Jump to content

Споры по поводу этнической и языковой идентичности в Черногории

Существует несколько спорных моментов по поводу этнической и языковой идентичности нескольких общин в Черногории , некоторые из них связаны с идентичностью людей, которые идентифицируют себя как этнические черногорцы , в то время как некоторые другие вопросы идентичности также связаны с общинами сербов , хорватов , боснийцев. и этнические мусульмане . Все эти вопросы взаимосвязаны и крайне политизированы.

Центральный вопрос заключается в том, составляют ли самоидентифицированные черногорцы отдельную этническую группу или подгруппу какой-то другой нации, как часто утверждают самоидентифицирующие себя сербы. Этот раскол имеет свои исторические корни в первые десятилетия 20-го века, в течение которых ключевым политическим вопросом была дилемма между сохранением национального суверенитета Черногории, за которую выступали сторонники династии Петровичей-Негоша , в первую очередь Зелёные , то есть члены Истинной партии. Народная партия и сторонники интеграции с Королевством Сербия , а следовательно, и с другими южнославянскими народами под династией Караджорджевичей , отстаиваемые белыми (собравшимися вокруг Народной партии ). Этот спор возобновился во время распада Югославии и последующего выхода Черногории из государственного союза с Сербией после референдума о независимости Черногории в 2006 году . По данным переписи 2011 года, 44,98% жителей Черногории идентифицируют себя как этнические черногорцы, а 28,73% объявляют себя этническими сербами; 42,88% сказали, что говорили» сербский », тогда как 36,97% назвали « черногорский » своим родным языком .

Национализм в Черногории

[ редактировать ]

В Черногории вообще существует два варианта национализма: прочерногорский и просербский . [1]

Митрополит Данило I (годы правления 1696–1735) называл себя «князем сербской земли ». [2] Митрополит Савва Петрович назвал свой народ, черногорцев , « сербской нацией» (1766 г.). [3] Петар I Петрович-Негош (годы правления 1784–1830) был автором плана формирования новой Славяно-сербской империи путем присоединения Которского залива , Дубровника , Далмации , Герцеговины к Черногории и некоторым горным соседям (1807 г.), [4] он также написал: «Русский царь будет признан царем сербов, а митрополит Черногории будет его помощником. Ведущая роль в восстановлении Сербской империи принадлежит Черногории». [ нужна ссылка ]

В конце XIX века стремления Черногории отражали стремления Сербии — объединение и независимость земель, населенных сербами. [5] Негош (годы правления 1830–1851), считавшийся величайшим черногорским поэтом, был ведущей сербской фигурой и сыграл важную роль в кодификации мифа о Косово как центральной темы сербского национального движения. [5] Династия Петровичей-Негоша пыталась взять на себя роль сербского лидера и объединителя, но небольшой размер и слабая экономика Черногории привели к признанию главенства династии Караджорджевичей (в Сербии) в этом отношении. [5] Хотя черногорцы исповедовали сербскую идентичность, они также гордились своим государством, особенно в районе Цетинье , столицы Королевства Черногория . [5] Ощущение особой государственности породило автономистские настроения у части населения Черногории после объединения с Сербией (и распада Черногории) в 1918 году. [5]

Во время Первой мировой войны спор по поводу этнической принадлежности черногорцев был разожжен юристом Иво Пиларом , который утверждал, что в период раннего средневековья территория современной Черногории принадлежала Красной Хорватии , развивая на основе этого теорию хорватского этнического происхождения черногорцев. . После войны эта теория была принята и развита Савичем Марковичем Штедимлией , который утверждал, что черногорцы на самом деле являются ветвью хорватского народа. [6]

Некоторые утверждали, что до 1945 года не было отдельной черногорской нации; они утверждают, что язык, история, религия и культура Черногории несомненно считались сербскими. [7] Йозеф Корбель заявил в 1951 году, что «черногорцы гордо называют себя сербами, и даже сегодня было бы трудно найти людей старшего поколения, которые сказали бы, что они черногорцы. Только молодые коммунисты принимают и пропагандируют теорию черногорской нации. " [8]

Антифашистский совет национального освобождения Югославии (АВНОЮ, 1942–45) признал пять народов, составляющих Югославию: сербов, хорватов, словенцев, македонцев и черногорцев. [9]

До 1990-х годов большинство черногорцев считали себя одновременно сербами и черногорцами. [10] Подавляющее большинство черногорцев заявили себя черногорцами в переписях 1971–1991 годов, поскольку были гражданами Социалистической Республики Черногория. [10] На референдуме о независимости Черногории в 1992 году , который бойкотировали черногорские сепаратисты, 96% высказались за то, чтобы Черногория оставалась частью оставшейся части Югославии ( СР Югославия Сербия и Черногория ). [11] До 1996 года в черногорской политике преобладал «просербский консенсус». [12]

