Jump to content

Ходжа

(Перенаправлено с Ходжаса )
Ходжа
Ходжи Западной Индии ок. 1855-1862 гг.
Регионы со значительной численностью населения
Гуджарат , Синд , Махараштра
Языки
Гуджарати , Кутчи , Синдхи , Хинди ( урду)
Религия
Низариты-исмаилиты-шииты (большинство), двунадесятники-шииты , сунниты (меньшинство)

Ходжа . — преимущественно шиитское племя родом из западного Индийского субконтинента Ходжи когда-то преимущественно проживали в Индии , Пакистане и Восточной Африке , но теперь образуют глобальную диаспору. [1] Они известны под многими названиями, например, Лаватия в Персидском заливе и Карана на Мадагаскаре .

В Индии большинство ходжей проживает в штатах Гуджарат, Махараштра , Раджастхан и городе Хайдарабад . В Пакистане большинство ходжей проживают в Карачи в провинции Синд . Многие ходжи также мигрировали и селились на протяжении веков в Восточной Африке , странах Карибского бассейна , Европе и Северной Америке . Ходжа к тому времени были приверженцами низаритского исмаилизма. В конце 19-го и начале 20-го веков, особенно после дела Ага Хана , значительное меньшинство отделилось и приняло суннитский ислам и двунадесятный шиизм , в то время как большинство осталось низаритами-исмаилитами. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Термин Ходжа происходит от Ходжи (новоперсидский Хадже ), персидского почетного титула (خواجه) благочестивых людей, используемого в тюрко-персидским регионах мусульманского мира, находящихся под влиянием.

Конкретный термин Ходжа на языках гуджарати и синдхи был впервые дарован персидским низаритом Исмаили Садардином (умер около 15 века) своим последователям при жизни низаритского исмаилитского имама Ислам Шаха (1368-1423 гг. Н. Э.). Таким образом, Пир Шихаб ад-Дин Шах, брат одного из низаритских исмаилитских имамов , писал относительно происхождения ходжей, что само формирование общины произошло благодаря преданности Пира Садардина имаму. [3]

Многие лоханы Гуджарата обратились в низаритский исмаилизм благодаря усилиям Пира Садардина. Постепенно они стали использовать титул Ходжа. До прибытия Ага-хана из Персии в Индию под британским управлением в 19 веке Ходжас сохранил многие индуистские традиции, включая вариацию веры в Дашаватару . [4] [5]

Фотография мужчины-ходжи, 1911 год.

Истоки и синкретизм

[ редактировать ]

Ходжи происходят от индуистских лоханов из Синда, которые были обращены в низаритский исмаилизм Пиром Шадр ад-Дином в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Шадр ад-Дин был даи («миссионером»), действовавшим от имени низаритского имама , жившего в Персия. Произошло от персидского хваджа, почетного термина, перевода традиционного титула Тхаккар . Шадр ад-Дин принадлежал к потомственному роду пиров, которые служили лидерами общины ходжи в качестве заместителя имама в Персии. [6] [7] [8]

Кроме того, в него входили определенные группы, такие как Чаранас , [9] [10] преимущественно выходцы из Гуджарата и Катча , которые сохранили сильные индийские этнические корни и кастовые обычаи, сохраняя при этом свою мусульманскую религиозную идентичность.

Пиры сочиняли религиозные гимны, называемые гинаны , которые служили религиозными писаниями ходжей, а не Кораном . Большинство гинанов прославляют низаритского имама как абсолютного и непогрешимого лидера. Некоторые гинаны содержат большое количество индуистско-мусульманского синкретизма, при этом индуистские божества отождествляются с мусульманскими фигурами. Гинан черпал вдохновение из различных традиций, включая низаритский исмаилизм, индуистского сантизма и бхакти традиции , а также суфизм . Подобный синкретизм с индуизмом рассматривался исмаилитскими миссионерами как стратегия обращения индуистов, а также как такия, чтобы скрыть их от других мусульман. Религия ходжей была известна как Сатпантх . [7]

В конце пятнадцатого века имам в Персии аль-Мустансир биллах II упразднил пиры как источник религиозного авторитета и заменил их книгой под названием Пандият-и джаванмарди , которая затем была переведена на гуджарати . Следующим пиром должен был стать Имам Шах (ум. 1513), но в ответ на решение имама сын Имам Шаха Нар Мухаммад заявил, что он имам, и основал отколовшуюся секту под названием Имам-Шахи, также известную как Сат-Пантис. [7]

В девятнадцатом веке ходжи собирались в зданиях джамаатханов , не читали Коран и в целом не следовали исламским законам . [7]

