Шейх Бедреддин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
Шейх Бедреддин Махмуд бин Исраэль бин Абдель Азиз ( османский турецкий язык : شیخ بدرالدین ; 1359–1420) был влиятельным мистиком, ученым, теологом и революционером. Он наиболее известен своей ролью в восстании 1416 года против Османской империи , в котором он и его ученики бросили серьезный вызов авторитету султана Мехмеда I и Османского государства.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Многие детали ранней жизни Бедреддина оспариваются, поскольку большая часть ее является предметом легенд и фольклора. Он родился в 1359 году в городе Симавна (Кипринос) , близ Эдирне . Его отец был гази города, а мать — дочерью командира византийской крепости. Он родился в семье, занимавшей политическое и интеллектуальное положение. Его дед был высокопоставленным сельджукским офицером. [ 1 ] Примечательно, что Бедреддин имел смешанное мусульманское и христианское происхождение, его мать-христианка и отец-мусульманин; это способствовало развитию его синкретических религиозных убеждений в дальнейшей жизни. Турецкий ученый Джемаль Кафадар утверждает, что газийские корни Бедреддина, возможно, также способствовали его приверженности религиозному сосуществованию. [ 2 ] В юности он был кади османских воинов на маршах, что дало ему достаточный опыт в юриспруденции - области обучения, в которой он стал хорошо разбираться. Во время своего образования Бедреддин познакомился с множеством различных культур, путешествуя далеко от места своего рождения во Фракии . Он изучал богословие в Конье , а затем в Каире , который был столицей мамлюкского султаната . После этого он отправился в Ардебиль , на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Ардебиль находился под контролем Тимуридов и был домом для мистического ордена Сефевидов. Окруженный мистиками и далекий от религиозных норм Османской империи, Бедреддин оказался в прекрасном месте для развития своей нетрадиционной религиозной идеологии. Там он нашел среду, сочувствующую его пантеистическим религиозным убеждениям, и особенно доктрине « единства бытия ». Эта доктрина осуждала такие противоречия, как религия и социальный класс, как вмешательство в единство Бога и личности, и такая доктрина противоречила растущим усилиям Османской империи по установлению единства Бога и личности. Суннитский ислам как государственная религия . Приняв его, Бедреддин еще больше зарекомендовал себя как подрывник.
Во время Османского междуцарствия после поражения султана Баязида I от Тамерлана в 1402 году Бедреддин служил кадиаскером , или главным военным судьей османского принца Мусы, когда Муса боролся со своими братьями за контроль над Османским султанатом. Вместе с пограничным беем Михалоглу он был главным сторонником революционного режима Мусы. Будучи кадиаскером, Бедреддин снискал благосклонность многих приграничных гази, распределяя тимары между ними . Тем самым он помогал этим неоплачиваемым гази в их борьбе против централизации, что ясно указывает на его подрывную сторону.
Восстание 1416 г.
[ редактировать ]После поражения Мусы от османского султана Мехмеда I в 1413 году Бедреддин был сослан в Изник , а его последователи были лишены своих тимаров. Однако вскоре он решил извлечь выгоду из атмосферы оппозиции Мехмеду I, возникшей после беспорядков все еще свежего междуцарствия. Покинув в 1415 году ссылку в Изнике, Бедреддин направился в Синоп и оттуда через Черное море в Валахию . В 1416 году он поднял знамя восстания против Османского государства.
Большинство последовавших за этим восстаний произошло в регионах Измир , Добруджа и Сарухан . Большинство его последователей были туркменами . В состав остальных входили приграничные гази, раскулаченные сипахи , студенты медресе и крестьяне-христиане. Первое из этих восстаний вспыхнуло в Карабуруне , недалеко от Измира. Там Борклюе Мустафа , один из выдающихся учеников Бедреддина, спровоцировал идеалистическое народное восстание, проповедуя общинную собственность на собственность и равенство мусульман и христиан. Большинство восставших были турецкими кочевниками, но среди последователей Борклюе было также много христиан. Всего против Османского государства в Карабуруне восстало около 6000 человек. Торлак Кемаль , еще один из последователей Бедреддина, возглавил еще одно восстание в Манисе , а сам Бедреддин был лидером восстания в Добрудже, в современной северо-восточной Болгарии. Центром восстания Добруджи был регион Делиорман к югу от дельты Дуная . Бедреддин нашел учеников среди многих, недовольных султаном Мехмедом; он стал номинальным главой тех, кто считал, что султан лишил их избирательных прав, включая недовольных марширующих лордов и многих из тех, кому Бедреддин дал тимары в качестве кадиаскера Мусы, которые были отозваны Мехмедом.
