Jump to content

Сербы и Воеводина

Сербы и Воеводина
Сербы в Воеводине
Сербы в Воеводине
Общая численность населения
1,190,785 (2022)
Регионы со значительной численностью населения
Бачка 597,669 (64.83%)
тугой 354,916 (66.23%)
Извини 238,200 (84.31%)
Языки
сербский
Религия
Сербская Православная Церковь

Сербы провинции Воеводины северной являются крупнейшей этнической группой в этой Сербии . На протяжении веков Воеводина находилась под властью нескольких европейских держав, но сербы Воеводины так и не ассимилировались с культурой этих стран. Таким образом, они неизменно являются признанным коренным этническим меньшинством со своей культурой, языком и религией. По данным переписи 2022 года, в Воеводине проживало 1 190 785 сербов или 68,43% населения края.

Раннее средневековье

[ редактировать ]

До римского завоевания в I веке до нашей эры населяли кельтские территорию современной Воеводины племена . [ 1 ] Во время римского правления коренные жители были сильно романизированы.

Славяне северцы ( . , абодриты , браничевцы и тимочаны ) заселили нынешнюю Воеводину во время ранних средневековых миграций До 13 века в регионе преобладало западнославянское и венгерское население.

В 9 веке регионом современной Воеводины правили два местных булгаро-славянских князя ( воеводы ). Их звали Салан и Глад . Салан правил территорией Бачки , а его столицей был Титель , а Глад правил территорией Баната . Потомком Глада был Ахтум , еще один местный герцог Баната, последний правитель, выступавший против создания Венгерского королевства в 11 веке. Важным местным булгаро-славянским князем был также Проповедь , вассал болгарского императора Самуила , правившего Сремом в 11 веке.

Венгерское правление

[ редактировать ]
Стефан Драгутин , король Срема (1282–1316)

Части Воеводины были завоеваны Венгерским королевством между 10 и 12 веками. За этим последовало разрушение местной славянской родоплеменной организации и введение уездной системы правления. Первый известный префект округа Бач (в районе Бачки ) был записан в 1074 году, его звали Вид, что по происхождению является славянским именем. Во время правления венгерского короля Коломана (1095–1116) местной сербской знатью в Бачке были Урош, Вукан и Павле. Запись 1309 года говорит о «раскольниках» ( православных христианах ), живших в Бачке. Арсений I Богданович из Срема , второй сербский архиепископ (1233–1263) после святого Саввы , родился в Среме , в деревне Дабар близ Сланкамена . После создания автокефальной Сербской Православной Церкви в 1219 году и переговоров между архиепископом Саввой и венгерской короной восточно-православное славянское население к северу от Дуная оказалось под ее юрисдикцией.

С 1282 по 1316 год сербский король Стефан Драгутин Неманич правил несколькими землями как «король Сирмии». Центр его царства находился в «Нижней Сирмии» (современная Мачва ), хотя он также, возможно, правил «Верхней Сирмией» (т.е. сирмской частью Воеводины). [ 2 ] [ 3 ] Стефан Драгутин умер в 1316 году, и ему наследовал его сын Владислав (1316–1325), который был вассалом венгерского короля.

Крушедольский монастырь

Начиная с 14 века, все большее число сербов начало селиться в регионе Воеводины. К 1483 году, согласно венгерскому источнику, уже половина населения территории Воеводины Венгерского королевства в то время состояла из сербов. Венгерские короли поощряли иммиграцию сербов в Королевство и нанимали многих из них в качестве солдат и пограничников. В письме короля Матьяша от 12 января 1483 года упоминается, что за последние четыре года Венгерское королевство заселили 200 000 сербов. [ 4 ] Деспот Вук и его воины были щедро вознаграждены поместьями, в том числе и местами в Хорватии. Кроме того, к этому времени семья Якшичей становилась все более известной и владела поместьями, простирающимися на несколько графств королевства. [ 5 ] Территория Вука Гргуревича (1471–1485 гг.), сербского деспота на венгерской службе (как «Деспот королевства Раша»), называлась «Маленькая Раша». [ 6 ]

