Jump to content

Архитектура Сербии

(Перенаправлено из сербской архитектуры )

Церковь Святого Саввы работы Богдана Несторовича, Александра Дероко и Бранко Пешича в Белграде , 2004 г.

Архитектура Сербии имеет долгую, богатую и разнообразную историю. некоторые из основных европейских стилей, от римского до постмодерна Демонстрируются , в том числе известные образцы Рашки , сербско-византийской архитектуры с ее возрождением , Моравы , барокко , классической и современной архитектуры , с яркими примерами брутализма и модернизма .

Столетия бурной истории Сербии привели к большому региональному разнообразию и развитию народной архитектуры . Это привело к созданию неоднородного и разнообразного архитектурного стиля, архитектура которого различалась от города к городу. Хотя это разнообразие все еще можно наблюдать в небольших городах, разрушение архитектурного наследия в крупных городах во время Второй мировой войны и последующее социалистическое влияние на архитектуру привели к специфическому смешению архитектурных стилей.

Доисторический период

[ редактировать ]

До прихода римлян на территории Сербии проживало множество цивилизаций и культур. Самыми известными из них были Старчево , Железных ворот и Винчи культуры , датируемые периодом с 7000 по 4500 год до нашей эры. были найдены самые старые человеческие останки, В Сичево возраст которых, как полагают, составляет 525 000–397 000 лет. [ 1 ] [ 2 ]

Доисторические постройки просты по конструкции: для строительства используются местные материалы, такие как дерево, грязь, солома, камни и земля, с простыми геометрическими узорами, такими как пирамидальные хижины и круглые крепления.

Древний период

[ редактировать ]

Самым северным древним македонским городом была Кале-Кршевица , в которой до сих пор сохранились основы древнегреческого города V века до нашей эры. Скордиски , в III веке до нашей эры. С тех построили каменную крепость Сингидунум , Калемегдан в Белграде пор она была построена римлянами, сербами, турками, австрийцами и представляет собой пример продолжающейся 2300-летней архитектуры, служащей одним из лучшие достопримечательности Белграда.

Римляне оставили много следов своего шестивекового правления на сербских землях, в том числе несколько укреплений и комплексов, таких как императорский дворец Галерия в Гамзиграде ( Феликс Ромулиана ), построенный в III веке нашей эры на месте его рождения после победы над персами , городище Медиана Нише в Виминаций ( Найс ) IV века и Дардания , руины Верхней Мезии столицы столица , бывшего римского столица и родина нескольких римских императоров Сирмия , а также византийский город Юстиниана Прима, построенный Юстинианом I , который был резиденцией архиепископства Юстиниана Прима , Юстиниана Секунда , Ремезиана , Гратиана и т. д.

Римская, а позже и византийская архитектура вдохновила архитектуру средневековой Сербии, особенно укреплений и религиозных зданий.

Средневековый период

[ редактировать ]

Средневековый период между 8 и 15 веками продемонстрировал самое бурное и широкое разнообразие архитектурных стилей и строительных конструкций. Возникновение Королевства Сербия (и других сербских средневековых государств), последующей Империи и падение под властью Византии , Османской империи и Габсбургов оставило неизгладимое влияние на сербскую и сербскую культуру, а также на архитектуру, построенную тогда и впоследствии. От романского до готического, османского, византийского, мавританского и местного стилей (Рашка, Вардар, Морава) этот период заложил основы будущих стилей исторического возрождения, а также собственного национального архитектурного стиля Сербии. Территории средневековой Сербии в этот период часто менялись, в результате чего многие сербские архитектурные произведения оставались в Боснии и Герцеговине , Черногории , Северной Македонии и некоторых частях Албании , Болгарии , Хорватии , Греции , Венгрии и Румынии .

Наследие средневековой сербской архитектуры проявляется в церквях, монастырях, крепостях и замках, сохранившихся, несмотря на бурную историю. Хотя со времен средневековья сохранилось очень мало народных и народных построек, их следы можно увидеть во многих народных зданиях, построенных в период современности.

Средневековая христианская архитектура

[ редактировать ]
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла работы Романа IV в Нови-Пазаре , объект Всемирного наследия ЮНЕСКО , 1067–1071 гг.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла — одно из немногих сохранившихся зданий раннего средневековья и объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Монастырь Прохора Пчинского был основан в 1067–1071 годах византийским императором Романом IV в честь святого Прохора Пчинского . [ 3 ]

Церковная архитектура в основном развивалась под патронажем сербского государства, при этом редко упоминается, какой именно архитектор и инженер спроектировал здание церкви (сохранились записи конкретных художников-фрескистов). Самым выдающимся образцом средневековой сербской архитектуры был монастырь Студеница, основанный Стефаном Неманией , основателем династии Неманичей в ок. 1190 г. В этом монастыре также представлены значительные произведения искусства, в том числе фрески в византийском стиле . В его церкви также есть обширные скульптуры, основанные на псалмах и Успении Богородицы . ЮНЕСКО добавила этот монастырь в свой список объектов всемирного культурного наследия в 1986 году. Он стал образцом для других монастырей в Милешеве , Сопочанах и Високи Дечани .

Влияние византийского искусства стало более влиятельным после захвата Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода , когда многие греческие художники бежали в Сербию. Их влияние можно увидеть в церкви Вознесения в Милешеве, а также в настенных росписях церкви Святых Апостолов в Пече и монастыря Сопочани. Иконы также составляли значительную часть церковного искусства.

В средние века возникло несколько церковных школ. Стили Рашка и Вардар находились под сильным влиянием романского и византийского стилей, а стиль Моравы находился под влиянием стиля Вардар с характерными сербскими элементами дизайна.

Западноевропейскую готическую и романскую церковную архитектуру можно увидеть в основном в южных частях Сербии.

Ранние признаки ренессанса можно увидеть во время правления Стефана Лазаревича в его школе Ресава и архитектурном стиле Моравы, но они быстро исчезли, когда османы взяли под полный контроль сербские земли, и до исторического возрождения в Сербии не было явных примеров архитектуры эпохи Возрождения. движения в эпоху Нового времени.

Рашка Стиль

[ редактировать ]

Архитектурная школа Рашка в сербской архитектуре в средние века охватывает период с седьмого десятилетия XII до конца XIII века, при этом Стефана Немани Đurđevi stupovi за отправную точку стиля взяты (около 1170 г.), а Стефан Драгутина Церковь Святого Ахиллия (ок. 1296 г.) как конечная точка. Однако эта граница является лишь ориентировочной, поскольку существуют более поздние церковные объекты, принадлежащие к другому стилю, но архитектурно построенные в стиле Рашка, такие как монастырские церкви Високи Дечани и Баньска , построенные в первой половине 14 века и в то время, когда доминировал стиль Вардар. Сам стиль был назван в честь реки Рашка тогдашнее Королевство Сербия . , к которой тянулось [ 4 ] Большой пример церквей и монастырей в стиле Рашка также расположен в Черногории и Боснии и Герцеговине .

