Jump to content

Амфилохие Радович


Амфилохия

Митрополит Черногорский и Приморский.
Митрополит Амфилохия в 2012 году.
Родное имя
Амфилохия
Церковь Сербская Православная Церковь
епархия Митрополия Черногории и Приморья
Установлено 30 декабря 1990 г.
Срок закончился 30 октября 2020 г.
Предшественник Данило III
Преемник Йоаникие II
Предыдущий пост(ы) Епархия Баната
(1985–1990)
Заказы
Рукоположение 1967
в Греческой православной церкви
Посвящение 1985
Немецко -Сербского Патриарха
Классифицировать Митрополит , Архиепископ
Личные данные
Рожденный
Ристо Радович

( 1938-01-07 ) 7 января 1938 г.
Умер 30 октября 2020 г. (30 октября 2020 г.) (82 года)
Подгорица , Черногория
Похороненный Собор Воскресения Христова , Подгорица
Национальность Черногорский
Номинал Восточное православие
Альма-матер Белградский университет
Папский Восточный институт
Афинский университет [ 1 ]
Подпись подпись Амфилохии

Амфилохие ( сербская кириллица : Амфилохие ; произносится [amfilɔ̌xijɛ râːdɔv̞itɕ] , английский: Амфилохий; родился Ристо Радович , 7 января 1938 — 30 октября 2020) — епископ Сербской Православной Церкви , богослов, профессор университета, писатель и переводчик. Сначала он был епископом Баната с 1985 по 1990 год, а затем митрополитом Черногории и Приморья с 1990 года до своей смерти. Будучи митрополитом, он был предстоятелем Сербской Православной Церкви в Черногории . Он был одним из самых влиятельных лидеров Сербской Церкви и входил в тройку кандидатов в Сербский Патриархат как в 1990, так и в 2010 году.

Почетный и литургический титул Амфилохия был: Его Преосвященство, архиепископ Цетинский Скендерии , митрополит Черногории и Приморья , Зеты , Брды (Горной местности) и и экзарх Святого Престола Печа .

За время его правления было построено или реконструировано более 569 церквей и монастырей Сербской Православной Церкви в Черногории . Известный теолог и писатель, его библиография насчитывает более 1000 наименований, а избранные его работы опубликованы в 36 томах.

Амфилохие описывался как один из самых влиятельных людей в Черногории , а также как один из самых влиятельных людей в Архиерейском совете Сербской Православной Церкви , высшем органе Сербской Православной Церкви. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Молодость, образование и личная жизнь

[ редактировать ]

Амфилохие родился как Ристо Радович ( кириллица : Risto Radović ) в Баре Радовиче в Нижней Мораче , Королевство Югославия (ныне Черногория ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он был потомком воеводы Мины Радовича, который участвовал в объединении племени Морача с Черногорским княжеством в 1820 году. [ 3 ]

Учился в семинарии Святого Саввы и окончил богословский факультет в 1962 году в Белграде , который в то время входил в состав СФР Югославии . [ 3 ] [ 1 ] [ 5 ] Во время своей семинарии в конце 1950-х годов он знал Джастина Поповича , священнослужителя SOC, и восхищался его бескомпромиссной позицией по отношению к современной цивилизации. [ 6 ] Он также изучал классическую филологию в Белграде . [ 7 ] [ 5 ]

Радович в молодости

В Париже Амфилохий учился в Русском Свято-Сергиевском православном богословском институте , в Риме — в Папском восточном институте и в Берне — на старокатолическом факультете . [ 8 ] Он закончил аспирантуру в Берне и Риме, а затем переехал в Грецию , где прожил семь лет, принял монашеский постриг монашеское имя Амфилохий , англ. Амфилохий ) и работал иеромонахом Элладской Православной Церкви . [ 7 ] В Афинах он защитил докторскую диссертацию о святителе Григории Паламе и получил степень доктора богословия . [ 7 ] [ 1 ] [ 5 ] Проведя год на Афоне , он переехал в Париж и работал профессором в Свято-Сергиевском православном богословском институте. В 1976 году он стал доцентом , а затем профессором православной катехизации на богословском факультете в Белграде. [ 1 ] Он удостоен звания почетного доктора Московской духовной академии (2006 г.) и Института теологии БГУ ( 2008 г.). [ 7 ] Он говорил на греческом , русском , итальянском , немецком , французском языках. [ 3 ] и использовал древнегреческий , латынь и старославянский язык . [ 9 ] [ 10 ] Был членом Ассоциации писателей Сербии и Черногории . [ 3 ]

Епископ Банатский (1980-е)

[ редактировать ]

Названный епископом Баната в 1980-х годах, он сохранял этот титул до конца 1990 года. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] В конце 1980-х годов Амфилохие занимался антикатолической пропагандой и обвинял Римско-католическую церковь и хорватов в угрозе сербам внутри Хорватии . [ 11 ] В 1990 году Амфилохий стал кандидатом в Патриархи Сербской Православной Церкви (СПЦ). [ 12 ] За неделю до политических выборов в Сербии, 6 декабря 1990 года, президент Сербии Слободан Милошевич попытался получить контроль над ШОС, поддержав своих любимых кандидатов, таких как Амфилохие, на пост патриарха. [ 13 ] Амфилохию не удалось набрать много голосов, и поэтому он не вошел в окончательный список кандидатов на эту роль. [ 12 ] [ 13 ] Несколько дней спустя пожилой Данило Дайкович вышел в отставку, и в декабре 1990 года Амфилохий был избран его преемником на посту митрополита Черногорско-Приморской митрополии . [ 1 ] [ 4 ] [ 12 ] эту должность он занимал до своей смерти. На церемонии инаугурации присутствовали Матия Беккович , Новак Килибарда и Радован Караджич . [ 4 ] Приход Амфилохия на новую должность приветствовали многочисленные люди, начиная от высокопоставленных политиков и кончая сербскими националистами в Черногории . [ 14 ]

В Цетине в декабре 1990 года последовали публичные протесты людей против его назначения митрополитом из-за репутации Амфилохия как сербского националиста и его отрицания отдельной черногорской идентичности . [ 15 ]

Как митрополит Черногорский в начале 1990-х гг.

[ редактировать ]
Митрополит Амфилохия в 2008 году.

