Jump to content

Сербская Православная Церковь

Сербский православный крест
Сербская Православная Церковь
Сербская Православная Церковь
Сербская Православная Церковь
Аббревиатура СОЦ , СОЦ , СОЦ
Классификация Восточно-православный
Ориентация Сербское православие
Писание Септуагинта , Новый Завет
Теология Восточно-православное богословие
Политика епископальный
Управление Священный Синод Сербской Православной Церкви
Структура Причастие
Предстоятель Патриарх Порфирий
Епископы 44
приходы 3,100
Ассоциации Всемирный совет церквей [1]
Язык церковнославянский , сербский
Литургия Византийский обряд
Штаб-квартира Здание Патриархии , Белград ; традиционно Печский Патриархат
Территория Европа ( Сербия , Босния и Герцеговина , Черногория , Хорватия , Северная Македония , Косово , Словения , Германия , Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Великобритания , Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция , Румыния, Болгария, Австрия, Швейцария )
Америка ( Канада , Соединенные Штаты Америки , Южная Америка ),
Океания ( Австралия, Новая Зеландия )
Имущество Православное Охридское архиепископство
Основатель Святой Савва
Источник 1219
Королевство Сербия
Независимость 1219–1463
1557–1766
1879 – настоящее время
Признание 1219 г. (Автокефальное архиепископство)
1346 г. (Автокефальный Патриархат)
1557 г. (Автокефальный Патриархат)
1879 г. (автокефальная метрополия)
1922 г. (Автокефальный Патриархат)
Разделения Македонская Православная Церковь
Черногорская Православная Церковь
Члены 8 [2] до 12 миллионов [3]
Другое имя (а)
  • Сербская Церковь
  • Сербский Патриархат
Официальный сайт ПК .rs

Сербская Православная Церковь ( сербский : Srpska pravlavlavna crkva , Srpska pravlavlavna crkva ) — одна из автокефальных ( церковно независимых) восточно-православных христианских церквей . [4] [5]

Большинство населения Сербии , Черногории и Республики Сербской Боснии и Герцеговины являются членами Сербской Православной Церкви. Она состоит из митрополий и епархий , расположенных в основном в Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Хорватии . Остальные общины находятся в сербской диаспоре . Сербский Патриарх служит первым среди равных в своей церкви. Нынешний патриарх — Порфирий , возведен на престол 19 февраля 2021 года. [6]

Церковь получила статус автокефалии в 1219 году. [7] под руководством святого Саввы , став независимым архиепископством Жичи . его статус был повышен до патриархата . В 1346 году [8] и впоследствии был известен как Сербский Патриархат Печа . Этот патриархат был упразднен Османской империей в 1766 году. [9] хотя несколько региональных отделений церкви продолжали существовать, наиболее известными среди них были Карловицкая митрополия в Габсбургской монархии . [10] После воссоздания Сербии . церковная автономия была восстановлена ​​в 1831 году [11] и автокефалия была возобновлена ​​в 1879 году. Современная Сербская Православная Церковь была восстановлена ​​в 1920 году, после объединения Белградской митрополии , Карловицкого Патриархата и Черногорской митрополии . [12]

История [ править ]

Раннее христианство [ править ]

Христианство начало распространяться по Юго-Восточной Европе в I веке. Ранние мученики Флор и Лавр II века, убитые вместе с другими 300 христианами в Ульпиане , недалеко от современного Липляна , почитаются как христианские святые. Епископ Сирмийский Ириней также принял мученическую смерть в 304 году. Император Константин Великий (306–337), родившийся в Наиссе (современный Ниш в Сербии), был первым христианским правителем Римской империи . Несколько местных епископов, заседавших в современной Сербии, стали известными в 4 веке, такие как Герминий Сирмийский , Урсаций Сингидунский и Секундиан Сингидунский (современный Белград ), в то время как в Сирмиуме было проведено несколько соборов . [13]

В 395 году Империя была разделена, а ее восточная половина позже стала называться Византийской империей . В 535 году император Юстиниан I создал архиепископство Юстиниана Прима с центром в родном городе императора Юстиниана Прима , недалеко от современного Ливана в Сербии. Архиепископство имело церковную юрисдикцию над всеми провинциями Дакийской епархии . [14] [15] К началу VII века византийский провинциальный и церковный порядок в регионе был разрушен вторжением авар и славян . Церковная жизнь возобновилась в том же столетии в провинции Иллирик и Далмация после более выраженной христианизации сербов и других славян Римской церковью . [16] [17] [18] [19] В VII и середине VIII века эта территория не находилась под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. [20]

Христианизация сербов [ править ]

Печать сербского князя ( Строимира конец 9 века), [21] один из старейших артефактов, посвященных христианизации сербов

История раннесредневекового Сербского княжества зафиксирована в труде «De Administando Imperio» ( DAI ), составленном византийским императором Константином VII Багрянородным ( годы правления 913–959). Информацию о сербах DAI черпала, в частности, из сербского источника. [22] Говорят, что сербы получили защиту императора Ираклия (годы правления 610–641), и Багрянородный подчеркнул, что сербы всегда находились под имперским правлением. Согласно De Administando Imperio, центром, из которого сербы приняли крещение, был отмечен Рим . [23] Его рассказ о первой христианизации сербов можно датировать 632–638 годами; это могла быть конструкция Багрянородного, или она могла охватывать ограниченную группу вождей с меньшим приемом со стороны более широких слоев племени. [24] С VII до середины IX века сербы находились под влиянием Римской церкви. [25] Первоначальная церковная принадлежность к конкретной епархии неясна, вероятно, это не был Адриатический центр. [26] К 870-м годам раннесредневековые сербы считаются христианами. [27] но это был процесс, завершившийся в конце 9 века во времена Василия I , [28] и средневековые некрополи до XIII века на территории современной Сербии демонстрируют «незавершенный процесс христианизации», поскольку местное христианство зависело от социальной структуры (городской и сельской). [29]

