Сербы Черногории
| |
Общая численность населения | |
---|---|
Сербы в Черногории: 178 110 (2011 г.) [1] Сербы-черногорцы: 2103 (2011 г.) Черногорцы-сербы: 1833 (2011 г.) | |
Языки | |
сербский | |
Религия | |
Большинство: Восточное православие Меньшинство: ислам католицизм протестантизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие южные славяне , сербы , особенно черногорцы. [а] |
Часть серии о |
сербы |
---|
Сербы Черногории ( сербский : Srbi u Crnogori / Сербы в Черногории ) или черногорские сербы ( сербский : Crnogorcki Crbi / Crnogorski Srbi ), [б] составляют коренную и группу Черногории вторую по величине этническую (28,7% населения страны), [4] после этнических черногорцев . Дополнительные 0,64% населения составляют сербы-черногорцы ( Srbi-Черногорцы / Srbi-Crnogorci ) и черногорцы-сербы ( Crnogorci-Crbi / Crnogorci-Srbi ).
История
[ редактировать ]Во время славянских миграций VI и VII веков большая часть территории современной Черногории была заселена сербами (которые являются предками современных черногорцев ), которые создали несколько сербских княжеств; в регионе [5] В южных частях современной Черногории было образовано княжество Дукля , а западные части принадлежали княжеству Травуния . Северные части современной Черногории принадлежали внутреннему Княжеству Сербия . Все эти ранние государства были описаны в историографических трудах византийского императора Константина VII Багрянородного (944–959). [6]
В 1018 году все сербские княжества перешли под верховную власть Византийской империи . [7] Сербские и регионы Дукля . Травуния вышли из-под византийского правления ок 1034–1042, при князе Стефане Воиславе , основателе династии Воиславлевичей . Его сын Михаил I Воиславлевич (ум. 1081) освободил Захумле и внутреннюю Сербию , создав единое сербское государство и приняв титул короля (ок. 1077). [8] За правлением его сына, короля Константина Бодена (ум. 1100), последовал период региональной фрагментации, продолжавшийся на протяжении большей части XII века. [7]
После 1180 года вся территория сегодняшней Черногории перешла под власть великого князя Стефана Немани , основателя династии Неманичей . Область Зета , ранее известная как Дукля, стала коронной землей единого сербского государства. [9] Он был подарен Вукану Неманичу (ум. 1208), старшему сыну Стефана Немани, а затем наследному принцу Стефану Радославу , сыну короля Стефана Неманича , который сменил своего отца на посту сербского короля в 1228 году. Таким образом, стало традицией даровать регион наследнику престола или какому-либо другому члену королевской семьи. две епархии Сербской Православной Церкви В 1219 году на территории современной Черногории были созданы : Зетская епархия с центром в монастыре Святого Архангела Михаила на Превлаке и Будимля с центром в монастыре Джурджеви Ступови . К этому же периоду относятся и несколько других монастырей, например: Морача , Прасквица , Вранина и другие. [10] Сербский деспотат — последнее независимое средневековое сербское государство, включавшее большую часть современной Черногории.
Черногория получила независимость при династии Петровичей-Негоша , сначала как княжество, а затем как королевство. И Королевство Сербия, и Королевство Черногория вместе сражались как независимые государства в Балканских войнах и в Первой мировой войне. В конце войны в 1918 году между двумя государствами возникла напряженность, поскольку черногорские белые при поддержке сербов свергли Николая I Черногорского и провозгласили объединение Черногории с Сербией в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (переименованного в Королевство Югославия в 1929 году). ), а против этого выступили черногорские зеленые . Конфликт привел к Рождественскому восстанию , в котором белые при поддержке сербской армии разгромили зеленых. [11] В период монархической Югославии, которой правила сербская династия Караджорджевичей , напряженность между сербами и хорватами росла, и большинство черногорских политиков поддерживали предложенное сербами централизованное государство. [ нужна ссылка ]
Во время Второй мировой войны и сербы, и черногорцы были очень активны в обоих движениях сопротивления: югославских партизанах и югославской армии на родине, известной как четники . В конце войны была создана социалистическая Югославия , и обе страны стали республиками в составе Югославской федерации.
