиция использования узлов и изображений переплетенных крестов, как видно из Линдисфарнского Евангелия и Оленьей книги, была не только для того, чтобы подтвердить или подтвердить для христиан, что их вера основана на универсальной заповеди божественного единства, но и в том, что когда показанный язычникам, он соединит и отразит их собственные религиозные убеждения с христианским мировоззрением. [31] Именно таким образом искусство способствовало распространению христианства по всему расширяющемуся королевству Каролингов.
Империализм и присвоение языческой культуры
[ редактировать ]Для Каролингов христианская религия была средством объединения франкских королевств; вера и поклонение Христу и преданность императору Каролингов. [32] Христианские миссионеры были разосланы по всей стране, чтобы обратить как можно больше людей, всегда с крестом в руке. [33] Каролингские священнослужители использовали теологические повествования, чтобы интегрировать неверующих язычников в христианскую религию, показывая язычникам, что через Христа они могут войти в общее историческое сообщество, утверждая, что религия язычников и многие из их традиций подтверждают объединяющие заповеди христианства. [34] Идея о кресте как символе Христа и активном изображении в ритуале христианского богослужения работала в пользу христианской миссионерской роли по обращению неверующих в христианство. [35]
Языческое культурное погружение
[ редактировать ]Одна из главных проблем любого исторического исследования языческих ритуалов, образа жизни и систем верований того времени заключается в том, что они преимущественно рассказываются с точки зрения христианского духовенства . [36] То, что священнослужители и писцы в те времена называли «языческой» верой, невероятно трудно различить, особенно с этнической точки зрения, поскольку большинство людей, населявших большую часть франко-германского региона, имели совершенно разные системы верований даже внутри христианства. . [37] И хотя римский классицизм процветал в рукописных анналах Каролингов, языческий мистицизм также стал частью всеобъемлющего повествования внутри христианской мысли. [38] Многое из того, что происходило в это время, было « инкультурацией » идей; перекрестное смешение конфессий , при котором многие «язычники» привносили элементы христианства в свою собственную систему верований и наоборот. [39] Одна из основных причин того, почему каролингский крест выглядит именно так, кроется во многих аспектах культурного непонимания, не только со стороны язычников, обращенных в христианскую веру, но и потому, что каролингские писатели-аллегористы использовали исторические труды Вергилия и другие переосмысливают германские языческие системы верований. [40] Интерпретация была основным центром христианской мифологии, и языческие истории, такие как Троянской эпос Вергилия о войне , были интегрированы в христианское повествование, чтобы дать более формирующую и обширную историю христианства. [41] Впитав устаревшие греческие и римские верования и стихи в свое собственное историческое повествование, христианские ученые Каролингов смогли создать исторический мир, который простирался дальше во времени, чем их неверующие коллеги. [42] Языческий мистицизм соединился через призму христианства; мифология стала теологией , мифологические герои и боги были переименованы в обожествленных правителей, а история дохристианского мира была приведена в соответствие с идеей Христова спасения. [43]
Имперская экспансия и растущее распространение франкского христианства
[ редактировать ]
Чтобы объединить регион под одним правителем, Каролинги приступили к осуществлению программы расширения своей империи, подражая римским завоевателям, пришедшим за тысячелетие до них. [44] Использование светских образов и имперской лексики в христианстве восходит к Юстиниану II , и Каролинги намеревались объединить в христианское повествование многие аспекты не только императорской римской истории, но и языческой религиозной мысли, чтобы продвигать свою идею. действительность как божественных монархов. [45] Право божественного правления было давним убеждением не только в христианских франкских королевствах, но также на англосаксонских островах и в скандинавских регионах викингов. [46] Тюр, шведский бог войны, [47] Марс, римский бог войны, и Один, норвежский король-воин, использовались в качестве главных образцов для подрыва и изменения языческих религиозных повествований в христианизированные. [48] Карл Великий станет первым правителем Каролингов, который воспользуется этим чувством с пользой и заявит о своих претензиях на звание божественного христианского правителя всего Франкского королевства и северо-западных германских регионов. [49] Таким образом, Карл Великий и миссионеры Каролингов использовали языческие верования для обращения языческих правителей в христианство, превращая свои собственные сверхъестественные представления о богах-воинах в христианские. [50] Поскольку короли-воины пользовались большим уважением среди языческих норвежских правителей, Карл Великий создал не только себя, но и образ Христа как короля-воина, показанный на изображении Майлза Кристи; 9 в. Национальная библиотека, Париж. MS Lat.8318, лист 55р. [51] Божественное провидение было одним из важнейших компонентов в привлечении язычников на христианскую сторону, и каждая битва, которую выигрывал Карл Великий, подтверждала для части языческих правителей, что, приняв христианство, эти правители смогут добиться собственной известности и славы. [52]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беатрис Э. Китцингер — доцент кафедры средневекового искусства факультета искусства и археологии Принстонского университета, специализирующаяся на иллюминированных рукописях Каролингов. [53]
