Jump to content

Архитектура Белграда

Зинданские ворота в Калемегдане , один из символов Белграда.

Архитектура Белграда — это архитектура и стили, разработанные в Белграде , Сербия .Белград имеет очень разнообразную архитектуру : от центра Земуна , типичного для центральноевропейского города, до [1] к более современной архитектуре и просторной планировке Нового Белграда . Самая старая архитектура находится в парке Калемегдан. За пределами Калемегдана самые старые здания датируются только 19 веком из-за его географического положения, частых войн и разрушений. [2] Самым старым общественным сооружением в Белграде является невзрачная турецкая тюрбе , а самым старым домом является скромный глиняный дом на Дорколе , дом на улице Кара Душана, 10, построенный в 1727 году. [3]

Западное влияние началось в 19 веке, когда город полностью превратился из восточного города в современную архитектуру того времени с влиянием неоклассицизма , романтизма и академического искусства . Сербские архитекторы переняли развитие у иностранных строителей в конце 19 века, построив Национальный театр , Старый дворец , собор Святого Михаила , а позже, в начале 20 века, Дом Национального собрания и Национальный музей Сербии , под влиянием которых в стиле модерн . [2] Элементы неовизантийской архитектуры присутствуют в таких зданиях, как Дом Фонда Вука , Старое почтовое отделение на улице Косовской, а также в сакральной архитектуре, такой как церковь Св. Марка (основанная на монастыре Грачаница ) и Храм Святого Саввы . [2]

В социалистический период много жилья было построено быстро и дешево для размещения огромного притока людей из сельской местности после Второй мировой войны, что иногда приводило к архитектуре блоков бруталистской (кварталов) Нового Белграда ; на короткое время господствовала тенденция сокреализма , в результате чего были построены такие здания, как Дом Синдиката . [2] Однако в середине 1950-х годов модернистские тенденции взяли верх и до сих пор доминируют в архитектуре Белграда. [2]

Средневековый и османский период

[ редактировать ]
Османский Белград на картине Карла Гебеля 1865 года.
Башня Небойша , ок. 1460 г.

От Белграда раннего периода мало что осталось. Башня Небойша , ок. 1460 год, является единственным свидетельством доосманской средневековой обороны города.

Османская архитектура в Сербии

[ редактировать ]

Белград был главным городским центром Османской Сербии на протяжении всего периода раннего Нового времени . Османская культура оказала значительное влияние на город в архитектуре , кухне , языке и одежде , особенно в искусстве и исламе .

Современность

[ редактировать ]

В 17 веке многие сербские православные церкви, построенные в Белграде, приняли все характеристики церквей в стиле барокко , построенных в регионах, находящихся под управлением Австрии , где жили сербы. Церкви обычно имели колокольню и однонефное здание с иконостасом внутри церкви, покрытым картинами в стиле ренессанс . Эти церкви в основном можно найти в Земуне .

XIX век был временем развития сербского национализма , который стремился развить «национальный стиль» и в архитектуре в соответствии с национального романтизма идеями . В рамках более широкого движения историзма , параллельно с неоклассической архитектурой , в Сербии наблюдалось развитие, в частности, архитектурного стиля византийского возрождения .

В 19 веке город полностью превратился из восточного города в современную архитектуру того времени с влиянием неоклассицизма , романтизма и академического искусства . Сербские архитекторы переняли развитие у иностранных строителей в конце 19 века, построив Национальный театр , Старый двор , собор Святого Михаила , а позже, в начале 20 века, Дом Национального собрания и Национальный музей Сербии , под влиянием которых в стиле модерн . [2] Элементы неовизантийской архитектуры присутствуют в таких зданиях, как Дом Фонда Вука , Старое почтовое отделение на улице Косовской, а также в сакральной архитектуре, такой как церковь Св. Марка (основанная на монастыре Грачаница ), и Храм Святого Саввы . [2]

Архитектура византийского возрождения

[ редактировать ]

Современная сакральная архитектура Сербии получила главный импульс от династической погребальной церкви в Опленаце , построенной по заказу династии Карадордевичей в 1909 году. [4] С приездом русских художников-эмигрантов после Октябрьской революции основные правительственные здания Белграда были спроектированы выдающимися русскими архитекторами, получившими образование в России. был король Александр I. Покровителем неовизантийского движения [5] Его основными сторонниками были Александр Дероко , Момир Корунович , Бранко Кристич , Григорий Самойлов и Никола Краснов (Никола́й Петро́вич Красно́в). Их главным вкладом были королевские замки на Дединье , церковь Святого Саввы , церковь Святого Марка в Белграде . После окончания коммунистической эпохи Михайло Митрович и Небойша Попович были сторонниками новых тенденций в сакральной архитектуре, в которых использовались классические образцы византийской традиции. [6]

Стиль модерн и сецессион.

[ редактировать ]

Стиль модерн и венский сецессион процветал на севере страны на рубеже 20-го века, когда регион Воеводина еще входил в состав Венгерского королевства при Габсбургах . В Суботице и Зренянине находятся особенно примечательные здания того периода. Нови-Сад и Белград также не остались в стороне от архитектурной новинки.