После того, как Османская империя завоевала сербский деспотат (в 1459 г.), сербские титульные деспоты правили в некоторых частях Воеводины как вассалы венгерской короны. Резиденцией деспотов был Купиник (ныне Купиново) в Среме . Сербскими деспотами были: Вук Гргуревич (1471–1485), Джордже Бранкович (1486–1496), Йован Бранкович (1496–1502), Иваниш Берислав (1504–1514), Стеван Берислав (1520–1535), Радич Божич (1527–1527–1527). 1528 г.), Павле Бакич (1537 г.) и Стефан Штилянович (1537–1540 г.). Последние трое не правили на территории нынешней Воеводины, а имели владения на территориях нынешних Румынии , Венгрии и Хорватии . Тот факт, что на территории современной Воеводины правили деспоты Сербии, а также наличие большого сербского населения являются причинами, по которым во многих исторических записях и картах, составленных между 15 и 18 веками, территория современной Воеводины была по имени Рашка ( Рашка , Сербия ) и Маленькая Рашка (Маленькая Сербия).

В документе 1542 года описывается, что «Сербия» простиралась от Липовы и Тимишоары до Дуная, а в документе 1543 года говорится, что Тимишоара и Арад расположены «посреди расцианской земли» ( in medio Rascianorum ). [ 7 ] В то время языком большинства в регионе между Мурешом и Кёрошем действительно был сербский. [ 7 ] Помимо сербского языка, который был основным языком населения Баната, в то время в Банате действовало 17 сербских монастырей. [ 8 ] Территория Баната получила сербский характер и называлась «Малая Раша». [ 9 ]

Османское правление

[ редактировать ]

Османская империя взяла под свой контроль Воеводину после битвы при Мохаче 1526 года и завоевания Баната в 1552 году. [ 10 ] Вскоре после битвы при Мохаче Йован Ненад , лидер сербских наемников, установил свою власть в Бачке , северном Банате и небольшой части Срема . [ 11 ] Он создал эфемерное независимое государство со Суботице столицей в . На пике своего могущества Йован Ненад провозгласил себя «сербским императором» в Суботице. Воспользовавшись крайне запутанной военной и политической обстановкой, венгерские дворяне региона объединили свои силы против него и летом 1527 года разгромили сербские войска. «Император» Йован Ненад был убит, а его государство распалось.

После убийства Йована Ненада генерал-командующий его армией Радослав Чельник двинулся с частью армии бывшего императора из Бачки в Срем и поступил на османскую службу. Радослав Чельник тогда правил Сремом как вассал Османской империи и взял себе титул герцога Срема, в то время как его резиденция находилась в Сланкамене .

Установление османского владычества привело к массовой депопуляции региона Воеводины. Большинство венгров и многие местные сербы бежали из региона и бежали на север. Большинство из тех, кто уехал в регион, были сербами, которые в настоящее время в основном занимаются либо сельским хозяйством, либо проходят османскую военную службу.

В соответствии с политикой Османской империи многие сербы были недавно поселены в этом регионе. Во время османского владычества большинство жителей региона Воеводина были сербами. [ 10 ] В то время деревни были в основном населены сербами, а города – мусульманами и сербами . В 1594 году сербы в Банате начали крупное восстание против турецкого правления. [ 12 ] Это было одно из трех крупнейших сербских восстаний в истории и самое крупное до Первого сербского восстания под руководством Караджордже .

Правило Габсбургов

[ редактировать ]
Привилегии сербов (иллирийской нации) в Габсбургской монархии - книга 1732 года. Сербы были признанной нацией в Габсбургской монархии.

