Jump to content

Святой Савва


Собственный

Князь , Архиепископ , Исповедник ,
Равноапостольные
Рожденный Растко Неманич
1169 или 1174 [а]
Градина, Зета
Умер ( 1236-01-27 ) 27 января 1236 г. (61–62 или 66–67)
Тырново , Болгарская империя.
Почитается в Восточная Православная Церковь
Католическая церковь [1] [2] [3]
Главный храм Церковь Святого Саввы , Белград
Праздник 27 января [ по ст. ст. ] 14 января
Атрибуты Ктетор , педагог, богослов, законодатель, дипломат, защитник бедных, писатель
Покровительство Сербия, Сербы, Сербские школы
Сербский архиепископ
Церковь Сербская Православная Церковь
Видеть Жича
Установлено 1219
Срок закончился 1235
Преемник Арсений
Другие сообщения Архимандрит
Заказы
Рукоположение Патриарх Константинопольский Мануил I.
Личные данные
Похороненный Церковь Святых сорока мучеников (до 6 мая 1237 г.)
Милешева (до 1594 г.)
Национальность сербский
Номинал Православный христианин
Родители Стефан Неманья и Ана
Занятие архиепископ
Подпись

Святой Савва ( сербский : Свети Сава , латинизированный : Свети Сава , произносится [sʋɛ̂ːtiː sώːʋa] ; Старославянский : Свѧтъ Сава / ⰔⰂⰤⰕⰟ ⰔⰀⰂⰀ ; Греческий : Άγιος Σάββας ; 1169 или 1174 — 14 января 1236), известный как Просветитель , — сербский князь и православный монах, первый архиепископ автокефальной Сербской Церкви , основатель сербского права и дипломат . Сава, родившийся как Растко Неманич ( сербская кириллица : Растко Немањић ), был младшим сыном сербского великого князя Стефана Немани (основателя династии Неманичей ) и недолго правил уделом Захлумии в 1190–1192 годах. Затем он ушел на Афон , где стал монахом с именем Савва ( Савва ). На Афоне он основал монастырь Хиландар , ставший одним из важнейших культурных и религиозных центров сербского народа. В 1219 году Патриархат сосланный в Никее признал его первым сербским архиепископом, и в том же году он написал старейшую известную конституцию Сербии, «Законоправило» номоканон , обеспечив тем самым полную религиозную и политическую независимость. Сава считается основателем сербской средневековой литературы . [4] [5] [6] [7] [8]

Его широко считают одной из самых важных фигур в сербской истории . Сава считается для сербов тем же, чем Аверроэс для мусульман и Маймонид для евреев . Святой Савва почитается Восточной Православной Церковью 27 января [ OS 14 января]. Многие художественные произведения от средневековья до современности интерпретировали его жизнь. Он является покровителем Сербии, сербов и сербского образования. Ему посвящена церковь Святого Саввы в Белграде , построенная на месте, где османы сожгли его останки в 1594 году. [9] во время восстания, в ходе которого сербы использовали изображения Саввы в качестве своих военных флагов; Церковь является одним из крупнейших церковных зданий в мире .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Растко ( сербская кириллица : Растко Неманич , Сербское произношение: [râstkɔ nɛ̌maɲitɕ] ), уменьшительное от Растислав , [10] родился в 1169 или 1174 году [а] в Градине (современная Подгорица ). Будучи младшим сыном великого князя Стефана Немани и его жены Аны , [11] князь Растко принадлежал к первому поколению династии Неманичей вместе со своими братьями Вуканом и Стефаном . Его биографы отмечают, что он родился после перерыва в деторождении пары и поэтому был особенно дорог. При сербском дворе братья получили хорошее образование [10] в византийской традиции, имевшей большое политическое, культурное и религиозное влияние в Сербии. [12] Он вырос в период активной международной деятельности в Сербии. Растко показал себя серьезным и аскетичным ; как младший сын, он в раннем возрасте стал принцем Хума. [10] примерно через 1190. [13] Хум был провинцией между Неретвой и Дубровником ( Рагузой ). [12] Имея собственный двор с магнатами ( велможе ), высшими чиновниками и избранной местной знатью , управление в Хуме было не только почетным званием, но представляло собой практическую школу государственного управления. Теодосий Хиландарий сказал, что Растко как правитель был «кротким и нежным, добрым ко всем, любящим бедных, как немногие другие, и очень уважающим монашескую жизнь». [12] Он не проявлял никакого интереса к славе, богатству или трону. [12] Управление Хумом ранее принадлежало его дяде Мирославу , который продолжал удерживать по крайней мере регион Лим с Биело-Поле, в то время как Растко владел Хумом. [14] Через два года, осенью 1192 года или вскоре после этого, Растко уехал из Хума на Афон . [10] Мирослав, возможно, продолжил править Хумом после ухода Растко. [15] Афонские монахи были частыми гостями при сербском дворе — возможно, лекции заставили его покинуть страну. [10]

Гора Афон

[ редактировать ]
конца XVIII века Сербская православная икона Святого Саввы и его отца Святого Симеона.

По прибытии на Афон Растко поступил в русский Свято-Пантелеймоновский монастырь , где получил монашеское имя Савва ( Савва ). [12] По традиции, его духовным наставником или наставником был русский монах. [10] и, как сообщается, ранее посещал сербский двор вместе с другими афонскими монахами. [12] Затем Савва поступил в греческий Ватопедский монастырь, где пробыл следующие семь лет, и ближе познакомился с греческой богословской и церковно-управленческой литературой. Его отец пытался уговорить его вернуться в Сербию, но Савва был полон решимости и ответил: «Ты совершил все, что должен сделать христианский государь; приходи теперь и присоединяйся ко мне в истинно христианской жизни». [10] Юные годы на Афоне оказали значительное влияние на формирование его личности, именно здесь он нашел образцы, по которым ему предстоит организовать монашескую и церковную жизнь в Сербии. [16] [17]

