Святой Савва
Собственный Архиепископ Сербский Просветитель | |
---|---|
Князь , Архиепископ , Исповедник , Равноапостольные | |
Рожденный | Растко Неманич 1169 или 1174 [а] Градина, Зета |
Умер | Тырново , Болгарская империя. | 27 января 1236 г. (61–62 или 66–67)
Почитается в | Восточная Православная Церковь Католическая церковь [1] [2] [3] |
Главный храм | Церковь Святого Саввы , Белград |
Праздник | 27 января [ по ст. ст. ] 14 января |
Атрибуты | Ктетор , педагог, богослов, законодатель, дипломат, защитник бедных, писатель |
Покровительство | Сербия, Сербы, Сербские школы |
Сербский архиепископ | |
Церковь | Сербская Православная Церковь |
Видеть | Жича |
Установлено | 1219 |
Срок закончился | 1235 |
Преемник | Арсений |
Другие сообщения | Архимандрит |
Заказы | |
Рукоположение | Патриарх Константинопольский Мануил I. |
Личные данные | |
Похороненный | Церковь Святых сорока мучеников (до 6 мая 1237 г.) Милешева (до 1594 г.) |
Национальность | сербский |
Номинал | Православный христианин |
Родители | Стефан Неманья и Ана |
Занятие | архиепископ |
Подпись |
Святой Савва ( сербский : Свети Сава , латинизированный : Свети Сава , произносится [sʋɛ̂ːtiː sώːʋa] ; Старославянский : Свѧтъ Сава / ⰔⰂⰤⰕⰟ ⰔⰀⰂⰀ ; Греческий : Άγιος Σάββας ; 1169 или 1174 — 14 января 1236), известный как Просветитель , — сербский князь и православный монах, первый архиепископ автокефальной Сербской Церкви , основатель сербского права и дипломат . Сава, родившийся как Растко Неманич ( сербская кириллица : Растко Немањић ), был младшим сыном сербского великого князя Стефана Немани (основателя династии Неманичей ) и недолго правил уделом Захлумии в 1190–1192 годах. Затем он ушел на Афон , где стал монахом с именем Савва ( Савва ). На Афоне он основал монастырь Хиландар , ставший одним из важнейших культурных и религиозных центров сербского народа. В 1219 году Патриархат сосланный в Никее признал его первым сербским архиепископом, и в том же году он написал старейшую известную конституцию Сербии, «Законоправило» номоканон , обеспечив тем самым полную религиозную и политическую независимость. Сава считается основателем сербской средневековой литературы . [4] [5] [6] [7] [8]
Его широко считают одной из самых важных фигур в сербской истории . Сава считается для сербов тем же, чем Аверроэс для мусульман и Маймонид для евреев . Святой Савва почитается Восточной Православной Церковью 27 января [ OS 14 января]. Многие художественные произведения от средневековья до современности интерпретировали его жизнь. Он является покровителем Сербии, сербов и сербского образования. Ему посвящена церковь Святого Саввы в Белграде , построенная на месте, где османы сожгли его останки в 1594 году. [9] во время восстания, в ходе которого сербы использовали изображения Саввы в качестве своих военных флагов; Церковь является одним из крупнейших церковных зданий в мире .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Растко ( сербская кириллица : Растко Неманич , Сербское произношение: [râstkɔ nɛ̌maɲitɕ] ), уменьшительное от Растислав , [10] родился в 1169 или 1174 году [а] в Градине (современная Подгорица ). Будучи младшим сыном великого князя Стефана Немани и его жены Аны , [11] князь Растко принадлежал к первому поколению династии Неманичей вместе со своими братьями Вуканом и Стефаном . Его биографы отмечают, что он родился после перерыва в деторождении пары и поэтому был особенно дорог. При сербском дворе братья получили хорошее образование [10] в византийской традиции, имевшей большое политическое, культурное и религиозное влияние в Сербии. [12] Он вырос в период активной международной деятельности в Сербии. Растко показал себя серьезным и аскетичным ; как младший сын, он в раннем возрасте стал принцем Хума. [10] примерно через 1190. [13] Хум был провинцией между Неретвой и Дубровником ( Рагузой ). [12] Имея собственный двор с магнатами ( велможе ), высшими чиновниками и избранной местной знатью , управление в Хуме было не только почетным званием, но представляло собой практическую школу государственного управления. Теодосий Хиландарий сказал, что Растко как правитель был «кротким и нежным, добрым ко всем, любящим бедных, как немногие другие, и очень уважающим монашескую жизнь». [12] Он не проявлял никакого интереса к славе, богатству или трону. [12] Управление Хумом ранее принадлежало его дяде Мирославу , который продолжал удерживать по крайней мере регион Лим с Биело-Поле, в то время как Растко владел Хумом. [14] Через два года, осенью 1192 года или вскоре после этого, Растко уехал из Хума на Афон . [10] Мирослав, возможно, продолжил править Хумом после ухода Растко. [15] Афонские монахи были частыми гостями при сербском дворе — возможно, лекции заставили его покинуть страну. [10]
Гора Афон
[ редактировать ]По прибытии на Афон Растко поступил в русский Свято-Пантелеймоновский монастырь , где получил монашеское имя Савва ( Савва ). [12] По традиции, его духовным наставником или наставником был русский монах. [10] и, как сообщается, ранее посещал сербский двор вместе с другими афонскими монахами. [12] Затем Савва поступил в греческий Ватопедский монастырь, где пробыл следующие семь лет, и ближе познакомился с греческой богословской и церковно-управленческой литературой. Его отец пытался уговорить его вернуться в Сербию, но Савва был полон решимости и ответил: «Ты совершил все, что должен сделать христианский государь; приходи теперь и присоединяйся ко мне в истинно христианской жизни». [10] Юные годы на Афоне оказали значительное влияние на формирование его личности, именно здесь он нашел образцы, по которым ему предстоит организовать монашескую и церковную жизнь в Сербии. [16] [17]
Стефан Неманья последовал совету сына [10] - он созвал собрание в Студенице и отрекся от престола 25 марта 1196 года, передав трон своему среднему сыну Стефану . [12] На следующий день Неманья и его жена Ана приняли монашество. [12] Неманья принял монашеское имя Симеон и оставался в Студенице до отъезда на Афон осенью 1197 года. [18] Прибытие очень обрадовало Савву и афонскую общину, поскольку Неманья как правитель много пожертвовал общине. Оба, с согласия игумена (настоятеля монастыря) Феостирикта Ватопедского, поздней осенью 1197 года совершили экскурсию по Афону, чтобы Симеон ознакомился со всеми его церквями и святынями; Неманья и Ана сделали пожертвования многочисленным монастырям, особенно Кариесу, Ивирону и Великой Лавре. [19]
