Архиепископ
Часть серии о |
христианство |
---|
В христианских конфессиях архиепископ более — это епископ высокого ранга или должности. В большинстве случаев, например, в Католической церкви , есть много архиепископов, которые либо обладают юрисдикцией над церковной провинцией в дополнение к своей собственной архиепископии ( за некоторыми исключениями ), либо иным образом получают титульное архиепископство . В других, таких как Лютеранская церковь Швеции , титул носит только лидер конфессии.
Этимология [ править ]
Слово архиепископ ( / ˌ ɑːr tʃ ˈ b ɪ ʃ ə p / ) происходит от латинского архиепископа . Оно, в свою очередь, происходит от греческого αρχιεπίσκοπος , компонентами которого являются этимоны αρχι — означающий «начальник», επί — «над», и σκοπός — «охранитель, наблюдатель». [1] [2] [3]
Ранняя история [ править ]
Самое раннее появление ни титула, ни роли не прослеживается. Титул «митрополита», по-видимому, был хорошо известен к IV веку, когда есть упоминания в канонах Первого Никейского собора 325 года и Антиохийского собора 341 года , хотя этот термин, по-видимому, обычно использовался для всех высших чинов. епископ, включая патриархов. Термин «архиепископ» не появляется в современном смысле до VI века, хотя роль митрополитов над обычными епископами, но ниже патриархов, похоже, утвердилась к V веку. [4]
Западное христианство [ править ]
Митрополиты архиепископы [ править ]
Епископальные кафедры обычно делятся на группы, в которых епископ одной кафедры имеет определенные полномочия и обязанности по надзору за другими. Он известен как митрополит архиепископ этой кафедры. В церкви католической канон 436 Кодекса канонического права указывает, каковы эти полномочия и обязанности для митрополита-архиепископа Латинской церкви , тогда как полномочия и обязанности главы автономной ( sui iuris ) восточно-католической церкви указаны в каноне 157 Кодекса . Канонов Восточных Церквей . Все католические митрополиты являются архиепископами, но не все архиепископы являются митрополитами, хотя большинство из них таковыми являются.
Немитрополичьи архиепископские кафедры [ править ]
Помимо гораздо более многочисленных столичных кафедр, есть 77 католических кафедр, имеющих архиепископский сан. [5] : 1142 В некоторых случаях такая кафедра является единственной в стране, например, в Люксембурге. [5] : 423 или Монако , [5] : 474 слишком мал, чтобы его можно было разделить на несколько епархий и образовать церковную провинцию. В других странах титул архиепархии по историческим причинам присваивается кафедре, которая когда-то имела большее значение.
Некоторые из этих архиепархий являются суфражистами столичной архиепархии; примерами являются Авиньонская архиепархия , которая является суфражистом Марсельской архиепархии , [6] и Трнавская архиепархия , Словакия . Другие непосредственно подчиняются Святому Престолу, а не какой-либо столичной архиепархии. Обычно они «объединяются» в церковную провинцию. Примером может служить Хобартская архиепархия в Австралии , связанная с столичной церковной провинцией Мельбурн , но не являющаяся частью . ее [5] : 296 Ординарием такой архиепархии является архиепископ.
В англиканской общине немитрополичьи архиепископские кафедры встречаются гораздо реже. Англиканская Иерусалимская епархия , основанная в 1841 году, была повышена до статуса немитрополичьей архиепископской кафедры в 1957 году, но снова понижена до статуса обычного епископства в 1976 году. В 2014 году она снова была повышена до статуса не-митрополитической архиепископской кафедры. митрополичье архиепископство, ординарное которого носит титул «Архиепископ в Иерусалиме», несмотря на то, что по должности не имеет права быть митрополитом провинции. [7] [8]
архиепископы Коадьюторы
До 1970 года архиепископ-коадъютор, обладающий особыми способностями и правом наследовать руководство кафедрой в случае смерти или отставки действующего президента, [9] был назначен также титулярный престол , который он занимал до момента престолонаследия. С тех пор титул архиепископа-коадьютора кафедры считается достаточным и более подходящим.
архиепископы Лично [ править ]
Сан архиепископа присваивается некоторым архиереям, не являющимся ординариями архиепископии. Они держат это звание не потому, что возглавляют кафедру, а потому, что оно было даровано им лично ( ad personam ). Такой грант может быть предоставлен, когда кто-то, кто уже имеет сан архиепископа, переводится на кафедру, которая, хотя ее нынешнее значение может быть больше, чем прежняя кафедра этого человека, не является архиепископской. Переведенный епископ тогда известен как архиепископ-епископ своей новой кафедры. Примером может служить Джанфранко Гардин , назначенный архиепископом-епископом Тревизо 21 декабря 2009 года. [10] Титул, который носит преемник такого архиепископа-епископа, является просто титулом епископа кафедры, если только ему также не будет предоставлен личный титул архиепископа. Другой пример — Артур Рош , который был епископом Лидса до своего назначения секретарем Конгрегации богослужения и дисциплины таинств . Рош оставался епископом в силу своего положения почетного епископа Лидса - вместо того, чтобы быть переведенным в другое титульное архиепископство, он был назначен архиепископом ad personam .