Считается, что расширение Вселенского Константинопольского Патриархата на преторианскую префектуру Иллирик началось в 731 году императором Львом III , когда он аннексировал Сицилию и Калабрию . [30] [31] но вопрос о том, распространился ли Патриархат также на восточные части Иллирика и Далмации, неизвестен и является предметом научных дискуссий. [32] Расширение, скорее всего, произошло с середины 9 века. [20] когда византийские императоры и патриархи потребовали, чтобы административные границы Церкви соответствовали политическим границам. [25] В том же столетии за этот регион также велись политические споры между Каролингской империей и Византийской империей. [33] Самым влиятельным и успешным был император Василий I , активно работавший над получением контроля над всей преторианской префектурой Иллирика (от греческих, болгарских, сербских до хорватских славянских народов). [34] [35] [36] [37] Василий I, вероятно, отправил по крайней мере одно посольство к Мутимиру Сербскому . [38] который решил сохранить общение Церкви в Сербии с Константинопольским Патриархатом, когда Папа Иоанн VIII предложил ему вернуться в юрисдикцию епископства Сирмия (см. также Архиепископство Моравское ) в письме, датированном маем 873 года. [39] [40] [41]

Алексис П. Власто утверждал, что Расская епархия была основана во время правления Мутимира как епископство Сербии в Расе с церковью Святых Апостолов Петра и Павла . [42] в рамках генерального плана учреждения епископств в славянских землях Империи, утвержденного Константинопольским собором 879–880 гг., [42] наиболее существенно связано с созданием автономного архиепископства Болгарии, юрисдикцию которого потеряла Римская церковь. [43] [44] Однако, по словам Предрага Коматина, ни о каком епископстве в Сербии не упоминается. В раннесредневековой Европе существование христианской церкви без епископа в конкретной стране не было редкостью, и подчинение ее паннонскому епископу подразумевает, что в то время не было местного сербского епископа. [45] Тибор Живкович пришел к выводу, основываясь на первоисточниках Константинопольской Церкви, что не было никакой информации относительно создания какого-либо нового церковного центра и организации в Сербии, что сербский церковный центр и столица находились в Дестиниконе , а Рас в середине 9-го века был всего лишь пограничным фортом, который к 1019-1020 гг. стал церковным центром епископства. [46] Императорская грамота Василия II от 1020 года Охридскому архиепископству , в которой были установлены права и юрисдикции, содержит самое раннее упоминание о епископстве/епископии Раса, утверждая, что оно принадлежало Болгарской автокефальной церкви во времена Петра I ( 927–969) и Самуил Болгарский (977–1014). [47] [48] Он был небольшого размера. [49] Считается, что он, возможно, был основан болгарским императором, [50] [51] но, скорее всего, это была самая поздняя дата, когда она могла быть интегрирована в Болгарскую церковь. [52] Епископия, вероятно, была частью болгарской митрополии Моравы, но уж точно не Дурреса . [53] Если это было на сербской территории, то, похоже, Церковь в Сербии или на части территории Сербии стала связана и находилась под влиянием Болгарской Церкви между 870 и 924 годами. [54] [55] [56]

С христианизацией в 9 веке христианские имена появляются среди членов сербских династий (Петар, Стефан, Павле, Захарие). [57] Принц Петар Гойникович (годы правления 892–917), очевидно, был христианским правителем. [57] и христианство, по-видимому, распространялось в его время. [58] Поскольку Сербия граничила с Болгарией, оттуда исходило христианское влияние и, возможно, миссионеры, усилившиеся за время двадцатилетнего мира. [59] Болгарская аннексия Сербии в 924 году имела важное значение для будущего направления сербской церкви. Самое позднее к тому времени Сербия должна была получить кириллицу и славянские религиозные тексты, уже знакомые, но, возможно, еще не предпочитаемые греческому. [42]

Архиепископство Охридское 1018–1219 ) (

Карта с изображением Охридского архиепископства ок. 1020

После своего окончательного подчинения болгарского государства в 1018 году Василий II , чтобы подчеркнуть победу Византии, учредил Охридское архиепископство , понизив Болгарский патриархат до ранга архиепископства. Нынешнее архиепископство оставалось автокефальной церковью, отдельной от Константинопольского Патриархата . Однако, хотя в остальном архиепископство было совершенно независимым, его предстоятель избирался императором из списка из трёх кандидатов, представленных местным церковным синодом . В трёх сигиллиях, изданных в 1020 году, Василий II наделил новую кафедру обширными привилегиями. [60] В первой и третьей грамоте Василия II упоминается епископство Сербское, а во второй грамоте Василия II, датированной 1020 годом, упоминается епископство Рас , с резиденцией в церкви святых апостолов Петра и Павла, Рас . [61] [62]

Евангелие X или XI веков Codex Marianus , написанное на старославянском языке , глаголицей является одним из старейших известных славянских рукописей. Частично оно было написано в сербской редакции старославянского языка . [63] XI века Другие ранние рукописи включают фрагмент Апостола Гршковича и фрагмент Михановича .

Хронология основных автокефальных Восточных Православных Церквей с восточно-православной точки зрения до 2021 года.

архиепископство ( Автокефальное 1219–1346 )

Святой Савва , первый сербский архиепископ.