Основной характеристикой этого стиля является однонефная базилика с однобарабанным купольным сооружением . На западной стороне обычно находится притвор , а на юге и севере — нижние палаты, обычно трансепты и парекклесии (или апсиды ). Внешнее оформление церковных зданий выполнено в романском стиле, что указывает на прямую связь с приморскими, прибрежными городами Адриатики ( Котор , Дубровник и др.), находившимися в то время под контролем Неманича. Так называемый золотой век сербской живописи, который начался с фрески Джурджеви Ступови около 1175 года и закончился Градацем около 1275 года, достигает кульминации в Сопочани . развился так называемый стиль Вардар с его фресками После этого периода под влиянием эпохи Возрождения Палеолога . [ 4 ]

Многие церкви и монастыри в стиле Рашки со временем меняли элементы дизайна. Студеница , Жича , Градац , например, претерпели заметные изменения в проектах, либо из-за стихийных бедствий или грабежей, потребовавших обширного ремонта и реставрации построек, либо общих изменений первоначального проекта за счет расширения здания. Наиболее заметные изменения в конструкции видны в конструкциях барабанного купола, которые обычно преобразуются в оригинальный или возрожденный сербо-византийский стиль. [ 5 ] [ 6 ] В монастыре Хиландар на Афоне заменил первоначально была церковь, построенная Стефаном Неманьей в стиле Рашка, которую позже король Урош II Милютин церковью Входа Богородицы в вардарском стиле.

Вардарский стиль

[ редактировать ]

Архитектурная школа Вардар , также известная как сербо-византийский стиль, представляет собой церковный архитектурный стиль , который процветал в сербском позднем средневековье, который был разработан путем слияния современной византийской архитектуры (под влиянием эпохи Возрождения Палеолога ) с влияниями Раскана , чтобы сформировать новый стиль. . [ 4 ] К концу 13 и первой половине 14 веков сербское государство расширилось за Македонию , Эпир и Фессалию до Эгейского моря . На этих новых территориях сербское искусство испытало еще большее влияние византийской художественной традиции. Наиболее известные церкви и монастыри в вардарском стиле принадлежат королю Стефану Урошу II Милютину . [ 7 ] [ 8 ] и его большой вклад в церковное строительство во время его правления. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Основной характеристикой этого стиля является основание в виде вписанного креста с одним или пятью куполами, при этом на западной стороне обычно располагается притвор . Внешнее оформление церковных зданий выполнено в византийском стиле, что проявляется в использовании серых или желтоватых камней и красного кирпича, которые обычно располагаются так, что создают декоративные узоры на фасаде. В отличие от стиля Рашка и сопровождавшей его оригинальной фрески, здания вардарского стиля были украшены фресками, созданными по образцу византийских фресок того периода. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Грачаница , полностью перестроенная королем Милутиным в 1321 году, является красивейшим памятником сербской архитектуры 14 века. [ 15 ] Церковь этого монастыря представляет собой образец сооружения, достигшего высшей степени архитектуры не только в византийской форме, но и в создании оригинального и вольного стиля, превосходящего свои образцы. Поэтапное создание стен – одна из основных особенностей этого храма. Королевская церковь в Студенице, которую характеризуют как идеальную церковь, была построена в первые десятилетия 14 века.

К концу третьего десятилетия XIV века Печский патриархат окончательно сформировался . Внешний вид Патриархата представляет собой видение форм, характерных для современной сербской архитектуры. На большей части наружных стен вместо каменного рельефа и кирпично-каменной отделки применялась красочная отделка. Типичная сербско-византийская церковь имеет прямоугольный фундамент с большим куполом в центре и меньшими куполами вокруг центрального. Внутри церковь покрыта фресками, иллюстрирующими различные библейские сюжеты и изображающими сербских святых.

Монастырь Святых Архангелов в Призрене был основан сербским императором Стефаном Душаном между 1343 и 1352 годами на месте более ранней церкви, входившей в состав Вишеградского крепостного комплекса . Это была погребальная церковь императора Душана, которая представляла собой кульминацию сербского церковного архитектурного стиля , который привел к рождению стиля моравской школы .

Моравский стиль

[ редактировать ]

Архитектурная школа Моравы — это церковный архитектурный стиль средневековья, охватывающий период с седьмого десятилетия 14-го века ( битва при Марице в 1371 году часто используется как поворотный момент) до 1459 года, когда Сербия попала под власть Османской империи, в то время как Символическое начало эпохи ознаменовалось Лазаром строительством Раваницы (1375–1377) и Лазарицы (1375–1378).

Сам стиль назван в честь реки Великой Моравы , вблизи которой было построено большинство этих церквей. Основной характеристикой этого стиля является фундамент церкви в виде тролиста и триконоса, который по сути представляет собой церковь с крестообразным фундаментом (нормальным и лаконичным), как и в сербо-византийском стиле, к которому в Помимо алтаря, пристроены две апсиды для церковного пения с юга и севера по образцу афонских монастырей. При нормальном фундаменте церкви интерьер такой же, как и при сербо-византийском стиле, а при лаконичном фундаменте имеются некоторые отличия. По внешнему оформлению постройки моравского стиля очень похожи на постройки сербско-византийского стиля, поскольку в них используются серые или желтоватые камни и красный кирпич, хотя встречаются и сооружения с фасадами из известкового раствора (Раваница). Однако, в отличие от сербо-византийского стиля, в котором камни и кирпичи не всегда образуют орнаментальные узоры, моравский стиль обычно украшается заменой кирпичей и осад, особенно верхних частей церкви. Кроме того, использование камня Окна-розетки очень распространены, как и рельеф, покрывающий все порталы , окна и арки . Декоративные рельефы содержат витки, изображения растений, животных и людей.

Этот стиль сам по себе представляет собой более аутентичный сербский стиль, в отличие от стилей Рашка и Вардар, которые возникли под прямым влиянием романской и византийской архитектуры. То же самое и с фресками, которые разработали новый сербский стиль, более интимный, чувствительный и женственный на вид. В этот период развивалась фортификационная архитектура двух крупнейших крепостей на сербской земле, включая обширные укрепленные церкви. В первой четверти 15 века князь Стефан Лазаревич построил Белградскую крепость , а во второй четверти князь Журадж Бранкович построил крепость Смедерево .

романский и готический

[ редактировать ]

Помимо трех общих церковных школ, в северной части современной провинции Воеводина есть примеры венгерской романской и ранней готической архитектуры, как это видно в Арача и крепости Бач . Большая часть этого типа архитектуры была либо разрушена во время многочисленных войн между Венгрией и Османской империей, либо снесена, чтобы освободить место для построек в более подходящих для того времени стилях. Из-за этих исторических результатов в Сербии сохранилось очень мало примеров нефортификационной западноевропейской романской и готической архитектуры. Эти типы стилей вновь появятся в форме стилей исторического возрождения в период современности.

Дизайн православной романской церкви, не соответствующий стилю школы Рашка, можно увидеть в церкви Ружица в Белграде и церкви Святой Богородицы в Доне Каменице .