Габсбургская монархия взяла под свой контроль Воеводину, среди других земель, по Карловицким договорам (1699 г.) и Пожаревацкому (1718 г.). Сербский патриарх Арсений III Чарноевич , опасаясь мести турок, иммигрировал в последнее десятилетие 17 века в Габсбургскую монархию с 36 000 семей, но эти сербы в основном ушли дальше на север и поселились на территории то, что сейчас является Венгерской Республикой, и лишь небольшая часть из них обосновалась на территории современной северо-западной Воеводины. Однако из-за этого события император Габсбургов пообещал свободу вероисповедания всем сербам в монархии, а также право выбирать своего собственного « воеводу » (военного и гражданского губернатора). Большая часть территории современной Воеводины, где проживали сербы, была включена в состав военной границы. Император также признал сербов одной из официальных наций Габсбургской монархии и признал право сербов на территориальную автономию в пределах одного отдельного воеводства. Однако это право не было реализовано до революция 1848–1849 годов . Иммиграция сербов в Габсбургскую монархию сохранялась в течение 18 века.

Во время Куруцкой войны (1703–1711) Франциска II Ракоци территория современной Воеводины была полем боя между венгерскими повстанцами и местными сербами, сражавшимися на стороне императора Габсбургов. сербы в Бачке Наибольшие потери понесли . Венгерские повстанцы сожгли сербские деревни, и многие сербы были изгнаны из Бачки. Дарвас , главный военачальник венгерских повстанцев, сражавшихся против сербов в Бачке, писал: «Мы сожгли все крупные населенные пункты Раши , по обоим берегам рек Дунай и Тиса ». [ нужна ссылка ]

Во время австрийского правления многие несербы также поселились на территории современной Воеводины. В основном это были ( католики ) немцы и венгры , а также русины , словаки , чехи , Поляки , румыны и другие. Благодаря этой иммиграции Воеводина стала одним из самых этнически разнообразных регионов Европы . Однако имела место и некоторая эмиграция сербов из Воеводины: после упразднения участка Тиса-Мориш военной границы сербы из северо-восточных частей Бачки покинули этот регион и иммигрировали в Россию (особенно в Новую Сербию и Славяно-Сербию). ) в 1752 году, и тогда этот регион был заселен новыми венгерскими поселенцами. Однако сербы оставались самой крупной этнической группой в Воеводине до второй половины 20 века, когда они стали абсолютным большинством.

В XVI-XIX веках Воеводина была культурным центром сербского народа. Особенно важными культурными центрами были: Нови-Сад , Сремские Карловцы и монастыри Фрушка-Гора . В первой половине XIX века Нови-Сад был крупнейшим сербским городом; в 1820 г. в этом городе проживало около 20 000 жителей, из которых 2/3 были сербами. Матица Сербская переехала в Нови-Сад из Будапешта в 1864 году. Сербские гимназии в Нови-Саде и Сремских Карловцах в то время считались одними из лучших в Венгерском Габсбургском королевстве. Нови-Сад называли «сербскими Афинами ».

Провозглашение Сербской Воеводины Майское собрание 1848 года в Сремских Карловцах.

Во время революций 1848 года венгры потребовали национальных прав и автономии в составе Австрийской империи. Однако они не признавали национальных прав других народов, проживавших в то время в Венгерском королевстве Габсбургов. Желая выразить свою национальную индивидуальность и столкнувшись с новыми венгерскими властями, сербы провозгласили конституцию Сербского воеводства (Сербского княжества) на Майском собрании в Сремских Карловцах (13–15 мая 1848 г.). Сербское воеводство состояло из Срем , Бачка , Банат и Баранья регионов . Сербы также сформировали политический союз с хорватами, «основанный на свободе и совершенном равенстве». Они также признали румынское гражданство. Митрополит Сремски-Карловацкий Иосиф Раячич был избран патриархом , а Стеван Шупликац - первым воеводой ( герцогом ). Национальный комитет был сформирован как новое правительство Сербского воеводства . Вместо старого феодального режима было основано новое царствование на основе национальных правлений с главой Председательство Сербского национального совета .