Сербский князь Растко Неманич , сын Стефана Немани , принял монашеский постриг на Афоне как Савва (Савва) в 1192 году. [64] [65] Через три года к нему присоединился отец, принявший монашество Симеона . Отец и сын обратились к Священной общине с просьбой основать сербский религиозный центр на заброшенном месте Хиландара , который они отремонтировали. Это положило начало эпохе Возрождения (в искусстве , литературе и религии ). Отец Саввы умер в Хиландаре в 1199 году и был канонизирован как святой Симеон. [65] Святой Савва оставался там несколько лет, повышаясь в звании, затем вернулся в Сербию в 1207 году, взяв с собой останки своего отца, которые он похоронил в монастыре Студеница , после примирения двух своих ссорящихся братьев Стефана Неманича и Вукана . [66] Стефан попросил его остаться в Сербии со своими священнослужителями, что он и сделал, обеспечивая народу широкую пастырскую заботу и образование. Святой Савва основал несколько церквей и монастырей, среди них монастырь Жича . В 1217 году Стефан был провозглашен королем Сербии , и были открыты различные вопросы церковной реорганизации. [67]

Святой Савва вернулся на Святую Гору в 1217/18 году, готовясь к образованию автокефальной Сербской Церкви. Он был рукоположен в 1219 году как первый архиепископ Сербской Церкви и получил автокефалию от Константинопольского Патриарха Мануила I , находившегося тогда в изгнании в Никее . [68] [69] В том же году святитель Савва издал «Законоправило» (Номоканон святителя Саввы). Таким образом, сербы приобрели обе формы независимости: политическую и религиозную. [70] После этого в Сербии Савва остался в Студенице и продолжил просвещать сербский народ в своей вере. Позже он созвал собор, объявивший вне закона богомилов , которых считал еретиками. Савва назначил нескольких епископов, отправив их по Сербии для организации своих епархий. [71] Чтобы сохранить свой статус религиозного и общественного лидера, он продолжал путешествовать по монастырям и странам, обучая людей. В 1221 году в монастыре Жича состоялся синод, осуждавший богомильство . [72]

Следующие места были вновь созданы во времена святого Саввы:

Старшими епархиями под юрисдикцией Сербского архиепископа были:

Троеручица, что означает «Троерукая Богородица », является важнейшей иконой СПЦ и главной иконой Святой Горы Афон.

В 1229/1233 году святой Савва отправился в паломничество в Палестину и в Иерусалиме встретился с патриархом Афанасием II. Святой Савва увидел Вифлеем, где Иисус родился , реку Иордан , где крестился Христос , и Великую Лавру святителя Саввы Освященного ( монастырь Мар-Саба ). Савва спросил Афанасия II, своего хозяина, и Великолавское братство во главе с игуменом Николаем, может ли он приобрести два монастыря на Святой Земле . Его просьба была принята, и ему были предложены монастыри Святого Иоанна Богослова на горе Сион и монастырь Святого Георгия в Аконе , оба для проживания сербских монахов. Икона Троерукица ( Троеручица Богородицы ), подаренная Великой Лавре святителем Иоанном Дамаскиным , была передана святителю Савве, а он, в свою очередь, завещал ее Хиландару .

Святой Савва скончался в Велико Тырново , столице Второго Болгарского царства , во время правления Ивана Асена II Болгарского . Согласно его Житию , он заболел после Божественной литургии в праздник Крещения Господня , 12 января 1235 года. Святой Савва на обратном пути из Святой Земли посетил Велико Тырново , где основал приют для сирийских паломников в Иерусалиме и организовал прием сербских монахов в существующих там монастырях. Он умер от пневмонии в ночь с субботы на воскресенье, 14 января 1235 года, и был похоронен в соборе Святых сорока мучеников в Велико Тырново, где его тело оставалось до 6 мая 1237 года, когда его священные кости были перенесены в монастырь Милешева в Южная Сербия.

перенес кафедру в монастырь Печ . В 1253 году архиепископ Арсений [73] С тех пор сербские приматы переместились между ними. [74] Где-то между 1276 и 1292 годами половцы сожгли монастырь Жича, а король Стефан Милютин (1282–1321) отремонтировал его в 1292–1309 годах, во время правления Евстатия II . [75] В 1289–1290 годах главные сокровища разрушенного монастыря, в том числе останки святого Евстатия I , были перенесены в монастырь Печ. [76] Во время правления того же короля монастырь Грачаница . был обновлен и [77] а во время правления короля Стефана Уроша III (1321–1331) монастырь Дечани , был построен [78] под руководством архиепископа Данила II . [79]

Средневековый Патриархат (1346–1463 гг . )

Сербский Патриарх Данило III , фреска из Патриаршего монастыря Печ.

Статус Сербской Православной Церкви рос вместе с расширением и повышением престижа Сербского королевства . После того, как король Стефан Душан принял императорский титул царя , Сербское архиепископство было соответственно повышено до ранга Патриархата в 1346 году. В последующее столетие Сербская Церковь достигла наибольшего могущества и престижа. носило титул протоса В XIV веке сербское православное духовенство на Афоне .

16 апреля 1346 года ( Пасха ) Стефан Душан созвал великое собрание в Скопье , на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , патриарх Болгарский Симеон и различные религиозные лидеры Афона . Собрание и духовенство согласовали, а затем торжественно совершили повышение автокефального Сербского архиепископства до статуса Патриархата. Отныне архиепископ носил титул Сербского Патриарха , хотя в некоторых документах он назывался Патриархом сербов и греков с резиденцией в Патриаршем монастыре Печ . Новый Патриарх Иоанникий II теперь торжественно короновал Стефана Душана как « Императора и самодержца сербов Император и римлян » (см. сербов ). Статус Патриарха привел к повышению епископства до митрополий, как, например, Скопская митрополия . Патриархат взял на себя суверенитет на Афоне и греческих архиепископствах, находящихся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата (Охридское архиепископство оставалось автокефальным), что привело к отлучению Душана от церкви Патриархом. Каллист I Константинопольский в 1350 году. [80]

В 1375 году было достигнуто соглашение между Сербским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом. [81] Битва за Косово (1389 г.) и ее последствия оказали длительное влияние на средневековое наследие и более поздние традиции Сербской Православной Церкви. [82] В 1455 году, когда турки-османы завоевали Патриаршую резиденцию в Пече, Патриарх Арсений II нашел временное убежище в Смедерево , столице сербского деспотата . [83]