Средневековые христианские укрепления

[ редактировать ]

Большая часть средневековой фортификационной архитектуры в Сербии следовала влияниям романского, готического, византийского или моравского стилей. Они были построены либо на вершине существующих римских или византийских укреплений, либо на недавно запланированной местности (на равнине или на вершине холма). Сохранившиеся образцы имели все общие черты замка в зависимости от требований местности, такие как двор, крепость (включая башни-донжоны), зубцы ( зубцы , хординги и машины ), сторожки , рвы , бойницы , большие залы и т. д.

Самый впечатляющий пример средневековых укреплений можно увидеть в крепости Смедерево , построенной Джурадом Бранковичем между 1428 и 1480 годами. Она считается одним из крупнейших укреплений в Европе с точки зрения крытой местности. Монументальный комплекс построен в византийской традиции. [ 16 ] и построен по образцу Константинопольской крепости . [ 17 ] [ 18 ]

Есть примеры укреплённых монастырей , таких как Манасия (сохранились крепостные стены) и Раваница (стены частично разрушены).

С появлением в эпоху современности конструкций бастионных фортов средневековые крепости на берегах реки Дунай были частично или полностью снесены, чтобы освободить место для геометрических звездообразных конструкций. Такая судьба постигла Белградскую крепость , которая сохранила элементы дизайна средневековых, османских, Габсбургских и бастионных фортов, что способствовало созданию более уникального эклектичного дизайна всего комплекса. [ 19 ] Крепость Петроварадин была построена путем полного сноса укрепленного монастыря Белакут, который сам был построен вокруг остатков римского форта. [ 20 ]

В современной Сербии многие из этих средневековых крепостей и замков частично или полностью находятся в руинах, и предпринимаются усилия по их восстановлению или сохранению посредством обширных усилий по консервации и реставрации. Сохранились скудные остатки сохранившихся интерьеров крепости и замка, а также того, как они были украшены, и только средневековые монастыри (особенно Хиландар на Афоне ) сохранили некоторые внутренние конструкции того периода.

Период современности

[ редактировать ]

Период современности с 15 по начало 18 века характеризуется народными местными стилями, а также османской и исламской архитектурой. Конец 18-го и начало 20-го века продемонстрировали наиболее быстрые изменения в архитектурных стилях в Революционной Сербии , а также на территориях, контролируемых Империей Габсбургов . Пытаясь разорвать связи с османским влиянием, как в политическом, культурном, так и в архитектурном плане, Сербия перешла к архитектуре и городскому планированию в западноевропейском стиле, которые были распространены в населенных сербами районах империи Габсбургов. Квалифицированные архитекторы из того, что позже будет известно как область Воеводина , а также образованные архитекторы из Княжества , а затем и из Королевства Сербия , внесут свой вклад в изменение внешнего вида большинства освобожденных сербских городов к югу от Дуная. Архитектурные стили, вдохновленные Османской империей, сохранились в большинстве южных районов, особенно в Санджаке , Косово и Метохии , в основном в районах с большим мусульманским населением.

Османская и исламская архитектура

[ редактировать ]

Территория нынешней Республики Сербия была частью Османской империи на протяжении всего периода раннего Нового времени , особенно Центральной Сербии , в отличие от Воеводины , которая перешла под власть Габсбургов, начиная с конца 17 века (с несколькими захватами Центральной Сербии как хорошо). Османская культура оказала значительное влияние на регион в архитектуре , кухне , языке и одежде , особенно в искусстве и исламе .

Большинство мечетей османского периода в Сербии не так сложны, как в соседних Албании , Боснии и Герцеговине и Северной Македонии , с более короткими минаретами и размерами мечетей. Однако современные мечети, такие как мечеть в Делимеде, имеют один из самых высоких минаретов в Европе за пределами Турции . [ 21 ]

Конак Стиль

[ редактировать ]

Конак (слово от турецкого – дворец) был представлен на протяжении большей части 18-го и начала 19-го веков, особенно в конце османского присутствия и автономии Княжества Сербия . [ 22 ]

Дома и усадьбы более богатых людей в Сербии во время османского владычества имеют отчетливый турецкий стиль в своем дизайне. Эти конаки вышли из моды во второй половине XIX века из-за независимости Сербии от Османской империи и перехода к более западноевропейским тенденциям в культуре и архитектуре. Очень немногие образцы османской архитектуры сохранились после 19 века из-за этого сдвига в культуре и архитектурной привлекательности, в основном сохранившиеся на юге Сербии . Такие города, как Вранье , Призрен , Приштина , Нови-Пазар , Белград и Крагуевац, демонстрируют сохранившуюся архитектуру Конака.

Как правило, здания этого периода включают подвал и два этажа, есть примеры одноэтажных зданий, таких как Стари Хан в Косьериче, построенный в 1854 году. Стены пронизаны множеством окон, расположенных симметрично. Фасад украшен одним или двумя эркерами с видом на улицу и расширенным внутренним пространством, а дворовый фасад украшен балконом. Двор, расположенный позади усадьбы, огорожен высокими стенами. [ 22 ]


Народные и народные стили

[ редактировать ]

Народная и народная архитектура сербских деревень относительно сохранилась и в некоторых случаях воссоздана. Южные архитектурные стили обычно представляют собой деревянные конструкции, иногда оштукатуренные, обычно это уединенные деревни, где османское влияние было менее распространено. Эти типы деревень датируются периодом с 14 по 19 века.

В современной Сербии большинство деревень такого типа представляют собой музеи под открытым небом («этнодеревни»), демонстрирующие, какой была жизнь до вестернизации и индустриализации.

Методы строительства в сербской сельской архитектуре основаны на опыте сербских фермеров, строителей-самоучек, которые выбирают лучшие решения и адаптируют свои дома к своей жизни и работе. Это выражалось не только в планировке, формате и организации жилых домов и коммерческих зданий, но также в конструкции и деталях. Он не был основан на модных тенденциях в архитектуре и урбанизме. [ 22 ]

В зависимости от потребностей и образа жизни фермера существовали различные типы домов:

  • Одноклеточные дома, в которых фермер делил пространство со своим скотом, а камин располагался посередине комнаты без дымохода.
  • В двухкомнатных домах (это был самый популярный тип) жилое пространство было отделено от подсобки, а животные располагались в стойлах.
  • Более просторные дома, в которых к двухкомнатной форме были добавлены дополнительные комнаты и веранда (типично для региона Воеводины).