Югославский партизан Милован Жилас назвал себя черногорским сербом и назвал Черногорию духовной родиной сербов, сказав: «Я не черногорец, потому что я серб, а серб, потому что я черногорец. Мы, черногорцы, — соль сербов». . Здесь [в Черногории] нет всей силы сербов, но есть их душа». [12] Жилас также сказал: «Черногорцы, несмотря на провинциальные и исторические различия, являются типичными сербами, а Черногория - колыбелью сербских мифов и стремлений к объединению сербов». [12]
После отделения Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991 и 1992 годах СР Черногория провела референдум в Черногории в 1992 году , который закончился 95,96% голосов за государственный союз с Сербией и изменением социалистической политической системы. систему в сторону многопартийной. Страна была переименована в Союзную Республику Югославию . В этот период с 1990 по 1998 год Черногорией правил Момир Булатович , который имел тесные отношения с президентом Сербии Слободаном Милошевичем и очень поддерживал сохранение тесных связей между двумя республиками в рамках государственного союза. Черногория также попала под экономические санкции, введенные против Сербии в 1990-х годах. Во время бомбардировок Югославии НАТО в 1999 году Сербия и Черногория пострадали от атак сил НАТО, а также подверглись бомбардировкам несколько целей внутри Черногории. Все это способствовало приходу к власти в Черногории Мило Джукановича , который, как было известно, гораздо менее симпатизировал сербско-черногорским связям и стал открытым сторонником независимости Черногории. В 2003 году, через три года после падения режима Милошевича в 2000 году, и после настояния на международной дипломатии, бывшая Югославия стала известна как государственный союз Сербии и Черногории . Процесс создания единого государственного союза по иронии судьбы привел к разделению двух государств - изменению, которое было зафиксировано на референдуме о независимости Черногории 21 мая 2006 года. Всего было подано 419 240 голосов, что составляет 86,5% от общего числа избирателей. Из них за независимость высказались 230 661 голос или 55,5%, против — 185 002 голоса или 44,5%. [13]
С момента обретения независимости черногорское общество было разделено по многим вопросам. Сторонники независимости выступают за создание отдельного черногорского языка , считавшегося ранее диалектом сербского языка , включая создание нового черногорского кириллического алфавита, который имеет те же буквы, что и сербский кириллический алфавит, за исключением добавления двух новых. буквы. Сербское население Черногории выступает против идеи языкового отделения, как и против отделения Черногорской Православной Церкви от юрисдикции Сербской Православной Церкви . Черногорский язык в конечном итоге получил международное признание, и в декабре 2017 года ему был присвоен ISO 639-2 и -3 код [cnr] . [14] Однако по состоянию на 2021 год Черногорская Православная Церковь канонически не признана.
В 2006 году НПО «Сербский народный совет Черногории» была создана во главе с Момчило Вуксановичем , а в 2008 году был сформирован официальный представительный избирательный орган сербов в Черногории как Сербский национальный совет Черногории с Момчило Вуксановичем в качестве президента. [15]
Связи между двумя странами остаются прочными, а тот факт, что за последние два столетия большое количество черногорцев эмигрировало в Сербию, еще больше укрепляет эти связи. Приморье Черногории по-прежнему является основным туристическим направлением для граждан Сербии, и большая часть сербов владеет недвижимостью в Черногории. Многие из этих объектов недвижимости представляют собой летние дома и способствуют сезонному притоку сербов в Черногорию летом. Несмотря на геополитическое разделение, экономический баланс и отношения между двумя странами продолжают оставаться крепкими. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Национальный язык Черногории исторически и традиционно назывался сербским. [16] По словам Павле Ивича двух субдиалектах штокавского диалекта (сербского языка , в Черногории говорили на ): восточногерцеговинском диалекте и зетовско-южносанджакском диалекте . На восточногерцеговинском диалекте говорят в Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговине и Хорватии. Сегодня национальный стандарт основан на диалекте Зета-Южный Санджак.