Когда Савва посетил византийского императора Алексия III Ангела в Константинополе, он упомянул заброшенный и заброшенный Хиландар и попросил императора дать ему и его отцу разрешение восстановить монастырь и перенести его в Ватопед. [19] Император одобрил это и отправил своему другу Стефану Неманье ( монаху Симеону ) особую грамоту и значительное золото. [19] Затем Савва обратился к протосам Афона с просьбой поддержать усилия, чтобы монастырь Хиландар мог стать пристанищем для сербских монахов. [19] Все афонские монастыри, кроме Ватопеда, приняли это предложение. В июле 1198 года император Алексиос III издал хартию, которая отменяла предыдущее решение и вместо этого предоставила Симеону и Савве не только Хиландар, но и другие заброшенные монастыри в Милейде, в качестве пристанища и убежища для сербских монахов на Афоне. [19] Восстановление Хиландара началось быстро, и великий князь Стефан прислал деньги и другие предметы первой необходимости, а в 1199 году издал устав Хиландара. [19]
Савва написал для Хиландара типикон (богослужебный порядок) по образцу типикона монастыря Богородицы Эвергетиды в Константинополе. [19] Помимо Хиландара, Савва был ктетором (старшим ктитором ; основателем, дарителем) скита в Кариесе (престол Афона) для монахов, посвятивших себя уединению и молитве. [19] В 1199 году он является автором типикона Кариеса . [19] Наряду с скитом он построил часовню, посвященную Савве Освященному , имя которого получил по монашескому постригу. [19] Его отец умер 13 февраля 1199 года. [18] В 1204 году, после 13 апреля, Савва получил сан архимандрита . [20]
Поскольку Неманья ранее (1196 г.) решил передать власть Стефану , а не старшему сыну Вукану , последний тем временем начал заговор против Стефана. Он нашел союзника в лице венгерского короля Эмерик , с которым изгнал Стефана в Болгарию, а Вукан захватил сербский престол (1202 г.). Стефан вернулся в Сербию с армией в 1204 году и оттеснил Вукана к Зете , своей наследственной земле. [21] После проблем на Афоне с латинскими епископами и Бонифацием Монферратским после Четвертого крестового похода Савва вернулся в Сербию зимой 1205–1206 или 1206–1207 годов с останками своего отца, которые он перевез в дар своего отца, монастырь Студеница . а затем примирил своих ссорящихся братьев. [22] Савва спас страну от дальнейшего политического кризиса, прекратив династическую борьбу, а также завершил процесс канонизации Немани (Симеона) в лики святых. [23] [24]
Просвещение
[ редактировать ]Проведя 14 лет на Афоне, Савва обладал обширными богословскими знаниями и духовной силой. [19] Согласно биографии Саввы, его попросили научить двор и народ Сербии христианским законам и традициям и «таким образом вразумить и воспитать». [25] Затем Сава занимался религиозным и культурным просвещением сербского народа, воспитывая христианскую мораль, любовь и милосердие, одновременно занимаясь и церковной организацией. [25] С момента своего возвращения в 1206 году он стал игуменом Студеницы и , как ее старейшина, своевольно внес в Студеницкий типикон постановления о независимом статусе этого монастыря. [20] Он использовал общий хаос, в котором оказалась Византийская империя после осады Константинополя (1204 г.) в руки крестоносцев, и натянутые отношения между Эпирским деспотатом (где Охридское архиепископство находилось , которым была Сербская Церковь). подчинен) и Вселенскому Константинопольскому Патриархату в Никее , в свою пользу. Типикон Студеницы стал своего рода lex Specialis , который позволил Студенице иметь независимый статус («Здесь, следовательно, никто не должен иметь власти, ни епископ, ни кто-либо другой») по отношению к Епископству Рашка и Архиепископству Охридскому. Канонизация Немани и Студеницкого Типикона станет первым шагом к будущей автокефалии Сербской Церкви и возведению сербского правителя на престол десять лет спустя. [26] [20]
В 1217 году архимандрит Савва покинул Студеницу и вернулся на Афон. Его отъезд часть историков интерпретирует как реакцию на принятие его братом Стефаном королевской короны из Рима. [25] Незадолго до этого Стефан резко изменил политику, женившись на венецианской дворянке, и впоследствии попросил у Папы королевскую корону и политическую поддержку. [27] С созданием Латинской империи (1204 г.) Рим значительно усилил свою власть на Балканах. Стефан был коронован папским легатом, став равным другим королям, и был назван «первым коронованным королем» Сербии. [28] [29]
Политика Стефана, которая привела к событиям 1217 года, несколько расходилась с сербской православной традицией, представленной его братом, архимандритом Саввой, который отдавал предпочтение восточному православию и византийской церковной культуре в Сербии. Хотя Савва покинул Сербию, пока шли переговоры между Стефаном и Римом (видимо, из-за несогласия с чрезмерной зависимостью Стефана от Рима), он и его брат возобновили хорошие отношения после получения короны. Возможно, Савва не со всем был согласен в международной политике своего брата, однако его отъезд на Афон можно истолковать и как подготовку к получению автокефалии (независимости) Сербской архиепископии. [25] Его отъезд был запланирован, и Доментиан, и Теодосие, биографы Саввы, заявили, что перед отъездом из Студеницы он назначил нового игумена и «привел монастырь в хороший, правильный порядок, а также принял новую церковную конституцию и порядок монашеской жизни, который должен соблюдаться таким образом». ", после чего он покинул Сербию. [25]
Автокефалия и церковная организация
[ редактировать ]Превращение Сербии в королевство не означало полной независимости страны, по тогдашнему пониманию, если то же самое не было достигнуто с ее церковью. Правители таких стран, церковные органы которых были подчинены Константинополю, рассматривались как «правители более низкого статуса, подчиняющиеся высшему руководителю православного христианского мира - византийскому императору». Условия для автокефалии в Сербии в то время в значительной степени были соблюдены: значительное количество образованных монахов, упорядоченная монашеская жизнь, стабильная церковная иерархия, таким образом, «её автокефалия в некотором смысле была лишь вопросом времени». Для Саввы было важно, чтобы главу Сербской церкви назначал Константинополь, а не Рим. [30]
