Моравская архитектурная школа
Моравская архитектурная школа ( сербский : Moravska škola arhitekture , сербская кириллица : Moravska škola arhitekture ), также известная как Моравский стиль (сербский: Moravski stil , сербская кириллица : Moravski stil ), или просто как Моравская школа (сербский: Moravska škola , сербский). Кириллица : Moravska škola ) — церковный архитектурный стиль , процветавший в сербском позднем средневековье (ок. 1370–1459). [ 1 ] во время правления династий Лазаревичей и Бранковичей .
Церкви и монастыри были построены правителями Лазарем Гребеляновичем (1370–1389), Стефаном Лазаревичем (1402–1427) и Джурадом Бранковичем (1427–1456) и их знатью. Первым даром стала королевская гробница Раваники . Главное достижение Моравской школы – великолепие скульптурных элементов. Декоративная каменная пластика Моравской школы представляет собой одно из самых оригинальных художественных достижений средневекового сербского искусства. Декоративные элементы, характерные для этой художественной школы, обычно состоят из геометрических арабесок со стилизованными растительными орнаментами и переплетениями, включающими лишь редкие фигуративные детали. Скульптура обычно была раскрашена и поэтому имела очень яркий эффект. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Архитектура Сербии примерно с 1370 года до ее захвата османами в 1459 году была очень экспериментальной. В это время неблагоприятных политических обстоятельств произошел поразительный всплеск строительной деятельности. «Моравской школой» и объявленная «национальным стилем» Названная Габриэлем Милле , она ожидает должной оценки с эстетической и других точек зрения. Католикон . монастыря Раваница , построенный в 1370-х годах, можно считать первым проявлением этого стиля, который черпал свои характеристики из Афона , из самой сербской архитектуры 1340-х и 1350-х годов и из других, до сих пор неясных источников Появление боковых апсид по бокам церкви Раваница ясно свидетельствует о растущем значении афонской монашеской формулы, соседствующей с пятиглавой церковной схемой. Однако самым загадочным аспектом этой архитектуры являются ее скульптурные плачи, огромное количество, изобилие и разнообразие мотивов которых не поддаются объяснению.
очевидный на большом количестве зданий, от Лазарицы в Крушеваце до Наупары , Руденицы , Велуче, Любостиньи Стиль оформления, и Милентии, демонстрирует сходство с Арменией и Грузией , миром ислама и даже Венецией и Западом. Его сохранение в пятнадцатом веке на фасадах церквей, таких как монастырь Каленич (построенный в 1413–1417 годах), показывает жизнеспособность этого нового средства, которое на более поздних стадиях начало включать в себя человеческие и животные формы, часто связанные с мифологическими темами, предположительно взято из иллюстраций рукописей. В последние годы независимости Сербии непосредственная угроза со стороны османских войск побудила к серьезным усилиям по фортификационной архитектуре. Не обошло это явление, связанное с безопасностью, и религиозное окружение. Например, монастырь Манасия . (Ресава) в Сербии включает в себя систему массивных стен, десять башен и огромную темницу, построенную в 1407–1418 годах Подаренная сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, хорошо защищенная Манасия стала не только местом его последнего пристанища, но и последним крупным центром культурной деятельности в Сербии до ее падения под властью османов в 1459 году.
Галерея
[ редактировать ]-
Монастырь Каленич , поздневизантийский триконхонос, после 1407 года.
-
Монастырь Раваница .
-
монастырь Любостиньский .
-
Главный портал и розетка в Любостине.
-
Нартекс Манасии возле Деспотоваца .
-
Вид на монастырь Манасия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Росси, Мария Алессия; Салливан, Элис Изабелла, ред. (2020). Византия в восточноевропейской визуальной культуре позднего средневековья . БРИЛЛ. п. 168. ИСБН 978-9-0044-2137-0 .
- ^ Делисо, Кристофер (2008). Культура и обычаи Сербии и Черногории . АВС-КЛИО. п. 154. ИСБН 978-0-3133-4437-4 .
Источники
[ редактировать ]- Воислав Ю. Джурич (1972). Моравская школа и ее эпоха: Научное совещание в Ресаве в 1968 году . Факультет философии, кафедра истории искусств.
- Вельманс, Таня (1972), «Западные проникновения в византийскую живопись XIVe и дебют XVe века», Моравская школа и ее эпоха: Научная конференция в Ресаве, 1968 г. , стр. 37–48
- Джурич, Воислав Й. (1972), «La peinture murale de Resava: Ses origines et sa Place dans la peinture byzantine», Моравская школа и ее эпоха: Научная встреча в Ресаве 1968 , стр. 277–291
- Слободан Курчич: Некоторые виды использования (и повторного использования) грифонов в поздневизантийском искусстве . В: Византийский Восток, Латинский Запад: Искусствоведческие исследования в честь Курта Вейцмана, под редакцией Кристофера Мосса и Кэтрин Кифер, стр. 597–604. Принстон, 1995.
- Слободан Чурчич: Религиозная обстановка поздневизантийской сферы . В: Византия: Вера и сила (1261–1557) под редакцией Хелен К. Эванс (Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2004).
- Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и сила (1261–1557), отл. кот. Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004. с. 658, 721 цвет. ил., 146 ч/б.
- Надежда Катанич: Декоративная каменная скульптура Моравской школы» . Образование, Республиканский институт охраны памятников культуры, Белград, 1988 г. ISBN 86-07-00205-8
- Светлана Владимировна Мальцева: Историография моравской архитектуры: спорные моменты исследования . В кн.: Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей. Том. 8. Под редакцией С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисова, А.В. Захарова. СПб: СПб ун-т. Пресс, 2018. С. 742–756. ISSN 2312-2129
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моравская школа srpskikod.or (на английском и сербском языках)