Заполнение стопы
Филфот f или крест филфот ( / ˈ f ɪ l ɒ t , / FILL -fot ) и его зеркальное отражение, гаммадион , — виды свастики связанные со средневековой англосаксонской культурой. Это крест с перпендикулярными расширениями, обычно под углом 90 ° или близкими углами, расходящимися в одном направлении. Однако – по крайней мере, в современных геральдических текстах, таких как «Фрайар», «Вудкок и Робинсон» (см. § Библиографию ) – филфот несколько отличается от архетипической формы свастики: всегда в вертикальном положении и обычно с усеченными конечностями, как показано на рисунке справа.
Этимология
[ редактировать ]Наиболее часто цитируемая этимология в том, что оно происходит от распространенного среди антикваров 19-го века , но основанного только на одной рукописи 1500 года, о том, что оно использовалось для заполнения пустого пространства подножия у витражей этого слова заключается в средневековых церквях . [1] [2] Эта этимология часто цитируется в современных словарях (таких как Collins English Dictionary и Merriam-Webster Online). [3] ).
История
[ редактировать ]Филфот, вместе с родственными ему фигурами, гаммадионом и свастикой , на протяжении веков встречался в самых разных контекстах. Это происходило как в светском, так и в религиозном контексте на Британских островах, в других частях Европы, в Малой Азии. [4] и в Африке. [5]
Гаммадион больше связан с Византией, Римом и греко-римской культурой, с одной стороны, тогда как филфот больше связан с кельтской и англосаксонской культурой, с другой. [ нужна ссылка ] Хотя гаммадион внешне очень похож на филфот, считается, что он произошел от соединения четырех заглавных « гамм » ( Γ , третья буква греческого алфавита), но сходство символов случайно. [6]
Оба этих свастикоподобных креста, возможно, были обитателями Британских островов до римского вторжения. Конечно, они существовали и тысячу лет назад, но, возможно, это был в основном импорт. [7] Они, безусловно, были широко распространены в романо-британский период с широко распространенными примерами дублирования греческого мотива, появляющегося на мозаиках. [8] После ухода римлян в начале V века последовали миграции англосаксов и ютов.
Известно, что филфот был очень популярен среди прибывших племен из Северной Европы, поскольку его можно найти на таких артефактах, как броши, рукоятки мечей и погребальные урны. [9] Хотя находки в Саттон-Ху наиболее поучительны в отношении стиля величественных англосаксонских захоронений, филфот или гаммадион на раскопанном там серебряном блюде явно имел восточное происхождение. [10]
Филфот получил широкое распространение в первые века христианства. Его часто находят в римских катакомбах. Пример его использования можно найти на крыльце приходской церкви Грейт-Кэнфилд , Эссекс, Англия. [11] Как утверждает приходской путеводитель, филфот или гаммадион восходит к римским катакомбам, где он появляется как в христианском, так и в языческом контексте. [12] Совсем недавно его нашли на могильных плитах в Шотландии и Ирландии. [13] Особенно интересный пример был найден в Бархоббле , Уигтауншир в Шотландии. [14]
Евангелия также содержат примеры этой формы христианского креста. [15] Наиболее яркими примерами, вероятно, являются Келлская книга и Линдисфарнское Евангелие . Пример этого украшения встречается на Чаше Арда . [16]
С начала 14 века филфот часто использовался для украшения евхаристических облачений. В тот период оно появилось на монументальных медных изделиях, сохранивших память об одетых в такие одежды священниках. [17] В основном их можно найти в Восточной Англии и родных графствах. [18]
Вероятно, наиболее заметным его использованием было включение в витражи, особенно в Кембридже и Эдинбурге. В Кембридже он встречается в крещенском окне храма Гроба Господня вместе с другими родственными христианскими символами, возникшими в XIX веке. [19] В Шотландии его можно найти в окне Шотландского национального военного мемориала в Эдинбурге. Работу провел Дуглас Страчан и установил в 1920-х годах. Он также отвечал за окно в часовне Вестминстерского колледжа в Кембридже . Подобное использование можно найти в Центральной конгрегационалистской церкви в Провиденсе, Род-Айленд , США, установленной в 1893 году.
