Jump to content

Заполнение стопы

(Перенаправлено с Гаммадиона )
Условный герб — аргент лазурный филфот (синий филфот на белом щите) — пример дизайна филфота, обычно показанного в современных геральдических текстах.
Заполнение стопы
Гаммадион

Филфот f или крест филфот ( / ˈ f ɪ l ɒ t , / FILL -fot ) и его зеркальное отражение, гаммадион , — виды свастики связанные со средневековой англосаксонской культурой. Это крест с перпендикулярными расширениями, обычно под углом 90 ° или близкими углами, расходящимися в одном направлении. Однако – по крайней мере, в современных геральдических текстах, таких как «Фрайар», «Вудкок и Робинсон» (см. § Библиографию ) – филфот несколько отличается от архетипической формы свастики: всегда в вертикальном положении и обычно с усеченными конечностями, как показано на рисунке справа.

Этимология

[ редактировать ]

Наиболее часто цитируемая этимология в том, что оно происходит от распространенного среди антикваров 19-го века , но основанного только на одной рукописи 1500 года, о том, что оно использовалось для заполнения пустого пространства подножия у витражей этого слова заключается в средневековых церквях . [1] [2] Эта этимология часто цитируется в современных словарях (таких как Collins English Dictionary и Merriam-Webster Online). [3] ).

Филфот, вместе с родственными ему фигурами, гаммадионом и свастикой , на протяжении веков встречался в самых разных контекстах. Это происходило как в светском, так и в религиозном контексте на Британских островах, в других частях Европы, в Малой Азии. [4] и в Африке. [5]

Гаммадион больше связан с Византией, Римом и греко-римской культурой, с одной стороны, тогда как филфот больше связан с кельтской и англосаксонской культурой, с другой. [ нужна ссылка ] Хотя гаммадион внешне очень похож на филфот, считается, что он произошел от соединения четырех заглавных « гамм » ( Γ , третья буква греческого алфавита), но сходство символов случайно. [6]

Оба этих свастикоподобных креста, возможно, были обитателями Британских островов до римского вторжения. Конечно, они существовали и тысячу лет назад, но, возможно, это был в основном импорт. [7] Они, безусловно, были широко распространены в романо-британский период с широко распространенными примерами дублирования греческого мотива, появляющегося на мозаиках. [8] После ухода римлян в начале V века последовали миграции англосаксов и ютов.

Известно, что филфот был очень популярен среди прибывших племен из Северной Европы, поскольку его можно найти на таких артефактах, как броши, рукоятки мечей и погребальные урны. [9] Хотя находки в Саттон-Ху наиболее поучительны в отношении стиля величественных англосаксонских захоронений, филфот или гаммадион на раскопанном там серебряном блюде явно имел восточное происхождение. [10]

Филфот получил широкое распространение в первые века христианства. Его часто находят в римских катакомбах. Пример его использования можно найти на крыльце приходской церкви Грейт-Кэнфилд , Эссекс, Англия. [11] Как утверждает приходской путеводитель, филфот или гаммадион восходит к римским катакомбам, где он появляется как в христианском, так и в языческом контексте. [12] Совсем недавно его нашли на могильных плитах в Шотландии и Ирландии. [13] Особенно интересный пример был найден в Бархоббле , Уигтауншир в Шотландии. [14]

Евангелия также содержат примеры этой формы христианского креста. [15] Наиболее яркими примерами, вероятно, являются Келлская книга и Линдисфарнское Евангелие . Пример этого украшения встречается на Чаше Арда . [16]

С начала 14 века филфот часто использовался для украшения евхаристических облачений. В тот период оно появилось на монументальных медных изделиях, сохранивших память об одетых в такие одежды священниках. [17] В основном их можно найти в Восточной Англии и родных графствах. [18]

Вероятно, наиболее заметным его использованием было включение в витражи, особенно в Кембридже и Эдинбурге. В Кембридже он встречается в крещенском окне храма Гроба Господня вместе с другими родственными христианскими символами, возникшими в XIX веке. [19] В Шотландии его можно найти в окне Шотландского национального военного мемориала в Эдинбурге. Работу провел Дуглас Страчан и установил в 1920-х годах. Он также отвечал за окно в часовне Вестминстерского колледжа в Кембридже . Подобное использование можно найти в Центральной конгрегационалистской церкви в Провиденсе, Род-Айленд , США, установленной в 1893 году.