- Джеймс Палмер — профессор истории Сент-Эндрюсского университета в Англии. В статье Палмера «Определение язычества в мире Каролингов» обсуждаются тонкости того, как каролингские писатели и миссионеры пытались распространить культуру христианской веры по всей франкской земле. [54]
- Статья Патти Вигингтон о магических языческих и викканских символах дает хорошее резюме многих исторических символов, которые использовались в языческих ритуалах, и их присущих значений. Раздел Wigintion, посвященный символу Трикетра, представляет собой краткое, но качественное дополнение, в котором древние культуры использовали этот символ и его общую систему отсчета. [55]
- Книга Мари Таннер «Последний потомок Энея» представляет собой глубокое историческое исследование методов и манер, которые христианские писатели раннего Средневековья использовали для создания мифологии христианского наследия Каролингов. [56]
- Бенджамин К. Тилман — доцент кафедры истории искусств Вашингтонского колледжа. Статья Тилмана «Образец, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» представляет собой понимание того, как геометрия играла важную роль в раннехристианских концепциях божественного порядка. [57]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженсен, Робин Маргарет, 1952– (17 апреля 2017 г.). Крест: история, искусство и полемика . Кембридж, Массачусетс. п. 49. ИСБН 978-0-674-08880-1 . OCLC 959648870 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дженсен, Робин Маргарет, 1952– (17 апреля 2017 г.). Крест: история, искусство и полемика . Кембридж, Массачусетс. ISBN 978-0-674-08880-1 . OCLC 959648870 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Рудольф Кох , Христианские символы (1932)
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 20, 21, 25. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Дэвидсон, Х. Р. Эллис (Хильда Родерик Эллис), 1914–2006 (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы. п. 23. ISBN 0-8156-2438-7 . OCLC 18119986 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дэвидсон, Х. Р. Эллис (Хильда Родерик Эллис), 1914–2006 (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы. стр. 25, 26, 170, 171. ISBN. 0-8156-2438-7 . OCLC 18119986 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Палмер, Джеймс (10 октября 2007 г.). «Определение язычества в мире Каролингов: Определение язычества в мире Каролингов» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 415–418. дои : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . S2CID 161151716 .
- ^ «Символ Трикетра» . Древние символы . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Вигингтон, Патти. «20 магических языческих и викканских символов» . Изучайте религии . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ «значок | История, описание и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 3. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 28, 29. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (2019). Крест, Евангелия и произведения искусства эпохи Каролингов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 9, 28. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-42881-1 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 9. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (2019). Крест, Евангелия и произведения искусства эпохи Каролингов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 5, 6. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-42881-1 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 6, 9, 11. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 5, 6. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Дженсен, Робин Маргарет, 1952– (17 апреля 2017 г.). Крест: история, искусство и полемика . Кембридж, Массачусетс. п. 154. ИСБН 978-0-674-08880-1 . OCLC 959648870 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Китцингер, Беатрис Э. (2019). Крест, Евангелия и произведения искусства эпохи Каролингов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 18, 19. doi : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-42881-1 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (2019). Крест, Евангелия и произведения искусства эпохи Каролингов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 12–14. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-42881-1 . S2CID 192314896 .
- ^ Гарипзанов, Ильдар (24 мая 2018 г.). Графические знаки власти в поздней античности и раннем средневековье, 300–900 . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 286, 288, 295, 297. doi : 10.1093/oso/9780198815013.001.0001 . ISBN 978-0-19-881501-3 .
- ^ Тилман, Бенджамин К. (2017). «Шаблон, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» . West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 24 (1): 10–12. дои : 10.1086/693796 . ISSN 2153-5531 . S2CID 192707521 .
- ^ Тилман, Бенджамин К. (2017). «Шаблон, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» . West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 24 (1): 13. дои : 10.1086/693796 . ISSN 2153-5531 . S2CID 192707521 .
- ^ Дженсен, Робин Маргарет, 1952– (17 апреля 2017 г.). Крест: история, искусство и полемика . Кембридж, Массачусетс. стр. 33–35. ISBN 978-0-674-08880-1 . OCLC 959648870 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тилман, Бенджамин К. (1 марта 2017 г.). «Шаблон, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» . West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 24 (1): 14. дои : 10.1086/693796 . ISSN 2153-5531 . S2CID 192707521 .