Стефан Неманья последовал совету сына [10] - он созвал собрание в Студенице и отрекся от престола 25 марта 1196 года, передав трон своему среднему сыну Стефану . [12] На следующий день Неманья и его жена Ана приняли монашество. [12] Неманья принял монашеское имя Симеон и оставался в Студенице до отъезда на Афон осенью 1197 года. [18] Прибытие очень обрадовало Савву и афонскую общину, поскольку Неманья как правитель много пожертвовал общине. Оба, с согласия игумена (настоятеля монастыря) Феостирикта Ватопедского, поздней осенью 1197 года совершили экскурсию по Афону, чтобы Симеон ознакомился со всеми его церквями и святынями; Неманья и Ана сделали пожертвования многочисленным монастырям, особенно Кариесу, Ивирону и Великой Лавре. [19]

Когда Савва посетил византийского императора Алексия III Ангела в Константинополе, он упомянул заброшенный и заброшенный Хиландар и попросил императора дать ему и его отцу разрешение восстановить монастырь и перенести его в Ватопед. [19] Император одобрил это и отправил своему другу Стефану Неманье ( монаху Симеону ) особую грамоту и значительное золото. [19] Затем Савва обратился к протосам Афона с просьбой поддержать усилия, чтобы монастырь Хиландар мог стать пристанищем для сербских монахов. [19] Все афонские монастыри, кроме Ватопеда, приняли это предложение. В июле 1198 года император Алексиос III издал хартию, которая отменяла предыдущее решение и вместо этого предоставила Симеону и Савве не только Хиландар, но и другие заброшенные монастыри в Милейде, в качестве пристанища и убежища для сербских монахов на Афоне. [19] Восстановление Хиландара началось быстро, и великий князь Стефан прислал деньги и другие предметы первой необходимости, а в 1199 году издал устав Хиландара. [19]

Савва написал для Хиландара типикон (богослужебный порядок) по образцу типикона монастыря Богородицы Эвергетиды в Константинополе. [19] Помимо Хиландара, Савва был ктетором (старшим ктитором ; основателем, дарителем) скита в Кариесе (престол Афона) для монахов, посвятивших себя уединению и молитве. [19] В 1199 году он является автором типикона Кариеса . [19] Наряду с скитом он построил часовню, посвященную Савве Освященному , имя которого получил по монашескому постригу. [19] Его отец умер 13 февраля 1199 года. [18] В 1204 году, после 13 апреля, Савва получил сан архимандрита . [20]

Поскольку Неманья ранее (1196 г.) решил передать власть Стефану , а не старшему сыну Вукану , последний тем временем начал заговор против Стефана. Он нашел союзника в лице венгерского короля Эмерик , с которым изгнал Стефана в Болгарию, а Вукан захватил сербский престол (1202 г.). Стефан вернулся в Сербию с армией в 1204 году и оттеснил Вукана к Зете , своей наследственной земле. [21] После проблем на Афоне с латинскими епископами и Бонифацием Монферратским после Четвертого крестового похода Савва вернулся в Сербию зимой 1205–1206 или 1206–1207 годов с останками своего отца, которые он перевез в дар своего отца, монастырь Студеница . а затем примирил своих ссорящихся братьев. [22] Савва спас страну от дальнейшего политического кризиса, прекратив династическую борьбу, а также завершил процесс канонизации Немани (Симеона) в лики святых. [23] [24]

Просвещение

[ редактировать ]
Сава благословляет сербского юношу Уроша Предича (1921).

Проведя 14 лет на Афоне, Савва обладал обширными богословскими знаниями и духовной силой. [19] Согласно биографии Саввы, его попросили научить двор и народ Сербии христианским законам и традициям и «таким образом вразумить и воспитать». [25] Затем Сава занимался религиозным и культурным просвещением сербского народа, воспитывая христианскую мораль, любовь и милосердие, одновременно занимаясь и церковной организацией. [25] С момента своего возвращения в 1206 году он стал игуменом Студеницы и , как ее старейшина, своевольно внес в Студеницкий типикон постановления о независимом статусе этого монастыря. [20] Он использовал общий хаос, в котором оказалась Византийская империя после осады Константинополя (1204 г.) в руки крестоносцев, и натянутые отношения между Эпирским деспотатом (где Охридское архиепископство находилось , которым была Сербская Церковь). подчинен) и Вселенскому Константинопольскому Патриархату в Никее , в свою пользу. Типикон Студеницы стал своего рода lex Specialis , который позволил Студенице иметь независимый статус («Здесь, следовательно, никто не должен иметь власти, ни епископ, ни кто-либо другой») по отношению к Епископству Рашка и Архиепископству Охридскому. Канонизация Немани и Студеницкого Типикона станет первым шагом к будущей автокефалии Сербской Церкви и возведению сербского правителя на престол десять лет спустя. [26] [20]

Коронование Стефана, Анастас Йованович .

В 1217 году архимандрит Савва покинул Студеницу и вернулся на Афон. Его отъезд часть историков интерпретирует как реакцию на принятие его братом Стефаном королевской короны из Рима. [25] Незадолго до этого Стефан резко изменил политику, женившись на венецианской дворянке, и впоследствии попросил у Папы королевскую корону и политическую поддержку. [27] С созданием Латинской империи (1204 г.) Рим значительно усилил свою власть на Балканах. Стефан был коронован папским легатом, став равным другим королям, и был назван «первым коронованным королем» Сербии. [28] [29]

Политика Стефана, которая привела к событиям 1217 года, несколько расходилась с сербской православной традицией, представленной его братом, архимандритом Саввой, который отдавал предпочтение восточному православию и византийской церковной культуре в Сербии. Хотя Савва покинул Сербию, пока шли переговоры между Стефаном и Римом (видимо, из-за несогласия с чрезмерной зависимостью Стефана от Рима), он и его брат возобновили хорошие отношения после получения короны. Возможно, Савва не со всем был согласен в международной политике своего брата, однако его отъезд на Афон можно истолковать и как подготовку к получению автокефалии (независимости) Сербской архиепископии. [25] Его отъезд был запланирован, и Доментиан, и Теодосие, биографы Саввы, заявили, что перед отъездом из Студеницы он назначил нового игумена и «привел монастырь в хороший, правильный порядок, а также принял новую церковную конституцию и порядок монашеской жизни, который должен соблюдаться таким образом». ", после чего он покинул Сербию. [25]

Свежий в Милешеве .