Среди культурного, художественного и литературного наследия, созданного под эгидой Сербской Православной Церкви в средневековый период, были жития , известные по-сербски как žitije (вита), которые были написаны как биографии правителей, архиепископов и святых с 12 по 15 века. век. [84] [85] [86]

Патриархат ( Обновленный 1557–1766 )

Сербский Патриархат Печа (16–17 века)

Османская империя завоевала Сербский деспотат в 1459 году, Боснийское королевство в 1463 году, Герцеговину в 1482 году и Черногорию в 1499 году. Все завоеванные земли были разделены на санджаки . Хотя некоторые сербы приняли ислам , большинство продолжало придерживаться Сербской православной церкви. Сама церковь продолжала существовать на протяжении всего периода Османской империи, хотя и не без некоторых разрушений. После смерти сербского патриарха Арсения II в 1463 году преемник не был избран. Таким образом, Патриархат был де-факто упразднен, а Сербская Церковь перешла под юрисдикцию Охридского архиепископства и, в конечном итоге, Вселенского Патриархата , который осуществлял юрисдикцию над всеми православными Османской империи в рамках системы миллета .

После нескольких неудачных попыток, предпринятых с c. С 1530 по 1541 год митрополитом Павлом Смедеревским, чтобы вернуть себе автокефалию , захватив трон Печа и провозгласив себя не только архиепископом Печа, но и сербским патриархом, Сербский патриархат был окончательно восстановлен в 1557 году при султане Сулеймане I , благодаря при посредничестве паши Мехмеда Соколовича, серба по происхождению. Его двоюродный брат, один из сербских православных епископов Макарий Соколович, был избран Патриархом в Пече. Восстановление Патриархата имело большое значение для сербов, поскольку способствовало духовному объединению всех сербов Османской империи. В состав Печского Патриархата также входили некоторые епархии в западной Болгарии. [87]

Во времена сербского патриарха Йована Кантула (1592–1614) турки-османы вывезли останки святого Саввы из монастыря Милешева на холм Врачар в Белграде сжег их , где Синан-паша на костре, чтобы запугать сербский народ в случае нападения восстания (см. Банатское восстание ) (1594 г.). Храм Святого Саввы был построен на месте сожжения его останков. [88]

После последовавших сербских восстаний против турецких оккупантов, в которых церковь играла ведущую роль, в 1766 году османы снова упразднили Патриархат. [9] Церковь снова вернулась под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Этот период правления так называемых « фанариотов » был периодом великого духовного упадка. [ нужна ссылка ] потому что греческие епископы очень мало понимали свою сербскую паству.

Церковь в Габсбургской монархии [ править ]

Сербский Патриарх Арсений III , руководитель Великого сербского переселения 1690 года.

В этот период христиане на Балканах были вынуждены принять ислам, чтобы избежать суровых налогов, введенных турками в отместку за восстания и продолжающееся сопротивление. Успех исламизации был ограничен определенными областями, при этом большинство сербского населения сохраняло свою христианскую веру, несмотря на негативные последствия. Чтобы избежать их, многие сербы мигрировали со своими иерархами в Габсбургскую монархию , где им была предоставлена ​​автономия. В 1708 году была создана автономная Сербская православная Карловицкая митрополия , которая позже стала патриархатом (1848–1920). [89]

Во время правления Марии Терезии (1740-1780) было проведено несколько собраний православных сербов, направлявших свои прошения к Габсбургскому двору. В ответ на это было издано несколько королевских актов, таких как Regulamentum privilegiorum (1770 г.) и Regulamentum Illyricae Nationis (1777 г.), оба из которых были заменены королевским декларативным рескриптом 1779 г., который регулировал различные важные вопросы, начиная с процедуры выборов сербских православных епископов Габсбургской монархии на управление епархиями, приходами и монастырями. Закон оставался в силе до тех пор, пока он не был заменен «Королевским рескриптом», изданным 10 августа 1868 года. [90]

Современная история [ править ]

Хронология основных расколов, возникших в Сербской Православной Церкви со второй четверти XIX века до 2021 года.

Тесная связь церкви с сербским сопротивлением османскому правлению привела к тому, что восточное православие стало неразрывно связанным с сербской национальной идентичностью и новой сербской монархией, возникшей с 1815 года. Сербская Православная Церковь в Княжестве Сербия получила автономию в 1831 году и была организована как Белградская митрополия , оставаясь под церковной юрисдикцией Вселенского Константинопольского Патриархата . [11] Княжество Сербия получило полную политическую независимость от Османской империи в 1878 году, и вскоре после этого были начаты переговоры с Вселенским Патриархатом, которые привели к каноническому признанию полной церковной независимости ( автокефалии ) Белградской митрополии в 1879 году. [91]

При этом сербские православные епархии в Боснии и Герцеговине оставались под высшей церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, но после австро-венгерской оккупации (1878 г.) этих провинций местные епархии получили внутреннюю автономию, регламентированную Конвенцией 1880 г. , подписанный представителями властей Австро-Венгрии и Константинопольского Патриархата. [92] [93]

В южных епархиях, оставшихся под властью Османской империи, к концу XIX века были назначены сербские митрополиты. [94] Таким образом, к началу 20-го века существовало несколько самобытных сербских церковных провинций, в том числе Карловицкий Патриархат в Габсбургской монархии , Белградская митрополия в Королевстве Сербия и Черногорская митрополия в Княжестве Черногория .

Во время Первой мировой войны (1914–1918) Сербская Православная Церковь понесла огромные потери. [95]

Воссоединение [ править ]

Сербский Патриарх Димитрий (1920-1930), первый предстоятель воссоединенной Сербской Православной Церкви.