Стили Брвнара и Бондрука

[ редактировать ]

Бревенчатый домик Брвнара с соломенной или черепичной крышей встречается в основном в лесных и горных районах, таких как Златибор и Тара в Западной Сербии (и в целом в Динарских Альпах - западная часть Сербской Крайны, Босния, Восточная Черногория). Пышные сосновые леса дают хороший строительный материал. Обычно он имеет вытянутую форму, стоит на каменном погребе, располагается перпендикулярно крутой местности и показывает погреб ( избу ) со стороны спуска. Характерна также огромная пирамидальная четырехскатная крыша, размещенная на относительно невысоком кубусе коттеджа. Обычно разные коттеджи размещают вместе и образуют гармонично выглядящую усадьбу. [ 22 ]

Бревенчатый домик Бондрука — самый популярный сельский дом на Балканах, типичный для Сербии к югу от Дуная, и представляет собой дальнейшее развитие дизайна бревенчатого домика в стиле Брвнара. Конструкция представляет собой деревянные каркасные стены, заполненные глиной и рифами, оштукатуренные снаружи и штукатуркой на внутренних стенах. Крыша представляет собой высокопрочную (4-стороннюю крышу), покрытую слегка изогнутой черепицей. На крутых склонах подвал делается из камня, чтобы нивелировать перепады высот. [ 22 ]

Деревянные и древесные церкви

[ редактировать ]

В Южной Сербии также есть множество деревянных церквей, построенных в 18 и 19 веках. Построенные по аналогии с брвнарскими бревенчатыми избами, они используют в строительстве местные древесные материалы, имеют простую прямоугольную форму, за исключением овального входа, изогнутого порога и крыши, и увенчанного простым деревянным крестом. Черепица изготавливается из больших деревянных пластин. Церковный колокол обычно размещают снаружи рядом с церковью на деревянной башне.

Это также районы, где зародились и широко практикуются записы , священные деревья в сербских традициях, поскольку большинство церквей и мест христианского богослужения были снесены османами. Сегодня среди представителей сербской православной церкви в местных общинах стало обычной традицией собирать священные деревья, сохраняя и защищая их при этом. Есть также примеры живых священных деревьев, которые десятилетиями вырезали для создания импровизированных церквей, например, Запис в деревне Йовац недалеко от Владичин-Хана, построенный Драголюбом Крстичем в 1991 году. Небольшая церковь, посвященная Святому Пантелеймону, была намеренно построена на дубе , который имеет большое значение как в христианской, так и в языческой сербской культуре и мифологии. [ 24 ]

Есть также примеры деревянных мечетей, спроектированных аналогичным образом, расположенных в Боснии и Герцеговине .

Паннонский и Салашский стили

[ редактировать ]

Воеводинские дома [ sr ] (или паннонские дома) представляют собой типичные деревенские и городские жилые дома в равнинном регионе Воеводины. Планировка поселков ортогональная, дома расположены перпендикулярно улице. Они состоят из передней комнаты (жилого помещения), задней комнаты (спального места) и кухни (с камином) сразу после крыльца. Между домами находится сад и двор. Под влиянием Австро-Венгерской империи эти дома часто были оформлены в стиле модерн и барокко, вдали от типичной народной архитектуры. [ 22 ] Большинство домов этого типа превратились в многочисленные усадьбы богатых людей, разбросанных по всей Воеводине.

Салаши - это традиционные фермы в провинции Воеводина (особенно Бачка и Срем ) до середины 19 века, при этом некоторые фермы и деревни воссоздают и сохраняют эстетику салаша для деревенского туризма. Они используют местные материалы, такие как грязь, кирпич, дерево и тростник, с более тонкими деталями, созданными и построенными традиционными художниками, часто с использованием мотивов множества различных этнических групп Воеводины. Некоторые города и поселки Воеводины до сих пор демонстрируют салашскую архитектуру, будь то сохранившиеся дома или музейные модели, такие как те, что находятся в Музее Воеводины в Нови-Саде . В современной Сербии большинство ферм такого типа представляют собой музеи под открытым небом , рестораны и/или отели, демонстрирующие, какой была жизнь в этом регионе до массовой индустриализации.

Барокко и Рококо

[ редактировать ]

Во время недолгого австрийского правления Белградом был построен квартал в стиле барокко с площадью и несколькими монументальными зданиями. [ 25 ] После завоевания города турками-османами все постройки в стиле барокко были снесены. [ 25 ] [ 26 ]

Большинство сербских православных церквей были построены со всеми характеристиками церквей в стиле барокко, построенных в регионах, находящихся под управлением Австрии и Венгрии. Церкви обычно имели колокольню (некоторые с двумя или тремя колокольнями) и однонефное здание с иконостасом внутри церкви, покрытым картинами в стиле эпохи Возрождения . Большинство церквей в стиле барокко включают элементы неоклассической архитектуры, что способствует более эклектичному дизайну. Эти церкви в основном можно найти в провинции Воеводина . Монастыри Фрушкой Горы уникальны: Крушедол , Гретег , Язак , Велика Ремета и другие являются лучшими образцами православной церковной архитектуры в стиле барокко. Современная православная религиозная архитектура Воеводины редко воссоздает стили барокко, часто вместо этого отдавая предпочтение стилю сербо-византийского возрождения. Есть также примеры католических и протестантских церквей в этом стиле, хотя общины этих христианских конфессий часто предпочитают проектировать церкви в различных стилях возрождения, таких как неоготика и неороманский стиль.

Нерелигиозная архитектура барокко распространена в районах вокруг Дуная или к северу от него , в основном в районах современной провинции Воеводина , которые находились под властью Габсбургской империи . Бастионные форты Белграда были , Ниша , Петроварадина , Панчево и Сремска-Рачи построены в эти периоды, часто со зданиями в стиле барокко. Петроварадинская крепость и ее Старый город — наиболее хорошо сохранившееся поселение и укрепление в Сербии с архитектурой в стиле барокко. [ 27 ]

в Нови-Саде было более широкое сочетание архитектуры До Венгерской революции 1848 года . Большая часть города была сровнена с землей (разрушено 2004 здания из 2812) венгерскими революционерами, обстреливавшими его из Петроварадинской крепости. После этого периода архитектурное наследие Нови-Сада в основном сохранялось в архитектуре в стиле барокко и последующих стилях исторического возрождения. [ 27 ] [ 28 ] Однако большинство зданий в стиле барокко, за исключением тех, что находятся в центре города, будут иметь менее богатое архитектурное значение по сравнению с сохранившимися в Петроварадине.

Сремские Карловцы , помимо Петроварадина, являются одним из наиболее хорошо сохранившихся поселений с архитектурой в стиле барокко в Сербии, который был религиозным и политическим центром всех сербов в империи Габсбургов. В поселении также есть один из редких примеров рококо в Сербии - Дом Сабова-Деяновича (одно из старейших сохранившихся зданий в Сремских Карловцах).

Исторические стили

[ редактировать ]

Готическое возрождение

[ редактировать ]

Неоготическая архитектура в основном относится к провинции Воеводина и обычно используется для католических, протестантских и францисканских церквей, таких как монастырь Св. Михаила (1729 г.), церковь Св. Роха (1896 г.) в Суботице и церковь Св. Роха (1896 г.) в Суботице. Сердце Иисуса (1908 г.) в Футоге , Нови-Сад . Благодаря своей высоте неоготические церкви до сих пор остаются одними из самых высоких построек Сербии.

Есть несколько примеров усадебных и городских домов, включающих этот стиль, таких как Дом Спирта (1855 г.) в Земуне , Белград , построенный Генрихом фон Ферстелем , и Капетаново замок (1906 г.) в Стари Леце .

