Сербское искусство
Сербское искусство относится к искусству сербов изобразительному и их национального государства Сербия . Средневековое наследие включает византийское искусство , сохранившееся в архитектуре, фресках и иконах многих сербских православных монастырей. В период раннего Нового времени сербское изобразительное искусство начало испытывать влияние западного искусства, кульминацией которого стала монархия Габсбургов в конце 18 века. Начало современного сербского искусства относят к 19 веку. Многие сербские памятники и произведения искусства были навсегда потеряны из-за различных войн и маргинализации в мирное время. [1]
Предыстория
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Сербии |
---|
Люди |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Спорт |
была обнаружена старейшая известная в Европе цивилизация В настоящее время в Сербии , а именно культура Лепенски Вир и Винча . В Сербии археологические памятники исключительной важности (Сербия) многочисленны и находятся под высочайшим уровнем государственной защиты в соответствии с Законом о культурном наследии. См.: Доисторические места в Сербии и Предыстория Юго-Восточной Европы, где представлены артефакты и скульптуры, найденные на археологических раскопках Лепенски Вир.
Римский период
[ редактировать ]Географически Сербия всегда была частью Римской империи, независимо от того, управлялась ли она из Рима или из Византии . Римские руины встречаются по всему Балканскому полуострову .
Средневековое сербское искусство
[ редактировать ]- Сербский шелк, ок. 13:30
- Богородица Троеручица , 14 век.
- Похвала царю Лазару , сербское ткачество в средние века
Мы мало знаем о жизни художников, ремесленников ( граверов , ювелиров , резчиков по дереву ), строителей/архитекторов средневековой Сербии, их учебе, их школах и их заказах. Однако постепенно мы начинаем учиться. Но на протяжении веков опыта написания фресок, миниатюр, икон и иконостасов , несомненно, возникли художественно-ремесленные мастерские, где молодое поколение живописцев и искусных мастеров могло учиться приемам мастеров.
Церковная архитектура развивалась под патронажем средневекового сербского государства. Самым выдающимся образцом средневековой сербской архитектуры был монастырь Студеница, основанный Стефаном Неманией , основателем династии Неманичей, в 1166 году. В этом монастыре также представлены значительные произведения искусства, в том числе фрески в византийском стиле . В его церкви также есть обширные скульптуры, основанные на псалмах и Успении Богородицы . ЮНЕСКО добавила этот монастырь в свой список объектов всемирного культурного наследия в 1986 году. Он стал образцом для других монастырей в Милешеве , Сопочанах и Високи Дечани . Влияние византийского искусства стало более влиятельным после захвата Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода , когда многие греческие художники бежали в Сербию. Их влияние можно увидеть в церкви Вознесения в Милешевой, а также в настенных росписях церкви Святых Апостолов в Пече и монастыря Сопочани. Иконы и фрески также составляли значительную часть церковного искусства. В то время в Рашка , Стефан Владислав , основавший в Милешеве монастырь и церковь, где трое его придворных художников – Деметрий , Георгий и Теодор – работали над настенной живописью, свободной от строгих традиций канонического права. [2] Влияние византийской архитектуры достигло своего пика после 1300 года, включая восстановление Богоматери Левиша (ок. 1306–1307) и Святого Георгия в Старо Нагоричане, а также монастыря Грачаница . Церковная декоративная живопись и религиозное искусство и ремесла также получили дальнейшее развитие в этот период. Самыми выдающимися художниками того времени были Михаил Астрапас и Евтихий (1294-1317 гг.), Григорий (1333 г.), Йован Теориян (1345-1350 гг.), монах Маркарий (1366-1378 гг.), а до них - диакон Йован. (эт. 1266–1271), Руфин (эт. 1271) [3]
Икона Пресвятой Богородицы Пелагонитиссы , датируемая 1421 годом, считается одним из последних выдающихся достижений иконописи, представлением тогда ещё живой византийской иконографии. Ее автор Макарий Зограф (1380-1422) работал над иконой в Преображенской церкви монастыря села Зже , близ Прилепа , и многих других сербских монастырей в течение пятнадцатого века. Макарий Зограф и его брат митрополит Йован Зограф (1380-1422) заботились о монастырском фонде, пока он не был передан Константину, старосте села ( кмету ). [4] Также были Алексий (эт. 1350), иеромонах Григорий (1380-1420), монах Иоаникий (эт. 1410), но многие не подписывали свои произведения, но их нетрудно идентифицировать из-за их непревзойденного качества, которое невозможно ошибочно из другой школы.
Монастырь Високи Дечани в Метохии был построен между 1330 и 1350 годами. В отличие от других сербских монастырей того периода, он был построен с романскими чертами мастерами-строителями под руководством монаха Витуса Которского . На его фресках изображено 1000 портретов, изображающих все основные темы Нового Завета. В соборе есть иконостас , игуменский престол и резной царский саркофаг. В 2004 году ЮНЕСКО включила монастырь Дечани в список Всемирного наследия. [5]
После того как в конце 14 века сербское государство присоединилось к бассейну Моравы, последовала дальнейшая волна церковного строительства. Князь Стефан Лазаревич был поэтом и покровителем искусств, который основал церковь в Ресаве в Мораве, настенные росписи которой посвящены притчам о Христе, а люди изображены в феодальных сербских костюмах.