Эти восстания бросили серьезный вызов авторитету Мехмеда I, когда он пытался воссоединить Османскую империю и управлять своими балканскими провинциями. Хотя все они в конечном итоге были подавлены, серия скоординированных восстаний, спровоцированных Бедреддином и его учениками, была подавлена с большим трудом. Восстание Торлака Кемаля в Манисе было подавлено, и он был казнен вместе с тысячами его последователей. Восстание Борклюе вызвало больше борьбы, чем другие, разгромив сначала армию губернатора Сарухана , а затем армию османского губернатора Али-бея, прежде чем оно было окончательно подавлено визирем Баязид-пашой . По словам греческого историка Дукаса , Баязид безоговорочно устроил резню, чтобы обеспечить поражение восстания, а Борклюе был казнен вместе с двумя тысячами его последователей. Восстание шейха Бедреддина в Добрудже было недолгим и подошло к концу, когда Бедреддин был задержан силами Мехмеда и доставлен в Серрес . Обвиненный в нарушении общественного порядка проповедью религиозного синкретизма и общинной собственности, он был казнен на рыночной площади.
Мысли и сочинения
[ редактировать ]Шейх Бедреддин был плодовитым писателем и религиоведом, а также выдающимся членом исламской религиозной иерархии. Его часто считают талантливым человеком в области религиозных наук, особенно за его мысли об исламском праве. За свои работы по юриспруденции его причисляют к великим ученым исламской мысли. С другой стороны, многие осуждают его как еретика за радикальные идеи религиозного синкретизма. Бедреддин выступал за игнорирование религиозных различий, выступая против ревностного прозелитизма в пользу утопического синтеза конфессий. Эта широкая интерпретация религии во многом позволила ему и его ученикам спровоцировать широкомасштабное народное восстание в 1416 году, объединив очень разнородную базу поддержки.
Религиозное происхождение Бедреддина было мистическим. На его форму мистицизма большое влияние оказали работы Ибн аль-Араби , и известно, что он написал комментарий к книге аль-Араби « Фусус аль-хикам» («Квинтэссенция мудрости»). В своих произведениях он развил свою собственную форму мистицизма. Его самая значительная книга « Варидат », или «Божественное вдохновение», представляла собой сборник его бесед, в которых отражались его идеи о мистицизме и религии. Бедреддин был монистом , полагавшим, что реальность — это проявление сущности Бога, и что духовный и физический миры неразделимы и необходимы друг другу. Как он пишет в «Варидате », он считал, что «Этот мир и последующий во всей своей полноте — воображаемые фантазии; рай и ад — не более чем духовные проявления, сладкие и горькие, добрых и злых поступков». [ 3 ]
убеждения Бедреддина Пантеистические сильно повлияли на многие его политические и социальные идеи, особенно на доктрину «единства бытия». Эта доктрина осуждает оппозицию, которая, по мнению ее приверженцев, препятствует единству человека с Богом, включая оппозицию между религиями, а также между привилегированными и бессильными. Эта система верований отражена в верованиях Бедреддина и его учеников, которые, среди прочего, проповедовали, что все религии по сути одинаковы, а также что собственность на собственность должна быть общинной. Подобные идеи очень нравились тем, кто чувствовал себя маргинализированным в османском обществе, и эта эгалитарная идеология сыграла важную роль в вдохновении народного восстания в 1416 году.
Шейх Бедреддин явно имел амбициозные политические амбиции, когда начал свое восстание. По словам суннитского историка XV века Идриса из Битлиса, Бедреддин считал себя Махди , который обеспечит единство Бога в мире, распределив свои земли между своими последователями. [ 4 ] Хотя рассказ Идриса является частичным, амбиции Бедреддина как политического и религиозного лидера очевидны. Он даже зашел так далеко, что заявил, что происходит из королевского дома Сельджуков , несомненно, чтобы укрепить свою легитимность как потенциального правителя. Вполне вероятно, что он стремился завоевать султанат.
