Восстание в Банате
Восстание в Банате | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть долгой турецкой войны , османско-сербских войн. | |||||||
![]() Карта восстания. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Теодор из Вршаца ![]() Сава Тимишоара Миронич подает заявку Дордже Рак Спахия Вукадин † |
Коджа Синан Паша Мустафа-паша Али Сержант | ||||||
Сила | |||||||
5,000 | 20–30,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1,000+ |
Восстание в Банате [а] было восстание, организованное и возглавленное сербским православным епископом Теодором Вршацким и Саввой Темишварацем против османов в Эялете Темешвара . Восстание вспыхнуло в 1594 году, на начальном этапе Долгой турецкой войны , и в нем участвовали местные сербы численностью около 5000 человек, которым удалось быстро захватить несколько городов в регионе, прежде чем они были подавлены османской армией. Мощи святого Саввы были сожжены османами в отместку. Хотя это продолжалось недолго, оно вдохновило будущие восстания.
Фон
[ редактировать ]Статус сербов
[ редактировать ]Под властью Османской империи сербы испытали порабощение, притеснение и подавление своей религии и культуры. В соответствии с османской налоговой системой девширме дети мужского пола из сербских семей забирались государством в качестве части налогов, причитающихся имперскому правительству. Этих детей насильно обратили в ислам и заставили служить янычарами . [ 1 ]
Османский кризис
[ редактировать ]Правление Сулеймана I называют самым известным периодом в истории Османской империи . [ 2 ] Однако в конце его правления постоянные войны принесли свои плоды, нанеся ущерб экономике. [ 2 ] Последовавшая за этим ошибочная экономическая политика потрясла экономику, а вместе с ней и основы османского общества; государственные чиновники быстро обеднели, их зарплата стала бесполезной , а коррупция и взятки были обычным явлением. [ 2 ] Мятеж вспыхнул по всей Османской империи, восстание столичных войск в январе 1593 года убедило правительство начать новую завоевательную войну, чтобы выйти из кризиса. [ 2 ] Население ( райя , старший раджа ) в Санджаке Чанада пострадало в этот период, начиная с 1560-х годов. [ 3 ] Обедневшие сипахи заставляли крестьян переутомляться, а сипахи облагали крестьян собственными налогами, несмотря на законы, запрещающие такие действия. [ 4 ] Сборщики налогов также злоупотребляли своим положением, взимая более высокие налоги. [ 4 ] Беи и воеводе (христианские вожди) пользовались домами, инструментами и животными населения и питались бесплатно, что в конечном итоге было запрещено постановлением правительства. [ 4 ] Результат подобных проблем привел к массовой миграции населения в Трансильванию в 1583 году. [ 5 ] Записи показывают ухудшение положения населения и ухудшение экономики ( инфляция ). [ 5 ] Из османских источников можно сделать вывод, что основные инициаторы и руководители восстания когда-то принадлежали к христианским слоям османской военной службы. [ 5 ] После османского завоевания Дьюлы в 1566 году они начали терять свои привилегии и стали частью низшего сословия ( раджи ); часть перебралась в Трансильванию и приграничные части империи, часть осталась, а большое количество присоединилось к гайдуков . бандам [ 5 ]
Поражение османов в битве при Сисаке (22 июня 1593 г.) и неопределенный исход боевых действий в Верхней Венгрии в начале Долгой турецкой войны (1593–1606 гг.) вызвали внутренние проблемы, а также поставили под угрозу османское правление в вассальных княжествах. Трансильвании , Валахии и Молдавии . [ 5 ] Это также создало условия для сербского восстания в Банате в 1594 году. [ 5 ]
Прелюдия
[ редактировать ]