Приход Ага Хана и исмаилитская исламизация/деиндуизация

[ редактировать ]

В 1845 году Хасан Али Шах, он же Ага Хан I, переехал в Индию из-за конфликта с династией Каджаров в Персии. Он поселился в Бомбее , где была самая большая концентрация ходжей в Индии. На протяжении веков ходжи были самоуправляющейся общиной, номинально подчинявшейся далекому низаритскому имаму в Персии, но недавно прибывший Ага-хан стремился вмешаться в их внутренние дела. Это привело к конфликту в общине ходжи, кульминацией которого стало дело Ага-хана в 1866 году. Истцы Ходжи утверждали, что община на самом деле была мусульманами-суннитами и, следовательно, не находилась под властью имама Ага-хана. Британский судья вынес решение в пользу ответчика Ага Хана I, постановив, что ходжи были потомками индусов, которые стали шиитскими исмаилитами и, таким образом, находились под религиозной властью имама Ага Хана I. В ответ на приговор некоторые ходжи принял суннитский ислам . [7]

Имам, сменивший следующего имама, Султан Мухаммад Шах Ага Хан III (годы правления 1885–1957), продолжал пытаться проявить свою власть над ходжами и подтолкнуть их к нормативному исмаилитско-шиитскому исламу; это привело к делу Хаджи Биби . Истцы по делу Хаджи Биби 1908 года утверждали, что ходжи были последователями шиизма-двунадесятника , однако британский судья подтвердил, что ходжи были исмаилитами, и поэтому эти ходжи отделились, чтобы следовать шиизму-двунадесятнику . [7]

В девятнадцатом и двадцатом веках ходжи находились под давлением со стороны Ага-ханов, а также мусульманских и индуистских фундаменталистских движений с целью изменить свою религию. Религиозные фундаменталисты считали ходжей еретиками, которым следует принять суннитский или двунадесятнический шиитский ислам или нормативный индуизм. Ага-ханы, которые обладали религиозной властью над общиной в качестве имама, стремились исламизировать общину до нормативного исмаилизма. Под их руководством гинаны были систематизированы, те, что имели индуистское влияние, были очищены, а новые гинаны были составлены на основе стихов Корана. Использование языка гуджарати также было заменено английским языком . Ко времени нынешнего имама, шаха Карима аль-Хусайни Ага Хана IV , ходжи были интегрированы в транснациональное исмаилитское сообщество, уделяющее особое внимание Корану и изучению исламских концепций. [7]

Сегодня ходжи живут в Восточной Африке , Индии, Пакистане, Европе и Северной Америке и демонстрируют твердую приверженность ценностям мусульманской филантропии в своем бизнес-предпринимательстве и вкладе в общество, в котором они живут. С 18 века часть ходжей мигрировала в регион Персидского залива , в основном в Султанат Оман и ОАЭ , где они известны как Аль-Лаватия . [11]

Ходжа общины

[ редактировать ]

Isma'ili Khojas

[ редактировать ]
Акварельная картина М.В. Дхурандхара с изображением женщины-ходжи , 1928 год.

Первоначально низари-исмаилиты , после дела Ага Хана 1866 года , которое консолидировало большую часть общины бомбейских ходжей под руководством Ага Хана . Ходжи приписывают свой титул Пиру Садр ад-Дину , который якобы заложил основы общины низаритских исмаилитов в Индии еще до анджуданской фазы истории низаритского исмаилиизма . [12]

Двенадцатиходжи

[ редактировать ]

Ходжи, которые следуют двунадесятнику шиитскому исламу- и имеют большие общины в Пакистане , Индии , Восточной Африке, Северной Америке и Соединенном Королевстве .Моулви Али Бакш, поселившийся в Мумбаи в середине-конце 1800-х годов, был видным моулви, пользовавшимся большим уважением в общине Итнаашари Ходжа. Говорят, что тогда шииты были организованы в отдельную общину самим Моулви Али Бакшем. (Отрывки в переводе из книги «Величие в прошлом», автор: Зиауддин Ахмед Барни, опубликованная Талеми Марказ Карачи 30 июля 1961 г., страница: 342, написаны об одной из 93 великих личностей Али Мохаммеде Моулви. Автор не встречался только с двумя из 93 отмеченных личностей. в его книге).