Филфот иногда можно встретить на церковных колоколах в Англии. Он был принят семьей Хиткотов в Дербишире как часть их иконографической традиции в 16 и 17 веках. [ нужна ссылка ] Вероятно, это пример того, как языческое и христианское влияние сыграло свою роль, поскольку филфот был, среди прочего, символом Тора, скандинавского бога грома. [20] [ ненадежный дополнительный источник? ] и его использование на колоколах предполагает, что в популярной мифологии он был связан с рассеиванием грома. [21] [ ненадежный источник ]

В геральдике

[ редактировать ]
Герб Леонарда Чемберлена: Арджент — шеврон между тремя красными филфотами , взятый из герба, хранящегося в Британской библиотеке. [22]

В современных геральдических текстах филфот обычно изображается с усеченными конечностями, что напоминает мощный крест по одному плечу каждой буквы Т. , у которого отрезано Он также известен как крестообразные кошки , ~nnée или ~nny , так как каждая рука напоминает кошки или угловые скобы (сравните с немецким : Winkelmaßkreuz ). Примеры филфотов в геральдике крайне редки, и это обвинение не упоминается в статье Освальда Бэррона «Геральдика» в большинстве изданий Британской энциклопедии 20-го века . Паркер (1894) включает его в свой «Глоссарий терминов, используемых в геральдике» , отмечая, что на гербах встречается только один экземпляр — Чемберлена. [6]

Образец XX века (с четырьмя геральдическими розами) можно увидеть на эмблеме Лотты Свард .

Современное использование термина

[ редактировать ]

Благодаря использованию в геральдике или антикварам филфот стал устоявшимся словом для этого символа, по крайней мере, в британском английском.

Однако он использовался лишь изредка. Уилсон, писавший в 1896 году, говорит: «Филфот используют сравнительно немногие люди в Великобритании и, возможно, в Скандинавии. За пределами этих стран он почти не известен, не используется и не понимается». [23]

В последнее время филфот приобрел большую популярность в области истории дизайна и коллекционирования, где он используется для того, чтобы отличить мотив свастики, используемый в дизайне и ювелирных изделиях, от мотива, используемого в нацистской атрибутике. После присвоения свастики нацистскими организациями термин «филфот» стал использоваться для того, чтобы отличить исторические и ненацистские экземпляры этого символа от тех, где термин «свастика» мог иметь определенный подтекст. Само слово «свастика» было заимствовано в английский язык из санскрита в конце 19 века. [24] Однако это слово и символ продолжают иметь большое религиозное значение для буддистов, индуистов, джайнов и представителей других восточных конфессий. По этой причине некоторые выступали за изменение всех использований этого слова в нацистском контексте на немецкое : Hakenkreuz [ крючковатый крест]. [25]

