Религия в Сербии
Религия в Сербии (перепись 2022 г.) [1]

Сербия традиционно была христианской страной со времен христианизации сербов Климентом Охридским и святым Наумом в 9 веке. Доминирующей конфессией является восточное православие в составе Сербской Православной Церкви .
Во время османского правления на Балканах Косово суннитский ислам утвердился на территориях Сербии, главным образом в южных регионах Рашки и Прешевской долины , а также на территории, которая сегодня является спорной территорией и Метохии . Католическая церковь имеет корни в стране с момента присутствия венгров в Воеводине (в основном в северной части провинции), а протестантизм пришел в 18 и 19 веках с поселением словаков в Воеводине.
Демография [ править ]

1921 [2] | 1953 [3] | 1991 [3] | 2002 [4] [3] | 2011 [3] | 2022 [5] | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Восточно-православный | 3,321,090 | 75.9 | 4,422,330 | 71.7 | 6,347,026 | 81.8 | 6,371,584 | 85.0 | 6,079,395 | 84.6 | 5,387,426 | 81.1 |
Католик | 751,429 | 17.16 | 607,612 | 9.85 | 496,226 | 6.4 | 410,976 | 5.48 | 356,957 | 4.97 | 257,269 | 3.87 |
протестант | нет данных | нет данных | 111,556 | 1.81 | 86,894 | 1.12 | 78,646 | 1.05 | 71,284 | 0.99 | 54,678 | 0.82 |
Другой христианин | 33,257 | 0.54 | 1,381 | 0.02 | 2,191 | 0.03 | 3,211 | 0.04 | 59,346 | 0.89 | ||
«Христианин» | 12,882 | 0.17 | 45,083 | 0.63 | ||||||||
мусульманин | 97,672 | 2.23 | 155,657 | 2.52 | 224,120 | 2.89 | 239,658 | 3.2 | 222,829 | 3.1 | 278,212 | 4.19 |
еврейский | 26,464 | 0.6 | 108,303 | 0.02 | 740 | 0.01 | 785 | 0.01 | 578 | 0.01 | 602 | 0.01 |
Восточные религии | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных | 240 | 0.00 | 1,237 | 0.02 | 1,207 | 0.02 |
Нерелигиозный / Атеист | нет данных | нет данных | 826,954 | 13.4 | 159,642 | 2.06 | 40,068 | 0.53 | 80,053 | 1.11 | 74,139 | 1.12 |
агностик | 4,010 | 0.06 | 8,654 | 0.13 | ||||||||
Отказался отвечать | 197,031 | 2.63 | 220,735 | 3.07 | 169,486 | 2.55 | ||||||
Другой | 181,940 | 4.16 | 1,796 | 0.03 | 13,982 | 0.18 | 6,649 | 0.09 | 1,776 | 0.02 | 500 | 0.01 |
Неизвестный | 10,768 | 0.17 | 429,560 | 5.54 | 137,291 | 1.83 | 99,714 | 1.39 | 355,484 | 5.35 | ||
Общий | 4,378,595 | 100 | 6,171,013 | 100 | 7,759,571 | 100 | 7,498,001 | 100 | 7,186,862 | 100 | 6,647,003 | 100 |
Христианство [ править ]
Восточное православие [ править ]

Большинство сербов являются приверженцами Сербской Православной Церкви , в то время как Румынская Православная Церковь также присутствует в некоторых частях Воеводины, населенных этническим румынским меньшинством . Помимо сербов , среди других православных христиан есть черногорцы , румыны и валахи , македонцы , болгары и большинство цыган .

Восточное православие преобладает на большей части территории Сербии. Он менее распространен в нескольких муниципалитетах и городах вблизи границ с соседними странами, где приверженцы ислама или католицизма более многочисленны, а также в двух преимущественно протестантских муниципалитетах в Воеводине. Восточное православие также преобладает в большинстве крупных городов Сербии, за исключением Суботицы (в основном католического) и Нови-Пазара (в основном мусульманского).
Идентичность этнических сербов исторически во многом основывалась на восточно-православном христианстве и Сербской православной церкви, в той степени, в которой существуют претензии [ кем? ] что те, кто не входит в число его верных, не являются сербами. Однако обращение южных славян из язычества в христианство произошло еще до Великого раскола — раскола между греческим Востоком и латинским Западом. Вообще говоря, после раскола те христиане, которые жили в сфере влияния Восточного Православия, стали «Восточно-православными», а те, кто жил в сфере католического влияния, под Римом как патриархальным престолом Запада, стали «католиками». Некоторые этнологи считают, что отдельные сербские и хорватские идентичности связаны с религией, а не с этнической принадлежностью. Со второй половины XIX века некоторые сербы перешли в протестантизм, хотя исторически некоторые сербы также были латино-католиками (особенно в Далмации ) или восточными католиками .