Около 42,9% населения страны говорят на сербском как на родном языке, в том числе 37% заявленных черногорцев. Сербский был официальным языком Черногории до 2007 года, когда новая Конституция Черногории заменила Конституцию 1992 года. На фоне оппозиции со стороны просербских партий, [17]
Черногорский язык стал единственным официальным языком страны, а сербский получил статус признанного языка меньшинства наряду с боснийским , албанским и хорватским . [18] С 2006 года как в языковом, так и в других аспектах культурной жизни этнические сербы Черногории подвергаются постепенной «непринудительной» «черногоризации». [19]
Религия
[ редактировать ]Сербы являются приверженцами Сербской православной церкви , сильнейшего религиозного учреждения Черногории (всего 460 383 последователя или 74%). [20] Одним из крупнейших культовых сооружений является собор Воскресения Христова в Подгорице .
Будущее Сербской православной церкви в Черногории находится под угрозой со стороны недавно сформированной Черногорской православной церкви , которая заявила права на сербские православные церкви в Черногории и пользуется поддержкой небольшого процента православных христиан в Черногории. Правительство признало церковь, однако ни одна из православных церквей этого не сделала. Лидером является скандальный Мираш Дедеич , бывший сербский православный священнослужитель с сербскими националистическими взглядами, который после отстранения от сербской церкви уехал в Рим и стал греко-православным священнослужителем. [21]
Народный наряд
[ редактировать ]Черногорская кепка — традиционная кепка, которую носили черногорцы и черногорские сербы, первоначально имевшая форму плоского цилиндра , имеющая красную верхнюю поверхность (называемую тепелук ), мало чем отличающуюся от Герцеговины и кепок Лики . Он был полностью красным, пока князь-епископ Петр II Петрович Негош не окружил его черным ободком (так называемым деревом ), [22] и данное определение было знаком скорби по оккупированному Косово . Миф о Косово был очень популярен в княжестве-епископстве Черногории . Наложение шапки на черногорских вождей Петром II было знаком выражения доминирующей в то время сербской национальной идентичности. [23] В народном предании наиболее распространенная версия кепки записывалась следующим образом: черная обертка была знаком горя некогда большой Империи , красная — кровавого поражения в битве на Косово. [24] а пять маленьких полос вверху представляют собой остатки некогда великого сербского царства. [25] который становился все более популярным среди простого народа во время правления князя Данило I Петровича-Негоша . Внутри полос расположена шестизвездная звезда, символизирующая последнюю свободную часть Черногории, сияющую павшим и побежденным. [26] Носимый правителями и вождями, вариант с символом Четырех Оцил на месте звезды стал с годами с ростом национализма чрезмерно популярным среди простых людей символом Сербской Православной Церкви , которая эффективно работала на поддержание и возвышение национальная идентичность.
Демография
[ редактировать ]По переписи 2011 года сербы являются второй по численности этнической группой и составляют 28,7% населения Черногории. Они составляют абсолютное большинство в трех и относительное большинство еще в трех муниципалитетах и составляют менее 20% населения только в четырех из 21 муниципалитета страны. Процент сербов в муниципалитетах Черногории следующий:
- Сливы (65,65%)
- Андриевица (61,86%)
- Плевля (57,07%)
- Герцег-Нови (48,89%) (относительное большинство)
- Беране (42,96%) (относительное большинство)
- Шавник (42,42%)
- Жабляк (41,30%)
- Будва (37,71%)
- Биело-Поле (35,96%) (относительное большинство)
- Колашин (35,75%)
- Мойковац (35,47%)
- Тиват (31,61%)
- Валовой (30,57%)
- Даниловград (27,07%)
- Бар (25,34%)
- Никшич (25,31%)
- Подгорица (23,26%)
- Синий (16,01%)
- Улцинь (5,75%)
- Цетинье (4,36%)
- Розае (3,58%)
Известные люди
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( декабрь 2021 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См.: Споры по поводу этнической и языковой идентичности в Черногории.
