Jump to content

Шейх Бедреддин

(Перенаправлено из восстания шейха Бедреддина )

Шейх Бедреддин Махмуд бин Исраэль бин Абдель Азиз ( османский турецкий язык : شیخ بدرالدین ; 1359–1420) был влиятельным мистиком, ученым, теологом и революционером. Он наиболее известен своей ролью в восстании 1416 года против Османской империи , в котором он и его ученики бросили серьезный вызов авторитету султана Мехмеда I и Османского государства.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Многие детали ранней жизни Бедреддина оспариваются, поскольку большая часть ее является предметом легенд и фольклора. Он родился в 1359 году в городе Симавна (Кипринос) , близ Эдирне . Его отец был гази города, а мать — дочерью командира византийской крепости. Он родился в семье, занимавшей политическое и интеллектуальное положение. Его дед был высокопоставленным сельджукским офицером. [ 1 ] Примечательно, что Бедреддин имел смешанное мусульманское и христианское происхождение, его мать-христианка и отец-мусульманин; это способствовало развитию его синкретических религиозных убеждений в дальнейшей жизни. Турецкий ученый Джемаль Кафадар утверждает, что газийские корни Бедреддина, возможно, также способствовали его приверженности религиозному сосуществованию. [ 2 ] В юности он был кади османских воинов на маршах, что дало ему достаточный опыт в юриспруденции - области обучения, в которой он стал хорошо разбираться. Во время своего образования Бедреддин познакомился с множеством различных культур, путешествуя далеко от места своего рождения во Фракии . Он изучал богословие в Конье , а затем в Каире , который был столицей мамлюкского султаната . После этого он отправился в Ардебиль , на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Ардебиль находился под контролем Тимуридов и был домом для мистического ордена Сефевидов. Окруженный мистиками и далекий от религиозных норм Османской империи, Бедреддин оказался в прекрасном месте для развития своей нетрадиционной религиозной идеологии. Там он нашел среду, сочувствующую его пантеистическим религиозным убеждениям, и особенно доктрине « единства бытия ». Эта доктрина осуждала такие противоречия, как религия и социальный класс, как вмешательство в единство Бога и личности, и такая доктрина противоречила растущим усилиям Османской империи по установлению единства Бога и личности. Суннитский ислам как государственная религия . Приняв его, Бедреддин еще больше зарекомендовал себя как подрывник.

Во время Османского междуцарствия после поражения султана Баязида I от Тамерлана в 1402 году Бедреддин служил кадиаскером , или главным военным судьей османского принца Мусы, когда Муса боролся со своими братьями за контроль над Османским султанатом. Вместе с пограничным беем Михалоглу он был главным сторонником революционного режима Мусы. Будучи кадиаскером, Бедреддин снискал благосклонность многих приграничных гази, распределяя тимары между ними . Тем самым он помогал этим неоплачиваемым гази в их борьбе против централизации, что ясно указывает на его подрывную сторону.

Восстание 1416 г.

[ редактировать ]

После поражения Мусы от османского султана Мехмеда I в 1413 году Бедреддин был сослан в Изник , а его последователи были лишены своих тимаров. Однако вскоре он решил извлечь выгоду из атмосферы оппозиции Мехмеду I, возникшей после беспорядков все еще свежего междуцарствия. Покинув в 1415 году ссылку в Изнике, Бедреддин направился в Синоп и оттуда через Черное море в Валахию . В 1416 году он поднял знамя восстания против Османского государства.

Большинство последовавших за этим восстаний произошло в регионах Измир , Добруджа и Сарухан . Большинство его последователей были туркменами . В состав остальных входили приграничные гази, раскулаченные сипахи , студенты медресе и крестьяне-христиане. Первое из этих восстаний вспыхнуло в Карабуруне , недалеко от Измира. Там Борклюе Мустафа , один из выдающихся учеников Бедреддина, спровоцировал идеалистическое народное восстание, проповедуя общинную собственность на собственность и равенство мусульман и христиан. Большинство восставших были турецкими кочевниками, но среди последователей Борклюе было также много христиан. Всего против Османского государства в Карабуруне восстало около 6000 человек. Торлак Кемаль , еще один из последователей Бедреддина, возглавил еще одно восстание в Манисе , а сам Бедреддин был лидером восстания в Добрудже, в современной северо-восточной Болгарии. Центром восстания Добруджи был регион Делиорман к югу от дельты Дуная . Бедреддин нашел учеников среди многих, недовольных султаном Мехмедом; он стал номинальным главой тех, кто считал, что султан лишил их избирательных прав, включая недовольных марширующих лордов и многих из тех, кому Бедреддин дал тимары в качестве кадиаскера Мусы, которые были отозваны Мехмедом.

