Сербы и Воеводина
Общая численность населения | |
---|---|
1,190,785 (2022) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бачка | 597,669 (64.83%) |
тугой | 354,916 (66.23%) |
Извини | 238,200 (84.31%) |
Языки | |
сербский | |
Религия | |
Сербская Православная Церковь |
Часть серии о |
сербы |
---|
Сербы провинции Воеводины северной являются крупнейшей этнической группой в этой Сербии . На протяжении веков Воеводина находилась под властью нескольких европейских держав, но сербы Воеводины так и не ассимилировались с культурой этих стран. Таким образом, они неизменно являются признанным коренным этническим меньшинством со своей культурой, языком и религией. По данным переписи 2022 года, в Воеводине проживало 1 190 785 сербов или 68,43% населения края.
История
[ редактировать ]Раннее средневековье
[ редактировать ]До римского завоевания в I веке до нашей эры населяли кельтские территорию современной Воеводины племена . [ 1 ] Во время римского правления коренные жители были сильно романизированы.
Славяне северцы ( . , абодриты , браничевцы и тимочаны ) заселили нынешнюю Воеводину во время ранних средневековых миграций До 13 века в регионе преобладало западнославянское и венгерское население.
В 9 веке регионом современной Воеводины правили два местных булгаро-славянских князя ( воеводы ). Их звали Салан и Глад . Салан правил территорией Бачки , а его столицей был Титель , а Глад правил территорией Баната . Потомком Глада был Ахтум , еще один местный герцог Баната, последний правитель, выступавший против создания Венгерского королевства в 11 веке. Важным местным булгаро-славянским князем был также Проповедь , вассал болгарского императора Самуила , правившего Сремом в 11 веке.
Венгерское правление
[ редактировать ]Части Воеводины были завоеваны Венгерским королевством между 10 и 12 веками. За этим последовало разрушение местной славянской родоплеменной организации и введение уездной системы правления. Первый известный префект округа Бач (в районе Бачки ) был записан в 1074 году, его звали Вид, что по происхождению является славянским именем. Во время правления венгерского короля Коломана (1095–1116) местной сербской знатью в Бачке были Урош, Вукан и Павле. Запись 1309 года говорит о «раскольниках» ( православных христианах ), живших в Бачке. Арсений I Богданович из Срема , второй сербский архиепископ (1233–1263) после святого Саввы , родился в Среме , в деревне Дабар близ Сланкамена . После создания автокефальной Сербской Православной Церкви в 1219 году и переговоров между архиепископом Саввой и венгерской короной восточно-православное славянское население к северу от Дуная оказалось под ее юрисдикцией.
С 1282 по 1316 год сербский король Стефан Драгутин Неманич правил несколькими землями как «король Сирмии». Центр его царства находился в «Нижней Сирмии» (современная Мачва ), хотя он также, возможно, правил «Верхней Сирмией» (т.е. сирмской частью Воеводины). [ 2 ] [ 3 ] Стефан Драгутин умер в 1316 году, и ему наследовал его сын Владислав (1316–1325), который был вассалом венгерского короля.
Начиная с 14 века, все большее число сербов начало селиться в регионе Воеводины. К 1483 году, согласно венгерскому источнику, уже половина населения территории Воеводины Венгерского королевства в то время состояла из сербов. Венгерские короли поощряли иммиграцию сербов в Королевство и нанимали многих из них в качестве солдат и пограничников. В письме короля Матьяша от 12 января 1483 года упоминается, что за последние четыре года Венгерское королевство заселили 200 000 сербов. [ 4 ] Деспот Вук и его воины были щедро вознаграждены поместьями, в том числе и местами в Хорватии. Кроме того, к этому времени семья Якшичей становилась все более известной и владела поместьями, простирающимися на несколько графств королевства. [ 5 ] Территория Вука Гргуревича (1471–1485 гг.), сербского деспота на венгерской службе (как «Деспот королевства Раша»), называлась «Маленькая Раша». [ 6 ]
После того, как Османская империя завоевала сербский деспотат (в 1459 г.), сербские титульные деспоты правили в некоторых частях Воеводины как вассалы венгерской короны. Резиденцией деспотов был Купиник (ныне Купиново) в Среме . Сербскими деспотами были: Вук Гргуревич (1471–1485), Джордже Бранкович (1486–1496), Йован Бранкович (1496–1502), Иваниш Берислав (1504–1514), Стеван Берислав (1520–1535), Радич Божич (1527–1527–1527). 1528 г.), Павле Бакич (1537 г.) и Стефан Штилянович (1537–1540 г.). Последние трое не правили на территории нынешней Воеводины, а имели владения на территориях нынешних Румынии , Венгрии и Хорватии . Тот факт, что на территории современной Воеводины правили деспоты Сербии, а также наличие большого сербского населения являются причинами, по которым во многих исторических записях и картах, составленных между 15 и 18 веками, территория современной Воеводины была по имени Рашка ( Рашка , Сербия ) и Маленькая Рашка (Маленькая Сербия).