После освобождения и политического объединения, достигнутого путем создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918 г.), все православные сербы были объединены под одной церковной властью, а все сербские церковные провинции и епархии были объединены в единую Сербскую православную церковь. Церковь, 1920 год. [12] Первым предстоятелем объединенной СПЦ был Сербский Патриарх Димитрий (1920–1930). SOC приобрела большое политическое и социальное влияние в межвоенном Королевстве Югославия , в течение которого она успешно проводила кампанию против намерений югославского правительства подписать конкордат со Святым Престолом .

Объединенная Сербская Православная Церковь сохранила под своей юрисдикцией Будайскую епархию в Венгрии. В 1921 году Сербская Православная Церковь создала новую епархию на чешских землях во главе с епископом Гораздом Павликом . В то же время была реорганизована Сербская Церковь в диаспоре и создана епархия (епархия) для США и Канады. [96] В 1931 году была создана еще одна епархия, названная Мукачевской и Прешовской епархией , для православных христиан Словакии и Карпатской Русинии .

Во время Второй мировой войны Сербская Православная Церковь сильно пострадала от преследований со стороны оккупационных держав и ярого антисербского усташского режима Независимого Государства Хорватия (NDH), который стремился создать « Хорватскую Православную Церковь », которую православные сербы были вынуждены создать. присоединиться. Многие сербы были убиты, изгнаны или вынуждены обратиться в католицизм во время геноцида сербов ; епископы и священники Сербской Православной Церкви подверглись преследованиям, а многие православные церкви были повреждены или разрушены. [97] Из 577 сербских православных священников, монахов и других религиозных деятелей в NDH от 214 до 217 были убиты, а 334 были сосланы в оккупированную немцами Сербию . [98] Некоторые из них были жестоко замучены и изуродованы усташами перед тем, как их убили. [99] На территории Боснии и Герцеговины 71 православный священник был убит усташами, 10 партизанами , 5 немцами и 45 умерли в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны. [100]

Под коммунистическим правлением [ править ]

Панорамный вид на башню Патриаршего собора Святого Михаила и дворец Сербского Патриархата в Белграде.

После войны церковь была подавлена ​​коммунистическим правительством Иосипа Броз Тито , которое относилось к ней с подозрением из-за связей церкви с руководством периода Королевства Югославия и националистическим движением четников . По мнению Дениса Бечировича , помимо идеологических разногласий Союза коммунистов Югославии с Церковью, на такое негативное отношение повлияло и то, что некоторые священники во время войны поддерживали движение четников , о которых упоминается в документах Комиссии по религиозным делам. Дела, в которых утверждается, среди прочего, что большинство священников во время войны поддерживали и сотрудничали с движением Дражи Михайловича , и что церковь распространяла «враждебную пропаганду» против югославских партизан и назначала в администрацию церковных учреждений лиц, которые были осуждены за сотрудничество с оккупантами. [100] Наряду с другими церковными учреждениями всех конфессий, церковь находилась под строгим контролем со стороны югославского государства, которое запрещало преподавание религии в школах, конфисковало церковное имущество и препятствовало религиозной деятельности среди населения. [101]

В 1963 году Сербская Церковь в диаспоре была реорганизована, а епархия для США и Канады была разделена на три отдельные епархии. В то же время в сербской диаспоре возникли некоторые внутренние разногласия, которые привели к созданию отдельной «Свободной Сербской Православной Церкви» под руководством епископа Дионисия . В 1991 году разделение было улажено, и в составе единой Сербской Православной Церкви была создана Новограчаницкая митрополия. [102] В 1983 году специально для канадских церквей была создана четвертая епархия в Северной Америке: Сербская православная епархия Канады . [103]

Постепенный упадок югославского коммунизма и рост конкурирующих националистических движений в 1980-е годы также привели к заметному религиозному возрождению по всей Югославии, и не в последнюю очередь в Сербии. Сербский Патриарх Павел поддерживал оппозицию Слободану Милошевичу в 1990-х годах.

С момента создания югославской федеральной единицы « Македония » (1944 г.) коммунистические власти ограничили деятельность СОЦ в этом регионе, отдавая предпочтение созданию отдельной церкви. [104] Македонская Православная Церковь была создана в 1967 году как ответвление Сербской Православной Церкви на территории тогдашней Социалистической Республики Македония , как часть югославского стремления построить македонскую национальную идентичность . Этому решительно сопротивлялась Сербская церковь, которая не признавала независимость своего македонского аналога. [105]

Подобные планы создания независимой церкви в югославской федеральной единице Черногория также рассматривались, но эти планы не были реализованы до 1993 года, когда было провозглашено создание Черногорской православной церкви . Организация не была официально зарегистрирована до 2000 года, не получала поддержки со стороны восточно-православной общины и сумела привлечь лишь меньшинство восточно-православных приверженцев в Черногории. [106] [107]

Новейшая история [ править ]

Вид на церковь Святого Саввы , плато Врачар . Собор Святого Саввы — один из крупнейших православных храмов в мире, непрерывно возводимый с конца 1980-х годов на месте, где мощи Святого Саввы были осквернены османами.

Югославские войны серьезно повлияли на несколько ветвей Сербской Православной Церкви. Многие священнослужители Сербской Православной Церкви поддержали войну, в то время как другие были против нее. [ нужна ссылка ]

Многие церкви в Хорватии были повреждены или разрушены во время хорватской войны (1991–95). Беженцами стали епископы и священники, а также наиболее верующие из епархий Загреба , Карловаца , Славонии и Далмации . Последние три были почти полностью заброшены после исхода сербов из Хорватии в 1995 году ( операция «Шторм» ). Епархия Далмации также временно перенесла свою кафедру в Книн самопровозглашенного протогосударства Республика Сербская Краина после создания . Епархия Славонии перенесла свою кафедру из Пакраца в Дарувар . После операции «Шторм » особенно пострадали два монастыря: монастырь Крупа, построенный в 1317 году, и монастырь Крка, построенный в 1345 году.