Католицизм [ править ]
Католицизм присутствует в основном в северной части Воеводины, особенно в муниципалитетах с венгерским этническим большинством ( Бачка Топола , Мали Идош , Канижа , Сента , Ада , Чока ), многоэтническом городе Суботица и многоэтническом муниципалитете. Бечей . Она представлена в основном следующими этническими группами: венгры , хорваты , буневцы , немцы , словенцы , чехи и др. Меньшее количество цыган , словаков и сербов также являются католиками. Этнические русины и меньшая часть этнических украинцев являются преимущественно католиками восточного обряда .
Протестантизм [ править ]
Самый большой процент христиан-протестантов в Сербии на муниципальном уровне находится в муниципалитетах Бачки-Петровац и Ковачица , где абсолютное или относительное большинство населения составляют этнические словаки (большинство из которых являются приверженцами протестантского христианства). Некоторые представители других этнических групп (особенно сербы в абсолютном выражении и венгры и немцы в пропорциональном выражении) также являются приверженцами различных форм протестантского христианства.
В стране существуют различные протестантские группы, в том числе методисты , адвентисты седьмого дня и евангелические баптисты (назаряне). Многие из этих групп расположены в культурно разнообразной провинции Воеводина. Протестантизм (в основном в его назарейской форме) начал распространяться среди сербов Воеводины в последние десятилетия XIX века. До Второй мировой войны число протестантов в регионе было больше.
По данным переписи 2011 года, самые крупные протестантские общины были зарегистрированы в муниципалитетах Ковачица (11 349) и Бачки-Петровац (8 516), а также в Старой Пазове (4 940) и втором по величине сербском городе Нови-Саде (8 499), которые преимущественно восточно-православные. [6] Хотя протестанты из Ковачицы, Бачки-Петроваца и Старой Пазовы в основном являются словаками и членами Словацкой евангелической церкви Аугсбургского исповедания в Сербии , службы в большинстве протестантских церквей в Нови-Саде проводятся на сербском языке . [7]

Ислам [ править ]
С приходом Османской империи некоторые сербы обратились в ислам . Это было особенно, но не полностью, так в Османской Боснии . Самым известным сербом-мусульманином, вероятно, является либо Мехмед Паша Соколович , либо Меша Селимович .
Сегодня ислам в основном присутствует на юго-западе Сербии, в регионах Санджак и Рашка (особенно в городе Нови-Пазар и муниципалитетах Тутин и Сеница ), а также в некоторых частях южной Сербии (муниципалитеты Прешево и Буяновац ). Этническими группами, члены которых в основном являются приверженцами ислама, являются: боснийцы , этнические мусульмане , албанцы и горани . Значительное количество цыган также являются приверженцами ислама. Преимущественно албанцы-мусульмане, бойкотировавшие перепись 2011 года, решили принять участие в переписи 2022 года.
Приверженцы принадлежат к одной из двух общин — Исламскому сообществу Сербии или Исламскому сообществу в Сербии .
Иудаизм [ править ]

По состоянию на 2011 год из 787 объявленных евреев в Сербии 578 заявили, что они исповедуют иудаизм, в основном в городах Белград (286), Нови-Сад (84), Суботица (75) и Панчево (31). [6] Единственная сохранившаяся действующая синагога в Сербии — Белградская синагога . Небольшое количество евреев также проживает в Зренянине и Сомборе, а отдельные семьи разбросаны по всей остальной Сербии.
Неверие [ править ]
Около 1,1% сербского населения являются атеистами . Религиозность была самой низкой в Новом Белграде , где 3,5% населения были атеистами (по сравнению с 1,5% в Белграде и Нови-Саде ), и самой высокой в сельских частях страны, где атеизм в большинстве муниципалитетов опустился ниже 0,01%. [8]
В опросе Gallup 2009 года 44% респондентов в Сербии ответили «нет» на вопрос «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?» [9]
Опрос Pew Research Center, проведенный с июня 2015 года по июль 2016 года, показал, что 2% жителей Сербии являются атеистами, а 10% заявили, что они «не верят в Бога». [10]
Роль религии в общественной жизни [ править ]