Филфот иногда можно встретить на церковных колоколах в Англии. Он был принят семьей Хиткотов в Дербишире как часть их иконографической традиции в 16 и 17 веках. [ нужна ссылка ] Вероятно, это пример того, как языческое и христианское влияние сыграло свою роль, поскольку филфот был, среди прочего, символом Тора, скандинавского бога грома. [20] [ ненадежный дополнительный источник? ] и его использование на колоколах предполагает, что в популярной мифологии он был связан с рассеиванием грома. [21] [ ненадежный источник ]
В геральдике
[ редактировать ]В современных геральдических текстах филфот обычно изображается с усеченными конечностями, что напоминает мощный крест по одному плечу каждой буквы Т. , у которого отрезано Он также известен как крестообразные кошки , ~nnée или ~nny , так как каждая рука напоминает кошки или угловые скобы (сравните с немецким : Winkelmaßkreuz ). Примеры филфотов в геральдике крайне редки, и это обвинение не упоминается в статье Освальда Бэррона «Геральдика» в большинстве изданий Британской энциклопедии 20-го века . Паркер (1894) включает его в свой «Глоссарий терминов, используемых в геральдике» , отмечая, что на гербах встречается только один экземпляр — Чемберлена. [6]
Образец XX века (с четырьмя геральдическими розами) можно увидеть на эмблеме Лотты Свард .
Современное использование термина
[ редактировать ]Благодаря использованию в геральдике или антикварам филфот стал устоявшимся словом для этого символа, по крайней мере, в британском английском.
Однако он использовался лишь изредка. Уилсон, писавший в 1896 году, говорит: «Филфот используют сравнительно немногие люди в Великобритании и, возможно, в Скандинавии. За пределами этих стран он почти не известен, не используется и не понимается». [23]
В последнее время филфот приобрел большую популярность в области истории дизайна и коллекционирования, где он используется для того, чтобы отличить мотив свастики, используемый в дизайне и ювелирных изделиях, от мотива, используемого в нацистской атрибутике. После присвоения свастики нацистскими организациями термин «филфот» стал использоваться для того, чтобы отличить исторические и ненацистские экземпляры этого символа от тех, где термин «свастика» мог иметь определенный подтекст. Само слово «свастика» было заимствовано в английский язык из санскрита в конце 19 века. [24] Однако это слово и символ продолжают иметь большое религиозное значение для буддистов, индуистов, джайнов и представителей других восточных конфессий. По этой причине некоторые выступали за изменение всех использований этого слова в нацистском контексте на немецкое : Hakenkreuz [ крючковатый крест]. [25]
Хансард от 12 июня 1996 года сообщает о дискуссии в Палате общин по поводу значка 273-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС . [26] [27] При этом филфот используется для описания древнего символа, а свастика используется так, как будто она относится только к символу, использовавшемуся нацистами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «филфот» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Вордсворт, Дот. «Следите за своим языком». Зритель . Том. 285, нет. 8977, (26 августа 2000 г.). Лондон. п. 14.
Но в 1842 году в книге о монументальных медных изделиях Дж. Г. Уоллер взял слово филфот для обозначения формы узора на картине; отсюда и свастика. На самом деле филфот, кажется, происходит от слов, означающих «заливка» и «нога», что означает не что иное, как наполнитель у подножия окна. Тем не менее, в XIX веке это слово копировалось из книги в книгу. Сабина Бэринг-Гулд (1834-1924) разбрасывает филфот так, как если бы это была обычная средневековая этикетка для свастики.
- ^ «Филфот» . Бесплатный словарь Мерриам-Вебстера . 2015 . Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ Вуевский, Томаш (1991). Анатолийские могильные стелы в римские времена . Познань: Издательство Университета Адама Мицкевича . стр. 23–24. ISBN 9788323203056 .
- ^ Бакстон, Дэвид Роден (1947). «Христианские древности Северной Эфиопии». Археология . 92 . Лондонское общество антикваров : 11 и 23. doi : 10.1017/S0261340900009863 .
- ^ Jump up to: а б Словарь терминов, используемых в геральдике . Оксфорд: Джеймс Паркер и компания, 1894. с. 281.