Рукописи были еще одной важной особенностью сербского средневекового искусства. Евангелие Мирослава отличается богатой каллиграфией и миниатюрами и является значительным произведением искусства, а также выдающимся литературным произведением. Хлудова Псалтырь XIV века прекрасно оформлена и, вероятно, принадлежала высокопоставленному дворянину. Сербские князья были хорошо известны в 15 веке тем, что поддерживали рукописи, нанимая писцов и художников для создания рукописей, помимо икон и фресок. Ловро Добричевич (1420-1478) из Котора был венецианским художником сербского происхождения, хотя и католиком по исповеданию, который впервые начал рисовать в сербском православном монастыре Савина в Зете и Сербском деспотии (ныне Черногория ) в середине 15 века. [6]
Позже, в 19 веке, сербское средневековое искусство послужило источником вдохновения для известного архитектора Андрея Дамьянова , который между 1835 и 1878 годами в долинах Вардар и Морава и в Боснии построил около 40 церквей и других зданий. [7] Адаптируясь к социальным запросам своих сербских спонсоров, Дамьянов одновременно объединил традиционные элементы моравской школы XV века с элементами западного барокко, обнаруженными к северу от реки Савы. [7]
Благодарим ученого и академика Габриэля Милле , который первым привлек внимание Запада к сербскому искусству в 1919 году. [8] вместе с сербско-американским учёным Майклом Пупином , собравшим международную команду учёных и общественных деятелей для поддержки сохранения архитектурного наследия во время и после Великой войны . В 1918 году сэр Томас Грэм Джексон в книге Пупина «Сербская православная церковь» о средневековых сербских церквях опроверг представление о том, что сербское искусство было не чем иным, как ветвью византийского искусства , и показал, что сербское искусство имеет собственный оригинальный характер. [9] [10]
В этот период было создано большое количество художественно достойных икон.
Фрески
[ редактировать ]Православная фресковая живопись представляет собой вершину сербского средневекового искусства. Его рождение совпало с созданием и развитием средневекового сербского государства, но в отличие от сербского государства оно не прекратило свое существование во время османской оккупации. Хотя сербская архитектура испытала смешанное влияние как Византии , так и средневековых итальянских государств , фреска и иконопись остались глубоко укорененными исключительно в восточно-византийской традиции.
Фрески писались под патронажем сербских правителей как высшая форма религиозной декоративной формы. После политической экспансии и военного роста 13 и 14 века отмечены как период, когда наибольшее количество вновь построенных или существующих святилищ было украшено, в основном неизвестными художниками. Монастырь Студеница был построен в 1196 году под патронажем Стефана Немани , основателя династии Неманичей , и с тех пор пользовался опекой потомков Стефана как архиепископ . Самая представительная его фреска «Распятие » была выполнена двенадцатью годами позже, в 1208 году, на синем фоне, контрастирующем с золотисто-желтым изображением обнаженного распятого тела Христа. Во второй половине XIV века неизвестный художник написал монументальную картину «Успение Богородицы в монастыре Сопочани», которая осталась высшим достижением византийской живописной традиции.
Однако самая известная сербская средневековая фреска — « Жители-мироносицы» (или «Белый ангел»). [11] из Милешева монастыря , роспись 1235 года на южной стене церкви. На ней изображен Архангел Гавриил, сидящий на гробе Христа. Личность его автора неизвестна. В 16 веке Белый ангел был закрашен другой фреской и так был спрятан до 20 века, когда фреска была восстановлена. [12] отправлена в качестве послания в первом сигнале спутниковой трансляции из Европы в Америку после кубинского ракетного кризиса , как символ мира . и цивилизации Эта фреска была [13] Позже тот же сигнал, содержащий Белый Ангел, был передан в космос в попытке связаться с внеземными формами жизни. [14] [15]
Еще одним примечательным упоминанием является фреска сербской королевы Симониды в монастыре Грачаница , который сегодня расположен на спорной территории Косово . Родившаяся как Симонис Палеологина, она была дочерью византийского императора Андроника II Палеолога (годы правления 1282–1328) и Ирины Монферратской , а также четвертой женой сербского короля Стефана Милютина (годы правления 1282–1321). Два знаменитых сербских стихотворения были вдохновлены красотой фрески. Два темных пятна на местах, где должны были быть глаза королевы, создали распространенное мнение, что ее глаза вырезали , отсюда албанцы и известная строфа Милана Ракича :
Глаза тебе выкололи, о прекрасный образ,
На пилястре с приближением ночи,
Зная, что никто не станет свидетелем грабежа,
Нож албанца лишил тебя зрения. [16]
Однако между 1971 и 1976 годами во время реставрационных работ в монастыре было обнаружено, что глаза царицы на протяжении веков лежали под тем, что на самом деле было (неудачно намеренно поврежденным) серым слоем. После того, как пластыри были сняты, Симонида была показана СМИ с голубыми глазами. [17]
16 и 17 века