Когда Черногория начала добиваться независимости от Сербии в результате раскола Джукановича и Милошевича после югославских войн , черногорское националистическое движение подчеркнуло разницу между черногорской и сербской идентичностями и то, что термин «черногорский» никогда не подразумевал принадлежность к более широкой сербской идентичности. [10] Людям пришлось сделать выбор, поддержат ли они независимость Черногории – выбор идентичности, похоже, был основан на их позиции в отношении независимости. [10] Теперь те, кто поддерживал независимость, переопределили черногорскую идентичность как отдельную идентичность (в отличие от предыдущей пересекающейся черногорско-сербской идентичности, которую поддерживали более поздние правители из черногорской династии Петровичей-Негоша), в то время как те, кто поддерживал федерацию с Сербией, все больше настаивали на своей сербской идентичности. . [10]

По словам историка Срджи Павловича, черногорцы сохранили чувство своей политической и культурной самобытности по отношению к другим южнославянским группам и постоянно подтверждали это на протяжении истории. По словам Павловича, понятие сербского государства понималось черногорцами как их принадлежность к восточно-православной вере и христианству в целом, а также к более широкому южнославянскому контексту. Они включили эту идею в основу своей национальной индивидуальности. Поскольку это черногорское сербство понималось как идеология постоянной борьбы, оно не противоречило особому характеру черногорской национальной идентичности. Скорее, оно использовалось как инструмент прагматической политики для достижения конечной цели. Черногорцы использовали термины «сербы» и «сербство» всякий раз, когда говорили о южнославянских элементах, сплотившихся в антиосманской коалиции и вокруг «Христианского креста». Всякий раз, когда они говорили об определенных элементах своей социальной структуры и своей политической системы, они использовали термин «черногорский». [13] [ нужна страница ] [ не удалось пройти проверку ]

Проюгославская (юнионистская) сторона, возглавляемая Момиром Булатовичем , подчеркивала, что сербы и черногорцы имеют одну и ту же этническую принадлежность (как сербы), и призывала к «нерушимому единству Сербии и Черногории, одного народа, одной плоти и крови». [14] Булатович продвигал исключительную сербскую идентичность для большинства православного населения. [14]

Ревизионизм

[ редактировать ]

В Черногории продолжается исторический ревизионизм , где черногорская идентичность пропагандируется с использованием « Дукля (Доклиана) нарратива » в качестве основополагающего мифа . [15]

Демографическая история

[ редактировать ]
Год Общий Сербский или сербско-хорватский язык % Область Примечание
1909 317,856 ~95% Княжество Черногория Исключительно по языку.
1921 199,227 181,989 91.3% Андриевица , Бар , Колашин , Никшич , Подгорица и Цетиньский уезд Королевства Югославия (которые в официальной статистике отнесены к Черногории) По языку: сербско-хорватский
Год Общий сербы % Черногорцы % Область Примечание
1948 377,189 6,707 1.78 342,009 90.67 Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия ) Первая перепись в Югославии
1953 419,873 13,864 3.3 363,686 86.61 Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия )
1961 471,894 14,087 2.99 383,988 81.37 Народная Республика Черногория (входит в состав ФНР Югославия )
1971 529,604 39,512 7.46 355,632 67.15 Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии )
1981 584,310 19,407 3.32 400,488 68.54 Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии )
1991 615,035 54,453 9.34 380,467 61.86 Социалистическая Республика Черногория (входит в состав СФР Югославии ) Последняя перепись в Югославии
2003 620,145 198,414 31.99 267,669 43.16 Черногория в составе Сербии и Черногории Первая перепись после распада Югославии.
2011 620,029 178,110 28.73 278,865 44.98 Независимая Черногория Первая перепись как независимое государство.

Языковая статистика в 2011 году

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сабрина П. Рамет (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг . Издательство Университета Индианы. стр. 316–. ISBN  978-0-253-34656-8 .
  2. ^ Джомич 2006 .
  3. ^ Вукцевич, Боско С. (1990). Разнородные силы в Югославии: 1941-1945 гг . Авторы без ограничений. п. 379. ИСБН  9781556660535 . Сава Петрович [...] Сербская нация (nacion)
  4. ^ Банач 1988, стр. 274.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Трбович 2008 , с. 68.
  6. ^ Славенко Терзич: Идеологические корни черногорской нации и черногорский сепаратизм
  7. ^ Лазаревич 2014 , стр. 428.
  8. ^ Йозеф Корбель (1951). Коммунизм Тито . Книга по требованию. стр. 53–. ISBN  978-5-88379-552-6 .
  9. ^ Трбович 2008 , с. 142.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Хушка 2013 , с. 113.
  11. ^ Биделе и Джеффрис 2007 , с. 477.
  12. ^ Хушка 2013 , стр. 111–112.
  13. ^ Павлович, Срджа (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание общего южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. ISBN  9781557534651 .
  14. ^ Jump up to: а б Хушка 2013 , с. 114.
  15. ^ Лазаревич 2014 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9da81f613bad7acadaf7396f58ab2680__1722407100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/80/9da81f613bad7acadaf7396f58ab2680.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Controversy over ethnic and linguistic identity in Montenegro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)