В документе 1542 года описывается, что «Сербия» простиралась от Липовы и Тимишоары до Дуная, а в документе 1543 года говорится, что Тимишоара и Арад расположены «посреди расцианской земли» ( in medio Rascianorum ). [ 7 ] В то время языком большинства в регионе между Мурешом и Кёрошем действительно был сербский. [ 7 ] Помимо сербского языка, который был основным языком населения Баната, в то время в Банате действовало 17 сербских монастырей. [ 8 ] Территория Баната получила сербский характер и называлась «Малая Раша». [ 9 ]
-
Славяне (в том числе сербы) в Воеводине, VII век.
-
Царство Стефана Драгутина , 13-14 века, по книге историка Станое Станоевича.
-
Сербская империя Йована Ненада , 1526-1527 гг.
-
Герцогство Сирмия Радослава Чельника в 1527-1530 гг.
-
Сербский Патриархат Печа (16-17 века)
Османское правление
[ редактировать ]Османская империя взяла под свой контроль Воеводину после битвы при Мохаче 1526 года и завоевания Баната в 1552 году. [ 10 ] Вскоре после битвы при Мохаче Йован Ненад , лидер сербских наемников, установил свою власть в Бачке , северном Банате и небольшой части Срема . [ 11 ] Он создал эфемерное независимое государство со Суботице столицей в . На пике своего могущества Йован Ненад провозгласил себя «сербским императором» в Суботице. Воспользовавшись крайне запутанной военной и политической обстановкой, венгерские дворяне региона объединили свои силы против него и летом 1527 года разгромили сербские войска. «Император» Йован Ненад был убит, а его государство распалось.
После убийства Йована Ненада генерал-командующий его армией Радослав Чельник двинулся с частью армии бывшего императора из Бачки в Срем и поступил на османскую службу. Радослав Чельник тогда правил Сремом как вассал Османской империи и взял себе титул герцога Срема, в то время как его резиденция находилась в Сланкамене .
Установление османского владычества привело к массовой депопуляции региона Воеводины. Большинство венгров и многие местные сербы бежали из региона и бежали на север. Большинство из тех, кто уехал в регион, были сербами, которые в настоящее время в основном занимаются либо сельским хозяйством, либо проходят османскую военную службу.
В соответствии с политикой Османской империи многие сербы были недавно поселены в этом регионе. Во время османского владычества большинство жителей региона Воеводина были сербами. [ 10 ] В то время деревни были в основном населены сербами, а города – мусульманами и сербами . В 1594 году сербы в Банате начали крупное восстание против турецкого правления. [ 12 ] Это было одно из трех крупнейших сербских восстаний в истории и самое крупное до Первого сербского восстания под руководством Караджордже .
-
Примерная территория, по разным источникам этнографически названная Рашкой (Рашка, Рачаг, [ 13 ] Рачорсаг, Ратценланд, Резенланд) между 16 и 18 веками.
-
Великое сербское переселение, 1690 г.
-
Сербские поселения в Банате, 1743 г.
Правило Габсбургов
[ редактировать ]Габсбургская монархия взяла под свой контроль Воеводину, среди других земель, по Карловицким договорам (1699 г.) и Пожаревацкому (1718 г.). Сербский патриарх Арсений III Чарноевич , опасаясь мести турок, иммигрировал в последнее десятилетие 17 века в Габсбургскую монархию с 36 000 семей, но эти сербы в основном ушли дальше на север и поселились на территории то, что сейчас является Венгерской Республикой, и лишь небольшая часть из них обосновалась на территории современной северо-западной Воеводины. Однако из-за этого события император Габсбургов пообещал свободу вероисповедания всем сербам в монархии, а также право выбирать своего собственного « воеводу » (военного и гражданского губернатора). Большая часть территории современной Воеводины, где проживали сербы, была включена в состав военной границы. Император также признал сербов одной из официальных наций Габсбургской монархии и признал право сербов на территориальную автономию в пределах одного отдельного воеводства. Однако это право не было реализовано до революция 1848–1849 годов . Иммиграция сербов в Габсбургскую монархию сохранялась в течение 18 века.
