Карловицкая митрополия
Карловицкая митрополия Карловац Метрополис Столичный город Карловы Вары | |
---|---|
Расположение | |
Территория | Габсбургская монархия |
Штаб-квартира | Карловцы , Габсбургская монархия (современные Сремские Карловцы , Сербия ) |
Информация | |
Номинал | Восточно-православный |
независимая церковь | Самоуправляющаяся Восточно-православная митрополия |
Учредил | 1708 |
Растворенный | 1848 |
Язык | церковнославянский Славяно-сербский |
( Карловицкая митрополия сербский : Karlovačka mitropolija , латинизированная : Karlovačka mitropolija ) — митрополия Восточной Православной Церкви , существовавшая в Габсбургской монархии между 1708 и 1848 годами. [ 1 ] Между 1708 и 1713 годами он был известен как митрополия Крушедольская , а между 1713 и 1848 годами — как митрополия Карловицкая . В 1848 году он был возведен в Карловицкий Патриархат , который просуществовал до 1920 года, когда он был объединен с Белградской митрополией и другими восточно-православными юрисдикциями в недавно созданном Королевстве сербов, хорватов и словенцев и образовал Сербскую Православную Церковь .
История
[ редактировать ]В течение 16 и 17 веков все южные и центральные части бывшего средневекового Венгерского королевства находились под властью Турции и были организованы как Османская Венгрия . С 1557 года Сербская Православная Церковь в этих регионах находилась под юрисдикцией Сербского Печского Патриархата . Во время австро-турецкой войны (1683–1699) большая часть центральной и южной Венгрии была освобождена, а сербские епархии в этих регионах попали под власть Габсбургов . В 1689 году сербский патриарх Арсений III Црноевич встал на сторону австрийцев и в 1690 году переехал из Печа в Белград , возглавив Великое переселение сербов . В это время большое количество сербов мигрировало в южную и центральную часть Венгрии. [ 2 ] [ 3 ]
Важные привилегии были предоставлены им императором Леопольдом I в трех императорских капитулах (Diploma Leopoldinum), первый из которых был выдан 21 августа 1690 года, второй год спустя, 20 августа 1691 года, и третий — 4 марта 1695 года. [ 4 ] Привилегии позволили сербам сохранить свою восточно-православную веру и церковную организацию, возглавляемую архиепископом и епископами. В последующие два столетия своего автономного существования автономная Сербская Церковь в Габсбургской монархии была организована на основе привилегий, первоначально полученных от императора. [ 5 ] Поскольку сербским поселенцам была предоставлена религиозная свобода и церковная автономия без отдельной диеты , Карловицкая митрополия превратилась не только в религиозный, но и квазиполитический институт, а ее собрание эффективно функционировало как диета сербских сословий . [ 6 ]
Создание и реорганизация (1708–1748)
[ редактировать ]До своей смерти в 1706 году главой церкви был патриарх Арсений III, который реорганизовал епархии и назначил новых епископов. До конца жизни он носил титул Сербского Патриарха. Новый император Иосиф I (1705–1711) по совету кардинала Леопольда Карла фон Коллонича отменил этот титул и заменил его менее выдающимся титулом архиепископа или митрополита. В своем указе император Иосиф I заявил: «Мы должны позаботиться о том, чтобы они никогда не избрали другого Патриарха, поскольку это противоречит Католической Церкви и учению Отцов Церкви». Согласно этому, будущие предстоятели Сербской Православной Церкви в Габсбургской монархии будут носить титул архиепископа и митрополита. Единственным исключением из императорского указа был случай более позднего сербского патриарха Арсения IV Йовановича Шакабенты (1725–1748), который принес свой титул непосредственно с исторической кафедры Печ (1737). [ 7 ]
в 1708 г. состоялся Сербский церковный собор После смерти Патриарха Арсения III (1706 г.) в Крушедольском монастыре , который провозгласил Крушедол официальной кафедральной резиденцией вновь избранного архиепископа и митрополита Исайи Джаковича , а вся административная деятельность была перенесена в монастырь Крушедол. соседний город Сремски-Карловцы . Монастырь Крушедол был завещан позднесредневековой сербской династией Бранковичей в начале 16 века, что стало основной исторической и национальной причиной, по которой сербы выбрали этот монастырь в качестве своей церковной столицы. [ 8 ]
Между 1708 и 1713 годами резиденция митрополии находилась в монастыре Крушедол, а в 1713 году она была перенесена в Карловцы (современные Сремские Карловцы , Сербия ). Новый архиепископ Викентий Попович-Хаджилавич (1713–1725) перенес всю администрацию из Крушедола в Карловцы. [ 1 ] Так, новой столицей Сербской Православной Церкви в Габсбургской монархии стали Сремские Карловцы, что было подтверждено печатью императорского одобрения в грамоте императора Карла VI, изданной в октябре того же года.