Говорят, что двенадцать ходжей откололись от исмаилитских ходжей из-за своей решимости защитить свою практику поминовения от попыток Ага Хана запретить ее, чтобы повысить свой личный статус как реинкарнации Исмаила ибн Джафара . седьмой имам исмаилитов. [13]

См. также

[ редактировать ]
  • Ходжки — письмо, используемое исключительно сообществом ходжи для написания своего языка.
  • Момна , низаритские исмаилиты из северного Гуджарата.
  1. ^ Ходжа в Британской энциклопедии . «Ходжа, персидский хвадже, каста индийских мусульман, обращенных из индуизма в ислам в 14 веке персидским пиром (религиозным лидером или учителем) Садр-ад-Дином и принятых в члены низаритской секты исмаилийя шиитов».
  2. ^ Бойвен, Мишель (2014). «Разделение исмаилитов и исна ашари среди ходжей: исследование забытых судебных данных из Карачи» . Журнал Королевского азиатского общества . 24 (3): 381–396. дои : 10.1017/S1356186314000224 . ISSN   1356-1863 . JSTOR   43307309 . S2CID   162188373 .
  3. ^ Вирани, Шафик Н. Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения (Нью-Йорк: Oxford University Press), 2007, с. 102.
  4. ^ МакГрегор, RS; Мэллисон, Франсуаза (1992). Религиозная литература в Южной Азии: текущие исследования, 1985-1988 гг.: документы Четвертой конференции по религиозной литературе на новых индоарийских, англосаксонских языках, состоявшейся в Вольфсон-колледже, Кембридж, 1-4 сентября 1988 г. (1-е изд. ). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 91. ИСБН  0521413117 . Проверено 25 августа 2016 г.
  5. ^ Моррис, HS, 1958. Божественное царствование Ага Хана: исследование теократии в Восточной Африке. Юго-западный журнал антропологии, 14 (4), стр. 454-472 [1]
  6. ^ Тайлер, Стивен А. (1986). Индия: антропологическая перспектива . Уэйвленд Пресс. п. 186. ИСБН  978-0-88133-245-2 . Некоторые из них, например каста ходжей, представляют собой группы баниа, обращенные в ислам мусульманскими пирами (святыми).
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Де Смет, Дэниел (2020). "Идти". Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Брилл.
  8. ^ Маклин, Деррил Н. (1989). Религия и общество в арабском Синде . Лейден, Нью-Йорк, Копенгаген, Кёльн: Э.Дж. Брилл. п. 142. ИСБН  9789004085510 .
  9. ^ «Алик Падамзее: Человек, который носил несколько шляп» . Декан Вестник . 17.11.2018 . Проверено 8 сентября 2021 г.
  10. ^ Капур, Гита (1978). Современные индийские художники . Викас. ISBN  978-0-7069-0527-4 . Падамси, пришедшие из деревни Маува в Саураштре, первоначально принадлежали к касте Чараньев. Обратившись в исламскую секту Ходжа, их клан стал последователями Ага-хана. Дед Акбара, который был землевладельцем и старостой деревни, гордился тем, что по собственному убеждению привел тогдашнего Ага-хана посетить их деревню.
  11. ^ Это отредактированная версия статьи, первоначально опубликованной в Энциклопедии ислама и мусульманского мира, Vol. II, с. 393, изд. Ричард К. Мартин, Справочники MacMillan, Нью-Йорк, 2003 г.
  12. ^ Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины . Издательство Эдинбургского университета. п. 179, 198. ISBN.  978-0-7486-0904-8 .
  13. ^ Бойвен, Мишель; Делаж, Реми, ред. (22 декабря 2015 г.). Религиозный ислам в современной Южной Азии . Рутледж. дои : 10.4324/9781315674711 . ISBN  978-1-317-38000-9 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Азим Маликов, Системы родства групп Ходжа в Южном Казахстане в антропологии Ближнего Востока, Том 12, Выпуск 2, зима 2017, стр.78-91
  • Азим Маликов, Священные родословные в Центральной Азии: транслокальность и идентичность в мобильности, границах и идеях путешествий: переосмысление транслокальности за пределами Центральной Азии и Кавказа под редакцией Мани Стефан-Эммрих и Филиппа Шредера (Кембридж: Open Book Publishers), 2018, стр. . 121–150
  • Азим Маликов, Ходжа в Казахстане: трансформация идентичности в Институте социальной антропологии Макса Планка. Отдел «Интеграция и конфликты». Полевые заметки и исследовательские проекты. VI CASCA – Центр антропологических исследований Центральной Азии: рамки исследования, первоначальные проекты. Ред.: Гюнтер Шлее. Галле/Заале, 2013, стр. 101–107.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d40cccbc4b2430c7ed745057f4bb5a6__1721703060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/a6/5d40cccbc4b2430c7ed745057f4bb5a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khoja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)