Во время Куруцкой войны (1703–1711) Франциска II Ракоци территория современной Воеводины была полем боя между венгерскими повстанцами и местными сербами, сражавшимися на стороне императора Габсбургов. сербы в Бачке Наибольшие потери понесли . Венгерские повстанцы сожгли сербские деревни, и многие сербы были изгнаны из Бачки. Дарвас , главный военачальник венгерских повстанцев, сражавшихся против сербов в Бачке, писал: «Мы сожгли все крупные населенные пункты Раши , по обоим берегам рек Дунай и Тиса ». [ нужна ссылка ]
Во время австрийского правления многие несербы также поселились на территории современной Воеводины. В основном это были ( католики ) немцы и венгры , а также русины , словаки , чехи , Поляки , румыны и другие. Благодаря этой иммиграции Воеводина стала одним из самых этнически разнообразных регионов Европы . Однако имела место и некоторая эмиграция сербов из Воеводины: после упразднения участка Тиса-Мориш военной границы сербы из северо-восточных частей Бачки покинули этот регион и иммигрировали в Россию (особенно в Новую Сербию и Славяно-Сербию). ) в 1752 году, и тогда этот регион был заселен новыми венгерскими поселенцами. Однако сербы оставались самой крупной этнической группой в Воеводине до второй половины 20 века, когда они стали абсолютным большинством.
В XVI-XIX веках Воеводина была культурным центром сербского народа. Особенно важными культурными центрами были: Нови-Сад , Сремские Карловцы и монастыри Фрушка-Гора . В первой половине XIX века Нови-Сад был крупнейшим сербским городом; в 1820 г. в этом городе проживало около 20 000 жителей, из которых 2/3 были сербами. Матица Сербская переехала в Нови-Сад из Будапешта в 1864 году. Сербские гимназии в Нови-Саде и Сремских Карловцах в то время считались одними из лучших в Венгерском Габсбургском королевстве. Нови-Сад называли «сербскими Афинами ».
Во время революций 1848 года венгры потребовали национальных прав и автономии в составе Австрийской империи. Однако они не признавали национальных прав других народов, проживавших в то время в Венгерском королевстве Габсбургов. Желая выразить свою национальную индивидуальность и столкнувшись с новыми венгерскими властями, сербы провозгласили конституцию Сербского воеводства (Сербского княжества) на Майском собрании в Сремских Карловцах (13–15 мая 1848 г.). Сербское воеводство состояло из Срем , Бачка , Банат и Баранья регионов . Сербы также сформировали политический союз с хорватами, «основанный на свободе и совершенном равенстве». Они также признали румынское гражданство. Митрополит Сремски-Карловацкий Иосиф Раячич был избран патриархом , а Стеван Шупликац - первым воеводой ( герцогом ). Национальный комитет был сформирован как новое правительство Сербского воеводства . Вместо старого феодального режима было основано новое царствование на основе национальных правлений с главой Председательство Сербского национального совета .
Венгерское правительство ответило применением силы: 12 июня 1848 года началась война между сербами и венграми. Австрия сначала встала на сторону Венгрии, потребовав от сербов «вернуться к послушанию». Сербам помогали добровольцы из автономного Османского княжества Сербия . Следствием этой войны стало расширение консервативных фракций. Поскольку на позднем этапе революции австрийский двор выступил против венгров, феодальные и клерикальные круги Сербского воеводства заключили союз с Австрией и стали инструментом венского правительства . Затем сербские войска из воеводства присоединились к армии Габсбургов и помогли подавить революцию в Венгерском королевстве.
После поражения Венгерской революции по решению австрийского императора в ноябре 1849 года была образована австрийская коронная земля, известная как Воеводство Сербии и Тамиш-Банат как политическая преемница Сербского воеводства. Земля Короны состояла из частей регионов Банат , Бачка и Срем . Территорией управлял австрийский губернатор, находившийся в Темишваре , а титул воеводы (герцога) принадлежал самому императору. Полный титул императора был « Великий воевода Сербского воеводства» (нем. Großwoiwode der Woiwodschaft Serbien ). Даже после того, как эта коронная земля была упразднена, император сохранял этот титул до конца Габсбургской монархии в 1918 году.
