Споры по поводу этнической и языковой идентичности в Черногории
![]() |
Часть серии о |
Черногория |
---|
История |
География |
Политика |
Экономика |
Общество |
Существует несколько спорных моментов по поводу этнической и языковой идентичности нескольких общин в Черногории , некоторые из них связаны с идентичностью людей, которые идентифицируют себя как этнические черногорцы , в то время как некоторые другие вопросы идентичности также связаны с общинами сербов , хорватов , боснийцев. и этнические мусульмане . Все эти вопросы взаимосвязаны и крайне политизированы.
Центральный вопрос заключается в том, составляют ли самоидентифицированные черногорцы отдельную этническую группу или подгруппу какой-то другой нации, как часто утверждают самоидентифицирующие себя сербы. Этот раскол имеет свои исторические корни в первые десятилетия 20-го века, в течение которых ключевым политическим вопросом была дилемма между сохранением национального суверенитета Черногории, за которую выступали сторонники династии Петровичей-Негоша , в первую очередь Зелёные , то есть члены Истинной партии. Народная партия и сторонники интеграции с Королевством Сербия , а следовательно, и с другими южнославянскими народами под династией Караджорджевичей , отстаиваемые белыми (собравшимися вокруг Народной партии ). Этот спор возобновился во время распада Югославии и последующего выхода Черногории из государственного союза с Сербией после референдума о независимости Черногории в 2006 году . По данным переписи 2011 года, 44,98% жителей Черногории идентифицируют себя как этнические черногорцы, а 28,73% объявляют себя этническими сербами; 42,88% сказали, что говорили» сербский », тогда как 36,97% назвали « черногорский » своим родным языком .
Национализм в Черногории
[ редактировать ]В Черногории вообще существует два варианта национализма: прочерногорский и просербский . [1]
История
[ редактировать ]Митрополит Данило I (годы правления 1696–1735) называл себя «князем сербской земли ». [2] Митрополит Савва Петрович назвал свой народ, черногорцев , « сербской нацией» (1766 г.). [3] Петар I Петрович-Негош (годы правления 1784–1830) был автором плана формирования новой Славяно-сербской империи путем присоединения Которского залива , Дубровника , Далмации , Герцеговины к Черногории и некоторым горным соседям (1807 г.), [4] он также написал: «Русский царь будет признан царем сербов, а митрополит Черногории будет его помощником. Ведущая роль в восстановлении Сербской империи принадлежит Черногории». [ нужна ссылка ]
В конце XIX века стремления Черногории отражали стремления Сербии — объединение и независимость земель, населенных сербами. [5] Негош (годы правления 1830–1851), считавшийся величайшим черногорским поэтом, был ведущей сербской фигурой и сыграл важную роль в кодификации мифа о Косово как центральной темы сербского национального движения. [5] Династия Петровичей-Негоша пыталась взять на себя роль сербского лидера и объединителя, но небольшой размер и слабая экономика Черногории привели к признанию главенства династии Караджорджевичей (в Сербии) в этом отношении. [5] Хотя черногорцы исповедовали сербскую идентичность, они также гордились своим государством, особенно в районе Цетинье , столицы Королевства Черногория . [5] Ощущение особой государственности породило автономистские настроения у части населения Черногории после объединения с Сербией (и распада Черногории) в 1918 году. [5]
Во время Первой мировой войны спор по поводу этнической принадлежности черногорцев был разожжен юристом Иво Пиларом , который утверждал, что в период раннего средневековья территория современной Черногории принадлежала Красной Хорватии , развивая на основе этого теорию хорватского этнического происхождения черногорцев. . После войны эта теория была принята и развита Савичем Марковичем Штедимлией , который утверждал, что черногорцы на самом деле являются ветвью хорватского народа. [6]
Некоторые утверждали, что до 1945 года не было отдельной черногорской нации; они утверждают, что язык, история, религия и культура Черногории несомненно считались сербскими. [7] Йозеф Корбель заявил в 1951 году, что «черногорцы гордо называют себя сербами, и даже сегодня было бы трудно найти людей старшего поколения, которые сказали бы, что они черногорцы. Только молодые коммунисты принимают и пропагандируют теорию черногорской нации. " [8]
Антифашистский совет национального освобождения Югославии (АВНОЮ, 1942–45) признал пять народов, составляющих Югославию: сербов, хорватов, словенцев, македонцев и черногорцев. [9]