15 августа 1219 года, во время праздника Успения Божией Матери , Савва был рукоположен Константинопольским Патриархом Мануилом I в Никее в сан первого архиепископа автокефальной (независимой) Сербской Церкви. Таким образом, Константинопольский патриарх и его Синод назначили Савву первым архиепископом «сербских и приморских земель». [31] [32] [33] [34] [35] При поддержке императора Феодора I Ласкариса и «Честнейшего Патриарха и всего Константинопольского собрания» он получил благословение на то, чтобы сербские архиепископы получали хиротонию от собственных епископских собраний без согласия с Латинским Константинопольским Патриархом . [25] Таким образом, Савва обеспечил независимость церкви; в средние века церковь была опорой и важным фактором государственного суверенитета, политической и национальной идентичности. В то же время и Ласкарис, и Мануэль были рады тому, что сербская политика постоянно ориентировалась на Константина Великого наследие – Византию – а не на Рим. [36]
Из Никеи архиепископ Савва вернулся на Афон, где сделал обильные пожертвования монастырям. [25] В Хиландаре он обратился к вопросу управления: «особенно учил игумена, как во всякой добродетели показывать себя в пример другим; а братию еще раз учил, как прислушиваться ко всему, что говорит игумен, с страх Божий», как свидетельствует Теодосие. [25] Из Хиландара Савва отправился в Салоники , в монастырь Филокал, где некоторое время гостил у митрополита Салоникского Константина Месопотамского, с которым был большим другом с юности. [25] Его пребывание принесло большую пользу, поскольку он переписал множество трудов по праву, необходимых для его церкви. [37]
По возвращении в Сербию он занимался организацией Сербской церкви, особенно в отношении структуры епископств, расположенных на чувствительной границе с Римско-католическим Западом. [37] На собрании в Жиче в 1219 году Савва «избрал из своих учеников богоразумных, богобоязненных и честных людей, способных управляться по божественным законам и по преданию святых апостолов и хранить явления святые богоносные отцы, и рукоположил их и поставил во епископы» (Доментиан). [37] Савва раздал новоназначенным епископам книги законов и разослал их по епископствам во всех частях Сербии. [37] Неясно, сколько епископств он основал. Под его управлением находились следующие епископства: Зета ( Зецка ), находившаяся в монастыре Святого Архангела Михаила на Превлаке недалеко от Котора; Хум ( Хумска ), сидящий в монастыре Святой Богородицы в Стоне ; Дабар , сидящий в монастыре Св. Николая на Лиме; Моравица, расположенная в монастыре Святого Ахиллия в районе Моравицы; Будимля, сидящий в монастыре Святого Георгия; Топлица, сидящая в монастыре Св. Николая в районе Топлица; Хвосно, сидящий в монастыре Пресвятой Богородицы в Хвосненском районе; Жича, восседающая в Жиче , резиденции Церкви; Рашка, сидящая в монастыре Святых апостолов Петра и Павла в Пече ; Липлян, сидящий в Липляне ; Призрен, сидит в Призрене . [38] Среди его епископов были Иларион и Мефодий . В том же году Сава опубликовал Законоправило (или «Номоканон Святого Саввы»), первую конституцию Сербии; таким образом сербы приобрели обе формы независимости: политическую и религиозную. [39] [40]
Организационная работа Саввы была очень энергичной, и прежде всего новой организации был придан четкий национальный характер. Греческого епископа в Призрене заменил серб, его ученик. Это была не единственная особенность его боевого духа. Определение мест вновь созданных епископств также осуществлялось с особо государственно-религиозными намерениями. Архиепископство располагалось в монастыре Жича , новом поместье короля Стефана. [41] Епископство в Дабаре на реке Лим было расположено ближе к границе с Боснией, чтобы воздействовать на тамошний православный элемент и подавлять учение богомилов . Епископство Зета располагалось на полуострове Превлака , в Которском заливе , вне самой настоящей Зеты , а епископство Хум в Стоне ; оба они находились почти на окраине королевства, очевидно, с целью борьбы с католическими действиями, распространявшимися особенно из католических епархий Котора и Дубровника. В прежние времена православные монастыри также находились под надзором Католической архиепархии Бара; после действий Саввы это общение начало меняться в противоположную сторону. После организации Саввы православие окончательно стало государственной религией Сербии. Сава в этом плане работал последовательно и без оглядки. Богомилы были запрещены еще его отцом Неманией, а Савва, будучи афонским латинофобом, делал все возможное, чтобы предотвратить и ослабить влияние католицизма. Через свое духовенство, на которое он непосредственно влиял примером и поучением, Савва поднимал и общий культурный уровень всего народа, стремясь развивать человеческие добродетели и чувство гражданского долга. Сербская государственная мысль династии Неманичей была создана политически Неманьей, но духовно и интеллектуально Савой. [42] [43]
Первое паломничество
[ редактировать ]После коронации своего племянника Радослава , сына Стефана, Савва в 1229 году покинул сербское мореплавание и отправился в путешествие в Палестину . Он посетил почти все святые места и одарил их ценными дарами. [44] Патриарх Иерусалимский Афанасий вместе с остальными святителями, и особенно монахами, тепло встретил и приветствовал его. Савва спросил у своего хозяина Афанасия II и Великую лаврскую братию во главе с игуменом Николаем, может ли он приобрести два монастыря на Святой Земле . Его просьба была принята, и ему были предложены монастыри Святого Иоанна Богослова на горе Сион и монастырь Святого Георгия в Акконе - оба для проживания сербских монахов. На обратном пути он посетил Никею и византийского императора Иоанна Ватаца (годы правления 1221–1254), где пробыл несколько дней. Оттуда он продолжил свой путь на Афон, в Хиландар, а затем через Салоники в Сербию. Во время посещения Мар-Сабы ему подарили Троеручицу («Трехрукую Богородицу»), икону Кормящей Мадонны и посох Саввы Освященного , который он привез в Хиландар. После недолгого пребывания в Студенице Савва отправился в четырехлетнее путешествие по странам, где подтвердил богословские учения и представил конституции и обычаи монашеской жизни, которые необходимо соблюдать, как он видел на Афоне, в Палестине и на Ближнем Востоке. . [45]
Второе паломничество и смерть
[ редактировать ]После смены престола в 1234 году, когда короля Радослава сменил его брат Владислав , архиепископ Савва начал свое второе путешествие в Святую Землю. [46] До этого Сава назначил своего верного ученика Арсения Сремаца . своим преемником на престоле Сербского архиепископства [46] Доментиан говорит, что Сава выбрал Арсения благодаря своему «ясновидению», а Теодосий далее заявляет, что он был выбран, потому что Сава знал, что он «без зла и более справедлив, чем другие, прошедший предварительную подготовку во всем, всегда боясь Бога и тщательно соблюдая Его заповеди». [46] Этот шаг был мудрым и обдуманным; еще при жизни он выбрал себе достойного преемника, поскольку знал, что дальнейшая судьба Сербской Церкви во многом зависела от личности преемника. [46]