- ^ Правильные политические термины — сербские : crnogorcki Crbi / Черногорский Srbi , что означает « черногорские сербы », и Crbi Crnogorci / Srbi Crnogorci, что означает « сербы-черногорцы ». В частности, их региональный автоним — просто Crnogorci / Crnogorci , что буквально означает « черногорцы ». [2] [3] то же, что и этническая группа черногорцев ). В раннее новое время, до появления Королевства Черногория , люди [живущие в пределах современных границ] были разделены на Брдани ( Брдани ; Брда ), Герцеговцы ( Герцеговцы ; Старая Герцеговина ), Бокельи ( Бокельи ; Бока Которска ) и Черногорцы ( Црногорцы ; Старая Черногория ). Сербы в Черногории / Сербы в Черногории , что означает « Сербы в Черногории ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население Черногории по полу, типу поселения, национальной или этнической принадлежности, религии и родному языку по муниципалитетам Черногории»] (PDF) (на черногорском и английском языках) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Чарльз Сеньобо, Политическая история Европы, с 1814 года, изд. С. М. Маквейн, Х. Холт и компания, Нью-Йорк, 1900, стр. 663–664; отрывок из главы XXI Христианские народы Балкан, подраздел Сербия и Черногория, отрывки из Черногории
- ^ «Проект Растко Цетинье – Славенко Терзич – Идеологические корни черногорской нации и черногорский сепаратизм» . Растко.рс . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Официальные результаты переписи населения Черногории 2011 года» (PDF) .
- ^ Чиркович 2004 , стр. 11-12.
- ^ Моравчик 1967 .
- ^ Jump up to: а б Прекрасный 1991 год .
- ^ Чиркович 2004 , стр. 26-27.
- ^ Дэвид Ласкомб; Джонатан Райли-Смит (14 октября 2004 г.). Новая Кембриджская средневековая история: Том 4, C.1024–C.1198 . Издательство Кембриджского университета. стр. 266–270. ISBN 978-0-521-41411-1 .
- ^ Циркович 2004 .
- ^ Банак 1992 , стр. 285.
- ^ Jump up to: а б Элизабет Робертс. Царство Черной горы: История Черногории. Лондон, Англия, Великобритания: Издательство Корнельского университета, 2007. Стр. 1.
- ^ «Результаты голосования в Черногории подтверждены» . Новости Би-би-си. 23 мая 2006 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Присвоен ISO-код черногорского языка [cnr] • SENAT.me — MeP» . 11 декабря 2017 г.
- ^ NARS (2010): Четырнадцатое заседание Комитета по отношениям с сербами, проживающими за пределами Сербии.
- ^ см . Роланд Сассекс , Пол Кабберли, Славянские языки , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2006; особенно v. стр. 73: «Сербия использовала сербский язык в качестве официального языка с 1814 года, а Черногория еще раньше».
- ^ « Просербские партии выступают против конституции Черногории » . Setimes.com. 26 октября 2007 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ «Устав Црне Горе» . Snp.co.me. Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Financial Times (2007): Нил Макдональд, дебаты об этнической принадлежности Черногории усиливаются.
- ^ см.: Религия в Черногории.
- ^ Костич, Стеван. « Рат и Мираш, ko je i šta priča prvi čovek nepriznate CPC». Радио Телевидение Сербии (на боснийском языке) . Получено 14 апреля 2021 г. - через www.rts.rs.
- ^ «Черногория и черногорцы» Вука Стефановича Караджича
- ^ «О самой старой капле среди югославов...» Миодраг Влахович
- ^ Черногория... Народная жизнь и обычаи" Андрия Йовичевич
- ^ "Черногорская мужская кепка" Зорицы Радуловича
- ^ «Внешность и внешний вид Негоша» Йована Вукмановича
Источники
[ редактировать ]- Первоисточники
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Перц, Георг Генрих , изд. (1845). Анналы Эйнхарди . Ганновер.