До 1990-х годов большинство черногорцев считали себя одновременно сербами и черногорцами. [10] Подавляющее большинство черногорцев заявили себя черногорцами в переписях 1971–1991 годов, поскольку были гражданами Социалистической Республики Черногория. [10] На референдуме о независимости Черногории в 1992 году , который бойкотировали черногорские сепаратисты, 96% высказались за то, чтобы Черногория оставалась частью оставшейся части Югославии ( СР Югославия – Сербия и Черногория ). [11] До 1996 года в черногорской политике преобладал «просербский консенсус». [12]
Когда Черногория начала добиваться независимости от Сербии в результате раскола Джукановича и Милошевича после югославских войн , черногорское националистическое движение подчеркнуло разницу между черногорской и сербской идентичностями и то, что термин «черногорский» никогда не подразумевал принадлежность к более широкой сербской идентичности. [10] Людям пришлось сделать выбор, поддержат ли они независимость Черногории – выбор идентичности, похоже, был основан на их позиции в отношении независимости. [10] Теперь те, кто поддерживал независимость, переопределили черногорскую идентичность как отдельную идентичность (в отличие от предыдущей пересекающейся черногорско-сербской идентичности, которую поддерживали более поздние правители из черногорской династии Петровичей-Негоша), в то время как те, кто поддерживал федерацию с Сербией, все больше настаивали на своей сербской идентичности. . [10]
По словам историка Срджи Павловича, черногорцы сохранили чувство своей политической и культурной самобытности по отношению к другим южнославянским группам и постоянно подтверждали это на протяжении истории. По словам Павловича, понятие сербского государства понималось черногорцами как их принадлежность к восточно-православной вере и христианству в целом, а также к более широкому южнославянскому контексту. Они включили эту идею в основу своей национальной индивидуальности. Поскольку это черногорское сербство понималось как идеология постоянной борьбы, оно не противоречило особому характеру черногорской национальной идентичности. Скорее, оно использовалось как инструмент прагматической политики для достижения конечной цели. Черногорцы использовали термины «сербы» и «сербство» всякий раз, когда говорили о южнославянских элементах, сплотившихся в антиосманской коалиции и вокруг «Христианского креста». Всякий раз, когда они говорили об определенных элементах своей социальной структуры и своей политической системы, они использовали термин «черногорский». [13] [ нужна страница ] [ не удалось пройти проверку ]
Проюгославская (юнионистская) сторона, возглавляемая Момиром Булатовичем , подчеркивала, что сербы и черногорцы имеют одну и ту же этническую принадлежность (как сербы), и призывала к «нерушимому единству Сербии и Черногории, одного народа, одной плоти и крови». [14] Булатович продвигал исключительную сербскую идентичность для большинства православного населения. [14]
Ревизионизм
[ редактировать ]В Черногории продолжается исторический ревизионизм , где черногорская идентичность пропагандируется с использованием « Дукля (Доклиана) нарратива » в качестве основополагающего мифа . [15]
Демографическая история
[ редактировать ]Год | Общий | Сербский или сербско-хорватский язык | % | Область | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1909 | 317,856 | ~95% | Княжество Черногория | Исключительно по языку. | |
1921 | 199,227 | 181,989 | 91.3% | Андриевица , Бар , Колашин , Никшич , Подгорица и Цетиньский уезд Королевства Югославия (которые в официальной статистике отнесены к Черногории) | По языку: сербско-хорватский |
Год | Общий | сербы | % | Черногорцы | % | Область | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1948 | 377,189 | 6,707 | 1.78 | 342,009 | 90.67 | Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия ) | Первая перепись в Югославии |
1953 | 419,873 | 13,864 | 3.3 | 363,686 | 86.61 | Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия ) | |
1961 | 471,894 | 14,087 | 2.99 | 383,988 | 81.37 | Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия ) | |
1971 | 529,604 | 39,512 | 7.46 | 355,632 | 67.15 | Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии ) | |
1981 | 584,310 | 19,407 | 3.32 | 400,488 | 68.54 | Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии ) | |
1991 | 615,035 | 54,453 | 9.34 | 380,467 | 61.86 | Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии ) | Последняя перепись в Югославии |
2003 | 620,145 | 198,414 | 31.99 | 267,669 | 43.16 | Черногория в составе Сербии и Черногории | Первая перепись после распада Югославии. |
2011 | 620,029 | 178,110 | 28.73 | 278,865 | 44.98 | Независимая Черногория | Первая перепись как независимое государство. |
Языковая статистика в 2011 году
[ редактировать ]- Сербский : 265 895 ( 42,88% )
- Черногорцы : 229 251 ( 36,97% )
- Боснийцы : 33 077 ( 5,33% )
- Албанцы : 32 671 ( 5,27% )
- Рим: 5169 ( 0,83% )
- Боснийцы: 3662 ( 0,59% )
- Хорватский : 2791 ( 0,45% )
- Другие: 47 513 ( 7,68% )
Галерея
[ редактировать ]- Этнический состав по муниципалитетам.