Автокефалия и церковная организация

[ редактировать ]
Сава мирит своих ссорящихся братьев, Пая Йованович (1901)

Превращение Сербии в королевство не означало полной независимости страны, по тогдашнему пониманию, если то же самое не было достигнуто с ее церковью. Правители таких стран, церковные органы которых были подчинены Константинополю, рассматривались как «правители более низкого статуса, подчиняющиеся высшему руководителю православного христианского мира - византийскому императору». Условия для автокефалии в Сербии в то время в значительной степени были соблюдены: значительное количество образованных монахов, упорядоченная монашеская жизнь, стабильная церковная иерархия, таким образом, «её автокефалия в некотором смысле была лишь вопросом времени». Для Саввы было важно, чтобы главу Сербской церкви назначал Константинополь, а не Рим. [30]

15 августа 1219 года, во время праздника Успения Божией Матери , Савва был рукоположен Константинопольским Патриархом Мануилом I в Никее в сан первого архиепископа автокефальной (независимой) Сербской Церкви. Таким образом, Константинопольский патриарх и его Синод назначили Савву первым архиепископом «сербских и приморских земель». [31] [32] [33] [34] [35] При поддержке императора Феодора I Ласкариса и «Честнейшего Патриарха и всего Константинопольского собрания» он получил благословение на то, чтобы сербские архиепископы получали хиротонию от собственных епископских собраний без согласия с Латинским Константинопольским Патриархом . [25] Таким образом, Савва обеспечил независимость церкви; в средние века церковь была опорой и важным фактором государственного суверенитета, политической и национальной идентичности. В то же время и Ласкарис, и Мануэль были рады тому, что сербская политика постоянно ориентировалась на Константина Великого наследие – Византию – а не на Рим. [36]

Из Никеи архиепископ Савва вернулся на Афон, где сделал обильные пожертвования монастырям. [25] В Хиландаре он обратился к вопросу управления: «особенно учил игумена, как во всякой добродетели показывать себя в пример другим; а братию еще раз учил, как прислушиваться ко всему, что говорит игумен, с страх Божий», как свидетельствует Теодосие. [25] Из Хиландара Савва отправился в Салоники , в монастырь Филокал, где некоторое время гостил у митрополита Салоникского Константина Месопотамского, с которым был большим другом с юности. [25] Его пребывание принесло большую пользу, поскольку он переписал множество трудов по праву, необходимых для его церкви. [37]

По возвращении в Сербию он занимался организацией Сербской церкви, особенно в отношении структуры епископств, расположенных на чувствительной границе с Римско-католическим Западом. [37] На собрании в Жиче в 1219 году Савва «избрал из своих учеников богоразумных, богобоязненных и честных людей, способных управляться по божественным законам и по преданию святых апостолов и хранить явления святые богоносные отцы, и рукоположил их и поставил во епископы» (Доментиан). [37] Савва раздал новоназначенным епископам книги законов и разослал их по епископствам во всех частях Сербии. [37] Неясно, сколько епископств он основал. Под его управлением находились следующие епископства: Зета ( Зецка ), находившаяся в монастыре Святого Архангела Михаила на Превлаке недалеко от Котора; Хум ( Хумска ), сидящий в монастыре Святой Богородицы в Стоне ; Дабар , сидящий в монастыре Св. Николая на Лиме; Моравица, расположенная в монастыре Святого Ахиллия в районе Моравицы; Будимля, сидящий в монастыре Святого Георгия; Топлица, сидящая в монастыре Св. Николая в районе Топлица; Хвосно, сидящий в монастыре Пресвятой Богородицы в Хвосненском районе; Жича, восседающая в Жиче , резиденции Церкви; Рашка, сидящая в монастыре Святых апостолов Петра и Павла в Пече ; Липлян, сидящий в Липляне ; Призрен, сидит в Призрене . [38] Среди его епископов были Иларион и Мефодий . В том же году Сава опубликовал Законоправило (или «Номоканон Святого Саввы»), первую конституцию Сербии; таким образом сербы приобрели обе формы независимости: политическую и религиозную. [39] [40]

Деталь фрески Святого Саввы в монастыре Студеница , Сербия

Организационная работа Саввы была очень энергичной, и прежде всего новой организации был придан четкий национальный характер. Греческого епископа в Призрене заменил серб, его ученик. Это была не единственная особенность его боевого духа. Определение мест вновь созданных епископств также осуществлялось с особо государственно-религиозными намерениями. Архиепископство располагалось в монастыре Жича , новом поместье короля Стефана. [41] Епископство в Дабаре на реке Лим было расположено ближе к границе с Боснией, чтобы воздействовать на тамошний православный элемент и подавлять учение богомилов . Епископство Зета располагалось на полуострове Превлака , в Которском заливе , вне самой настоящей Зеты , а епископство Хум в Стоне ; оба они находились почти на окраине королевства, очевидно, с целью борьбы с католическими действиями, распространявшимися особенно из католических епархий Котора и Дубровника. В прежние времена православные монастыри также находились под надзором Католической архиепархии Бара; после действий Саввы это общение начало меняться в противоположную сторону. После организации Саввы православие окончательно стало государственной религией Сербии. Сава в этом плане работал последовательно и без оглядки. Богомилы были запрещены еще его отцом Неманией, а Савва, будучи афонским латинофобом, делал все возможное, чтобы предотвратить и ослабить влияние католицизма. Через свое духовенство, на которое он непосредственно влиял примером и поучением, Савва поднимал и общий культурный уровень всего народа, стремясь развивать человеческие добродетели и чувство гражданского долга. Сербская государственная мысль династии Неманичей была создана политически Неманьей, но духовно и интеллектуально Савой. [42] [43]

Первое паломничество

[ редактировать ]
Мар-Саба , где Сава основал сербские ячейки.
Троеручица сербская православная икона.