Во время австро-турецкой войны (1716–1718) регионы Нижней Сирмии , Баната , центральной Сербии с Белградом и Олтении были освобождены от османского владычества и по Пассаровицкому договору (1718) вошли в состав Габсбургской монархии. [ 9 ] За политическими переменами последовала церковная реорганизация. Епархии в недавно освобожденных регионах не подчинялись Карловицкому митрополиту, главным образом потому, что власти Габсбургов не хотели допускать создания единой и централизованной административной структуры Восточной Православной Церкви в Монархии. Вместо этого они поддержали создание отдельной митрополии для православных сербов и румын в освобожденных регионах с центром в Белграде. Вновь созданную Белградскую митрополию возглавил митрополит Мойсий Петрович (ум. 1730). Новая автономная Белградская митрополия имела юрисдикцию над Королевством Сербия и Банат , а также над Олтенией . [ 10 ]
Создание новой митрополии одобрил сербский патриарх Мойсий I (1712–1725), который также рекомендовал будущее объединение. Вскоре после этого в 1726 году две митрополии действительно объединились, и императорским указом Карла VI административная столица Сербской Православной Церкви была перенесена из Сремских Карловцев в Белград в 1731 году. В Белграде проживал митрополит Викентий Йованович (1731–1737). [ 7 ]
Во время австро-турецкой войны (1737–1739) сербский патриарх Арсений IV Йованович Шакабента (1725–1748) встал на сторону Габсбургов и в 1737 году покинул Печ и прибыл в Белград , приняв на себя управление митрополией. Он получил императорское подтверждение, а когда осенью 1739 года Белград пал перед османами, он перенес штаб-квартиру церкви в Сремские Карловцы.
Объединение митрополии (1748–1848 гг.)
[ редактировать ]В 1748 году умер патриарх Арсений IV, и был созван церковный собор по избранию нового предстоятеля Сербской Православной Церкви в Габсбургской монархии. После недолгого пребывания на посту митрополита Исайи Антоновича (1748–1749) был проведен еще один церковный собор, на котором был избран новый митрополит Павел Ненадович (1749–1768). [ 11 ] Во время его правления в Карловицкой митрополии были проведены важные административные реформы. Он также пытался помочь патриархальной материнской церкви в Пече , находившейся под властью Османской империи, но старый Сербский Патриархат спасти не удалось. В 1766 году Сербский Печский Патриархат был окончательно упразднен, а все его епархии, находившиеся под властью Турции, перешли к Вселенскому Константинопольскому Патриархату . Сербские иерархи Карловицкой митрополии не имели намерения подчиняться Греческому Патриарху в Константинополе, да и у Вселенского Патриархата хватило мудрости не требовать их подчинения. С этого времени Карловицкая митрополия продолжала функционировать как полностью независимый церковный центр восточного православия в Габсбургской монархии с семью епископами-суфражистами (Бачка, Вршац, Темишвар, Арад, Буда, Пакрац и Верхний Карловац). [ 12 ]
Положение сербов и их церкви в Габсбургской монархии в дальнейшем регулировалось реформами, проведенными вдовствующей императрицей Марией Терезией , королевой Венгрии (1740–1780). Сербский церковный собор 1769 года регулировал различные вопросы в специальном акте под названием «Регламент», а затем в аналогичном акте под названием « Декларационный рескрипт иллирийской нации », опубликованном в 1779 году. [ 5 ] Смерть Марии Терезии в 1780 году ознаменовала конец старого императорского и королевского Дома Габсбургов , пользовавшегося большим уважением среди православных сербов, и правопреемство перешло к новой династии, называемой Домом Габсбургов-Лотарингии , которая правила до 1918 года. Просвещенные реформы императора Иосифа II (1780–1790) затронул все религиозные учреждения монархии, включая Карловицкую митрополию.