- ^ Jump up to: а б с Тилман, Бенджамин К. (2017). «Шаблон, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» . West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 24 (1): 14. дои : 10.1086/693796 . ISSN 2153-5531 . S2CID 192707521 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 174. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Дженсен, Робин Маргарет, 1952– (17 апреля 2017 г.). Крест: история, искусство и полемика . Кембридж, Массачусетс. стр. 158, 159. ISBN. 978-0-674-08880-1 . OCLC 959648870 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 137–139. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 139–142. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 144–149. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Джонс, Пруденс. (1995). История языческой Европы . Пенник, Найджел. Лондон: Рутледж. п. 130. ИСБН 0-415-09136-5 . OCLC 30663969 .
- ^ Ноубл, Томас FX (2015). «Каролингская религия» . История Церкви . 84 (2): 289–290. дои : 10.1017/S0009640715000104 . ISSN 0009-6407 . S2CID 231888268 .
- ^ Ноубл, Томас FX (2015). «Каролингская религия» . История Церкви . 84 (2): 287–307. дои : 10.1017/S0009640715000104 . ISSN 0009-6407 . S2CID 231888268 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 26. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Палмер, Джеймс (2007). «Определение язычества в каролингском мире» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 410. doi : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . ISSN 1468-0254 . S2CID 161151716 .
- ^ Палмер, Джеймс (10 октября 2007 г.). «Определение язычества в мире Каролингов: Определение язычества в мире Каролингов» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 404, 405. doi : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . S2CID 161151716 .
- ^ Таннер, Мари (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 45. ИСБН 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
- ^ Палмер, Джеймс (10 октября 2007 г.). «Определение язычества в мире Каролингов: Определение язычества в мире Каролингов» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 409. doi : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . S2CID 161151716 .
- ^ Палмер, Джеймс (10 октября 2007 г.). «Определение язычества в мире Каролингов: Определение язычества в мире Каролингов» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 411–413. дои : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . S2CID 161151716 .
- ^ Палмер, Джеймс (2007). «Определение язычества в каролингском мире» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 403, 404. doi : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . ISSN 1468-0254 . S2CID 161151716 .
- ^ О'Салливан, Шинейд (2018). «Иллюстрация Вергилия и языческого обучения в эпоху Каролингов» . Зеркало . 93 (1): 136–138. дои : 10.1086/695492 . ISSN 0038-7134 . S2CID 164322871 .
- ^ Таннер, Мари, 1937– (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 53, 54. ISBN. 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ноубл, Томас FX (2015). «Каролингская религия» . История Церкви . 84 (2): 292. дои : 10.1017/S0009640715000104 . ISSN 0009-6407 . S2CID 231888268 .
- ^ Таннер, Мари (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 41. ИСБН 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
- ^ Таннер, Мари (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 42. ИСБН 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
- ^ Джонс, Пруденс. (1995). История языческой Европы . Пенник, Найджел. Лондон: Рутледж. п. 119. ИСБН 0-415-09136-5 . OCLC 30663969 .
- ^ Дэвидсон, Х. Р. Эллис (Хильда Родерик Эллис), 1914–2006 (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы. п. 89. ИСБН 0-8156-2438-7 . OCLC 18119986 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Джонс, Пруденс. (1995). История языческой Европы . Пенник, Найджел. Лондон: Рутледж. п. 148. ИСБН 0-415-09136-5 . OCLC 30663969 .
- ^ Джонс, Пруденс. (1995). История языческой Европы . Пенник, Найджел. Лондон: Рутледж. стр. 126, 127. ISBN. 0-415-09136-5 . OCLC 30663969 .
- ^ Таннер, Мари (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 43, 51, 52. ISBN. 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
- ^ Джонс, Пруденс. (1995). История языческой Европы . Пенник, Найджел. Лондон: Рутледж. стр. 126, 127, 148. ISBN. 0-415-09136-5 . OCLC 30663969 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э. (31 марта 2019 г.). Крест, Евангелия и произведения искусства в эпоху Каролингов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108553636 . ISBN 978-1-108-55363-6 . S2CID 192314896 .
- ^ Палмер, Джеймс (10 октября 2007 г.). «Определение язычества в мире Каролингов: Определение язычества в мире Каролингов» . Раннесредневековая Европа . 15 (4): 402–425. дои : 10.1111/j.1468-0254.2007.00214.x . S2CID 161151716 .
- ^ Вигингтон, Патти. «20 магических языческих и викканских символов» . Изучайте религии . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Таннер, Мари, 1937– (1993). Последний потомок Энея: Габсбурги и мифический образ императора . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05488-2 . ОСЛК 26052520 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тилман, Бенджамин К. (март 2017 г.). «Шаблон, процесс и создание смысла в Линдисфарнских Евангелиях» . West 86th: Журнал декоративного искусства, истории дизайна и материальной культуры . 24 (1): 3–28. дои : 10.1086/693796 . ISSN 2153-5531 . S2CID 192707521 .