Романское Возрождение

[ редактировать ]

Стиль романского возрождения в основном относится к провинции Воеводина , особенно к католическим и протестантским регионам. Неороманские здания в Воеводине отличаются по дизайну от романских церквей на юге Сербии за счет более визуальных архитектурных мотивов центральноевропейского романского стиля, с более острыми шпилями и круглыми передними окнами.

Венгерское студенческое общежитие «Европа» Белы Мигоя является примером современной архитектуры романского возрождения. Вдохновленные католической церковью Святой Елизаветы Михаила Плавеца, расположенной рядом с общежитием, эти две структуры дополняют друг друга в визуальном дизайне, несмотря на то, что между строительством каждого здания прошло почти столетие. [ 29 ]

Эклектика и академический стиль

[ редактировать ]

Эклектизм был распространенным архитектурным движением по всей Сербии во второй половине 19 - начале 20 века. Это была смесь нескольких исторических стилей возрождения, распространенных в Западной Европе того времени, таких как неоклассика , неоренессанс , неоромантизм , необарокко стили и даже сербо-византийское возрождение . Большинство стилей возрождения имели тенденцию включать эклектизм в дизайн экстерьера и интерьера.

Классическое возрождение

[ редактировать ]

Движение неоклассицизма было сконцентрировано в крупных городских центрах, таких как Белград , которые в период с 18 по начало 20 веков использовались для важных учреждений и религиозных зданий. Его часто использовали в качестве базового элемента дизайна для других стилей исторического возрождения того времени (наиболее известного необарокко), способствуя эклектизму. Чистая классическая архитектура возрождения Западного Рима и Древней Греции, как ее можно увидеть в других европейских странах, редко встречается в Сербии из-за более распространенного движения к восточно-римским или византийским архитектурным проектам, напоминающим средневековую сербскую архитектуру.

Возрождение Возрождения

[ редактировать ]

Архитектура Возрождения Возрождения была недолговечным движением в конце 19-го века, в основном относящимся к нескольким зданиям в провинции Воеводина , с меньшим количеством примеров в южных городах, таких как Белград и Ниш .

Возрождение Барокко

[ редактировать ]

Движение необарокко возникло в конце 19 века, часто смешивая элементы классической архитектуры барокко с существовавшими в то время архитектурными движениями, особенно неоклассическими стилями и стилями сецессиона.

Романтизм и византийское возрождение

[ редактировать ]

Неоромантизм был в основном вдохновлен французской и венгерской архитектурой того времени. Оно будет развиваться параллельно с собственным движением возрождения национального романтизма в Сербии, часто смешивая два движения возрождения.

Сербско-византийское возрождение

[ редактировать ]

XIX век был временем развития сербского национализма , который стремился развить «национальный стиль» и в архитектуре в соответствии с национального романтизма идеями . В рамках более широкого движения историзма , параллельно с неоклассической архитектурой , в Сербии наблюдалось развитие, в частности, архитектурного стиля византийского возрождения .

До Всемирной выставки 1889 года и особенно Всемирной выставки 1900 года движение византийского возрождения в Сербии не имело устоявшегося национального стиля, часто используя элементы византийского дизайна, интерпретированные через фасады и шпили в стиле неоромантизма, с немногими примерами истинно национального стиля. возрожденческая архитектура ( Церковь Св. Марка, Белград и Дом Фонда Вука ). Выставка в Париже стала одним из ключевых моментов в развитии и укреплении стиля сербо-византийского возрождения (как внутри страны, так и на международном уровне), поскольку недавно сформированный Сербский Парижский выставочный комитет собрал выдающихся профессоров и экспертов из различных областей, которые внесут свой вклад в подведение итогов богатая история Сербии через предметы и архитектуру, представленные на выставке. Занимая видное место на берегу Сены , недалеко от моста Альма в конце улицы Наций, Сербия представила себя через павильон, похожий на церковь (почти похожий на церковь Св. Марка в Белграде). ) или средневековый сербский православный монастырь (похожий на Монастырь Грачаница ). Главным архитектором проекта был Милан Капетанович из Белграда в сотрудничестве с архитектором Милорадом Рувидичем . Это был идеологический сборник национальных мифов, изображений дохристианского господства, путешествия в прошлое и прославления доосманских корней. Сербия выйдет из выставки с международными похвалами и похвалами, оживив свое национальное самосознание, о чем свидетельствует яркая уникальная архитектура, построенная в Сербии после выставки. [ 30 ] [ 31 ] Стиль сербско-византийского возрождения будет продемонстрирован на нескольких выставках до создания Королевства сербов, хорватов и словенцев , таких как Льежский интернационал 1905 года и Туринский интернационал 1911 года . Дуэт родных архитекторов Петра и Бранко Крстича планировал продемонстрировать архитектуру византийского возрождения на выставке, посвященной полуторавековому юбилею 1926 года , но из-за разногласий между культурными кругами Белграда и Загреба павильон Экспо так и не был построен. [ 32 ]

Современная сакральная архитектура Сербии получила главный импульс от династической погребальной церкви в Опленаце , построенной по заказу члена династии Караджорджевичей в 1909 году. [ 33 ] С приездом русских художников-эмигрантов после Октябрьской революции основные правительственные здания Белграда были спроектированы выдающимися русскими архитекторами, получившими образование в Российской империи . [ 34 ] [ 35 ] Это был король Александр I. который был покровителем неовизантийского движения. [ 36 ] Его основными сторонниками были Александр Дероко , Момир Корунович , Бранко Крстич , Петар Крстич , Григорий Самойлов и Николай Краснов . Их главным вкладом были Белый двор , церковь Святого Саввы , церковь Св. Церковь Марка, Белград . После окончания коммунистической эпохи Михаил Митрович и Небойша Попович были сторонниками новых тенденций в сакральной архитектуре, в которых использовались классические образцы византийской традиции. [ 37 ] Стиль даже включал бы элементы модерна и сецессиона с национальными мотивами.

Сербско-византийское возрождение все еще распространено в современной Сербии, особенно в религиозных зданиях, таких как церкви и монастыри. Церковь Святого Саввы является лучшим примером современной архитектуры сербо-византийского возрождения, вдохновленной собором Святой Софии в Стамбуле .