- ^ Грин, Миранда Джейн (1984). Колесо как культовый символ в романо-кельтском мире: с особым акцентом на Галлию и Британию . Брюссель: Латомус (Revue d'Etudes Latines). стр. 295–296. ISBN 9782870311233 .
- ^ Нил, Дэвид С. (1981). Римские мозаики в Британии . Лондон: Общество содействия римским исследованиям . п. 19.
- ^ Тейлор, Стивен (2006). Файл Филфота: Исследования происхождения и значения Филфот-Креста и родственной символики на Британских островах . Кембридж: Идеальные издатели. стр. 37–40. ISBN 9781905399222 .
- ^ Эванс, Анджела Кэр (1986). Захоронение корабля в Саттон-Ху . Лондон: Публикации Британского музея. стр. 57–58. ISBN 9780714105444 .
- ^ Уоллер, Дж. Г. (1883). «Церковь Грейт-Кэнфилд, Эссекс». Труды Эссексского археологического общества . Новая серия. II (Часть IV): 377–388.
- ^ Делла Портелла, Ивана (2002) [2000]. Подземный Рим (англ. Ред.). Венеция: Арсенал. стр. 106–107. ISBN 9788877432810 .
- ^ Генри, Франсуаза (1940). Ирландское искусство в раннехристианский период (до 800 г. н.э.) . Лондон: Methuen & Co., стр. 119–120.
- ^ Кормак, Уильям Флеминг (1995). «Бархоббл». Труды Дамфрисширского и Галлоуэйского общества естествознания и антикваров . ( пассим )
- ^ Хендерсон, Джордж (1987). От Дарроу до Келлса: островные евангельские книги 650–800 гг . Лондон: Темза и Гудзон. п. 110. ИСБН 9780500234747 .
- ^ Гоган, Лиам С. (1932). Чаша Арда; описание служебной чаши, найденной в Арде в графстве Лимерик в 1868 году . Дублин: Браун и Нолан. п. 93.
- ^ Бомонт, Эдвард Т. (1913). Древние мемориальные латуни . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 43 .
- ^ Тейлор, Стивен (2003). Появление Филфот-Кросса в церкви Святой Марии Богородицы в Грейт-Кэнфилде в графстве Эссекс в связи с его более широким использованием внутри страны и за рубежом . Кембридж: Кембриджские универсальные публикации. стр. 10–14. ISBN 9780954545505 .
- ^ Файл Fylfot . 2006. стр. 57–62.
- ^ Эйтель, Эрнест Джон (1884) [1873]. Буддизм: его исторические, теоретические и популярные аспекты (3-е изд.). Лондон: Трюбнер и компания . п. 119 . Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ Моррис, Эрнест (1935). Легенды о колоколах; представляет собой собрание легенд, преданий, сказаний, мифов и т. д., сосредоточенных вокруг колоколов всех стран . Лондон: S. Low, Marston & Co., Ltd., стр. 12–14.
- ^ Harley MS 1394, часть. 129, л. 9=фол. 349 МС.
- ^ Уилсон, Томас (1896). Свастика: самый ранний известный символ и его миграции; с наблюдениями о миграции некоторых отраслей промышленности в доисторические времена . Смитсоновский институт . п. 769–770.
- ^ «Свастика» . Оксфордский словарь английского языка . Том. X. Соле–Сз. Издательство Оксфордского университета. 1933. с. 290.
- ^ Кэмпион, Мукти Джайн (23 октября 2014 г.). «Как мир любил свастику – пока ее не украл Гитлер» . Новости Би-би-си . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Г-н Найджел Уотерсон , член от Истборна (12 июня 1996 г.). «273-я эскадрилья (Знак)» . Парламентские дебаты (Хансард) . полковник 397–404.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Знак 273-й эскадрильи Королевских ВВС (старого образца)» . www.militarybadges.co.uk . 2015 . Проверено 31 марта 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Стивен Фрайар (редактор), Новый геральдический словарь (Alpha Books, 1987 г.) ISBN 0-906670-44-6 ); рисунок, с. 121
- Томас Вудкок и Джон Мартин Робинсон, Оксфордский путеводитель по геральдике (Оксфорд, 1990 г.) ISBN 0-19-285224-8 ); рисунок, с. 200