Амфилохий был избран митрополитом Черногории в декабре 1990 года и возведен на престол в Цетиньском монастыре 30 декабря того же года. [ 16 ]

В то время Сербская Православная Церковь в Черногории вновь стала духовной и политической силой после падения коммунизма и последующего распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (1992 г.). [ 17 ] [ 18 ] [ 5 ] В качестве митрополита Амфилохий инициировал программу строительства новых церквей, монастырей и восстановления старых церквей. [ 1 ] [ 19 ] Другие инициативы Амфилохия привели к увеличению числа монахов, монахинь, священников и других людей в церкви, а также к увеличению числа черногорцев, крещенных в православие в то время, когда его отношения с югославским правительством Черногории были натянутыми. [ 1 ] [ 18 ] [ 20 ] Реликвии тел святых использовались СПЦ для сплочения и «рехристианизации» населения, например, мощи святого Василия , которые были разделены и позже отправлены в другие монастыри Югославии. [ 1 ] В Черногории в новых церквях выставлены мощи мучеников, погибших в концлагере Ясеновац, чтобы напомнить прихожанам о страданиях, перенесенных сербами во время Второй мировой войны . [ 1 ] Амфилохий проводил кампанию по реабилитации Николая Велимировича , сербского православного священнослужителя межвоенного периода, заключенного в тюрьму державами Оси во время Второй мировой войны, которого он считал мучеником. [ 21 ]

В Цетине Амфилохие открыл новую духовную школу, издательство «Светигора» и радиостанцию ​​«Радио Светагора». [ 1 ] [ 5 ] Амфилохий был главным руководителем своего издательства «Светигора». [ 22 ]

В 1992 году митрополит Амфилохий основал «Светигору» , периодический журнал Сербской Православной Митрополии Черногории и Приморья, который до сих пор издается ежемесячно. Журнал содержит в основном церковные учения, поэзию, лекции, духовные уроки, репортажи, новости и хроники Митрополии, Сербской Церкви и всех других православных церквей. В 1998 году митрополит Амфилохий также основал одноименную общенациональную радиостанцию.

В то время его отношения с правительством Черногории были вялыми, и он лоббировал, чтобы религиозное образование в Черногорско-Приморской митрополии стало обязательным в школах. [ 23 ]

За время его правления было построено или реконструировано более 569 церквей и монастырей Сербской Православной Церкви. [ 24 ] [ 25 ] За время его тридцатилетнего правления Восточной Православной Церковью в Черногории в нескольких городах Черногории были открыты бесплатные столовые , из которых в настоящее время около 600 наиболее уязвимых семей получают горячую еду, как правило, дома, каждый день, в то время как число получающих Единовременная продовольственная помощь также велика. [ 26 ] [ 27 ]

Амфилохий стал видным защитником и сторонником сербства и был самопровозглашенным сербским националистом. [ 5 ] [ 14 ] Его назначение на пост митрополита совпало с приходом к власти Слободана Милошевича и мобилизацией сербского населения в Югославии, которую поддержала ШОС, а также ростом сербских националистических настроений. [ 1 ] [ 5 ] ШОС все чаще становилась на националистический путь, в основном за счет радикальных элементов в своих рядах, представленных фигурой Амфилохия. [ 28 ] [ 29 ] Он и несколько других епископов СПЦ утверждали, что ответственность за проблемы Югославии основана на тенденциях геноцида среди югославских этнических групп и Запада с его современностью и такими идеологиями, как коммунизм , индивидуализм , материализм и секуляризм . [ 30 ] Амфилохий прокомментировал ситуацию в Косово и заявил, что экспансионистские страны католического и протестантского Запада и мусульманского Востока являются «безумным ветром, который постоянно пытается погасить этот священный светильник», определяемый как Сербия. [ 31 ]

По мере распространения югославских войн Амфилохие вместе с другими высокопоставленными священнослужителями укрепил свои позиции, поскольку старшее поколение священнослужителей и богословов, пошедших на компромисс с прошлым югославским коммунистическим правительством, было отодвинуто на второй план. [ 32 ] В этот период Амфилохие делал антимусульманские и антихорватские комментарии. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] обвинения против боснийцев , хорватов и албанцев В 1992 году высокопоставленные сербские православные священнослужители, такие как Амфилохие, выдвинули и повторили о том, что сербы столкнулись с геноцидом с их стороны в результате глобального заговора, которому помогали Ватикан и Германия . [ 36 ] В начале 1990-х годов Амфилохий и епископ Василий Качавенда усилили религиозные и этнические разногласия во время югославских войн и заявили, что против ШОС существует глобальный заговор. [ 37 ] Амфилохий заявил, что «естественное пространство» сербов лежит на православном Востоке и что им необходимо бороться с протестантским и католическим Западом, а также с исламом , поскольку, по его словам, «без смерти не будет воскресения». [ 38 ]

Амфилохие стал видным участником дебатов по вопросам идентичности и суверенитета Черногории. [ 18 ] Ряд его взглядов касается государственности и государственности Черногории, а также идентичности черногорцев, которых Амфилохий считает представителями сербского этнического происхождения или «лучшими и чистейшими сербами», состоящими из таких элементов, как Косово, Св. Савва и династия Неманичей . [ 39 ] [ 40 ] [ 15 ] Другие позиции включают в себя то, что сербские предки черногорцев бежали из-под контроля ислама в Черногорию, и оттуда сербская нация получила возможность возродиться после поражения, понесенного сербами в битве на Косово (1389 г.). [ 4 ] Это привело к сильным разногласиям с правительством Черногории, которое со временем выступило за независимость от Сербии . [ 39 ] По мнению Амфилохие, черногорская нация была изобретена такими коммунистами, как Тито и Милован Жилас , а также сепаратистами, поддерживаемыми внешними силами, которые стремились отделить черногорцев от их исторического происхождения и расколоть сербов внутри более широкого региона. [ 39 ] [ 18 ] [ 15 ] Он рассматривал людей, выступающих за независимую и восстановленную Черногорскую Православную Церковь (МПЦ), как «еретиков и раскольников», которые вели кампанию против СПЦ, и называл черногорских автокефалистов «Crnolatinaši» (« Черные латиняне »), уничижительное выражение, используемое для догматичных и фанатичных католиков. духовенство. [ 39 ] [ 20 ] Амфилохие заявил, что МПЦ была «политическим образованием», а черногорские автокефалисты были « титоистами » и «безбожниками», выходцами из «нецерковных кругов» и нерелигиозного происхождения. [ 39 ] [ 18 ]

МПЦ попыталась охарактеризовать Амфилохия как «опасного фундаменталиста», который хотел навязать СПЦ всем православным черногорцам, а автокефалисты рассматривали его как участника « античерногорской » ассимиляционной кампании. [ 41 ] [ 18 ] [ 42 ] Протесты черногорских автокефалистов проводились против Амфилохия, иногда в тех местах, где он присутствовал, например, на открытия церемонии собора Воскресения Христова в Подгорице и прерывании конференции черногорских академических кругов в честь Петра II Петровича-Негоша . [ 43 ] Черногорская оппозиция рассматривала Амфилохия и его сторонников как агентов « Великого сербского проекта » и обвиняла митрополита в желании сохранить церковный контроль над всеми церквями в Черногории. [ 44 ]

Первый ряд: митрополиты Василий Качавенда (красный цвет, слева), Амфилохий (белый цвет, в центре) и Патриарх Ириней (красный цвет, справа).