- Языковая структура по населенным пунктам.
- Лингвистическая структура по муниципалитетам.
- Сербский язык по населенным пунктам.
- Черногорский язык по населенным пунктам.
- Расширение Черногории: регион Старой Черногории, представленный в самом темном оттенке (18 век).
- Результаты референдума о независимости муниципалитетов.
См. также
[ редактировать ]- Споры по поводу этнической и языковой идентичности в Молдове
- Старая Черногория
- Сербско-черногорский юнионизм
- Югославизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сабрина П. Рамет (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг . Издательство Университета Индианы. стр. 316–. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- ^ Джомич 2006 .
- ^ Вукцевич, Боско С. (1990). Разнородные силы в Югославии: 1941-1945 гг . Авторы без ограничений. п. 379. ИСБН 9781556660535 .
Сава Петрович [...] Сербская нация (nacion)
- ^ Банач 1988, стр. 274.
- ^ Jump up to: а б с д и Трбович 2008 , с. 68.
- ^ Славенко Терзич: Идеологические корни черногорской нации и черногорский сепаратизм
- ^ Лазаревич 2014 , стр. 428.
- ^ Йозеф Корбель (1951). Коммунизм Тито . Книга по требованию. стр. 53–. ISBN 978-5-88379-552-6 .
- ^ Трбович 2008 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д и Хушка 2013 , с. 113.
- ^ Биделе и Джеффрис 2007 , с. 477.
- ^ Хушка 2013 , стр. 111–112.
- ^ Павлович, Срджа (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание общего южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. ISBN 9781557534651 .
- ^ Jump up to: а б Хушка 2013 , с. 114.
- ^ Лазаревич 2014 .
Источники
[ редактировать ]- Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (2007). «Черногория: быть или не быть?» . Балканы: посткоммунистическая история . Рутледж. стр. 471–511. ISBN 978-1-134-58328-7 .
- Джомич, Велибор В. (2006). Черногории Православие в . Светигора. ISBN 9788676600311 .
- Гушка, Беата (2013). «Движение за независимость Черногории» . Сепаратистские движения и этнические конфликты: построение дебатов и риторика в кампаниях за независимость . Рутледж. стр. 104–132. ISBN 978-1-134-68784-8 .
- Лазаревич, Драгана (2014). «Случай Черногории – в поисках основополагающего мифа» . прожиманья История и география : сусрети и . Белград. стр. 428–443. ISBN 978-86-7005-125-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Павлович, Стеван К. (1999). История Балкан, 1804-1945 гг . Лонгман. ISBN 978-0-582-04585-9 .
- Трбович, Ана С. (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533343-5 .
- Павлович, Срджа (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание общего южнославянского государства . ISBN 9781557534651 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джанкич, Елена (2014). «Реконструкция смысла быть «черногорцем» ». Славянское обозрение . 73 (2): 347–371. дои : 10.5612/slavicreview.73.2.347 . hdl : 1814/31495 . S2CID 145292451 .
- Малешевич, Синиша; Узелац, Гордана (2007). «Национальное государство без нации? Траектории формирования нации в Черногории» (PDF) . Нации и национализм . 13 (4): 695–716. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00318.x .
- Негрисорац, Иван (2011). «Исследование предков: Социопатогенные факторы в процессе формирования черногорской нации» . Анналы Матицы Сербской . Нови-Сад: Матица сербская.
- Трох, Питер (2008). «Расхождение элитной национальной мысли в Черногории в межвоенный период». Токовые истории (1–2): 21–37. ISSN 0354-6497 .
- Вукчевич, Никола (1981). Этническое черногорцев происхождение . Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Jedan jezik, a dve gramatike" . Novosti.