Сава начал свое путешествие из Будвы , затем через Бриндизи в Италии в Акру . [46] На этом пути он пережил различные неприятные события, такие как организованное пиратское нападение в бурном Средиземном море , которое, однако, закончилось хорошо. [46] В Акре он остановился в своем монастыре, посвященном св. Георгию, который ранее купил у латинян , а затем оттуда отправился в Иерусалим , в монастырь св. Иоанна Апостола, «который он, как только приехав, выкупил от сарацин , во имя его». [46] Савва долгое время находился в Иерусалиме; он снова был дружески и по-братски принят патриархом Афанасием. [46] Из Иерусалима он отправился в Александрию , где посетил патриарха Николая, с которым обменялся подарками. [46]
Объехав святые места Египта , он вернулся в Иерусалим, откуда отправился на Синай , где провел Великий пост . [46] [47] Он ненадолго вернулся в Иерусалим, затем отправился в Антиохию , а оттуда через Армению и «тюркские земли» пошел по «Сирийскому морю», а затем вернулся на корабле в Антиохию. [46] На корабле Савве стало плохо, и он не мог есть. [46] После более длительного путешествия он прибыл в Константинополь, где ненадолго задержался. [46] Савва сначала хотел вернуться домой через Афон (по словам Доментиана), но вместо этого решил посетить болгарскую столицу Тырново , где его тепло и дружелюбно принял болгарский император Иван Асен II (тесть короля Владислава). ) и Болгарский Патриарх Иоаким. [48]
Как и во всех своих путешествиях, он давал богатые дары церквям и монастырям: «[он] подарил также Болгарскому Патриархату священнические почетные одежды, золотые книги и подсвечники, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, и другую церковную утварь», как пишет Теодосие. . [49] Сава после долгой работы и многих дальних поездок прибыл в Тырново усталым и больным человеком. [50] Когда болезнь одолела его и он увидел, что конец близок, он отправил часть своей свиты в Сербию с подарками и всем, что он купил по его благословению, чтобы раздать «своим детям». [50] Панегирик состоял из четырех произведений. [51] Доментижан сообщил, что он умер между субботой и воскресеньем, скорее всего, 27 января [ OS 14 января] 1235 года. [50]
Савва был с почестями похоронен в храме Святых сорока мучеников . [52] Тело Саввы было возвращено в Сербию после ряда просьб. [52] и затем был похоронен в Милешевом монастыре , построенном Владиславом в 1234 году. [52] [53] По словам Теодосия, архиепископ Арсений сказал Владиславу: «Не приятно и не приятно ни перед Богом, ни перед народом оставить нашего отца [Савву], подаренного нам Христом. Равным апостолам, совершившим столько подвигов и бесчисленных усилий для сербского народа». земли, украшая его церквами и царством, архиепископством и епископами, и всеми конституциями и законами, – что мощи его лежат вне отечества его и престола церкви его, в чужой земле». [50] Король Владислав дважды отправлял делегации к своему тестю Асену с просьбой позволить перенести мощи Саввы на отечество, но император был неугоден. [50] Затем Владислав лично посетил его и, наконец, получил одобрение и привез мощи в Сербию. [50] С высшими церковными и государственными почестями мощи святого Саввы были перенесены из церкви Святых Сорока мучеников в Милешева 19 мая [ OS 6 мая] 1237 года. «Король и архиепископ, с епископами и игуменами и многими дворянами, все вместе, малые и великие, несли святителю великую радость с псалмами и песнями». [50] Савва был канонизирован, а мощи его считались чудотворными; его культ сохранялся на протяжении всего средневековья и османского владычества . [52]
Наследие
[ редактировать ]Святой Савва – защитник сербского народа: его почитают как покровителя церквей, семей, школ и ремесленников. [54] Его праздник также почитают греки, болгары, румыны и русские. [54] Многочисленные топонимы и другие свидетельства, сохранившиеся до наших дней, убедительно говорят о распространенности культа Святого Саввы. [54] Святой Савва считается отцом сербского образования и литературы; он является автором «Жития святого Симеона» (Стефан Неманья, его отец), первой сербской агиографии. [54] Ему были присвоены различные почетные титулы, такие как «Отец» и «Просветитель». [б]
На основе религиозного культа сербский народ построил культ Святого Саввы; О его жизни, деятельности, заслугах, добре, справедливости и мудрости было создано множество песен, сказаний и легенд, а его мощи стали предметом национального и этнополитического культа, средоточием освободительных идей. [54] В 1840 году по предложению Николича ректора лицея Атанасия праздник Святого Саввы был выбран для празднования Образования ежегодного . Он отмечался как школьный праздник до 1945 года, когда коммунистические власти отменили его. В 1990 году он был вновь введен в качестве школьных каникул. [55]
Сербская Православная Церковь чтит святого Савву 27 января [ OS 14 января]. [54]
Биографии
[ редактировать ]Первое, более короткое, жизнеописание святого Саввы было написано его преемником архиепископом Арсением. [56] Транскрипт сохранился в рукописи на пергаменте, датируемой 13 или 14 веком. [56] Доментиян (ок. 1210 – после 1264), афонский монах, написал « Житие святого Саввы» в 1253 году. [57] Он подарил его сербскому королю Стефану Урошу I (годы правления 1243–1276). [56] В этой биографии описана жизнь Саввы от рождения до захоронения в Тырново. [56] Теодосий (1246–1328), также афонский монах, написал « Житие святого Саввы» в Хиландаре в конце XIII века. [56] В основу его легла биография Доментиана, однако, в отличие от последнего, повествования которого отличаются вдумчивой и торжественной риторикой, биография Теодосие более теплая, с чертами агиографического повествования . [56] Описание событий Теодосии производит впечатление романа , но не искажает исторический ход событий. [56] Католический епископ Иван Мрнавич , современник сербского патриарха Пайсие , опубликовал в Риме в 1630–1631 гг. биографию святого Саввы на латыни, которая позже была переведена на сербский язык Веселином Чайкановичем (1881–1946); в этой биографии много исторических неточностей. [56] Сохранилось множество стенограмм биографии Доментиана и многие другие биографии Теодосие. [58] О нем писал епископ Боснии Джованни Томас Марнавич .
