Йован Бранкович
Йован Бранкович | |
---|---|
![]() Деталь иконы Андреи Райчевича ( ок. 1645 г.), изображающая Йована как святого. | |
титульный деспот Сербии | |
Царствование | 1493–1502 |
Предшественник | Джордже Бранкович |
Преемник | Иваниш Бериславич |
Рожденный | в. 1465 |
Умер | 10 декабря 1502 г. |
Похороны | |
Супруг | Елена Якшич |
Проблема | Мария Бранкович Елена Екатерина, принцесса Молдавии Анна Бранкович Мария Магдалена Бранкович Милика Деспина, принцесса Валахии (оспаривается) |
Дом | Бранкович |
Отец | Стефан Бранкович |
Мать | Анжелина Арианити |
Религия | Сербский православный христианин |
Йован Бранкович ( сербская кириллица : Йован Бранкович , произносится [jɔ̌v̞an brώːnkɔv̞itɕ] ; в. 1465 — 10 декабря 1502) — титульный деспот Сербии с 1493 года до своей смерти в 1502 году. Титул деспота ему дал венгерский король Владислав II Венгерский . С 1493 по 1497 год он носил этот титул вместе со своим старшим братом Джордже Бранковичем , который был деспотом с 1486 года. В 1497 году Джордже отказался от титула, и Йован оставался единственным деспотом Сербии до своей смерти в 1502 году. Йован был последним сербом. Деспот из династии Бранковичей . Вместе со своим братом он построил монастырь Крушедол и сделал различные пожертвования Хиландару и другим восточно-православным монастырям. Он был провозглашен святым Сербской Православной Церковью . [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Йован был младшим сыном Стефана Бранковича , изгнанного деспота Сербии (1458–1459), и принцессы Ангелины Арианиты . Он родился ок. 1465 г., когда его родители проживали в замке Белградо , в районе Фриули . Его отец, деспот Стефан, умер в 1476 году, когда семья еще жила в Белграде. В 1479 году император Фридрих III подарил им замок Вайтенсфельд в Каринтии , и Йован переехал туда вместе с остальной семьей. [ 3 ]
Двоюродный брат Йована Вук Бранкович , титульный деспот Сербии, умер в 1485 году, не оставив прямых наследников. Его титул и поместья в Венгерском королевстве остались вакантными, что побудило венгерского короля Матьяша Корвина найти подходящего наследника. Он остановил свой выбор на единственных оставшихся членах семьи Бранковичей мужского пола (Дордже и Йоване), пригласив их приехать в Венгрию. [ 4 ] [ 5 ]
В 1486 году они прибыли в Венгрию, и старший брат Йована Джордже получил титул деспота Сербии от короля Матьяша, пожаловавшего им владения в Купнике , Сланкамене и Беркасово в районе Сирмии .
Начиная с 1493 года, братья правили совместно, поскольку Йован также получил титул деспота Сербии , поскольку в Венгерском королевстве было принято, что различные руководящие посты занимали совместно два должностных лица.
В 1497 году Джордже решил передать все свои титулы и имущество Йовану. В это время Джордже принял монашеский постриг, приняв имя Максим ( сербская кириллица : Максим ). Позже братья построили монастырь Крушедол в районе Сирмии . [ 6 ]
У Йована были другие цели, чем у его брата Джордже. Он не стремился создать райское царство , а стремился победить тюрков и изгнать их из своих земель и, таким образом, получить право в ряды своих предков. Он успешно сражался с Османской империей во время нескольких операций в Боснии , особенно в районе Зворника . Йован также планировал освободить сербов от османского владычества с помощью Венецианской республики , но этому помешала его смерть в 1502 году. После его смерти надежда на восстановление Сербии под наступающей Османской империей стала слабее.
Он женился на сербской дворянке Елене Якшич , от которой у него было несколько детей, но не осталось наследника мужского пола. После его смерти в 1502 году венгерский король Владислав II (ум. 1516) поручил вдове Йована Елене снова выйти замуж (1504 г.) за известного дворянина Иваниша Бериславича (ум. 1514) из Пожегского уезда . Впоследствии Бериславичу был предоставлен титул деспота Сербии и контроль над семейными поместьями Бранковичей. [ 7 ] [ 8 ]
Йован упоминается в «Dell'Imperadori Constantinopolitani», или рукописи Массарелли , найденной в бумагах Анджело Массарелли (1510–1566). [ 9 ]
Святость
[ редактировать ]Святой Йован Бранкович Святой Иоанн Бранкович | |
---|---|
Святой | |
Рожденный | в. 1465 |
Умер | 10 декабря 1502 г. Крушедольский монастырь , современная Сербия. |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 16 век, в Сирмии Сербской православной церкви. |
Главный храм | Крушедольский монастырь |
Праздник | 10 декабря ОС 23 декабря н.с. |
Члены династии Бранковичей были известны своей преданностью восточному православному христианству . [ 10 ] [ 11 ] и Йован Бранкович также представлял эту семейную традицию. Его культ зародился в первой половине 16 века. Похоронен в Крушедольском монастыре и положен вместе с остальными членами семьи в гробах у алтаря. [ 12 ] Во время австро-турецкой войны (1716–1718) турецкая армия вторглась в Сирмию в 1716 году, захватила монастырь Крушедол и сожгла святые мощи вскоре после битвы при Петроварадине . Сохранились лишь некоторые незначительные части реликвий. [ 13 ]
Семья
[ редактировать ]Он женился на сербской дворянке Елене Якшич , которая упоминается как «Елена, Сербская деспотисса» в грамоте, датированной 1502 годом. У них было четверо детей, все дочери:
- Мария, замужем за Фердинандом Франкопаном из Дома Франкопанов.