Вначале Амфилохий поддерживал Милошевича, его политику и сербские националистические взгляды во время распада Югославии и войн, которые происходили в Хорватии и Боснии . [ 39 ] [ 40 ] [ 20 ] Во время интервью 1990 года сербской газете NIN Амфилохие заявил, что Милошевича следует «похвалить», поскольку он понимает «жизненно важные интересы сербского народа» и что «если они продолжат, как начали, результаты будут очень впечатляющими». [ 45 ] В другом интервью зарубежным СМИ Амфилохие заявил, что юбилей Косово в конце 1980-х годов заставил Сербию продемонстрировать "национальное единство, невиданное, вероятно, с 1914 года". [ 45 ] В комментариях, сделанных косовско-сербской газете «Единство» в 1990 году, Амфилохий признал самоопределение словенцев и хорватов к обретению государственности и заявил, что сербы должны поступить аналогичным образом, добавив, что «примирение над могилами невинных» невозможно «пока хорватский народ не откажется от зла». ". [ 46 ]

В ожидании вторжения югославских войск в южную Хорватию ШОС, представленная на местах Амфилохием, провела религиозную церемонию (17 февраля 1991 г.) в исторической православной церкви на полуострове Превлака на границе Хорватии и Черногории. [ 47 ] Во время осады Дубровника Амфилохий играл на гусле (струнном инструменте) и пел югославским черногорским войскам стихи из эпической поэмы «Битва при Мойковаце». [ 39 ] [ 48 ] [ 20 ] Он много раз посещал сербских солдат в Боснии, чтобы выразить свою поддержку. [ 4 ] Амфилохие часто хвалил руководство боснийских сербов во время войны , такое как Биляна Плавшич , которую он называл « косовской девушкой », и Радован Караджич. [ 39 ] [ 20 ] приглашал лидера сербских военизированных формирований Желько Ражнатовича Аркана и его группу «Тигры» Амфилохие дважды , военизированную группу, для охраны Цетинского монастыря в 1991 и 1992 годах. [ 4 ] [ 20 ] [ 49 ] Во второй из этих визитов в канун православного Рождества (1992 г.) черногорские автокефалисты собрались на площади короля Николы, а Аркан со своими «Тиграми» присутствовал в монастыре, где Амфилохий сказал собравшейся толпе, что « Скадар снова станет черногорцем». [ 39 ] [ 4 ]

В то время Амфилохие также выступал в качестве арбитра во внешних и внутренних конфликтах внутри и между сербскими политическими партиями в Черногории , Сербии и Боснии и Герцеговине . [ 39 ] [ 20 ] Во время войны в Боснии Амфилохие в 1994 году призвал к поддержке Республики Сербской , самопровозглашенного политического образования боснийских сербов. [ 50 ] Он критиковал то, что он считал югославским правительством и бездействием Европы в отношении боснийских сербов, а также предполагаемую опасность, с которой они и православная вера в Боснии столкнулись со стороны боснийцев- мусульман . [ 50 ] Амфилохие поддерживал прочные отношения с руководством боснийских сербов военного времени, базирующимся в городе Пале , Босния. [ 39 ] Он часто посещал Пале и призывал сербские войска продолжать боевые действия. [ 4 ] Амфилохие поддержал решение руководства боснийских сербов во время войны отклонить мирный план Вэнса-Оуэна , который предлагал разделить Боснию на несколько кантонов. [ 51 ] Отношения между Амфилохием и президентом Сербии ухудшились после того, как Милошевич порвал с руководством боснийских сербов из-за того, что они в мае 1993 года отвергли мирный план Вэнса-Оуэна. [ 39 ] [ 18 ] [ 20 ] Амфилохий продолжал поддерживать руководство боснийских сербов во время войны и стал резким критиком Милошевича и его политики. [ 39 ] [ 18 ] [ 20 ] В 1995 году, когда сербские силы теряли позиции в Хорватии и Боснии, Амфилохие обратился к парламенту Черногории и призвал их отказаться от поддержки Милошевича и снять санкции против боснийских сербов. [ 39 ] [ 18 ] [ 20 ]

Конец 1990-х и начало 2000-х годов

[ редактировать ]
Собрание мирового православного духовенства: Амфилохий (в белом, четвертый слева), Патриарх Варфоломей I (в белом и красном, в центре). Константинопольский

Из-за своей оппозиции Милошевичу Амфилохие на короткое время нашел общий язык с Мило Джукановичем , когда в 1997 году Демократическая партия социалистов Черногории (ДПС) разделилась на группы, поддерживающие и анти-Милошевича. [ 39 ] [ 18 ] [ 20 ] Амфилохий благословил Джукановича, когда он стал президентом Черногории в январе 1998 года. [ 52 ] [ 53 ] Со временем, когда Джуканович выступал за независимую Черногорию, в их отношениях возник раскол, и Амфилохий стал резким критиком президента Черногории. [ 52 ] [ 53 ] Попытки смягчить церковную напряженность привели к тому, что Джуканович и премьер-министр Игорь Лукшич попросили Амфилохие стать частью МПЦ, но этот шаг недостижим, поскольку МПЦ не имеет признания и считается еретическим другими православными церквями. [ 54 ] В конце 1990-х годов Амфилохие, будучи главой черногорской митрополии, руководил 160 священнослужителями, такими как священники, монахи и монахини, которые обеспечивали религиозное служение более чем 90% приходов и монастырей Черногории. [ 55 ] В середине 2000-х годов Амфилохие комментировал и делал критические заявления по поводу интеграции Сербии в Евросоюз . [ 56 ] Амфилохий выступал против диалога и был антиэкуменическим по отношению к Католической церкви . [ 57 ] В конце 20-го века Амфилохий поддерживал националистов и радикальных антизападников , а в начале XXI века он посвятил свои усилия диалогу между православной и католической церквями . [ 8 ] В феврале 2003 года Амфилохие был главой делегации ШПЦ, посетившей Ватикан, и немецкие католические СМИ сообщили, что он пригласил Папу в Белград, что позже было отклонено ШПЦ. [ 22 ] Подвергнувшись католическому влиянию, Амфилохий изменил свою позицию относительно «злой сущности» людей на Западе и начал различать «плохую» светскую и «хорошую» антисекулярную Европу. [ 58 ] Амфилохий продвигал и защищал концепцию « теодемократии », не вдаваясь в подробности этой идеи как возможной оппозиции либеральной демократии . [ 59 ] Взгляды Амфилохие остаются далекими от либеральной точки зрения, и поэтому, как утверждает Клаус Бухенау, его нельзя назвать «прозападником». [ 58 ] В 2005 году Амфилохие призвал Радована Караджича, избежавшего ареста по обвинению МТБЮ , сдаться. [ 60 ]

