Архитектура Белграда
Архитектура Белграда — это архитектура и стили, разработанные в Белграде , Сербия .Белград имеет очень разнообразную архитектуру : от центра Земуна , типичного для центральноевропейского города, до [1] к более современной архитектуре и просторной планировке Нового Белграда . Самая старая архитектура находится в парке Калемегдан. За пределами Калемегдана самые старые здания датируются только 19 веком из-за его географического положения, частых войн и разрушений. [2] Самым старым общественным сооружением в Белграде является невзрачная турецкая тюрбе , а самым старым домом является скромный глиняный дом на Дорколе , дом на улице Кара Душана, 10, построенный в 1727 году. [3]
Западное влияние началось в 19 веке, когда город полностью превратился из восточного города в современную архитектуру того времени с влиянием неоклассицизма , романтизма и академического искусства . Сербские архитекторы переняли развитие у иностранных строителей в конце 19 века, построив Национальный театр , Старый дворец , собор Святого Михаила , а позже, в начале 20 века, Дом Национального собрания и Национальный музей Сербии , под влиянием которых в стиле модерн . [2] Элементы неовизантийской архитектуры присутствуют в таких зданиях, как Дом Фонда Вука , Старое почтовое отделение на улице Косовской, а также в сакральной архитектуре, такой как церковь Св. Марка (основанная на монастыре Грачаница ) и Храм Святого Саввы . [2]
В социалистический период много жилья было построено быстро и дешево для размещения огромного притока людей из сельской местности после Второй мировой войны, что иногда приводило к архитектуре блоков бруталистской (кварталов) Нового Белграда ; на короткое время господствовала тенденция сокреализма , в результате чего были построены такие здания, как Дом Синдиката . [2] Однако в середине 1950-х годов модернистские тенденции взяли верх и до сих пор доминируют в архитектуре Белграда. [2]
Средневековый и османский период
[ редактировать ]От Белграда раннего периода мало что осталось. Башня Небойша , ок. 1460 год, является единственным свидетельством доосманской средневековой обороны города.
Османская архитектура в Сербии
[ редактировать ]Белград был главным городским центром Османской Сербии на протяжении всего периода раннего Нового времени . Османская культура оказала значительное влияние на город в архитектуре , кухне , языке и одежде , особенно в искусстве и исламе .
- Мечеть Байракли, Белград , 1575 г.
- Фонтан Мехмеда Паши Соколовича , Белград, 1576/77 г.
- Башня Черепа , Белград, 1809 г.
- Старая турецкая баня в Нижнем городе, 1860–1867 гг., сегодня Белградский планетарий.
Современность
[ редактировать ]В 17 веке многие сербские православные церкви, построенные в Белграде, приняли все характеристики церквей в стиле барокко , построенных в регионах, находящихся под управлением Австрии , где жили сербы. Церкви обычно имели колокольню и однонефное здание с иконостасом внутри церкви, покрытым картинами в стиле ренессанс . Эти церкви в основном можно найти в Земуне .
XIX век был временем развития сербского национализма , который стремился развить «национальный стиль» и в архитектуре в соответствии с национального романтизма идеями . В рамках более широкого движения историзма , параллельно с неоклассической архитектурой , в Сербии наблюдалось развитие, в частности, архитектурного стиля византийского возрождения .
В 19 веке город полностью превратился из восточного города в современную архитектуру того времени с влиянием неоклассицизма , романтизма и академического искусства . Сербские архитекторы переняли развитие у иностранных строителей в конце 19 века, построив Национальный театр , Старый двор , собор Святого Михаила , а позже, в начале 20 века, Дом Национального собрания и Национальный музей Сербии , под влиянием которых в стиле модерн . [2] Элементы неовизантийской архитектуры присутствуют в таких зданиях, как Дом Фонда Вука , Старое почтовое отделение на улице Косовской, а также в сакральной архитектуре, такой как церковь Св. Марка (основанная на монастыре Грачаница ), и Храм Святого Саввы . [2]
- Лицей Доситея , типичное здание Белграда XVIII века.
- Резиденция княгини Любицы работы Хаджи-Неймара , 1830 г.
- Резиденция князя Милоша Хаджи -Неймара , 1831-1833 гг.
- Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, Топчидер работы Хаджи-Неймара , 1834 г.
- Михайловский собор ( Saborna Crkva ) — Адам Фридрих Кверфельд , 1837—1840 гг.