В 1860 году Сербское и Тамиш-Банатское воеводство было упразднено, а большая часть его территории (Банат и Бачка) была включена в состав Венгерского королевства Габсбургов, хотя прямое венгерское правление началось только в 1867 году, когда Венгерское королевство получило автономию в рамках недавно образованного Венгерского королевства. Австро-Венгрия . В отличие от Баната и Бачки, регион Срем был в 1860 году включен в состав Королевства Славония , еще одной отдельной земли Габсбургской короны. Однако Королевство Славония было включено в состав Венгерского королевства в 1868 году.
После упразднения воеводства один сербский политик Светозар Милетич в политической сфере появился . Он требовал национальных прав сербов и других невенгерских народов Венгерского королевства, но был арестован и заключен в тюрьму из-за своих политических требований. В 1867 году Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию, а Венгерское королевство стало одной из двух автономных частей нового государства. За этим последовала политика венгеризации невенгерских национальностей, в первую очередь продвижение венгерского языка и подавление славянских языков (включая сербский). [ нужна ссылка ]
Право голоса было сильно ограничено, чтобы сохранить власть в руках венгров. Новое правительство автономного Венгерского королевства заняло позицию, согласно которой Венгерское королевство должно быть венгерским национальным государством и что все остальные народы, живущие в королевстве: немцы , евреи , румыны , поляки , словаки , русины , сербы и другие должны быть ассимилированы. Наконец, привилегии, данные сербам императором Габсбургами в 1690 году, были отменены в 1912 году. [ нужна ссылка ]
-
Воеводина, 18-19 века - Районы Потисье и Велика-Кикинда, участки военной границы в Банате, Бачке и Сирмии и Королевстве Славония.
-
Провозглашены границы Сербского воеводства , 1848 г.
-
Линии фронта в Воеводине и 1848-1849 гг.
-
Воеводство Сербия и Тамиш-Банат и Княжество Сербия , 1849 г.
Югославия и Сербия
[ редактировать ]- См. также: Банат, Бачка и Баранья , Королевство Сербия , Трианонский договор , Королевство сербов, хорватов и словенцев , Дунайская Бановина , Оккупация Воеводины, 1941–1944 , Банат, 1941–1944 , Венгерская оккупация Бараньи и Бачки, 1941. –1944 , рейд 1942 года в Нови-Саде , Воеводинский автономный край (1945–1963) , САП Воеводина
В конце Первой мировой войны Австро-Венгерская империя распалась, и сербы Воеводины получили еще одну возможность добиться своих политических требований. 25 ноября 1918 года Собрание сербов, буневцев и других народов Воеводины в Нови-Саде провозгласило объединение Воеводины (Баната, Бачки и Бараньи) с Королевством Сербия . За день до этого, 24 ноября, Сремское собрание также провозгласило объединение Срема с Сербией. 1 декабря 1918 года область Воеводина вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . После нескольких столетий жизни под иностранным правлением (Венгрией, Османской империей, Габсбургами) воеводинские сербы теперь жили в одной стране вместе с другими сербами и южными славянами . Это ознаменовало новый этап в национальном развитии сербского народа в регионе Воеводины.
Тяжелым периодом времени для сербов в Воеводине стала Вторая мировая война и оккупация Оси (1941–1944), когда регион Воеводины находился под контролем немецких , венгерских и хорватских оккупационных сил. Оккупационные державы совершили многочисленные преступления против этнического сербского населения региона. По оценкам, во время оккупации около 50 000 человек в Воеводине (в основном сербы , евреи и цыгане) были убиты, а более 280 000 человек были интернированы, арестованы, подверглись насилию или пыткам. [ нужна ссылка ]
Оккупация Оси закончилась в 1944 году, и в 1945 году в составе Югославии в составе Сербии была образована автономная провинция Воеводина (включающая Срем, Банат и Бачку) . Провинция создавалась как территориальная автономия для всех населяющих ее народов со значительной ролью сербов, которые составляли этническое большинство в крае.
-
Объединение Воеводины с Сербией, 1918 г.
-
Оккупация Воеводины, 1941-1944 гг.
-
Воеводина в составе Социалистической Республики Сербия , 1945–1989 гг.
