Jump to content

Моисей Путешественник

Моисей Путешественник
Мойсий Путник (1782) Стефана Гавриловича
Рожденный
Василий Путник

1728
Умер 1790
Национальность Габсбург
Род занятий митрополит Сремский Карловицкий с 1781 по 1790 год.
Известный Религиозная толерантность

Мойсие Путник ( сербская кириллица : Мойсие Путник , произносится [mϒːjsije pûtniːk] ) (1728–1790) был митрополитом Сремских Карловиц между 1781 и 1790 годами, во время правления Иосифа II . Он был известен тем, что опубликовал Toleranzpatent (патент толерантности), призванный обеспечить равные права Сербской православной церкви и католической церкви в Сремских Карловцах. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Василий Путник родился в 1728 году в Нови-Саде , в то время входившем в состав Венгерского королевства в составе Габсбургской монархии (современная Сербия ). Он был внуком Стевана Путника, капитана Военной границы , который служил в кавалерии Императорской гвардии и получил статус мелкого дворянина, который был пожалован ему в 1621 году Фердинандом II, императором Священной Римской империи . Стефан погиб в 1622 году во время Тридцатилетней войны , но его наследник мужского пола удостоился рыцарского звания. Происхождение такого выдающегося происхождения означало, что Василий Путник получил тщательное образование, которое началось в начальной, а затем в латинской школе в Нови-Саде, та же школа, где преподавал Захарие Орфелин два десятилетия спустя. [ 2 ]

Василий Путник поступил в лицей Нови-Сада на факультет богословия и философии и вскоре после этого, в возрасте семнадцати лет, решил поступить на сан. Василий принял монашеское имя Мойсие (Моисей) и начал свою священническую карьеру. Вскоре его заметил Арсений IV Йованович Шакабента и стал дьяконом. В последующие несколько лет он был возведен в сан архимандрита . Путнику тогда была поручена важная дипломатическая миссия по пресечению униатов ( восточно-католических церквей ), распространявших свое вероисповедание в одной из православных епархий. Его миссия увенчалась успехом, как подтверждает хранящаяся в Архиепископском архиве переписка, и ему удалось убедить местную общину, вынужденную принять униатскую церковь, вернуться в Восточную Православную Церковь. [ 2 ] [ 3 ]

Имея все это в виду, митрополит Павел Ненадович (1699–1768) предложил Путника в качестве главного кандидата на пост епископства Бачки, Сегеда и Эгера. После года переговоров Путник был поставлен в Нови-Саде шестого июня 1757 года. Тогда, в возрасте 29 лет, он был самым молодым православным священнослужителем, когда-либо возведенным в сан епископа. [ 4 ] Он был ответственным за приглашение Йована Раича в Нови-Сад, а также других сербских и российских ученых.

Мойсие Путник оставался на этой должности восемнадцать лет, и в течение этого периода он уделял особое внимание совершенствованию образовательной системы своей епархии, кульминацией чего стало основание ее первой семинарии . Его забота о своих верующих превосходила обычные усилия православных священнослужителей, что заставляло современников писать о нем как об идеальном епископе, vescovo Ideale. Во время наводнений, которые серьезно угрожали Нови-Саду в 1769 и 1770 годах, члены его штаба послушно помогали людям и спасали жизни. В течение этих месяцев Путник регулярно помогал жителям Нови-Сада и Петроварадина одеждой, едой и кровом. [ 4 ]

Его паства желала, чтобы он был избран архиепископом сразу после смерти митрополита Павла, но во время саборов (собраний) 1769 и 1774 годов возникли многочисленные интриги, которые помешали Путнику занять высокий пост. После этого он по собственному желанию был переведен на пост епископа Баната. Его прихожане из Нови-Сада были настолько опустошены, что в день его отъезда большое количество горожан, одетых в свои лучшие одежды, «в своих лучших каретах и ​​повозках, пошли проститься с ним. Они последовали за ним до Бечей , где они рассталась с ним и поцеловала его руку и край одежды его». [ 4 ]

Живя в Тимишоаре, Путник стал первым православным епископом, которому императрица Мария Терезия (1717–1780) пожаловала престижный титул тайного советника - честь, которая до сих пор была доступна только высшим прелатам и патриархам Православной церкви в Империи. . Он оставался в Банатской епархии до 1782 года, когда был наконец единогласно избран митрополитом Сремски-Карловицким. В 1783 году Путнику были переданы новые епархии Буковины и Эрделя (ранее не находившиеся под защитой Карловицкой митрополии). [ 4 ] Тринадцатого октября 1784 года Мойсий Путник и три епископа в Сремских Карловцах рукоположили епископа Черногорского Петра I Петровича-Негоша , дядюшку великого поэта Негоша .

Обычно все сербские иерархи в Черногории отправлялись для рукоположения в Сербский Патриархат Печ , однако в 1766 году все изменилось. Патриарх Василий Иванович-Бркич, которого турки изгнали, поставил фанариота грека- Калиника II во главе Сербской Православной Церкви , который впоследствии полностью упразднил Печский Патриархат. После этого архимандритам Черногории стало необходимо стремиться к рукоположению в епископы вдали от своей горной крепости в Сремских Карловцах (в случае Петра I Петровича-Негоша) и Императорской России (в случае Петра II Петровича-Негоша ).

Мойсие продолжил свою образовательную политику и в 1782 году основал первую среднюю школу на Военной границе, более известную как Война Краина, после получения разрешения непосредственно от Иосифа II, императора Священной Римской империи . В 1770-х годах Путник был награжден императрицей. Мария Терезия ; а получив Командорский крест с изображением святого Стефана (покровителя Венгрии), он был горячим сторонником Иосифа II во время его борьбы с парламентом. 1 июня 1784 года Мойсий Путник возвел выдающегося сербского православного монаха и писателя Кирилла Живковича в сан архимандрита он был рукоположен во епископа Пакраца , а два года спустя, 20 июня 1786 года, .