Сербские митрополиты Сремских Карловцев пропагандировали Просвещение, вводя западное образование в школах, основанных в Сремских Карловцах (1733 г.) и в Нови-Саде (1737 г.). Чтобы противостоять римско-католическому влиянию, школьные программы подверглись культурному влиянию Русской Православной Церкви . Еще в 1724 году Священный Синод Русской Православной Церкви поручил М. Суворову открыть школу в Сремских Карловцах, выпускники которой передавались в Киевскую семинарию, а наиболее одаренные - в Академию в Киеве. [ 13 ] Церковным богослужебным языком стал русскославянский, называемый новоцерковнославянским. С другой стороны, влияние барокко стало заметно в церковной архитектуре, иконографии, литературе и богословии. [ 14 ]
На протяжении XVIII века митрополия поддерживала тесные связи с Киевом и Русской Православной Церковью . Многие сербские студенты-богословы получили образование в Киеве. В 1794 году была открыта семинария, которая обучала православных священников в девятнадцатом веке для нужд Карловицкой митрополии и за ее пределами. [ 5 ]
К концу 18 века Карловицкая митрополия включала в себя большую территорию, простиравшуюся от Адриатического моря до Буковины и от Дуная и Савы до Верхней Венгрии . Во время длительного правления крайне консервативного митрополита Стефана Стратимировича (1790–1836) [ 15 ] внутренние реформы были остановлены, что привело к постепенному образованию двух фракций, которые впоследствии ознаменовали жизнь православных сербов в Митрополии, а затем в Карловицком Патриархате на протяжении всего XIX века. Первая фракция была клерикальной и консервативной. Его возглавляло большинство архиереев и высшего духовенства. Вторая фракция была ориентирована на дальнейшие реформы внутри церковного управления, чтобы позволить больше влиять на принятие решений низшим духовенству, мирянам и гражданским лидерам. В то же время большое значение приобрели стремления к сербской национальной автономии в составе Империи, что привело к историческим событиям 1848–49 . [ 16 ]
Епархии под прямой или духовной юрисдикцией Карловцев
[ редактировать ]В состав Митрополии входили следующие епархии:
Епархия | Сиденье | Примечания |
---|---|---|
Епархия Арада | Арад | |
Епархия Бачки | Нови Сад | Бачка |
Белградская епархия | BelgradeБелград | (1726–1739) |
Будайская епархия | Сентендре (Сентандрея) | |
Епархия Горний Карловац | Карловац | |
Костайницкая епархия | Костайница | (1713–1771) |
Лепавинская епархия | Лепавина | (1733–1750) |
Епархия Мохача | MohácsМохач | (до 1732 г.) |
Епархия Пакраца | Пакрац | Ныне Епархия Славонии |
Епархия Рымнику | Рымнику Вылча (Рымник) | (1726–1739) |
Сремская епархия | Сремски Карловцы | Сирмия |
Епархия Тимишоары | TimișoaraТимишоара | тугой |
Епархия Вальево | Валево | (1726–1739) |
Вршацкая епархия | Вршац | тугой |
Епархия Трансильвании | Сибиу (Сибинь) | Только духовная юрисдикция |
Епархия Буковины | ChernivtsiЧерновцы | Только духовная юрисдикция |
Епархия Далмации | Шибеник | Только духовная юрисдикция |
Главы Сербской Православной Церкви в Габсбургской монархии, 1690–1848 гг.
