Исайя Джакович
Исайя Джакович | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1635 г. |
Умер |
Исайя Джакович или Исайя I (Грабовац, недалеко от Старого Сланкамена , Габсбургская монархия , ок. 1635 – Вена , Габсбургская монархия, 20 июля 1708) был избран в сан митрополита Крушедольского ( Карловци ) в 1708 году. [ 1 ] Исайю лучше всего помнят как первого сербского митрополита при Габсбургской монархии и за его дипломатические навыки, когда он добился внесения поправок в Привилегии. [ 2 ] Его сменил Софроние Подгоричанин .
Биография
[ редактировать ]Джакович родился в деревне Грабовац, недалеко от Стари-Сланкамена, расположенной в сегодняшнем Инджия муниципалитете в округе Сирмия в Сербии . Окончил начальную школу, гимназию и Духовную семинарию . [ который? ] Он женился на своей деревенской возлюбленной еще до того, как был рукоположен в сан священника. Его жена преждевременно умерла, и он отказался от всего ради Христа и принял монашество в Крушедольском монастыре . [ 3 ]
Позднее, как образованный монах, прекрасно говоривший по-немецки, он был возведён в сан епископа Енопольского ( Инеу в современной Румынии ). В Белграде в 1690 году патриарх Арсений III Чарноевич получил «Письмо-приглашение» от Леопольда I перейти под его защиту в обмен на то, что сербы останутся на своей земле и предоставят «в соответствии с их обстоятельствами необходимое продовольствие и другие припасы». Имперским армиям на поле боя». В то время австрийским Габсбургам нужны были крепкие воины, чтобы выжить как империя. Затяжная и утомительная Великая турецкая война начала истощать большую часть их казны и ресурсов. [ 2 ]
К сожалению, императорское приглашение пришло через три месяца после того, как оно было написано, что повысило вероятность исхода сербского населения из Старой Сербии теперь, когда баланс сил склонился на турецкую сторону. Учитывая приглашение и надвигающийся исход, Народное собрание собралось в Белграде летом 1690 года по повелению Патриарха Арсения III. После длительных обсуждений люди решили принять предложение Императора о защите, и Исайя Джакович был назначен главным переговорщиком на предстоящих переговорах в Вене. [ 4 ] [ 2 ]
Задачей Исайи было внести необходимые изменения в первоначальное приглашение. [ 2 ] Поскольку письмо не касалось нынешнего сербского населения, проживающего в Австрии и Венгрии со времен средневековья , как могла новая волна сербских поселенцев надеяться пустить свои корни без гарантий? Конечно, письмо императора нуждалось в дополнительном тексте, чтобы решить этот вопрос ради будущего существования сербов в Империи. Решением Ассамблеи было исправить документ, который стал известен как «Привилегии». В задачу Исайи входило обеспечение того, чтобы «церковная автономия и юрисдикция патриарха» были идентичны ситуации, которую он занимал при султане до войны. [ 2 ]
Патриарх Арсений и его переговорщик епископ Джакович хорошо знали, что Леопольд присвоил все древние сербские земли к северу от рек Савы и Дуная своей империи без церковной автономии и юрисдикции патриарха. Затем епископ Исайя отправился в Вену и встретился с Хордже Бранковичем, который к тому времени находился под гражданским надзором и жил в богадельне . [ 5 ] Вместе епископ Исайя и граф Бранкович разработали конкретные требования в качестве дополнения к привилегиям предстоящего Белградского собрания (18 июня 1690 г.), и 21 августа 1690 г. Патриарх Арсений получил от императора «Привилегии» с новым текстом, который он запросил на свое имя. своего народа. В «Привилегиях» сербы были признанной нацией в Габсбургской монархии, предоставлявшей им религиозные и политические гарантии при условии, что они останутся верными короне и будут защищать империю. В 1912 году, за два года до Великой войны , сербские привилегии были отменены).
Длительные переговоры включали в себя представление первого проекта «Привилегий» представителю Патриархии (Исайе Джаковичу), который отметил, что необходимо внести некоторые существенные изменения, прежде всего, в части, касающейся юрисдикции Православной Церкви над сербами, проживавшими на территориях, которые сейчас оккупирована Венгрией и теми, кто жил в Хорватии. Это изменение «Привилегий» всегда считалось величайшей дипломатической победой Исайи Джаковича над императорским двором Габсбургов. [ 2 ]
По провозглашению Леопольда I, императора Священной Римской империи, 21 августа 1691 года монастырь Грегетег был передан Исайе Джаковичу вместе с деревней Нерадин и бесплодными землями Бранковичи .
В январе 1708 года Национальный церковный совет в Крушедоле избрал епископа Исайю Джаковича первым архиепископом Крушедола и митрополитом восточных православных сербов в Габсбургской монархии. [ 6 ] [ 1 ]
Митрополит Исайя был конфирмован императором Иосифом I , но внезапно скончался в июле 1708 года в Вене, был перенесен и похоронен в Крушедольском монастыре. [ 7 ] Епископ Стеван Метохияк из Бачской епархии взял на себя мирские обязанности митрополита до тех пор, пока в 1710 году не был созван Синод, чтобы избрать митрополита Софрония Подгоричанина преемником Исайи. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дордевич 2010 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тодорович 2006 , с. 7-8.
- ^ Матич 2007 .
- ^ Чиркович 2004 , с. 143.
- ^ Радонич 1911, стр. 404–6
- ^ Батакович 2005 , с. 127, 130.
- ^ Батакович 2005 , с. 101.
- ^ Чиркович 2004 , с. 150.
Источники
[ редактировать ]- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл.
- Дордевич, Милош З. (2010). «История сербской культуры и образования в первой половине XVIII века согласно сербским историографическим источникам» . Империи и полуострова: Юго-Восточная Европа между Карловицем и Адрианопольским миром, 1699–1829 гг . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 125–131.
- Матич, Воислав (2007). Монастырь Крушедол . Нови-Сад: Платонеум.
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 231–248.
- Тодорович, Елена (2006). Православная праздничная книга в империи Габсбургов: Праздничное приветствие Захарии Орфелина Моисею Путнику (1757 г.) . Олдершот: Издательство Ashgate.