Демография
[ редактировать ]Год | сербы | Процент | Общая численность населения Воеводины |
---|---|---|---|
1910 | 510,186 | 33.8% | 1,512,983 |
1921 | 526,134 | 34.7% | 1,528,238 |
1931 | 528,000 | 33.0% | 1,624,158 |
1941 | 577,067 | 35.3% | 1,636,367 |
1948 | 841,246 | 50.6% | 1,663,212 |
1953 | 865,538 | 50.9% | 1,699,545 |
1961 | 1,017,713 | 54.9% | 1,854,965 |
1971 | 1,089,132 | 55.8% | 1,952,535 |
1981 | 1,107,735 | 54.4% | 2,034,772 |
1991 | 1,151,353 | 57.2% | 2,012,517 |
2002 | 1,321,807 | 65.0% | 2,031,992 |
2011 | 1,289,635 | 66.7% | 1,931,809 |
2022 | 1,190,785 | 68.4% | 1,740,230 |
-
Сербы в Воеводине по переписи 2011 года.
-
Процент сербов в муниципалитетах Воеводины по данным переписи 2011 года.
Культура
[ редактировать ]- Матица Сербская , старейшее культурно-научное учреждение сербов. Он был основан в 1826 году в Будапеште и переехал в Нови-Сад в 1864 году.
- Сербский национальный театр , старейший профессиональный театр сербов и южных славян . Основан в 1861 году в Нови-Саде.
- Педагогическая школа в Сомборе , старейшая сербская педагогическая школа и старейшая педагогическая школа в этой части Европы , основанная в 1778 году.
- Сремски Карловци гимназия , старейшая сербская гимназия. Основан в 1791 году в Сремских Карловцах .
- Сремско-Карловицкая православная семинария , вторая старейшая восточно-православная семинария в мире (после Духовной академии в Киеве ). Основан в 1794 году в Сремских Карловцах .
- Первая сербская начальная школа была основана в Бечее в 1703 году.
- Первая современная сербская типография была основана в Кикинде в 1878 году.
- Первая сербская библиотека была открыта в Кикинде в 1879 году.
- Первый сербский книжный магазин был открыт в Нови-Саде в 1790 году.
- Первое сербское церковно-певческое общество было основано в Панчево в 1838 году.
Сербские монастыри в Среме
[ редактировать ]восемнадцать сербских православных В районе Срема расположено монастырей. Большинство из них расположены на горе Фрушка-Гора , за исключением монастырей Фенек и Земун , которые расположены в части Срема, принадлежащей Белграду , но исторически эта территория тоже принадлежала Воеводине. По историческим данным, эти монастырские общины исторически зафиксированы с первых десятилетий XVI века, но предания относят их основание к периоду между XII и XV веками. На протяжении веков своего существования эти монастыри поддерживали духовную и политическую жизнь сербского народа . Вот список монастырей:
- Беочин – Время основания неизвестно. Впервые он упоминается в турецких записях, датированных 1566/1567 годом.
- Бешеново – Согласно легенде, монастырь Бешеново был основан сербским королем Драгутиным в конце 13 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1545 годом.
- Велика Ремета – Традиционно его основание связывают с королем Драгутиным. Самые ранние исторические сведения о монастыре датированы 1562 годом.
- Врдник-Раваница – Точное время основания неизвестно. В записях указано, что церковь была построена во времена митрополита Серафима , во второй половине 16 века.
- Гржетег – Согласно традиции, монастырь был основан Змаем Огнени Вуком (деспотом Вуком Ггуревичем ) в 1471 году. Самые ранние исторические записи о монастыре датируются 1545/1546 годом.
- Дивша . Считается, что он был основан деспотом Йованом Бранковичем в конце 15 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются второй половиной 16 века.
- Язак – Монастырь был основан в 1736 году.
- Крушедол – Монастырь был основан между 1509 и 1516 годами епископом Максимом (деспотом Джордже Бранковичем ) и его матерью Ангелиной.
- Кувеждин – Традиционно его основание приписывают Стефану Штильяновичу . Первые достоверные записи о нем датированы 1566/1569 годом.
- Мала Ремета – Фонд традиционно приписывается сербскому королю Драгутину. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются серединой 16 века.
- Ново Хопово – согласно традиции, монастырь был построен деспотами рода Бранковичей . Первое достоверное упоминание о монастыре датировано 1641 годом.
- Привина Глава – Согласно легендам, Привина Глава была основана человеком по имени Прива в 12 веке. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1566/1567 годом.
- Петковица – по традиции, основанной вдовой Стефана Штильяновича, деспотикой Еленой. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1566/1567 годом.