[ редактировать ]Османское завоевание Сербии в 15 веке оказало негативное влияние на изобразительное искусство. Сербы вошли в состав « Рум Миллет» (христианской общины) и считались низшим классом ( райя ). Сербская знать не была интегрирована в османскую государственную систему, и османское правительство упразднило церковь. Поскольку дворянство и церковь были основными источниками покровительства архитекторам и художникам, период раннего Нового времени считается менее продуктивным в художественном отношении периодом в сербском искусстве. Несмотря на общую тенденцию, были построены примечательные памятники. После восстановления Сербского Патриархата в 1557 году произошло некоторое возобновление художественной деятельности. Зограф Лонгин (1530-1600) и Георгий Митрофанович были ведущими художниками конца 16 - начала 17 веков, наряду с Зографом Йованом , Андрия Райчевичем , Зографом Радулом. , Сава Крабулевич , Козьма Дамьянович , Трипо Коколя , Зограф Дмитрий , Страхинья из Будимле , Кир Георгий и Кир Козма . Работа Митрофановича над церковью в Монастырь Морача считается одним из лучших. Среди иконописцев, работавших в византийской традиции в Славонии, был Никола Клисур (середина 17 века). [18] и Остоя Мркоевич в конце 17 века. [19]
Барокко (18 век)
[ редактировать ]Традиционное сербское искусство начало проявлять некоторые влияния барокко в конце 18 века, как показано в работах Николы Нешковича, Теодора Крачуна и Якова Орфелина. Живопись раннего барокко не создала однородной группы живописцев. Оно развивалось на русско-украинской и южнобалканской основе и под влиянием, медленно пришедшим из западноевропейских художественных центров. Первое поколение художников эпохи барокко воспитывалось на знаниях русских художников Василия Романовича и Йова Васильевича , тогдашних стажеров Киевской академии живописи Димитрия Бачевича , Васы Остоича , Иоакима Марковича , Йована Поповича , Амвросия Янковича , Димитрия Поповича. , Теодор Стефанов Гологлавац , Хаджи-Рувим Ненадович и Стефан Тенецкий . [20] Творчество балканских иконописцев в Габсбургской монархии на протяжении XVIII века. Сербской православной церкви Теодор Симонов (родившийся в Мосхополисе) работал в Карловицкой митрополии в восьмом десятилетии XVIII века. Симонов расписал стены церковного монастыря в Стольном Белграде, нынешнем Секешфехерваре в Венгрии. Работы Йована Четиревича Грабована , который завершил часть своего образования в императорской России и вернулся в Габсбургскую монархию , чтобы поселиться в Осиеке в Славонии , где он развил богатую иконописную деятельность. Работы других людей, также родом из южных частей Балкан (когда-то известных как Старая Сербия ), таких как Христофор Жефарович и Янко Халкозович , созданы в духе левантийского барокко, опираясь на переданный опыт итальянского искусства Возрождения и византийского искусства. традиция, результатом которой стала своеобразная модель икон в стиле барокко. Инициатором более прямого вращения центральноевропейских моделей был Йоаким Маркович, творчество которого связано с первыми портретами и В натюрмортах , а также в церковной живописи исторических композиций и геральдических изображений. [21]
Искусство высокого барокко отразилось в более твердой культурной ориентации на Вену, а также в церковных и школьных реформах. Изменения заметны в творчестве Теодора Крачуна , который в своем творчестве представляет собой значительный шаг к пониманию актуального центральноевропейского искусства. Ретроспективное православное наследие столкнулось с подчеркнутой эмоциональностью и движением как фундаментальным элементом художественного выражения. Сцены помещены в реальный мир, Христос и Мария изображены по правилам иконографии светского правителя и опираются на графические шаблоны из популярных иллюстрированных Библий. В группу представителей высокого барокко входят Мойсий Суботич , Григорий Давидович-Обшич , Григорий Ездимирович и Лазар Серданович . [22]
Возникновение и развитие живописи позднего барокко было обусловлено культурными и политическими изменениями времени Иосифа II. Концептуальными изменениями в эпоху просвещенного и ученого человека - Просвещения - ознаменовалось последнее десятилетие XVIII века. Ученый художник, путешествуя по европейским столицам искусства, принимает и воплощает в жизнь идеи реформ Просвещения. Среди художников, воспринявших сербскую живопись среднеевропейской постановки позднего барокко, Яков Орфелин и Теодор Илич Чешляр выделяются . К ним присоединяются мастера-резчики по дереву Марко Гаврилович и его сыновья Арсений и Аксентье Марковичи и Марко Вуятович . Неоклассицизм как стиль новой эпохи, основанный на идеях Просвещения, не поставит под угрозу господствовавшую в первые десятилетия следующего столетия концепцию позднего барокко. Такая последовательность прослеживается в работах художников Стефана Гавриловича , Йована Исайловича- старшего, Георгия Мишковича и Михаила Живковича. [23]
Среди выдающихся художников были Никола Нешкович , Теодор Крачун , Теодор Илич Чешляр , Павел Джуркович , Димитрие Бачевич , Георгий Бакалович , Стефан Гаврилович , Йован Четиревич Грабован , Йован Пачич , Йован Стергевич и другие.