- Особняк капитана Миши работы Яна Неволе , 1863 г.
- Национальный театр Александра Бугарского , 1869 г.
- Старый двор (Старый дворец) Александра Бугарского , 1884 г.
- Первая сербская обсерватория , 1890 г.
- Клуб офицеров , 1895 год.
Архитектура византийского возрождения
[ редактировать ]Современная сакральная архитектура Сербии получила главный импульс от династической погребальной церкви в Опленаце , построенной по заказу династии Карадордевичей в 1909 году. [4] С приездом русских художников-эмигрантов после Октябрьской революции основные правительственные здания Белграда были спроектированы выдающимися русскими архитекторами, получившими образование в России. был король Александр I. Покровителем неовизантийского движения [5] Его основными сторонниками были Александр Дероко , Момир Корунович , Бранко Кристич , Григорий Самойлов и Никола Краснов (Никола́й Петро́вич Красно́в). Их главным вкладом были королевские замки на Дединье , церковь Святого Саввы , церковь Святого Марка в Белграде . После окончания коммунистической эпохи Михайло Митрович и Небойша Попович были сторонниками новых тенденций в сакральной архитектуре, в которых использовались классические образцы византийской традиции. [6]
- Церковь Святого Марка , 1835 г. (обновлена в 1940 г.)
- Дом Фонда Вука Бранко Таназевича
- Старая телефонная станция Бранко Таназевича
- Королевский дворец в Дединье , 1924–1929 гг.
- Патриархат Виктора Лукомского , 1932–1935 гг.
Стиль модерн и сецессион.
[ редактировать ]Стиль модерн и венский сецессион процветал на севере страны на рубеже 20-го века, когда регион Воеводина еще входил в состав Венгерского королевства при Габсбургах . В Суботице и Зренянине находятся особенно примечательные здания того периода. Нови-Сад и Белград также не остались в стороне от архитектурной новинки.
- Гостиница «Москва» , Йован Илкич , 1908 год.
- Дом Вучо на реке Сава , 1908 год.
- Студия Уроса Предича , 1908 год.
- Дом Мики Алас , 1910 год.
- в стиле сецессион Отель «Бристоль» , Никола Несторович , 1912 год.
- Белградский кооператив , 1882 г.
Межвоенная и Социалистическая Югославия
[ редактировать ]Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [7]
Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Койичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, настаивала на широком принятии современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным во время Второй мировой войны в Югославии. Из всех югославских городов в Белграде самая высокая концентрация модернистских построек. [8] [9]
Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [10] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [11] [12] [13]
В социалистический период в Белграде быстро и дешево было построено много жилья для размещения огромного притока людей из сельской местности после Второй мировой войны, что привело к появлению бруталистской архитектуры блоков Нового Белграда ; ( кварталов) на короткое время господствовала тенденция сокреализма , в результате чего были построены такие здания, как Дом Синдиката . [2] Однако в середине 1950-х годов модернистские тенденции взяли верх и до сих пор доминируют в архитектуре Белграда. [2]
- Злоковича Дом в Белграде , 1927 год.
- «Студенческий дом» Воина Петровича, 1933 г., сегодня Архив Югославии.
- Дворец Албания , 1939 год.
- Старое почтовое отделение Момира Коруновича , 1929 год.
- Здание Аграрного банка Петра и Бранко Крстич, 1932-1934 гг.
- Здание Сербской академии наук и искусств , 1922 г.
- Здание Министерства иностранных дел , фасад работы Николая Краснова (архитектор) , 1923 г.
- Белградская синагога , 1925 год.
- Government Building by Nikolay Krasnov (architect) , 1926-1928
- Русский дом , Василий Баумгартен , 1931-1933 гг.
- Белый дворец , 1934 год.
- Храм Святого Саввы и памятник Караджордже (1935-настоящее время)
- Дом Национального собрания и штаб-квартира сербской почты , построенные в 1938 году.
Социалистический реализм (1945-1948)
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [14]
Социалистический модернизм
[ редактировать ]Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [9] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [14] [15] Послевоенное возвращение страны к модернизму, пожалуй, лучше всего иллюстрируется , построенным Вячеславом Рихтером широко известным павильоном Югославии 1958 года на выставке «Экспо-58» , открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советского Союза. [16]
В этот период отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменики. [17]
- Белградская ярмарка - Зал 1 , самый большой купол в Европе и самый большой купол в мире с 1957 по 1965 год.