Небольшие группы османских христиан- мартолоси и некоторые сипахи вышли из-под контроля, когда христианские армии завоевали Филек и Ноград зимой 1593–1594 годов. Они собрались на границе с Трансильванией (под управлением османского вассала Сигизмунда Батори ), где гайдуков до войны действовали многочисленные банды , и получили помощь от Джордже Палотича, Бана Лугоша , и Ференца Гешти , одного из главных трансильванских командиров. [ 6 ] Вначале группа совершала набеги на торговые караваны, пока их численность не выросла и они не начали атаковать одинокие башни и чардаки . [ 6 ] Раджа . приблизился только тогда, когда группа прибыла в их районы, тогда как в нескольких местах они были вынуждены присоединиться, поскольку повстанцы угрожали забрать их имущество и даже смерть (что противоречит стереотипам о народном характере восстания) [ 6 ]
В марте группа повстанцев под предводительством Петра Майзоша сожгла Вршац и ограбила население соседних деревень, а затем отступила в Трансильванию. [ 6 ] В конце марта повстанцы атаковали и разграбили Бочу и Маргину . В этот период, похоже, бандитские набеги переросли в восстание. [ 6 ] Цели восстания выразило православное духовенство во главе с епископом Вршацким Теодором . [ 6 ]
Восстание
[ редактировать ]

После операций в районе Вршаца большой конвой османских кораблей с военной техникой был атакован на сирмской стороне Дуная, скорее всего, сирмскими гайдуками. [ 7 ] [б] В апреле и мае повстанцы разрушили важные османские опорные пункты на левом берегу Дуная , в южном Банате, и В. Крестич отмечает, что в этих конфликтах повстанцы, возможно, добились наибольшего успеха. [ 8 ] По словам османского летописца Мустафы Селаники , восстание началось в Модаве, которое возглавил неназванный христианин (идентифицированный как серб «спахия Вукадин»), зиамет -держатель, имевший высокое звание в сипахской организации; потеряв службу и земли, он отправился к Сигизмунду Батори , откуда быстро вернулся с несколькими офицерами, которые должны были помочь в восстании и создать военную организацию. [ 8 ] В середине мая епископ Теодор возглавил миссию, которая просила помощи у Сигизмунда Батори, и взамен ему предлагали правление сербским престолом, однако Батори настаивал на подчинении османскому султану и не смог удовлетворить их требования. [ 9 ] Первым крупным успехом повстанцев стало нападение на Модава на Дунае, где они убили османский экипаж и подожгли городскую крепость. [ 8 ] Затем они разгромили османскую охрану в доке Храма и команду деревянной крепости ( паланки ) в Панчево . [ 8 ] Османское правительство выслало армию из 1000 кавалеристов и пехотинцев, когда новости о нападениях достигли Белграда и Смедерево . [ 8 ] В последовавшем сражении возле Панчево 26 мая 1594 года лидер повстанцев Вукадин и 1000 человек были убиты. В старых сербских записях говорится, что «сербы и турки сражались ... многие сербы пали». [ 10 ]
Сразу после отступления османских войск остатки побежденных повстанцев и группы повстанцев, ранее опустошавшие место Охат, напали на Бечкерек (Зренянин) , богатый город, построенный великим визирем Соколлу Мехмед-пашой (1506–1579) в качестве своего вакфа. (пожертвование). [ 11 ] Западный источник утверждает, что повстанцы еще до того, как Охат завоевал Инеу и Вилагошвар . [ 12 ] В Зренянине повстанцы получили поддержку местного населения, что привело к быстрому разгрому османского сопротивления. [ 11 ] Повстанцы попытались уйти, как только будут собраны трофеи, однако местные жители воспротивились, опасаясь репрессий со стороны Османской империи. [ 13 ] В. Крестич отмечает, что османы полагали, что восстание будет легко подавить, назначив более мелкого чиновника, эмин-и нузюла (заготовителя зерна) Али Чавуша, который до этого момента собирал чрезвычайные военные налоги, командиром отряда из Санджак из Смедерево . [ 11 ] Османский отряд был уничтожен под Зренянином, а Али Чавуш был уволен по возвращении в Белград. [ 11 ] По словам Мустафы Селаники, повстанцы разграбили Титель и многие населенные мусульманами деревни в окрестностях, убив многих мусульман, а большую часть удерживали в плену в церкви, вынуждая их обратиться в христианство. [ 11 ] [с] Мусульманское . население соседних районов, не охваченное восстанием, отошло в укрепленные города [ 11 ] Отрезанные с юга и востока, немногочисленные мусульмане района Канжижи , скорее всего, перебрались в Чанад и Сегедин . [ 11 ]