Живопись и графика XIX века.
[ редактировать ]- Религиозное искусство
Печатные журналы с гравюрами стали популярным методом общения посредством искусства как религиозной, так и нерелигиозной тематики. Печать гравюр с фигурами выдающихся сербских правителей соответствовала идеям преемственности сербской государственности. Монастыри на Фрушкой Горе и другие в Карловицкой митрополии издавали гравированные журналы, в которых были представлены святые-покровители монастырей. [24] Графика XVIII века была первоклассным документом внешнего вида и состояния монастырских построек раньше фотографий. В последние десятилетия XVIII века письменное слово вытеснило изобразительное искусство как основной коммуникационный вид деятельности в религиозных журналах, а графика все чаще использовалась в иллюстрированных книгах. [25]
- Графика
В первые десятилетия 19 века новая графическая техника литографии переживает настоящий бум в странах Западной Европы. Сербские художники постепенно ввели его в историю национального искусства XIX века. В отличие от скромных попыток редких личностей, литография становится важной отраслью сербского искусства только с появлением Анастаса Йовановича . Независимые печатные журналы на религиозные темы, преобладавшие в XVIII в., в XIX в. стали реже, составляя лишь часть графической продукции. В качестве средства распространения политических идей в литографии преобладают национально-исторические темы. Эскизными портретами и шаблонами для литографии занимались многие сербские художники: Йован Исайлович-младший , Йован Попович , Урош Кнежевич , Павле Симич , Павел Чортанович , Адам Стефанович , Стева Тодорович , Хордже Крстич , при этом технически выполнялись в Пеште и Вене различными литографы. В конце 19 в. появляются народные олеографии как первые репродукции народных произведений, чаще всего с мотивами народного быта и изображениями исторических личностей и событий. [26]
- Неоклассицизм
Под влиянием идей Просвещения и Рационализма в конце 18 — начале 19 века сербское искусство пришло к выходу из живописной поэтики барокко и принятию эстетических идеалов Венской академии изящных искусств , характеризующихся эклектикой различных стилей. стилистические выражения от позднего барокко до неоклассицизма. Помимо религиозной живописи, которая по-прежнему доминировала, все большее значение приобретает портрет. Портреты дополняют картину нового общества, созданного в то время, и указывают на идею постоянной памяти об отдельных людях внутри семьи или более широкого сообщества. В галерее персонажей, помимо церковных иерархов и священников, старших офицеров, значительные места занимают видные деятели гражданского общества первых десятилетий XIX века: юристы, преподаватели университетов, писатели, богатые купцы и их жены, статус, демонстрируемый маркированной одеждой и украшениями. Стилистические особенности картин той эпохи: уравновешенность композиции, точная лепка, строгий академический рисунок, колорит уменьшенного регистра, выраженные в произведениях Арсений Теодорович , Павел Джуркович , Георгий Бакалович , Ефтимие Попович , Никола Алексич , Константин Данил , Йован Исайлович мл. , Катарина Иванович , Дмитрий Аврамович и другие. [27]
- Бидермейер
В 1830-х годах к сербской художественной сцене присоединилось поколение художников, которые перенесли художественные программы бидермейера и назарянина из Центральной Европы. Как стилистическое выражение, глубоко проникшее в сербское искусство того времени, бидермейер наиболее подходил широким слоям горожан, заботившихся о себе, своей семье и доме. В изменившихся социальных обстоятельствах, в которых носителем социальных изменений стал средний класс, семья становится основной ячейкой современного общества и главной сценой частной жизни. Осознание семьи подтверждается и визуализируется в семейных портретах, в группах или отдельных ее членах. Семейные портреты отображают социальный статус семьи, но в то же время имеют частный характер и являются частью узкого семейного культа. Помимо портретов, живопись Бидермейера также ориентирована на жанровое искусство и натюрморт . Наиболее важными представителями выражения бидермейер в сербской живописи являются Константин Данил , Катарина Иванович. , Дмитрий Аврамович и Никола Алексич . [28] [29]
- Романтизм
В середине 19 в. сербское художественное творчество ознаменовалось рецепцией содержания и оформления гражданских произведений (бидермейер), но в то же время развитием программы историзма. Для проникновения романтических концепций решающее значение имели образование и пребывание сербских художников в Вене и Мюнхене, а также поездки в Италию. Социально-политические условия способствовали тому, что романтическое выражение в сербском искусстве достигло своих высших достижений в конце 1860-х - начале 1870-х годов. В стилистическом и тематическом плане романтизм принес заметные новшества: большую свободу мазков и композиции, теплые тона, дополненные игрой света и тени. Большинство сербских художников того периода отражали в живописных композициях национально-историческое содержание, однако заказчику хотелось сохранить популярность иконографии и портретной живописи. [30] Некоторые примеры известных художников-романтиков включают Катарину Иванович (1811–1882), Дуру Якшич (1832–1878), Павле Симич (1818–1876), Новака Радонич (1826–1890), Аксентия Мародича , Дуру Якшича , Стеву Тодорович (1832–1832–1832–1882). 1925) и путешествующий по миру сын Савы Петровича , Павел Петрович, чья знаменитая работа находится в Лиме, Перу .