После коронации своего племянника Радослава , сына Стефана, Савва в 1229 году покинул сербское мореплавание и отправился в путешествие в Палестину . Он посетил почти все святые места и одарил их ценными дарами. [44] Патриарх Иерусалимский Афанасий вместе с остальными святителями, и особенно монахами, тепло встретил и приветствовал его. Савва спросил у своего хозяина Афанасия II и Великую лаврскую братию во главе с игуменом Николаем, может ли он приобрести два монастыря на Святой Земле . Его просьба была принята, и ему были предложены монастыри Святого Иоанна Богослова на горе Сион и монастырь Святого Георгия в Акконе - оба для проживания сербских монахов. На обратном пути он посетил Никею и византийского императора Иоанна Ватаца (годы правления 1221–1254), где пробыл несколько дней. Оттуда он продолжил свой путь на Афон, в Хиландар, а затем через Салоники в Сербию. Во время посещения Мар-Сабы ему подарили Троеручицу («Трехрукую Богородицу»), икону Кормящей Мадонны и посох Саввы Освященного , который он привез в Хиландар. После недолгого пребывания в Студенице Савва отправился в четырехлетнее путешествие по странам, где подтвердил богословские учения и представил конституции и обычаи монашеской жизни, которые необходимо соблюдать, как он видел на Афоне, в Палестине и на Ближнем Востоке. . [45]

Второе паломничество и смерть

[ редактировать ]

После смены престола в 1234 году, когда короля Радослава сменил его брат Владислав , архиепископ Савва начал свое второе путешествие в Святую Землю. [46] До этого Сава назначил своего верного ученика Арсения Сремаца . своим преемником на престоле Сербского архиепископства [46] Доментиан говорит, что Сава выбрал Арсения благодаря своему «ясновидению», а Теодосий далее заявляет, что он был выбран, потому что Сава знал, что он «без зла и более справедлив, чем другие, прошедший предварительную подготовку во всем, всегда боясь Бога и тщательно соблюдая Его заповеди». [46] Этот шаг был мудрым и обдуманным; еще при жизни он выбрал себе достойного преемника, поскольку знал, что дальнейшая судьба Сербской Церкви во многом зависела от личности преемника. [46]

Сава начал свое путешествие из Будвы , затем через Бриндизи в Италии в Акру . [46] На этом пути он пережил различные неприятные события, такие как организованное пиратское нападение в бурном Средиземном море , которое, однако, закончилось хорошо. [46] В Акре он остановился в своем монастыре, посвященном св. Георгию, который ранее купил у латинян , а затем оттуда отправился в Иерусалим , в монастырь св. Иоанна Апостола, «который он, как только приехав, выкупил от сарацин , во имя его». [46] Савва долгое время находился в Иерусалиме; он снова был дружески и по-братски принят патриархом Афанасием. [46] Из Иерусалима он отправился в Александрию , где посетил патриарха Николая, с которым обменялся подарками. [46]

Объехав святые места Египта , он вернулся в Иерусалим, откуда отправился на Синай , где провел Великий пост . [46] [47] Он ненадолго вернулся в Иерусалим, затем отправился в Антиохию , а оттуда через Армению и «тюркские земли» пошел по «Сирийскому морю», а затем вернулся на корабле в Антиохию. [46] На корабле Савве стало плохо, и он не мог есть. [46] После более длительного путешествия он прибыл в Константинополь, где ненадолго задержался. [46] Савва сначала хотел вернуться домой через Афон (по словам Доментиана), но вместо этого решил посетить болгарскую столицу Тырново , где его тепло и дружелюбно принял болгарский император Иван Асен II (тесть короля Владислава). ) и Болгарский Патриарх Иоаким. [48]

Савва умер больным по пути домой из Святой Земли 12 января 1235 года в Тырново , Болгарская империя .

Как и во всех своих путешествиях, он давал богатые дары церквям и монастырям: «[он] подарил также Болгарскому Патриархату священнические почетные одежды, золотые книги и подсвечники, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, и другую церковную утварь», как пишет Теодосие. . [49] Сава после долгой работы и многих дальних поездок прибыл в Тырново усталым и больным человеком. [50] Когда болезнь одолела его и он увидел, что конец близок, он отправил часть своей свиты в Сербию с подарками и всем, что он купил по его благословению, чтобы раздать «своим детям». [50] Панегирик состоял из четырех произведений. [51] Доментижан сообщил, что он умер между субботой и воскресеньем, скорее всего, 27 января [ OS 14 января] 1235 года. [50]

Савва был с почестями похоронен в храме Святых сорока мучеников . [52] Тело Саввы было возвращено в Сербию после ряда просьб. [52] и затем был похоронен в Милешевом монастыре , построенном Владиславом в 1234 году. [52] [53] По словам Теодосия, архиепископ Арсений сказал Владиславу: «Не приятно и не приятно ни перед Богом, ни перед народом оставить нашего отца [Савву], подаренного нам Христом. Равным апостолам, совершившим столько подвигов и бесчисленных усилий для сербского народа». земли, украшая его церквами и царством, архиепископством и епископами, и всеми конституциями и законами, – что мощи его лежат вне отечества его и престола церкви его, в чужой земле». [50] Король Владислав дважды отправлял делегации к своему тестю Асену с просьбой позволить перенести мощи Саввы на отечество, но император был неугоден. [50] Затем Владислав лично посетил его и, наконец, получил одобрение и привез мощи в Сербию. [50] С высшими церковными и государственными почестями мощи святого Саввы были перенесены из церкви Святых Сорока мучеников в Милешева 19 мая [ OS 6 мая] 1237 года. «Король и архиепископ, с епископами и игуменами и многими дворянами, все вместе, малые и великие, несли святителю великую радость с псалмами и песнями». [50] Савва был канонизирован, а мощи его считались чудотворными; его культ сохранялся на протяжении всего средневековья и османского владычества . [52]

Наследие

[ редактировать ]
Фреска Святого Саввы в монастыре Богородица Левишка

Святой Савва – защитник сербского народа: его почитают как покровителя церквей, семей, школ и ремесленников. [54] Его праздник также почитают греки, болгары, румыны и русские. [54] Многочисленные топонимы и другие свидетельства, сохранившиеся до наших дней, убедительно говорят о распространенности культа Святого Саввы. [54] Святой Савва считается отцом сербского образования и литературы; он является автором «Жития святого Симеона» (Стефан Неманья, его отец), первой сербской агиографии. [54] Ему были присвоены различные почетные титулы, такие как «Отец» и «Просветитель». [б]