Предвидя нападение Османской империи, повстанцы обратились за помощью к Трансильвании и австрийцам. [ 11 ] Требования повстанцев были отправлены из Вршаца и Зренянина, что указывает на то, что существовало два независимых центра повстанцев. [ 11 ] встречу В начале июня Баторий созвал в Дьюлафехерваре своих магнатов, чтобы обсудить, поддерживать ли сербских повстанцев; 11 июня в результате они не смогли нарушить свое подчинение османам. [ 14 ] Однако связь с Трансильванией не прекратилась; Джордже Палотич украл оружие, которое он отправил повстанцам, и призвал их продолжать борьбу; впоследствии он пообещал, что Батори вскоре явится им. [ 15 ] 13 июня из Вршаца епископ Теодор, Бан Сава и Веля Миронич пообещали от имени всех своих сипахов , кнезов и «всего сербства» верно служить трансильванскому правителю в письме Мозесу Секели , который держал граница того времени. [ 16 ] Тем временем группа Зренянина искала защиты у венского двора, их посланник Джордже Рак прибыл в Хатван 10 июня, встретившись с генералом Тойффенбахом, а затем и с эрцгерцогом Матиасом в Эстергоме . [ 17 ] Австрийцы выслали два небольших отряда, один из которых был перебит по дороге крымскими татарами , а поддержка Трансильвании сводилась к постоянной поддержке в виде офицерства и моральной поддержки. [ 18 ] Тем временем война на фронте заметно изменилась в пользу османов. [ 18 ] Прибытие крымских татар под предводительством хана Газы II Гирея вынудило христианские армии снять осаду Эстергома и Хатвана и отступить в Верхнюю Венгрию . [ 18 ] Это побудило великого визиря Коджа Синан-пашу обратить внимание на Банат. Он назначил Мехмед-пашу, бейлербея Анатолии, командующим армией (состоящей из войск из эялетов Анатолии и Карамана, а также 3000 янычар), которая планировала бороться с повстанцами в Зренянине. [ 18 ] Когда пришло известие о распространении восстания в районе Темешвара ( Тимишоара ), Мустафа-паше, бейлербею Темешвара, было приказано немедленно отправиться из Буды в Банат. Серьезного сопротивления повстанцы, разбитые к 10 июля 1594 года, не оказали. [ 18 ]
Последствия
[ редактировать ]Репрессии Османской империи были устрашающими. После боев под Зренянином армия разграбила и сожгла деревни до реки Муреш (см. Также Поморище ). [ 18 ] Многие поселения были заброшены и так и не были восстановлены, поскольку население было либо убито, либо взято в рабство, либо бежало в Трансильванию и габсбургскую часть Венгрии. [ 19 ] В следующем году крымские татары перезимовали в эялете Темешвара , что принесло новые грабежи и рабство, и, по свидетельствам современников, за три дня ходьбы не было видно ни одного живого существа. [ 18 ] Чем дольше продолжалась война, тем выше были чрезвычайные военные налоги. [ 18 ]
В 1596 году вспыхнуло сербское восстание в восточной части Санджака Герцеговины , организованное региональным православным руководством. Оно длилось недолго: побежденные повстанцы были вынуждены капитулировать из-за отсутствия иностранной поддержки, а также обратились за помощью к христианским европейским государствам. [ 20 ]
Сожжение останков святого Саввы
[ редактировать ]
Остается неясным, когда останки святого Саввы были доставлены в Белград и сожжены. Это было либо во время восстания, либо через год после него. В качестве возмездия великий визирь Коджа Синан-паша зеленый флаг пророка Мухаммеда приказал привезти из Дамаска в противовес сербскому флагу, а также саркофаг и мощи святого Саввы, находящиеся в монастыре Милешева. военным конвоем привезти в Белград . По пути османский конвой убивал людей на своем пути, чтобы повстанцы в лесу услышали об этом. 27 апреля османы публично сожгли мощи святого Саввы на костре на плато Врачар , а прах развеяли, чтобы обескуражить сербов.