Влияние
[ редактировать ]Секты последователей Бедреддина продолжали существовать еще долгое время после его смерти. Его учение оставалось влиятельным, а его сектанты считались угрозой до конца шестнадцатого века. , известная как Симавнис или Бедреддинлус, Секта его последователей в Добрудже и Делиормане продолжала существовать в течение сотен лет после его казни. Неудивительно, что правительство Османской империи относилось к этой группе с большим подозрением. В шестнадцатом веке их считали тождественными кызылбашам и преследовали вместе с ними. Некоторые из доктрин Бедреддина также стали распространены среди некоторых других мистических сект. Одной из таких сект был Бекташи , орден дервишей, обычно ассоциируемый с янычарами.
Шейх Бедреддин по-прежнему известен в Турции, особенно среди социалистов, коммунистов и других политических левых. В двадцатом веке он снова оказался в центре внимания благодаря турецкому писателю-коммунисту Назиму Хикмету , написавшему «Эпос о шейхе Бедреддине», чтобы выразить оппозицию подъему фашизма в 1930-х годах. Работа Хикмета популяризировала Бедреддина как исторического поборника социализма и противника фашистской тирании, и его имя осталось хорошо известным представителям левого политического спектра. Его кости были эксгумированы в 1924 году, но его приверженцы настолько боялись негативной реакции турецкого правительства на новообретенное политическое значение Бедреддина, что он не был похоронен до 1961 года. В конце концов его похоронили возле мавзолея Махмуда II в Стамбуле .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чалис-Курал, Б. Дениз (2016). Серенгиз, Городские ритуалы и девиантный суфийский мистицизм в Османском Стамбуле . Тейлор и Фрэнсис . п. 60. ИСБН 9781317057734 .
Он происходил из семьи, имевшей политическое, военное и интеллектуальное значение. Его дед был высокопоставленным сельджукским офицером.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . п. 143.
- ^ Инальчик, Халил (1973). Османская империя: классическая эпоха 1300-1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 189.
- ^ Инальчик, Халил (1973). Османская империя: классический век 1300-1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 190.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Финкель, Кэролайн . Мечта Османа: История Османской империи 1300-1923 гг. Нью-Йорк: Основные книги, 2005 г.
- Хикмет, Назым , Стихи Назима Хикмета. . Тр. Рэнди Блейзинг и Happy Guest . Нью-Йорк: Книги Персеи, 1994.
- Имбер, Колин . Османская империя, 1300-1650 гг . Houndmills: Пэлгрейв Макмиллан, 2009.
- Иналджик, Халил . Османская империя: Классическая империя 1300-1600 гг. Нью-Йорк: Издательство Praeger, 1973.
- Кафадар, Джемаль . Между двумя мирами: строительство Османского государства. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1995.
- Лоури, Хит . Природа раннего османского государства. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2003.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джемиль Йенер: Варидат, Стамбул: Elif Publications, 1970. (на турецком языке)
- Эрол Той : Партнеры в мучениях, 1973. (на турецком языке)
- Весихи Тимуроглу: Шейх Бедреттин Варидат Анкара: Türkiye Yazıları Yayınları, 1979 (на турецком языке)
- Исмет Зеки Эйюбоглу: Шейх Бедреддин Варидат, Derin Publications, 1980 (на турецком языке)
- Ченгиз Кетене: Варидат: Симавна Кадысыоглу Шейх Бедреддин Симави, 823/1420; трк. Ченгиз Кетене, Анкара: Министерство культуры, 1990 г. (на турецком языке).
- Сейид Мухаммед Нур: Комментарий к «Варидат». Симавна Кадысыоглу Шейх Бедреддин Симави, 823/1420; Удовольствие. Махмут Садеттин Билгинер, Х. Мустафа Варлы, Стамбул: Esma Publications, 1994 (на турецком языке)
- Ради Пиш: Я также Халимдже Бедреддинем Эвренсель Басим Яин. (по-английски)
- Назым Хикмет: Эпос о шейхе Бедреттине YKY. (по-английски)
- Мине Г. Кирикканат, Гулун Отеки Ади (Другое имя розы) (на турецком языке)
- 1359 рождений
- 1420 смертей
- Люди 15 века из Османской империи
- Казаскер
- Мусульманские богословы XV века
- Мусульманские богословы XIV века
- Османский период в Анатолии
- Люди Османского Междуцарствия
- Османские суфии
- Люди, казненные в Османской империи через повешение
- Повстанцы из Османской империи
- Пантеисты