Венгерское правительство ответило применением силы: 12 июня 1848 года началась война между сербами и венграми. Австрия сначала встала на сторону Венгрии, потребовав от сербов «вернуться к послушанию». Сербам помогали добровольцы из автономного Османского княжества Сербия . Следствием этой войны стало расширение консервативных фракций. Поскольку на позднем этапе революции австрийский двор выступил против венгров, феодальные и клерикальные круги Сербского воеводства заключили союз с Австрией и стали инструментом венского правительства . Затем сербские войска из воеводства присоединились к армии Габсбургов и помогли подавить революцию в Венгерском королевстве.

После поражения Венгерской революции по решению австрийского императора в ноябре 1849 года была образована австрийская коронная земля, известная как Воеводство Сербии и Тамиш-Банат как политическая преемница Сербского воеводства. Земля Короны состояла из частей регионов Банат , Бачка и Срем . Территорией управлял австрийский губернатор, находившийся в Темишваре , а титул воеводы (герцога) принадлежал самому императору. Полный титул императора был « Великий воевода Сербского воеводства» (нем. Großwoiwode der Woiwodschaft Serbien ). Даже после того, как эта коронная земля была упразднена, император сохранял этот титул до конца Габсбургской монархии в 1918 году.

Патриарший суд в Сремских Карловцах

В 1860 году Сербское и Тамиш-Банатское воеводство было упразднено, а большая часть его территории (Банат и Бачка) была включена в состав Венгерского королевства Габсбургов, хотя прямое венгерское правление началось только в 1867 году, когда Венгерское королевство получило автономию в рамках недавно образованного Венгерского королевства. Австро-Венгрия . В отличие от Баната и Бачки, регион Срем был в 1860 году включен в состав Королевства Славония , еще одной отдельной земли Габсбургской короны. Однако Королевство Славония было включено в состав Венгерского королевства в 1868 году.

После упразднения воеводства один сербский политик Светозар Милетич в политической сфере появился . Он требовал национальных прав сербов и других невенгерских народов Венгерского королевства, но был арестован и заключен в тюрьму из-за своих политических требований. В 1867 году Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию, а Венгерское королевство стало одной из двух автономных частей нового государства. За этим последовала политика венгеризации невенгерских национальностей, в первую очередь продвижение венгерского языка и подавление славянских языков (включая сербский). [ нужна ссылка ]

Право голоса было сильно ограничено, чтобы сохранить власть в руках венгров. Новое правительство автономного Венгерского королевства заняло позицию, согласно которой Венгерское королевство должно быть венгерским национальным государством и что все остальные народы, живущие в королевстве: немцы , евреи , румыны , поляки , словаки , русины , сербы и другие должны быть ассимилированы. Наконец, привилегии, данные сербам императором Габсбургами в 1690 году, были отменены в 1912 году. [ нужна ссылка ]

Югославия и Сербия

[ редактировать ]
См. также: Банат, Бачка и Баранья , Королевство Сербия , Трианонский договор , Королевство сербов, хорватов и словенцев , Дунайская Бановина , Оккупация Воеводины, 1941–1944 , Банат, 1941–1944 , Венгерская оккупация Бараньи и Бачки, 1941. –1944 , рейд 1942 года в Нови-Саде , Воеводинский автономный край (1945–1963) , САП Воеводина
Собрание сербов, буневцев и других народов Воеводины в Нови-Саде провозгласило объединение Воеводинского региона с Королевством Сербия, 1918 год.