Хансард от 12 июня 1996 года сообщает о дискуссии в Палате общин по поводу значка 273-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС . [26] [27] При этом филфот используется для описания древнего символа, а свастика используется так, как будто она относится только к символу, использовавшемуся нацистами.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «филфот» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Вордсворт, Дот. «Следите за своим языком». Зритель . Том. 285, нет. 8977, (26 августа 2000 г.). Лондон. п. 14. Но в 1842 году в книге о монументальных медных изделиях Дж. Г. Уоллер взял слово филфот для обозначения формы узора на картине; отсюда и свастика. На самом деле филфот, кажется, происходит от слов, означающих «заливка» и «нога», что означает не что иное, как наполнитель у подножия окна. Тем не менее, в XIX веке это слово копировалось из книги в книгу. Сабина Бэринг-Гулд (1834-1924) разбрасывает филфот так, как если бы это была обычная средневековая этикетка для свастики.
  3. ^ «Филфот» . Бесплатный словарь Мерриам-Вебстера . 2015 . Проверено 31 марта 2015 г.
  4. ^ Вуевский, Томаш (1991). Анатолийские могильные стелы в римские времена . Познань: Издательство Университета Адама Мицкевича . стр. 23–24. ISBN  9788323203056 .
  5. ^ Бакстон, Дэвид Роден (1947). «Христианские древности Северной Эфиопии». Археология . 92 . Лондонское общество антикваров : 11 и 23. doi : 10.1017/S0261340900009863 .
  6. ^ Jump up to: а б Словарь терминов, используемых в геральдике . Оксфорд: Джеймс Паркер и компания, 1894. с. 281.
  7. ^ Грин, Миранда Джейн (1984). Колесо как культовый символ в романо-кельтском мире: с особым акцентом на Галлию и Британию . Брюссель: Латомус (Revue d'Etudes Latines). стр. 295–296. ISBN  9782870311233 .
  8. ^ Нил, Дэвид С. (1981). Римские мозаики в Британии . Лондон: Общество содействия римским исследованиям . п. 19.
  9. ^ Тейлор, Стивен (2006). Файл Филфота: Исследования происхождения и значения Филфот-Креста и родственной символики на Британских островах . Кембридж: Идеальные издатели. стр. 37–40. ISBN  9781905399222 .
  10. ^ Эванс, Анджела Кэр (1986). Захоронение корабля в Саттон-Ху . Лондон: Публикации Британского музея. стр. 57–58. ISBN  9780714105444 .
  11. ^ Уоллер, Дж. Г. (1883). «Церковь Грейт-Кэнфилд, Эссекс». Труды Эссексского археологического общества . Новая серия. II (Часть IV): 377–388.
  12. ^ Делла Портелла, Ивана (2002) [2000]. Подземный Рим (англ. Ред.). Венеция: Арсенал. стр. 106–107. ISBN  9788877432810 .
  13. ^ Генри, Франсуаза (1940). Ирландское искусство в раннехристианский период (до 800 г. н.э.) . Лондон: Methuen & Co., стр. 119–120.
  14. ^ Кормак, Уильям Флеминг (1995). «Бархоббл». Труды Дамфрисширского и Галлоуэйского общества естествознания и антикваров . ( пассим )
  15. ^ Хендерсон, Джордж (1987). От Дарроу до Келлса: островные евангельские книги 650–800 гг . Лондон: Темза и Гудзон. п. 110. ИСБН  9780500234747 .
  16. ^ Гоган, Лиам С. (1932). Чаша Арда; описание служебной чаши, найденной в Арде в графстве Лимерик в 1868 году . Дублин: Браун и Нолан. п. 93.
  17. ^ Бомонт, Эдвард Т. (1913). Древние мемориальные латуни . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 43 .
  18. ^ Тейлор, Стивен (2003). Появление Филфот-Кросса в церкви Святой Марии Богородицы в Грейт-Кэнфилде в графстве Эссекс в связи с его более широким использованием внутри страны и за рубежом . Кембридж: Кембриджские универсальные публикации. стр. 10–14. ISBN  9780954545505 .
  19. ^ Файл Fylfot . 2006. стр. 57–62.
  20. ^ Эйтель, Эрнест Джон (1884) [1873]. Буддизм: его исторические, теоретические и популярные аспекты (3-е изд.). Лондон: Трюбнер и компания . п. 119 . Проверено 31 марта 2015 г.
  21. ^ Моррис, Эрнест (1935). Легенды о колоколах; представляет собой собрание легенд, преданий, сказаний, мифов и т. д., сосредоточенных вокруг колоколов всех стран . Лондон: S. Low, Marston & Co., Ltd., стр. 12–14.
  22. ^ Harley MS 1394, часть. 129, л. 9=фол. 349 МС.
  23. ^ Уилсон, Томас (1896). Свастика: самый ранний известный символ и его миграции; с наблюдениями о миграции некоторых отраслей промышленности в доисторические времена . Смитсоновский институт . п. 769–770.
  24. ^ «Свастика» . Оксфордский словарь английского языка . Том. X. Соле–Сз. Издательство Оксфордского университета. 1933. с. 290.
  25. ^ Кэмпион, Мукти Джайн (23 октября 2014 г.). «Как мир любил свастику – пока ее не украл Гитлер» . Новости Би-би-си . Проверено 15 февраля 2022 г.
  26. ^ Г-н Найджел Уотерсон , член от Истборна (12 июня 1996 г.). «273-я эскадрилья (Знак)» . Парламентские дебаты (Хансард) . полковник 397–404. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  27. ^ «Знак 273-й эскадрильи Королевских ВВС (старого образца)» . www.militarybadges.co.uk . 2015 . Проверено 31 марта 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Стивен Фрайар (редактор), Новый геральдический словарь (Alpha Books, 1987 г.) ISBN   0-906670-44-6 ); рисунок, с. 121
  • Томас Вудкок и Джон Мартин Робинсон, Оксфордский путеводитель по геральдике (Оксфорд, 1990 г.) ISBN   0-19-285224-8 ); рисунок, с. 200
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f473da268dcc9ede13b32237edac173__1716479400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/73/8f473da268dcc9ede13b32237edac173.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fylfot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)