Стиль модерн и сецессион

[ редактировать ]

Стиль модерн и венский сецессион процветал в Сербии, особенно на севере страны, на рубеже 20-го века, когда регион Воеводина еще входил в состав Венгерского королевства при Габсбургах . В Суботице находятся особенно замечательные здания того периода, вдохновленные венгерским Сецессионом. Другие населенные пункты, такие как Апатин , Аранджеловац , Белград , Хоргош , Кикинда , Ниш , Нови Сад , [ 38 ] Панчево , Сента , Врбас , Врнячка-Баня и Зренянин также не остались в стороне от архитектурной новизны. [ 39 ]

В течение первого десятилетия 20-го века в Нови-Саде, который мы сейчас относим к сепаратистскому, были построены более монументальные, но и меньшие объекты. Под воздействием нового стиля. Эти здания вписались в историческое ядро ​​города, распространились на еще незастроенные участки новых улиц и были построены в годы после Первой мировой войны, предвещая современную архитектуру 20-го века. Благодаря принципам сецессии в архитектуру были введены новые материалы (бетон, стекло, кованое железо, керамика), созданы функциональные жилые и общественные пространства, возрождены фасады с оригинальными конструктивными решениями и новым декоративным репертуаром. городская матрица приобрела современный вид. [ 38 ] Наиболее заметные примеры сецессионной архитектуры в Нови-Саде взяты из стиля венского сецессиона, выполненного Липотом Баумхорном , Кароли Ковачем и Белой Пакло. [ 40 ]

Во времена Социалистической Югославии фасады сепаратистских зданий менялись с включением социалистических и коммунистических образов. Городская больница, построенная в 1909 году (известная также как Клинический центр Воеводины), имела герб Социалистической Югославии, добавленный к главным верхним фасадам, который оставался там до реставрации 2022 года. [ 41 ] Средняя электротехническая школа Михайло Пупина, построенная в 1921 году, до сих пор демонстрирует герб Социалистической Сербии на главном входе, один из редких сохранившихся примеров социалистического образа в ранее существовавшей архитектуре Нови-Сада.

В Суботице около 100 зданий, построенных в стиле сецессион. Движение прибыло в Суботицу через Будапешт , и существует два стиля. Один из европейских потоков, таких как Мюнхен , Париж , Вена , а другой более преданный, национальный, часто называемый венгерской версией отделения (Szecesszió). Среди них самые известные в защищенном центре города Суботица, такие как мэрия, синагога, бывший сберегательный банк и другие, спроектированные Марселем Комором и Дежсо Якабом . Синагога Суботица является исключительной даже среди других синагог Европы, будучи второй по величине сохранившейся синагогой в Европе (после синагоги на улице Дохань в Будапеште , Венгрия ) и единственной, построенной в ярко выраженном венгерском стиле Сесессио. [ 43 ] [ 44 ]

Большинство визуальных мотивов на зданиях отделения Суботицы несут определенный смысл и цель. Пример этого можно увидеть на бывшем Сберегательном банке, указывающем на его первоначальную цель как банка через визуальные эффекты на внешнем фасаде. Улей и стилизованные совы — символы мудрости. Солнце, павлинье перо и белки как верные собиратели в верхней части Дворца – все символы, указывающие на трудолюбие и бережливость. [ 43 ] Хотя Сецессио наиболее известен в Суботице, другие города, деревни и поселения Воеводины демонстрируют этот стиль, например, кинотеатр «Арена» в Сомборе .

Большинство сецессионных зданий Зренянина были построены в конце 19 века, во времена интенсивного экономического роста и очень бурной строительной деятельности, которая особенно ускорилась перед началом Первой мировой войны. И венский, и венгерский стиль Сесессио преобладали в городе как для жилых домов, вилл, так и для важных институциональных зданий, таких как мэрия. Дом Карло Гельмбольда, также известный как Шехерезада, является редким примером стиля мавританского возрождения в Сербии, в котором смешаны как сецессия, так и восточные элементы. [ 45 ] [ 46 ]

Белград на рубеже 20-го века продемонстрировал широкий спектр сепаратистской архитектуры, как международного, так и местного стилей. Самый распространенный международный стиль был родом из Вены: здания купца Стаменковича, Уроша Предича и Леоны Панайот демонстрировали общие визуальные образцы этого стиля. Местный стиль развился из сербско-византийского возрождения, добавив сербские национальные мотивы с сепаратистскими нотками. Такие здания, как Дом Фонда Вука и Старая телефонная станция Бранко Таназевича и Старое почтовое отделение Момира Коруновича, демонстрируют сочетание средневековых церковных мотивов с современным модерном. [ 48 ] Большинство нерелигиозных архитектур сербско-византийского возрождения имели в своем дизайне сепаратистские мотивы, например, здание суда в Нише .

Роялистский югославский период

[ редактировать ]

Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура стала более диктоваться все более концентрированной государственной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [ 49 ]

Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Коичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, настаивала на широком принятии современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным во время Второй мировой войны в Югославии. Из всех югославских городов Белград и Нови-Сад имеют самую высокую концентрацию модернистских построек. [ 50 ] [ 51 ] Командование ВВС Драгиши Брашована — одно из крупнейших модернистских зданий межвоенного периода в Белграде, а Дунайская бановина в Нови-Саде того же архитектора — лучший образец урезанного классицизма в Сербии. [ 52 ]

Межвоенный эклектизм и академический стиль

[ редактировать ]

Межвоенный академический стиль, являющийся продолжением довоенных эклектичных стилей, был инициирован архитекторами Сербской академии наук и искусств , а также белыми эмигрантами из Российской империи , бежавшими от Советского Союза . В визуальном дизайне он использует все стили исторического возрождения прошлого века.

Ар-нуво и ар-деко

[ редактировать ]

В межвоенный период произошло короткое продолжение стиля модерн, который в основном был заменен другими движениями модернизма. Ар-деко в Сербии не был таким популярным архитектурным стилем, как модерн. Лишь немногие здания взяли элементы дизайна этого движения с упором на статуи, фигуры и рельефы с надписью как часть дизайна здания. Посольство Франции в Белграде Роже -Анри Эксперта и Йозифа Наймана — лучший образец ар-деко, присутствующий в Сербии. В других примерах использовались элементы существующих модернистских проектов, таких как чешский кубизм и венский сецессион со строительством Первого Дунайского пароходного общества (1926 г.) в Белграде, что способствовало более эклектичному подходу к ар-деко в Сербии.

Межвоенный модернизм

[ редактировать ]

Межвоенный модернизм в Сербии состоит из зданий, лишенных почти всех декоративных элементов. Некоторые напоминали классицизм , другие включали в себя некоторые элементы сербо-византийского возрождения .

Социалистический югославский период

[ редактировать ]

Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [ 53 ] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]

Социалистический реализм (1945–1948)

[ редактировать ]

Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма , особенно в строительной архитектуре. Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [ 57 ] Дом Синдиката, построенный в 1947 году, является одним из немногих примеров соцреализма в строительной архитектуре. Однако движение сохранялось в большом количестве мемориалов и памятников времен Второй мировой войны, известных как споменик , несмотря на югославско-советский раскол в 1948 году.

Модернизм (1948–1992)

[ редактировать ]

Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [ 51 ] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [ 57 ] [ 58 ] Послевоенное возвращение страны к модернизму, возможно, лучше всего иллюстрируется Вячеславом Рихтером широко известным павильоном Югославии 1958 года, построенным на выставке «Экспо-58» , открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советского Союза. [ 59 ] Ряд архитекторов из Сербии построили важные модернистские здания по всей Африке и Ближнему Востоку . [ 60 ] Архитектор Михаил Митрович был одним из нескольких известных авторов того периода. Он наиболее известен модернистскими зданиями, вдохновленными модерном и Западными городскими воротами . [ 61 ] Этот период отмечен прорывными модернистскими проектами, некоторые из которых до сих пор удерживают международные рекорды по своим строительным и архитектурным достижениям.