В конце Первой мировой войны Австро-Венгерская империя распалась, и сербы Воеводины получили еще одну возможность добиться своих политических требований. 25 ноября 1918 года Собрание сербов, буневцев и других народов Воеводины в Нови-Саде провозгласило объединение Воеводины (Баната, Бачки и Бараньи) с Королевством Сербия . За день до этого, 24 ноября, Сремское собрание также провозгласило объединение Срема с Сербией. 1 декабря 1918 года область Воеводина вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . После нескольких столетий жизни под иностранным правлением (Венгрией, Османской империей, Габсбургами) воеводинские сербы теперь жили в одной стране вместе с другими сербами и южными славянами . Это ознаменовало новый этап в национальном развитии сербского народа в регионе Воеводины.

Тяжелым периодом времени для сербов в Воеводине стала Вторая мировая война и оккупация Оси (1941–1944), когда регион Воеводины находился под контролем немецких , венгерских и хорватских оккупационных сил. Оккупационные державы совершили многочисленные преступления против этнического сербского населения региона. По оценкам, во время оккупации около 50 000 человек в Воеводине (в основном сербы , евреи и цыгане) были убиты, а более 280 000 человек были интернированы, арестованы, подверглись насилию или пыткам. [ нужна ссылка ]

Оккупация Оси закончилась в 1944 году, и в 1945 году в составе Югославии в составе Сербии была образована автономная провинция Воеводина (включающая Срем, Банат и Бачку) . Провинция создавалась как территориальная автономия для всех населяющих ее народов со значительной ролью сербов, которые составляли этническое большинство в крае.

Демография

[ редактировать ]
Год сербы Процент Общая численность населения
Воеводины
1910 510,186 33.8% 1,512,983
1921 526,134 34.7% 1,528,238
1931 528,000 33.0% 1,624,158
1941 577,067 35.3% 1,636,367
1948 841,246 50.6% 1,663,212
1953 865,538 50.9% 1,699,545
1961 1,017,713 54.9% 1,854,965
1971 1,089,132 55.8% 1,952,535
1981 1,107,735 54.4% 2,034,772
1991 1,151,353 57.2% 2,012,517
2002 1,321,807 65.0% 2,031,992
2011 1,289,635 66.7% 1,931,809
2022 1,190,785 68.4% 1,740,230

Культура

[ редактировать ]
Матица Сербская
Сербский национальный театр

Сербские монастыри в Среме

[ редактировать ]

восемнадцать сербских православных В районе Срема расположено монастырей. Большинство из них расположены на горе Фрушка-Гора , за исключением монастырей Фенек и Земун , которые расположены в части Срема, принадлежащей Белграду , но исторически эта территория тоже принадлежала Воеводине. По историческим данным, эти монастырские общины исторически зафиксированы с первых десятилетий XVI века, но предания относят их основание к периоду между XII и XV веками. На протяжении веков своего существования эти монастыри поддерживали духовную и политическую жизнь сербского народа . Вот список монастырей:

Епархии и монастыри Сербской Православной Церкви в Воеводине
  • Беочин – Время основания неизвестно. Впервые он упоминается в турецких записях, датированных 1566/1567 годом.
  • Бешеново – Согласно легенде, монастырь Бешеново был основан сербским королем Драгутиным в конце 13 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1545 годом.
  • Велика Ремета – Традиционно его основание связывают с королем Драгутиным. Самые ранние исторические сведения о монастыре датированы 1562 годом.
  • Врдник-Раваница – Точное время основания неизвестно. В записях указано, что церковь была построена во времена митрополита Серафима , во второй половине 16 века.
  • Гржетег – Согласно традиции, монастырь был основан Змаем Огнени Вуком (деспотом Вуком Ггуревичем ) в 1471 году. Самые ранние исторические записи о монастыре датируются 1545/1546 годом.
  • Дивша . Считается, что он был основан деспотом Йованом Бранковичем в конце 15 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются второй половиной 16 века.
  • Язак – Монастырь был основан в 1736 году.
  • Крушедол – Монастырь был основан между 1509 и 1516 годами епископом Максимом (деспотом Джордже Бранковичем ) и его матерью Ангелиной.
  • Кувеждин – Традиционно его основание приписывают Стефану Штильяновичу . Первые достоверные записи о нем датированы 1566/1569 годом.
  • Мала Ремета – Фонд традиционно приписывается сербскому королю Драгутину. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются серединой 16 века.
  • Ново Хопово – согласно традиции, монастырь был построен деспотами рода Бранковичей . Первое достоверное упоминание о монастыре датировано 1641 годом.
  • Привина Глава – Согласно легендам, Привина Глава была основана человеком по имени Прива в 12 веке. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1566/1567 годом.
  • Петковица – по традиции, основанной вдовой Стефана Штильяновича, деспотикой Еленой. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1566/1567 годом.
  • Раковац . Согласно легенде, написанной в 1704 году, Раковац является наследием некоего человека Рака, придворного деспота Йована Бранковича. Легенда гласит, что Рака построил монастырь в 1498 году. Самые ранние исторические записи о монастыре датируются 1545/1546 годом.
  • Старо Хопово – Согласно традиции, монастырь был основан епископом Максимом (деспотом Джордже Бранковичем). Достоверные данные о монастыре относятся к 1545/1546 году.
  • Шишатовац – Основание монастыря приписывается монахам-беженцам из сербского монастыря Жича . Достоверные факты, иллюстрирующие жизнь монастыря, относятся к середине 16 века.
  • Фенек – Согласно традиции, основателями монастыря были Стефан и Ангелина Бранковичи во второй половине 15 века. Самые ранние исторические сведения о монастыре датируются 1563 годом.
  • Земунский монастырь в муниципалитете Земун . Он был основан в 1786 году.

Сербские монастыри в Бачке

[ редактировать ]

Сербские монастыри в Банате

[ редактировать ]

Изображения

[ редактировать ]

Известные люди

[ редактировать ]

Средневековый период

[ редактировать ]

Современный период

[ редактировать ]

Политика и армия:

Культура, наука и спорт:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия народов без гражданства: СЗ . Издательская группа Гринвуд. п. 2000. ISBN  9780313323843 .
  2. ^ Р. Веселинович, История Сербской Православной Церкви с народной историей I, Белград, 1969, стр. 18.
  3. ^ Р. Груич, Православная Сербская Церковь, Крагуевац, 1989, стр. 22.
  4. ^ Генри Клиффорд Дарби (1968). Краткая история Югославии . Архив Кубка. п. 103. ИСБН  9780521095310 .
  5. ^ Ивич 1914 , стр. 5–17.
  6. ^ Сима Лукин Лазич (1894). Краткая история сербов: от создания Сербии до наших дней . Типография Карла Альбрехта. стр. 149.
  7. ^ Jump up to: а б Специальные выпуски . Том. 4–8. Научная работа. 1952 год 32.
  8. ^ Расция 1996 , с. 2.
  9. ^ Михайло Малетич; Ратко Божович (1989). Социалистическая Республика Сербия . Том. 4. НИРО «Книжевне новине». страница 46.
  10. ^ Jump up to: а б Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах . БРИЛЛ. п. 172. ИСБН  9789004250383 .
  11. ^ Майор Ливиу; Боксан, Николае; Болован, Иоан, ред. (1994). Австрийская военная граница . Издательство «Гласул Буковина». стр. 66. ISBN  9789739680028 .
  12. ^ Самарджич, Радован; Душков, Милан (1993). Сербы в европейской цивилизации . Новый. стр. 44. ISBN  9788675830153 .
  13. ^ «Рассия». Журнал сербов в Воеводине . И (1). Вршац. май 1996 г.
  14. ^ "Православие - ГАЗЕТЫ СЕРБСКОГО ПАТРИАРХАТА" . Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 г. Проверено 25 января 2011 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41bff557f737ba7cfa3185c5d69a3dff__1712479740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/ff/41bff557f737ba7cfa3185c5d69a3dff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serbs in Vojvodina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)