- Раковац . Согласно легенде, написанной в 1704 году, Раковац является наследием некоего человека Рака, придворного деспота Йована Бранковича. Легенда гласит, что Рака построил монастырь в 1498 году. Самые ранние исторические записи о монастыре датируются 1545/1546 годом.
- Старо Хопово – Согласно традиции, монастырь был основан епископом Максимом (деспотом Джордже Бранковичем). Достоверные данные о монастыре относятся к 1545/1546 году.
- Шишатовац – Основание монастыря приписывается монахам-беженцам из сербского монастыря Жича . Достоверные факты, иллюстрирующие жизнь монастыря, относятся к середине 16 века.
- Фенек – Согласно традиции, основателями монастыря были Стефан и Ангелина Бранковичи во второй половине 15 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1563 годом.
- Земунский монастырь в муниципалитете Земун . Он был основан в 1786 году.
Сербские монастыри в Бачке
[ редактировать ]- Ковильский монастырь в муниципалитете Нови-Сад . Монастырь был реконструирован в 1705–1707 годах. Согласно легенде, монастырь Ковилж был основан первым сербским архиепископом Святым Саввой в 13 веке.
- Монастырь Бодани в муниципалитете Бач . Он был основан в 1478 году.
- Сомборский монастырь в муниципалитете Сомбор . Основан в 1928–1933 годах.
- В начале 18 века в Бачки-Моношторе недалеко от Сомбора находился сербский монастырь .
Сербские монастыри в Банате
[ редактировать ]- Монастырь Месич в муниципалитете Вршац . Он был основан в 15 веке.
- Монастырь Войловица в муниципалитете Панчево . Он был основан во времена деспота Стефана Лазаревича (1374–1427).
- Свято-Троицкий монастырь в Кикинде . Он был построен в 1885–87 годах на фундаменте Мелании Николич-Гайчич .
- Монастырь Святой Мелании в Зренянине . Он был основан в 1935 году банатским епископом доктором Георгием Летичем .
- Монастырь Баваниште в Ковин муниципалитете . Он был основан в 15 веке и разрушен в 1716 году. Восстановлен в 1858 году.
- Монастырь Средиште в муниципалитете Вршац . Он был основан деспотом Йованом Бранковичем в конце 15 века. [ 14 ]
- Монастырь Хайдучица в Пландиште муниципалитете . Он был основан в 1939 году.
Изображения
[ редактировать ]-
Сербская одежда в Бачке, 19 век.
-
Танцы из Сирмии
-
Сербские национальные костюмы в Избиште, Банат.
-
Ковильский православный монастырь 13 века в Бачке.
-
Православный монастырь Грегетег 15 века в Сирмии.
-
Православный собор Святого Николая во Вршаце , Банат.
Известные люди
[ редактировать ]Средневековый период
[ редактировать ]- Арсений I Богданович из Срема , второй сербский архиепископ (1233–1263), после святого Саввы . Он родился в Среме , в селе Дабар недалеко от Сланкамена .
- Вук Гргуревич (Дракон Огненный Волк), сербский деспот (1471–1485).
- Джордже Бранкович , сербский деспот (1486–1496).
- Йован Бранкович , сербский деспот (1496–1502).
- Йован Ненад (?-1527), самопровозглашенный «император», правитель Бачки , северного Баната и части Срема с 1526 по 1527 год. Он родился в городе Липова на севере Баната (сегодня в Румынии).
- Радич Божич , сербский деспот (1527–1528).
- Радослав Чельник , герцог Сремский (1527–1530).
- Павел Бакич , сербский деспот (1537 г.).
- Стефан Штилянович , сербский деспот (1537–1540).
Современный период
[ редактировать ]Политика и армия:
- Йован Монастерлия , вице-герцог сербов (1691–1706).
- Сава Текелия (1761–1842), политик и общественный деятель. Он родился в Араде .
- Йосиф Раячич (1785–1861), митрополит Сремски-Карловицкий , сербский патриарх и администратор Сербской Воеводины .
- Стеван Шупликац (1786–1848), первый герцог сербской Воеводины .
- Йован Дамьянич (венгерский: Янош Дамьянич, 1804–1849), венгерский генерал сербского происхождения.
- Йован Суботич (1817–1886), политик и грамотный. Он родился в селе Добринцы недалеко от Румы .
- Светозар Милетич (1826–1901), адвокат, политик, мэр Нови-Сада , политический лидер сербов в Воеводине. Он родился в деревне Мошорин в Шайкашке .
- Яша Томич (1856–1922), публицист и политик. Жил в Нови-Саде .