[ редактировать ]Нет. | Предстоятель | Портрет | Личное имя | Царствование | Заголовок | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Арсений III Арсений III Арсений III |
Арсений Чарноевич Арсений Чарноевич |
1690–1706 | Архиепископ Печский и Сербский Патриарх | Лидер Первой сербской миграции | |
2 | Исайя I Исайя I Исайя I |
Исайя Джакович Исайя Джакович |
1708 | Митрополит Крушедольский | ||
3 | Софроний Софроний Софроний |
Софрони Подгорицанин Софрони Подгорицанин |
1710–1711 | Митрополит Крушедольский | ||
4 | Викентий I Викентий I Винсент I |
Викентий Попович-Хаджилавич Викентий Попович-Хаджилавич |
1713–1725 | Митрополит Карловецкий | ||
5 | Моисей I Моисей I Моисей I |
Мойсие Петрович Мойсие Петрович |
1726–1730 | Митрополит Белградский и Карловецкий | ||
6 | Викентий II Викентий II Винсент II |
Викентие Йованович Викентие Йованович |
1731–1737 | Митрополит Белградский и Карловецкий | ||
7 | Арсений IV Арсений IV Арсениус IV |
Арсений IV Йованович Шакабента Арсений Йованович Шакабента |
1737–1748 | Архиепископ Печский и Сербский Патриарх | Лидер Второй сербской миграции | |
8 | Исайя II Исайя II Исайя II |
Исайя Антонович Йован Антонович |
1748–1749 | Митрополит Карловецкий | ||
9 | Пол Павел Пол |
Павел Ненадович Павел Ненадович |
1749–1768 | Митрополит Карловецкий | ||
10 | Йован Джон Джон |
Йован Георгиевич Йован Джорджевич |
1768–1773 | Митрополит Карловецкий | ||
11 | Викентий III Викентий III Винсент III |
Висентие Йованович Видак Висентие Йованович Видак |
1774–1780 | Митрополит Карловецкий | ||
12 | Моисей II Моисей II Моисей II |
Моисей Путешественник Моисей Путешественник |
1781–1790 | Митрополит Карловецкий | ||
13 | Стефан I Стефан I Стефан I |
Стефан Стратимирович Стефан Стратимирович |
1790–1836 | Митрополит Карловецкий | ||
14 | Стефан II Стефан II Стефан II |
Стефан Станкович Стефан Станкович |
1836–1841 | Митрополит Карловецкий | ||
15 | Иосип Джозеф Джозеф |
Йосиф Раячич Йосиф Раячич |
1842–1848 | Митрополит Карловецкий | Возведен в сан Патриарха на Майском соборе. |
См. также
[ редактировать ]- Карловицкий Патриархат
- Сербская Православная Церковь
- Список глав Сербской Православной Церкви
- Религия в Сербии
- Религия в Воеводине
- Архив Сремских Карловцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 150-151.
- ^ Павлович 2002 , стр. 19–20.
- ^ Чиркович 2004 , с. 144, 244.
- ^ Драганич 2010 , стр. 257.
- ^ Jump up to: а б с Марио Катич, Томислав Кларин, Майк Макдональд: Паломничество и священные места в Юго-Восточной Европе: история, религиозный туризм и современные тенденции, LIT Verlag Münster, 1 октября 2014 г., стр. 207
- ^ Калик, Мари-Жанин (2019). Великий котел: история Юго-Восточной Европы . Издательство Гарвардского университета . п. 144. ИСБН 9780674983922 .
- ^ Jump up to: а б Тодорович 2006 , стр. 12-13.
- ^ Чиркович 2004 , с. 150.
- ^ Дабич 2011 , с. 191-208.
- ^ Точанац 2018 , с. 155-167.
- ^ Чиркович 2004 , с. 165.
- ^ Боян Алексов: Религиозное расхождение между современным и национальным: назаряне в Венгрии и Сербии 1850-1914, Издательство Отто Харрассовица, страница 2006 г.
- ^ Эйдан Николс: Богословие в русском зарубежье: Церковь, отцы, Евхаристия у Николая Афанасьева (1893–1966), Архив CUP, 1989, стр. 49
- ↑ Августин Кэсидей: Православный христианский мир, Routledge, 21 августа 2012 г., стр. 135
- ^ Чиркович 2004 , с. 167, 171.
- ^ Чиркович 2004 , с. 200-202.
Источники
[ редактировать ]- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека.
- Бокшан, Николае (2015). «Иллирийские привилегии и румыны из Баната» (PDF) . Банатика . 25 : 243–258.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Дабич, Воин С. (2011). «Габсбургско-Османская война 1716-1718 годов и демографические изменения на пострадавших от войны территориях» . Пассаровицкий мир , Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. стр. 100-1 191–208.