Эти восстания бросили серьезный вызов авторитету Мехмеда I, когда он пытался воссоединить Османскую империю и управлять своими балканскими провинциями. Хотя все они в конечном итоге были подавлены, серия скоординированных восстаний, спровоцированных Бедреддином и его учениками, была подавлена ​​с большим трудом. Восстание Торлака Кемаля в Манисе было подавлено, и он был казнен вместе с тысячами его последователей. Восстание Борклюе вызвало больше борьбы, чем другие, разгромив сначала армию губернатора Сарухана , а затем армию османского губернатора Али-бея, прежде чем оно было окончательно подавлено визирем Баязид-пашой . По словам греческого историка Дукаса , Баязид безоговорочно устроил резню, чтобы обеспечить поражение восстания, а Борклюе был казнен вместе с двумя тысячами его последователей. Восстание шейха Бедреддина в Добрудже было недолгим и подошло к концу, когда Бедреддин был задержан силами Мехмеда и доставлен в Серрес . Обвиненный в нарушении общественного порядка проповедью религиозного синкретизма и общинной собственности, он был казнен на рыночной площади.

Мысли и сочинения

[ редактировать ]

Шейх Бедреддин был плодовитым писателем и религиоведом, а также выдающимся членом исламской религиозной иерархии. Его часто считают талантливым человеком в области религиозных наук, особенно за его мысли об исламском праве. За свои работы по юриспруденции его причисляют к великим ученым исламской мысли. С другой стороны, многие осуждают его как еретика за радикальные идеи религиозного синкретизма. Бедреддин выступал за игнорирование религиозных различий, выступая против ревностного прозелитизма в пользу утопического синтеза конфессий. Эта широкая интерпретация религии во многом позволила ему и его ученикам спровоцировать широкомасштабное народное восстание в 1416 году, объединив очень разнородную базу поддержки.

Религиозное происхождение Бедреддина было мистическим. На его форму мистицизма большое влияние оказали работы Ибн аль-Араби , и известно, что он написал комментарий к книге аль-Араби « Фусус аль-хикам» («Квинтэссенция мудрости»). В своих произведениях он развил свою собственную форму мистицизма. Его самая значительная книга « Варидат », или «Божественное вдохновение», представляла собой сборник его бесед, в которых отражались его идеи о мистицизме и религии. Бедреддин был монистом , полагавшим, что реальность — это проявление сущности Бога, и что духовный и физический миры неразделимы и необходимы друг другу. Как он пишет в «Варидате », он считал, что «Этот мир и последующий во всей своей полноте — воображаемые фантазии; рай и ад — не более чем духовные проявления, сладкие и горькие, добрых и злых поступков». [ 3 ]

убеждения Бедреддина Пантеистические сильно повлияли на многие его политические и социальные идеи, особенно на доктрину «единства бытия». Эта доктрина осуждает оппозицию, которая, по мнению ее приверженцев, препятствует единству человека с Богом, включая оппозицию между религиями, а также между привилегированными и бессильными. Эта система верований отражена в верованиях Бедреддина и его учеников, которые, среди прочего, проповедовали, что все религии по сути одинаковы, а также что собственность на собственность должна быть общинной. Подобные идеи очень нравились тем, кто чувствовал себя маргинализированным в османском обществе, и эта эгалитарная идеология сыграла важную роль в вдохновении народного восстания в 1416 году.

Шейх Бедреддин явно имел амбициозные политические амбиции, когда начал свое восстание. По словам суннитского историка XV века Идриса из Битлиса, Бедреддин считал себя Махди , который обеспечит единство Бога в мире, распределив свои земли между своими последователями. [ 4 ] Хотя рассказ Идриса является частичным, амбиции Бедреддина как политического и религиозного лидера очевидны. Он даже зашел так далеко, что заявил, что происходит из королевского дома Сельджуков , несомненно, чтобы укрепить свою легитимность как потенциального правителя. Вполне вероятно, что он стремился завоевать султанат.