Реликвии
[ редактировать ]Присутствие мощей святого Саввы в Сербии имело церковно-религиозное и политическое значение, особенно в период Османской империи. [50] Ни один человек среди сербов не был вплетен в сознание и бытие народа так, как святой Савва, с его времени и до наших дней. [50] В 1377 году боснийец Бан Твртко был коронован королем в присутствии мощей Саввы. [50] В 1448 году герцог Стефан Вукчич Косача из Хума назвал себя «герцогом (герцогом) Святого Саввы». [50] Культ объединил все южнославянские народы, особенно православных сербов, а его могила также была местом паломничества католиков и мусульман. [50] Иностранные писатели XVI века Жан Сесно (1547 г.) и Екатерина Зен (1550 г.) отмечали, что мусульмане уважали могилу святого Саввы и боялись его. [59] Бенедикто Рамберти (1553 г.) сказал, что турки и евреи дали Милешевой больше милостыни, чем сербы. [56]
Сожжение мощей
[ редактировать ]Когда сербы в Банате восстали против османов в 1594 году, используя портрет святого Саввы на своих военных флагах , османы в ответ сожгли мощи святого Саввы на плато Врачар в Белграде . [56] Великий визирь Коджа Синан-паша , главный командующий османской армией, приказал доставить реликвии из Милешевы в Белград, где 27 апреля поджег их. [60] Монах Никифор из монастыря Фенек писал, что «было совершено великое насилие над духовенством и разорение монастырей». [56] Османы стремились символически и реально поджечь стремление сербов к свободе, которое становилось все более заметным. Однако это событие вызвало рост повстанческой активности вплоть до подавления восстания в 1595 году. [61] Считается, что его левая рука была сохранена]; в настоящее время он проводится в Милешеве. [62]
Церковь Святого Саввы построена недалеко от места, где были сожжены его мощи. Ее строительство началось в 1930-е годы и завершилось в 2004 году. Это одна из крупнейших церквей в мире.
Богослужения
[ редактировать ]богослужения — службы В его честь после его погребения были устроены . Самая ранняя служба датируется царствованием короля Владислава, в которой святой Савва упоминается среди убитых монахов на Синае. [58] В нем он сравнивается со святыми Сергием и Вакхом , мощи которых хранятся в Милешевском монастыре. [58] В службе он назван просветителем на земле и упомянуто поклонение его иконе. [58] Святому Савве посвящены две службы: одна посвящена его Успению (смерти), а вторая – перенесению его мощей. [58] Никола и Радослав написали службу по перенесению его мощей ок. 1330. [58] Другие службы, посвященные переводу, также были составлены в 1599 г. иноком Георгием и написаны протоигуменом Висарионом Завальским в 1659–1660 гг. [58] Эти услуги были заменены услугами Теодосие. [58] Неизвестный автор службы Успения святого Саввы , монах Милешевой, говорит ему: «Отец отцов – правила духовенства, цельный образец, добродетель монахов, укрепление церкви, маяк любви, престол чувств, источник милосердия, огневдохновенный язык, уста сладких слов, церковный сосуд Божий, умственное небо стань – Богодобрый святитель Христов». [58]
Церкви, посвященные Святому Савве
[ редактировать ]Здесь много храмов ( храмов ), посвященных святому Савве. Еще в начале XIV века сербский архиепископ Никодим I (ум. 1316–1324) посвятил ему церковь. [58] Елена Болгарская , жена императора Стефана Душана (годы правления 1331–1355), основала на вершине башни в Кариесе часовню, посвященную святым Симеону и святому Савве. [58] Ему посвящена одна из церквей Россикона на Афоне, а также церковь в Салониках. [58] Ему посвящены церкви по всей Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории, а также церкви в общинах диаспоры . [63]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Почти нет сербских церквей, в которых не было бы изображения Святого Саввы. [64] Чаще всего его изображают архиереем ( arhijerej , главный жрец) или вместе со своим отцом, святым Симеоном. [64] Наиболее известные из его фресковых изображений находятся в монастырях Студеница , Милешева , Печ , Морача , Ариле , Сопочани , Дечани , Хиландар , Богородица Левишка , Псача , Лесново , монастырь Марко , Матеич , Нагоричано , Никита , Андрияш , Бела Црква . , Бальевац , Павлица , Любостиня , Ресава , Копорин , Прохор Пчиньский , Руденица , Благовестенье и Св. Николая и Овчара , Ежевичицы , Поганово и др.; он изображен с династией Неманичей ( лоза Неманича ) в Дечанах , Пече и Ораховице . [64] Перевод его мощей проиллюстрирован в церкви монастыря Градац , а в монастыре Печ (в храме Богородицы Одигитрие) изображена сцена, где Савва назначает своего преемника Арсения. [64] В церкви Святого Георгия, также в монастыре Печ , изображено собрание Саввы. [64] Иконописец ( зограф ) Георгий Митрофанович иллюстрировал события из жития святого Саввы в столовой Хиландара . [64] «Сербские чудотворцы» Савва и Симеон изображены на Архангельском соборе в Кремле , в Москве. [64] В часовне Рильского монастыря в Болгарии Житие святого Саввы изображено в восьми композициях, а в афонском монастыре Пантелеймонова монастыря он изображен в виде монаха. [64]
Святой Савва изображен со святым Симеоном на иконе XIV века, хранящейся в Национальном музее в Белграде, и на иконе, хранящейся в Национальном музее в Бухаресте. [64] Пара изображена на десятках икон, хранящихся в Хиландаре. [64] Другие иконы их находятся в монастырях Лепавина и Крка . [64] и на триптихе Ораховицы. [54] На иконе Морачи, рядом со сценой из его жизни, он изображен со святыми Симеоном, князем Стефаном и святым Кириллом Философом. [54]
Графические иллюстрации святого Саввы встречаются в старинных сербских печатных книгах: «Триоде» из типографии «Мркшина Црква» (1566 г.), «Зборнике Якова Каменной Реки» (1566 г.), а также «Соборнике Божидара Вуковича » (1546 г.), где он изображен с Святой Симеон. [54] Есть примечательные изображения Саввы в халькографии , одно из которых было сделано Захарием Орфелином (1726–1785). [54] В Хиландаре есть две гравюры на дереве, изображающие святых Савву и святого Симеона, держащих икону Троеручицы . [54] Его личность изображена на многочисленных литургических металлических и текстильных изделиях, а он и сцены из его жизни освещены во многих рукописях и печатных книгах. [54]
Литература
[ редактировать ]Многие сербские поэты написали стихи, посвященные Св. Сава. К ним относятся « » Йована Йовановича Дракона (1833–1904) Под иконой Святого Саввы и слезами Святого Саввы , » Воислава Илича (1860–1894) «Святой Савва и Српкиница , «Святой Савва» Милорада Поповича Шапчанина (1841–1895) . , Алекса Шантич (1868–1924) Перед иконой Святого Саввы , Прах Святого Саввы , Святой Савва на Голгофе , Воислава Илича ) Святой Савва , Николай Велимирович (1881–1956 ) ( 1877–1944 Святой Савва , Слова святого Саввы и песнь святому Савве , Святой Савва Милана Петровича (1902–1963), Святой Савва Васько Попа (1922–1991) . Путешествие Саввы , Момчило Тешич (1911–1992) Святой Савва , Десанка Максимович (1898–1993) Монолог Саввы , Матия Беккович (р. 1939) История Святого Саввы , Мичо Елич Грнович (р. 1942) ) ) Колыбельная и другие.