На основе религиозного культа сербский народ построил культ Святого Саввы; О его жизни, деятельности, заслугах, добре, справедливости и мудрости было создано множество песен, сказаний и легенд, а его мощи стали предметом национального и этнополитического культа, средоточием освободительных идей. [54] В 1840 году по предложению Николича ректора лицея Атанасия праздник Святого Саввы был выбран для празднования Образования ежегодного . Он отмечался как школьный праздник до 1945 года, когда коммунистические власти отменили его. В 1990 году он был вновь введен в качестве школьных каникул. [55]

Сербская Православная Церковь чтит святого Савву 27 января [ OS 14 января]. [54]

Биографии

[ редактировать ]

Первое, более короткое, жизнеописание святого Саввы было написано его преемником архиепископом Арсением. [56] Транскрипт сохранился в рукописи на пергаменте, датируемой 13 или 14 веком. [56] Доментиян (ок. 1210 – после 1264), афонский монах, написал « Житие святого Саввы» в 1253 году. [57] Он подарил его сербскому королю Стефану Урошу I (годы правления 1243–1276). [56] В этой биографии описана жизнь Саввы от рождения до захоронения в Тырново. [56] Теодосий (1246–1328), также афонский монах, написал « Житие святого Саввы» в Хиландаре в конце XIII века. [56] В основу его легла биография Доментиана, однако, в отличие от последнего, повествования которого отличаются вдумчивой и торжественной риторикой, биография Теодосие более теплая, с чертами агиографического повествования . [56] Описание событий Теодосии производит впечатление романа , но не искажает исторический ход событий. [56] Католический епископ Иван Мрнавич , современник сербского патриарха Пайсие , опубликовал в Риме в 1630–1631 гг. биографию святого Саввы на латыни, которая позже была переведена на сербский язык Веселином Чайкановичем (1881–1946); в этой биографии много исторических неточностей. [56] Сохранилось множество стенограмм биографии Доментиана и многие другие биографии Теодосие. [58] О нем писал епископ Боснии Джованни Томас Марнавич .

Реликвии

[ редактировать ]

Присутствие мощей святого Саввы в Сербии имело церковно-религиозное и политическое значение, особенно в период Османской империи. [50] Ни один человек среди сербов не был вплетен в сознание и бытие народа так, как святой Савва, с его времени и до наших дней. [50] В 1377 году боснийец Бан Твртко был коронован королем в присутствии мощей Саввы. [50] В 1448 году герцог Стефан Вукчич Косача из Хума назвал себя «герцогом (герцогом) Святого Саввы». [50] Культ объединил все южнославянские народы, особенно православных сербов, а его могила также была местом паломничества католиков и мусульман. [50] Иностранные писатели XVI века Жан Сесно (1547 г.) и Екатерина Зен (1550 г.) отмечали, что мусульмане уважали могилу святого Саввы и боялись его. [59] Бенедикто Рамберти (1553 г.) сказал, что турки и евреи дали Милешевой больше милостыни, чем сербы. [56]

Сожжение мощей святого Саввы османами после Банатского восстания , 27 апреля 1595 года. Картина Стевана Алексича (1912).

Сожжение мощей

[ редактировать ]

Когда сербы в Банате восстали против османов в 1594 году, используя портрет святого Саввы на своих военных флагах , османы в ответ сожгли мощи святого Саввы на плато Врачар в Белграде . [56] Великий визирь Коджа Синан-паша , главный командующий османской армией, приказал доставить реликвии из Милешевы в Белград, где 27 апреля поджег их. [60] Монах Никифор из монастыря Фенек писал, что «было совершено великое насилие над духовенством и разорение монастырей». [56] Османы стремились символически и реально поджечь стремление сербов к свободе, которое становилось все более заметным. Однако это событие вызвало рост повстанческой активности вплоть до подавления восстания в 1595 году. [61] Считается, что его левая рука была сохранена]; в настоящее время он проводится в Милешеве. [62]

Церковь Святого Саввы построена недалеко от места, где были сожжены его мощи. Ее строительство началось в 1930-е годы и завершилось в 2004 году. Это одна из крупнейших церквей в мире.

Богослужения

[ редактировать ]

богослужения службы В его честь после его погребения были устроены . Самая ранняя служба датируется царствованием короля Владислава, в которой святой Савва упоминается среди убитых монахов на Синае. [58] В нем он сравнивается со святыми Сергием и Вакхом , мощи которых хранятся в Милешевском монастыре. [58] В службе он назван просветителем на земле и упомянуто поклонение его иконе. [58] Святому Савве посвящены две службы: одна посвящена его Успению (смерти), а вторая – перенесению его мощей. [58] Никола и Радослав написали службу по перенесению его мощей ок. 1330. [58] Другие службы, посвященные переводу, также были составлены в 1599 г. иноком Георгием и написаны протоигуменом Висарионом Завальским в 1659–1660 гг. [58] Эти услуги были заменены услугами Теодосие. [58] Неизвестный автор службы Успения святого Саввы , монах Милешевой, говорит ему: «Отец отцов – правила духовенства, цельный образец, добродетель монахов, укрепление церкви, маяк любви, престол чувств, источник милосердия, огневдохновенный язык, уста сладких слов, церковный сосуд Божий, умственное небо стань – Богодобрый святитель Христов». [58]

Памятник, комплекс (день) и парадная аллея (ночь) церкви Святого Саввы ,
одна из крупнейших церквей в мире .