- Шольц, Бернхард Вальтер, изд. (1970). Каролингские хроники: Королевские франкские анналы и истории Нитхарда . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472061860 .
- Турн, Ганс, изд. (1973). Джона Сцилицы Краткое изложение историй Берлин-Нью-Йорк: Де Грюйтер. ISBN 9783110022858 .
- Шишич, Фердо , изд. (1928). Хроника священника Дукля . Белград-Загреб: Сербская королевская академия.
- Кунчер, Драгана (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 1. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Живкович, Тибор (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 2. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Анна Комнина , Алексиада , перевод Элизабет А. Доус в 1928 году.
- Джон Киннамос, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , пер. СМ Брэнд (Нью-Йорк, 1976). ISBN 0-231-04080-6
- Вторичные источники
- Банак, Иво (1992) [1984]. Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика (2-е издание 2-го изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801494931 .
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Каттаруцца, Амаэль; Михелс, Патрик (2005). «Православная двойственность в Черногории» . Балканология: журнал междисциплинарных исследований . 9 (1–2): 235–253.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Дентон, Уильям (1877). Черногория, ее люди и их история . Лондон: Далди, Исбистер и компания.
- Джанкич, Елена (2016). «Религия и идентичность в Черногории». Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 110–129. ISBN 9781317391050 .
- Джомич, Велибор В. (2006). Черногории Православие в . Светигора. ISBN 9788676600311 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Флеминг, Томас (2002). Черногория: разделенная земля . Рокфорд, Иллинойс: Chronicles Press. ISBN 9780961936495 .
- Елавич, Барбара (1983a). История Балкан: восемнадцатый и девятнадцатый века . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521252492 .
- Елавич, Барбара (1983b). История Балкан: двадцатый век . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521274593 .
- Йованович, Батрич (1989a). Пятая колонна антисербской коалиции: ответы авторам «Этногенезофобии» и других брошюр .
- Йованович, Батрич (1989b). Черногорцы о себе: (от епископа Данило до 1941 г.) . Свобода. ISBN 9788642100913 .
- Йованович, Батрич (2003). Раскол черногорцев: преступление Сталина и Тито . Сербский школьный учебник.
- Моррисон, Кеннет (2009). Черногория: современная история . Лондон-Нью-Йорк: IBTauris.
- Моррисон, Кеннет; Чагорович, Небойша (2014). «Политическая динамика внутриправославного конфликта в Черногории». Политизация религии, власть государства, нации и веры: пример бывшей Югославии и ее государств-преемников . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 151–170. дои : 10.1057/9781137477866_7 . ISBN 978-1-349-50339-1 .
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Стефанович-Караджич, Вук (1837). Черногория и черногорцы: вклад в знание европейской Турции и сербского народа . Штутгарт и Тюбинген: Издательство JG Cotta'schen Buchhandlung.
- Стивенсон, Пол (2000). Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521770170 .
- Стивенсон, Пол (2003a). Сказание о Василии Болгароубийце . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815307 .
- Стивенсон, Пол (2003b). «Балканский рубеж в 1000 году». Византия в 1000 году . БРИЛЛ. стр. 109–134. ISBN 9004120971 .
- Вахтель, Эндрю Б. (2004). «Как использовать классику: Петар Петрович-Негош в двадцатом веке». Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 131–153. ISBN 9789639241824 .
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
- Живкович, Тибор (2013b). «Городской пейзаж [так в оригинале] раннесредневековых славянских княжеств на территориях бывшей префектуры Иллирикум и в провинции Далмация (ок. 610–950)». Мир славян: исследования восточных, западных и южных славян: Цивитас, Оппид, виллы и археологические свидетельства (7-11 века нашей эры) . Белград: Институт истории. стр. 15–36. ISBN 9788677431044 .