Работает
[ редактировать ]Самые ранние произведения Саввы были посвящены подвижнической и монашеской жизни: Карейский типикон и Хиландарский типикон. [65] По своей природе они являются церковными законами, основанными строго на нелитературных произведениях, однако в них некоторые моменты пришли к выражению косвенного значения для установления той атмосферы, в которой возникли оригинальные и в узком смысле литературные произведения Саввы. существовать. [65] Кроме того, здесь выявляются особенности языка и стиля Саввы, особенно в тех абзацах, которые являются его конкретными интерпретациями или самостоятельными дополнениями. [65]
- Карейский типикон , написанный для кельи Кариеса в 1199 году. По сути, это перевод стандартного греческого аскетического типикона. Оно стало образцом сербского одиночного или отшельнического монашества и за пределами Афона. [66]
- Хиландарский типикон , написанный для Хиландара в 1199 году. Составлен как перевод и переработка вступительной части греческого типикона Богородицы Эвергетис из Константинополя. Сава использовал лишь некоторые части этого типикона, добавляя свои собственные, различные правила, адаптированные к потребностям Хиландара. Он и его отец пожертвовали монастырь Эвергетис, и Савва останавливался там во время своих поездок в Константинополь, видимо, ему нравился порядок и образ жизни в этом монастыре. Этот типикон должен был стать общим управляющим приказом для других сербских монастырей (с небольшими изменениями Савва написал Студеницкий типикон в 1208 году). [67] Хиландарский типикон содержит правила духовной жизни в монастыре и организации различных служб монашеской общины ( општежича ). [68]
Организация Сербской церкви с объединенными территориями была поставлена на совершенно новую основу. Развивалась деятельность крупных монастырей; Забота о миссионерской работе была возложена на протопопов . Правовой регламент Сербской Церкви был составлен сводом нового, независимого сборника Саввы – Номоканона или Крмчии ; Благодаря этой кодификации византийского права Сербия уже в начале XIII века получила прочный правовой порядок и стала правовым государством, в котором было продолжено богатое наследие греко-римского права. [69] [70]
- Номоканон (ср. Законоправило ) или Крмчия , созданный, скорее всего, в Салониках в 1220 году, когда Савва вернулся из Никеи в Сербию, по поводу организации новой, автокефальной Сербской церкви. Это был сборник государственного («гражданского») права и религиозных правил или канонов с толкованиями знаменитых византийских канонистов, которые сами по себе были своего рода источником права. Как и византийские номоканоны, с интерпретацией или без нее, сербский номоканон был основным источником и памятником права; в средневековом сербском государстве оно было источником первого порядка как « божественного права »; после него были созданы законодательства сербских правителей (в том числе Кодекс Душана ). Сава был инициатором создания этого сборника, а перевод, скорее всего, был трудом разных авторов, более старых и современных Савве. Важным фактом является то, что выбор компиляции в этом номоканоне был уникальным: в греческой рукописной традиции она не сохранилась. В церковном плане это очень характерно, поскольку оно противоречит взглядам того периода, действовавшим на церковно-государственные отношения в Византии, и восстанавливает некоторые старые концепции, на которых настаивает суверенитет божественного закона. [71]
К его литургическим уставам относятся также псалтирские законы (Ustav za držanje Psaltira), которые он переводил с греческого, или, как, возможно, имеет место Номоканон, был лишь инициатором, организатором и руководителем перевода. [72] Его личное письмо, написанное из Иерусалима своему ученику игумену Спиридону в Студенице, показывает приближение Саввы к литературе. Это первое произведение эпистолярного жанра, сохранившееся в старой сербской литературе. Богослов Лазарь Миркович (1885–1968) отмечал: «С большим чувством и тоской по отечеству в далеком мире и заботой о делах на родине Савва написал это письмо Спиридону, сообщая о нем и его окружении, о их заболевании. по дороге, как они пожертвовали святым местам, куда он намеревался поехать, и вместе с письмом прислал дары: крест, складку, ткань и камешки. Крест и складку положили на могилу Христа, а отсюда и эти дары. получил большую ценность, возможно, Сава нашел ткань в Иордане». [73] Письмо сохранилось в копиях XIV века, хранящихся в монастыре Велика Ремета . [74] Однако настоящая литературная природа Саввы раскрывается лишь в его агиографических и поэтических сочинениях. Каждый в своем жанре они стоят у истоков развития удобных литературных жанров в независимой сербской литературе. [75]
В Хиландарский типикон Савва включил « Краткое житие святого Симеона Немани» , в котором повествуется о жизни Симеона между его прибытием в Хиландар и смертью. Оно было написано сразу после его смерти, в 1199 или 1200 году. Развернутое житие преп. Симеона было написано во введении к Студеническому типикону (1208 г.). [76]
- Житие святого Симеона , написанное в 1208 году как ктетор -житие основателя Студеницы. [76] Оно было выполнено по правилам византийской литературы. [76] Сама агиография, жизнеописание святого, была одним из основных жанров прозы в Византии. [76] Агиографии были написаны для создания или распространения культа святого и передавали качества и добродетели рассматриваемого человека. [76] Работа была сосредоточена на монашеском характере Симеона, используя биографические сведения как дополнение к его отречению от престола, власти и размера в мире ради Царства Небесного. [77] Симеон изображен как яркий пример отречения от земной жизни, как представитель основных евангельских учений и основ их, особенно монашеской духовности. [77] В прелюдии слиты его биографическая предыстория (завоевания и подвиги) с хвалебными речами, за которыми следуют его монашеские подвиги и его смерть, заканчивающаяся молитвой вместо хвалы. [77] Язык прямой и простой, без излишней риторики, в котором узнается близкий свидетель и спутник, участник жизни преподобного Симеона (в Савве). [78] Милан Кашанин отметил, что «ни одна наша старая биография не является такой немного помпезной, такой немного риторической и такой теплой и человечной, как биография Неманьи». [78]
Рукописей произведений святого Саввы сохранилось очень мало. [79] Помимо Карийского Типикона, копия которого, свиток, сегодня хранится в Хиландаре, считается, что нет оригинальной рукописи ( автографа ) святого Саввы. [79] Оригинал Хартии Хиландара (1198 г.) был утерян во время Первой мировой войны. [79]
Св. Савва считается основоположником независимой средневековой сербской литературы . [80]
Ктетор
[ редактировать ]Савва основывал и реконструировал церкви и монастыри, где бы он ни останавливался. [37] Во время пребывания в Ватопеде, еще до приезда отца (1197 г.), он основал три часовни ( параклиси ). [37] Он покрыл монастырскую церковь свинцом и считался вторым ктетором , а также пожертвовал очень ценные предметы церковного искусства. [37] Вместе с отцом он был великим, вторым ктетором монастырей Ивирона , Великой Лавры и церквей в Кариесе . [44] Самым важным был Хиландар вместе со своим отцом (1198 г.). [44] Затем он основал келлию в Кариесе, а в 1199 году стал ктетором еще трех автонитских монастырей: Каракаллу , Ксеропотаму и Филофея . [44] В 1197 году он дал большой вклад Константинопольскому монастырю Святой Богородицы Эвергета, то же самое сделал Филокаллу в Салониках; «Поскольку он также дал много золота на возведение этого монастыря, население там считает его ктетором » , по словам Теодосия. [44]
Вернувшись в Сербию в 1206 году, Савва продолжил свое дело. Была расписана церковь Богородицы в Студенице и освящены два скита близ Студеницы. [44] Его самым важным архитектурным произведением был Дом Святого Спасителя, называемый Жича, первая резиденция Сербского архиепископства. [44] В Пече он построил церковь Святых Апостолов, а также участвовал в строительстве Милешевского монастыря. [44] В Палестине , на горе Синай , он основал монастырь Святого Апостола Иоанна, как приют для сербских паломников. [44] Савва пожертвовал золото многим монастырям в Палестине, Салониках и особенно на Афоне. [44] Его ктеторская деятельность была выражением глубокой преданности и искренней верности христианским идеалам. [44]
- Хиландарский монастырь на Афоне
- Карейская монастырская келья (см.: Карейский типикон )
- Церковь Иоанна Апостола в Иерусалиме
И многие другие церкви по всей Сербии.