- Историзм
В соответствии с общими идеями историзма как доминантной характеристики культуры XIX в. в европейском контексте ведущую роль в процессе становления национальной идентичности играли события и деятели отечественной истории. Они представляли собой представителей золотого века нации, который в сербской культуре XIX века приравнивался к периоду правления династии Неманичей . Идеализация славного прошлого, независимо от того, была ли она основана на реальных фактах или мифе, была главным инструментом конституции и гомогенизации нации. Это идеализированное прошлое непосредственно служило прославлению настоящего, которое подчеркивало идею восстановления былой сербской славы. Эти идеи непосредственно отражаются в изобразительном искусстве эпохи – исторические композиции, но и патриотические сценки, иллюстрирующие события недавнего прошлого, приобретают все большее значение. Они восхваляют нацию через идеализацию событий и личностей, становясь в то же время активным средством коммуникации с целью пробуждения национальных и патриотических чувств. [31] Некоторые примеры известных художников-историков включают Джуру Якшича (1832–1878) и Павле Симича (1818–1876). Наиболее продуктивным периодом изобразительного искусства, выполненного в тенденциях историзма в сербском искусстве, стали 1848—1878 годы. [32]
- Академизм
В последние десятилетия XIX века сербские художники стали оставаться в Мюнхене как в образовательном центре, и его Академия изящных искусств, которая по сравнению с Венской, была более авангардной и прогрессивной. Однако большая часть из них осталась верной Венской академии, где система образования по-прежнему основывалась на конституционном образовании, традиционных практиках и технических навыках. Высшим уровнем академизма в сербской живописи конца XIX века являются портреты Паи Йовановича (1859–1957) и Уроша Предича (1857–1953). [33]
- ориентализм
Ориентализм указывает на интерес к восточным сценам в изобразительном искусстве XIX века. Поход Наполеона в Египет, завоевание Алжира, а также путевые книги и другие литературные описания поощряли энтузиазм и воображение художников. Исламские страны Аравийского полуострова и Северной Африки стали излюбленным местом путешествий для многих художников. Сцены площадей, базаров, гаремов и различных фольклорных мероприятий вошли в европейскую живопись. Ориентализм редко имел чисто документальный характер и чаще изображал увлечение европейцев красотой, яркостью и очарованием неизведанного и экзотического мира. Дикая природа и необычные обычаи в сочетании с великолепными красками и светом стали большим источником вдохновения для европейских художников. За долгий период обучения Пая Йованович , [34] наряду с занятиями в Венской академии художеств посещал Школу исторической живописи Леопольда Мюллера , известную своими восточными мотивами. Нет сомнений в том, что решающие уроки Миллера определили его предпочтения в живописи. Отмечая возросший интерес Европы к событиям на Балканах, он во время каникул ездил в Албанию, Черногорию, Далмацию, Боснию и Герцеговину, Сербию, собирая очерки и исследования жизни балканских народов. Именно эти темы принесли Пае Йовановичу всемирную известность и популярность. [35]
- Реализм
В последние десятилетия XIX века, когда сербские художники посещали Академию изящных искусств в Мюнхене, реализм вошел на сербскую художественную сцену. В стилистическом отношении реалисты, пришедшие на смену романтической агитации, внесли в живопись спокойствие и порядок. В сербской живописи реализм так и не прижился в истинном смысле, в симбиозе тематики и техники. Сербские художники, обученные художественно выражаться в новой форме, вновь сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами адаптации к условиям экономически, социально и культурно неразвитой среды, которая не желала принимать новые социальные темы, которые пропагандировал европейский реализм. Поэтому сербские художники продолжают писать портреты, религиозные и исторические композиции. [36]
- Символизм
Как сформулированное художественное явление европейского масштаба, символизм присутствовал и на художественной сцене Мюнхена, где сформировались некоторые сербские художники. Представители символизма провозгласили поворот к косвенному, ассоциативному и суггестивному способу выражения. Они использовали мифологические символы, сны и воображение как визуальный язык души. Стеван Алексич - самый заметный представитель того периода. [37]
Прикладное искусство и дизайн
[ редактировать ]По периодизации памятники можно разделить на памятники периода Княжества , периода Королевства Сербия , памятники периода Королевства Югославии, а также памятники, построенные в Социалистической Федеративной Республике Югославии и нынешняя Республика Сербия. [1]
Прикладное искусство и дизайн на протяжении веков развивались в Сербии через ремесла. Богатство форм, разнообразие материалов с мощной цветовой гаммой и орнаментом народного искусства послужили сильным стимулом для утверждения прикладного искусства, которое во второй половине XIX века обретает своих первых художников в Сербии. Конец девятнадцатого и начало двадцатого века ознаменовались творчеством отдельных личностей, каждая из которых внесла значительный вклад в развитие и историю прикладного искусства Сербии. Это были люди разных профессий, среди них: Михайло Валтрович , Владислав Тительбах , Драгиша Милутинович , Драгутин Инкиостри Меденяк .