Секты последователей Бедреддина продолжали существовать еще долгое время после его смерти. Его учение оставалось влиятельным, а его сектанты считались угрозой до конца шестнадцатого века. , известная как Симавнис или Бедреддинлус, Секта его последователей в Добрудже и Делиормане продолжала существовать в течение сотен лет после его казни. Неудивительно, что правительство Османской империи относилось к этой группе с большим подозрением. В шестнадцатом веке их считали тождественными кызылбашам и преследовали вместе с ними. Некоторые из доктрин Бедреддина также стали распространены среди некоторых других мистических сект. Одной из таких сект был Бекташи , орден дервишей, обычно ассоциируемый с янычарами.

Шейх Бедреддин по-прежнему известен в Турции, особенно среди социалистов, коммунистов и других политических левых. В двадцатом веке он снова оказался в центре внимания благодаря турецкому писателю-коммунисту Назиму Хикмету , написавшему «Эпос о шейхе Бедреддине», чтобы выразить оппозицию подъему фашизма в 1930-х годах. Работа Хикмета популяризировала Бедреддина как исторического поборника социализма и противника фашистской тирании, и его имя осталось хорошо известным представителям левого политического спектра. Его кости были эксгумированы в 1924 году, но его приверженцы настолько боялись негативной реакции турецкого правительства на новообретенное политическое значение Бедреддина, что он не был похоронен до 1961 года. В конце концов его похоронили возле мавзолея Махмуда II в Стамбуле .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чалис-Курал, Б. Дениз (2016). Серенгиз, Городские ритуалы и девиантный суфийский мистицизм в Османском Стамбуле . Тейлор и Фрэнсис . п. 60. ИСБН  9781317057734 . Он происходил из семьи, имевшей политическое, военное и интеллектуальное значение. Его дед был высокопоставленным сельджукским офицером.
  2. ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . п. 143.
  3. ^ Инальчик, Халил (1973). Османская империя: классическая эпоха 1300-1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 189.
  4. ^ Инальчик, Халил (1973). Османская империя: классический век 1300-1600 гг . Нью-Йорк: Издательство Praeger. п. 190.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Финкель, Кэролайн . Мечта Османа: История Османской империи 1300-1923 гг. Нью-Йорк: Основные книги, 2005 г.
  • Хикмет, Назым , Стихи Назима Хикмета. . Тр. Рэнди Блейзинг и Happy Guest . Нью-Йорк: Книги Персеи, 1994.
  • Имбер, Колин . Османская империя, 1300-1650 гг . Houndmills: Пэлгрейв Макмиллан, 2009.
  • Иналджик, Халил . Османская империя: Классическая империя 1300-1600 гг. Нью-Йорк: Издательство Praeger, 1973.
  • Кафадар, Джемаль . Между двумя мирами: строительство Османского государства. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1995.
  • Лоури, Хит . Природа раннего османского государства. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2003.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джемиль Йенер: Варидат, Стамбул: Elif Publications, 1970. (на турецком языке)
  • Эрол Той : Партнеры в мучениях, 1973. (на турецком языке)
  • Весихи Тимуроглу: Шейх Бедреттин Варидат Анкара: Türkiye Yazıları Yayınları, 1979 (на турецком языке)
  • Исмет Зеки Эйюбоглу: Шейх Бедреддин Варидат, Derin Publications, 1980 (на турецком языке)
  • Ченгиз Кетене: Варидат: Симавна Кадысыоглу Шейх Бедреддин Симави, 823/1420; трк. Ченгиз Кетене, Анкара: Министерство культуры, 1990 г. (на турецком языке).
  • Сейид Мухаммед Нур: Комментарий к «Варидат». Симавна Кадысыоглу Шейх Бедреддин Симави, 823/1420; Удовольствие. Махмут Садеттин Билгинер, Х. Мустафа Варлы, Стамбул: Esma Publications, 1994 (на турецком языке)
  • Ради Пиш: Я также Халимдже Бедреддинем Эвренсель Басим Яин. (по-английски)
  • Назым Хикмет: Эпос о шейхе Бедреттине YKY. (по-английски)
  • Мине Г. Кирикканат, Гулун Отеки Ади (Другое имя розы) (на турецком языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f213d076364b793b17264b1c4ccd6898__1718565480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/98/f213d076364b793b17264b1c4ccd6898.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheikh Bedreddin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)