- Дордевич, Милош З. (2010). «История сербской культуры и образования в первой половине XVIII века согласно сербским историографическим источникам» . Империи и полуострова: Юго-Восточная Европа между Карловицем и Адрианопольским миром, 1699–1829 гг . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 125–131. ISBN 9783643106117 .
- Драганич, Ифигения (2010). «Греческий и сербский язык в Османской империи и Габсбургской монархии в XVIII и начале XIX веков» . Империи и полуострова: Юго-Восточная Европа между Карловицем и Адрианопольским миром, 1699–1829 гг . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 257–265.
- Фотич, Александр (2008). «Сербская Православная Церковь » Энциклопедия Османской империи Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 100-1 519–520. ISBN 9781438110257 .
- Гаврилович, Славко (2006). «Исайя Джакович: архимандрит Грегетес, епископ Енопольский и митрополит Крушедольский» (PDF) . Записки Матицы Сербской по истории . 74 : 7–35.
- Груич, Радослав (1929). «Проблемы истории Карловацкой митрополии» . Вестник Исторического общества в Нови-Саде . 2 : 53–65, 194–204, 365–379.
- Груич, Радослав (1931). «Печские патриархи и карловацкие митрополиты в XVIII веке» . Вестник Исторического общества в Нови-Саде . 4 : 13–34, 224–240.
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс».
- Мартин, Иоанн Креститель; Пети, Луи, ред. (1907). «Синод и церковные конституции сербов, проживающих в Венгрии» . Новый и самый обширный сборник священных соборов . Том. 39. Париж: Юбер Вельтер, Библиополя. стр. 497–956.
- Павлович, Павел (1989). История Сербской Православной Церкви . Книги сербского наследия.
- Попович, Радомир В. (2013). Сербская Православная Церковь в истории . Белград: Академия Сербской православной церкви изящных искусств и консервации.
- Пузович, Предраг (2004). «Павле Ненадович (1699–1768)» . 100 самых выдающихся сербов . Белград: Принцип. стр. 108–114.
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 231–248. ISBN 9780470766392 .
- Радич, Радмила (2015). «Сербская Православная Церковь в Первой мировой войне» . Сербы и Первая мировая война 1914-1918 гг . Белград: Сербская академия наук и искусств. стр. 263–285.
- Швикер, Иоганн Генрих (1881). «Объединение сербских метрополий Белграда и Карловица в 1731 году» . Архив истории Австрии . 62 :305-450.
- Шулетич, Небойша (2021). «Узурпации и назначение престолонаследия в Сербском Патриархате: дело Патриарха Моисея Райовича (1712–24)» (PDF) . Балканика . 52 : 47–67.
- Точанац, Изидора Б. (2007). «Белградская и Карловарская митрополия: процесс объединения (1722-1731)» (PDF) . Исторический журнал . 55 : 201–217. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 г. Проверено 5 мая 2019 г.
- Точанац, Изидора Б. (2008). Сербские национальные и церковные соборы (1718-1735) . Белград: Институт истории САНУ. ISBN 9788677430689 .
- Точанац-Радович, Исидора Б. (2014). Реформа Сербской Православной Церкви в Габсбургской монархии в период правления Марии Терезии и Иосифа II (1740-1790) . Белград: Философский факультет.
- Точанац-Радович, Исидора Б. (2014). «Появление и развитие института сербского национально-клерикального совета в Карловицкой митрополии в XVIII веке» (PDF) . Три столетия Карловацкой митрополии 1713-2013 гг . Сремски-Карловцы-Нови-Сад: Сремская епархия, философский факультет. стр. 127–144.
- Точанац-Радович, Исидора Б. (2015). «Сербский календарь религиозных праздников и терезианская реформа» (PDF) . Записки Матицы Сербской по истории . 91 : 7–38.
- Точанац-Радович, Изидора (2018). «Белград — резиденция архиепископства и митрополии (1718–1739)» . Белград 1521-1867 гг . Белград: Институт истории. стр. 155–167.
- Тодорович, Елена (2006). Православная праздничная книга в империи Габсбургов: Праздничное приветствие Захарии Орфелина Моисею Путнику (1757 г.) . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 9780754656111 .
- Вукович, Сава (1996). Сербские иерархи с IX по XX век . Евро, Юнирекс, Каленич.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О Карловицкой митрополии (на сербском языке)