- Елена , замужем за Петром IV Рарешем , князем Молдавии .
- Ана, замужем за Федором Сангушко , маршалом Волыни . [ 14 ]
- Мария Магдалена замужем за Иваном Вишневецким , дворянином с Волыни. [ 14 ]
Некоторые исследователи, приняв во внимание даты обоих браков Елены (первого с Йованом Бранковичем, а второй с Иванишем Бериславичем), предположили, что некоторые из ее дочерей, которых обычно считают от первого брака, на самом деле могли быть от нее. второй брак. [ 15 ]
что другая дочь, Милица Деспина , вышла замуж за Неаго Басараба , принца Валахии Некоторые генеалогии также указывают на то , (1512–1521). [ 16 ] Некоторые считают, что Милица была слишком стара, чтобы быть его дочерью, но она родилась ок. 1486–1488. [ 17 ] Милица Деспина могла быть внебрачной дочерью его или другого близкого родственника или даже дочерью брата Йована Джордже , с которым она отправилась в Валахию в 1503 году.
Предки Йована Бранковича |
---|
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Чиркович 2004 , с. 101, 116, 139.
- ^ Крстич 2017 , с. 151-152.
- ^ Иречек 1918 , с. 245.
- ^ Чиркович 2004 , с. 116.
- ^ Батакович 2005 , с. 98.
- ^ Крстич 2017 , с. 151.
- ^ Иречек 1918 , с. 256.
- ^ Крстич 2017 , стр. 152.
- ^ Тони Хоскинс. «Англоцентрическая средневековая генеалогия» . newsgroups.derkeiler.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Паизи-Апостолопулу 2012 , с. 95-116.
- ^ Андрич 2016 , с. 202–227.
- ^ Чиркович 2004 , с. 139.
- ^ Циркович 2004 , стр. 150.
- ^ Jump up to: а б Василевский 1963 , стр. 117-124.
- ^ Заболотная 2010 , с. 115-122.
- ^ Византийская традиция в церковной вышивке с. 89
- ^ Джордж Марку, Родика Илинка, Энциклопедия женских личностей из Румынии, Издательство Meronia, Бухарест, 2012,
Источники
[ редактировать ]- Андрич, Станко (2016). «Святой Иоанн Капистран и деспот Георгий Бранкович: невозможный компромисс» . Византинославица . 74 (1–2): 202–227.
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Фотич, Александр (2008a). «Семья Бранкович» . Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 93–94.
- Исайлович, Невен Г.; Крстич, Александр Р. (2015). «Сербский язык и кириллица как средство дипломатической грамотности в Юго-Восточной Европе в XV и XVI веках» . Опыт грамотности в отношении средневековой и ранней современной Трансильвании . Клуж-Напока: Институт истории Джорджа Барицю. стр. 185–195.
- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Иречек, Константин (1918). История сербов . Том 2. Гота: Пертес.
- Крстич, Александр Р. (2017). «Какое королевство вы выберете? - Сербское дворянство между османами и венграми в 15 веке» . Государство и общество на Балканах до и после установления османского правления . Белград: Институт истории, Турецкий культурный центр Юнуса Эмре Энститусю. стр. 129–163. ISBN 9788677431259 .
- Пайзи-Апостолопулу, Мачи (2012). «Апелляция к авторитету ученого патриарха: новые данные об ответах Геннадия Схолариоса на вопросы Георгия Бранковича» . Исторический обзор . 9 : 95–116.
- Пилат, Ливиу (2010). «Митрополит Максим Бранчович, Богдан III и связи Молдовы с Сербской Церковью» . Анналы Путны (на румынском языке). 6 (1): 229–238.
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Spremić, Momčilo (2004). "La famille serbe des Branković – considérations généalogiques et héraldiques" (PDF) . Зборник радова Византолошког института (in French). 41 : 441–452.
- Стойковский, Борис; Иванич, Ивана; Спэриосу, Лаура (2018). «Сербско-румынские отношения в средние века до османского завоевания» (PDF) . Трансильванский обзор . 27 (2): 217–229. Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2022 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- Василевский, Тадеуш (1963). «Оригинальный вклад в отношения Польши с южными славянами в XIII-XVI веках» (PDF) . Источниковедение . 8 : 117–124.
- Заболотная, Лилия (2010). «Некоторые уточнения о династии Бранковичей» . Тирагия . 4 (2): 115–122.