Памятники в Сербии

[ редактировать ]

В этот период отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменики. [ 63 ]

Брутализм

[ редактировать ]

В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [ 64 ] Помимо многочисленных зданий в стиле брутализма в столице, другие примечательные примеры можно найти в Нови-Саде . [ 65 ] Приштина , Пожаревац , Ариле , Ужице , Сремска-Митровица и другие части страны. [ 66 ] Брутализм будет преобладающим архитектурным стилем в Сербии, меняющим дизайн, масштаб и использование бетонных элементов в строительстве зданий вплоть до конца 20-го века, с распадом Социалистической Югославии. Югославский брутализм в Сербии включает в себя элементы модернизма , структурализма , метаболизма и конструктивизма , при этом более поздние сборные здания отходят от бруталистских проектов из чистого бетона.

Децентрализация

[ редактировать ]

С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [ 70 ] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [ 49 ]

Международный стиль

[ редактировать ]

Международный стиль в Сербии во второй половине 20-го века в основном состоит из зданий, лишенных большинства декоративных элементов, с упором на конструкции в стиле стеклянных небоскребов. Эта тенденция сохранится и в первые десятилетия 21 века, а некоторые вариации дизайна начнут появляться в начале 2010-х годов.

Современный период

[ редактировать ]

Интернациональный стиль , пришедший в Югославию уже в 1980-х годах, взял верх в Белграде после войн и изоляции 1990-х годов. Крупные проекты в сфере недвижимости, в том числе город Сава и реконструкция башен Ушче , занимали лидирующие позиции без особого уважения к местному архитектурному наследию.

До, а также после югославских войн многие архитекторы покинули Сербию и продолжили свою работу в ряде стран Европы, Америки и Африки, создав несколько сотен зданий. [ 25 ]