Современное изобразительное искусство
[ редактировать ]Кирилл Кутлик основал первую художественную школу в Сербии в 1895 году. Многие из его учеников уехали учиться в Западную Европу, особенно во Францию и Германию, и привезли с собой авангардные стили. Надежда Петрович находилась под влиянием фовизма , а Сава Шуманович работал в кубизме . Другими известными художниками авангардного движения с 1900 по 1918 годы были: Анастас Бочарич , Стева Тодорович , Пая Йованович , Марко Мурат , Бета Вуканович , Джордже Крстич , Пашко Вучетич , Леон Коэн , Светислав Йованович , Живко Ю. Гович , Васа Поморишак , Адам Стефанович и другие.
После Первой мировой войны возникла Белградская школа живописи, в столице в которой некоторые члены, такие как Милан Коньович, работали в фовистской манере, а другие, такие как Марко Челебонович, работали в стиле под названием Intimisme, основанном на использовании цветов.
Некоторые художники предпочли эмигрировать из Сербии и Югославии . Драгослав Стоянович (1891–1978) принял участие в расцвете плакатного искусства в Париже в 1910 году, а Йован Раденкович (1901–1979) уехал из Белграда в Париж в 1930-х годах. Раденкович подружился с Матиссом и Вламинком и принял стиль, вдохновленный фовизмом , прежде чем в конце концов покинуть Европу, чтобы работать в Нью-Йорке, и поселился в Уотербери , штат Коннектикут , где несколько его картин до сих пор хранятся в Музее Маттатука . Стоянович был одним из первых дизайнеров плакатов для кинокомпании Gaumont и долгое время после этого продолжил свою плодотворную карьеру художника. Его военный плакат, созданный в 1916 году, под названием «Съемки с войсками» висит в Имперском военном музее в Лондоне . [38] и другие находятся в архивах кинокомпании Gaumont. Несмотря на его продуктивную карьеру, вклад Стояновича в искусство остался незамеченным.
Сокреализм был доминирующей школой после Второй мировой войны с приходом к власти Коммунистической партии Югославии под руководством Иосипа Броз Тито . Однако этот период длился недолго – в 1960-е годы сербские художники начали освобождаться от ограничений коммунистов во главе с такими фигурами, как Петар Лубарда и Мило Милунович . Группа «Медиала» с участием Владимира Величковича была основана в 1970-х годах для продвижения сюрреалистической фигуративной живописи. Сербское искусство разделилось на тех, кто основывал свои работы на традициях сербского искусства, таких как фрески и иконография, и тех, кто исследовал международные стили.
Наивное искусство стало известным во второй половине 20-го века, когда многие известные художники были выходцами из провинции Воеводина . [39] Сербские художники наивного искусства включают Душана Евтовича и Милосава Йовановича .
Первая половина 21-го века, с появлением таких молодых художников, как Йованка Саниенович или Симонида Райчевич , знаменует собой преобладание фигуративного искусства, связанного с реализмом – реализма, «где все реально и ничто не реально, – рассматривая современное время как нуждающееся в возврате к тому, что есть». реальный и конкретный, и в то же время социальный и экзистенциальный». [40] Логотип «Права человека» был создан сербским графическим дизайнером Предрагом Стакичем. [41]
Современное искусство
[ редактировать ]В начале 1980-х годов в Белграде было основано движение «Новый образ» с участием Милована Дестила Марковича и Власты Вулкана Микича (Жестоки), позже за ним последовали (группа Alter imago) Нада Алаванья, Тахира Лушича, Владимира Николича и позже Милета Проданович.
Перформанс
[ редактировать ]Мага Магазинович , философ и хореограф, был одной из самых важных фигур современной физической практики в Сербии перед Второй мировой войной. Раскрепощение тела в ее творчестве осуществлялось посредством применения гимнастики, танцев и физкультуры. В 1960-е и 1970-е годы история современного танца развивалась в рамках перформанса , боди-арта и хеппенинга . О статусе тела можно поразмышлять в работах Марины Абрамович и Каталин Ладик . Перформативное искусство восьмидесятых годов отличалось специфическим отношением к идеологии. Такое отношение проявляется в произведении в контексте использования утопической социалистической иконографии. В 90-е годы перформанс был сосредоточен на борьбе с режимом. [42]
Марина Абрамович – самая выдающаяся сербская художница-перформанс. Работая более трех десятилетий, ее называют «бабушкой исполнительского искусства». Она ввела новое понятие идентичности, привлекая к участию своих наблюдателей. Ее искусство сосредоточено на теме «столкновения с болью, кровью и физическими ограничениями тела», полагаясь при этом на степень этого дискомфорта, основанную на действиях ее зрителей. [43]
Среди других артистов перформанса Габриэль Савич Ра, Нела Антонович , Лидия Антонович , Предраг Радованчевич .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кадиевич, Александр Дж. (2017). «О типологии и значении сербских общественных памятников архитектуры (19–20 вв.)». Matica Srpska Журнал изящных искусств . 45 .