Епархии Бихач и Петровац, Дабар-Босния, Зворник и Тузла также были перемещены из-за войны в Боснии и Герцеговине . Дабар-Боснийская епархия была временно перенесена в Соколац , а Зворник-Тузлинская кафедра - в Биелину . За время войны было разрушено или повреждено более ста церковных объектов в Зворник-Тузлинской епархии. [ нужна ссылка ] Были разрушены также многие монастыри и церкви в Захумльской епархии. [ нужна ссылка ] Беженцами стали и многочисленные верующие из этих епархий. [ нужна ссылка ]

Слева: Разрушенная сербская православная церковь Святой Троицы в деревне Петрич, Косово.
Справа: монастырь Девич после того, как он был сожжен во время волнений 2004 года в Косово.

К 1998 году ситуация в обеих странах стабилизировалась. Духовенство и многие верующие вернулись; большая часть имущества Сербской Православной Церкви была возвращена в нормальное пользование, а поврежденное и разрушенное имущество было восстановлено. Процесс восстановления нескольких церквей все еще продолжается. [ когда? ] в частности собор Верхнекарловацкой епархии в Карловаце . [ нужна ссылка ]

Из-за войны в Косово после 1999 года многие сербские православные святыни в Косово остались занятыми только духовенством. С момента прибытия войск НАТО в июне 1999 года 156 сербских православных церквей и монастырей были повреждены или разрушены. [108] После волнений 2004 года в Косово 35 сербских православных церквей и монастырей были сожжены или разрушены албанской мафией, а тысячи сербов были вынуждены покинуть Косово из-за многочисленных нападений косовских албанцев на сербские церкви и сербов. [109]

В период с 2009 по 2011 год был завершен процесс церковной реорганизации в диаспоре и полной реинтеграции Новой Грачаницкой митрополии. Тем самым было достигнуто полное структурное единство сербских церковных учреждений в диаспоре.

Приверженцы [ править ]

По данным официальной переписи населения, в странах, входящих в территориальную каноническую юрисдикцию Сербской Православной Церкви (сербский автохтонный регион Западных Балкан), насчитывается более 8 миллионов приверженцев церкви. Православие - крупнейшая религиозная конфессия в Сербии, по данным переписи 2011 года, насчитывает 6 079 296 приверженцев (84,5% населения). [110] а в Черногории - около 320 000 (51% населения). Это вторая по величине религия в Боснии и Герцеговине с 31,2% населения и в Хорватии с 4,4% населения. Цифры по епархиям за рубежом (Западная Европа, Северная Америка и Австралия) неизвестны, хотя некоторые оценки можно сделать, исходя из размера сербской диаспоры , которая насчитывает более двух миллионов человек.

Структура [ править ]

Глава Сербской Православной Церкви — патриарх одновременно является главой ( митрополитом митрополии ) Белградской и Карловицкой . Нынешний патриарх Порфирий был инаугурирован 19 февраля 2021 года. Сербские православные патриархи используют стиль Его Святейшество архиепископа Печского, митрополита Белградского и Карловецкого, Сербского Патриарха .

Высшим органом Сербской Православной Церкви является Архиерейский Собор . В его состав входят Патриарх, митрополиты , епископы , архиепископ Охридский и викарные епископы. Он собирается ежегодно – весной. Архиерейский Собор принимает важные для Церкви решения и избирает патриарха.

Исполнительным органом Сербской Православной Церкви является Священный Синод . В его состав входят пять членов: четыре епископа и патриарх. [111] Священный Синод заботится о повседневной деятельности церкви, регулярно проводя заседания.

Епархии Сербской Православной Церкви в сербском автохтонном регионе Западных Балкан

Территориальная организация [ править ]

Территория Сербской Православной Церкви делится на: [112] [113]

Епархии делятся на епископские благочиния , каждый из которых состоит из нескольких церковных общин или приходов . Церковные общины состоят из одного или нескольких приходов. Приход – это наименьшая церковная единица – община православных верующих, собравшихся на Святую Евхаристию во главе с приходским священником.

Автономное архиепископство Охрид [ править ]

Автономное архиепископство Охрида или Православное Охридское архиепископство было автономным архиепископством в Республике Македония, находившимся под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Она была образована в 2002 году в противовес Македонской православной церкви и была распущена в 2023 году. Македонская православная церковь имела аналогичные отношения с Сербской православной церковью до 1967 года, когда она в одностороннем порядке объявила себя автокефальной . Это архиепископство было разделено на одну митрополию Скопье и шесть епархий: Брегалницу, Дебар и Кичево , Полог и Куманово , Преспа и Пелагония, Струмица и Велес и Повардарье.

Учение и литургия [ править ]

Сербская Православная Церковь поддерживает восточно-православное богословие , разделяемое всеми Восточными Православными Церквами и основанное на доктринальных достижениях Семи Вселенских Соборов . Для него характерны монотеистический тринитаризм , вера в Воплощение Логоса определяемая ( Сына Божьего ), баланс катафатического богословия с апофатическим богословием , герменевтика, Священной Традицией , и терапевтическая сотериология . В области церковной организации и управления Сербская Православная Церковь поддерживает традиции и принципы восточно-православной экклезиологии . [114]

Литургические традиции и практики Сербской Православной Церкви основаны на восточно-православном богослужении . [115] Службы не могут надлежащим образом проводиться одним человеком, но должны присутствовать хотя бы еще один человек. Обычно все службы совершаются ежедневно только в монастырях и соборах, а приходские церкви могут совершать службы только в выходные и большие праздники. Божественная Литургия – это совершение Евхаристии. Божественная литургия не совершается в будние дни в период подготовки к Великому посту . Причастие освящается по воскресеньям и раздается в течение недели за Литургией Преждеосвященных Даров . Службы, особенно Божественную литургию, можно совершать только один раз в день на каком-либо конкретном алтаре. [ нужна ссылка ]

Ключевой частью сербской православной религии является Слава , праздник святого покровителя клана, включенный в сербский православный религиозный канон первым сербским архиепископом Святым Саввой .