18 июня 2005 года небольшая церковь из гофрированного железа была установлена ​​с помощью вертолета на вершине горы Румия 172-й воздушно-десантной бригадой Сербско -Черногорской армии Подгорицы по просьбе Советской церкви Подгорицы, зависимой от православных сербов. Митрополит Черногорский. [ 61 ] [ 62 ] Символическая акция, направленная на демонстрацию доминирования ШОС над другими религиями и поддержку сербского характера Черногории, мероприятие также выявило тесные связи между Амфилохием и армией. [ 61 ] В СОЦ заявили, что на этом месте около 500 лет существовала бывшая церковь, которая была разрушена османами . [ 61 ] Эта акция подверглась критике в Черногории со стороны таких общественных деятелей, как Андрей Николаидис , который заявил, что в этом месте никогда не было церкви, а Амфилохие получил негативную оценку в прессе со стороны части черногорских СМИ, утверждающих, что это место присвоено одной вере в ущерб другим и порождает межрелигиозные дисгармония. [ 61 ] [ 62 ] В письме, адресованном Джукановичу, Амфилохие заявил, что любой снос церкви будет актом вандализма. [ 62 ]

После обретения Черногорией независимости (с 2006 г.)

[ редактировать ]

Во время референдума о независимости Черногории в 2006 году Амфилохие поддержал продолжение сербско-черногорского юнионизма и был важной фигурой в кампании за единство. [ 63 ] В Черногории Амфилохие считали более способным выразителем интересов черногорских сербов, чем политики того времени. [ 63 ] Амфилохие выразил протест против попытки МПЦ в 2006 году штурмовать церковь недалеко от Цетинье и заявил, что, по его мнению, правительство Черногории . за действиями МПЦ стоит [ 63 ] [ 64 ] Амфилохие выступил против будущего объединения всех православных церквей в Черногории. [ 65 ] Черногорский политик Ранко Кривокапич был главным соперником Амфилохие. [ 65 ] [ 66 ] В мае 2011 года Амфилохие был обвинен в разжигании ненависти и предстал перед судом в Подгорице из-за комментариев, сделанных в адрес людей, которые хотели снести церковь, расположенную на горе Румия. [ 65 ] [ 66 ] Суд длился до ноября 2012 года, когда Амфилохий отверг предъявленные ему обвинения, а позже, по завершении рассмотрения дела, получил от суда предупреждение. [ 65 ] [ 66 ] В 2013 году Амфилохие пытался добиться причисления Петра II Петровича-Негоша к лику святых, однако этим усилиям противостояли власти Черногории и синод ШПЦ. [ 66 ] В соборе Воскресения Христова в Подгорице среди фресок присутствует образ Амфилохия. [ 66 ]

Дмитрий Медведев получает от митрополита Амфилохия орден Святого Саввы .

В 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии , и Амфилохий выступил с речами, в которых заявил, что Косово является « Иерусалимом , колыбелью сербской нации». [ 67 ] В то время Амфилохие раскритиковал министра иностранных дел Сербии Вука Еремича и президента Бориса Тадича как «предателей, которые не хотели, чтобы армия защищала Косово». [ 67 ] Амфилохий также заявил, что Сербии необходимо закупить новое оружие у России и привлечь российских добровольцев для защиты Косово. [ 68 ] В марте 2008 года во время выборов в Сербии Амфилохие поддержал Сербскую радикальную партию (СРП) и Демократическую партию Сербии (ДСС). [ 67 ] 13 ноября 2007 года, после того как Сербский Патриарх Павел (1914–2009) был переведен в клинический центр из-за плохого здоровья, Священный Синод СПЦ избрал Радовича для исполнения обязанностей патриарха. Патриарх Павел умер 15 ноября 2009 года, и Амфилохий продолжил свою роль Хранителя Престола. Амфилохий, изображавшийся как компромиссная фигура между националистами и епископами, наряду с Василием Качавендой и Иринеем Буловичем, был основным кандидатом на пост патриарха СПЦ. [ 69 ] Он прекратил исполнять эту обязанность после избрания епископа Нишского Иринея новым патриархом 22 января 2010 года. Его друзья утверждали, что он был рад, что его не избрали патриархом, поскольку «предстояло проделать много работы в Черногория ». [ 9 ] 2 августа 2014 года на церковном собрании в Илиндан ( День святого Илии ) Амфилохий заявил, что мусульмане - «ложный народ с ложной религией», а исламские учения - «духовная смерть». [ 70 ] Он прокомментировал «Горный венок» , стихотворение XIX века, написанное Петром Петровичем Негошем, о том, что Амфилохие назвал «истреблением тюркификаторов » . [ 70 ] Амфилохий заявил, что убийство людей «ужасно, однако еще ужаснее духовная смерть, сеяная вокруг фальшивыми людьми с ложной верой». [ 70 ] Далее он добавил, что «благодаря этим жертвам епископ Данило спас Черногорию . В противном случае в Черногории не осталось бы ни одного православного уха». [ 70 ]

Амфилохие выступает с речью на антиправительственном митинге в октябре 2015 года.

8 октября 2014 года на церковном празднике в Колашине Амфилохие заявил, что «этот регион опустошили две злые и смертельные болезни: потурченяштво и брозомора ». [ 70 ] Слово «потурченяштво» относится к славянам, которые становятся мусульманами или обращаются в ислам, вера « турков » ( османов ) в эпоху Османской империи и брозомора (болезнь Броза) связана с принятием коммунистической идеологии Иосипа Броз Тито. [ 71 ] Амфилохий также заявил, что эпоха Тито привела к разделению единой сербской нации на четыре отдельные нации, такие как «босняки, черногорцы и македонцы ». [ 72 ] Исламское сообщество в ответ заявило, что комментарии Амфилохия были «языком ненависти», и упомянуло о тесных отношениях Церкви и Амфилохие с комбатантами и их «преступлениях против человечности» во время югославских войн . [ 72 ] Амфилохий был хорошо известен своими частыми заявлениями против прав ЛГБТ и гендерного равенства , и его цитировали, называя прайд «парадом смерти, самоуничтожения, убийств и убийств». избрала его гомофобом года В 2014 году неправительственная организация Queer Черногория . [ 73 ] также публично предупредил его Омбудсмен за разжигание ненависти и дискриминацию ЛГБТ-меньшинства. [ 74 ] Амфилохий осудил НАТО , назвав ее « милитаристской , тоталитарной , террористической международной организацией». [ 75 ] ШОС в Черногории призвал провести референдум по вопросу вступления Черногории в НАТО . антиправительственные акции протеста Прошли , организованные черногорской оппозицией, состоящей преимущественно из сербской общины. Амфилохий публично раскритиковал «отделение страны от матери-России ». [ 76 ]

Спорный закон о религии и протесты (2019–2020 гг.)