- ^ Беквит, Джон; Краутхаймер, Ричард; Чурчич, Слободан (1986). Раннехристианское и византийское искусство . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300052961 .
- ^ «Культурная история Македонии – Искусство» . www.macedonia.co.uk . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Зограф . 1980.
- ^ «Комитет всемирного наследия вносит средневековые памятники в Косово в список опасности и расширяет территорию в Андорре, прекращая в этом году надписи» . сайт ЮНЕСКО.org . 13 июля 2006 г.
- ^ «Монастырь Савина» . посетите-montenegro.com . 2005.
- ^ Jump up to: а б Журнал Бернара Лори «Балканология», декабрь 2002 г., получено 3 апреля 2018 г. (на французском языке).
- ^ Прерадович, Дубравка (январь 2013 г.). «Вклад Габриэля Милле в изучение сербского искусства». Седьмая научная конференция «Афон в годы Освобождения», Посвящение Габриэлю Милле .
- ^ «ИКОНЫ» . www.sv-luka.org . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Рис. 2. Михайло Пупин, Памятники южным славянам, том I Сербский православный...» ResearchGate . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Искусство в средние века» . rastko.rs . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ «Монастырь Милешева – Церковь Белого Ангела» (на сербском языке). Вечерние новости . 5 августа 2012 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Милешева и монастырь Белого Ангела [Монастырь Милешева и Белый ангел] (на сербском языке). Туристическая организация Прейеполя . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Михальчич, Милена (2013). 52 выходных в Сербии [ 52 выходных в Сербии ] (PDF) (на сербском языке). Белград: Туристическая организация Сербии. стр. 30. ISBN 978-86-6005-278-2 .
- ^ Лончар, Р. (25 ноября 2012 г.). «Филарет зинуо на Белог Анжела» [Филарет задыхается от Белого ангела] (на сербском языке). Вести Онлайн . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Симонида , перевод Косары Гавриловича.
- ^ «Кто выкопал глаза Симониду» (на сербском языке). Сегодня. 13 сентября 2010 г. Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Коллекция Матицы Сербской для изящных искусств (на русском языке). Матица. в 2003 году
- ^ Наши древности (на хорватском языке). Институт охраны памятников культуры СР Боснии и Герцеговины. в 1957 году
- ^ «[Проект Растко] ИСТОРИЯ СЕРБСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Деян Медакович: Искусство восемнадцатого и девятнадцатого веков» . www.rastko.rs . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «ЖИВОПИСЬ РАННЕГО БАРОККО» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 18 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ «ЖИВОПИСЬ ВЫСОКОГО БАРОККО» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 18 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ «ЖИВОПИСЬ ПОЗДНЕГО БАРОККО» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 18 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ Через Дунай: юго-восточные европейцы и их путешествующие личности (17–19 вв.) . 21 ноября 2016 г. ISBN 9789004335448 .
- ^ "РЕЛИГИОЗНО СЛИКАРСТВО XIX ВЕКА" . СТАЛНА ПОСТАВКА XIX ВЕКА . Galerija Matice srpske. 2015.
- ^ "ГРАФИКА XIX ВЕКА" . СТАЛНА ПОСТАВКА XIX ВЕКА . Galerija Matice srpske. 2015.
- ^ «НЕОКЛАССИЗМ - АРСЕНИЙ ТЕОДОРОВИЧ И ПАВЕЛ ДЖУРКОВИЧ» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ "БИДЕРМАЙЕР - КОНСТАНТИН ДАНИЛ И НИКОЛА АЛЕКСИЧ" . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ «Бидермейер 19 века» . www.galerijamaticesrpske.rs . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 г.
- ^ "EПОХА РОМАНТИЗМА" . СТАЛНА ПОСТАВКА XIX ВЕКА . Galerija Matice srpske. 2015.
- ^ "ИСТОРИЗАМ" . СТАЛНА ПОСТАВКА XIX ВЕКА . Galerija Matice srpske. 2015.
- ^ Мишич, Снежана В. (2017). Картина Джуры Якшича . Белград: Белградский университет. стр. 263.
- ^ «АКАДЕМИЗМ – ПАЯ ЙОВАНОВИЧ И УРОШ ПРЕДИЧ» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ «Новый рекорд сербского искусства в размере 465 000 фунтов стерлингов на аукционе Sotheby's» .
- ^ «ОРИЕНТАЛИЗМ» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ "РЕАЛИЗМ - ДЖОРДЖЕ КРСТИЧ" . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ «СИМВОЛИЗМ – СТЕВАН АЛЕКСИЧ» . ПОСТОЯННАЯ ОБСТАНОВКА 19 ВЕКА . Галерея Матица Сербская. в 2015 году
- ^ https://www.vads.ac.uk/digital/collection/IWMPC/id/1879/
- ^ Деретик, Йован (2005). История культуры сербов: лекции . Народная книга. п. 340.