Межвоенная и Социалистическая Югославия

[ редактировать ]

Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [7]

Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Койичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, настаивала на широком принятии современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным во время Второй мировой войны в Югославии. Из всех югославских городов в Белграде самая высокая концентрация модернистских построек. [8] [9]

Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [10] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [11] [12] [13]

В социалистический период в Белграде быстро и дешево было построено много жилья для размещения огромного притока людей из сельской местности после Второй мировой войны, что привело к появлению бруталистской архитектуры блоков Нового Белграда ; ( кварталов) на короткое время господствовала тенденция сокреализма , в результате чего были построены такие здания, как Дом Синдиката . [2] Однако в середине 1950-х годов модернистские тенденции взяли верх и до сих пор доминируют в архитектуре Белграда. [2]

Социалистический реализм (1945-1948)

[ редактировать ]
Социалистический реалист Дом Синдиката (1947), Бранко Петричич

Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [14]

Социалистический модернизм

[ редактировать ]
Дворец Сербии работы Поточняка и Михайло Янковичей , 1950 год.

Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [9] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [14] [15] Послевоенное возвращение страны к модернизму, пожалуй, лучше всего иллюстрируется , построенным Вячеславом Рихтером широко известным павильоном Югославии 1958 года на выставке «Экспо-58» , открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советского Союза. [16]

В этот период отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменики. [17]

Брутализм

[ редактировать ]
Западные городские ворота (1977) Михайло Митровича

В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [18]

Децентрализация

[ редактировать ]

С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [19] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [7]

Современный период

[ редактировать ]

Интернациональный стиль , пришедший в Югославию уже в 1980-х годах, взял верх в Белграде после войн и изоляции 1990-х годов. Крупные проекты в сфере недвижимости, в том числе город Сава и реконструкция башен Ушче , занимали лидирующие позиции без особого уважения к местному архитектурному наследию.

В 2015 году было достигнуто соглашение с Eagle Hills ( компанией из ОАЭ ) о сделке по созданию набережной Белграда ( Beograd na vodi ) для строительства новой части города на неосвоенном в настоящее время пустыре на берегу реки. Этот проект, официально стартовавший в 2015 году и являющийся одним из крупнейших проектов городского развития в Европе, будет стоить не менее 3,5 миллиардов евро. [20] [21] По словам Срджана Гарцевича, «смутно современный, но почему-то дешевый на вид, он незаконно посажен посреди города на нестабильной почве, служа интересам немногих анонимных счастливчиков». [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Николас Комри, Люси Мур (01 октября 2007 г.). «Земун: Город в городе» . B92 Путешествие . Проверено 17 мая 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зоран Маневич. «Архитектура и строительство» . МТИ сайт . Проверено 19 мая 2007 г.
  3. ^ Профессор доктор Михайло Митрович (27 июня 2003 г.). «Седьмая Белградская триеннале мировой архитектуры» . УЛУС. Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. Проверено 19 мая 2007 г.
  4. ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного византийского конгресса 2016 года и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN   978-86-7025-694-1 , стр. 87.
  5. ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного византийского конгресса 2016 года и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN   978-86-7025-694-1 , стр. 62.
  6. ^ Александр Кадиевич 2016: Между художественной ностальгией и цивилизационной утопией: византийские реминисценции в сербской архитектуре ХХ века . Лидия Мереник, Владимир Шимич, Игорь Борозан (герс.) 2016: ПРЕДСТАВЛЯЯ ПРОШЛОЕ РЕЦЕПЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СЕРБСКОМ ИСКУССТВЕ ОТ 18 ДО 21 ВЕКА. Любомир Максимович и Елена Триван (герой) 2016: ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СЕРБСКОЕ ИСКУССТВО I – III. Сербский национальный комитет византинистики, ЧП «Службени гласник», Институт византинистики Сербской академии наук и искусств. Хиер С. 177 (Академия: PDF)
  7. ^ Jump up to: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781351915793 .
  8. ^ Джорджевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . КУЛЬТУРА/Культура . 6 .
  9. ^ Jump up to: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
  10. ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
  11. ^ Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
  12. ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
  13. ^ МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
  14. ^ Jump up to: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN  9783868591477 . OCLC   814446048 .
  15. ^ Альфиревич, Орде; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
  16. ^ Кулич, Владимир (2012). «Авангардная архитектура для авангардного социализма: Югославия на ЭКСПО-58». Журнал современной истории . 47 (1): 161–184. дои : 10.1177/0022009411422367 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   23248986 . S2CID   143501826 .
  17. ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  18. ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  19. ^ Entertainment, единственный журнал об архитектуре, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
  20. ^ «Фазы проекта» . Архивировано из оригинала 28 августа 2015 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
  21. ^ «Синиша Мали: «Белград на воде» — крупнейший проект в Европе» .
  22. ^ Balkan Insight , История Сербии высечена в камне в Белграде.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62dd6c5583672820c3e7d0ef24d31346__1721987100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/46/62dd6c5583672820c3e7d0ef24d31346.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Belgrade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)