Архиепископ Савва основал Сербскую Православную Церковь , сербское церковное право и национальную литературу, и его сравнивали с тем, чем является Будда для буддизма . Он был канонизирован как чудотворец, а его религиозный культ был ассимилирован с народными верованиями во времена Османской империи. Почитание его мощей создало напряженность между сербами и османами-оккупантами. В 1774 году Савва был провозглашен покровителем всех сербов. В XIX веке культ был возрожден в контексте национализма с перспективой независимости от османов, «представляя и воспроизводя мощные образы национального Золотого века, национального примирения и объединения, а также мученичества за церковь и нацию». После того, как Сербия получила полную независимость, в рамках планов модернизации Белграда планировалось построить собор, посвященный святому. Хотя строительный совет церкви был создан в 1895 году, строительство победившей концепции, основанной на Грачанице и соборе Святой Софии , началось в 1935 году. Строительство остановилось во время Второй мировой войны и коммунистического правления, но было возобновлено только после получения разрешения в 1984 году; по состоянию на 2010 год внешняя отделка завершена, а внутренняя отделка незавершена. [ 21 ] Место, где были сожжены мощи святого Саввы, плато Врачар, в ХХ веке стало новой территорией Национальной библиотеки Сербии и церкви Святого Саввы , посвященной святому. Благодаря своему расположению церковь доминирует над городским пейзажем Белграда и стала национальным символом.
Наследие
[ редактировать ]Масштабы восстания иллюстрируются сербской эпической поэмой : «Вся земля восстала, восстало шестьсот деревень, все направили оружие против императора». [ 22 ]
Герб Вршаца, впервые зарегистрированный в 1804 году, включает обезглавленную голову турка на сабле над крепостью Вршац, что, как полагают, означает победу Янко Халабуры на дуэли в 1594 году. [ 23 ] [ 24 ]
Епископ Теодор был канонизирован 29 мая 1994 года как священномученик ( sveštenomuchenik ), день его памяти приходится на 29 мая [ OS 16 мая]. В 2009 году центральная площадь Вршаца получила название «Св. Теодор Вршацкий». 28 октября 2012 года в церкви Святого Архангела Михаила в Зренянине была установлена мемориальная доска в честь Теодора и повстанцев. [ 25 ] Возле церкви установлен памятный крест и красный флаг с фигурой святого Саввы. [ 26 ]
В исторической драме « Зачарованный замок вокруг замка Вршац» фигурирует Янко Халабура. [ 27 ]
Аннотации
[ редактировать ]- ^
- ^ Хотя историография разделилась во мнениях относительно того, было ли это сделано Сигизмундом Батори или банатскими повстанцами, В. Крестич заключает, что, скорее всего, это были сирмские гайдуки. [ 7 ] Многочисленные западные источники утверждали, что Батори, а летописец Чезаре Кампана, написавший свой труд сразу после войны, писал, что это были сербы; Я. Томич , а позже Р. Самарджич остановили свой выбор на Кампане и пришли к выводу, что повстанцы из Баната систематически проникали в Сирмию с целью замедлить продвижение османской армии. [ 31 ] В. Крестич отмечает, что Баторий покинул османскую службу только в следующем году, и маловероятно, что это сделали банатские повстанцы, в то время скрывавшиеся на границе со стороны Трансильвании; Османский летописец Мустафа Найма утверждал, что банды хайдуков в Сирмии в том году насчитывали до 500 человек, что указывает на то, что это был их поступок, тем более что они разграбили многие места в Сирмии, сожгли Земун и взяли дань с окрестных мельников, видимо, в пользу белградских турок. . [ 8 ]
- ^ Согласно западным источникам, бейлербей Темешвара Хасан-паши или Софи Синан-паши выступил с 5000 или 11000 солдат. Это неверно, поскольку войска эялета Темешвара под командованием Мустафы-паши находились в это время на защите Буды . Тарих-и Наима и Тарих-и Селаники утверждают, что это был Али Чавуш. Западные источники утверждают, что армия Софи Синан-паши была уничтожена, а затем повстанцы захватили Липову, а другой источник утверждает, что повстанцы убили 25 000 турок. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас, Раджу; Фрим, Х. Ричард (2001). Южнославянский конфликт: история, религия, этническая принадлежность и национализм . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000525458 .
- ^ Jump up to: а б с д Крестич 2003 , стр. 173.
- ^ Крестич 2003 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с Крестич 2003 , стр. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крестич 2003 , стр. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крестич 2003 , стр. 176.
- ^ Jump up to: а б Крестич 2003 , стр. 176–177.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крестич 2003 , стр. 177.
- ^ Крестич 2003 , стр. 176, Ивич 1929 , стр. 198–201
- ^ Крестич 2003 , стр. 177, Самарджич 1993 , стр. 242.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Крестич 2003 , стр. 178.
- ^ Крестич 2003 , стр. 178, Ивич 1929 , стр. 202.
- ^ Крестич 2003 , стр. 178, Ивич 1929 , стр. 202, Томич 1899 , стр. 21
- ^ Самарджич 1993 , стр. 244–245.