- Слободан Йованович (1869–1958), премьер-министр югославского правительства в изгнании во время Второй мировой войны, юрист и историк. Он родился в Нови-Саде .
- Димитрий Стоякович (венгерский: Döme Sztójay, 1883–1946), венгерский солдат и дипломат сербского происхождения, который занимал пост премьер-министра Венгрии во время Второй мировой войны.
Культура, наука и спорт:
- Мирослав Антич (1932–1986), сербский поэт. Он родился в селе Мокрин недалеко от Кикинды .
- Исидор Баич (1878–1915), композитор. Он родился в Куле и жил в Нови-Саде .
- Джордже Балашевич — выдающийся сербский автор песен и певец. Он родился в 1953 году в Нови-Саде .
- Йован Дордевич (1826–1900), театральный и общественный деятель. Жил в Нови-Саде .
- Яков Яша Игнятович (1822–1889), грамотный. Жил в Нови-Саде .
- Жура Якшич (1831–1878), сербский поэт, художник, рассказчик, драматург, представитель богемы и патриот. Он родился в Сербской Црне .
- Йован Йованович Змай (1833–1904), один из самых известных сербских поэтов. Он родился в Нови-Саде .
- Пая Йованович (1859–1957), один из величайших сербских художников-реалистов. Он родился в городе Вршац .
- Урош Кнежевич (1811–1876), сербский художник, сыгравший решающую роль в создании основ искусства в Сербии . Он родился в Сремских Карловцах .
- Милан Коньович (1898–1993), сербский художник. Он родился в Сомборе .
- Лаза Костич (1841–1910), грамотный серб. Он родился в деревне Ковиль недалеко от Нови-Сада и жил в Нови-Саде.
- Милева Марич (1875–1948), сербский математик и Альберта Эйнштейна первая жена . Она родилась в Тителе .
- Лукьян Мушицкий (1777–1837), поэт. Он родился в Темерине .
- Тихомир Новаков (1929 – настоящее время), сербский физик. Он родился и вырос в Сомборе .
- Доситей Обрадович (1742–1811), сербский писатель, писатель и переводчик. Он родился в деревне Чаково в Банате (сегодня Чакова, в Румынии).
- Захария Орфелин (1726–1785), писатель. Он родился в Вуковаре или Петроварадине , жил и умер в Нови-Саде . В 1768 году он основал старейший югославский журнал: «Славено-сербский журнал».
- Йован Пачич (1771–1849), поэт и офицер. Он родился в Бахе и жил в Нови-Саде .
- Йован Стерия Попович (1806–1856), сербский писатель, первый сербский комедиограф и основоположник сербской драмы. Он родился в городе Вршац .
- Урош Предич (1857–1953), художник. Он родился в деревне Орловат Зренянинского Нови - муниципалитета и жил в Саде .
- Майкл И. Пупин (1854–1935), сербский и американский физик. Он родился в деревне Идвор в Банате .
- Бранко Радичевич , один из лучших сербских поэтов романтизма XIX века. Он родился в 1824 году в Славонски Броде (сегодня в Хорватии), но большую часть жизни провёл в Сремских Карловцах .
- Йован Раич (1726–1801), писатель и историк. Он родился в Сремских Карловцах .
- Желько Ребрача — профессиональный баскетболист НБА . Он родился в 1972 году в селе Пригревица недалеко от Апатина .
- Иосиф Рунянин (1821–1878), сербский композитор и подполковник австро-венгерской армии. Он родился в Винковцах в Среме (сегодня в Хорватии ) и умер в Нови-Саде .
- Исидора Секулич (1877–1958), грамотная. Она родилась в деревне Мошорин муниципалитета Титель .
- Стеван Сремак (1855–1906), писатель. Он родился в Сенте .
- Станое Станоевич (1874–1937), сербский историк, профессор университета, академик и руководитель многих научных и издательских предприятий. Он родился в Нови-Саде .
- Милица Стоядинович, сербка (1830–1878), грамотная. Она родилась в деревне Буковац муниципалитета Нови-Сад .
- Момчило Тапавица (1872–1949), первый серб, выигравший олимпийскую медаль. Родился и Надаль недалеко от Србобрана.
- Александр Тишма (1924–2003), грамотный. Он родился в деревне Хоргош недалеко от Канижи .
- Коста Трифкович (1843–1875) — сербский писатель, один из лучших комедиографов того времени. Он родился в Нови-Саде .