Церкви, посвященные Святому Савве

[ редактировать ]

Здесь много храмов ( храмов ), посвященных святому Савве. Еще в начале XIV века сербский архиепископ Никодим I (ум. 1316–1324) посвятил ему церковь. [58] Елена Болгарская , жена императора Стефана Душана (годы правления 1331–1355), основала на вершине башни в Кариесе часовню, посвященную святым Симеону и святому Савве. [58] Ему посвящена одна из церквей Россикона на Афоне, а также церковь в Салониках. [58] Ему посвящены церкви по всей Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории, а также церкви в общинах диаспоры . [63]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Фреска в Печском Патриархате

Почти нет сербских церквей, в которых не было бы изображения Святого Саввы. [64] Чаще всего его изображают архиереем ( arhijerej , главный жрец) или вместе со своим отцом, святым Симеоном. [64] Наиболее известные из его фресковых изображений находятся в монастырях Студеница , Милешева , Печ , Морача , Ариле , Сопочани , Дечани , Хиландар , Богородица Левишка , Псача , Лесново , монастырь Марко , Матеич , Нагоричано , Никита , Андрияш , Бела Црква . , Бальевац , Павлица , Любостиня , Ресава , Копорин , Прохор Пчиньский , Руденица , Благовестенье и Св. Николая и Овчара , Ежевичицы , Поганово и др.; он изображен с династией Неманичей ( лоза Неманича ) в Дечанах , Пече и Ораховице . [64] Перевод его мощей проиллюстрирован в церкви монастыря Градац , а в монастыре Печ (в храме Богородицы Одигитрие) изображена сцена, где Савва назначает своего преемника Арсения. [64] В церкви Святого Георгия, также в монастыре Печ , изображено собрание Саввы. [64] Иконописец ( зограф ) Георгий Митрофанович иллюстрировал события из жития святого Саввы в столовой Хиландара . [64] «Сербские чудотворцы» Савва и Симеон изображены на Архангельском соборе в Кремле , в Москве. [64] В часовне Рильского монастыря в Болгарии Житие святого Саввы изображено в восьми композициях, а в афонском монастыре Пантелеймонова монастыря он изображен в виде монаха. [64]

Святой Савва изображен со святым Симеоном на иконе XIV века, хранящейся в Национальном музее в Белграде, и на иконе, хранящейся в Национальном музее в Бухаресте. [64] Пара изображена на десятках икон, хранящихся в Хиландаре. [64] Другие иконы их находятся в монастырях Лепавина и Крка . [64] и на триптихе Ораховицы. [54] На иконе Морачи, рядом со сценой из его жизни, он изображен со святыми Симеоном, князем Стефаном и святым Кириллом Философом. [54]

Графические иллюстрации святого Саввы встречаются в старинных сербских печатных книгах: «Триоде» из типографии «Мркшина Црква» (1566 г.), «Зборнике Якова Каменной Реки» (1566 г.), а также «Соборнике Божидара Вуковича » (1546 г.), где он изображен с Святой Симеон. [54] Есть примечательные изображения Саввы в халькографии , одно из которых было сделано Захарием Орфелином (1726–1785). [54] В Хиландаре есть две гравюры на дереве, изображающие святых Савву и святого Симеона, держащих икону Троеручицы . [54] Его личность изображена на многочисленных литургических металлических и текстильных изделиях, а он и сцены из его жизни освещены во многих рукописях и печатных книгах. [54]

Литература

[ редактировать ]

Многие сербские поэты написали стихи, посвященные Св. Сава. К ним относятся « » Йована Йовановича Дракона (1833–1904) Под иконой Святого Саввы и слезами Святого Саввы , » Воислава Илича (1860–1894) «Святой Савва и Српкиница , «Святой Савва» Милорада Поповича Шапчанина (1841–1895) . , Алекса Шантич (1868–1924) Перед иконой Святого Саввы , Прах Святого Саввы , Святой Савва на Голгофе , Воислава Илича ) Святой Савва , Николай Велимирович (1881–1956 ) ( 1877–1944 Святой Савва , Слова святого Саввы и песнь святому Савве , Святой Савва Милана Петровича (1902–1963), Святой Савва Васько Попа (1922–1991) . Путешествие Саввы , Момчило Тешич (1911–1992) Святой Савва , Десанка Максимович (1898–1993) Монолог Саввы , Матия Беккович (р. 1939) История Святого Саввы , Мичо Елич Грнович (р. 1942) ) ) Колыбельная и другие.

Работает

[ редактировать ]

Самые ранние произведения Саввы были посвящены подвижнической и монашеской жизни: Карейский типикон и Хиландарский типикон. [65] По своей природе они являются церковными законами, основанными строго на нелитературных произведениях, однако в них некоторые моменты пришли к выражению косвенного значения для установления той атмосферы, в которой возникли оригинальные и в узком смысле литературные произведения Саввы. существовать. [65] Кроме того, здесь выявляются особенности языка и стиля Саввы, особенно в тех абзацах, которые являются его конкретными интерпретациями или самостоятельными дополнениями. [65]

Карейский типикон с подписью Саввы (1199 г.).
  • Карейский типикон , написанный для кельи Кариеса в 1199 году. По сути, это перевод стандартного греческого аскетического типикона. Оно стало образцом сербского одиночного или отшельнического монашества и за пределами Афона. [66]
  • Хиландарский типикон , написанный для Хиландара в 1199 году. Составлен как перевод и переработка вступительной части греческого типикона Богородицы Эвергетис из Константинополя. Сава использовал лишь некоторые части этого типикона, добавляя свои собственные, различные правила, адаптированные к потребностям Хиландара. Он и его отец пожертвовали монастырь Эвергетис, и Савва останавливался там во время своих поездок в Константинополь, видимо, ему нравился порядок и образ жизни в этом монастыре. Этот типикон должен был стать общим управляющим приказом для других сербских монастырей (с небольшими изменениями Савва написал Студеницкий типикон в 1208 году). [67] Хиландарский типикон содержит правила духовной жизни в монастыре и организации различных служб монашеской общины ( општежича ). [68]

Организация Сербской церкви с объединенными территориями была поставлена ​​на совершенно новую основу. Развивалась деятельность крупных монастырей; Забота о миссионерской работе была возложена на протопопов . Правовой регламент Сербской Церкви был составлен сводом нового, независимого сборника Саввы – Номоканона или Крмчии ; Благодаря этой кодификации византийского права Сербия уже в начале XIII века получила прочный правовой порядок и стала правовым государством, в котором было продолжено богатое наследие греко-римского права. [69] [70]