Титульная архиепископская кафедра [ править ]
Различие между митрополичьими и немитрополичьими архиепископскими кафедрами существует как для титульных, так и для резидентных кафедр. Annuario Pontificio отмечает титульные кафедры первого класса аббревиатурой Metr. а остальные с Arciv. [5] : 819
Многие из титульных кафедр, на которые назначаются нунуции и главы отделов Римской курии, не являющиеся кардиналами, не имеют архиепископского ранга. В этом случае лицу, назначенному на такую должность, присваивается личный титул архиепископа ( ad personam ). Их обычно называют архиепископами кафедры, а не ее архиепископами-епископами.
Почетные архиепископы [ править ]
Если архиепископ уходит со своей кафедры без перевода на другую, как в случае выхода на пенсию или назначения возглавить отдел Римской курии слово почетный , к его прежнему титулу добавляется , и он называется почетным архиепископом своей прежней кафедры. До 1970 года такие архиепископы переводились на титулярную кафедру.
На одной и той же кафедре может быть несколько почетных архиепископов: в Annuario Pontificio 2008 года перечислены три ныне живущих почетных архиепископа Тайбэя . [11]
Не существует почетного архиепископа титульного престола; архиепископ, владеющий титульной кафедрой, сохраняет ее до смерти или до перевода на другую кафедру.
В Англиканской общине к отставным архиепископам формально возвращаются обращение как «епископ» и титул «Преосвященный». [12] хотя они могут быть назначены своей провинцией «почетным архиепископом» при выходе на пенсию, и в этом случае они сохраняют за собой титул «архиепископ» и стиль «Преосвященнейший». [13] Ярким примером был архиепископ Десмонд Туту как почетный архиепископ Кейптауна. К бывшим архиепископам, не получившим статуса почетного архиепископа, в знак вежливости все еще могут неофициально обращаться как «архиепископы». [14] если они впоследствии не будут назначены на епископство (а не на архиепископство ), и в этом случае вежливость прекращается. [15]
Привилегии архиепископов [ править ]
Хотя нет никакой разницы между официальной одеждой архиепископов как таковой и одеждой других епископов, римско-католические митрополиты отличаются использованием в литургических церемониях паллиума , но только в пределах провинции, над которой они осуществляют надзор. [16]
Римско-католических епископов и архиепископов в большинстве случаев называют «Преосвященнейшими» и обращаются «Ваше Превосходительство». В англоязычных странах (кроме США) к католическому архиепископу обращаются «Ваша Светлость», а к католическому епископу — «Ваша Светлость». До 12 декабря 1930 года титул «Преосвященнейший» принадлежал только архиепископам, а епископы назывались «Преосвященнейшими». [17] Этой практике до сих пор следуют католические епископы Соединенного Королевства , отражая практику англиканской церкви .
В римско-католической геральдике архиепископ носит церковную шляпу, называемую галеро , с десятью кистями на каждой стороне герба , тогда как у епископа их только шесть. Архиерейский крест за щитом имеет две перекладины вместо одной. Такой крест можно нести перед ним во время литургических процессий.
В процессиях и других случаях, когда соблюдается строгий протокол, архиепископы имеют более высокий ранг, чем епархиальные архиереи в порядке старшинства .
В англиканской общине архиепископов называют «Преосвященнейшими» и обращаются «Ваша Светлость», а епископов называют «Достопочтенными» и обращаются «Милорд» или «Ваша Светлость». (В некоторых странах этому использованию следует и Римско-католическая церковь, но в других не делается никакого различия, и «Преосвященнейший» и «Ваше Превосходительство» используются как для архиепископов, так и для епископов.) Англиканские архиепископы имеют право на предшествование. служителем, несущим архиерейский крестный ход (с двумя перекладинами вместо одной) во время литургических процессий. [18] Митрополитический процессионный крест архиепископа Кентерберийского всегда несет перед собой священник-капеллан и (как и другие архиепископы) представляет собой процессионный крест с двумя перекладинами. Однако архиепископ Кентерберийский также имеет право на то, чтобы ему предшествовал древний Первосвятительский Кентерберийский крест (все еще используемый в церемониях), который имеет богато украшенный исторический дизайн, сделан из драгоценного металла и со вставленными драгоценными камнями, но в отличие от его митрополитического креста ( или других архиепископов) это не является двойным запретом. [19]
Восточное христианство [ править ]
Архиепископы существуют во всех традиционных конфессиях восточного христианства , включая Восточную Православную Церковь , Восточные Православные Церкви , Восточно-Католические Церкви и другие.
Восточная Православная Церковь [ править ]
В восточно-православных церквях должность и титул архиепископа можно проследить с 4-го и 5-го веков. Исторически этот титул использовался по-разному, в зависимости от ранга и юрисдикции. [20]
В некоторых восточно-православных церквях архиепископы имеют приоритет выше в митрополитов , то время как в других этот порядок обратный. Предстоятели автокефальных восточно-православных церквей ниже патриархального ранга обычно называются архиепископами. В Греческой Православной Церкви архиепископы стоят выше митрополитов по старшинству . Обратное верно для некоторых славянских православных церквей ( Русская православная , Болгарская православная ), а также для Румынской православной церкви , где митрополиты стоят выше архиепископов.