[ редактировать ]
Протестные молитвенные шествия перед собором Воскресения Христова в Подгорице , 26 января 2020 года.

По состоянию на конец декабря 2019 года вступил в силу недавно провозглашенный Закон о религиозных общинах в Черногории, который де-юре передает право собственности на церковные здания и поместья от Сербской Православной Церкви в Черногории черногорскому государству. [ 77 ] [ 78 ] вызвало серию крупных [ 79 ] За протестами последовали перекрытия дорог. [ 80 ] Некоторые церковные чиновники подверглись нападению со стороны полиции (в том числе епископ Методий, заместитель Амфилохия). [ 81 ] ряд журналистов, активистов оппозиции и протестующих граждан были арестованы. [ 82 ] 29 декабря 2019 года Епископальный совет Сербской Православной Церкви в Черногории отлучил от церкви президента Черногории Мило Джукановича , депутатов и чиновников правительственной коалиции за принятие религиозного закона. [ 83 ] Молитвенные хождения продолжались до августа 2020 года. [ 84 ] как мирные молитвенные шествия протеста, в основном организованные Черногорско-Приморской митрополией и возглавляемые митрополитом Амфилохием в ряде черногорских муниципалитетов. [ 85 ] [ 86 ] Со временем значительный процент населения Черногории вышел на улицы, выступая против закона. В феврале мирные общественные собрания только в Подгорице посетили более 50 или даже 60 000 человек, и их все чаще называют самыми массовыми публичными собраниями в истории Черногории. Во время мирных протестов в начале 2020 года сообщалось о новых случаях злоупотреблений полицией служебным положением и насилия в отношении протестующих граждан и политических активистов, также были арестованы несколько активистов оппозиции и журналистов. [ 87 ] На парламентских выборах в августе 2020 года митрополит Амфилохий поддержал оппозиционных кандидатов, впервые в жизни придя на выборы. Выборы завершились победой оппозиционных партий и отстранением от власти правящей ДПС, правившей страной с момента введения многопартийной системы в 1990 году. В сентябре 2020 года черногорский профессор Здравко Кривокапич , близкий к Митрополии Черногория и Приморье, и митрополит Амфилохие был избран новым премьер-министром Черногории новым парламентским большинством, объявив о выходе спорный закон о религиозных общинах. [ 88 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Могила митрополита Амфилохия в крипте Подгорицкого собора .

7 октября 2020 года Амфилохие дал положительный результат на COVID-19 во время пандемии в Черногории . [ 89 ] Первоначально он, похоже, выздоровел, а 20 октября его тест на COVID-19 оказался отрицательным. Однако ситуация резко ухудшилась 29 октября, когда у него появилась одышка. Заведующая пульмонологической клиникой Клинического центра Елена Боровинич заявила 29 октября, что состояние здоровья митрополита Амфилохия тяжелое и что он "переведен на режим инвазивной вентиляции легких". Она пояснила, что ухудшение состояния здоровья Амфилохие произошло после того , как у него развилась пневмония из-за осложнений, вызванных COVID-19. Он умер 30 октября 2020 года в Подгорице, Черногория, в возрасте 82 лет. [ 90 ]

Посол Сербии в Черногории Владимир Божович подтвердил слухи в СМИ о том, что правительство Сербии предложило перевести Амфилохие в Сербию для лечения, а митрополит лечился в местной больнице в Цетинье, митрополит поблагодарил его и сказал, что хочет остаться в Черногории и поделиться судьба всех остальных черногорцев. [ 91 ]

Митрополит Амфилохий был по собственному желанию похоронен в крипте собора Воскресения Христова в Подгорице в подготовленном для его жизни месте упокоения. [ 92 ] Амфилохий подарил свою личную библиотеку, состоящую из нескольких тысяч книг, средневековому монастырю Станевичи. [ 93 ] Известный сербский поэт Матия Беккович написал стихотворение в его честь. [ 94 ]

Несмотря на запреты правительства Черногории на массовые собрания из-за распространения вируса COVID-19, перед собором Подгорицы присутствовали тысячи верующих, а также главы Православной Церкви Сербии , Боснии и Герцеговины , Греции . , Украины и Албании , Римско-католической архиепархии Бара и исламских общин Черногории и Сербии , на похоронах также присутствовало большое количество политических лидеров Черногории и соседних стран. На похоронах выступили епископ Будимля и Никшич Йоаникий , Патриарх Сербский Ириней, назначенный премьер-министром Черногории Здравко Кривокапич, председатель парламента Черногории Алекса Бечич , а также сербский поэт и близкий друг Амфилохия Матия Беккович. [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]

В телеграмме соболезнования главный муфтий Белграда Мустафа Юсуфспахич выразил свое почтение покойному митрополиту, напомнив о событиях во время националистических протестов в Белграде в мае 2004 года, когда было совершено нападение на мечеть Байракли и когда только митрополит Амфилохий стоял перед необузданными массовая защита святилища, «защита добра от зла ​​во всех нас». [ 99 ]

Свою последнюю пенсию он пожертвовал бедному священнику, который работал над несколькими книгами в Белграде. [ 100 ]

Здравко Кривокапич, назначенный премьер-министром Черногории, публично обратился к уходящему правительству Душко Марковича с просьбой объявить день траура по случаю смерти митрополита Черногории и Приморья, но правительство отказалось сделать это; Тем временем, несколько муниципалитетов Черногории объявили день траура на местном уровне: Андриевица , Будва , Беране , Котор , Герцег-Нови , Тиват и Плужине . [ 101 ]

Сербский Патриарх Ириней дал положительный результат на COVID-19 после посещения и председательства на похоронах Амфилохия в открытом гробу, на которых мало кто из большого числа присутствующих, включая священнослужителей, проводивших литургию, носил защитные маски. [ 102 ] [ 103 ] Присутствовавшие на похоронах, состоявшихся 1 ноября, также не соблюдали социальную дистанцию ​​и согласились соблюдать традицию подойти к открытому гробу, чтобы поцеловать руки и лоб умершего православного священнослужителя. [ 102 ] [ 103 ] Ириней умерла через 19 дней после похорон из-за коронавируса, 20 ноября. [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ]

Общественное мнение

[ редактировать ]
Амфилохия в 2017 году.