1262 г., стенограмма Законоправила ( 1220 г.).
  • Номоканон (ср. Законоправило ) или Крмчия , созданный, скорее всего, в Салониках в 1220 году, когда Савва вернулся из Никеи в Сербию, по поводу организации новой, автокефальной Сербской церкви. Это был сборник государственного («гражданского») права и религиозных правил или канонов с толкованиями знаменитых византийских канонистов, которые сами по себе были своего рода источником права. Как и византийские номоканоны, с интерпретацией или без нее, сербский номоканон был основным источником и памятником права; в средневековом сербском государстве оно было источником первого порядка как « божественного права »; после него были созданы законодательства сербских правителей (в том числе Кодекс Душана ). Сава был инициатором создания этого сборника, а перевод, скорее всего, был трудом разных авторов, более старых и современных Савве. Важным фактом является то, что выбор компиляции в этом номоканоне был уникальным: в греческой рукописной традиции она не сохранилась. В церковном плане это очень характерно, поскольку оно противоречит взглядам того периода, действовавшим на церковно-государственные отношения в Византии, и восстанавливает некоторые старые концепции, на которых настаивает суверенитет божественного закона. [71]

К его литургическим уставам относятся также псалтирские законы (Ustav za držanje Psaltira), которые он переводил с греческого, или, как, возможно, имеет место Номоканон, был лишь инициатором, организатором и руководителем перевода. [72] Его личное письмо, написанное из Иерусалима своему ученику игумену Спиридону в Студенице, показывает приближение Саввы к литературе. Это первое произведение эпистолярного жанра, сохранившееся в старой сербской литературе. Богослов Лазарь Миркович (1885–1968) отмечал: «С большим чувством и тоской по отечеству в далеком мире и заботой о делах на родине Савва написал это письмо Спиридону, сообщая о нем и его окружении, о их заболевании. по дороге, как они пожертвовали святым местам, куда он намеревался поехать, и вместе с письмом прислал дары: крест, складку, ткань и камешки. Крест и складку положили на могилу Христа, а отсюда и эти дары. получил большую ценность, возможно, Сава нашел ткань в Иордане». [73] Письмо сохранилось в копиях XIV века, хранящихся в монастыре Велика Ремета . [74] Однако настоящая литературная природа Саввы раскрывается лишь в его агиографических и поэтических сочинениях. Каждый в своем жанре они стоят у истоков развития удобных литературных жанров в независимой сербской литературе. [75]

В Хиландарский типикон Савва включил « Краткое житие святого Симеона Немани» , в котором повествуется о жизни Симеона между его прибытием в Хиландар и смертью. Оно было написано сразу после его смерти, в 1199 или 1200 году. Развернутое житие преп. Симеона было написано во введении к Студеническому типикону (1208 г.). [76]

  • Житие святого Симеона , написанное в 1208 году как ктетор -житие основателя Студеницы. [76] Оно было выполнено по правилам византийской литературы. [76] Сама агиография, жизнеописание святого, была одним из основных жанров прозы в Византии. [76] Агиографии были написаны для создания или распространения культа святого и передавали качества и добродетели рассматриваемого человека. [76] Работа была сосредоточена на монашеском характере Симеона, используя биографические сведения как дополнение к его отречению от престола, власти и размера в мире ради Царства Небесного. [77] Симеон изображен как яркий пример отречения от земной жизни, как представитель основных евангельских учений и основ их, особенно монашеской духовности. [77] В прелюдии слиты его биографическая предыстория (завоевания и подвиги) с хвалебными речами, за которыми следуют его монашеские подвиги и его смерть, заканчивающаяся молитвой вместо хвалы. [77] Язык прямой и простой, без излишней риторики, в котором узнается близкий свидетель и спутник, участник жизни преподобного Симеона (в Савве). [78] Милан Кашанин отметил, что «ни одна наша старая биография не является такой немного помпезной, такой немного риторической и такой теплой и человечной, как биография Неманьи». [78]

Рукописей произведений святого Саввы сохранилось очень мало. [79] Помимо Карийского Типикона, копия которого, свиток, сегодня хранится в Хиландаре, считается, что нет оригинальной рукописи ( автографа ) святого Саввы. [79] Оригинал Хартии Хиландара (1198 г.) был утерян во время Первой мировой войны. [79]

Св. Савва считается основоположником независимой средневековой сербской литературы . [80]

Фреска монастыря Грачаница .

Савва основывал и реконструировал церкви и монастыри, где бы он ни останавливался. [37] Во время пребывания в Ватопеде, еще до приезда отца (1197 г.), он основал три часовни ( параклиси ). [37] Он покрыл монастырскую церковь свинцом и считался вторым ктетором , а также пожертвовал очень ценные предметы церковного искусства. [37] Вместе с отцом он был великим, вторым ктетором монастырей Ивирона , Великой Лавры и церквей в Кариесе . [44] Самым важным был Хиландар вместе со своим отцом (1198 г.). [44] Затем он основал келлию в Кариесе, а в 1199 году стал ктетором еще трех автонитских монастырей: Каракаллу , Ксеропотаму и Филофея . [44] В 1197 году он дал большой вклад Константинопольскому монастырю Святой Богородицы Эвергета, то же самое сделал Филокаллу в Салониках; «Поскольку он также дал много золота на возведение этого монастыря, население там считает его ктетором » , по словам Теодосия. [44]

Вернувшись в Сербию в 1206 году, Савва продолжил свое дело. Была расписана церковь Богородицы в Студенице и освящены два скита близ Студеницы. [44] Его самым важным архитектурным произведением был Дом Святого Спасителя, называемый Жича, первая резиденция Сербского архиепископства. [44] В Пече он построил церковь Святых Апостолов, а также участвовал в строительстве Милешевского монастыря. [44] В Палестине , на горе Синай , он основал монастырь Святого Апостола Иоанна, как приют для сербских паломников. [44] Савва пожертвовал золото многим монастырям в Палестине, Салониках и особенно на Афоне. [44] Его ктеторская деятельность была выражением глубокой преданности и искренней верности христианским идеалам. [44]

И многие другие церкви по всей Сербии.