- ^ Гордана Биба Маркович, XV Весенние Анналы . Дом культуры Чачак, 20 мая 2011 г.
- ^ «Сербский дизайнер выиграл конкурс на создание глобального логотипа по правам человека» . Немецкая волна . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Инаковость второй сцены в Сербии.
- ^ Демария, Кристина (август 2004 г.). «Перформативное тело Марины Абрамович». Европейский журнал женских исследований . 11 (3): 295. дои : 10.1177/1350506804044464 . S2CID 145363453 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бабич, Гордана (1989). «Западные средневековые и византийские традиции в сербском искусстве» . Традиции и современное общество: симпозиум в Королевской академии литературы, истории и древностей . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International. стр. 117–132. ISBN 9789174022025 .
- Чанак-Медич, Милка; Тодич, Бранислав (2017). Монастырь Печского Патриархата . Нови-Сад: Платонеум, Беседа. ISBN 9788685869839 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Чурчич, Слободан (1979). Грачаница: церковь короля Милютина и ее место в поздневизантийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271002187 .
- Драгоевич, Предраг. «Оценка старого сербского искусства в период формирования истории сербского искусства». Зограф 34 (2010): 153-163.
- Дордевич, Живота; Пеич, Светлана, ред. (1999). Культурное наследие Косово и Метохии . Белград: Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 9788680879161 .
- Джурич, Воислав Дж. (1995). «Искусство в средние века» . История сербской культуры . Растко.
- Джурич, Воислав Ю.; Бабич-Дорджевич, Гордана (1997). Сербское искусство в средние века: XIV-XVI века . Сербский литературный кооператив. ISBN 9788637906636 .
- Фрухт, Мирослав (1995). «Дизайн и прикладное искусство» . История сербской культуры . Растко.
- Гаврилович, Зага (2001). Исследования византийского и сербского средневекового искусства . Лондон: Пиндар Пресс. ISBN 9781899828340 .
- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Яничиевич, Йован, изд. (1990). Сербская культура на протяжении веков: избранный список рекомендуемой литературы . Белград: Агентство югославских авторов.
- Яничиевич, Йован, изд. (1998). Культурная сокровищница Сербии . Белград: Идея, Военное издательство, система Маркт. ISBN 9788675470397 .
- Крстич, Бранислав (2003). Сохранение культурного наследия Сербии и Европы в Косово и Метохии . Белград: Координационный центр федерального правительства и правительства Республики Сербия по Косово и Метохии. ISBN 9788675560173 .
- Любинкович, Радивое (1975). Церковь Апостолов Печского Патриархата . Белград: Югославия.
- Маркович, Миодраг; Войводич, Драган, ред. (2017). Сербское художественное наследие в Косово и Метохии: идентичность, значение, уязвимость . Белград: Сербская академия наук и искусств.
- Медакович, Деян (1989). «Сербская церковь и искусство XVIII и XIX веков» . Традиции и современное общество: симпозиум в Королевской академии литературы, истории и древностей . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International. стр. 133–147. ISBN 9789174022025 .
- Медакович, Деян (1995). «Искусство XVIII и XIX веков» . История сербской культуры . Растко.
- Милеушнич, Слободан (1998). Средневековые монастыри Сербии (4-е изд.). Нови-Сад: Прометей. ISBN 9788676393701 .
- Пантелич, Братислав (2002). Архитектура Дечани и роль архиепископа Данила II . Висбаден: Райхерт.
- Пейч, Сава (1994). Средневековая сербская культура . Лондон: Коллекция альпийского изящного искусства.
- Петкович, Весна; Пейч, Сава (2013). Сербское средневековое культурное наследие . Белград: Дерета.
- Попович, Марко; Марьянович-Душанич, Смиля ; Попович, Даника (2016). Повседневная жизнь в средневековой Сербии . Белград: Clio и Институт балканских исследований. ISBN 9788671025256 .
- Протич, Миодраг Б. (1995). "Живопись ХХ века (Первая эпоха - 1900-1950 годы)" . История сербской культуры . Растко.
- Протич, Миодраг Б. (1995). «Живопись ХХ века (Вторая эпоха – после 1950 года)» . История сербской культуры . Растко.
- Протич, Миодраг Б. (1995). «Живопись и скульптура ХХ века» . История сербской культуры . Растко.
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Смилькович, Ковилка (1995). «Наивное искусство» . История сербской культуры . Растко.
- Суботич, Гойко (1998). Искусство Косово: Священная земля . Нью-Йорк: Моначелли Пресс. ISBN 9781580930062 .
- Тодич, Бранислав (1999). Сербская средневековая живопись: эпоха короля Милютина . Белград: Драганич. ISBN 9788644102717 .
- Тодич, Бранислав; Чанак-Медич, Милка (2013). Монастырь Дечани . Белград: Музей в Приштине. ISBN 9788651916536 .