Амфилохий как митрополит понимал черногорские настроения и социальные течения Черногории. [ 1 ] [ 5 ] Он был противоречивой фигурой, которую уважало духовенство и не любили некоторые критики. [ 4 ] [ 35 ] Из-за его статуса общественного деятеля поляризованное общественное мнение по поводу Амфилохидже было либо положительным, либо отрицательным. [ 18 ] Среди черногорских сербов Амфилохие был популярной фигурой и в опросах, проведенных в 2003-2004 годах, он входил в число людей, пользующихся наибольшим доверием в общественной жизни Черногории. [ 18 ] Черногорские партии, выступающие за независимость, некоторые интеллектуалы и МПЦ изображали Амфилохие как фигуру, вызывающую разногласия, как «военного преступника» и «фундаменталиста», вызывающего конфликты среди сограждан. [ 18 ] . кустарная индустрия В 1990-е годы вокруг критики Амфилохие возникла [ 105 ] МПЦ провело кампанию по связям с общественностью, направленную на то, что они считали отрицательным аспектом характера Амфилохие. [ 18 ] Эти усилия включали публикацию МПЦ книги Вешелько Копривицы об Амфилохии под названием «Амфилохиева сабрана не джела» («Проступки Амфилохия»), в которой делается попытка изобразить митрополита как сербского националиста, разжигавшего конфликт во время распада Югославии и ее войн. [ 18 ] [ 105 ]

Роль Амфилохия в политической и общественной жизни Черногории была осуждена его идеологическими оппонентами как сторонник «воинственной великосербской политики» и «идей, ведущих к войне». [ 106 ] [ 105 ] [ 54 ] В ходе соперничества между Амфилохием из СПЦ и митрополитом Мирашем Дедеичем из канонически непризнанной МПЦ часто обменивались личными оскорблениями, и оба стали представителями сербской и черногорской фракций внутри страны. [ 107 ] Сторонники Амфилохия называют его «Джедо» (Дедушка). [ 108 ]

Сторонники Амфилохия утверждают, что во время его правления было построено и перестроено больше церквей и монастырей, чем во время династии Неманича . [ 109 ]

Избранные ордена и медали
Почетные степени

Избранные работы

[ редактировать ]