|
И многие другие пожертвования в Иерусалиме и Сербии . |
См. также
[ редактировать ]- Сербская Православная Церковь
- Сербские Святые
- Восточно-православные святые
- Орден Святого Саввы
- Только единство спасет сербов
- Иоанн Диакон
Аннотации
[ редактировать ]- ^ Источники указывают год его рождения либо 1169, либо 1174 год. [81] На официальном сайте Сербской Православной Церкви указано, что это «около 1174 года». Историки Слободан Милеушнич [81] и Алексис Власто [10] поддерживает ок. 1174.
- ^ На протяжении всей истории Сава удостаивался различных почетных званий. Он получил народный эпитет «Просветитель (просветитель) сербов». [39] В других родословиях и летописях, а также во многих записях и надписях ему присвоены титулы: «Первый архиепископ и учитель и просветитель и с Богом просветитель отечества своего», «Первый святой и учитель», «Великий чудотворец». и т. д. (дополнительную информацию: Радован Самарджич (1981). Писатели сербской истории . Том. 2. Образование. п. 19. ISBN 9788607007905 . )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Святой Савва Сербский» . Независимые католические новости . Архивировано из оригинала 14 января 2018 г. Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Святой Савва, архиепископ Сербский» . Католическое информационное агентство . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Святой Савва – Святые и Ангелы» . Католик онлайн . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Dvornik 1962 , pp. 94–100.
- ^ Матеич 1976 .
- ^ Оболенский 1988 , стр. 115–172.
- ^ Speake 2018 , стр. 77–92.
- ^ Короткометражка 2018 , стр. 91–99.
- ^ Радич 2007 , стр. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Власто 1970 , с. 218.
- ^ Яковлевич 2015 , стр. 423–432.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Милеушнич 2000 , стр. 38.
- ^ Файн 1994 , с. 19.
- ^ Файн 1994 , с. 52.
- ^ Файн 1994 , с. 20.
- ^ Оболенский 1974 , с. 291.
- ^ Оболенский 1988 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Милеушнич 2000 , стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Спик 2018 , с. 83.
- ^ Fine 1994 , стр. 41–48.
- ^ Файн 1994 , с. 79.
- ^ Чиркович, Корач и Бабич 1986 , стр. 13.
- ^ Батакович 2005 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Милеушнич 2000 , стр. 40.
- ^ Чиркович, Корач и Бабич 1986 , стр. 16–19.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 38.
- ^ Файн 1994 , с. 107.
- ^ Калич 2017 , стр. 8–9, 15.
- ^ Fine 1994 , стр. 116–119.
- ^ Острогорский 1956 , с. 383.
- ^ Благоевич 1993 , стр. 27–28.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 28, 42–43.
- ^ Ферьянчич и Максимович 2014 , стр. 37–54.
- ^ Марьянович 2018 , стр. 41–50.
- ^ Ван Трихт 2011 , стр. 402–405.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Милеушнич 2000 , стр. 41.
- ^ Попович 2002 , стр. 171–184.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1994 , с. 118.
- ^ Драгойлович 1993 , стр. 36.
- ^ Короткий 2006 , с. 393.
- ^ Картер 1969 , стр. 39–56.
- ^ Драгойлович 1993 , стр. 32–40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 42.
- ^ Маркович 2009 , стр. 267–271.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Милеушнич 2000 , стр. 43.
- ^ Тодорович, Милош (2021). Сербско-египетские межкультурные отношения . Белград: Алия Мунди. стр. 138–139. ISBN 978-86-81396-12-4 . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Дуйчев 1978 , стр. 17–29.
- ^ Милеушнич 2000 , стр. 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 44.
- ^ Попович Даница (2014). «Похваление Святой Земли преподобному Савве Сербскому» . Балканский (45): 55–69. дои : 10.2298/BALC1445055P .
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1994 , с. 136.
- ^ Коротко 2019 , с. 515.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 48.
- ^ «Сегодня праздник Святого Саввы, школьный праздник» . РТС (на сербском языке). 25 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 45.
- ^ Милькович 2008 , стр. 304–338.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Милеушнич 2000 , стр. 46.
- ^ Милеушнич 2000 , стр. 44–45.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 141.
- ^ Сотирович 2011 , стр. 164–165.
- ^ Милешева: Рука Святого Саввы
- ^ Милеушнич 2000 , стр. 46–47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Милеушнич 2000 , стр. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 12.
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 13
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 14
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 15
- ^ Примечания 1994 г. , стр. 307.
- ^ Шаркич 2011 , стр. 241–248.
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 17
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 18.
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 19.
- ^ Джуро Даничич (1872 г.). «Послание святителя Саввы, архиепископа Сербского» . РАЗРЫВ.
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 21
- ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Богданович 1999 , Рукописи.
- ^ Богданович 1999 , Предисловие, параграф. 3–5.
- ^ Перейти обратно: а б Милеушнич 2000 , стр. 37.
Источники
[ редактировать ]- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 978-2825119587 .
- Благоевич, Милош (1993). «О национальном самосознании сербов в средние века» . Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. стр. 20–31. ISBN 978-8675830153 .
- Богданович, Дмитрий (1999) [1986]. «Святой Савва - Собрание сочинений» (Интернет-изд.). Образование и Сербский литературный кооператив.