В 1787 году император Иосиф II решил начать войну против Османской империи. Турки немедленно перехватили военную инициативу, оттеснив австрийцев от Мехадии и захватив Банат (1789 г.). Вскоре австрийцы организовали подразделения сербского добровольческого корпуса , которые доблестно сражались в глубине контролируемой Турцией страны под командованием Кочи Анджелковича и смогли на какое-то время установить границу Кочи . Многие сербы присутствовали при осаде Белграда (1789 г.) под предводительством генерала Эрнста Гидеона фон Лаудона и участвовали во всех действиях против турок. В то время как в других местах объединенные армии Австрии и России несли город за городом, Иосиф II умер.

В мае 1790 года Мойсий Путник отправился в Вену с епископами Темишоары, Вршаца и Бачки, чтобы отдать дань уважения недавно возведенному на престол Леопольду II, императору Священной Римской империи (1747–1792). Но идея особой политической государственности среди сербов, живущих на оккупированных Венгрией территориях, начала проявляться. Годы сотрудничества с австрийскими властями принесли большое разочарование. Чувствуя течение времени, Путник решил созвать отдельный от обычного церковного собора (собрания) съезд. Он решил, что сейчас подходящее время для создания «Народного конгресса» сербов и влахов Темишвара (Тимишоара) в частности и региона Банат в целом. К сожалению, Мойсей Путник умер в Вене в июне 1790 года до того, как 21 августа того же года собрался собор. [ 4 ]

Конгресс Темишварских сербов и влахов 1790 года, на который получили приглашение сербские приходские священники, мелкие землевладельцы, горожане, высшее духовенство и военачальники, рассматривал специальные привилегированные положения как окончательные. Хотя турецкая оккупация закончилась. Исходя из сложившейся ситуации, пограничный генерал Арсений Секужак при поддержке сербских военных и высшего духовенства потребовал создания сербско-иллирийской канцелярии. Сава Текелия , политик и лидер сербов, был против военных требований, выступал за мирный компромисс с венгерскими властями в духе конституционности. (Венский королевский двор, следуя своей корыстной политике разногласий по отношению к национальностям Дунайского региона, счел создание иллирийской канцелярии на данный момент целесообразным).

Несомненно, список его книг содержит ценнейшую информацию. В библиотеке Путника имеется большое количество богословской литературы, особенно русских церковных сочинений, и ему принадлежало большое количество богослужебных наименований (книги псалмов в нескольких изданиях, катехизисы, молитвенники и часословы). Ему также принадлежали такие известные произведения, как «Духовная азбука» и «Скала веры» русского богослова Стефана Яворского , представителя схоластического богословия Национального университета Киево-Могилянской академии , и популярные «Духовные правила» Петра Великого. (написано Феофаном Прокоповичем ), произведение, широко копировавшееся в ходе церковных реформ в архиепископстве. Путник также был знаком с произведениями универсальных авторов, имевших большое влияние как в Восточной, так и в Западной Римской империи, в первую очередь «Размышлениях» нашего св. Августина и «Annales ecclesiastici» (Церковных летописях) Цезаря Барония (1538–1607) . ) в русском издании Петра Скарги . Путник также интересовался Эразм Роттердамский и философские труды немецкого еврейского философа Моисея Мендельсона (1729–1786). [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вукович 1996 , с. 338-339.
  2. ^ Jump up to: а б Тодорович 2006 , стр. 30.
  3. Переписку архимандрита Мойсия Путника из Великого Варада и архиепископа Павле Ненадовича см. в следующих документах, хранящихся в Архиепископском архиве в Сремских Карловцах: B-1756-54 и B-1756-3.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Тодорович 2006 , стр. 31.
  5. ^ Тодорович 2006 , стр. 32.

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN  9782825119587 .
  • Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN  9781405142915 .
  • Дордевич, Милош З. (2010). «История сербской культуры и образования в первой половине XVIII века согласно сербским историографическим источникам». Империи и полуострова: Юго-Восточная Европа между Карловицем и Адрианопольским миром, 1699–1829 гг . Берлин: ЛИТ Верлаг. стр. 125–131. ISBN  9783643106117 .
  • Шандор Костя, Панславизм, Астор, Флорида, Danubian Press, 1981.
  • Павлович, Павел (1989). История Сербской Православной Церкви . Книги сербского наследия. ISBN  9780969133124 .
  • Пузович, Предраг (2014). «Работа митрополита Павла Ненадовича по воспитанию священства и простого народа». Три столетия Карловацкой митрополии 1713-2013 (PDF) . Сремски-Карловцы-Нови-Сад: Сремская епархия, философский факультет. стр. 166–177.
  • Йован Скерлич , История современной сербской литературы (Белград, 1921), страницы 60–66.
  • Тодорович, Елена (2006). Православная праздничная книга в империи Габсбургов: Праздничное приветствие Захарии Орфелина Моисею Путнику (1757 г.) . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN  9780754656111 .
  • Вукович, Сава (1996). Сербские иерархи с IX по XX век . Белград: Евро.
[ редактировать ]
Предшественник Епископ Бачки
1757–1774
Преемник
Предшественник Епископ Тимишоары
1774–1781
Преемник
Предшественник Митрополит Карловецкий
1781–1790
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f89198c08baee5199da3b5a514fd5894__1702985340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/94/f89198c08baee5199da3b5a514fd5894.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mojsije Putnik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)