См. также
[ редактировать ]- сербы
- Воеводина
- История Воеводины
- Демографическая история Воеводины
- Декларативный рескрипт иллирийской нации
- Венгры в Сербии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: СЗ . Издательская группа Гринвуд. п. 2000. ISBN 9780313323843 .
- ^ Р. Веселинович, История Сербской Православной Церкви с народной историей I, Белград, 1969, стр. 18.
- ^ Р. Груич, Православная Сербская Церковь, Крагуевац, 1989, стр. 22.
- ^ Генри Клиффорд Дарби (1968). Краткая история Югославии . Архив Кубка. п. 103. ИСБН 9780521095310 .
- ^ Ивич 1914 , стр. 5–17.
- ^ Сима Лукин Лазич (1894). Краткая история сербов: от создания Сербии до наших дней . Типография Карла Альбрехта. стр. 149.
- ^ Jump up to: а б Специальные выпуски . Том. 4–8. Научная работа. 1952 год 32.
- ^ Расция 1996 , с. 2.
- ^ Михайло Малетич; Ратко Божович (1989). Социалистическая Республика Сербия . Том. 4. НИРО «Книжевне новине». страница 46.
- ^ Jump up to: а б Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах . БРИЛЛ. п. 172. ИСБН 9789004250383 .
- ^ Майор Ливиу; Боксан, Николае; Болован, Иоан, ред. (1994). Австрийская военная граница . Издательство «Гласул Буковина». стр. 66. ISBN 9789739680028 .
- ^ Самарджич, Радован; Душков, Милан (1993). Сербы в европейской цивилизации . Новый. стр. 44. ISBN 9788675830153 .
- ^ «Рассия». Журнал сербов в Воеводине . И (1). Вршац. май 1996 г.
- ^ "Православие - ГАЗЕТЫ СЕРБСКОГО ПАТРИАРХАТА" . Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 г. Проверено 25 января 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Гаврилович, Владан (1995). Сербы в городах счастья: 1790–1849; культурные и политические мероприятия . Невкош и Источник.
- Ивич, Алекса (1929). История сербов в Воеводине . Нови-Сад: Матице сербская.
- Ивич, Алекса (1914). История сербов в Венгрии: от падения Смедерева до переселения при Чарноевиче (1459–1690) . Загреб: Привредникова.
- Костич, Лазо М. (1999). Сербская Воеводина и ее меньшинства: демографическо-этнографическое исследование . Хорошая книга.
- Попович, Душан Дж. (1957). Сербы в Воеводине (1): С древнейших времен до Карловацкого мира 1699 года . Матица сербская.
- Попович, Душан Дж. (1959). Сербы в Воеводине (2): От Карловацкого мира 1699 года до Тимишоарского совета . Матица сербская.
- Попович, Душан Дж. (1963). Сербы в Воеводине (3): От Тимишоарского собора до Благовещенского собора 1861 года . Матица сербская.
- Трифунович, Станко (1997). «Славянские поселения V-VIII веков в Бачке и Банате» . Нови-Сад: Музей Воеводины.
- Влахович, Петар (1977). «Миграционные процессы и этнический состав Воеводины» . Вестник Этнографического музея . 41 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 1 декабря 2016 г.
- Жители Воеводины о Воеводине: к десятилетию освобождения и объединения . Ассоциация жителей Воеводины. в 1928 году
- Милан Туторов, Маленькая Рашка в Банате , Зренянин, 1991.
- Драго Негован, Присоединение Воеводины к Сербии , Нови-Сад, 2004 г.
- Радмило Петрович, Воеводина , Белград, 2003 г.
- Драгомир Янков, Воеводина – упадок региона , Нови-Сад, 2004 г.
- Деян Микавица, Сербская Воеводина в период Габсбургской монархии 1690–1920 , Нови-Сад, 2005 г.
- Бранислав Букуров, Бачка, Банат и Срем , Нови-Сад, 1978 год.
- Миодраг Милин, Столетия вместе , Тимишоара, 1995 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Босич, Мила (1990). «ИММИГРАЦИЯ СЕРБОВ В ВОЕВОДИНЕ ДО КОНЦА 19 ВЕКА И ИХ СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ» (PDF) . Этнологические тетради . 11 : 43–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фольклор сербов в Воеводине , автор Весна Баич (на сербском языке)
- Национальные костюмы сербов в Бачке
- Национальные костюмы сербов в Банате
- Национальные костюмы сербов в Среме