- Картер, Фрэнсис В. (1969). «Анализ средневековой сербской ойкумены: теоретический подход» . Географический Анналер . Серия B: Человеческая география. 51 (1–2): 39–56. дои : 10.1080/04353684.1969.11879331 .
- Чиркович, Сима ; Корач, Воислав ; Бабич, Гордана (1986). Монастырь Студеница . Белград: Югославское обозрение.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405142915 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521815390 .
- Курта, Флорин (2018). «Ангел на земле и человек небесный: святой Савва Сербский» . Портреты средневековой Восточной Европы, 900–1400 гг . Лондон: Рутледж. стр. 91–99. ISBN 978-1138637047 .
- Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500–1300 гг.) . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004395190 .
- Драгойлович, Драголюб (1993). «Сербская духовность в XIII и XIV веках и западная схоластика» . Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. стр. 32–40. ISBN 978-8675830153 .
- Дуйчев, Иван С. (1978). «Святой Савва в Тырново в 1235 году» . Хиландарская коллекция . 4 : 17–29.
- Дворник, Фрэнсис (1962). Славяне в европейской истории и цивилизации . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813507996 .
- Ферьянчич, Божидар ; Максимович, Любомир (2014). «Сава Неманич и Сербия между Эпиром и Никеей» . Балканика (45): 37–54. дои : 10.2298/BALC1445037F . hdl : 21.15107/rcub_dais_12894 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Яковлевич, Живоин (2015). «Царская семья: Значение святого Саввы и его родителей для становления сербского монашества и Сербской Церкви» . Православное монашество: прошлое и настоящее . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 423–432. ISBN 978-1463205300 .
- Калич, Йованка (2017). «Первые коронационные церкви средневековой Сербии» (PDF) . Балканика (48): 7–18. дои : 10.2298/BALC1748007K .
- Марьянович, Драголюб (2018). «Возникновение Сербской церкви по отношению к Византии и Риму» (PDF) . Ниш и Византия . 16 : 41–50.
- Маркович, Миодраг (2009). «Святой Савва Сербский и Афанасий II, Патриарх Иерусалимский» (PDF) . Ниш и Византия . 7 : 267–271.
- Матеич, Матея (1976). Жизнеописание святителя Саввы . Колумбус: Косовская издательская компания. ISBN 978-0915887002 .
- Милеушнич, Слободан (2000) [1989]. Святые сербы (на сербском языке). Нови-Сад: Прометей. ISBN 8676394784 . OCLC 44601641 .
- Милькович, Боян (2008). «Житие святого Саввы Сербского Доментияна и культы афонских чудотворных икон Богородицы» . Византия . 78 : 304–338. JSTOR 44173078 .
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 978-0351176449 .
- Оболенский, Дмитрий (1988). Шесть византийских портретов . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0198219514 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Попович, Светлана (2002). «Сербская епископальная кафедра в тринадцатом веке» . Старинар (51: 2001): 171–184.
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден: Издательство Блэквелл. стр. 231–248. ISBN 978-0470766392 .
- Шаркич, Срджан (2011). «Некоторые замечания относительно рецепции византийского права в средневековой Сербии» (PDF) . Летопись юридического факультета в Белграде . 59 (3): 241–248.
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295800646 .
- Сотирович, Владислав Б. (2011). «Сербский Патриархат Печа в Османской империи: первый этап (1557–94)» . Журнал сербских исследований . 25 (2): 143–169.
- Говори, Грэм (2018). История Афонского государства: Духовная и культурная диаспора Афона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108425865 .
- Ван Трихт, Филип (2011). Латинское обновление Византии: Константинопольская империя (1204–1228) . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004203235 .
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521074599 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бирнбаум, Хенрик (1972). «Трансформация византийской традиции: старая сербская жизнь» . Аспекты Балкан: преемственность и изменения . Гаага и Париж: Мутон. стр. 243–284.
- Дордевич, Живота; Пеич, Светлана, ред. (1999). Культурное наследие Косово и Метохии . Белград: Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 978-8680879161 .
- Иванович, Милош (2019). «Сербские жития о войне и политической борьбе династии Неманичей (с двенадцатого по четырнадцатый век)» . Реформа и обновление в средневековой Восточной и Центральной Европе: политика, право и общество . Клуж-Напока: Румынская академия, Центр трансильванских исследований. стр. 103–129.
- Маринкович, Радмила (1995). «Средневековая литература» . История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. стр. 53–66.
- Марьянович-Душанич, Смила (2006). «Монархическая идеология в хартиях сербской династии Неманидов (1168–1371): Дипломатический этюд» . Архив дипломатии: история письменности, печатей и геральдики . 52 : 149–158. дои : 10.7788/afd.2006.52.jg.149 . S2CID 96483243 .
- Маркович, Миодраг; Войводич, Драган, ред. (2017). Сербское художественное наследие в Косово и Метохии: идентичность, значение, уязвимость . Белград: Сербская академия наук и искусств.
- Попович, Радомир В. (2013). Сербская Православная Церковь в истории . Белград: Академия Сербской православной церкви изящных искусств и консервации. ISBN 978-8686805621 .
- Станкович, Влада (2016). «Переосмысление положения Сербии в византийской Ойкумене в тринадцатом веке» . Балканы и византийский мир до и после взятия Константинополя в 1204 и 1453 годах . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 91–102.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Проект Растко: Святой Савва: Собрание сочинений – Предисловие» . www.rastko.rs . Проверено 3 мая 2019 г.
- Историческая библиотека: Свети Сава (на сербском языке)
- Собрание сочинений (на сербском языке)
- Почитаемые христиане XII века
- Почитаемые христиане XIII века
- Сербские писатели XIII века.
- Византийские писатели XII века.
- Христианские богословы XII века
- Византийские писатели XIII века.
- Христианские святые XII века
- Христианские святые XIII века
- Христианские богословы XIII века
- Средневековые европейские писцы
- Византийские отшельники
- Византийские монахи XIII века.
- Сербские монахи
- Христианские святые
- Византийские богословы
- Восточно-православные богословы
- Авторы проповедей
- Святой Савва
- Рождение в 12 веке
- 1236 смертей
- Сербская королевская семья XII века
- Сербская королевская семья XIII века
- Восточно-православные епископы XIII века
- Византийские монахи XII века
- Династия Неманичей
- Христианские писатели
- Христианские агиографы
- Восточно-православные архиепископы
- Сербские святые Восточной Православной Церкви
- Архиепископы сербские
- сербские богословы
- Чудотворцы
- Ктеторы
- Основатели христианских монастырей
- Юристы 13 века
- Афонские отцы
- Люди, связанные с монастырем Хиландар
- Люди, связанные с Свято-Пантелеймоновым монастырем