- ^ Самарджич 1993 , стр. 245.
- ^ Крестич 2003 , стр. 178, Самарджич 1993 , стр. 245.
- ^ Крестич 2003 , стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крестич 2003 , стр. 179.
- ^ Крестич 2003 , стр. 179, Ивич 1929 , стр. 206.
- ^ Самарджич 1993 .
- ^ Бакич-Хайден 2010 , Миланович 2010
- ^ Работа музеев Воеводины . Том. 21–22. Музей Воеводины. 1973 г. до н.э. 209.
- ^ «Хайдук Янко на гербе Вршаца» . Вспышка. 13 декабря 2008 г.
- ^ "МЕМОРИАЛ ВЕЛЫМ СЕРБСКИМ ГЕРОЯМ" . ЦЗИПМ. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ «Сегодня святой Феодор Вршацкий» . Зренянин. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «ЗАчарованный ЗАМОК Бояна Иванов-Дорджевич» . НП Стерия. Архивировано из оригинала 29 марта 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Крестич 2003 , стр. 173, Самарджич 1993 , стр. 235.
- ^ Самарджич 1993 , стр. 239.
- ^ Самарджич 1993 , стр. 255, 323.
- ^ Крестич 2003 , стр. 176–177; Томич 1899 , стр. 19–20, Самарджич 1993 , стр. 236–237
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Джурджев, Б.; Чубрилович, В.; Тадич, Дж. (1960). Народные движения и восстания в конце 16 — начале 17 вв . Том. II. Белград. стр. 460–477.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Экмечич, Милорад (2008). Долгий переход между забоем и вспашкой (2-е изд.). Белград: Институт учебников.
- Ивич, Алекса (1929). История сербов в Воеводине . Нови-Сад: Матица сербская.
- Ивич, Алекса (1914). История сербов в Венгрии: от падения Смедерева до переселения при Чарноевиче (1459-1690) . Загреб: Привредникова.
- Крестич, Василий (2003). «Восстание сербов в Банате в 1594 году и Долгая война». История Нового Кнежеваца и его окрестностей . Нови Кнежевац: Муниципальное собрание.
- Самарджич, Радован; Веселинович, Райко Л.; Попович, Тома (1993). Самарджич, Радован (ред.). История сербского народа: Сербы под иностранным управлением (1537–1699) . Белград: Сербское литературное объединение.
- Самарджич, Радован (1993). «Долгая война между Австрией и Турцией (1593–1606)». История сербского народа III/1 . Белград: Сербское литературное объединение. стр. 214–335.
- Томич, Дж. (1899). О восстании сербов в Банате в 1594 году . Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Винавер, Вольф (1953). Первые повстанцы сражаются против турок . Образование. п. 17.
- Журналы
- Бакич-Хайден, Милица (2010). «Святой Савва и сила(ы) духовного авторитета» (PDF) . Сербские исследования . 24 (1). НАСС: 49–62. дои : 10.1353/сер.2012.0015 . S2CID 145778617 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2016 г. Проверено 31 января 2017 г.
- Миланович, Любомир (2010). «Материализирующаяся власть: церковь Святого Саввы в Белграде и ее архитектурное значение» (PDF) . Сербские исследования . 24 (1). НАССС: 63–81. дои : 10.1353/сер.2012.0018 . S2CID 144270672 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2016 г. Проверено 31 января 2017 г.
- Сотирович, Владислав Б. (2011). «Сербский Патриархат Печа в Османской империи: первый этап (1557–1594 гг.)» (PDF) . Сербские исследования . 25 (2). НАССС: 143–169. дои : 10.1353/сер.2011.0038 . S2CID 143629322 .
- Вулович, Владислав (1996). «Восстание сербов в Банате в 1594 году». Работа Музея Воеводины . 37–38. Нови-Сад: Музей Воеводины: 255–262.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Святой священномученик Феодор Вршацкий» . Проповедь. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- 16 век в Сербии.
- Восстания 16 века
- Османская история Воеводины
- История Баната
- Восстания против Османской империи
- Бои с участием Сербии
- Османская Сербия
- Штат Тимишоара
- 1594 год в Европе
- Конфликты 1594 года
- Сербские восстания
- 1594 год в Османской империи.
- Долгая турецкая война
- Битвы Долгой турецкой войны