Библиография Амфилохия насчитывает более 1000 единиц. [ 114 ] его избранные произведения опубликованы в 36 томах. [ 115 ] Вместе с епископом Атанасием Евтичем Амфилохий перевел второканонические книги Ветхого Завета на сербский язык . [ 116 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Моррисон 2018 , с. 86.
  2. ^ «Скончался митрополит Амфилохий, один из самых влиятельных людей в Черногории. У него была корона» . Telegram.hr (на хорватском языке). 30 октября 2020 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Стаматович 1999 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Моррисон 2008 , с. 134.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Моррисон 2015 , с. 104.
  6. ^ Бухенау 2005 , стр. 66–67.
  7. ^ Jump up to: а б с д митрополии : Печа Амфилохие (Радович). Его Высокопреосвященство архиепископ Цетинский, митрополит Черногорский и Приморский и экзарх престола Официальный сайт Черногорской и Приморской Архивировано 15 апреля 2014 года в Wayback Machine.
  8. ^ Jump up to: а б Бухенау 2005 , с. 66.
  9. ^ Jump up to: а б «Кем был митрополит Амфилохийский – епископ, который никого не оставил равнодушным» . Политика онлайн . Проверено 30 октября 2020 г. .
  10. ^ «Освободите Герцеговину» В этот день родился митрополит Амфилохий» (на сербском языке) . Проверено 30 октября 2020 г. .
  11. ^ Кришто, Юре (1995). «Католическая церковь во время кризиса». В Рамете, Сабрина П.; Адамович, Любиша С. (ред.). За пределами Югославии: политика, экономика и культура в разрушенном обществе . Вествью Пресс. стр. 433, 447. ISBN.  9780813379531 . «обвинение хорватов и Римско-католической церкви в том, что они якобы подвергают опасности сербский народ в Хорватии. Многие сербские интеллектуалы были вовлечены в эту антикатолическую пропаганду, но имена историка Василия Крестича, писателя Добрицы Кошича и православного епископа Амфилохия Радовича из Баната выделяются».
  12. ^ Jump up to: а б с Шестой 2011 , с. 121–122.
  13. ^ Jump up to: а б Перика 2002 , стр. 143–144.
  14. ^ Jump up to: а б Шестой 2011 , с. 121.
  15. ^ Jump up to: а б с Шестой 2011 , с. 123.
  16. ^ АМФИЛОХИЙ АРХЕПИСКОП ЦЕТИНЬСКИЙ, МИТРОПОЛИТ ПРИМОРСКОЙ ЧЕРНОГОРИИ И ЭКСАРХ СВЯТОГО ПЕКСКОГО ПРЕСТОЛА
  17. ^ Моррисон 2018 , стр. 86, 88.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Моррисон 2008 , с. 135.
  19. ^ Моррисон 2015 , стр. 104–105.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Моррисон 2015 , с. 105.
  21. ^ Байфорд 2008 , стр. 72, 79, 100, 158–159, 211.
  22. ^ Jump up to: а б Бухенау 2005 , с. 80.
  23. ^ Моррисон 2018 , стр. 86–87.
  24. ^ Маркуш, Йован Б. (2010). Восстановление и строительство монастырей и храмов в Черногории: Ежегодник реставрации, восстановления, реконструкции и строительства в Черногорско-Приморской митрополии: 1990-2010 гг . Митрополия Черногории и Приморья. ISBN  978-9940-9234-2-6 .
  25. ^ «Жизнеописание митрополита Черногорско-Приморского Амфилохи» . www.epicentarpress.rs . Проверено 30 октября 2020 г. .
  26. ^ Теплая еда с благословением: Черногорско-Приморская митрополия помогает и кормит нуждающихся на своих четырех национальных кухнях , Večernje novosti (2019).
  27. ^ Когда бедность ставит вас в угол: Как работает общественная кухня в Подгорице , Черногорско-Приморская митрополия (2018)
  28. ^ Шистек 2011 , стр. 123, 129.
  29. ^ Байфорд, Йован (2008). Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистические воспоминания о сербском епископе Николае Велимировиче . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 79–80, 100. ISBN.  9789639776159 .
  30. ^ Бухенау 2014 , стр. 65–66.
  31. ^ Макдональд, Дэвид Брюс (2010). «Важность быть европейцем: повествования о Востоке и Западе в сербском и хорватском национализме» . В Каролевском — Иренеуш Павел; Сушицки, Анджей Марцин (ред.). Множественность национализма в современной Европе . Роуман и Литтлфилд. п. 243. ИСБН  9780739123072 .
  32. ^ Бухенау 2005 , стр. 78–79.
  33. ^ Кармайкл, Кэти (2003). Этнические чистки на Балканах: национализм и разрушение традиций . Рутледж. п. 32. ISBN  9781134479535 .
  34. ^ Тисманяну, Владимир (2009). Фантазии спасения: демократия, национализм и миф в посткоммунистической Европе . Издательство Принстонского университета. п. 78. ИСБН  9781400822508 .
  35. ^ Jump up to: а б Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. стр. 163 . ISBN  9781603447249 . Амфилохие Радович.
  36. ^ Селлс, Майкл А. (1996). Мост предал: Религия и геноцид в Боснии . Издательство Калифорнийского университета. п. 65. ИСБН  9780520922099 .
  37. ^ Литтл, Дэвид; Свирер, Дональд (2006). "Введение". В Литтле, Дэвид; Свирер, Дональд К. (ред.). Религия и национализм в Ираке: сравнительная перспектива . Издательство Гарвардского университета. п. 14. ISBN  9780945454410 .
  38. ^ Генрих, Ханс-Георг (1999). «К культурной теории перехода: странная архитектура посткоммунистических обществ». Генрих, Ханс-Георг (ред.). Институциональное строительство в странах новой демократии. Исследования пост-посткоммунизма . Коллегиум Будапешта/Институт перспективных исследований. п. 150. ИСБН  9789638463913 . «По мнению сербского патриарха Амфилохия Радовича, «естественным пространством» для сербского народа является православный Восток. И он должен бороться против католического и протестантского Запада, а также против ислама: «без смерти не будет воскресения».
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Моррисон 2018 , с. 87.
  40. ^ Jump up to: а б Моррисон 2008 , стр. 134–135.
  41. ^ Моррисон 2018 , стр. 88.
  42. ^ Моррисон 2015 , с. 106.
  43. ^ Моррисон 2018 , с. 89.
  44. ^ Моррисон 2008 , стр. 128–129.
  45. ^ Jump up to: а б Перика 2002 , с. 143.
  46. ^ Перика 2002 , стр. 158.
  47. ^ Перика 2002 , с. 154.
  48. ^ Моррисон 2008 , с. 136.
  49. ^ Шистек 2011 , стр. 123–125.
  50. ^ Jump up to: а б Паттерсон, Патрик Хайдер (2010). «О разрушении христианского мира: религиозная политика и вызов ислама на Новом Западе» . В Берглунде, Брюс Р.; Портер, Брайан А. (ред.). Христианство и современность в Восточной Европе . Издательство Центральноевропейского университета. п. 314. ИСБН  9789639776654 .
  51. ^ Джонстон, Дуглас (2003). Дипломатия, основанная на вере: победа над реальной политикой . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН  9780199721955 .
  52. ^ Jump up to: а б Моррисон 2018 , с. 91.
  53. ^ Jump up to: а б Моррисон 2015 , с. 110.
  54. ^ Jump up to: а б Бухенау 2014 , с. 85.
  55. ^ Перица, Виктор (2002). Балканские идолы: Религия и национализм в югославских государствах . Издательство Оксфордского университета. п. 175. ИСБН  9780198033899 .
  56. ^ Корженевска-Вишневска 2016 , стр. 198.
  57. ^ Мойзес, Пол (2006). «Религия отказывается от этнического конфликта в Боснии и Герцеговине?». В Литтле, Дэвид; Свирер, Дональд К. (ред.). Религия и национализм в Ираке: сравнительная перспектива . Издательство Гарвардского университета. п. 162. ИСБН  9780945454410 .
  58. ^ Jump up to: а б Бухенау, Клаус (2011). «Православные ценности и современные потребности: сербское православное духовенство и миряне о демократии, правах человека, переходном периоде и глобализации» . В Листхауге, Ола; Рамет, Сабрина П. (ред.). Гражданские и негражданские ценности: Сербия в эпоху пост-Милошевича . Издательство Центральноевропейского университета. п. 134. ИСБН  9789639776982 .
  59. ^ Бухенау, Клаус (2005). «От горячей войны к холодной интеграции? Сербские православные голоса о глобализации и Европейском Союзе» . В Панкхерсте, Джерри; Рудометоф, Виктор; Агаджанян, Александр (ред.). Восточное православие в глобальную эпоху: традиция перед XXI веком . АльтаМира Пресс. п. 81. ИСБН  9780759114777 .
  60. ^ «Поддержка беглого Караджича сокращается» . 27 августа 2005 г.
  61. ^ Jump up to: а б с д Каттаруцца, Амаэль; Михелс, Патрик (2005). «Православная двойственность в Черногории» . Балканология . 9 (1/2). дои : 10.4000/balkanology.595 . пункт. 28-29.
  62. ^ Jump up to: а б с Колстё, Пол (2016). Медиа-дискурс и югославские конфликты: репрезентации себя и других . Рутледж. стр. 145–146. ISBN  9781317098928 .
  63. ^ Jump up to: а б с Моррисон 2018 , с. 93.
  64. ^ Моррисон 2015 , с. 112.