Социальные проблемы [ править ]

Сербская Православная Церковь придерживается традиционных взглядов на современные социальные проблемы. [116] такие как разделение церкви и государства (введенное после отмены монархии в 1945 году) и социальное равенство . [117] Поскольку все формы священства принадлежат только мужчинам, роль женщин в церковном управлении ограничивается конкретной деятельностью, главным образом в сфере религиозного образования и религиозного искусства, включая участие в различных формах благотворительной деятельности. [118]

Межхристианские отношения [ править ]

Сербская Православная Церковь находится в полном общении с Константинопольским Вселенским Патриархатом (который занимает особое почетное место в Восточном Православии и служит резиденцией Вселенского Патриарха, пользующегося статусом первого среди равных ) и всеми основные автокефальные органы восточно-православной церкви, за исключением Православной церкви Украины . С 1965 года является членом Всемирного совета церквей . [119] и Конференции европейских церквей .

Искусство [ править ]

Архитектура [ править ]

Образец сербо-византийского стиля в монастыре Грачаница в Косово ( объект Всемирного наследия ).

Сербские средневековые церкви построены в византийском духе. Стиль Рашка относится к сербской архитектуре XII — конца XIV века ( Студеница , Хиландар , Жича ). был стиль Вардар Типичный разработан в конце 13 века, сочетая византийские и сербские влияния, чтобы сформировать новый архитектурный стиль ( Грачаница , Патриарший монастырь Печ ). Ко времени существования Сербской империи сербское государство распространилось на Македонию , Эпир и Фессалию вплоть до Эгейского моря , что привело к усилению влияния византийской художественной традиции. Стиль Моравы относится к периоду падения Сербии под власть Османской империи, с 1371 по 1459 год ( Раваница , Любостиня , Каленич , Ресава ).

В 17 веке многие из сербских православных церквей, построенных в Белграде, приобрели все характеристики церквей в стиле барокко , построенных в оккупированных Габсбургами регионах, где жили сербы. Церкви обычно имели колокольню и однонефное здание с иконостасом внутри церкви, покрытым картинами в стиле ренессанс . Эти церкви можно найти в Белграде и Воеводине, которые были оккупированы Австрийской империей с 1717 по 1739 год, а также на границе с Австрией (позже Австро-Венгрией ) по рекам Сава и Дунай с 1804 года, когда была восстановлена ​​сербская государственность.

Иконки [ править ]

«Портрет евангелиста», миниатюра из Радославского Евангелия (1429 г.)

Иконы полны символики, призванной передать гораздо больше смысла, чем просто личность изображенного человека, и именно по этой причине православная иконография стала требовательной наукой копирования старых икон, а не возможностью художественного самовыражения. Личные, своеобразные и творческие традиции западноевропейского религиозного искусства в значительной степени отсутствуют в православной иконографии до 17 века, когда русская и сербская иконопись находилась под влиянием религиозных картин и гравюр из Европы.

Большие иконы украшают стены церквей и часто полностью покрывают внутреннюю структуру. В православных домах иконы также часто висят на стене, обычно вместе на восточной стене и в центральном месте, где семья может вместе молиться.

Знаки отличия [ править ]

Флаг Сербской Православной Церкви

Сербский триколор с сербским крестом используется в качестве официального флага Сербской Православной Церкви, как это определено в статье 4 Конституции ШПЦ. [111]