- Отель «Метрополь» , Драгиша Брашован , 1957 год.
- Стадион Ташмайдан , 1958 год.
- Башня Авала , 1961 год.
- Башни Ушче , 1964 год.
- Спортивный зал 1968 год. Ранко Жеравица ,
- «Отель Югославия» , Лавослав Хорват , 1969 год.
- Београданка , 1974 г. Башня
Брутализм
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [18]
- Бруталистические кварталы Белграда Нового
- Телефонный центр, Новый Белград
Децентрализация
[ редактировать ]С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [19] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [7]
- Crowne Plaza Belgrade , Стоян Максимович , 1979 год.
- Хаятт Ридженси Белград , 1990 г.
- Музей авиации (Белград) , Иван Штраус , 1989 г.
Современный период
[ редактировать ]Интернациональный стиль , пришедший в Югославию уже в 1980-х годах, взял верх в Белграде после войн и изоляции 1990-х годов. Крупные проекты в сфере недвижимости, в том числе город Сава и реконструкция башен Ушче , занимали лидирующие позиции без особого уважения к местному архитектурному наследию.
В 2015 году было достигнуто соглашение с Eagle Hills ( компанией из ОАЭ ) о сделке по созданию набережной Белграда ( Beograd na vodi ) для строительства новой части города на неосвоенном в настоящее время пустыре на берегу реки. Этот проект, официально стартовавший в 2015 году и являющийся одним из крупнейших проектов городского развития в Европе, будет стоить не менее 3,5 миллиардов евро. [20] [21] По словам Срджана Гарцевича, «смутно современный, но почему-то дешевый на вид, он незаконно посажен посреди города на нестабильной почве, служа интересам немногих анонимных счастливчиков». [22]
- Город Сава ( Савоград ), Марио Джобст и Миодраг Трпкович (2004-2010)
- Бельвиль, Белград (блок 67)
- Ада Бридж (2008–2011)
- Интеллектуальное здание Б2
См. также
[ редактировать ]- Строящиеся архитектурные проекты в Белграде
- Архитектура Сербии
- Ворота Белграда
- Список известных зданий в Белграде
- Список известных улиц и площадей Белграда
- Религиозная архитектура Белграда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Николас Комри, Люси Мур (01 октября 2007 г.). «Земун: Город в городе» . B92 Путешествие . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зоран Маневич. «Архитектура и строительство» . МТИ сайт . Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ Профессор доктор Михайло Митрович (27 июня 2003 г.). «Седьмая Белградская триеннале мировой архитектуры» . УЛУС. Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного византийского конгресса 2016 года и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN 978-86-7025-694-1 , стр. 87.
- ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного византийского конгресса 2016 года и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN 978-86-7025-694-1 , стр. 62.
- ^ Александр Кадиевич 2016: Между художественной ностальгией и цивилизационной утопией: византийские реминисценции в сербской архитектуре ХХ века . Лидия Мереник, Владимир Шимич, Игорь Борозан (герс.) 2016: ПРЕДСТАВЛЯЯ ПРОШЛОЕ РЕЦЕПЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СЕРБСКОМ ИСКУССТВЕ ОТ 18 ДО 21 ВЕКА. Любомир Максимович и Елена Триван (герой) 2016: ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СЕРБСКОЕ ИСКУССТВО I – III. Сербский национальный комитет византинистики, ЧП «Службени гласник», Институт византинистики Сербской академии наук и искусств. Хиер С. 177 (Академия: PDF)
- ^ Jump up to: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351915793 .
- ^ Джорджевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . КУЛЬТУРА/Культура . 6 .
- ^ Jump up to: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
- ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN 9783868591477 . OCLC 814446048 .
- ^ Альфиревич, Орде; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
- ^ Кулич, Владимир (2012). «Авангардная архитектура для авангардного социализма: Югославия на ЭКСПО-58». Журнал современной истории . 47 (1): 161–184. дои : 10.1177/0022009411422367 . ISSN 0022-0094 . JSTOR 23248986 . S2CID 143501826 .
- ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Entertainment, единственный журнал об архитектуре, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Фазы проекта» . Архивировано из оригинала 28 августа 2015 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ «Синиша Мали: «Белград на воде» — крупнейший проект в Европе» .
- ^ Balkan Insight , История Сербии высечена в камне в Белграде.