  65. ^ Jump up to: а б с д Моррисон, Кеннет (2018). Национализм, идентичность и государственность в постюгославской Черногории . Издательство Блумсбери. п. 150. ИСБН  9781474235198 .
  66. ^ Jump up to: а б с д и Моррисон 2015 , с. 114.
  67. ^ Jump up to: а б с Корженевская-Вишневская 2016 , стр. 232–233.
  68. ^ Корженевска-Вишневска, Мирелла (2016). «Сербская Православная Церковь перед вызовами постюгославского пространства» . В Вавжонеке, Михал; Бекус, Нелли; Корженевска-Вишневска, Мирелла (ред.). Православие против посткоммунизма?: Беларусь, Сербия, Украина и Русский мир . Издательство Кембриджских ученых. п. 240. ИСБН  9781443831550 .
  69. ^ Бухенау 2014 , с. 80.
  70. ^ Jump up to: а б с д и Пачарис 2015 , с. 408.
  71. ^ Пачарис 2015 , стр. 408–409.
  72. ^ Jump up to: а б Пакарис, Сабина (2015). «Черногория» . В Шарбродте, Оливер; Нильсен, Йорген; Акгонюль, Самим; Алибашич, Ахмет; Рачиус (ред.). Ежегодник мусульман Европы: Том 7 . Брилл. п. 409. ИСБН  9789004308909 .
  73. ^ «Амфилохий в настоящее время находится на вершине списка кричалок гомофоба года» .
  74. ^ «Бакович: Амфилохие воздержится от высказываний о ЛГБТ-сообществе» . 17 октября 2013 г.
  75. ^ «Митрополит Амфилохий: НАТО – террористическая организация» . 25 октября 2015 г.
  76. ^ «Сербская церковь призывает Черногорию провести референдум по НАТО» . 5 января 2016 г.
  77. ^ «Протест сербов в Черногории накануне голосования по религиозному закону» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 26 декабря 2019 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
  78. ^ «Нападение Черногории на церковную собственность приведет к созданию беззаконного общества» . Балканский взгляд . 14 июня 2019 года . Проверено 5 января 2020 г.
  79. ^ Литургия SPC в Подгорице (на сербско-хорватском языке), 2 февраля 2020 г. , дата обращения 10 февраля 2020 г.
  80. ^ «Черногория принимает закон о религиозных правах на фоне протестов просербов» . Голос Америки . 27 декабря 2019 года . Проверено 5 января 2020 г.
  81. ^ «Епископ Мефодий после избиения в Черногории госпитализирован в ВМА» . Политика онлайн . Проверено 20 января 2020 г.
  82. ^ «Столкновения протестующих в Черногории с полицией из-за закона о религии» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 30 декабря 2019 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
  83. ^ Епископальный совет: Милон и депутаты отлучены от SPC [ постоянная мертвая ссылка ] , B92
  84. ^ «Продолжение беспорядков по всей Черногории» . Политика онлайн . Проверено 2 марта 2020 г.
  85. ^ «Несколько тысяч протестующих церковных законопроектов в Черногории» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 1 января 2020 г. ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  86. ^ «Тысячи людей протестуют во главе с епископом Амфилохием в столице Черногории» . N1 Srbija (на сербском языке (латиницей)). 3 января 2020 года. Архивировано из оригинала 26 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  87. Письмо европейским институтам по поводу ареста журналистов в Черногории , Aljazeer
  88. ^ Опубликованный документ: Депутаты трех коалиций поддержали Кривокапича на мандате , Vijesti, 23 сентября 2020 г.
  89. ^ «Самый известный священнослужитель Черногории дал положительный результат» . Нью-Йорк Таймс . 7 октября 2020 г.
  90. ^ «Preminuo митрополит Амфилохий» . Н1. 30 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 30 октября 2020 г. .
  91. Тест Метрополитен на вирус короны оказался отрицательным, Сербия предложила лечение , Радио Свободная Европа, 20 октября 2020 г.
  92. Preminuo mitropolit Amfilohije. Архивировано 1 ноября 2020 г. в Wayback Machine (на сербском языке).
  93. ^ «Кем был митрополит Амфилохийский» . BBC News на сербском языке (на сербском языке (латиницей)). 30 октября 2020 г. Проверено 31 октября 2020 г.
  94. ^ «КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ДЛЯ НЕГО, НА ОДИН МЕНЬШЕ ДЛЯ ХРИСТА: Матия Беккович посвятила эти великие стихи митрополиту Амфилохию (ВИДЕО)» . НОВОСТИ (на сербском языке) . Проверено 31 октября 2020 г.
  95. Похоронен митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , Вьешти, 1 ноября 2020 г.
  96. Похоронен митрополит Амфилохий: Как Черногория (и Сербия) прощалась с «Дедушкой» , Недельник, 1 ноября 2020 г.
  97. ^ СЕГОДНЯ ЛИТИЯ ВСЕХ ЛИТИЙ Кривокапич вспомнил ночь после выборов и сказал: Я помню, дедушка, то, что ты мне сказал , Вечерние новости, 11.01.2020
  98. ^ «Сегодня лития всех литий» , RTCG, 11.01.2020
  99. Муфтий Мустафа Юсуфпахич: Когда хулиганы сожгли нашу мечеть, храбрый митрополит встал перед толпой, чтобы защитить ее , Вести, 31 октября 2020 г.
  100. ^ «ПОСЛЕДНЯЯ ЦЕРКОВЬ АМФИЛОХА: Митрополит не имел ничего из своего имущества, и вот что он сделал со своей ПОСЛЕДНЕЙ ПЕНСИЕЙ» . www.srbijadanas.com (на сербско-хорватском языке). 2 ноября 2020 г. Проверено 6 ноября 2020 г.
  101. Кривокапич: Объявить день траура по смерти Амфилохи , Вьести, 30 октября 2020 г.
  102. ^ Jump up to: а б с Гойландо, Мартин; Фокс, Кара (20 ноября 2020 г.). «Патриарх церкви умер от Covid-19 после того, как провел в открытом гробу похороны епископа, убитого вирусом» . CNN . Проверено 20 ноября 2020 г.
  103. ^ Jump up to: а б с «Covid-19: скончался Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней» . Новости Би-би-си . 20 ноября 2020 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
  104. ^ «Патриарх Сербской Православной Церкви умер от коронавируса» . Reuters.com . 20 ноября 2020 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
  105. ^ Jump up to: а б с Моррисон, Кеннет (2015). «Автокефалия, сжигание дров и легитимность: черногорская и сербская православные церкви в конфликте» . В Раделиче, Бранислав; Топич, Мартина (ред.). Религия в постюгославском контексте . Лексингтонские книги. п. 117. ИСБН  9781498522489 .
  106. ^ Моррисон 2008 , стр. 135–136.
  107. ^ Моррисон, Кеннет (2008). Черногория: Современная история . ИБТаурис. стр. 136, 257. ISBN.  9780857714879 .
  108. ^ «Кем был митрополит Амфилохийский» . BBC News на сербском языке (на сербском языке (латиницей)). 30 октября 2020 г. Проверено 30 октября 2020 г. .
  109. ^ Сербия, РТС, Радио Телевидение Сербии, Радио Телевидение. «Кем был митрополит Амфилохий и как он говорил» . www.rts.rs. Проверено 30 октября 2020 г. . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  110. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Жизнь и деятельность митрополита Амфилоха – новый стандарт» . Новый стандарт (на сербском языке). 30 октября 2020 г. Проверено 31 октября 2020 г.
  111. ^ «Свидетельство о присвоении ученой степени почетного доктора богословия Амфилохию, врученное митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию Московской Духовной Академией : Русская Православная Церковь (архив)» . mospat.ru . Проверено 8 ноября 2020 г.
  112. ^ «Митрополит Амфилохий получил звание почетного доктора Свято-Сергиевского богословского института в Париже | Сербская Православная Церковь [Официальный сайт]» . www.spc.rs. ​Проверено 8 ноября 2020 г.
  113. ^ «Митрополит Амфилохий Доктор HONORIS CAUSA Православной Духовной Академии Санкт-Петербурга | Сербская Православная Церковь [Официальный сайт]» . www.spc.rs. ​Проверено 8 ноября 2020 г.
  114. ^ «Жизнь и деятельность митрополита Амфилоха – новый стандарт» . Новый стандарт (на сербском языке). 30 октября 2020 г. Проверено 31 октября 2020 г.
  115. ^ «Представлены избранные произведения митрополита Амфилохия | Сербская Православная Церковь [Официальный сайт]» . www.spc.rs. Проверено 31 октября 2020 г.
  116. ^ «Новое издание Библии на сербском языке» . Политика. 12 июля 2011 года . Проверено 17 июля 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы Восточной Православной Церкви
Предшественник Епископ Банатский
1985–1990
Преемник
Предшественник Митрополит Черногорский и Приморский.
1990–2020
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5694c636479892c5b9fb6761d11d9e90__1721818380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/90/5694c636479892c5b9fb6761d11d9e90.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amfilohije Radović - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)