Существует ряд других неофициальных вариантов флагов, некоторые из которых имеют варианты креста, герба или того и другого. [ нужны разъяснения ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Сербская Православная Церковь во Всемирном совете церквей
  2. ^ Всемирный совет церквей: Сербская Православная Церковь
  3. ^ Джонстон и Сэмпсон 1995 , с. 330.
  4. ^ Радич 2007 , стр. 231–248.
  5. ^ Фотич 2008 , стр. 519–520.
  6. ^ «На престол возведен Святейший Порфирий, архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловицкий и Сербский Патриарх» . Сербская Православная Церковь [Официальный веб-сайт] . Проверено 4 апреля 2021 г.
  7. ^ Чиркович 2004 , стр. 28.
  8. ^ Чиркович 2004 , стр. 64-65.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , стр. 177.
  10. ^ Чиркович 2004 , стр. 149-151.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , стр. 192-193.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Радич 2007 , стр. 235-236.
  13. ^ Попович 1996 .
  14. ^ Короткометражка 2001 , с. 77.
  15. ^ Турлей 2016 , стр. 189.
  16. ^ Короткометражка 2001 , с. 125, 130.
  17. ^ Живкович 2013a , стр. 47.
  18. ^ Коматина 2015 , с. 713.
  19. ^ Коматина 2016 , с. 44–47, 73–74.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коматина 2016 , с. 47.
  21. ^ Живкович 2007 , стр. 23–29.
  22. ^ Живкович 2010 , стр. 117–131.
  23. ^ Живкович 2010 , стр. 121.
  24. ^ Живкович 2008 , стр. 38–40.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коматина 2016 , с. 74.
  26. ^ Коматина 2016 , с. 397.
  27. ^ Живкович 2013a , стр. 35.
  28. ^ Коматина 2016 , с. 45–46.
  29. ^ Шпехар 2010 , стр. 216.
  30. ^ Файн 1991 , с. 116.
  31. ^ Тредголд 1997 , с. 354–355.
  32. ^ Коматина 2016 , с. 47–48.
  33. ^ Живкович 2013a , стр. 38.
  34. ^ Живкович 2013a , стр. 46–48.
  35. ^ Коматина 2015 , с. 712, 717.
  36. ^ Коматина 2016 , с. 47–50, 74.
  37. ^ Шпехар 2010 , стр. 203.
  38. ^ Живкович 2013a , стр. 46.
  39. ^ Живкович 2013a , стр. 44–46.
  40. ^ Коматина 2015 , с. 713, 717.
  41. ^ Коматина 2016 , с. 73.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Власто 1970 , с. 209.
  43. ^ Живкович 2013a , стр. 45.
  44. ^ Коматина 2015 , с. 715.
  45. ^ Коматина 2015 , с. 716.
  46. ^ Живкович 2013a , стр. 48.
  47. ^ Коматина 2015 , с. 717.
  48. ^ Коматина 2016 , с. 76, 89–90.
  49. ^ Попович 1999 , стр. 38.
  50. ^ Попович 1999 , стр. 401.
  51. ^ Чиркович 2004 , стр. 20, 30.
  52. ^ Коматина 2016 , с. 76–77, 398.
  53. ^ Коматина 2016 , с. 75, 88–91.
  54. ^ Коматина 2015 , с. 717–718.
  55. ^ Коматина 2016 , с. 77, 91.
  56. ^ Шпехар 2010 , стр. 203, 216.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Власто 1970 , с. 208.
  58. ^ Файн 1991 , с. 141.
  59. ^ Fine 1991 , стр. 141–142.
  60. ^ Принцинг 2012 , стр. 358–362.
  61. ^ Чиркович 2004 , стр. 20, 40.
  62. ^ Стивенсон 2000 , с. 75.
  63. ^ Ягич 1883 .
  64. ^ Власто 1970 , с. 218.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , стр. 33.
  66. ^ Чиркович 2004 , стр. 35-36.
  67. ^ Калич 2017 , стр. 7-18.
  68. ^ Ферьянчич и Максимович 2014 , стр. 37–54.
  69. ^ Марьянович 2018 , стр. 41–50.
  70. ^ Чиркович 2004 , стр. 43, 68.
  71. ^ Чиркович 2004 , стр. 43.
  72. ^ Власто 1970 , стр. 222, 233.
  73. ^ Чанак-Медич и Тодич 2017 .
  74. ^ Павлович 2002 , с. 11.
  75. ^ Ярмарка 2005 , с. 100-101.
  76. ^ Любинкович 1975 , с. VIII.
  77. ^ Чурчич 1979 .
  78. ^ Тодич и Чанак-Медич 2013 .
  79. ^ Пантелич 2002 .
  80. ^ Fine 1994 , стр. 309–310.
  81. ^ Файн 1994 , с. 387-388.
  82. ^ Шуица 2011 , стр. 152-174.
  83. ^ Чиркович 2004 , стр. 107, 134.
  84. ^ Бирнбаум 1972 , с. 243–284.
  85. ^ Томсон 1993 , с. 103-134.
  86. ^ Иванович 2019 , стр. 103–129.
  87. ^ Даскалов и Маринов 2013 , с. 29.
  88. ^ Сотирович 2011 , стр. 143–169.
  89. ^ Чиркович 2004 , стр. 149–151, 166–167.
  90. ^ Чиркович 2004 , стр. 166-167, 196-197.
  91. ^ Кимин 2009 , с. 20-21.
  92. ^ Чиркович 2004 , стр. 231.
  93. ^ Томич 2019 , стр. 1445-1465.
  94. ^ Чиркович 2004 , стр. 244.
  95. ^ Радич 2015 , стр. 263–285.
  96. ^ Вукович 1998 .
  97. ^ Стоянович 2017 , стр. 269–287.
  98. ^ Великоня 2003 , с. 170.
  99. ^ Стоянович 2017 , стр. 275.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бечирович, Денис (2010). «Коммунистическое правительство и Сербская православная церковь в Боснии и Герцеговине (1945-1955) – Давление, нападения, аресты и судебные процессы» (PDF) . Течения истории (3): 76–78.
  101. ^ .Вукич, Невен. 2021. «Церковь в коммунистическом государстве: Юстин Попович (1894–1979) и борьба за православие в Сербии/Югославии». Журнал Церкви и государства 63 (2): 278–99.
  102. ^ Спасович 2004 , с. 124-129.
  103. ^ Роудс, Ран (2015). Полное руководство по христианским конфессиям . Издательство Harvest House. п. 328. ИСБН  978-0-73695-291-0 .
  104. ^ Слиепчевич 1958 , стр. 224, 242.
  105. ^ Радич 2007 , стр. 236.
  106. ^ Радич 2007 , стр. 247.
  107. ^ Моррисон и Чагорович 2014 , с. 151-170.
  108. ^ Батакович 2017 , стр. 116.
  109. ^ Батакович 2007 , стр. 255-260.
  110. ^ Бранка Пантич; Арсич Александр; Мирослав Ивкович; Елена Милойкович. «Республиканский институт статистики Сербии» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
  111. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конституция Сербской Православной Церкви
  112. ^ См.: Список епархий Сербской Православной Церкви.
  113. ^ Официальный сайт SPC: Ссылки на епархии (на сербском языке)
  114. ^ Йованович 2019 , стр. 169-187.
  115. ^ Убипарипович 2019 , стр. 258-267.
  116. ^ Радич и Вукоманович 2014 , с. 180-211.
  117. ^ Кубурич 2014 , стр. 399.
  118. ^ Абрамович 2019 , стр. 243-262.
  119. ^ «Сербская Православная Церковь» . Всемирный совет церквей . Январь 1965 года . Проверено 4 апреля 2021 г.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 227b30cd9d41147553848f813efb4cb6__1719071220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/b6/227b30cd9d41147553848f813efb4cb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serbian Orthodox Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)