Реконструкции
Пожертвования

И многие другие пожертвования в Иерусалиме и Сербии .

См. также

[ редактировать ]
Титулы Восточной Православной Церкви
Первый
Архиепископ сербский
6 декабря 1219 – 1233 гг.
Преемник
Королевские титулы
Предшественник Принц Хума
под руководством Стефана Немани

1190 – 1192
Преемник
Мирослав или Тольен

Аннотации

[ редактировать ]
  1. ^
    Источники указывают год его рождения либо 1169, либо 1174 год. [81] На официальном сайте Сербской Православной Церкви указано, что это «около 1174 года». Историки Слободан Милеушнич [81] и Алексис Власто [10] поддерживает ок. 1174.
  2. ^
    На протяжении всей истории Сава удостаивался различных почетных званий. Он получил народный эпитет «Просветитель (просветитель) сербов». [39] В других родословиях и летописях, а также во многих записях и надписях ему присвоены титулы: «Первый архиепископ и учитель и просветитель и с Богом просветитель отечества своего», «Первый святой и учитель», «Великий чудотворец». и т. д. (дополнительную информацию: Радован Самарджич (1981). Писатели сербской истории . Том. 2. Образование. п. 19. ISBN  9788607007905 . )
  1. ^ «Святой Савва Сербский» . Независимые католические новости . Архивировано из оригинала 14 января 2018 г. Проверено 19 августа 2021 г.
  2. ^ «Святой Савва, архиепископ Сербский» . Католическое информационное агентство . Проверено 19 августа 2021 г.
  3. ^ «Святой Савва – Святые и Ангелы» . Католик онлайн . Проверено 19 августа 2021 г.
  4. ^ Dvornik 1962 , pp. 94–100.
  5. ^ Матеич 1976 .
  6. ^ Оболенский 1988 , стр. 115–172.
  7. ^ Speake 2018 , стр. 77–92.
  8. ^ Короткометражка 2018 , стр. 91–99.
  9. ^ Радич 2007 , стр. 234.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Власто 1970 , с. 218.
  11. ^ Яковлевич 2015 , стр. 423–432.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Милеушнич 2000 , стр. 38.
  13. ^ Файн 1994 , с. 19.
  14. ^ Файн 1994 , с. 52.
  15. ^ Файн 1994 , с. 20.
  16. ^ Оболенский 1974 , с. 291.
  17. ^ Оболенский 1988 , с. 115.
  18. ^ Перейти обратно: а б Милеушнич 2000 , стр. 30.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 39.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Спик 2018 , с. 83.
  21. ^ Fine 1994 , стр. 41–48.
  22. ^ Файн 1994 , с. 79.
  23. ^ Чиркович, Корач и Бабич 1986 , стр. 13.
  24. ^ Батакович 2005 , стр. 19.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Милеушнич 2000 , стр. 40.
  26. ^ Чиркович, Корач и Бабич 1986 , стр. 16–19.
  27. ^ Чиркович 2004 , стр. 38.
  28. ^ Файн 1994 , с. 107.
  29. ^ Калич 2017 , стр. 8–9, 15.
  30. ^ Fine 1994 , стр. 116–119.
  31. ^ Острогорский 1956 , с. 383.
  32. ^ Благоевич 1993 , стр. 27–28.
  33. ^ Чиркович 2004 , стр. 28, 42–43.
  34. ^ Ферьянчич и Максимович 2014 , стр. 37–54.
  35. ^ Марьянович 2018 , стр. 41–50.
  36. ^ Ван Трихт 2011 , стр. 402–405.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Милеушнич 2000 , стр. 41.
  38. ^ Попович 2002 , стр. 171–184.
  39. ^ Перейти обратно: а б Файн 1994 , с. 118.
  40. ^ Драгойлович 1993 , стр. 36.
  41. ^ Короткий 2006 , с. 393.
  42. ^ Картер 1969 , стр. 39–56.
  43. ^ Драгойлович 1993 , стр. 32–40.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 42.
  45. ^ Маркович 2009 , стр. 267–271.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Милеушнич 2000 , стр. 43.
  47. ^ Тодорович, Милош (2021). Сербско-египетские межкультурные отношения . Белград: Алия Мунди. стр. 138–139. ISBN  978-86-81396-12-4 . Проверено 8 июля 2021 г.
  48. ^ Дуйчев 1978 , стр. 17–29.
  49. ^ Милеушнич 2000 , стр. 43–44.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 44.
  51. ^ Попович Даница (2014). «Похваление Святой Земли преподобному Савве Сербскому» . Балканский (45): 55–69. дои : 10.2298/BALC1445055P .
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1994 , с. 136.
  53. ^ Коротко 2019 , с. 515.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 48.
  55. ^ «Сегодня праздник Святого Саввы, школьный праздник» . РТС (на сербском языке). 25 января 2020 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 45.
  57. ^ Милькович 2008 , стр. 304–338.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 46.
  59. ^ Милеушнич 2000 , стр. 44–45.
  60. ^ Чиркович 2004 , стр. 141.
  61. ^ Сотирович 2011 , стр. 164–165.
  62. ^ Милешева: Рука Святого Саввы
  63. ^ Милеушнич 2000 , стр. 46–47.
  64. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 47.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 12.
  66. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 13
  67. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 14
  68. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 15
  69. ^ Примечания 1994 г. , стр. 307.
  70. ^ Шаркич 2011 , стр. 241–248.
  71. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 17
  72. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 18.
  73. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 19.
  74. ^ Джуро Даничич (1872 г.). «Послание святителя Саввы, архиепископа Сербского» . РАЗРЫВ.
  75. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 20.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д и Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 21
  77. ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 24.
  78. ^ Перейти обратно: а б Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 25.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Рукописи.
  80. ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 3–5.
  81. ^ Перейти обратно: а б Милеушнич 2000 , стр. 37.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a1688850d0d9f2c0586481acaa0ccd4__1722392520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/d4/7a1688850d0d9f2c0586481acaa0ccd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Sava - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)