Государственные школы разрешают преподавание религии в сотрудничестве с религиозными общинами, имеющими соглашения с государством, но посещение школ не является обязательным. Уроки религии ( сербский : verska nastava ) организуются в государственных начальных и средних школах, чаще всего координируются с Сербской православной церковью, но также с католической церковью и исламской общиной.
К государственным праздникам в Сербии также относятся религиозные праздники православного Рождества и Пасхи. День Святого Саввы — рабочий праздник, отмечаемый как День духовности, так и День образования. Верующим других конфессий по закону разрешено отмечать свои религиозные праздники.
Религиозная свобода [ править ]
Правительство Сербии не ведет учет случаев насилия на религиозной почве. Однако в отчетах религиозных лидеров за 2022 год отмечалось, что количество инцидентов сократилось, а еврейские лидеры вообще не сообщали об инцидентах в этом году. [11]
Законы Сербии устанавливают свободу религии , запрещают установление государственной религии и ставят вне закона религиозную дискриминацию . Хотя регистрация в правительстве не обязательна для деятельности религиозных групп, правительство предоставляет зарегистрированным группам определенные привилегии. Правительство поддерживает двухуровневую систему зарегистрированных групп, разделенную на «традиционные» и «нетрадиционные» группы. Группы меньшинств и независимые наблюдатели жаловались, что эта система включает в себя религиозную дискриминацию, особенно потому, что средства массовой информации регулярно называют нетрадиционные группы «сектами». [11]
Средства массовой информации и отдельные члены Национальной ассамблеи подверглись критике за использование пренебрежительных выражений при упоминании нетрадиционных групп. Антисемитская литература обычно доступна в книжных магазинах и широко распространена в Интернете. [11]
Хотя религиозная свобода в значительной степени уважалась правительством Королевства Югославия. [12] [13] и конституции Сербии в различных ее воплощениях либо в качестве независимого государства, либо в составе Югославии номинально поддерживали свободу вероисповедания, [14] это также было место серьезных военных преступлений на религиозной и этнической почве во время Второй мировой войны. [15] и югославские войны . [16] Правительство разработало программы по реституции имущества, конфискованного правительством Югославии после Второй мировой войны , а также имущества, утраченного во время Холокоста .
В 2023 году Freedom House присвоил Сербии 4 балла из 4 по вопросу «Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке?». [17]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Перепись населения, родной язык, религия и этническая принадлежность 2022 года» . Статистическое управление Республики Сербия.
- ^ Демографический рост и этнографические изменения в Сербии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Этноконфессиональная и языковая мозаика Сербии, 2011 г. (PDF) (на сербском языке). Белград: Республиканский институт статистики. 2015 год 181 . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Книга 3, страница 13. Архивировано 24 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Родной язык, религия и этническая принадлежность | О ПЕРЕПИСИ» . popis2022.stat.gov.rs . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия.
- ^ «Карта религиозных общин Нови-Сада» (PDF) . Ehons.org . Проверено 7 октября 2013 г.
- ↑ Книга 3, страницы 13–16. Архивировано 24 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Глобальные отчеты Гэллапа» . Gallup.com . Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 10 мая 2017 года . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ Романо, Яша (1980). Евреи Югославии 1941–1945 гг . Федерация еврейских общин Югославии. стр. 100-1 573–590.
- ^ Рудольф Б. Шлезингер (1988). Сравнительное правоведение: дела, текст, материалы . Фонд Пресс. п. 328. ИСБН 9780882776156 .
В некоторых странах, особенно в Королевстве Югославия, сохранились анклавы исламского права (относящиеся к личному...).
- ^ Отчет о международной религиозной свободе, Сербия, 2017 г. , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии: 1941–1945. р744. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804779244 .
- ^ Комиссия экспертов ООН, созданная в соответствии с резолюцией 780 (1992) Совета Безопасности ООН (28 декабря 1994 г.). «Приложение IV: Политика этнической чистки» . Итоговый отчет . Архивировано из оригинала 2 ноября 2010 года . Проверено 28 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ↑ Веб-сайт Freedom House, страница Сербии, получено 8 августа 2023 г.
Источники [ править ]
- Кубурич, З., 2010. Религиозные общины в Сербии и религиозная дистанция. CEIR — Центр эмпирических исследований религии.
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство». Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 231–248. ISBN 9780470766392 .
- Радисавлевич-Чипаризович, Д., 2002. Религия и повседневная жизнь: привязанность людей к религии и церкви в Сербии в конце девяностых годов. Сербия в конце тысячелетия: Разрушение общества, изменения и повседневная жизнь.
- Радулович, Л.Б., 2012. Религия здесь и сейчас: возрождение религии в Сербии. Сербский генеалогический центр, кафедра этнологии и антропологии, философский факультет.
- Благоевич, М., 2011. «Современная религиозность граждан Сербии», в А. Младеновиче (ред.). Религиозность в Сербии 2010, стр. 43–72.
- Джорджевич, Д.Б., 2005. Религии и конфессии национальных меньшинств в Сербии. Социология, 47(3), с. 193–212.
- Джукич, В., 2008. Религии Сербии – сеть диалога и сотрудничества.
- Илич А., 2013. Отношения между религией и обществом в сегодняшней Сербии. Религия и толерантность, 1(3).
- Кубурич З. и Гаврилович Д., 2013. Вера и принадлежность в современной Сербии. Религия и толерантность, (1).
Внешние ссылки [ править ]