В 2015 году было достигнуто соглашение с Eagle Hills ( компанией из ОАЭ ) о сделке по созданию набережной Белграда ( Beograd na vodi ) для строительства новой части города на неосвоенном в настоящее время пустыре на берегу реки. Этот проект, официально стартовавший в 2015 году и являющийся одним из крупнейших проектов городского развития в Европе, будет стоить не менее 3,5 миллиардов евро. [ 71 ] [ 72 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Фото от Reuters Pictures – Новости, фотографии, темы и цитаты» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2009 г. Проверено 13 мая 2009 г.
  2. ^ «B92 – Новости – Общество – Найден скелет мамонта возрастом миллион лет» . Архивировано из оригинала 7 июня 2009 г. Проверено 6 июня 2009 г.
  3. ^ «Заброшенный храм» . www.novosti.rs (на сербском языке (латиницей)) . Проверено 26 января 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Лекции профессора и архитектора Джурдже Бошковича на архитектурном факультете , класс истории архитектуры , Белград , 1966 г.
  5. ^ Милле 1919 , стр. 38, 49, 53–68.
  6. ^ «Сербские средневековые монастыри ~100 лет назад и сегодня» . reddit.com (на сербском языке (латиницей)). 11 июля 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
  7. ^ Чурчич 1979 , стр. 5-11.
  8. ^ Милеушнич 1998 , стр. 18, 54, 168.
  9. ^ Чиркович 2004 , с. 60.
  10. ^ Томсон 1993 , с. 103-134.
  11. ^ Иванович 2019 , стр. 103–129.
  12. ^ Сербско-византийский стиль – общие характеристики (на сербском языке)
  13. ^ Даскалов, Румен; Мишкова Диана; Маринов, Чавдар; Везенков, Александр (2017). Запутанная история Балкан - Том четвертый: концепции, подходы и (само)репрезентации . Лейден: БРИЛЛ. п. 473. ИСБН  9789004337817 .
  14. ^ Джонсон, Марк Джозеф; Оустерхаут, Роберт; Папалександру, Эми (2012). Подходы к византийской архитектуре и ее декорированию: исследования в честь Слободана Чурчича . Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing, Ltd. с. 154. ИСБН  9781409427407 .
  15. ^ Чурчич 1979 .
  16. ^ Региональный институт охраны памятников, Смедерево (март 2004 г.). «Сербия и Черногория (Сербия): Крепость Смедерево» (PDF) . Региональная программа по культурному и природному наследию в Юго-Восточной Европе . План проекта комплексной реабилитации/обследование архитектурного и археологического наследия (IRPP/SAAH) . Европейская Комиссия / Совет Европы . стр. 79–82. Архивировано из оригинала ( PDF ) 14 июня 2007 г. . Проверено 17 июля 2007 г. (Перепечатку конкретного раздела можно найти здесь .)
  17. ^ Вукойчич, Петар; Радованович, Деян (23 ноября 2005 г.). «Крепость Смедерево – Смедерево – Сербия (Сербия и Черногория)» (PDF) . Региональная программа культурного и природного наследия в Юго-Восточной Европе, 2003–2006 гг . План проекта комплексной реабилитации/обследование архитектурного и археологического наследия (IRPP/SAAH) . Европейская Комиссия / Совет Европы . Архивировано из оригинала ( PDF ) 21 июля 2007 г. . Проверено 17 июля 2007 г.
  18. ^ «Смедерево – Тврджава» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 7 июля 2007 г. Проверено 17 июля 2007 г.
  19. ^ «Белградская крепость – о комплексе» . beogradskatvrdjava.co.rs . Проверено 28 декабря 2022 г.
  20. ^ ПосетитеСербия.org (2010). «Петроварадинская крепость» . Посетите Нови-Сад. Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
  21. ^ «77,24 МЕТРА, САМЫЕ БОЛЬШИЕ МИНАРЕТЫ В ЕВРОПЕ РАСПОЛОЖЕНЫ В СЕРБИИ: Это мечеть в деревне Делиме в Пештаре» . kurir.rs (на сербском языке). 26 мая 2017 года . Проверено 9 января 2023 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Радивоевич, Ана. «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕЛЬСКИЕ ДОМА В СЕРБИИ – ТЕПЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ» (PDF) . www.biovernacular.ac.cy . Проверено 27 декабря 2022 г.
  23. ^ "Туристическая организация города Вранье Туристическая организация города Вранье - Гостиница Паши" . 04.03.2016. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 27 января 2020 г.
  24. ^ «ЦЕРКОВЬ В ДУБЕ КАК НЕРЕАЛЬНЫЙ ДОМ ИЗ ЭПИЧНОЙ ФАНТАЗИИ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕЙМОНА В ДЕРЕВНЕ ЙОВАК» . carsija.rs (на сербском языке). 28 мая 2020 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с «Проект Растко: история сербской культуры» . www.rastko.rs . Проверено 28 января 2020 г.
  26. ^ Васильевич, Бранка. «Икра, осьминог, горячий шоколад...» Политика Онлайн . Проверено 7 января 2021 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Драгосавлевич Савин, Лиляна (25 февраля 2021 г.). «Бурная история Петроварадинской крепости» . визитнс.рс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  28. ^ Богосавлевич, Жарко (12 июня 2019 г.). «170 лет назад Нови-Сад был разрушен в результате бомбардировки, и большинство его жителей погибло» . 021.rs (на сербском языке) . Проверено 26 декабря 2022 г.
  29. ^ «Отворен новый студенческий дом «Европа» » . novisad.com (на сербском языке). 21 ноября 2015 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  30. ^ «Сербия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году» . rasen.rs (на сербском языке). 15 апреля 2017 года . Проверено 27 декабря 2022 г.
  31. ^ Смолович, Ксения. «Обсуждение наследия и музеев: пересекающиеся пути Франции и Сербии - восприятие Сербии французами на Всемирной выставке 1900 года: поддержка сербского национального строительства» (PDF) . rasen.rs . Проверено 27 декабря 2022 г.
  32. ^ Гарчевич, Срджан (31 марта 2022 г.). «Сербия и Югославия на Всемирных выставках (1): 1885–1939» . thenutshelltimes.com . Проверено 27 декабря 2022 г.
  33. ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного Византийского Конгресса 2016 и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN   978-86-7025-694-1 , стр. 87.
  34. ^ «Белград с точки зрения России» . Политика онлайн . Проверено 28 января 2020 г.
  35. ^ «Влияние русских архитекторов в Белграде» . www.novosti.rs (на сербском языке (латиницей)) . Проверено 28 января 2020 г.
  36. ^ Александр Кадиевич: Византийская архитектура как источник вдохновения для сербских архитекторов нового века . Каталог SANU по случаю Всемирного Византийского Конгресса 2016 и сопутствующей выставки в Галерее наук и технологий Сербской академии наук и искусств. Сербский комитет византийских исследований, Белград, 2016 г., ISBN   978-86-7025-694-1 , стр. 62.
  37. ^ Александр Кадиевич 2016: Между художественной ностальгией и цивилизационной утопией: византийские реминисценции в сербской архитектуре ХХ века . Лидия Мереник, Владимир Симич, Игорь Борозан (герц.) 2016: ПРЕДСТАВЛЯЯ ПРОШЛОЕ РЕЦЕПЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В СЕРБСКОМ ИСКУССТВЕ ОТ 18 ДО 21 ВЕКА. Любомир Максимович и Елена Триван (герой) 2016: ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СЕРБСКОЕ ИСКУССТВО I – III. Сербский национальный комитет византинистики, ЧП «Службени гласник», Институт византинистики Сербской академии наук и искусств. Хиер С. 177 (Академия: PDF)
  38. ^ Перейти обратно: а б «Художественный журнал – Сецессион в Новом Саду» . www.artmagazine.info .
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Мир модерна – Сербия» . мир артнуво . Проверено 29 декабря 2022 г.
  40. ^ «Сецессион в Нови-Саде» (PDF) . Академия искусств Нови-Сада (на сербском языке). в 2017 году
  41. ^ «Отремонтированное помещение и два новых аппарата в Клиническом центре Воеводины» . kanal9tv.com (на сербском языке). 11 августа 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
  42. ^ « Палата Томин» в Новом Саду – Пальмоводство» . Проверено 28 января 2020 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Яковлевич, Наталья (4 октября 2020 г.). «Город модерн: Около 100 забытых жемчужин Суботицы» . Радио Свободная Европа (на сербском языке) . Проверено 26 декабря 2022 г.
  44. ^ «Сецессия в Суботице» (PDF) . Академия искусств Нови-Сада (на сербском языке). в 2017 году
  45. ^ Яич, Бранка (15 сентября 2017 г.). «СЕЦЕССИЯ – АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЗРЕНЯНИНОЙ И МОНОГРАФИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО» . listzrenjanin.com (на сербском языке) . Проверено 26 декабря 2022 г.
  46. ^ Койчич, Боян (22 сентября 2016 г.). «Сецессионная архитектура в Великом Бечкереке (Зренянине)» . korzoportal.com (на сербском языке) . Проверено 26 декабря 2022 г.
  47. ^ «Дом купца Липота Гольдшмидта» . Институт охраны памятников культуры Зренянин . Проверено 28 января 2020 г.
  48. ^ «Отделение в Белграде» (PDF) . Академия искусств Нови-Сада (на сербском языке). в 2017 году
  49. ^ Перейти обратно: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781351915793 .
  50. ^ Дордевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . Культура/Культуры . 6 .
  51. ^ Перейти обратно: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
  52. ^ "Moderna u Novom Sadu" (PDF) . Akademija Umetnosti Novi Sad (in Serbian). 2017.
  53. ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
  54. ^ Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
  55. ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
  56. ^ МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . ISSN   0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN  9783868591477 . OCLC   814446048 .
  58. ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948–1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
  59. ^ Кулич, Владимир (2012). «Авангардная архитектура для авангардного социализма: Югославия на ЭКСПО-58». Журнал современной истории . 47 (1): 161–184. дои : 10.1177/0022009411422367 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   23248986 . S2CID   143501826 .
  60. ^ Нибил, Дональд (29 марта 2020 г.). «10 произведений югославской модернистской архитектуры в Африке и на Ближнем Востоке» . база данных спомеников . Проверено 5 апреля 2020 г.
  61. ^ Нибил, Дональд (03 марта 2020 г.). «Необычный модерн Михайло Митровича вдохновил модернизм во Врнячка-Бане» . база данных памятников . Проверено 5 апреля 2020 г.
  62. ^ «Дворец Сербии» . architectuul.com . Проверено 28 января 2020 г.
  63. ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  64. ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  65. ^ Маркович, Драган (25 марта 2019 г.). «Югославское архитектурное наследие Нови-Сада» . gradnja.rs (на сербском языке) . Проверено 22 декабря 2022 г.
  66. ^ Альфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (01 декабря 2017 г.). «Брутализм в сербской архитектуре: стиль или необходимость? [Брутализм в сербской архитектуре: стиль или необходимость?]» . Facta universitatis – серия «Архитектура и гражданское строительство» . 15 : 317–331. дои : 10.2298/FUACE160805028A .
  67. ^ Перейти обратно: а б с ками (29 августа 2019 г.). «Путеводитель по брутальной архитектуре Белграда – более 20 бетонных шедевров» . Ками и остальной мир . Проверено 28 января 2020 г.
  68. ^ «Спортцентр 25 Мая» . architectuul.com . Проверено 28 января 2020 г.
  69. ^ Беде, Александр (9 мая 2019 г.). «Электровойводина – здание, оставшееся без названия» . gradnja.rs (на сербском языке) . Проверено 22 декабря 2022 г.
  70. ^ Entertainment, единственный журнал об архитектуре, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
  71. ^ «Фазы проекта | Набережная Белграда» . Архивировано из оригинала 28 августа 2015 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
  72. ^ «Синиша Мали: «Белград на воде» — крупнейший проект в Европе» . Телеграф.рс . 27 апреля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92bb9e63c3213e518f10a7bc7bf58d13__1721786040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/13/92bb9e63c3213e518f10a7bc7bf58d13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)