С точки зрения юрисдикции, в Восточной Православной Церкви есть два основных типа архиепископов: настоящие архиепископы и почетные архиепископы. Настоящие архиепископы являются предстоятелями автокефальных или автономных (региональных) церквей и обладают фактической юрисдикцией над другими архиереями, тогда как почетные архиепископы по сути являются просто епархиальными архиереями с почетными титулами архиепископов и не имеют юрисдикции за пределами своей епархии. Почетный титул обычно присваивается епископам исторически важных кафедр . Например, в Сербской Православной Церкви были представлены оба типа: глава автономного православного Охридского архиепископства именуется архиепископом Охридским и наделен региональной юрисдикцией над всеми епархиальными епископами в Северной Македонии , а бывший епархиальный епископ (покойный Амфилохий Радович ) Епархии Черногории и Приморья с резиденцией в Цетинье лично был присвоен только почетный титул Архиепископа Цетиньского , но без какой-либо юрисдикции над другими епархиальными архиереями в Черногории. . [21]
Исторически в Константинопольском Патриархате почетные архиерейские титулы присваивались и тем епархиальным архиереям, которые были освобождены от юрисдикции местных митрополитов и переданы в непосредственное ведение патриаршего престола. Таких титулярных иерархов спорно называли « автокефальными архиепископами » (самоглавными, просто в смысле отсутствия митрополита, но без намека на настоящую автокефалию ). [22] Например, до конца VIII века епископ Амориум находился под юрисдикцией митрополита Пессинского , но позже был освобожден от этой обязанности и передан под прямую патриаршую юрисдикцию. По этому случаю ему был присвоен почетный титул автокефального архиепископа , но без юрисдикции над другими епископами. Некоторое время спустя ( ок. 814 г. ) была создана столичная провинция Амориум, а местный архиепископ наконец получил региональную юрисдикцию в качестве митрополита. [23]
церкви Восточные православные
Восточные православные обычаи в целом согласуются со славянскими, а не с греческими обычаями в отношении различия между архиепископом и митрополитом.
Восточно-католические церкви [ править ]
Вместо термина «архиепископ » Восточно-католические церкви иногда используют слово «архиепарх» по аналогии с «епархом» , термином, используемым для обозначения епархиального (или епархиального) епископа. Однако слово архиепарх не встречается в Своде канонов Восточных Церквей . [24]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ архиепископ , епископ . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ архиепископ . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ «архиепископ» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Мессмер, Себастьян Гебхард (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Анон. (2012). Папский ежегодник . Ватикан: Библиотека Эдитрис Ватикана. ISBN 978-88-209-8722-0 .
- ^ «Авиньон (Латинская (или Римская) архиепархия) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Краткая история Иерусалимской епархии» . Ассоциация церквей Иерусалима и Ближнего Востока . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Архиепископ в Иерусалиме» . Англиканское сообщество. 17 июня 2020 г. Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . www.intratext.com . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Монастырь младших братьев - Наречение архиепископа-епископа Тревизо, Италия» . www2.ofmconv.pcn.net . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г. Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Папский ежегодник 2008, стр. 733
- ^ «Обращение к духовенству» . Сайт англиканской церкви . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г.
См. примечание 3.
- ^ пример архиепископа Дэвида Моксона . См. , например,
- ^ См. «Как обращаться к духовенству» в Крокфордском духовном справочнике, раздел «Архиепископы», подраздел «Примечания».
- ^ См. заключительные примечания на странице архиепископов с Дебретта . формами обращения
- ^ «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . www.intratext.com . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Дайджест канонического права, Бускарен, Том. 1, стр. 20. Рт. Преподобный Доминик Лоуренс Грессель. Архивировано 5 февраля 2013 г. в Wayback Machine . Римско-католическая архиепископия Балтимора . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Эта страница англиканского информационного агентства. [ постоянная мертвая ссылка ] есть фотографии крестов с двумя перекладинами, которые несут архиепископ Джордж Кэри и председательствующий епископ Фрэнк Грисволд.
- ^ Первобытный крест изображен на веб-сайте лондонского сообщества SE1 .
- ^ Мейендорф 1989 .
- ^ SOC (2020)> Почил о Господе митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.
- ^ Хрисос 1969 , с. 263-286.
- ^ Коматина 2013 , с. 195-214.
- ^ «CCEO: Алфавитный: A — IntraText CT» . www.intratext.com . Проверено 14 июня 2019 г.
Источники [ править ]
- Хрисос, Евангелос К. (1969). «О возникновении института автокефальных архиепархий» . Византийский журнал . 62 (2): 263–286. дои : 10.1515/bz-1969-0204 . S2CID 194081942 .
- Коматина, Предраг (2013). «Дата составления Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae №№ 4, 5 и 6» (PDF) . Коллекция Византийского института . 50 (1): 195–214. Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2016 г.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Филлипс, Уолтер Элисон (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). стр. 356–358.